Какие нервные окончания находятся на кончиках пальцев

Самое большое количество нервных окончаний в человеческом организме находится в ротовой полости (в области губ и языка) и в подушечках пальцев. Что же представляет собой нервное окончание (рецептор)?

Рецептор – это образование на концевой части нервного волокна, благодаря которому воспринимаются внешние раздражители, а возникший импульс (сигнал) передаётся к соответствующей нервной клетке (нейрону).

Интересно! На губах примерно в 100 раз больше воспринимающих рецепторов, чем на кончиках пальцев рук!


Губы и язык

Огромное количество нервных окончаний в области языка и губ объясняется обильной иннервацией всей ротовой полости:

  • Языковой, подъязычный и челюстно-подъязычный нервы обеспечивают чувствительность и двигательную активность дна полости рта (мышцы, слизистая, корень языка).
  • Тройничный нерв иннервирует кожу, слизистую и мышцы, необходимые для пережёвывания пищи.
  • Языкоглоточный нерв оставляет тысячи окончаний в языке, околоушной слюнной железе и мышцах глотки.
  • Нёбо управляется блуждающим нервом.

Таким образом, окончания от множества черепных нервов заканчиваются в различных отделах ротовой полости, поэтому именно она так богато насыщена рецепторами. Губы и язык способны ощущать вкус, температуру, боль, давление, растяжение, прикосновение.

Кончики пальцев

Чуть меньше нервных окончаний содержится в толще кожи на кончиках пальцев рук. Стоит отметить, что тактильные анализаторы в подушечках пальцев – это самые древние структуры живых организмов, поэтому в процессе эволюции их количество преумножилось. Пальцами мы воспринимаем прикосновение, температуру, боль, давление, форму, особенности поверхности предметов. Это и называется осязанием.

На одном квадратном сантиметре поверхности кожи подушечек пальцев находится около 1,5 тысячи тактильных рецепторов (прикосновение), 200 болевых, 15-20 барорецепторов и 15 температурных.

Интересные факты

  1. В нашей слюне содержится обезболивающее вещество, которое мощнее, чем морфий, – опиорфин. Оно синтезируется в малых количествах только для того, чтобы уменьшить возможные болевые ощущения в слизистой ротовой полости.

  2. На поверхности человеческой кожи сосредоточено более 250000 нервных окончаний, воспринимающих низкую температуру (холод), и 30 тысяч, воспринимающих тепло. Рецепторов, чувствительных к боли, около одного миллиона.
  3. Язык имеет 9 тысяч окончаний, ответственных за определение вкуса.
  4. Огромное количество рецепторов сосредоточено на границе эмали и дентина зуба (75 тысяч на один зуб).

Почему мы не чувствуем боли?

По всему организму человека (кожа, слизистые, внутренние органы, сосуды) разбросаны различные виды нервных окончаний, реагирующие на боль, прикосновение, растяжение, температуру и так далее. Воспринимающие рецепторы при их раздражении подают сигналы в головной мозг по нервным отросткам, поэтому человек сразу испытывает те или иные ощущения.

Каждый организм индивидуален и по-разному воспринимает раздражители, например, боль. Существует такое понятие, как болевой порог чувствительности. Чем он выше, тем меньше болевых ощущений испытывает организм. При низком пороге даже незначительный раздражитель способен вызвать сильный импульс и причинить боль (именно так её воспринимает человек).

Синдром Марсили


Редкое наследственное заболевание, при котором отсутствует ген, отвечающий за восприятие боли. Больные данной патологией абсолютно не ощущают её ни при каких раздражителях. Болевые рецепторы попросту неправильно передают сигнал в головной мозг. Поскольку боль – это защитная реакция, то люди с синдромом Марсили лишены подобной защиты и могут с лёгкостью ломать кости конечностей, постоянно ударяться, обжигаться и получать другие опасные травмы. В конечном итоге такие ситуации могут привести к инвалидности или летальному исходу.

