Классическая неврологическая классификация вернике-лихтгейма

… нарушения речи (афазии, дизартрии) наблюдаются более чем у трети больных, перенесших инсульт, и являются вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом после двигательных нарушений.

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при локальных поражениях коры доминантного полушария головного мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи.

Афазия включает в себя следующие четыре составляющие: (1) нарушение собственно речи и вербального общения; (2) нарушение других психических процессов; (3) изменение личности; (4) личностная реакция на болезнь. Рассмотрим первые две составляющие афазии.

НАРУШЕНИЕ СОБСТВЕННО РЕЧИ

Речевые нарушения (дисфазии) обычно отражают дисфункцию доминантной гемисферы. Общепризнано, что левое полушарие головного мозга является базой логического, абстрактного, словесного мышления, областью реализации речевых функций. К передней речевой зоне относятся задняя треть нижней лобной извилины (зона Брока) и отделы кпереди от нее. Заднюю часть речевой зоны составляют нижнетеменные, височные и переднезатылочные отделы коры левого полушария. Знание роли основных и пограничных речевых зон в формировании афазии дает возможность клиницисту, логопеду и другим специалистам поставить точный топический диагноз, определить форму и степень тяжести афазии и наметить правильные пути восстановительной работы. Полноценно решить эту задачу позволяет нейропсихологический метод исследования дефекта.

Экспрессивная (моторная) афазия возникает при поражении доминантной лобной доли. Импрессивная (сенсорная) афазия обусловлена очагами, расположенными более каудально. Чаще имеет место сочетание этих нарушений - смешанная, тотальная афазия. В типичных случаях это наблюдается при обширных очагах в зоне кровоснабжения левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с правосторонним гемипарезом и гемианопсией. Иногда встречаются пациенты с моторной афазией, у которых повторение сохранно - это транскортикальная моторная афазия, которая обусловлена очагами, локализованными в зоне кровоснабжения левой передней мозговой артерии. Эквивалент этой формы для сенсорной афазии - транскортикальная сенсорная афазия - возникает при инсульте в левой височно-затылочной области и соответственно может быть результатом поражения в зоне кровоснабжения задней мозговой артерии. Другой тип речевого расстройства при инсультах в бассейне левой задней мозговой артерии с вовлечением медиальной поверхности левой затылочной доли и валика мозолистого тела - это алексия с аграфией или без нее. При этом нет гемипареза, имеется выпадение правых полей зрения. На практике редко встречаются изолированные формы афазий. Поэтому обоснованно выделение комплексной моторной афазии, когда страдают все формы экспрессивной речи (собственная, диалог, называние, повторение, чтение, письмо, счет), и комплексной сенсорной афазии, когда страдает фонематический слух и слухоречевая память (нарушены понимание, повторение, называние, счет).

Классификация афазий А.Р. Лурии. В основу разных форм афазии Лурией были положены следующие принципы: (1) анализ топически ограниченных поражений мозга, (2) выделение факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга. Таким образом, А.Р. Лурия выделял следующие формы афазии:
• эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга - поле 44, или зона Брока);
• афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);
• динамическая афазия (отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона Пенфилда);
• сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике);
• акустико-гностическая сенсорная афазия (поражение средней височной извилины - поля 21 и 37);
• семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны).

В клинической практике также принято выделять амнестичекую форму афазии.

Афферентная моторная афазия. Это одно из самых тяжелых речевых расстройств. Нередко сочетается с эфферентной моторной афазией, тогда ее преодоление оказывается особенно длительным процессом. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от центральной (роландовой) борозды. Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют возможность совершать по заданию движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, поскольку нет парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. В зависимости от степени выраженности артикуляционной апраксии это проявляется: (1) в отсутствии артикулирования речи; (2) искаженном воспроизведении артикуляционных поз; (3) поисках артикуляции. Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны. Эта область обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в последовательные организованные ряды - кинетические двигательные мелодии. При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляторной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, частично и понимания речи. (!) Таким образом, в отличие от афферентной моторной афазии, при которой артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

При динамической афазии имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока. Речевой дефект при этой форме афазии проявляется главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. Произносительные трудности мало значимы. Речь больных отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге, нарушением речевого программирования при 1-м варианте динамической афазии. При 2-м варианте наблюдаются расстройства грамматического структурирования.

