Классификация афазий по лурия презентация


В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК АФАЗИЯ. В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АФАЗИИ, УЧЕНИЯ ОБ АФАЗИИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АФАЗИИ, ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ, КАК АЛАЛИЯ И ДИЗАРТИРИЯ. ИЗУЧЕНЫ РАЗНЫЕ ФОРМЫ АФАЗИИ. ПОДОБРАНЫ ПРОГРАММЫ, ПРИЕМЫ И ЗАДАЧИ УСТРАНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АФАЗИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
afaziya.ppt 1.25 МБ

Подписи к слайдам:

Хасанзянова Люция Накифовна Афазия Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга

Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания могза и его оболочек

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от: локализации поражения; величины очага поражения; особенностей остаточных элементов речи; левшества.

Отличие афазии от алалии Афазия Утрата или распад сформированной речи Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга Алалия Отсутствие или недоразвитие речи проявляется в раннем возрасте Часто возникает в результате внутриутробной патологии

Отличие афазии от дизартрии Афазия Корковое расстройство высших речевых функций Нарушение всех компонентов речи Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией Дизартрия Подкорковое расстройство рече - двигательных механизмов Нарушение произносительной стороны речи Сопровождается нарушением общемоторных функций

Нейропсихологическая классификация форм афазий А. Р. Лурия 1947 1. акустико – гностическая афазия 2. акустико – мнестическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия

Сравнительный анализ форм афазий Поражаются височные отделы коры головного мозга Акустико – гностическая акустико – мнестическая Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга Семантическая Афферентная Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга Эфферентная моторная динамическая

Сравнительный анализ форм афазий премоторные Динамическая Эфферентная моторная постцентральные Афферентная м. Акустико – гностическая Акустико – мнестическая семантическая

Акустико – гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины Нарушается поле 22 Основная черта – нарушение понимания речи при ее восприятии на слух Нарушается экспрессив-ная речь (парафазии) Логорея с выраженным аграмматиз-мом Нарушения чтения и письма Грубые нарушения счета

Акустико – мнестическая афазия А. Р. Лурия, 1969; Л. С. Цветкова, 1975 Поражаются средние и задние отделы височной области Поля 21 и 37 В основе лежит нарушение слухо- речевой памяти Нарушение экспрессив-ной речи (трудности подбора слов) Повышенная речевая активность, нарушение общения с 2 собеседниками Аграмматизм – смешение флексий глаголов и сущ. в роде и числе Нарушается чтение и письмо (экспрессивный аграмматизм)

Семантическая афазия Впервые описал Х. Хэд Поражается теменно – затылочная область доминантного полушария Поле 39 Сложный импрессивный аграмматизм Замена слова целой фразой Пространствен-но – контруктивная апраксия Нарушается понимание пословиц, поговорок, метафор Амнестические трудности в экспрессивной речи, трудности начала фразы Бедность, стереотипность письма, нарушения счетных операций

Афферентная кинестетическая моторная афазия Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Поражаются поля 7 и 40 1 вариант - выраженная апраксия артикуляционного аппарата 2 вариант – нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций Вторичные нарушения фонематического слуха Конструктивно – пространственная апраксия Нарушение чтения и письма

Эфферентная моторная кинетическая афазия Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Поражаются поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы Наблюдается выраженная аграфия Вторичные нарушения понимания речи

Динамическая афазия Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Полная невозможность активного развертывания высказывания, нарушение внутреннего программирования высказывания Речевые шаблоны, эхолалии, эхолалии Сохранны чтение и письмо

Исследование высших корковых функций при афазии Общая способность к речевой коммуникации Понимание речи Экспрессивная речь Чтение, письмо и счет Оральный, пространственный и динамический праксис Акустический и оптический гнозис Тесты на левшество - правшество

Основные положения коррекционной работы Определение сохранных и нарушенных функций речи Выбор приемов зависит от стадии восстановления речевых функций Выбор приемов предполагает восстановление нарушенных функций или реорганизацию сохранных звеньев (восстановительная терапия) Принцип работы над всеми сторонами речи При всех формах восстанавливается коммуникативная функция речи Используется принцип интериоризации

Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии: восстановление фонематического слуха; восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи; восстановление навыков чтения и письма.

Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина) Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба) Третий этап – дифференциация слов с дизъюнктными фонемами - (рак – мак) Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том) Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте

Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии: преодоление нарушений слухоречевой памяти; восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета; преодоление амнестических трудностей; преодоление элементов экспрессивного аграмматизма.

Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии: показ предметов, объединенных одним смыслом; повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа); конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление); послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов; понимание многозначности слова; составление письменных текстов.

Задачи коррекционной работы при семантической афазии: преодоление трудностей нахождения названий предметов; расширение лексического и синтаксического состава речи; преодоление импрессивного аграмматизма.

Приемы коррекционной работы при семантической афазии: развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте); сопоставление различных смысловых связей слов; описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;

Приемы коррекционной работы при семантической афазии: уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций; уточнение разрядов, входящих в число; устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.

Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса Преодоление аграфии и алексии Развитие вторичных нарушений понимания речи Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

Приемы работы при афферентной моторной афазии Глобальное, сопряженное произнесение Чтение автоматизированных речевых рядов Списывание и чтение про себя Зрительные диктанты и чтение вслух Запись под диктовку букв Бухштабирование Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков

Приемы работы при афферентной моторной афазии По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи

Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии

Приемы восстановления речи при эфферентной афазии Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки Чтение серий слов с одной слоговой структурой Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами Ответы на вопросы по картинкам Договаривание однотипных фраз различными словами Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов) Метод пиктограмм и графического моделирования

Задачи коррекционной работы при динамической афазии Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек) Повышение речевой инициативы Обучение планированию текста

Приемы коррекционной работы при динамической афазии Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда) Прямой и обратный порядковый счет Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой Ответы на вопросы по картинкам Диалоги, беседы по данным опорным словам Пересказы текстов Восстановление письменных текстов

Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями Программы восстановления речи носят дифференцированный характер Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо.

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду.

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст.

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании".

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией.

презентация "Афазия, дислексия, дисграфия".

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией.

Презентация была опубликована 9 месяцев назад пользователемГулина Салимова

3 Афазия включает в себя следующие составляющие: Нарушение собственно речи и вербального общения; Нарушение других психических процессов Изменение личности и ее реакция на болезнь

4 В основу разных форм афазии А.Р. Лурией были положены следующие принципы: Общее собрание ИПО Анализ топический ограниченных поражений мозга Выделение факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга.

5 А.Р. Лурия выделял следующие формы афазии: Общее собрание ИПО

6 Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга - поле 44, или зона Брока): Афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы): Динамическая афазия (отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона Пенфилда): Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22, зона Вернике): Акустико-мнестическая сенсорная афазия (поражение средней височной извилины - поля 21 и 37): Амнестическая афазия (поражении теменно-височной области):

7 Общее собрание ИПО Классификация афазий Г.Хэда Вербальная. Характеризуется трудностями образования слов во внешней и внутренней речи. Понимание речи лучше, чем способность их произнести. На письме такие же ошибки, как в устной речи. Номинативная. Характеризуется утратой способности к называнию, а так же наблюдаются трудности понимания и называния слов и символов. Больной не может назвать предмет, даже тот, который находится перед глазами. Читают с трудом, письмо грубо нарушено. Синтаксическая. Нарушение ритма и в большей степени страдает синтаксис. У больного большой запас слов, но сложности в объединении их во фразы. Понимание сохранно, но сложно воспроизвести. Семантическая. Трудности понимания значения слов, фраз. Больной не понимает не устную, не письменную инструкцию; не может передать смысл; счет порядковый сохранен, но арифметические операции выполнить не может.

8 Общее собрание ИПО Классификация афазий Вернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии: корковая моторная афазия Брока (аналогична по проявлениям моторной афазии по классификации А.Р. Лурии); транскортикальная моторная афазия (по сути близка к динамической афазии); субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии); корковая сенсорная афазия Вернике (соответствует акустико-гностической форме афазии по классификации А.Р. Лурии); транскортикальная сенсорная афазия (близка к акустико-мнестической афазии); субкортикальная сенсорная афазия (не имеет аналога в классификации А.Р. Лурии), при данной форме афазии имеет место грубое нарушение узнавания речевых звуков, полное непонимание речи окружающих при сохранности слуха на неречевые раздражители.