Где меньше всего нервных окончаний?

Считается, что небольшое количество рецепторов содержится на коже спины и живота. Во многих внутренних органах (паренхима) вообще отсутствуют болевые рецепторы (головной мозг, печень, лёгкие), также нет их и в ногтях, волосах.

Основным условием сохранения функции пальцев является целостность иннервирующих их нервов. Пальцы, как говорит Буннелл, являются глазами кисти, без них кисть слепа. При нарушении чувствительности пальцев предметы легко выпадают из рук, даже при наличии нормальной двигательной функции.

Буннелл в 900 случаях сшивал пальцевые нервы; полученные хорошие результаты этих швов объясняются тем, что регенерация нерва тем лучше, чем ближе находится уровень сшивания к концевому аппарату.

Наложение швов на эти тонкие нервы технически вовсе не так сложно, как это представляется на первый взгляд. Если концы нервов соединяются двумя боковыми, одним передним и одним задним швом, то получаются хорошие результаты. По мнению Буннелла, при хорошем кровоснабжении кисти как первичный, так и вторичный шов нерва, даже через несколько месяцев после травмы, может быть успешным.

Регенерация пальцевых нервов за месяц в среднем составляет участок, длина которого соответствует одной фаланге. После наложения нервного шва на уровне основной фаланги продолжительность регенерации, по Буннеллу, 85 дней, а на уровне дистальнои борозды ладони — 110 дней.

В составе пальцевых ветвей срединного и локтевого нервов проходят многочисленные чувствительные волокна, обеспечивающие тактильную чувствительность и сосудодвигательную регуляцию. Они иннервируют не только ладонную поверхность пальцев, включая и их кончики, но и тыльную поверхность II и III фаланг.


После повреждения этих нервов наступают не только выпадение тактильной чувствительности, но и трофические изменения, а также нарушения потоотделения и кровообращения. Для избежания выпадения функции и образования невром лучше всего наложить шов на нерв.

Наложение шва на пальцевые нервы технически не отличается от шва других нервов, за исключением тонкости его. Шов пальцевого нерва технически осуществим до уровня дистальнои трети второй фаланги. Под лупой легко отличить нерв от артерии, которая при обескровливании имеет такой же вид.

Ранк и Вейкфилд считают, что при любом повреждении на нерв должен быть наложен первичный шов. Если повреждение вызвано острым предметом, оно мало отличается от раны, сделанной хирургическим путем при вторичном восстановлении. Другие авторы считают, что наложение шва на нервы может быть осуществлено только после дегенерации аксонов дистального конца.

В этом вопросе, конечно, основной проблемой является техническая трудность: первичное соединение нервов кисти является чрезвычайно тонкой операцией. Верден предпочитает наложение вторичного шва, так как утолщенная неврилемма лучше удерживает швы.

В противоположность более центральным повреждениям главных нервных стволов мы применяем первичный шов пальцевых нервов прежде всего потому, что регенерация этих нервов рано выявляется, и в случае неуспеха имеется возможность для своевременного наложения вторичного шва. Итак, пальцевые нервы являются исключениями с точки зрения срока наложения шва: они должны быть сшиты непосредственно после травмы, независимо от того, какому шву подлежат одновременно поврежденные с ним сухожилия.


Техника наложения нервного шва по Нигсту.
На рисунке слева показана техника наложения боковых швов держалок.
На рисунке справа показаны передние швы эпиневрия.

Однако если имеют место загрязненные раны или дефекты кожи, то необходимо добиться заживления раны и только после этого сшивать нервы, по возможности в наиболее ранний срок. Нами применен первичный шов нерва у 42 больных, из них у 37 получены хорошие результаты. Из 27 больных со вторичным швом нерва явная регенерация отмечалась у 21.

После шва нерва сначала восстанавливается тактильная, затем болевая чувствительность.

