Какие симптомы отмечаются при акустико мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия – подвид амнестической дисфазии и патология речи, обусловленная снижением объема слуховой и речевой памяти. В основе акустико-мнестической афазии – трудности в подборе нужного слова в диалоге и письме, сложности воспроизведения информации. Расстройство также сопровождается частичным непониманием быстро произносящейся слуховой речи.

Чистая форма нарушения речи как самостоятельная патология не встречается. Она сочетается с другими неврологическим и психическими расстройствами, чаще всего с географической дезориентацией, нарушением двигательной сферы, памяти или чувствительности.

Причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении 21 и 37 поля Бродмана. 21 поле – это часть боковой коры височной области, участвует в обработке слуховой информации. 37 поле располагается в хвостовой части веретенообразной извилины и частично в нижней височной коре. Это акустико-гностический центр, отвечающий за понимание речи и распознавание знакомых лиц.

Нарушение функции возникает, когда нервная ткань этих полей погибает в результате следующий причин:

  1. Инсульты. Это наиболее часто встречающая причины любых высших корковых функций. У людей, которые перенесли ишемический или геморрагический инсульт, дисфазия наблюдается у 30-60%. Вследствие ишемического инсульта кора погибает от недостатка кровообращения, а геморрагического вследствие внутримозгового кровоизлияния.
  2. Внутричерепные опухоли, располагающиеся в проекции 21 и 37 полей Бродмана. Объемное новообразование сдавливает нервные клетки и разрушает их. Последствия отягощаются, когда в зоне компрессии возникают воспалительные реакции и отек.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки погибают в результате размножения и посттравматического отека. Осложняется образованием внутримозговой гематомы.
  4. Нейроинфекции. Наиболее частые – менингит, энцефалит, нагноение и образование абсцессов.
  5. Нейродегенерация как основное течение болезни Альцгеймера, Паркинсона и Пика.


Симптомы

Клиническая картина акустико-мнестической афазии выявляется слабыми непониманием речи и нарушениями, при которых больной не может понять скрытый смысл, контекст повествования. Отличительной чертой является трудность называния предметов при понимании их предназначения и описания.

Немного нарушается устная речь. Это проявляется в непроизвольных повторах своих же слов и паузами между отдельными словами, так как больному в диалоге нужно на ходу вспоминать названия объектов и явлений.

Навыки письма и чтения сохранены. Больные с акустико-мнестической афазией имеют критику к своему состоянию, пытаются компенсировать недостаток информации мимикой, жестами и интонациями. Люди с расстройством речи замечают свои дефекты.

Присутствует невыраженная эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодической смене настроения в течение дня и тревожностью.

Специфика мнестических процессов выражается в том, что при поступлении большого количества зрительной и слуховой информации перегружается оперативная память (А. Лурия). То есть сама информация поступает, но в результате тормозится.

Нарушение номинативной функции (называние подходящего слова) по мнению исследований конца XX века происходит за счет снижения формирования зрительных образов и чувствительной основы слова. То есть человек не может подобрать правильное слово потому, что в процессе подбора у него не возникают визуальные образы и нет эмоционального подкрепления.

Для дисфазии характерен еще один механизм – снижение объема слухового восприятия. Имеется в виду, что человек понимает не всю обращенную к нему диалогическую речь.

Дефекты воспроизведения речи наблюдаются при письме. Хотя автоматические навыки письма, такие как написание букв и каллиграфия, сохранены. Выражается в плохом запоминании надиктованных фраз. Больные по несколько раз просят повторить одну и ту же фразу. В письме также наблюдаются аграмматизмы – нарушение порядка слов и синтаксиса.

Дополнительный и не всегда встречающийся симптом – нарушение арифметического счета. Однако нарушение счета обуславливается не нарушенным интеллектом, а трудность запоминания нескольких чисел одновременно.

Диагностика

Акустико-мнестическая афазия требует следующих диагностических мер:

  • Консультация у логопеда. Он исследует речевую сторону нарушения высших корковых функций.
  • Консультация у невролога. Врач в ходе объективного исследования обнаруживает нарушение чувствительности по гемитипу и гемипарез (снижение мышечной силы на одной стороне тела).

