Карен хорни невротическая личность нашего времени отзывы



О неврозе понятным языком. Повод попытаться изменить жизнь к лучшему.

Порой перед написанием отзыва на Irecommend меня охватывает паника, как это иногда бывает перед публичными выступлениями. Но стоит мне вспомнить, что мало кто меня читает, да и пишу я не на очень-то популярные темы, как мне становится чуточку легче.

Книга, на которую я хочу написать отзыв, также не пользуется широкой популярностью, что, кстати, очень зря. Ее автор умерла в 1952 году, но тем не менее, проблемы затронутые в книге актуальны и сейчас. Книга действительно о невротической личности НАШЕГО времени и написана для широкой аудитории, не для специалистов, хотя и им будет интересно.



Произведения Карен Хорни, в том числе и это, привлекают своей точностью, четкостью изложения материала, безупречной логикой и понятным языком. Читая их, получаешь удовольствие не только от получения новой информации, а ещё и от того, как она скомпонована. Автор не обрушивает на читателей весь запас знаний сразу, не перегружает подробностями, разбавляя книгу до нужного объёма - если вы взялись читать что-то из её книг, будьте уверены, что все будет по-делу.

Невроз здесь рассматривается не как болезнь, а как определенный тип организации личности, возникший в результате неблагоприятных воздействий среды в раннем детстве. Приобретенные изменения и психологические защиты были необходимы личности для того, чтобы выжить, но, накрепко зафиксировавшись, повисли тяжелым ярмом на шее. Во взрослой жизни все нажитое только усиливает тревогу, забирает энергию и мешает человеку быть настолько счастливым, насколько он мог бы.

Невротик – это, по моему мнению, не всегда приятная, но всегда очень интересная личность, этакий многослойный торт. Здесь у нас чрезмерная заботливость, под которой стремление получить любовь окружающих, потому что только это может снизить тревогу, из за которой практически нет сил на то, чтобы любить кого-то на самом деле.

Список того, как может проявляться невротическая личность просто огромен: алкоголики, жены алкоголиков, люди, приносящие себя в жертву, деспоты-начальники, расстраивающиеся, что их никто не любит, личности, готовые на все ради любви, способные и при этом ничего не добившиеся люди.

К слову говоря, невроз необязательно должен проявляться настолько сильно, мне кажется, в нашей культуре он может остаться незамеченным. Стремление к достижению успеха, соперничество, тревога давно стали частью нашей повседневной реальности и касаются всех людей, но лишь невротикам они не дают полноценно жить.

Читая книгу, я порой расстраивалась, так как много находила такого, что могла отнести на свой счет, и не всегда это были приятные вещи. То ли это автор никого не щадит, то ли у меня повысился уровень осознанности и теперь я вижу то, на что раньше получалось закрыть глаза.

Я определенно рада, что прочла эту книгу. Проблем моих она не решила (но я этого и не ждала), но хотя бы подтолкнула к осознанию некоторых из них. Важным решением, которого я буду придерживаться насколько смогу, будет решение не обманывать себя и ничего от себя не скрывать. Принятие некоторых правд о себе может быть болезненным, но оно необходимо для того, чтобы продолжать расти и становиться счастливее.

Книгу рекомендую. Ставлю 4 потому, что знаю более позднее и удачное произведение этого автора на ту же тему.


О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.

Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.

Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.

Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.

Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.

Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.

Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.

Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.

Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия

Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.

Мир глазами невротической личности

В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

«Карен Хорни.

Реферат подготовила:

Никитина Ольга Вячеславовна

Место работы:

Муниципальное бюджетное учреждение

г. Нижний Тагил, Свердловская область

Хочется немного рассказать о личности самого автора – Карен Хорни. Все, что делает человек, находит отклик в его душе, и наоборот, каждый из нас посвящает свою жизнь и труд тому, что перекликается с ним самим.

Мне кажется, Хорни, посвятив себя такой глубокой теме, и делая весьма глубокие выводы о невротической личности, зачастую, как и указывала в своих книгах, имела интерес к ней, идущий из детства. Ведь стоит обратить свое внимание на прошлые годы писательницы.