При акустико-гностической (сенсорной) афазии имеет место грубое расстройство фонематического слуха, т.е. отмечается нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройство понимания речи. Больной вопринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков. Больные с этой формой афазии, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непонимание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу осознают свою болезнь. Они становятся подвижными, многоречивыми. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное понимание речи, подмена точного восприятия догадками. На основе неразличения звуков возникает непостоянство восприятия речи. Различные слова могут звучать для больного одинаково или одно и то же слово воспринимается по-разному. Таким образом, нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой. В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль речи, в результате чего появляется компенсаторное многословие. В их речи много литеральных и вербальных парафазий. Чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь нарушается в большей степени, однако, если заострить внимание больного на его ошибках с привлечением сохранного оптического контроля, это поможет ему точно скопировать нужное слово.

Акустико-мнестическая афазия - очаг поражения в средних и задних отделах височной области. В отличие от сенсорной афазии здесь акустический дефект проявляется не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи этих больных основным симптомом афазии является словарный дефицит. Словарный дефицит связан как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия - поражение теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Основной симптом - имрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Классификация афазий Вернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии:
• корковая моторная афазия Брока (аналогична по проявлениям моторной афазии по классификации А.Р. Лурии);
• транскортикальная моторная афазия (по сути близка к динамической афазии);
• субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
• корковая сенсорная афазия Вернике (соответствует акустико-гностической форме афазии по классификации А.Р. Лурии);
• транскортикальная сенсорная афазия (близка к акустико-мнестической афазии);
• субкортикальная сенсорная афазия (не имеет аналога в классификации А.Р. Лурии), при данной форме афазии имеет место грубое нарушение узнавания речевых звуков, полное непонимание речи окружающих при сохранности слуха на неречевые раздражители.

НАРУШЕНИЕ ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций - письма (аграфия) и чтения (алексия). Афазия может выступать в различной форме в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения, и, соответственно, от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступными для использования в речи. Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи, или только слов, или только предложений. Не может быть также изолированных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия - это системное расстройство речевой функции человека. Только при одной форме афазии главным будет нарушение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при другой - будут страдать прежде всего слова, а все остальные расстройства будут являться следствием этого нарушения.

Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.


Что это

Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.

Схожие предпосылки имеют:

  • Апраксия , при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
  • Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
  • Атаксия – нескоординированность действий.

В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Семантическая афазия;
  4. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия


Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами


Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:

Причины

  • ЧМТ
  • Инсульт
  • Неосторожное оперативное вмешательство
  • Злокачественные опухоли
  • Энцефалит
  • Тромбы и кровоизлияния
  • Болезнь Алцгеймера


Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:

  • Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
  • Врожденных генетических отклонений и пороков развития
  • Гипоксической энцефалопатии
  • Родовых травм
  • Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.


Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.


В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Афазия – это нарушение сформированной речи, которое связано с органическими поражениями коры головного мозга (речевых ее отделов) в результате опухолей, травм, воспалений, инсультов, а также при психических заболеваниях.


Афазия затрагивает разные уровни организации речи и оказывает влияние на другие психические процессы, приводя к дезинтеграции психической сферы и нарушая коммуникативную функцию речи.

При афазии происходит нарушение:

  • речи и вербальной коммуникации;
  • других психических процессов;
  • личности.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры - зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия - связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой - страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.


Лечение афазии

В отдельных случаях полное восстановление речи при афазии происходит самостоятельно, без лечения. Обычно это происходит после недлительного нарушения притока крови к головному мозгу (микроинсульта или транзиторной ишемической атаки). Речевая функция в таких ситуациях восстанавливается через несколько часов (дней).