Инструментальные методы исследования необходимы для подтверждения органического нарушения. Используется:

  1. Магнитно-резонансная томография. Выявляет опухоли, ишемические очаги, кровоизлияние или отек.
  2. Исследование гемодинамики. Позволяет оценить кровоток в коре головного мозга и судить о достаточности поступления крови к нервным клеткам.

Методы коррекции

Перед коррекцией проводится этиотропная и патогенетическая терапия, направленная на стабилизацию состояния больного. Например, при инсульте восстанавливают мозговой кровоток, и только потом приступают к коррекции нарушений речи.

В основе восстановления – занятия с логопедом. Упражнения направлены на увеличение объема слуховой и речевой памяти. Первые задания выполняются в палате больного: чем раньше начнется реабилитация, тем больше вероятность восстановления речи.

Типичная характеристика упражнения: диктовка простых слов и предложений, которые больной должен воспроизвести по памяти; картинки с изображениями, которые больной должен обозначить и назвать наиболее подходящим словом. Пациентам рекомендуется изучать стихи, начиная с простых, заканчивая сложными. Лучше учить стихи на иностранном языке, даже если недостаточно знаний.

Параллельно коррекции проводится фармакотерапия. Она направлена на восстановление и стабилизацию мозгового кровообращения. Назначаются нейропротекторы и нейрометаболические средства, по типу гамма-аминомасляной кислоты.


Среди ряда афатических расстройств акустико-мнестическое занимает особое место.

О том, что собой представляет акустико-мнестическая афазия, отчего и при каких проблемах в организме возникает данное поражение памяти, к каким нарушениям приводит, каковы особенности диагностики и коррекции, пойдет речь ниже.

Характеристика расстройства

Акустико-мнестическая афазия является одним из видов афатических расстройств. Обусловлена недостаточностью слухоречевой памяти. Для патологии характерно затрудненное понимание и воспроизведение речи. Однако речевой дефект проявляется не грубо. Приводит к нарушению ранее сформированной речевой функции.

Что является причиной?

Появление нарушения – результат поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает в височной части доминантного полушария, в ее средне-задних отделах. Это так называемые 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. У большинства людей доминирующим является левое полушарие.

Нарушение работы этих отделов может произойти из-за ухудшения кровообращения в этом месте, воспалительных процессов, травматизации.

В результате последней нарушается целостность или происходит сдавливание структур мозга:


Инсульт. Самый частый фактор афазии данного вида. Инсульт по ишемическому типу приводит к недостаточности снабжения кровью и кислородному голоданию мозговой коры.

При геморрагческом инсульте кровь, вытекшая из поврежденных сосудов, сдавливает ткани мозга.

  • Черепно-мозговые травмы. К поражению, полученному во время самой травмы, присоединяется отек, который давит на мозговые структуры. Также может начаться воспалительный процесс.
  • Внутримозговые опухоли. Любые образования (как злокачественного, так и доброкачественного характера) приводят к нарушению мозговой деятельности из-за увеличивающегося давления на соседние участки и сосуды, от которых они питаются. Если опухоль прорастает в саму структуру мозга, происходит разрушение последней.
  • Заболевания инфекционной природы. Любые воспаления вещества головного мозга или его оболочек (энцефалиты, менингиты, церебральные абсцессы) становятся причиной нарушения функции нейронов, которые участвуют в процессе речеобразования. Воспаления приводят к отекам, сдавливанию, что влечет нарушение связей между нейронами.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Ряд заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкоэнцефалит Шильдера), которым сопутствует поражение определенных большеполушарных долей и разрушение миелиновой оболочки нервных волокон, на начальных стадиях вызывает акустико-мнестическую дисфункцию.
  • Патогенез

    У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

    Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

    Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

    Основные симптомы и центральный механизм патологии


    Импрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

    Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

    Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

    При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

    Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

    Какие симптомы не относятся к этой патологии:

    • нарушение фонематического слуха;
    • нарушение звукоразличения;
    • литеральные парафазии;
    • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

    Осложнения и их особенности

    Если терапия афазии была начата несвоевременно или отсутствовала вовсе, больному становится все сложнее общаться с окружающими. К основному заболеванию присоединяется социальная дезадаптация. Нарушается умение выполнять ранее доступные действия: писать, читать, выполнять арифметические действия.

    Трудности понимания и речевого производства ведут к постоянному напряжению, повышению раздражительности, нервозности. Возможны депрессивные состояния.