Мать девушки была более образованным человеком, придерживалась независимости женщин, но вместе с тем мирилась с приниженным положением в семье. Отец выступал категорически против обучения дочери после школы: Карен стремилась потупить в медицинский колледж. Лишь упорная настойчивость матери помогла сломить сопротивление. В собственной семье Карен приписывала к себе отношение нежеланного ребенка, по ее мнению все симпатии и любовь родителей принадлежали ее старшему брату. Эти переживания тяготили ее, усиливали чувство собственного физического несовершенства, хотя девушка была крайне привлекательной. Эти же аспекты отношений создавали и железный характер Карен. Выйдя замуж, Хорни родила трех детей, но не могла уделять им достаточно времени, отдавая все более на попечение гувернанток. За это впоследствии дочери обвинили ее в бесчувственности.

Впервые Хорни обратилась к психоанализу в качестве пациентки в связи с обострением в 1911 году чувства тревожности и депрессии. Так, сначала в качестве нуждающейся в нем, а впоследствии и изучающей теорию психоанализа, она уже в 1919 году вела свою собственную психологическую практику.

Поначалу Хорни говорила, что стремится исправить некоторые недостатки теории Зигмунда Фрейда, но впоследствии ее попытки привели к пересмотру отдельных положений теории психоанализа.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека

Автор исходила из того, что доминирующим в структуре личности является бессознательное чувство беспокойства, которое она назвала чувством коренной тревоги. Это чувство, писала она, связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире". То есть, я вижу, что в теории Хорни сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль о противостоянии между внешним миром и человеком.

Хорни также говорила, что причиной развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Хорни выделяет два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога возникает со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Он чувствует такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Но со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если потребности не удовлетворяются, то тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни.

Она считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "образом Я".

Также Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход автора книги к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Карен Хорни была одной из первых, кто попытался перевести психоанализ с сугубо биологических на социальные рельсы.

Именно она начала требовать рассматривать человека в контексте его реальных жизненных обстоятельств, считала, что психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

К. Хорни в некоторых источниках называется первым представителем того направления, которое теперь известно как гуманистический психоанализ. И ее же труды существенно повлияли на работы А. Маслоу.

Можно сказать, что Хорни стояла не только у истоков неофрейдизма, но и у истоков гуманистического психоанализа.

Невротик всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему

Невротик колеблется в своей самооценке между ощущением величия и ничтожества

Конфликтная ситуация невротического человека проистекает из отчаянного и навязчивого желания быть первым и из столь же сильного навязчивого побуждения сдерживать себя.


Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего; но она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать.

Различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство - потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви - лишь вторичное.

Кроме того, имеется заметное противоречие между их желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство.

Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении.


Базальная тревога означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить всю ответственность на других, получить от них защиту и заботу; в то же самое время вследствие базальной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осуществить это желание. И неизбежным следствием этого является то, что ему приходится затрачивать львиную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

Невротик колеблется в своей самооценке между ощущением величия и ничтожества.

Невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хотеть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов.

Навязчивое стремление к совершенству в большой степени развивается из потребности избегать какого-либо неодобрения.

Человек, чьи сексуальные потребности возрастают под неосознаваемым влиянием тревожности, наивно склонен приписывать интенсивность своих сексуальных потребностей врожденному темпераменту или свободе от общепринятых табу. Делая это, он совершает ту же самую ошибку, что и люди, переоценивающие свою потребность в сне, воображая, что их конституция требует десяти или более часов сна, в то время как в действительности их повышенная потребность в сне может быть вызвана различными, не находящими выхода эмоциями. Сон может служить в качестве одного из средств ухода от всех конфликтов.

Если невротика заставлять ждать, то они интерпретируют это таким образом, будто их считают столь ничтожными, что не чувствуют необходимости быть с ними пунктуальными; а это может вызвать взрывы враждебных чувств или привести в результате к полнейшему отстранению от всех чувств, так что они становятся холодными и индифферентными, даже если несколько минут тому назад могли с нетерпением ожидать встречи.

Невротик всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему. Невротик интерпретирует любое требование как предательство, а любую критику - как унижение.

Невротик не осознает, в сколь значительной степени его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям.

Невротичные родители обычно недовольны своей жизнью, не имеют удовлетворительных эмоциональных или сексуальных отношений и поэтому склонны делать детей объектами своей любви. Они изливают свою потребность в любви на детей.


Невротичный человек может испытывать чувство ужаса, когда приближается к осознанию того, что ему предлагается подлинная любовь.

Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам: внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым.

