Как узнать невротическая или психотическая личность


После публикации статьи про Джокера одна читательница попросила меня рассказать подробнее об уровнях развития личностей. Наверняка вы слышали, что всех людей можно разделить на четыре большие группы. Психотики (их 5 % от всего количества людей), пограничники, или люди с расстройствами личности (их 40 %), невротики (их также 40 %) и психически здоровые люди (их 5 %). Важно не путать психически здоровых людей с психической нормой: в нее могут входить определенные невротики и пограничники.

Какой у нас уровень развития личности, от нас не очень-то и зависит. Он формируется до 4–5 лет, потом корректируется в подростковом возрасте, а далее мы уже самостоятельно можем обратиться к саморазвитию, психотерапии или другим альтернативным способам – йоге, медитации, духовным учениям. Но база все равно закладывается в детстве – родителями, условиями жизни.


Вот ребенок родился и растет до 1–1,5 лет. У Фрейда эта стадия называется оральной, у Эриксона – стадией базового доверия миру.

Люди, не получившие всего этого (мама не заботилась, оставляла ребенка надолго одного, не удовлетворяла его потребности), называются психотиками. Они застревают в этой стадии. Им практически постоянно полтора года.

Люди-психотики, как полуторагодовалые дети, не способны выжить одни. Им постоянно нужен партнер, в которого они будут всасываться. Если психотика бросает значимый человек (например, любимый мужчина), для него это событие будет равно собственной смерти.

Психотики – это шизофреники (недавно мы составляли психологический портрет Джокера, психотика, страдающего кататонической шизофренией) или люди с маниакально-депрессивным психозом.

Сами себе они помочь никак не смогут, тут уже подключаются врачи-психиатры. Больным назначается медикаментозная терапия, психотерапия в условиях стационара и пр.


Люди, которые остались на этой стадии, называются пограничниками. В ситуации стресса они возвращаются в возраст 2,5 лет.

Это люди, выросшие в семьях, где:

  • существовало непоследовательное воспитание (сегодня я тобой занимаюсь, а завтра ты мне не нужен, делай что хочешь);
  • родители страдали депрессией, химической зависимостью, шизофренией;
  • ребенка подвергали насилию, в т. ч. и сексуальному;
  • ребенок воспитывался только одним членом семьи;
  • на одном тесном пространстве жили несколько поколений – бабушки-дедушки, мама-папа, сиблинги (родные братья и сестры ребенка).

Чувствуют, что многие черты их личности развиты негармонично. Например, они очень умны, но испытывают большие проблемы в общении. Не имеют никаких отношений, потому что любые отношения являются источником стресса, сильных непереносимых эмоций. Или эти отношения могут быть непоследовательны, постоянно разрываться или строиться с совершенно разными людьми.

При всем этом человек ненавидит, не принимает себя, испытывает стыд за то, что он такой родился, не любит себя.

Испытывают трудности с пониманием эмоций. Например, страдают сильной тревогой или депрессией, которую невозможно контролировать. Для того чтобы снять стресс, прибегают к алкоголю, наркотикам, переедают.

А вот пограничникам медикаментозная терапия не требуется. Все решается поддерживающими беседами с психологом или психотерапевтом. Пограничника можно научить основным базовым навыкам психики, стоит только узнать, где возник пробел. Чаще всего таким людям необходимо обучаться навыкам стрессоустойчивости, управления эмоциями, коммуникации. И только потом просматривать отношения с родителями.


В возрасте от 3 до 6 лет (Эдипова стадия), в дошкольном детстве, возникают основные формы сексуального поведения и формируется суперэго (кладовая контроля, чувства вины, идеалов, совести и морали). Тут же происходит развитие основных образцов мужественности и женственности, ребенок усваивает принятую в культуре женскую или мужскую роль. Также улучшается система психологических защит личности, развиваются и усложняются ее отношения с миром.

Обладают отличной логикой, используют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с причинно-следственными связями.

Страдают от неуверенности в себе, сексуальных проблем, не могут раскрепоститься.