    Диагностические мероприятия

    Диагностика акустико-мнестической формы афазии требует участия разных специалистов и проведения комплекса исследований. Больного должны проконсультировать невролог, психиатр, логопед, афазиолог, нейропсихолог. На основе собранных анамнестических данных ставится диагноз.

    Неврологическую основу постановки диагноза составляет выявление патологии черепных нервов, наличия спастического гемипареза, нарушение рефлексов. Также проводится обследование познавательных возможностей, чтобы исключить психические отклонения.


    Особенности речевой деятельности выявляют логопед и афазиолог. При обследовании у больного с акустико-мнестической дисфункцией обнаружатся вербальная парафазия, дислексия, дисграфия, аграмматизмы в речи.

    Также специалисты обратят внимание на уровень слухоречевой памяти. Больному предлагается запомнить и воспроизвести цепочку из десяти коротких слов, не связанных между собой. Часто испытуемый вспоминает только 1 слово из предложенных, последнее.

    Еще одно задание: даются 2 группы лексических рядов по 3 слова в каждом. Их нужно также запомнить и пересказать. Чаще всего больные не справляются с заданием: неправильно группируют слова, затрудняются вспомнить, что именно называлось.

    Для обследования слухоречевой памяти на текст предлагается прослушать небольшой отрывок, пересказать его и ответить на вопросы. Для фиксирования оптико-гностических нарушений больному предлагают нарисовать, к примеру, чашку или чайник. При наличии патологии на изображениях будут отсутствовать детали: ручка или носик.

    Магнитно-резонансная томография покажет наличие опухолевых образований, очагов воспаления, дегенеративные изменения, повреждения травматического характера.

    Для исследования сосудов назначают УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиографию. Эти исследования дают возможность подтвердить или опровергнуть цереброваскулярную патологию. Также показывают особенности мозгового, коллатерального кровообращения, наличие окклюзии сосудов.

    Чтобы проверить подозрение на нейроинфекцию, проводится люмбальная пункция. Во время процедуры у пациента берется цереброспинальная жидкость. Лабораторное исследование материала покажет, присутствует ли воспалительный процесс, определит возбудителя, наличие раковых клеток, признаки кровоизлияния.


    Симптомы акустико-мнестического расстройства при поверхностном изучении можно спутать с признаками других речевых нарушений. Поэтому важно уделить особое внимание сбору анамнеза.

    Так, отличие афазии данного вида от моторной заключается в активности спонтанной речи. При акустико-гностической афазии, в противовес мнестической, высказывание менее законченное, имеются литеральные парафазии. Также необходимо разграничивать афазию и нарушения познавательной деятельности.

    Лечение и коррекция

    Лечение генерального заболевания, явившегося первопричиной афазии, должно проводиться параллельно с коррекционным воздействием на речь пациента.

    Последствия инсульта требуют тромболитической либо гемостатической терапии. Хирургическое вмешательство и радиотерапию назначают при опухолевых процессах или гематомах мозга. Антибиотикотерапия проводится для устранения нейроинфекционных заболеваний.

    Начинать заниматься желательно с момента выявления заболевания. Первоначально больному предлагают опираться на зрительное восприятие, после этого проводят небольшие диктанты на слух. Постепенно должна возрастать сложность предлагаемых упражнений.


    На занятиях с логопедом проводится работа по расширению объема восприятия речи. С этой целью даются задания:

    1. Выполнить 2-3-шаговые инструкции (списать слова, предварительно сгруппировав их по темам).
    2. Показать части предметов, которые предъявляются в связке по два, по три.
    3. Прослушать текст и ответить на вопросы.

    Страдающему акустико-мнестической формой афазии полезно заучивать и вспоминать речевые ряды, стихи, песни, составлять предложения по опорным словам. Чтобы преодолеть сложность в подборе слов для высказывания, можно проводить сопоставление синонимических рядов, антонимических пар, уточнять смысл лексем.

    Экспрессивная речь тренируется в заданиях:

    1. Составить рассказ по сюжетным картинкам.
    2. Пересказать текст по плану.
    3. Написать письмо.

    Терапевтические мероприятия акустико-мнестической афазии подразумевают восстановление функционирования нейронов и связей между ними. Лечение лучше всего проходит на фоне стимулирования обменных процессов в мозговых структурах.