Описание презентации по отдельным слайдам:

Классификация афазий по а.р. лурия Выполнила студентка 2-ого курса Гр. 21-Л отделения спец. образования Злобина Н.А.

Афазия - нарушение речи при локальных поражениях мозга. Афазия проявляется при поражении левого полушария (височных, теменных областей) у правшей. Афазия - нарушение речи, возникающее при поражении левого полушария у правшей и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Элементарные формы слуховой чувствительности не нарушены.

Классификация афазий 1 вид афазий - сенсорная -афазия Вернике. Возникает при поражении зоны Вернике - в задней трети (22 поле) верхней височной извилины. Нарушение фонематического слуха. То есть умение отличать один звук от другого на слух. Нарушение способности различать звуковой состав слова. В грубых случаях нарушена экспрессивная и импрессивная речь. Первичный дефект - понимание речи нарушено. Больной не может понять какой звук произнесен. Звуковое различение - как звено контроля страдает. Речь больного словесный салат. В менее грубых случаях происходят замена звуков на похожие. Больные произносят подобные слова, но с заменой звуков. Замена звуков или букв - литеральная парафазия. По принципу сходства звучания б-п, в-ф. Нарушено чтение вслух и письма под диктовку. При грубых нарушениях больной может не понять, что мы ему говорим. Он услышит набор звуков. Обследование проводится по письменным инструкциям. В менее грубых случаях мы проверим фонематический слух. Для этого нужно быстро проговорить инструкцию. От больного поступит просьба повторить слова, звуки. При быстром чтении количество литературных парафазий возрастет во много раз. Пробы проводятся с усилением помех, усложненные - сенсибилизированные. При сенсорной афазии - больной очень общительный, разговорчивый. Нужно затормозить неправильную речь больного. От понимания отдельных слов к пониманию отдельных звуков.

2 вид афазий - аккустико-мнестическая. Возникает при поражении 21 и 32 поля, 2 височная извилина. Центральный фактор - нарушения слухоречевой памяти. Больной правильно понимает речь. Больной не может удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал. При беседе наблюдается феномен реминисценции. Больной отсрочено воспроизводит материал лучше, чем непосредственно. В грубых случаях больной не может удержать даже несколько звуков в памяти. В менее грубых случаях больной поймет и отдельные слова, но чуть добавить новую информацию, старая сразу забывается, а новая помнится. Интерференция - вытеснение новой информацией старой - помеха, явление при котором новые запоминающиеся элементы мешают воспроизведению других элементов. У таких больных наблюдается и ретроактивное торможение. В основе любой интерференции лежит торможение. А также проактивное торможение - предыдущая группа не дает запомниться последующей информации. Речь у таких больных будет изменена. Она будет скудная, часто с пропуском существительных, также может наблюдаться замена слов - вербальная парафазия. (ручка на карандаш, топор на молоток. ) Письмо, чтение в принципе сохранно. Письмо не по памяти. При аккустико-мнестической афазии от понимания всего текста, к запоминанию смысла отдельных фраз и смыслоречевой памяти.

3 вид афазии - афферентная моторная афазия. Возникает при поражении 40 поля. Нижние постцентральные отделы. Нарушение афферентного кинестетического звена. Нарушение тонких артикуляционных движений. В грубых случаях больной не может произнести отдельного звука. Могут быть сохранены 1-2 слова - эмболы. Это слова, которые чаще всего произносил до заболевания. в менее грубых случаях - автоматизированные формы будут более сохранны. Это имена близких, стихи, междометия. Больной будет говорить непонятно из-за замены артикулем. Те же самые вербальные, литеральные афазии - Д, Л, Н - не по сходству фонем, а по принципу сходства артикуляции. У больного нарушен оральный праксис (не может дотронуться языком до зубов, надуть правую щеку. ). Больной слышит свою ошибку, но рот не подчиняется. Больной может замкнуться. Для восстановительного обучения - нужно растормозить речь. Страдает письмо - литеральная афазия по сходству артикуляции. Страдает чтение по сходству артикулем.