Буннелл применил шов двигательной ветви срединного нерва, иннервирующей противопоставляющую мышцу большого пальца у 20 больных. Он подчеркивает, что результаты сшивания глубокой ветви локтевого нерва также являются хорошими. Мышечная функция, как правило, восстанавливается по истечении 1 года.

В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ?

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­ тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала не­ обходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге чело­ века центры, отвечающие за речь и дви­ жение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероят­ ности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это обо­рачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информа­цией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихот­ ворным текстом, не забывать о раз­ витии элементарных навыков самооб­ служивания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которы­ми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома.

· Упражнения с прищепками:

Разноцветные бельевые прищеп­ ки – это готовый тренажер. Много­кратное повторение движения раз­жимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…

Упражнения с мячиками

Эффективные упражнения для сти­ мулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хоро­ шо знакомых детям предметов – ка­ рандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием дву­ стиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.

Упражнения с карандашом

1. Срочно сделать мы успели самолет другой модели.

Мы над лесом полетим, облака достать хотим.

2. Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу

Упражнения с грецким орехом

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

2. Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

• Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики спо­собствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для во­ лос, бусинки.

Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребе­ нок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Упражнения с резинками направ­ лены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно ис­ пользовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполня­ ется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками

Идея мозаики заключается в состав­ лении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок посто­ янно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в исполь­ зовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окон­ чания пальцев обладает благотвор­ными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следую­ щей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжитель­ ность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты. Для малышей до 3 лет безопаснее использовать ледяные шарики, посколь­ ку у них нет острых краев, и ребенок не поранится. Пусть малыш погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Ребята постарше могут строить из ледяных кубиков замки, выкладывать узоры, как из мозаики. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски, или по­ рисовать красками на кусочках льда.

Контрастотерапия – это использо­ вание контрастных ванн для кистей рук. Горячая вода – 45°С, холодная – 16 – 18 С. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Проводится 10 сеансов продолжитель­ ностью до 5 минут.

По-настоящему зашнуровать боти­нок – дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, вни­ мание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптималь­ ные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Первые простые шнуровки для ма­ лыша можно сделать самостоятельно. Потребуются плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделай­ те дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось по­ пасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

• Создание картин из макарон и круп

(гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слу­ ховое и зрительное восприятие, воспи­ тывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 30, к. 2



Внешние признаки.
Красные ладони свидетельствуют о токсическом поражении печени: возможен гепатит или гепатоз.
Мраморный рисунок на ладонях говорит о неполадках в вегетативной нервной системе.
Кожа ладоней приобретает желтоватый оттенок, то наверняка есть изменения в печени или желчном пузыре (гепатит, желчнокаменная болезнь, нарушения в желчных путях, холангит, холецистит).
Коричневые пятна с тыльной стороны кисти говорят не только о возрасте (нарушения в пигментной окраске кожи, характерные в основном для пожилых людей), но и означают, что у вас есть проблемы с желчным пузырем.
Кожа на кисти, и особенно на ладони, шелушится мелкими пластинками, это может быть верным свидетельством недостатка А и D. Если же ладони шелушатся крупными пластинками, необходимо обратиться к дерматологу: на руках поселился грибок.