    Врач назначает больному ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Мемотропил, Нооцетам, Ноопепт, Пантогам, Мексидол), нейрометаболические препараты (гамма-аминомасляная кислота), а также средства для улучшения работы сосудов (Винпоцетин, Кавинтон, Бравинтон).

    Прогноз и профилактика проблемы


    Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

    Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

    Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

    Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

    Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

    Полезное видео

    Интересно об акустико-мнестической афазии:


    Акустико-мнестическая афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями подбора необходимого слова в процессе разговора. Диагностика производится по результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса, проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики, цереброспинальной жидкости. Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).

    МКБ-10



    • Причины
    • Патогенез
    • Симптомы акустико-мнестической афазии
    • Осложнения
    • Диагностика
    • Лечение акустико-мнестической афазии
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения


    Причины

    Патология развивается вследствие поражения коры средне-задних отделов средней височной извилины доминантного полушария — 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. Изменения церебральных тканей могут носить ишемический, воспалительный, деструктивный, компрессионный характер. Возможными причинами поражения являются:

    • Инсульты. Наиболее частая причина речевых нарушений. По различным данным, афазия наблюдается у 30-60% пациентов с ОНМК. При ишемическом инсульте мнестическая форма афазии возникает вследствие недостатка кровоснабжения и гипоксии соответствующей области мозговой коры, при геморрагическом инсульте — в результате сдавления тканей излившейся кровью.
    • Черепно-мозговые травмы. Ушиб, размозжение церебральных тканей, образование внутримозговой гематомы приводят к повреждению и гибели нейронов, ответственных за слухоречевую память. Зона повреждения расширяется за счёт посттравматического отёка и воспаления.
    • Внутримозговые опухоли. Первичные и метастатические новообразования в височных отделах головного мозга обуславливают речевые нарушения двумя путями. Инвазивно растущие неоплазии вызывают деструкцию окружающие тканей. Отграниченные опухоли по мере роста начинают сдавливать церебральные структуры и питающие их сосуды.
    • Инфекционно-воспалительные заболевания. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, церебральные абсцессы с расположением очагов воспаления в области 21, 37 поля приводят к дисфункции ответственных за речь нейронов. Воспалительный отёк, компрессия, дисметаболизм в зоне поражения становятся причиной апоптоза нервных клеток, нарушения межнейрональных связей.
    • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Начальные стадии болезни Альцгеймера, болезни Пика, лейкоэнцефалита Шильдера могут протекать с фокальной дегенерацией, демиелинизацией области средней височной извилины. Возникает прогрессирующая акустико-мнестическая дисфункция, со временем переходящая в смешанную сенсомоторную афазию.

    Патогенез

    Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов. Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти. Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.

    В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли. В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи. Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

    Симптомы акустико-мнестической афазии

    Типична диссоциация между нарушенной способностью повторить несколько обращённых к пациенту слов и нормальным воспроизведением отдельно сказанного слова. В связи с ограничением слухоречевой памяти больной способен повторить первое и последнее или лишь одно слово из словесной цепочки. Пациент объясняет это проблемой с запоминанием. Ситуация повторяется при повторном прослушивании. Затруднено понимание длинных высказываний, одновременная коммуникация с несколькими собеседниками. Выслушав инструкцию из 5-7 слов, больной улавливает её суть, но может выполнить с ошибками (например, произвести указанное действие другим предметом).

    Дисграфия более выражена при написании под диктовку, характеризуется большим, чем в устной речи, количеством аграмматизмов. Больные плохо запоминают диктуемые фразы, часто просят повторить их фрагменты, способны удержать в памяти не более трёх слов одновременно. Дислексия наблюдается при чтении текстов с предложениями значительной длины. Расстройство слухоречевой памяти обуславливает неспособность удержать в голове читаемый текст, что приводит к непониманию прочитанного. Акалькулия выражается в затруднении арифметических действий с многозначными числами, поскольку пациент не может запомнить числа, переносимые из одного разряда в другой.