4 вид афазии - эфферентная моторная афазия - 44 поле левого полушария. Нижние премоторные отделы - отвечают за кинетический фактор. Он же и будет нарушен. При нарушении кинетического фактора происходит нарушение динервации (торможения) предыдущего элемента и иннервация последующего элемента. Напоминает персеверации - элементарное застревание на операции. Возможны и системные персеверации - застревание на действии. В грубых случаях больной не сможет сказать вообще. Отдельные нечленораздельные звуки. Могут сохраниться эмболы - словесные стереотипы. Он застревает и заменяет остальные слова. В менее грубых случаях больной может произносить слова с одинаковыми слогами. Нарушается грамматический строй - возникает такой стиль речи - называется телеграфный стиль. Целое высказывание заменяется на отдельные слова. Выпадение глаголов. Вторично нарушается письмо, чтение, даже если не апраксии. 5 вид афазии - оптико-мнестическая афазия. Задействованы височно-затылочные отделы левого полушария. Нарушения - разрушение связи между словом и образом. Нарушена функция номинации. Будет длительный поиск слова. Легкие нарушения речи. Может возникнуть феномен отчуждения смысла слова. Какое-то знакомое слово воспринимается как иностранное (за которым ничего не стоит).

6 вид афазии - динамическая афазия - 9, 10, 46 поля - поражение премоторных областей, которые примыкают спереди сверху к зоне Брока. Центральные фактор - фактор регуляции. У больного нарушена речь с помощью, которой мы строим высказывания, координируем речь. Основной механизм - нарушение построения целостного высказывания. Нарушение активной продуктивной речи. Появление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме. Часто возникают эхолалии - то есть повтор последнего слова, которое больной слышит. Больному будет недоступно написать сочинение. Речевые штампы могут сохраниться. Метод выявления - эксперимент заданных ассоциаций: больной назовет 2-3 слова и успокоится. Например, нужно назвать несколько предметов мебели. Нарушена предикативность речи во внутреннем плане. Страдает экспрессивная речь. 7 вид афазии - семантическая афазия - возникает при нарушении зоны TPO, 37, 39 поле. Основной дефект - нарушение "ассоциативных" факторов - обеспечивает симультанный анализ и синтез. Основной дефект - нарушение пространственного фактора в речи, пространственные и квазипространственные отношения в речи. Проявление афазии - больной выглядит довольно сохранным. Простые предложения больной понимает и говорит простыми предложениями. Если грамматически конструкция отражает пространственные или квази-пространственные отношения, то больной ничего не поймет и сказать не сможет. Реальное пространство вокруг больной может описать предлогами: в, за, над, под. Квази-пространство - то, как мы договорились на листе бумаги: верх, низ, лево, право. Или пепельница - предмет, наполненный чем-то. Или земля освещается солнцем и т.д. Затруднено понимание предложений с логическими связями, нарушение симультанного синтеза, нарушается понимание чтения. Письмо - как механический акт не нарушено, а понимание написанного - недоступно.

Литература: А.Р. Лурия. Высшие психические функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1969. А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  • Главная
  • Разное
  • Афазии, определение, классификация предложенная А.Р. Лурия


Афазии, определение, классификация предложенная А.Р. Лурия

Выполнила студентка 3 курса обучающая по направлению: специальное дефектологическое образование по профилю специальная психология Никонова Я.А.
Проверил: проф. Первова Ю.В.
Самара 2015




Классификация афазий, разработанная А. Р. Лурией, отличается от классической Вернике — Лихтгейма и современных зарубежных во-первых, тем, что главным принципом выделения формы афазии является принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе нарушения функциональной системы, обеспечивающей речь. Во-вторых, синдромный анализ нарушения заменил простое описание внешней картины нарушения. Обратимся к описанию классификации афазий, созданной А. Р. Лурием. Им было изучено и описано семь форм афазии:


Им было изучено и описано семь форм афазии:


Во вторую группу попали афферентная и эфферентная моторные и сенсорная формы афазии, которые являются следствием нарушения более низких уровней в построении речи, уровней, обеспечивающих сенсорное восприятие и низшие формы двигательных процессов. Мозговой основой этих форм афазии является нарушение вторичных полей в строении коры мозга


Факторы этой группы афазии модально-специфические, а у первой — отсутствует модальная специфичность факторов. Их объединяет как общий принцип построения речи (и др. ВПФ) на этом уровне, так и общий принцип работы их мозговой основы — третичных полей.