Но чаще всего на восстановление речи при афазии уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. После мозговой травмы речевые функции восстанавливаются спонтанно, но не в полном объеме через несколько недель или месяцев. При этом отдельные симптомы афазии продолжают сохраняться. В таких ситуациях для полного восстановления функции речи действенный эффект оказывают различные логопедические методики.

На восстановление функции речи, как правило, уходит около двух лет. Эффективность восстановительного процесса напрямую зависит от того, когда было начато лечение, а также от причины повреждения коры мозга, локализации поврежденной области мозга, возраста пациента, тяжести повреждения и общего состояния больного.

Большую роль в лечении афазии играет участие членов семьи больного. Близкие люди пациента с афазией должны стараться:

  • строить свою речь как можно проще. Лучше, если это будут короткие предложения;
  • сохранять обычный стиль общения (не превращая разговор с больным афазией в детскую речь);
  • повторять ключевые слова фраз, если есть необходимость в этом;
  • стимулировать больного к принятию участия в беседе;
  • поправлять больного афазией как можно меньше;
  • не торопить больного что-либо сказать и давать ему нужное количество времени на построение и последующее выговаривание фраз;
  • поддерживать любые виды коммуникации с больным (язык жестов, речь).

В лечении афазии в настоящее время также используются специальные компьютерные программы, направленные на повышение речевых способностей больного афазией, быстрое восстановление отдельных элементов речевой функции.

Существуют также специальные компьютерные упражнения, направленные на тренировку понимания фонем.

Вернике- Лехтгейм выделяли следующие виды афазий:

4. Сенсорная корковая афазия. это афазия Вернике. При поражении задней трети верхний височной извилины коры лев полуш.Страдает сенсорный образ слов. Не может понять, что было сказано и не может произнести.

6. Субкортикальная моторная афазия. Перерыв связи между моторным центром и нижележащими образованиями мозга.

7. Субкортикальная сенсорная афазия. Перерыв связи между сенсорными центром и нижележащими образованиями мозга.

А.Р.Лурия гораздо ближе подошёл к пониманию необходимости изучения афазии как многоаспектного и интегрального целого. А. Р.Лурия и ео научная школа были первыми ктоперешёл от классического метода описания дефекта к его качественному анализу благодаря созданному ими новому подходу к изучению механизмов дефекта через вычисление факторов, механизма лежащего в его основе.

Принцыпом нейропсихологического подхода, к афазии является выделение фактора (факторный анализ), лежащего в основе нарушения речи при афазии, синдромный анализ каждой формы афазии и анализ мозговых механизмов, отличных для каждой формы афазии. Все это состовляет основу иного, нового подхода к изучению патогенеза афазии и в целом патогенеза сложных форм корковой деятельности мозга и его связи с ВПФ, во главе которого стоял выдающийся учёный Р.А.Лурия.

В нач и сер 20 столетия стали широко известны работы по афазии П. Мари, К. Клайст, К.Гольдштейн, К.Вайзенбур, и русских неврологов: В. Кожевникова, В.М. Бехтерева. Сер. 20века: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, В.М.Коган, М.С.Лебединский и др.

Афазия- это нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга. На основание эксперементальных и литературных данных Л.С. Цветкова даёт следующее определение афазии:

Э.С. Бейн, П.А.Овчарова рассматривали афазию как своеобразное нарушение речи, отличающиеся от таких речевых расстройств, как расстройство возможности пользоваться речью, которые наступают при органических поражениях мозга, ведущие к нарушению речевой деятельности во всех ее проявлениях при значительной сохранности мыслительных и речевых функций.

А.Р.Лурия изучил и описал семь форм афазий:

· Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры головного мозга- 44 поле, зона Брока). Основным механизмом (фактором) синдрома этой формы афазии является нарушение кинетической организации речи, которое приводит к нарушению устной речи из-за невозможности переключится с одного элемента речи на другой . В клинической картине мы видим это как симптом персеверации.

· Афферентно- моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы ). фактором лежащим в основе этой афазии, является нарушение уже другого важного элементарного психического процесса, лежащего в основе речи. - кинестетического (чувствительного) фактора это ведет к невозможности произнести отдельный звук, поскольку звуки, близкие по месту и способу происхождения, замещают друг на друга.

· Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле22, зона Вернике). Фактором, лежащим в основе синдрома этой афазии и нарушение понимания речи, является нарушение фонематического слуха, которое и ведет к дефектам звукоразличения.

· Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины - поля21 и 37). Эта форма афазии, также как и динамическая, не имеет нарушений сенсомоторного уровня и является многофакторной, поскольку она возникает при поражении третичной зоны - 21-37-19поля. По А.Р.Лурии, ее фактором является нарушение слухоречевой памяти. Исследования Л.С.Цветковой показали, что нарушается не память, а объем восприятия и предметные образы- представления, которые и ведут к необычному синдрому этой формой афазии Семантическая афазия (поражение зоны ТРО). Эта форма афазии изучена А.Р.Лурией и им выделин фактор ведущим к сложному синдрому афазии - нарушению пространственного и квазипространственного восприятия. этот фактор проявляется в симптомах нарушения понимания логико-граматических конструкций. Эта форма афазии также возникает при поражении третичной зоны, зоны ТРО.

· Семантическая афазия (поражение зоны ТРО). Эта форма афазии изучена А.Р. Лурия и им был выделен фактор, ведущий к сложному синдрому афазии- нарушению пространственного и квазепространственного восприятия. этот фактор проявляется в симптомах нарушения понимания логико-граматических конструкций.

· Амнестическая афазия (поражение теменно - височно-затылочной области). Описана в своё время Гольдштейном и Хедом.Эта форма афазии существовала со времени открытия ее К.Вернике и переходила из одной классификации в другую. А.Р.Лурия первым начал ее изучение . в последствии эта форма афазии изучалась Л.С.Цветковой и ею был выдвинут фактор нарушения номинативной функции речи при этой форме афазии-нарушение предметных образов - представлений . Затруднение в назывании предметов единственный и центральный симптом.

Непроходящий интерес к проблемам афазии неслучаен. Изучение афазии приближает к пониманию мозговых основ психических функций, взаимодействию речи с другими психическими процессами. Классики афазиологии своими исследованиями значительно продвинули представление об афазияи, о ее связи с мозгом. о структуре и патогенезе заболевания.

В основе классификация Лурия лежит теория о системной, динамической локализации с одной стороны, а с другой теория строения речевой функции Л.С. Выготского. Центральным понятием этой классификации является понятие фактор. Нарушение какого-либо фактора, принимающего участие в функционировании речевой функции вызывает ее расстройство, т.е. афазию. Сколько существует факторов, обеспечивающих речь, столько и вариантов нарушений. Лурия описал факторы, основываясь на глубоких клинических исследованиях. Лурия выделил 7 вариантов афазий:

- сенсорная, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины (поле22), нарушается фактор фонематического слуха;

- акустико-мнестическая, возникает при поражении средней височной извилины (поле 21 и частично 37), она является полифакторной: 1-ый фактор – снижение объема акустического восприятия, 2-ой фактор – нарушение зрительно-предметных образов-представлений;

- семантическая афазия, возникает при поражении зоны ТРО, нарушение пространственного фактора;

- эфферентная моторная афазия, возникает при поражении задней трети нижней лобной извилины (44 поле), нарушается кинетический фактор, т.е. невозможность оттормаживания предыдущего движения для переключения на последующее;

- афферентная моторная афазия, возникает при поражении нижнетеменных отделов мозга, нарушение фактора кинестетической организации речи, происходит нарушение тонких ариткуляций;

- динамическая афазия, возникает при поражении зон мозга, которые расположены кпереди от зоны Брока и зона Пенфилда, происходит нарушение внутренней речи, ее предикативности (уменьшение количества глаголов, изменение позиции глагола, глагол ставится в конец предложения).

- амнестическая афазия, возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов левого полушария, здесь происходит нарушение выбора слов из ряда альтернатив и нарушение выделения существенных признаков предмета, центральным дефектом будет нарушение называния предметов.