    Осложнения

    Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих. Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство. Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

    Диагностика

    • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе обнаруживается сопутствующий очаговый неврологический дефицит: спастический гемипарез, патология черепных нервов. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. При отклонениях в психическом статусе требуется консультация психиатра.
    • Диагностическое обследование речи. Осуществляется логопедом-афазиологом комплексно. Выявляется вербальная парафазия, аграмматизмы, снижение слухоречевой памяти, дислексия, дисграфия. Оптико-гностическую дисфункцию диагностируют по отсутствию отличительных деталей предмета на рисунках больного: ручки у чашки, носика у чайника.
    • МРТ головного мозга. Позволяет определить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует опухолевые процессы, воспалительные фокусы, дегенеративные изменения, зоны ишемии, внутричерепные гематомы, травматические повреждения.
    • Сосудистые исследования. УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиография назначаются при подозрении на цереброваскулярную патологию. Помогают подтвердить изменения церебрального кровотока, окклюзию сосуда, оценить состояние коллатерального кровообращения.
    • Люмбальную пункцию. Производится при наличии клинических данных за нейроинфекцию с целью получения и исследования цереброспинальной жидкости. При проведении лабораторных анализов определяются воспалительные изменения, конкретный возбудитель, опухолевые клетки, признаки кровоизлияния.

    Лечение акустико-мнестической афазии

    Коррекция речевого дефекта проводится на фоне обязательной терапии основной патологии. В зависимости от вида инсульта осуществляется тромболитическая или гемостатическая терапия. При опухоли, гематоме совместно с нейрохирургами рассматривается возможность радикального удаления, радиотерапии. Больным с нейроинфекцией назначается этиотропное антибактериальное или противовирусное лечение. Терапия собственно речевых нарушений включает две составляющие:

    • Логопедические занятия. Задачей логопедической коррекции является расширение объёма оперативной слухоречевой памяти. По возможности занятия начинаются с первых дней заболевания и осуществляются поэтапно с постепенным наращиванием и усложнением. Вначале задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся короткие слуховые диктанты. Рекомендовано заучивание и вспоминание речевых рядов, стихов, песен. Трудности подбора слов в речи преодолеваются путём уточнения их смысла, систематизации, сопоставления синонимов и антонимов.
    • Фармакотерапия. Необходима для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейронных связей и функций. Производится сосудистыми (винпоцетин), ноотропными (пирацетам), нейрометаболическими (гамма-аминомасляная кислота) препаратами. В лечении афазий хорошо зарекомендовал себя препарат мемантин.

    В период реабилитации пациент нуждается в помощи близких. Продуктивное общение возможно при условии снижения темпа речи, исключения длинных сложных высказываний. Поддержание вербального контакта со стороны родных, помощь в выполнении логопедических упражнений на дому способствуют скорейшему восстановлению речевой функции. Эффективно проведение логопедической реабилитации на фоне общеукрепляющих восстановительных занятий ЛФК, массажа, психотерапии.

    Прогноз и профилактика

    Исход акустико-мнестической афазии во многом зависит от этиологии причинного заболевания, своевременности начатого логопедического лечения. Упорная поэтапная терапия зачастую позволяет восстановить речевую функцию после перенесённого инсульта, ЧМТ, энцефалита. Нераспознанная, оставшаяся без коррекции афазия может претерпевать незначительный регресс, но речевые нарушения переходят в стойкий резидуальный дефект. Наиболее неблагоприятный прогноз имеет афазия опухолевого и дегенеративного генеза. Профилактические мероприятия подразумевают своевременную терапию цереброваскулярных заболеваний, исключение онкогенных воздействий, предупреждение травматизма, укрепление иммунной системы.


    Определение акустико-мнестической афазии активно используется в нейропсихологии для описания одной из форм речевых расстройств. В этом случае нарушение затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим. В результате значительная часть информации просто выпадает из памяти пострадавшего, из-за чего он не способен ее воспроизвести. Неполноценность слухоречевой памяти нуждается в тщательной диагностике и профессиональной помощи. При своевременном начале терапии и ее комплексной организации прогноз благоприятный. Игнорирование проблемы приводит к ее стремительному регрессу.


    Болезнь затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим.