В отношениях испытывают страх, что их разлюбят, отвергнут, не примут. В тех же отношениях склонны проигрывать один и тот же сценарий: например, девушка выбирает парней, которые над ней издеваются, критикуют ее, ею пренебрегают. Или не могут раскрепоститься в любви, потому что сами себе ставят блоки, ограничения на близость.

Невротику поддерживающая терапия, как, например, психотику или пограничнику, не особо нужна. Он и так понимает, что хороший. Основная работа ведется в направлении анализа текущих и прошлых взаимоотношений с родителями, пересмотра этих отношений. Это можно сделать самому теоретически, но эмоционально провернуть сию миссию будет сложно. У невротика нет хорошей альтернативы других отношений, а ее может дать только грамотный психолог, психоаналитик.

И второй момент. Стоит научиться навыкам эмоциональной саморегуляции в части злости. Например, стоит понять, как правильно конфликтовать, чтобы тебя поняли и эффективно среагировали, как не бояться выражать агрессию. Это вы можете узнать из статьи.

Расстройство психики или нормальная защитная реакция от окружающего мира? В статье я расскажу про невротика и опишу, кто это такой в психологии, какие симптомы и признаки проявляются у личности.

Почему важно понимать, каким характером обладаете вы сами и окружающие вас люди? Потому что от этого зависит стиль поведения, могут меняться реакции на конкретные ситуации, слова. Возможно, вы обижаетесь за резкость или излишние переживания, в то время как подобное проявление чувств и эмоций характерно для человека и даже не подлежит коррекции. Прочитайте статью и найдите в описании себя и людей из вашего окружения.


Кто такой невротик

Это взрослые развитые личности, страдающие неврозами. У них есть неявные психологические отклонения – они плохо приспосабливаются к реальности и больше ориентируются на собственный эмоциональный уровень, чем на рациональные решения.

Характерная черта – они постоянно испытывают сомнения и, вследствие этого, нуждаются в поддержке и согласии со стороны близких, коллег. Но часто они стараются сделать над собой усилие, чтобы доказать самому себе возможность лидерства. Так невротик – это человек, который может стать лидером, но не из-за собственных убеждений, а для доказательства своей способности возглавлять толпу, властвовать над другими.

Еще одна распространенная эмоциональная невротическая реакция – отказ от повседневных бытовых дел, общения. По сути, это выбранное отшельничество с презрением всех благ цивилизации. Это происходит из-за того, что данный психотип часто не признает установленные в социуме правила. Но не все люди, отвергающие стандарты, имеют психологическое отклонение, иногда это осознанный выбор.

  • Плохое самочувствие и состояние: при этом окружающие не испытывают дискомфорта при нахождении рядом, что не скажешь о психопатах, которые в обратной ситуации оказывают именно влияние на других.
  • Психоэмоциональная нестабильность. Это скачки эмоций и настроений. Но со временем и взрослением такой человек переходит в стабильный пессимизм. При этом из негативного состояния невротик выходит редко и сложно.
  • Неуверенность в собственных начинаниях, возможностях.
  • Страхи и недоверчивость – часто вытекает из-за негативного опыта общения с людьми или по причине надуманных переживаний.
  • Самобичевание или обратная крайность – обвинение окружающих в любых проблемах, отсутствие баланса.
  • Эгоцентризм.

Невротиком не рождаются, им становятся. В основном становление такой личности, как и любой с другой, происходит с детства, когда закладываются основные манеры поведения. Затем каждый опыт общения (в личной жизни или в профессиональной) может усугубить состояние. С возрастом, особенно при наступлении старости, такие люди зачастую перестают себя контролировать и вступают в крайности, с ними очень сложно общаться. В то время как в молодости и во взрослой жизни они часто маскируют свои переживания и сомнения, подстраиваясь под нормы и правила социума.


Симптомы

Невротизм – это черта личности, а не психологическая болезнь, поэтому нельзя говорить о наличии симптоматики в медицинском смысле. Если данные признаки намечаются в легкой форме, то есть сопровождаются некоторым внутренним дискомфортом и внешним спокойствием, нельзя говорить о заболевании. Просто из душевного равновесия его вывела определенная ситуация.

А вот невроз в тяжелой форме – это уже причина беспокоиться, поскольку это болезнь, которая приводит и к психологическим, и к физическим проявлениям.

