Какие пробы предназначены для исследования состояния нервной системы тест

Клинические методы исследования. Обследование спортсмена начинается с анамнеза (от греч. anamnisis - воспоминание), в процессе которого выявляются, какими заболеваниями он болел (особое внимание уделяется выявлению заболеваний, протекавших с поражением нервной системы, таких как энцефалит, менингит, арахноидит, полиневрит и т.д.), не было ли у него черепно-мозговых травм, нарушений сознания, судорог. Собираются и сведения о наследственных болезнях (особенно о заболеваниях нервной и нервно-мышечной систем).

Данные анамнеза могут позволить составить представление и о типе высшей нервной деятельности спортсмена.

Неврологический осмотр предполагает:

- изучение психической сферы;

- двигательной системы (в том числе рефлексов);

- вегетативной нервной системы.

Основные жалобы. При заболеваниях нервной системы беспокоят:

• изменения настроения (депрессия, эйфория, раздражительность и т.п.),сна,

нарушения памяти, судорожные приступы;

• двоение в глазах, головная боль, онемение головы и лица, слабость лицевой

• нарушения слуха, глотания или речи;

• слабость в мышцах конечностей, заторможенность движений, онемение или покалывание в конечностях;

а дискоординация движений, внезапная потеря сознания, головокружения;

• нарушения мочеиспускания, дефекации и др.

Исследование психического статуса в клинической практике предполагает анализ речи, чтения, письма, узнавания и распознавания, праксиса (сложные целенаправленные движения), памяти и мышления.

Исследование двигательной системы заключается во внешнем осмотре костно мышечной системы, оценке объема, силы и темпа произвольных движений, исследовании тонуса мышц, глубоких (сухожильных и периостальных) рефлексов,

походки и координации движений, а также выявлении непроизвольных движений.

При исследовании рефлексов обращают внимание на их живость, симметричность и наличие патологических рефлексов, среди которых большое значение имеет симптом Бабинского – разгибание большого пальца и веерообразное расхождение других пальцев стопы в ответ на штриховое раздражение наружного края подошвы.

Для исследования точности и координации движений анализируют походку,

возможность удержания равновесия в положении стоя (проба Ромберга) и сидя,

правильность выполнения каких-либо действий - попадания пальцем в нос -пальценосовая проба попадания пяткой в коленную чашечку другой ноги и проведения по голени - пяточно-коленная проба.

В клинической практике используется простой вариант пробы Ромберга: сняв обувь, обследуемый принимает положение стоя с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь). Учитывают степень устойчивости(стоит неподвижно, покачивается), дрожание (тремор) век и пальцев и длительность сохранения равновесия. Твердая устойчивость позы более 15 с при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как ≪хорошо≫; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 с - ≪удовлетворительно≫; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 с - ≪неудовлетворительно≫.

Обследование двигательной сферы позволяет выявить следующие неврологические синдромы: парезы, параличи, гипо- или гиперкинезы и атаксию.

Парез - расстройство произвольных движений в виде снижения их силы.

Паралич - полное отсутствие произвольных движений.

Гиперкинезы - непроизвольные движения и изменения мышечного тонуса.

Атаксия — нарушение точности или координации движений. Проявляется расстройством походки, нарушением равновесия в положении стоя (проба Ромберга) и сидя, расстройством_движений верхних и нижних конечностей в

виде промахивания и дрожания при выполнении пальценосовой и пяточно-ко-

Исследование чувствительной сферы включает определение поверхностной

(болевой, тактильной и температурной) и глубокой чувствительности (кинестетической, проприоцептивной и вибрационной) , а также стереогностического чувства (способности определять знакомые предметы на ощупь).

Расстройства чувствительности проявляются симптомами раздражения

(боль, парестезии - ненормальные ощущения: чувство онемения, ползания мурашек, жара или холода, покалывания, жжения) и выпадения (снижение чувствительности или ее полное отсутствие).

Исследование черепных нервов предполагает изучение их основных функций,

которые представлены в табл. При исследовании вегетативной нервной системы в клинической практике используют.