Температура рук — барометр состояния:
— Холодные руки — признак нарушения периферического кровообращения, организму недостает никотиновой кислоты. Следовательно, нужно позаботиться о том, чтобы пополнить ее запас с помощью витаминных препаратов или добавить в рацион продукты, содержащие эту кислоту в достатке: молочные продукты, мясо, рыбу, грибы, гречку, фасоль, капусту.
— Ладони горят, значит, печень не справляется с интоксикацией, вызванной отравлением лекарством, алкоголем, химическими веществами. Врачи называют их печеночными.
— Синдром “ползания мурашек” по ладони говорит о том, что у человека проблемы с эндокринной системой.
— Влажные руки также указывают на эндокринные неполадки — возможно, на гиперфункцию щитовидной железы
— Сухость и бледность кожи на ладонях — на гипофункцию щитовидки (гипотиреоз).
Пятна на кончиках пальцев могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем.
Часто немеют мизинцы — следует обратиться к кардиологу — эти проблемы связаны с сердечно-сосудистой системой. А онемение больших пальцев свидетельствует о слабости дыхательной системы.
Глубокие продольные складки на коже концевых фаланг пальцев, похожие на морщины, следует обратить внимание на эндокринную систему — возможно, у вас гипотиреоз либо сахарный диабет.
Кончики пальцев приобрели пурпурный цвет — надо заняться пищеварительной системой. Темно-красный или даже лиловый — следует обратить внимание на почки и печень.
— Пятна на буграх Венеры (так хироманты называют возвышенные основания больших пальцев) — возможный признак того, что не все в порядке с половыми органами.
Зуд боковой поверхности указательного пальца правой руки свидетельствует о проблемах, возникших в работе толстой кишки. Шероховатость кожи на тыльной поверхности указательного пальца нередко указывает на неполадки с желчным пузырем.
Хруст в суставах — признак дефицита кальция
Немало интересных выводов можно сделать, обратив внимание на состояние суставов. Чересчур гибкие суставы (как и, наоборот, совсем не сгибающиеся) при общем сниженном тонусе мышц пальцев означают неполадки в работе печени и желчного пузыря.
Хруст в суставах кистей указывает на недостаток кальция в организме. Неправильной формы болезненные суставы пальцев — признак артроза. Чаще всего такие изменения возникают у людей, страдающих подагрой.
Если суставы начали болезненно опухать и отекать, появилась краснота, нужно срочно обратиться к врачу — это явное проявление полиартрита. А боль между второй и третьей фалангами безымянного и указательного пальца предупреждает о скором проявлении серьезного недуга в коленных суставах.

По форме руки можно вычислить будущие недуги.
Издавна замечено: чем шире ладонь, тем крепче здоровье. Однако люди с широкими ладонями и короткими пальцами склонны к нарушениям в системе кровообращения, прежде всего к повышению кровяного давления.
Узкие ладони с тонкими длинными пальцами и бледной кожей обычно бывают у людей с тонкой нервной организацией, чутко реагирующих на резкие перепады температуры или атмосферного давления, смену часовых поясов, резкие звуки, эмоциональные перегрузки.
У обладателей маленьких кистей слишком восприимчивая вегетативная нервная система: их “фирменные” заболевания — бронхиальная астма, воспаление прямой кишки, гипотония.
Люди с мясистыми ладонями чаще всего имеют проблемы с кровообращением: у них снижен обмен веществ, возможна гипофункция щитовидной железы.

Точка боли указывает на неполадки в конкретном органе
Согласно китайской медицине, точка в самом центре ладони считается энергетическим центром всего организма. Если, резко нажимая на нее большим пальцем другой руки, ощущается пронзительная боль — это означает наличие серьезных проблем со здоровьем и указывает на необходимость всерьез заняться своим самочувствием.

Причины онемения кончиков пальцев на руках - это вопрос, который часто волнует людей, так как данная патология распространена не только у пожилых, но встречается у представителей среднего и даже молодого возраста.

Онемение может происходить на правой или левой руке, бывает сразу в обеих, при этом не только утрачивается чувствительность в пальцах, но это сопровождается легким покалыванием и болевыми ощущениями. Если немеют пальцы из-за того, что во время сна вы приняли неудобную позу, то это проходит после того, как вы примете удобное положение. В том случае, когда такое состояние возникает без видимых причин, то это указывает на нарушения функций организма.

Чаще всего утрата чувствительности в кончиках пальцев связана с нарушением процесса кровообращения. Установить точную причину возникновения таких симптомов сможет только специалист, при этом может понадобится консультация сразу нескольких врачей, например, кардиолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта и ревматолога.