Даже если у вас или у близких только первый вариант невротизма, стоит знать симптомы, которые могут говорить о более серьезной стадии:

  • Плохо дается обучение в школе, в университете.
  • Сложно начать что-то новое, а вернее – прекратить старое. Изменения сильно пугают, поэтому при невротичности человек долго не уходит с нелюбимой работы или от второй половинки, даже если знает необходимость в этом.
  • Проблемы в интимной сфере: нет доверия между влюбленными, поэтому сложно открыться и наслаждаться процессом.
  • Кружится голова и появляются боли в височной области.
  • Человек постоянно ищет заболевания – это забота о собственном физическом и психологическом здоровье, которая является необоснованной.
  • Присутствуют постоянные страхи: что он куда-то опоздает, что-то пропустит или забудет, не выключит чайник, утюг, газ, не перекроет воду.
  • Скачки давления.
  • Усталость. Часто после сна невротик не чувствует себя выспавшимся.
  • Повышенная раздражительность на звуки (тиканье часов) и свет – мигание лампочки-индикатора на мониторе или телевизоре.
  • Желание быть наедине с собой.
  • Множество признаков неуверенности в себе.
  • Неумение признавать собственную вину или ошибки.

Постоянный страх, как и остальные симптомы, проявляются у разных людей в различной степени. В основном это зависит от силы личности. Сильные люди стараются преодолеть опасения, не показывать их. В то время как слабые выражают их постоянно. По этой причине nevrotik часто старается привлечь внимание, рассказывает о своих преувеличенных бедах, надуманных заболеваниях, желает, чтобы его пожалели. Он не любит слушать, зато сам с удовольствием рассказывает о проблемах.

Простыми словами, невротик – это человек, которому самому с собой и от всего плохо. Этим невротик отличается от психотика, которому часто хорошо, но с которым плохо окружающим.

В легкой форме (невротизм) человек испытывает внутренний дискомфорт при внешнем благополучии и хорошей адаптации в социуме (в этом случае человек считается здоровым). В тяжелой форме (невроз) человек уже болен, его состояние характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Чем выше уровень невротизма, тем ниже способность учиться на опыте, сложнее преодолевать страхи и прекратить деятельность, разрушительность и неразумность которой очевидна.


Представленные ниже ТИПЫ ЛИЧНОСТИ в первую очередь рассматриваются в клинической картине, однако выраженность отдельного психотипа может быть представлена на разном уровне: от невротичного до психотического. Кроме того, у одного человека могут проявляться выраженность нескольких типов.

Формирование определенного психотипа – всегда сочетание нескольких факторов: генетического, социального, фактора семейного воспитания (и поведения самих родителей), определенной свободы выбора, проявляемой уже в детском возрасте в способе реагирования на определенные стимулы и обстоятельства.

1. Антисоциальный (психопатический) тип личности

Характерные проявления:

Ведущие защитные механизмы:

Предпосылки формирования антисоциального типа личности:

Детство антисоциальных людей нередко отличается нестабильностью, обилием опасностей и хаоса, а также хаотической смесью суровой дисциплины и сверхпотворства. Чаще всего наличие слабых, депрессивных и мазохистичных матерей и вспыльчивых, непоследовательных и садистических отцов, а также алкоголизм и применение наркотиков членами семьи. Частыми являются паттерны переездов, потерь, семейных разрывов. Отсутствие ощущения силы в те моменты развития, когда оно необходимо, может принудить детей с подобным затруднением потратить большую часть жизни на поиск подтверждения их всемогущества.


Психопатические люди не могут признать в себе наличие обычных эмоций, так как они ассоциируются со слабостью и уязвимостью.

Кроме того, психопатия может быть “унаследована”: ребенок повторяет защитные решения своих родителей.

Чаще индивиды антисоциального (психопатийного) типа – мужчины.

2. Нарциссический тип личности

Нарциссизм – как нормальный, так и патологический – является темой, которой Фрейд (1914) периодически уделял внимание, позаимствовав данный термин из греческого мифа о Нарциссе — юноше, который влюбился в свое отражение в зеркале воды и в конце концов умер от тоски, которую его отражение никогда не могло бы удовлетворить.