Основные функции черепных нервов

Основная функция

Движение глазных яблок и сужение зрачков

Движение глазных яблок книзу и кнаружи

Чувствительность передней половины головы и жевание

Движение глазных яблок кнаружи

Мимика, слезотечение, вкус и слюноотделение

Равновесие и слух

Вкус, слюноотделение и глотание, иннервация каротидного клубочка и синуса

Вкус, глотание, фонация, двигательная и чувствительная иннервация внутренних органов грудной и брюшной полости

Поворот головы и пожимание плечами

Из сердечно-сосудистых рефлексовнаиболее часто анализируется глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера, который появляется при надавливании на переднебоковые поверхности глазных яблок обследуемого в течение 20-30 с. В норме пульс замедляется на 4-12уд./мин; при повышении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы пульс замедляется более чем на 12 уд./мин, при повышении тонуса симпатического отдела он остается без изменений или учащается (пробу следует проводить осторожно, чтобы не вызвать резкого замедления пульса).

Среди кожно-вегетативных рефлексов, как правило, оценивается дермографизм при нанесении тупым предметом штриховых раздражений кожи. Белый дермографизм указывает на повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, выраженный красный дермографизм - на повышение тонуса ее парасимпатического отдела.

Из вегетативных проб используют орто- и клиностатическая пробы.

Ортостатическая проба заключается в регистрации изменений пульса (или пульса и артериального давления) при переходе из горизонтального положения в вертикальное (в конце 1 мин пребывания в вертикальном положении). В норме увеличение пульса не превышает 16 уд./мин, а колебания артериального давления в сосудах верхних конечностей составляют 5-10 мм рт.ст. Увеличение пульса больше 22 уд./мин свидетельствует о повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. При его снижении учащение пульса не наступает.

Клиностпатическая проба заключается в регистрации изменений пульса при переходе из вертикального положения в горизонтальное. В норме в первые 15-20 с регистрируется замедление пульса на 6-12 уд./мин. При повышенном тонусе симпатического отдела вегетативной нервной системы замедления пульса не происходит.

Параклинические методы. К основным параклиническим методам диагностики заболеваний центральной и периферической нервной системы относят:

- рентгенографию черепа - применяется в основном для выявления переломов костей свода и основания черепа; позволяет обнаружить также пороки развития черепа, косвенные признаки повышения внутричерепного давления, патологию турецкого седла;

- рентгенографию позвоночника — информативна при травмах позвоночника, болевых синдромах в спине и конечностях, опухолевых поражениях позвонков;

- рентгеновскую компьютерную томографию и магнитно-резонансную

томографию - позволяют выявить патологические изменения в черепе и позвоночнике, очаговую патологию головного и спинного мозга сосудистого и опухолевого характера, изменения желудочковой системы, атрофию головного мозга;

- электроэнцефалографию - используется главным образом в диагностике эпилепсии;

- эхоэнцефалографию - используется в диагностике внутричерепных кровоизлияний, опухолей и других объемных процессов в головном мозге на предварительном этапе обследования, когда не доступны компьютерная томография или магнитно-резонансная томография;

- реовазоэнцефалографию - используется в диагностике нарушений кровообращения в бассейне сонных и позвоночных артерий;

- электронейромиографию или стимуляционную электромиографию - применяются в диагностике заболеваний периферической нервной системы и нервно-мышечных заболеваний;

- лабораторные методы: исследование спинномозговой жидкости (давление, содержание белка, глюкозы, лейкоцитов, эритроцитов, бактерий, специфических клеток).

Центральная нервная система (ЦНС) - самая сложная из всех функциональных систем человека.

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации.

О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦНС и анализаторов. Проверить состояние ЦНС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24 уд/ мин.

Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом (неотточенный конец карандаша) с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая. Белый или красный демограф может наблюдаться при отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении).

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя.

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.

Палъцево-носоеая проба. Обследуемому предлагается дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем - с закрытыми глазами. В норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа. При

травмах головного мозга, неврозах (переутомлении, перетренированности) и других функциональных состояниях отмечается промахивание (непопадание), дрожание (тремор) указательного пальца или кисти.

№9.Контроль за мышечной силой осуществляется с помощью ручного и станового динамометров. Например, у средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой руки – от 30 до 45 кг. У женщин соответственно – от 25 до 35 кг и от 20 до 30 кг. У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин 75 кг и более.

Для оценки силы отдельных мышечных групп можно использовать контрольные упражнения и нормативы учебной программы по дисциплине “Физическая культура” для вузов, в частности, подтягивание на перекладине, подтягивание в висе лежа, сгибание и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, приседание на одной ноге.