Если у вас часто немеют подушечки пальцев рук, а вы не обращаете на это внимание, то через некоторое время это может привести к усугублению патологических процессов, о которых уже сигнализирует организм.

  • 1. Этиология явления
  • 2. Проведение диагностики
  • 3. Медикаментозное лечение
  • 4. Дополнительная терапия
  • 5. Меры профилактики

Есть много причин, которые могут привести к развитию таких симптомов, поэтому необходимо точно установить как это происходит и какие именно пальцы немеют.


Если онемел указательный палец, то это может указывать на остеохондроз в шейном отделе позвоночника. Если это происходит со средним, указательным и большим пальцами, то причина может быть связана с воспалением в локтевом суставе.

О сердечно-сосудистых заболеваниях будет свидетельствовать онемение верхушек мизинца и безымянного пальца. Но не стоит ставить себе диагноз, исходя только из указанных данных, точно это сделать сможет врач после проведения необходимых обследований.

Если женщина беременна, то с такой проблемой она чаще всего встречается в третьем триместре из-за отеков, которые сдавливают нервные окончания.

Причины, которые чаще всего приводят к появлению указанных симптомов:

  • функциональные нарушения позвоночника;
  • ущемление нервов различной локализации;
  • дегенеративные изменения позвоночника в грудном или шейном отделе;
  • последствия ишемического инсульта;
  • сахарный диабет I и II типа;
  • межпозвоночная грыжа в грудном и шейном отделе позвоночника;
  • болезнь Рейно;
  • нарушение кровообращения в руках;
  • если в локтевом и плече-локтевом суставах сдавливаются нервные окончания;
  • недостаток витаминов группы В;
  • заболевания эндокринной системы;
  • травмы рук;
  • злоупотребление алкоголем и табакокурением.



Главной задачей диагностических исследований является исключение тяжелых нарушений кровообращения мозга, а также их предупреждение. Если к врачу обращается пациент с жалобами на частое онемение кончиков пальцев рук, то для диагностики могут назначаться:

  • рентген шейного отдела позвоночника. Это исследование помогает врачу определить где произошло ущемление кровеносных сосудов и нервных окончаний и его степень. Чтобы получить максимально информативный результат, рентгенографию проводят в нескольких проекциях;
  • для определения степени проходимости артерий в области шеи может проводиться допплерография;
  • чтобы определить электрическую активность коры больших полушарий, проводится электроэнцефалография головного мозга;
  • МРТ головного мозга;
  • чтобы определить, есть ли патологические изменения, проводится УЗИ и эхоэнцефалография головного мозга.

Если указанные исследования не обнаружили серьезных нарушений в работе кровеносной системы и патологий сосудов головного мозга, врач проводит более детальное диагностирование, которое позволяет определить причины онемения в кончиках пальцев рук.



Только после определения причины, которая привела к указанной патологии, врач сможет подобрать соответствующее лечение. Например, если у человека болезнь Рейно, то методики, которые применяются для лечения шейного остеохондроза, могут негативно повлиять на состояние здоровья.


В простых случаях для избавления от симптомов достаточно будет изменить одежду и провести комплекс физических упражнений. Если при диагностике были обнаружены нарушение кровообращения или сахарный диабет, то необходимо проводить лечение основного заболевания, после чего исчезнут описанные симптомы.

Если указанные признаки были вызваны остеохондрозом шейного отдела позвоночника, то для лечения могут использоваться лекарства:

  • для купирования болевого синдрома назначаются нестероидные противовоспалительные средства, обычно это необходимо при обострении болезни и в начальной ее стадии;
  • чтобы быстрее восстанавливались поврежденные нервные волокна, назначается прием поливитаминных комплексов;
  • для стимулирования процессов восстановления в двигательном секторе спинного мозга могут применяться биостимуляторы анаболического действия;
  • психотропные препараты могут назначаться только в том случае, когда нет обезболивающего эффекта после применения нестероидных противовоспалительных средств;
  • чтобы эффективно рассасывался поврежденный межпозвоночный диск, назначаются ферментативные препараты.