Разговор о тенденции невротика перекладывать вину на других может дать повод для неправильного понимания. Он может быть воспринят так, как будто его обвинения беспочвенны. В действительности у него есть весьма веские причины для обвинения, потому что с ним обращались несправедливо, особенно в детстве. Но в его обвинениях имеются также невротические элементы; они часто занимают место конструктивных усилий, ведущих к позитивным целям, и обычно безрассудны. Например, невротик может выдвигать их против тех людей, которые искренне хотят помочь ему, и в то же самое время он может быть совершенно неспособен возложить вину и высказать свои обвинения в адрес тех людей, которые действительно причиняют зло.

Невротическая ревность также отличает невротика, она диктуется постоянным страхом потерять любимого человека, хотя партнер не дает абсолютно никаких поводов для такой ревности. Такой тип ревности может проявляться со стороны родителей к своим детям, если они стремятся вступить в брак, или, наоборот, со стороны детей, когда один из родителей хочет вступить в брак.

В нашей культуре имеются четыре основных способа избежать тревоги: ее рационализация; ее отрицание; попытки заглушить ее наркотиками; избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

  • Add to friends
  • RSS

teamouses

Глава 1. Культурный и психологический аспекты понимания неврозов.

Признаки невротической личности:

- определенная ригидность реагирования (отсутствие той гибкости, которая позволяет нам реагировать различным образом на разные ситуации).

- постоянно страдающее лицо.

- наличие конфликта противоречащих друг другу тенденций.

- своими реакциями (например, постоянная подозрительность, независимо от ситуации).

- невротик сам стоит у себя на пути.

- невротик постоянно страдает.

Что образует невроз?

- Фобии, депрессии, функциональные соматические расстройства и не только (некоторые виды внутренних запретов, расстройства в сексуальных отношениях).

- Тревога и те защиты, которые выстраиваются против неё.

Признаки невротических страхов и защит:

1) жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи.

3) у невротика конфликты более резко выражены и более остры. Стремится к конфликтным решениям, которые достигаются дорогой ценой.

Невроз – психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций.

Поскольку наш интерес сосредоточен на том, каким образом невроз оказывает воздействие на личность, сфера нашего исследования ограничивается двумя областями. Во – первых, имеются неврозы, которые могут возникать у индивидов, чья личность в иных отношениях сохранена и не искажена. (И во - вторых) неврозы характера, т.е. те состояния, в которых - хотя их симптоматическая картина может быть в точности такой же, как в случае ситуативного невроза, - основное расстройство заключается в деформациях характера.

1) Простые ситуативные неврозы (кратковременное отсутствие адаптации к определенной сложной ситуации).

2) Неврозы характера (основное расстройство заключается в деформациях характера, что является результатом скрытого хронического процесса, который начинается в детстве и охватывает более или менее обширные области в общей структуре личности).

Характеризуется невротическими реакциями, которые у здорового человека вообще бы не вызвали никакого конфликта.

Деформация личности невротика:

- невроз навязчивых состояний

Психологический анализ ставит задачу выяснить:

1) Сексуальные корни влечения.

2) Инфантильную форму поведения.

1. Отношения любви, привязанности, расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны).

3. Отношения, связанные с самоутверждением.

4. Отношения, связанные с агрессией.

5. Отношения, связанные с сексуальностью.

1) чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей (неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку).

- заметное противоречие между желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство.

2) внутренняя незащищенность, чувство неполноценности и несоответствия.

- обширная группа запретов (внутренние запреты, например, запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы, высказать мнение или обоснованную критику и многое другое, вплоть до выбора человека, с которым они хотят общаться).

- внутренние запреты на знание того, что он хочет (трудности при принятии решений, осознании собственных желаний, вплоть до выбора профессии или спутника жизни).

Невротиками движут определенные невротические страхи:

- накопление денег – страх впасть в нищету.

- жить без любви – бесконечные любовные истории.

- трудности, связанные с агрессией – действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательство на их права и прочее, то есть любая форма враждебного поведения.

Бывает в двух формах:

а) склонность быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать, придираться. Часто люди не осознают этого и уверены в своей правоте.

б) люди, которые считают, что их постоянно обманывают или управляют, бранят или унижают, что мир ополчился против них и обманывает их.

5. сексуальная сфера:

а) навязчивая потребность в сексуальной активности.

б) запрет на сексуальную активность (в любом виде).

Глава 3. Тревожность.