    1. Акустико-мнестическая афазия
    2. Причины акустико-мнестической афазии
    3. Патогенез
    4. Симптомы акустико-мнестической афазии
    5. Осложнения
    6. Диагностика
    7. Лечение акустико-мнестической афазии
    8. Прогноз и профилактика

    Акустико-мнестическая афазия

    У здорового человека слуховое восприятие сопровождается акустическим запоминанием благодаря анализу звукового состава услышанных слов. Этот процесс затормозится, если части информации не связаны друг с другом или внимание слушателя будет отвлечено. При поражении коры головного мозга в средних и задних отделах височной зоны торможение слуховых следов достигает своего максимума. В результате развивается акустико-мнестическая афазия, при которой смысл одного слова утрачивается, когда больной слышит новое. Патология может проявляться также при работе со слогами.


    Проведенные исследования показали, что случаи изолированной формы речевого расстройства единичны. Обычно они имеют смешанную природу, при котором проявляется сразу 2-3 механизма поражения нервной ткани. Чаще всего акустико-мнестическая афазия выявляется в остром периоде инсульта. Нередко дефект речи выражен слабо, он может остаться незамеченным на фоне других неврологических симптомов. Иногда его принимают за снижение когнитивных функций ЦНС, нейродинамическое расстройство.

    Причины акустико-мнестической афазии

    Нарушение речевых функций становится результатом поражения церебральных тканей доминантного полушария. Изменение их структуры может произойти вследствие воспалительного или деструктивного процесса, ишемии или гипоксии, повреждений компрессионного характера. Степень воздействия негативного фактора влияет на выраженность основных и наличие дополнительных симптомов, прогноз течения болезни.

    Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает на фоне таких патологий:

    • острое нарушение мозгового кровообращения – по статистике, речевые нарушения в той или иной степени наблюдаются примерно у половины пострадавших от инсульта. Это самая распространенная причина афазии. При ишемической мозговой катастрофе она возникает на фоне нарушения кровоснабжения височной области. Кровоизлияние в мозг приводит к давлению на кору полушария вышедшей кровью;
    • травмы головы – ушиб или сдавление церебральных тканей не менее опасно, чем их размозжение. Все эти процессы приводят к массовой гибели нервных клеток. Если повреждение будет сосредоточено в определенной области, пострадает слухоречевая память. Окружающие зону поражения ткани дополнительно испытывают воздействия отека и воспаления, что усугубляет ситуацию. Не менее опасны внутричерепные гематомы, приводящие к созданию патологического давления на кору головного мозга;
    • церебральные опухоли – ограниченные формирования создают давление на сосуды, питающие нейроны, и сами клеточные колонии. Инвазивно растущие конгломераты проникают в саму структуру тканей, вызывая их разрушение;
    • патологии инфекционной или воспалительной природы – подобные заболевания сопровождаются воспалением и отечностью пораженного участка, что сказывается на его функциональности. Ситуация усугубляется компрессией тканей, нарушением в них обменных процессов, сбоем связей между нейронами;
    • прогрессирующие дегенеративные заболевания –болезни Альцгеймера, Пика и подобные им по характеру патологии ЦНС сопровождаются избирательным поражением и демиелинизацией височной зоны полушария. На начальных стадиях это проявляется в виде акустико-мнестической афазии, которая прогрессирует и переходит в смешанную форму.


    Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает из-за травмы головы.

    Иногда причиной речевых расстройств становится сочетанное влияние нескольких факторов. Например, формирование опухоли в месте прохождения крупного сосуда может привести к сужению его просвета или полной блокировке тока крови. Участок, который снабжается всем необходимым за счет этого канала, начнет страдать от гипоксии и ишемии, вызывающих снижение функциональности тканей.

    Патогенез

    Для патологии характерно сохранение фонематического слуха и артикуляции. Механизм развития расстройства основывается на проблемах со слухоречевой памятью. В теории это становится результатом повышенного торможения слухоречевых следов. На практике акустико-мнестическая афазия приобретает вид забывания услышанных слов после того, как услышаны новые. Дополнительно прослеживается ограниченность слухоречевой памяти, отмечаются проблемы с чтением и письмом.

    При поражении задневисочных отделов коры головного мозга высока вероятность развития дополнительной симптоматики из-за нарушения нейронных связей между близко расположенными структурами.

    Это проявляется в виде сложностей со словесной интерпретацией увиденного предмета. Пациент прекрасно видит образ и адекватно его оценивает, но не может подобрать слов для его описания.