Контроль за быстротой движения. Чтобы определить быстроту движений, можно использовать теппинг-тест. Для этого берется лист бумаги, на котором вычерчиваются четыре смежных квадрата 10x10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 20 секунд с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 30–35 точек в каждый квадрат за 5 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Быстроту движений характеризует также бег на 30 м с хода

Контроль за ловкостью предполагает определение способности занимающихся быстро осваивать новые движения, точно выполнять координационно-сложные физические упражнения, быстро перестраивать двигательную деятельность при изменении внешних условий. Одним из тестов по оценке ловкости является количество попаданий при бросках баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии или с другой постоянной точки.

Контроль за гибкостью. Для определения гибкости позвоночника применяется устройство, состоящее из возвышенной плоскости (табурет, скамейка и т.п.), на которой вертикально закреплен штатив с делениями в сантиметрах или миллиметрах. На уровне плоскости, на штативе нанесена нулевая отметка; все деления, находящиеся выше плоскости, имеют знак минус, находящиеся ниже плоскости – знак плюс. На штативе устанавливается подвижная планка. Измеряющий гибкость встает на плоскость в основную стойку и наклоняется вперед вниз, не сгибая ног в коленях, руки опускает вдоль штатива и кончиками пальцев передвигает планку. Если пальцы рук достигают нулевой отметки, значит подвижность удовлетворительная, если отметки со знаком плюс – хорошая, со знаком минус – недостаточная. Из трех попыток фиксируется лучший результат

№10. Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение специального дневника, куда регулярно заносятся показатели. Это позволяет сравнить данные, оценить успехи в тренированности, выявить ошибки.

К объективным показателям самоконтроля относятся: частота пульса, показатели артериального давления, вес.

Достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений, определяемая путем подсчёта пульса. В норме, в состоянии покоя, частота пульса составляет 70-75 ударов в минуту.

У здорового человека пульс после физических нагрузок возвращается к исходным показателям через 10 минут. Замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерных нагрузках. В этом случае нагрузки также нужно уменьшить. По мере регулярных занятий Ваша тренированность возрастёт и Ваш пульс позволит увеличить нагрузки.

№1. Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование общественных отношений, материально-производственная.

Ведущей социальной функцией физической культуры и спорта является воспитание человека.

Воспитание человека в сфере физической культуры и спорта включает:

– распространение духовного, идеологического, гуманистического влияния социальной среды на все стороны физкультурно-спортивной деятельности и на разнообразные формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

– использование совокупности экономических, социальных и духовных условий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

– целеустремленное использование различных форм, средств и методов физического воспитания как специфической сферы образовательной и социально-педагогической деятельности.

образовательные функции. Человек познает много нового и обучается новым навыкам и умениям. Увлеченный человек ищет и охотно усваивает дополнительные знания из разных наук, которые способствуют успехам в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

совершенствование общественных отношений. Эта функция реализуется в следующих основных направлениях:

– социально-политические отношения приобщают широкие массы к общественному самоуправлению, содействуют развитию и упрочению демократии;

– развиваются и совершенствуются национальные отношения.

Спортивные мероприятия способствуют сближению и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей. Спортивные межнациональные контакты способствуют сближению национальных культур, ускорению духовного и нравственного развития каждого народа.

№2. В гуманистической программе действий первым пунктом является обеспечение морального воспитания детей и юношества.

№3. Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Спорт высших достижений - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

№4.Российский студенческий спортивный союз, являющийся официально признанной организацией по руководству студенческим спортом в нашей стране, организует свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями. Он содействует консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, студенческого спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях и подготовке студентов-спортсменов – членов Союза для участия в спортивных соревнованиях различного уровня.

Всемирные Универсиады являются главными студенческими соревнованиями. Это вторые по зрелищности, значимости, популярности и масштабности международные комплексные спортивные мероприятия после Олимпийских игр. Количество российских студентов, принимающих участие во Всемирных Студенческих Играх, постоянно увеличивается.

№5. Спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма работают в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это дозволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и найти пути, по которым можно навести эти способности на достижение еще огромных результатов в производстве, профессиональных навыках, публичной деятельности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются особые системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны заслуги наибольших результатов. Таким образом, спорт высших достижений дозволяет на базе выявленных личных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться наибольших, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания более эффективными средствами и способами физического совершенствования. Рекорды в интернациональных, государственных и остальных видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

№6. Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

№7. Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые четыре года в Олимпии в честь бога Зевса. Они продолжались пять дней. В год игр по Греции и ее колониям проходили гонцы, объявляя о начале игр и приглашая людей присутствовать. В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных спортивных сооружений. Спортивные площадки для различных соревнований. Помещения для спортсменов и зрителей и храмы для культовых церемоний. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу. На размеченном поле в окружении зрителей шли кулачные бои в сочетании с борьбой, забеги, метание диска и копья. Участники, умащенные маслом, выступали обнаженными. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах - ристания. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из освященной оливы. Возвращение победителей домой превращалось в настоящий триумф. Их чествовали все сограждане, поэты слагали гимны, а в Олимпии ставили им мраморные бюсты.