Под тревогой (тревожностью) понимается эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.

То есть страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже на воображаемую опасность. Например, люди, испытывающие постоянный страх умереть.

Тревога может возникать в результате конфликта противоположенных желаний (например, жить и умереть).

Попытка убедить невротика, что его тревога необоснованна (метод убеждения), бесполезна.

Терапевтическое значение имеет выявление смысла, который несет для невротика определенная ситуация.

Значение тревоги в жизни человека:

У невротика проявляется в виде неясной тревоги, в форме приступов страха, может быть привязана к определенным ситуациям и действиям, таким как боязнь высоты, улиц, публичных выступлений; может быть, имеет отношение к опасению сойти с ума, заболеть раком, проглотить иголку. Или невротики, которые осознают лишь наличие у себя чувства неполноценности, депрессий, расстройств в сексуальной жизни и пр. В анализе у них обнаруживается скрытая тревожность, а осознание своей тревожности приводит к предположению: мы можем испытывать тревогу, даже не зная об этом. Тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же время неосознанной нами. Мы делаем все возможное, чтобы избежать тревоги. Некоторые составляющие аффекта тревоги особо непереносимы для человека:

- указание на то, что внутри нас что-то не в порядке и что-то необходимо изменить.

Четыре основных способа избежать тревоги:

1) Рационализация тревоги.

2) Отрицание тревоги.

3) Попытка заглушить тревогу наркотиками.

4) Избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих тревогу.

1) Рационализация – наилучший способ оправдания своего уклонения от ответственности.

2) Отрицание или устранение тревоги из сознания.

Физические признаки страха или тревоги: дрожь, усиленное потовыделение, учащенное сердцебиение, ощущение удушья, частое побуждение к мочеиспусканию, понос, рвота и в психологической сфере: чувство нетерпения, ощущение внезапного приступа или паралича.

4) Избегание всех ситуаций, мыслей или чувств, которые могут возбудить тревогу. Может быть сознательный процесс (например, человек, который боится нырять в воду, избегает делать это).

Далее лежит феномен внутреннего запрета, который выражается в неспособности делать, чувствовать или обдумывать определенные вещи. Представлены в истерических выпадениях функций: истерическая слепота, немота или паралич конечностей. В сексуальной сфере такие запреты представляют фригидность и импотенция.

В умственной сфере – запреты на сосредоточение, формирование или высказывание мнений, на установление контакта с людьми.

Предварительные условия начала осознавания наличия внутренних запретов:

- осознавать наличие желания что-либо сделать для того, чтобы осознать неспособность сделать это.

- запрет может выполнять столь важную функцию, что невротик воспринимает его как неподлежащий сомнению и изменению факт.

- запреты, совпадающие с одобряемыми в обществе/культуре формами запретов или установок (например, идеологических).

1) Осуществление действия, по поводу которого мы испытываем тревожность, порождает чувство напряжения, усталости или изнеможения.

2) Тревога, связанная с определенной деятельностью, в результате будет приводить к нарушению функции (приказание, отдаваемое жалобным, извиняющимся тоном, например).

3) Тревожность, связанная с деятельностью, будет портить то удовольствие, которое эта деятельность могла бы принести в ином случае. Например, при значительной тревожности катание с американских горок превратится в пытку. Сильная тревожность в сексуальных отношениях лишит их удовольствия.

Тревога может скрываться за чувствами физического дискомфорта (сильное сердцебиение, усталость); за многочисленными страхами (внешне рациональными и обоснованными); может быть скрытой силой, толкающей невротика к алкоголю и наркотикам.

Тревога – причина неспособности выполнять то или иное дело или получить удовольствие.

Тревога – важный фактор, стоящий за внутренними запретами. Наша культура порождает огромную тревожность.

Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами и тем больше таких вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу своей энергии, умственных способностей или уровня образования может их осуществить.

Глава 4. Тревожность и враждебность.

Тревога – это страх, который диктуется субъективным фактором.

Это ощущение могущественной, неотвратимой опасности, перед которой человек бессилен.

Два фактора: непреодолимая опасность и беззащитность.

В действительности враждебные побуждения различного рода образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность.

В неврозах нашего времени враждебные импульсы являются главной психологической силой, порождающей тревожность.

Психологические последствия, которые возникают в результате вытеснения враждебности, необходимо исследовать.