    Симптомы акустико-мнестической афазии

    Перечень симптомов, их выраженность зависят от типа и площади поражения церебральных тканей, возраста пострадавшего. Даже размытые признаки патологии позволяют заподозрить наличие проблемы в конкретной области, что помогает сузить площадь поиска очага неврологического недуга. При наличии хотя бы одного из проявлений необходима консультация невролога.

    Клиническая картина акустико-мнестической афазии затрагивает такие сферы:


    Болезнь вызывает нарушения в сфере зрительного представления приводят к трудностям в назывании предметов.

    Перечисленные симптомы приводят к заметному снижению качества жизни человека, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Дополнительно возникают признаки поражения головного мозга, характерные для конкретного заболевания.

    Осложнения

    Игнорирование акустико-мнестической афазии, как признака церебральной патологии, приводит к прогрессированию основной болезни. Отказ от целенаправленного лечения самого расстройства со временем делает невозможным общение больного с окружающими. Это приводит к проблемам с социальной адаптацией, отсутствию возможности читать, писать, считать.

    Неспособность донести свои мысли до окружающих вызывает у пациента раздражение, провоцирует неврозы, обостряет негативные черты натуры.

    Ситуация становится хуже, если афазию принимают за когнитивное расстройство и проводят неправильное лечение. Проблемы с речью закрепляются, шансы на восстановление снижаются.

    Диагностика

    В большинстве ситуаций признаки акустико-мнестической афазии смазаны, поэтому по одной только клинической картине проблему выявить не получится. В случае подозрения на патологию нужно пройти ряд обследований. Обязательно показаны консультации невролога, логопеда, нейропсихолога, афазиолога. Также требуется выявление причин патологии, оценка состояния головного мозга.

    Точный диагноз поможет поставить комплексное обследование:

    • оценка неврологического статуса – проводится оценка когнитивных функций ЦНС, рефлексов, исключаются патологии черепных нервов и психических отклонений;
    • диагностика речи – с помощью специальных методик и приемов выявляется точный спектр симптомов, их выраженность;
    • МРТ или КТ головного мозга – помогают обнаруживать опухоли, воспаления, зоны дегенерации или ишемии, гематомы, последствия травм;
    • УЗИ сосудов головного мозга – способ диагностики нарушений мозгового кровообращения;
    • люмбальная пункция – необходима при подозрении на инфекционный процесс в черепной коробке.


    Диагностировать заболевание можно с помощью МРТ.

    Такие подходы помогают не только выявить речевое расстройство, но и дифференцировать его от других форм афазии. Также комплексный подход необходим для исключения нарушений когнитивной сферы.

    Лечение акустико-мнестической афазии

    Коррекция речевого расстройства невозможна без проведения терапии, направленной на борьбу с причиной дефекта. В зависимости от типа заболевания пострадавшему может быть назначено медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство, курс физиотерапии.

    Для борьбы непосредственно с афазией используются фармакологические подходы и логопедические занятия. Лекарства назначаются с целью стимуляции кровообращения и обменных процессов в головном мозге. С такими задачами хорошо справляются ноотропы, сосудистые и нейрометаболические составы. Работа с логопедом направлена на расширение объема слухоречевой памяти. Она включает использование карточек, написание диктантов, пересказ прочитанного, разучивание стихов и песен.

    Прогноз и профилактика

    При отсутствии профильного лечения акустико-мнестическая афазия приводит кстойкому нарушению памяти и речи. Даже при избавлении от основного заболевания расстройству необходимо уделить должное внимание, иначе не исключены остаточные явления на фоне незначительного регресса. Наименее благоприятный прогноз врачи дают при нарушении, вызванном опухолями в черепной коробке. В большинстве случаев профессиональный подход все же позволяет полностью восстановить утраченные функции или довести их до приличного уровня.

    Профилактика расстройства заключается в предупреждении развития причин, вызывающих афазию.

    Лицам из группы риска рекомендуется регулярно проходить диспансеризацию, дополнительно посещать невролога.

    Выявление проблемы на ранней стадии в большинстве случаев становится залогом успешного лечения.

    Акустико-мнестическая афазия – это состояние, с которым можно и нужно бороться. На достижение стойкого результата могут уйти месяцы и даже годы, но успех позволит повысить качество жизни пациента, будет способствовать его социализации.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.