Какие обследования назначает невролог при онр


Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.


  • Классификация ОНР
  • Характеристика ОНР
  • Логопедическое обследование при ОНР
  • Коррекция ОНР
  • Прогноз и профилактика ОНР
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.


Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи - способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Нарушения речи

Общее описание


Известно, что в норме ребенок к пяти годам уже может свободно говорить и строить довольно сложные предложения. У малыша формируется хороший словарный запас, он может склонять слова, правильно ставить окончания в своей устной речи, формируется нормальное звукопроизношение.

Однако подобная картина бывает не всегда. У некоторых детей наблюдается та или иная степень недоразвития речи, при этом интеллектуально они ничем не отличаются от своих сверстников. Такое нарушение всех составляющих частей речи называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Проявления ОНР зависят от того, насколько сформирована речевая система у пациента. Ребенок может совсем не говорить, а может говорить довольно связно и логично, но с элементами небольшого фонетического или грамматического недоразвития.

Диагноз ставят на основании результатов специального логопедического обследования. Коррекция ОНР включает в себя мероприятия, направленные на повышение словарного запаса, развитие понимания чужой речи, формирование полноценного произношения букв, звуков, слов, предложений и ряд других.

Формы ОНР

Выделяют следующие формы неразвитости речи:

Помимо этого, в медицине принята классификация, согласно которой выделяют следующие виды заболевания:

  • неосложненное ОНР — наблюдается при незначительном нарушении мозговой деятельности;
  • осложненное ОНР — диагностируется на фоне того или иного психиатрического или неврологического нарушения;
  • общее недоразвитие речи у детей, связанное с патологиями речевых центров мозга.

Причины общего недоразвития речи

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

Симптомы ОНР


При ОНР наблюдается нарушение всех речевых навыков. Связная речь у детей с ОНР отсутствует. При разговоре ребенок допускает элементарные ошибки, которых уже не должно быть в его возрасте.

Динамика речи у таких детей отстает от развития их психики. При этом в общем развитии дошкольники с ОНР практически не уступают своим ровесникам. Они активно осваивают окружающий мир, адекватно реагируют на различные ситуации, играют с родителями и другими детьми, понимают, что им говорят окружающие.

Типичными проявлениями ОНР детей старшего дошкольного возраста являются:

1. В психологическом развитии:

  • рассеянное внимание, пониженная концентрация;
  • плохо развитая память, не запоминание чужой речи;
  • нарушение необходимого алгоритма действий, неспособность запомнить довольно простые инструкции;
  • затруднение при попытке анализа признаков и свойств предметов, их сравнения друг с другом.

  • непонятная, неразборчивая речь или ее полное отсутствие;
  • ребенок поздно начинает говорить (в 3-5 лет);
  • небольшой для его возраста словарный запас;
  • неправильное построение фраз и предложений.

3. В развитии моторики (мелкой и крупной):

  • потеря ориентации во времени и пространстве при выполнении специальных заданий на движение;
  • неточное выполнение необходимых движений;
  • отсутствие чувства ритма;
  • нарушение координации;
  • частое застывание в одном положении, заторможенные действия.

Диагностика ОНР

На начальном этапе обследования детей с ОНР логопед проводит сбор анамнеза, в ходе которого он изучает медицинскую карту ребенка, а также проводит опрос матери. Специалиста интересует, не было ли каких-либо проблем со здоровьем во время беременности, как проходили роды, чем болел ребенок в первые годы жизни и так далее.

После этого специалист приступает к анализу устной речи ребенка. Во время этого обследования выявляют:

  • каков словарный запас у ребенка и соответствует ли он его возрасту;
  • способен ли малыш складывать слова в предложения, пересказывать чужую речь, сочинять маленькие рассказы на основе показанных ему картинок;
  • способность правильно связывать слова друг с другом, склонять их, изменять окончания.

После этого логопед приступает к изучению строения речевого аппарата пациента для выявления возможных органических нарушений, которые мешают ребенку нормально говорить.

После завершения всех обследований специалист ставит окончательный диагноз, определяет степень заболевания и назначает необходимые терапевтические мероприятия.

Лечение


Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников включает в себя различные методики, которые направлены на улучшение устной речи, внимания, памяти, концентрации, словарного запаса ребенка.

Например, занятия для детей с ОНР первого уровня строятся на том, что малыши повторяют за логопедом различные звуки, затем учатся складывать буквы в слоги и слова.

На следующем уровне обучения пациент должен научиться различать понятия вопрос и ответ. Ребенок должен научиться правильно формулировать вопросы, осознанно отвечать на вопросы взрослых.

При недоразвитии второго уровня пациентов обучают коротким рассказам и стихам. Также малыши должны уметь описывать показываемые им картинки, идентифицировать предметы, изображенные на них, определять их цвет, форму, величину.

Коррекция ОНР третьего уровня включает в себя пересказ прочитанных ребенку текстов, самостоятельное построение предложений, придумывание историй. Детей также учат вести рассказ от разных лиц.

Помимо всего вышеперечисленного для преодоления ОНР могут быть назначены специальные упражнения для преодоления дефектов речи, проводиться обучающие игры и так далее. При четвертом уровне заболевания провести коррекцию устной речи проще всего, но это не значит, что с ребенком не нужно заниматься.

Помимо традиционных занятий по улучшению качества речи большое значение имеет логопедический массаж. Его должен выполнять врач. Частота проведения данной процедуры — 2-3 раза в неделю. Этого вполне достаточно для получения необходимого эффекта.

Медикаментозная терапия в основном направлена на улучшение функционирования мозга. С этой целью пациенту назначают препараты для стимуляции нервной ткани и мозгового кровообращения.

Чем раньше будет выявлено недоразвитие речевых навыков и начато лечение, тем благоприятнее прогноз и тем выше шансы ребенка на полное выздоровление. При отсутствии лечения ОНР может стать препятствием для обучения ребенка письму и чтению.

Огромную роль в своевременном выявлении заболевания играют родители ребенка. Именно они чаще всего первыми обнаруживают проблемы с речью у ребенка и отводят его к специалисту для проведения обследования.

Следует помнить, что если в возрасте трех лет и старше ребенок не начал говорить, не воспринимает обращенные к нему слова или говорит, но так, что его никто не может понять, то необходимо немедленно обратиться к специалисту и начать лечение. Самостоятельно справиться с этой проблемой, скорее всего не удастся.

Прогноз

Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.

Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.

При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.

Профилактика ОНР

Для того чтобы свести вероятность развития данной патологии у ребенка к минимуму следует соблюдать следующие рекомендации:

  • во время беременности необходимо отказаться от злоупотребления алкоголем и табакокурения, соблюдать все рекомендации врачей, избегать падений и травм (особенно на живот);
  • после рождения необходимо следить за здоровьем ребенка, стараться не допускать тяжелых соматических заболеваний;
  • заниматься с ребенком, следить за его речью, исправлять неправильное произношение;
  • при обнаружении первых подозрительных признаков обратиться к специалисту и пройти обследование — это поможет вовремя начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!


ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом. Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.

Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Классификация

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

  • Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
  • Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
  • Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

  • первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
  • вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
  • третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
  • четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.


Таблица характеристики уровней ОНР.

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

  1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
  2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
  3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.