Вытеснить враждебность означает делать вид, что все хорошо и таким образом устраняться от борьбы тогда, когда нам следует бороться или когда нам хотелось бы бороться. Следовательно, первым неизбежным следствием такого вытеснения является то, что оно порождает чувство беззащитности или, чтобы быть более точным, усиливает уже имеющееся чувство беспомощности.

Вытеснение происходит тогда, когда в какой-либо ситуации осознание собственной враждебности становится невыносимым для человека. В таком случае возможность сознательного контроля отсутствует.

Если враждебность вытеснена, у человека нет ни малейшего представления о том, что он ее испытывает.

Взрывная сила вытесненного аффекта является еще большей. До тех пор, пока человек осознает свою злобу, ее проявление ограничено в трех отношениях:

1) Учет сложившейся ситуации показывает человеку, что он может, а что нет.

2) Если гнев относится к тому лицу, которым он в ином отношении восхищается, любит или в котором нуждается, то его гнев раньше или позже включается в комплекс всех его чувств.

3) В той мере, в какой человек выработал определенное представление о том, что следует, а чего не следует делать сложившейся личности, это также сдерживает его враждебные побуждения.

В случае вытеснения:

а) чувство гнева постоянно возобновляется.

б) человек отмечает внутри себя наличие взрывоопасного аффекта, не поддающегося его контролю.

Процесс проекции плюс страх возмездия играют огромную роль в психике людей, страдающих неврозом.

Вытесняя собственную враждебность, человек отрицает, что с его стороны имеет место какая-либо враждебность, а посредством проекции своей вытесненной враждебности на что-либо он отрицает какую-либо враждебность со стороны других. Человек ищет защиту в такой ситуации, например, в лишних часах сна или выпивке.

А) Человек воспринимает опасность как идущую от его собственных побуждений

Б) Опасность ощущается как угроза извне.

Группа А) представляется прямым результатом вытеснения с точки зрения последствий вытеснения враждебности, группа Б) предполагает проекцию.

Далее А) и Б) могут быть разделены на 2 подгруппы:

2) Опасность ощущается как угрожающая другим.

Тогда у нас образуется 4 основных вида тревоги:

А2: Опасность ощущается как исходящая из собственных побуждений и угрожающая другим.

Б2: Опасность ощущается как приходящая извне и угрожающая другим.

Эффект взаимодействия между враждебностью и тревожностью, всегда взаимно порождающими и усиливающими друг друга, позволяет нам понять, почему мы находим в неврозах такое количество неослабевающей враждебности. Такое взаимное влияние является также основной причиной того, почему тяжелые неврозы столь часто усиливаются без каких-либо явных осложняющих усилий извне.

Фрейд выдвинул такую точку зрения на тревожность:

1) Тревожность возникает в результате вытеснения влечений.

2) Тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение или следование которым создает внешнюю опасность.

Глава 5. Глубинная структура неврозов.

Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной.

Главная причина – неспособность родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов.

Причины неврозов/формирования неврозов:

- недоверчивость или злобное отношение ко всем людям.

- убеждение, что мир в целом опасен и страшен.

Со временем появляется чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире.

Отдельные острые реакции на частные провоцирующие ситуации кристаллизуются в склад характера: глубинная тревожность, которая неразрывно переплетена с глубинной враждебностью.

В психоанализе признается, что глубинная тревожность лежит в основе отношения к людям.

1) ситуативные неврозы – часто легко и быстро достигаются результаты.

2) неврозы характера – огромные препятствия и длительное время.

Глубинная тревожность описывается как:

- чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности.

- нахождение в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.

Подспудное недоверие к каждому человеку, глубинное презрение к каждому, глубинная тревожность могут быть трансформированы в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев, консервированной пищи вплоть до чувства, что человека преследует судьба (злой рок).

В нашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревожности:

4) Реакция ухода (отстранение).

1) Любовь – формула: если вы меня любите, вы не причините мне зла.

2) Подчинение – может быть:

б) обобщенная форма подчинения потенциальным желаниям всех людей и избегание всего, что может вызвать возмущение и обиду.

И для первого и для второго подчинения формула: если я уступлю, мне не причинят зла. Часто направлено на поиски защиты.

3) Власть – стремление достичь безопасности путем обеспечения реальной власти, успеха или обладания. Формула: если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть.

4) Уход – бегство от мира – достижение независимости от других в удовлетворении своих внешних и внутренних потребностей.

Формула: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.