Афазия (по Цветковой) – это сложное системное нарушение речи, которое возникает при органическом поражении мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами, приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи; афазия включает в себя 4 составляющие: нарушение собственно речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь.

Лурия рассматривал афазию как системное расстройство речи.

Лурия рассматривает афазию не только как расстройство речи, но афазия рассматривается им как синдром расстройств не только собственно речевых, но этот синдром включает в себя расстройства, связанные с другими психическими процессами, в состав которых входит нарушенный фактор. Благодаря такому пониманию у А.Р. Лурия в синдром афазии могут входить расстройства чтения, счета, гнозиса, праксиса,что было в афазиологии абсолютно новым. Такой синдромный подход показал, что нарушение речи, восприятия, движения тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены. В основе моторных форм афазии лежат нарушения движений, в основе сенсорных форм лежат нарушения восприятия.

Вернике и Лихтгейм обобщили множество разнородных классификаций и создали единую классификацию. Лихтгейм исходил из следующего понимания афазии – это нарушение речи, он считал, что в картину афазических расстройств могут входить только речевые расстройства. Он считал, что афазии, апраксии и агнозии – это совершенно разные психологические реальности, между которыми нет связи. Лихтгейм исходил из позиции узкого локализационизма, он не считал, что речевая функция имеет системную локализацию в мозге, согласно ему речевая функция имеет узкую локализацию в мозге. Согласно Лихтгейму существует 3 центра, работа которых управляется речью: центр Брока (центр моторных образов слов – память на то, какя артикуляция соответсвует слову или букве), центр Вернике (центр сенсорных образов слов – память на звучание слова, значение слова) и центр понятий (осуществляет сложные синтетические процессы – понимание знаков, символов). По мнению Лихтгейма центр понятий функционально надстраивается над сенсорным и моторным центром. Эти 3 центра находятся в корковых отделах мозга, они взаимодейтсвуют друг с другом, а также моторный и сенсорный центр взаимодействуют с периферическими отделами нервной системы. Нарушения речи могут быть связаны не только с корковыми отделами мозга, но нарушения речи могут возникать при поражении периферических отделов Н.С.. Все эти расстройства Лихтгейм назвал афазией. В результате такие нарушения как косноязычие, тугоухость начинают рассматриваться как афазические расстройства. В этом существенное отличие от концепции Лурия (афазические расстройства возникают только при поражении корковых отделов мозга). Слабость концепции Лихтгейма в том. что он строит свою концепцию, привлекая умозрительные объяснения, он вводит в свою теорию центр понятий , но не может объективно доказать существование такого центра в мозге. Некоторые из видов афазий, описанных Лихтгеймом (транскортикальная) по своей клинической картине отличаются от того, что наблюдается в практике. Механизмом афазии по Лихтгейму считался перерыв связей между корково-корковыми и корково-субкортикальными речевыми центрами и мифическим центром понятий.

При нарушении центра понятий возникает семантическая афазия, при нарушении моторного центра возникает моторная афазия, при нарушении сенсорного центра возникает сенсорная афазия. При нарушении взаимодействия М и П – транскортикальная моторная афазия. Этот вариант близок к описанию динамической афазии по Лурия.

При нарушении взаимодействия П и С возникает транскортикальная сенсорная афазия, у человека сохранен речевой слух и собственная речь, но при этом человек не понимает обращенной речи, этот вариант напоминает акустико-мнестическую афазию.

При нарушении взаимодействия М и С возникает проводниковая афазия, относительно сохранна самостоятельная речь и грубое нарушение повторений.

При нарушении связи М центра и периферии – субкортикальная моторная афазия (дизартрия – нарушение моторной стороны речи вследствие дефектов движений губ, языка, неба, гортани; нарушен процесс произношения).

При нарушении связи между С центром и периферией – субкортикальная сенсорная афазия, нарушение речи из-за нарушений слуха.Дальнейшее развитие афазиологии показывает жизненность классификации А.Р. Лурия, которой пользуются и сейчас.

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 3566 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.