Характерные проявления:

— Нестабильная самооценка, сомнения в себе и хрупкая самоидентичность
— Склонность к осуждению (себя и других) и оцениванию
— Внутреннее чувство или страх, что они “не подходят”; чувство стыда, слабости и своего низкого положения
— Невыносимость критики, особенно публичной
— Полярности Эго-состояний: грандиозное (все хорошо) или, наоборот, истощенное (все плохо) восприятие собственного “Я”.
— Чувство смутной фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, уродства и неполноценности или их компенсаторные противоположности – самоутверждение, чувство собственного достоинства, презрение, защитная самодостаточность, тщеславие и превосходство.
— Перфекционизм и максимализм (и соответственно, трудности компромисса)
— Ипохондричность (озабоченность своим здоровьем и болезненный страх смерти)

Ведущие защитные механизмы:

— Идеализация – Обесценивание
— Вытеснение

Предпосылки формирования нарциссического типа личности (аспекты детства):

Нарциссические личности могут (могли) оказаться чрезвычайно важными для родителей или других заботящихся о них лиц не благодаря тому, кем они в действительности являются, а потому, что выполняют некую функцию.
Родственным аспектом воспитания людей, ставших впоследствии нарциссическими, является атмосфера постоянного оценивания в семье. Если на ребенка делается ставка как на жизненно важный объект, необходимый для собственной самооценки, то всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать.

3. Шизоидный тип личности

Характерные проявления:

— Врожденная повышенная чувствительность, сопутствующее избегание стимуляции
— Интровертность. Однако при собственной закрытости часто проявляет интерес к окружающему.
— Высокая креативность (творческие способности)
— Амбивалентность по поводу привязанности: страстно жаждут близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими.
— Низкий иммунитет

Ведущие защитные механизмы:

— Отмечается недостаточность общих психологических защит (что сказывается на сверхчувствительности)
— Уход в фантазии
— Проекция


Предпосылки формирования шизоидного типа личности:

Одним типом отношений, который, возможно, провоцирует избегание у ребенка, является покушающийся, сверхвовлеченный, сверхзаботливый тип воспитания. Клиницисты, наблюдающие пациентов-мужчин с шизоидными чертами, также, как правило, обнаруживают в семейном основании соблазнительную нарушающую границы мать и нетерпеливого, критикующего отца.

Развитию шизоидного паттерна отстраненности и ухода, возможно, способствует не только уровень, но и содержание родительской вовлеченности.

4. Параноидальный тип личности

Характерные признаки:


Предпосылки формирования параноидального типа личности:

Клиническая практика предполагает, что ребенок, выросший параноидом, страдал от серьезных поражений ощущения собственной действительности (силы); точнее, он подвергался повторяющемуся подавлению и унижению.

В основе формирования параноидного человека обычно лежит критицизм, наказание, зависящее от каприза взрослых, которых никак нельзя удовлетворить, а также крайняя степень унижения.

Другим вкладом в параноидную организацию личности является неподдающаяся контролю тревога (непараноидная) у человека, осуществлявшего первичную заботу о ребенке.

5. Депрессивные и маниакальные личности

Депрессивный тип личности

Характерные проявления:

— Низкая самооценка
— Убеждение таких людей, что в своей глубине они плохи и испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности
— Факт, что они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное убеждение, что они заслуживают отвержения, именно их недостатки вызвали его и в будущем отвержение будет неизбежным, как только их партнер узнает их поближе.
— Низкая активность и высокая утомляемость
— Непреходящая печаль, сниженная энергетика, ангедония (неспособность радоваться обычным удовольствиям)
вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции)
— свои негативные чувства направляют не на другого, а на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими актуальными недостатками.
— редко переживают чувство злости и гнева, вместо него они ощущают вину.
— Крайне высокая ранимость, уязвимость перед критикой
— Плохое переключение
— Постоянство в отношениях
— Оправдают обидчика, встают на его защиту
— Миротворчество
— Чаще женщины.