Если указанные симптомы были вызваны нарушением кровообращения, то врач может использовать такие лекарственные препараты:

  • для улучшения микроциркуляции крови и обменных процессов в кровеносной системе назначается прием ангиопротекторов;
  • чтобы улучшить общий кровоток и снизить периферическое сопротивление в сосудах, назначаются простагландины;
  • для восстановления нервных клеток и улучшения кровообращения головного мозга используются блокаторы кальциевых каналов;
  • спазмолитики помогают решить проблемы нарушения периферического кровоснабжения;
  • для расширения вен, венул и артериол используются ганглиоблокаторы, их применение позволяет перераспределить кровь в сосудах верхних конечностей;
  • для улучшения снабжения кровью периферических органов и тканей применяются блокаторы альфа-адренорецепторов.


Если есть другие заболевания, которые привели к нарушению периферической чувствительности, то их лечение должен проводить только врач, который сможет назначить лекарственные препараты и контролировать ход лечения.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное времяпрепровождение.

С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи.

Задача педагогов – обеспечить детей первой и второй младших групп всем необходимым для игры – манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру – манипуляцию.Для этого в групповой комнате создается соответствующая предметно-развивающая среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания, вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д. (см. таблицу №1). Занимаясь с ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать свои действия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.

В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма. Для этого воспитатель должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же создаются условия в предметно-развивающей среде (см. таблицу №1).

Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе.

В старших и подготовительных группах дети под руководством воспитателей в тетрадях в клетку начинают выполнять различные задания: рисуют палочки, дуги, овалы, круги и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа, то есть идет подготовка руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыт, развития навыков ручной умелости.

Итак, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук, пальцевой умелости является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.

В помощь воспитателям приводится таблица по оснащению предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

п/п Действия Предметно-развивающая среда и приемы обучения в младшем возрасте Предметно-развивающая среда и приемы обучения в старшем возрасте

трогать Пособия с покрытием из материалов разной фактуры (например, ладошки, цветочки, покрытие мехом, фланелью и т. д.) Образцы различных материалов

вывинчивать Пластмассовые бутылочки с закручивающимися крышками, крупный пластмассовый конструктор с гайками Пластмассовый и металлический конструктор

вдевать Пирамидки различные, цветные шнуры и палочки для нанизывания цветных колечек и шариков, крупные бусы, шнуровки, крупный материал для конструирования Мелкие бусы различной формы, нитки для вдевания в иголку, цветные полоски для плетения, шнуровки, природный материал для конструирования и художественного труда, материал для вышивания, составления панно из ниток

опрокидывать Баночки, коробочки, формочки, пирамидки различной формы, формочки для игр с песком Материал для игр с песком, водой, различные виды конструктора

пересыпать Бутылочки, баночки с горлышком разной ширины, мелкие предметы, семена для пересыпания, крупная мозаика Мелкая мозаика, природный материал для художественного труда и конструирования, материал для игр с песком и водой

Материал для аппликации, коробочки разной величины для вкладывания друг в друга, книжки-ширмы, геометрические фигуры для накладывания и вкладывания, развивающие игры Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, разрезные картинки, кубики, матрешки Различный материал для аппликации и конструирования из бумаги и ткани, лото, домино, пазлы, развивающие игры Дьенеша, Воскобовича, Михайловой, палочки Кюизенера, счетный материал

бросать Шарики, мячики разных размеров и цветов, ворота, дуги, мишени Различные мишени, дуги, мячи разных размеров и веса, спортивные игры (теннис, бадминтон, серсо)

8 Работа ножницами Материал для аппликации и ручного труда

10 Лепка Глина, пластилин Глина, пластилин, цветное тесто

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.