Игры продолжались пять дней, а четырехлетний период между двумя играми назывался олимпиадой. В Древней Греции со временем сложилось летоисчисление по олимпиадам. За точку отсчета были приняты Олимпийские игры 776 г. до Рождества Христова. Этот год стал первой точной датой греческой истории.

№8.Современные олимпийские игры ведут свой отчет с 6 апреля 1896 г., когда в Афинах открылись Первые Олимпийские игры (в момент проведения назывались I Международные Олимпийские игры), которые проходили по 15 апреля 1896 г. В них приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Соревновались только мужчины по 43 видам спорта. Программа первых Игр включала девять видов спорта – борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.

Наибольшее число медалей – 46 завоевали олимпийцы Греции. Успех первых современных Олимпийских игр был настолько велик, что греческие власти предложили всегда проводить это спортивное мероприятие на их территории. Однако МОК ввел правило, согласно которому место проведения Игр меняется каждые 4 года.

№9. Коммерциализация несет в себе негативные для олимпийского спорта моменты с возможными при наличии благоприятных для этого условий отрицательными последствиями.

Коммерческий интерес способен негативно влиять на выбор города для проведения олимпийских игр. Во время подготовки к Играм он порождает попытки исключить из их программы незрелищные (неприбыльные) виды спорта. По этой причине попытка не включать в программу олимпийских игр стрельбу и конный спорт была, например, предпринята оргкомитетом Олимпиады-84. Негативные для олимпийских игр последствия порождает в случае коммерциализации Игр неизбежное увеличение числа специалистов по коммерции за счет сокращения специалистов-организаторов соревнований (Игры в Лос-Анджелесе в 1984 г. и в Атланте в 1996 г.). Преобладание коммерческого интереса ведет к удорожанию билетов на соревнования, стоимости проживания делегаций, журналистов, туристов, способствует ущемлению прав спортсменов, тренеров, представителей СМИ, ведет к ослаблению внимания к вопросам экологии, транспорта, безопасности. Коммерциализация олимпийского спорта чревата превращением его в разновидность шоу-бизнеса, а олимпийских игр - в развлекательное специализированное шоу.

Все это способствует снижению авторитета олимпийского движения.

№1.Реабилитация - это система средств и мероприятий, направленных на максимально быстрое восстановление здоровья спортсменов и обретение ими оптимальной спортивной формы после различных травм и заболеваний.

Спортивная реабилитация помимо чисто медицинских средств лечения (оперативное, консервативное и медикаментозное, физио- и психотерапия, лечебная физкультура и др.) включает и педагогические средства, направленные на восстановление спортивной работоспособности. Главным в них является реализация принципа индивидуализации объема и характера нагрузок в учебно-тренировочном процессе. Кроме того, от знаний и умений, организованности, дисциплинированности тренера и спортсмена во многом зависит окончательный результат восстановления.

В процессе реабилитации перед тренером и спортсменом стоят следующие задачи:

1. Сохранение при лечении достаточно высокого уровня развития нервно-мышечного аппарата поврежденной области (зоны).

2. Раннее восстановление амплитуды движений и силы поврежденной области (зоны).

3. Создание у спортсмена определенного психологического фона, который помогает ему быстрее перейти к полноценным тренировкам.

4. Поддержание общей и специальной тренированности.

На решении этих задач строится весь комплекс мероприятий, включающий различные виды физических упражнений и имеющий лечебную и тренировочную направленность.

В процессе восстановительного лечения применяются следующие формы занятий: утренняя гимнастика; лечебная гимнастика, направленная на реабилитацию утраченной функции травмированной области (зоны); специальные занятия тренировочного характера.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1) Пальценосовая проба – оценка точности и координации. Промахивание при этой пробе наблюдается при переутомлении, перетренированности, травмах головы, нарушении мозгового кровообращения.

2) Пяточно-коленная проба (в положении лежа). Невозможно выполнение пробы при нарушении проприоцептивной системы.

3) Проба Ромберга – проба для оценки равновесия (в положении стоя с закрытыми глазами, руки вперед). Невозможно выполнение этой пробы при поражении вестибулярного аппарата, мозжечка.