Ведущие защитные механизмы:

— Интроекция (бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств старых объектов любви. Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя)
— Обращение против себя (с его помощью чаще всего снижается тревога сепарации/отделения)
— Идеализация

Психологические предпосылки формирования типа личности:

Депрессия имеет семейное происхождение, однако невозможно строго оценить степень, в какой депрессивные тенденции передаются генетически, а в какой депрессивное поведение родителей создает основу для дистимических реакций их детей. Характерологическая депрессия у родителей – особенно в ранние годы развития ребенка.

Наличие ранней потери, не всегда явной, но также внутренней, психологической.

Семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу (трауру). Когда родители или те, кто заботится о детях, моделируют отрицание горя или настаивают, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли, переживание горя становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном “Я” что-то неправильно.

Наличие трудностей сепарации/индивидуализации у самой матери, что провоцирует чувство вины за отделение и собственную индивидуализацию у ребенка. Таким образом, депрессивная личность начинает переживать свое естественное стремление к отделению как ненавистное. Значительная потеря на фазе сепарации-индивидуации фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику.

Фрейд был первым, кто сравнил и противопоставил депрессивные (“меланхолические”) состояния нормальному переживанию горя. Он обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мир переживается как уменьшившийся каким-либо важным образом (потеря значимой личности), в то время как при депрессивных состояниях то, что переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя. Следовательно, в некотором смысле депрессия противоположна переживанию горя. Люди, которые проходят процесс переживания горя нормальным образом, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся в течение некоторого периода времени после тяжелой утраты или потери.


Маниакальный тип личности

Мания – это обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной личностью, обладают депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредством защитного механизма отрицания.

Характерные признаки:

— Индивид весел, высоко социален, склонен к идеализации других, зависим от работы, в поведении склонен флиртовать, и в то же время скрыто он испытывает вину в связи с агрессией к другим. Он неспособен оставаться в одиночестве, имеет ограничения в эмпатии и любви, недостаточно систематичен в собственном когнитивном стиле
— Высокий темп речи и жестикуляция
— Высокая скорость внутренних процессов
— Высокое распределение внимания
— Чувство юмора
— Низкая утомляемость: мало спят, мало отдыхают
— Высокая коммуникабельность и социальная активность
— Постоянная подвижность (свидетельствует о высоком уровне тревоги)
-Кажется, что они постоянно на высоте – до тех пор, пока внезапно не наступает истощение (переход к депрессивному состоянию).
— Самоуважение людей с маниакальной структурой может поддерживаться посредством комбинации успешного избегания боли, приподнятого настроения и очарования окружающих.
— Не терпят одиночества
— Плохо чувствуют накопление телесных потребностей.

Ведущие защитные механизмы:

— Отрицание (проявляется в их тенденции игнорировать (или трансформировать в юмор) события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей)
— Отреагирование (проявляется в форме бегства)

Психологические предпосылки формирования маниакального типа личности:

В личных историях маниакальных людей, возможно, даже более часто, чем у депрессивных, обнаруживаются паттерны повторных травматических сепараций без какой-либо возможности для ребенка пережить этот опыт. Смерть значимых людей, разводы и расставания, внезапные смены места жительства, которые не были пережиты и оплаканы, характерны для детства маниакальных личностей.

6. Мазохистический (саморазрушительный) тип личности

Как и другие выше описанные феномены, морально-мазохистическое поведение необязательно является патологическим, даже если оно является самоотречением в широком смысле слова. Иногда мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Мазохизм бывает разной степени и имеет различные оттенки.


Три основные области страдания:

1) Здоровье: Любят болеть, не лечатся, правда его губят.

2) Супружество: выбирают партнеров-деспотов. Как правило, психопатов.

3) Собственные дети: Жертвуют ради и во имя детей всю себя

Ведущие защитные механизмы:

Интроекция
Идеализация
Морализация
Отреагирование во вне (нанесения ущерба самому себе)
Несколько измерений мазохистического отреагирования (Reik, 1941): (1) провокация (как в предыдущем случае); (2) умиротворение (“Я уже страдаю, поэтому, пожалуйста, воздержитесь от дополнительного наказания”); (3) эксгибиционизм (“Обратите внимание: мне больно”); (4) избегание чувства вины (“Смотрите, что вы заставили меня сделать!”).