4) Проба Яроцкого – вращение головой со скоростью 2 вращения в 1 секунду в положении стоя (руки вдоль туловища, ноги вместе). При удерживании после пробы равновесия менее 28 сек. говорит о нарушении вестибулярного аппарата или мозжечка.

5) Проверку вестибулярного аппарата еще проводят с помощью пробыВоячека. Это после 5 вращений в кресле определяется удержание равновесия, наличие нистагма, измеряется АД и пульс.

6) Ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

B. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

1) Проба Штанге – задержка дыхания на не максимальном вдохе после глубокого вдоха и выдоха. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания.

В норме гипоксию могут выдержать:

§ спортсмены – от 60 сек. и до нескольких минут;

§ мужчины – не менее 50 сек.;

§ женщины – не менее 40 сек.;

§ мальчики (6 лет) – 20 сек.;

§ мальчики (10 лет) – 35 сек.;

§ девочки (6 лет) – 15 сек.;

§ девочки (10 лет) – 20 сек.

2) Проба Генчи. После нескольких глубоких дыханий задержка дыхания на выдохе (не максимальном).

В норме гипоксию могут выдержать:

§ спортсмены – от 50 до 90 сек.;

§ мужчины – не менее 30 сек.;

§ женщины – не менее 25 сек.

Пробы Штанге, Генчи позволяют оценить способность организма переносить гипоксию и применяются для врачебного контроля в спортивной медицине, оздоровительной физической тренировке, в массовом спорте. При заболеваниях ССС, органов дыхания, анемии время задержки дыхания уменьшается.

Адаптация к гипоксии является универсальной основой любой адаптации. Кто хорошо переносит гипоксию, тот хорошо переносит физические нагрузки, стрессы, голод, высокие и низкие температуры окружающей среды.

3) Проба Розенталя. Это пятикратное измерение ЖЕЛ с помощью спирометра (интервалы через 15 сек.).

По спирометрической кривой оценивают результаты:

C. Пробы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Это функциональные пробы с физической нагрузкой (приседание, ходьба, подъем по лестнице, прыжки на месте и т. д.). Могут быть разные виды и величины нагрузок. Но методика оценки проб одинаковая. При изучении реакции организма на ту или иную физическую нагрузку обращают внимание на степень изменения определяемых показателей и время их возвращения к исходному уровню. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяют достаточно оценить состояние обследуемого.

По характеру изменений ЧСС и АД после тестирования выделяют пять типов реакций сердечно-сосудистой системы:

1)Нормотонический тип реакции ССС на физическую нагрузку характеризуется учащением пульса, повышением систолического давления на 10 – 35 мм. рт. ст. и снижением диастолического давления на 4 – 10 мм. рт. ст. Восстановительный период составляет 3 – 5 минут. Такая реакция считается физиологичной и типична для тренированных спортсменов.

2) Гипотонический (астенический) тип реакции. Характеризуется значительным, не адекватным нагрузке, учащением пульса. Систолическое АД увеличивается мало или остается неизменным. Диастолическое АД повышается или не изменяется. Пульсовое давление понижается. Это значит, что усиление кровообращения при нагрузке достигается больше за счет учащения сердечных сокращений, а не увеличения ударного объема, что нерационально для сердца. Период восстановления затягивается до 6 – 10 минут.

3) Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется значительным учащением ЧСС, резким повышением систолического АД до 180 – 200 мм. рт. ст. и умеренным подъемом диастолического давления до 90 мм. рт. ст. Период восстановления затягивается. Этот тип реакции оценивается как неудовлетворительный и встречается при начальных формах АГ, ВСД, перетренированности, физическом перенапряжении.

5) Ступенчатый тип реакции ССС на физическую нагрузку характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й, 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция ССС отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее оценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается.

В оценке реакции ССС на физическую нагрузку важен период восстановления. Он зависти от характера (интенсивности) нагрузки, от функционального состояния обследуемого и других факторов.

ü Реакция на физическую нагрузку считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД отмечается восстановление этих показателей на 2 – 3 минуте.

ü Реакция считается удовлетворительной,если восстановление происходит на 4 – 5 минуте.

ü Реакция считается неудовлетворительной,если после нагрузки появляются гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая реакции, а также период восстановления затягивается до 5 минут и более. Отсутствие восстановления ЧСС и АД в течение 4 – 5 минут непосредственно после нагрузки даже при нормотонической реакции следует оценивать как неудовлетворительную реакцию.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 430 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.