Психологические предпосылки для формирования мазохистического типа:

Обычно история мазохистических личностей звучит так же, как и история депрессивных: с большими неоплаканными потерями, критикующими или индуцирующими вину воспитателями, перестановкой ролей, где дети чувствуют ответственность за родителей, случаями травмы и жестокого обращения и депрессивными моделями. Однако, если быть внимательным, можно услышать и о людях, которые находились рядом с пациентом, когда тот испытывал достаточно серьезные неприятности. Там, где депрессивным личностям кажется, что они никому не нужны, мазохистические чувствуют: если они смогут выразить свою потребность в сочувствии и заботе, их эмоциональное одиночество может прекратиться.

7. Обсессивно-Компульсивный тип личности

Характерологические признаки:

Ведущие защитные механизмы:

— Изоляция
— Рационализация и интеллектуализация (у людей с высоким интеллектом)
— Морализация
— Уничтожение сделанного


Предпосылки формирования обсессивно-компульсивного типа личности:

Родители и опекуны людей, развивающихся в обсессивном и компульсивном направлениях, задают высокие поведенческие стандарты и требуют, чтобы дети с раннего возраста им подчинялись. Они стремятся проявлять твердость и настойчивость, вознаграждая за хорошее поведение и наказывая за проступки.

Родители чрезмерно строги или начинают слишком рано требовать от детей послушания, обвиняют их не только за неприемлемое поведение, но и за соответствующие чувства, мысли, фантазии, родители чрезмерно строги или начинают слишком рано требовать от детей послушания, обвиняют их не только за неприемлемое поведение, но и за соответствующие чувства, мысли, фантазии.

8. Истерический тип личности (театральные личности)

Характерные признаки:

— Крайне высокая эмоциональность (Иногда они могут настолько пристраститься к волнениям, что переходят от одного кризиса к другому).
— Демонстративность
— Креативность, артистичность
— Инициативность
— Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности – особенно в межличностном плане
— Часто стремление преодолевать тревогу с помощью волнующей любовной истории или собственного исчезновения
— Общаются очень по-разному с мужчинами и женщинами. Женщина в гомогенной группе склонна дружить, но если есть хотя бы один мужчина, будет конкурировать с женщинами, в мужской группе заставит конкурировать мужчин между собой. Видит мужчин как сильных и восхитительных, а женщин – как слабых и незначительных.
— Подверженность влиянию
— Склонность к мистике и суевериям.
— Интуитивны, имеют диффузную границу между реальностью и вымыслом.
— Острый страх старения
— Несмотря на внешне подчеркиваемую сексуальность? могут быть асексуальны и часто фригидны
— Главное ощущение себя при истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности так хорошо, как только и можно ожидать в мире, где доминируют сильные и чужие другие.

Ведущие защитные механизмы:

— Подавление
— Сексуализация
— Регрессия

Предпосылки формирования истерического типа личности:

Наиболее частое распространение истерии среди женщин объясняется двумя фактами: 1) мужчины в целом обладают большей властью в обществе, чем женщины, и ни один ребенок не может не заметить этого; и 2) мужчины принимают меньшее непосредственное участие в заботе о младенцах, и это делает их более привлекательными, легко подходящими для идеализации “другими”.


Как следствие у человека разворачивается невроз или психоз, в зависимости от типа организации личности – невротической или психотической. То есть, попадая в непривычную, экстремальную, неординарную ситуацию, именно от типа личностной организации зависит, каким образом человек отреагирует на произошедшее с ним. Как же формируется тип личностной организации, другими словами структура личности, и что влияет на ее формирование?
Рассмотрим это в контексте психоаналитической теории. Во-первых, огромную роль играет конституциональная предрасположенность; во-вторых, протекание беременности и родов у матери; в третьих, наличие переживаний, которые субъективно воспринимаются ребенком как стрессовые, наличие психологических травм в раннем детстве и фиксации психики на таких событиях и переживаниях; в четвертых, изобретение индивидуальных способов реагирования на переживаемые стрессовые ситуации - психологические защиты, которые вырабатывает ребенок в детстве, а затем человек бессознательно использует всю свою жизнь.

Типология структуры личности является наиважнейшей характеристикой человека. Благодаря ей психотерапевт понимает стратегию мышления человека, обратившегося за помощью, узнает, каким образом и за счет чего человек оказался в данной точке на системе его жизненных координат и, в соответствии с этим, может квалифицированно планировать ход оказания психотерапевтической помощи и прогнозировать возможный конечный результат.
Определить тип личностной организации в ходе диагностического интервью можно по нескольким основным критериям (по Отто Кернбергу):
Степень интеграции идентичности человека – уровень развития способности воспринимать положительные и отрицательные стороны своей личности и других значимых людей, как одно целое, способность соотнести себя по половым признакам к определенному полу, умение давать себе и другим полную развернутую характеристику.
Типы привычных защитных механизмов – люди используют различные психологические защиты для адаптации в социуме, проживания непривычной или неожиданной, непрогнозируемой для них ситуации; ведущие индивидуальные защитные механизмы являются наиважнейшим способом взаимодействия человека с внешним миром и с событиями, происходящими с ним.

Люди с психотической структурой личности внутренне намного более опустошены и дезорганизованы, чем другие. Тех, кто находятся в состоянии острого психоза отличить от других не трудно - психозы проявляются посредством бреда, галлюцинаций, алогичного мышления. Однако в современном обществе много людей, которые находятся на психотическом уровне организации личности, но их внутренняя сумятица не заметна на поверхности, если они не подвержены сильному стрессу. Поэтому важно понимать, что таких людей отличает от остальных. Психотики имеют серьезные трудности с идентификацией – настолько, что они не полностью уверены в собственном существовании, они не могут связно описать себя и других знакомых им людей и отнестись критически к собственным характеристикам.
Им характерны примитивные защитные механизмы: уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциации.
Но главная отличительная черта - это отсутствие тестирования реальности, то есть отсутствие понимания задаваемых вопросов, неадекватные чувства или поведение по отношению к терапевту или другим значимым людям и событиям, наличие в прошлом галлюцинаций, бреда и неспособность критически к ним относиться. Границы между внешними и внутренними переживаниями у таких людей размыты, а также существует явный дефицит базового доверия.
Те, кто склонен к психотической дезорганизации, испытывает чувство незащищенности в этом мире и всегда готов поверить, что распад неизбежен.
Природа их основного конфликта лежит в плоскости – жизнь или смерть, существование или уничтожение. Поэтому для выживания психотикам приходится уходить в вымышленный ими мир, неподвергаемый сомнениям, логически ими же очень обоснованный и очень сильно оберегаемый от посторонней критики и вмешательств.

Основываясь на вышесказанном, именно грамотная и своевременная диагностика типа личностной организации дает возможность психотерапевту оказать квалифицированную и обоснованную психотерапевтическую помощь.
Психоаналитическая терапия с невротиком направлена на смягчение его защит и на получение доступа к бессознательному подавляемому желанию, чтобы его энергия могла быть освобождена для более конструктивной деятельности. Другими словами, целью терапии в данном случае можно считать устранение бессознательных препятствий для получения полного удовлетворения в любви, работе и развлечении.
Напротив, психоаналитическая терапия с психотическим пациентом должна быть нацелена на упрочнение защит, чтобы справиться с примитивными порывами, а также на развитие способности более легкого переживания реальных стрессовых обстоятельств, то есть на адаптацию мышления такого человека к конкретным жизненным ситуациям.

Целью психоаналитической терапии с пациентами, обладающими пограничной структурой, является развитие целостного, надежного, комплексного и позитивно значимого ощущение самих себя. Наряду с этим процессом происходит развитие способности полноценно любить других людей, несмотря на их изъяны и противоречия.

Обобщая весь представленный материал, хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек обладает определенной структурой личности: невротической, пограничной или психотической, которая формируется в детском возрасте и не меняется на протяжении дальнейшей жизни. Каждая определенная структура ограничивает каждого конкретного человека в его возможностях проявляться и существовать в этом мире, противостоять негативным жизненным ситуациям и психически не разрушаясь реагировать на них Психоаналитическая терапия дает возможность людям с любой из этих структур понять свою уникальность, понять первопричину своей собственной боли или страдания и через призму своего индивидуального жизненного опыта сделать выбор дальнейшей стратегии существования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.