Выше сказано о сложном строении речи, многоуровневой организации и совместной работе и взаимовлиянии разных уровней и звеньев ее структуры. Для нормального протекания речи необходима сохранность всех ее уровней и звеньев. Нарушение одного из них неизбежно ведет к афазии и всякий раз к ее разным формам, зависящим от дефекта определенного уровня и звена в структуре речи.
Эта структура речи может ломаться в ее разных звеньях, ее разные уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз будет нарушена вся речь, т. е. возникнет системный эффект в ответ на нарушение любого уровня или звена организации речи.


Ниже будет дан анализ конкретных форм афазии, именно анализ, а не простое описание внешних проявлений афазии. Нейропсихологический метод анализа, современные представления о речи дают нам такую возможность. Правильное понимание афазии может быть реализовано лишь следующим путем, разработанным нами и проверенным в широкой нейропсихологической практике.


Анализ афазии должен проводиться по следующей схеме:

1. Анализ клинической картины и выделение в ней существенных признаков.
2. Выделение основного дефекта.
3. Выделение (прогностически) фактора.
4. Выделение симптомокомплекса.
5. Выделение синдрома на основе симптомокомплекса.
6. Окончательное выделение центрального механизма (фактора).
7. Анализ психологической картины нарушения речи (памяти, интеллектуальной деятельности и других ВПФ).
Эта схема позволяет структурировать получаемый при обследовании больных материал, отделять существенное от несущественного, проникать в суть нарушения речи или других ВПФ.


Эфферентная моторная афазия
Моторная афазия, которую всегда определяли лишь как нарушение способности артикулировать звуки и слова при сохранности элементарных движений оральной сферы и описывали как единую форму, в настоящее время рассматривается по-новому. А. Р. Лурия выделил две формы моторной афазии, в основе которых лежат два различных механизма.


Двигательная организация речи не исчерпывается нахождением нужных артикуляторных движений и их дифференцированной иннервацией. Экспрессивная устная речь предполагает также наличие и кинетической цепи артикуляторных движений, предусматривающей:
постоянное торможение предыдущих движений и переключение на последующие;
2) серийную организацию фонетической структуры слова (определенную серию звуков и -их определенную последовательность, которая несет значение: Монголия — магнолия, половник — поклонник — полковник, горб — гроб, кот — ток и др.), и, наконец,
3) серийную организацию, кинетику речи, выполняющую коммуникативную функцию только при правильном ударении серий звуков (замок — замок, мука — мука и др.).

Центральным механизмом этой формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннервации, обеспечивающих своевременное переключение с одной серии артикуляторных движений на другую, что и является центральным дефектом в синдроме этой афазии.


В синдром эфферентной моторной афазии входят также и нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия), возникающие на основе того же механизма; нарушаются предметные действия (апраксия), но только те из них, выполнение которых требует кинетической организации движений, т. е. динамический праксис; нередко встречается и гипомимия (снижение подвижности мускулатуры лица).

Преодоление инертности стереотипов в речевой деятельности является одной из самых трудных задач в восстановительном обучении.


Динамическая афазия представляет собой сложный для анализа вид нарушения речи, так как эта группа больных владеет способностью говорить: у них нет нарушений артикулем и фонем, сохранена и сукцессивная сторона речи, нет и нарушений речевой памяти. И благодаря сохранности сенсомоторного уровня речи эти больные владеют способностью ко всем видам репродуктивной (не требующей общей и речевой активности) речи: они отлично повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы. Сохранными остаются чтение и письмо, которые являются сложным произвольным и активным видом речевой деятельности, но опираются на совместную работу других анализаторных систем. Поэтому в свое время немецкий психолог К. Клейст и назвал эту форму нарушения речи как потерю инициативы.


Известно, что единицей речи является не слово, а предложение; люди общаются между собой с помощью активно построенных предложений или целых высказываний. А каждое активное высказывание представляет собой некоторую динамическую структуру, которая создается с помощью внутренней речи, главной характеристикой и функцией которой является предикативность. Вот этот уровень организации речи и оказывается нарушенным при динамической афазии.

Итак, динамическая афазия возникает при поражении передних отделов речевой зоны, кпереди от зоны Брока, и задних отделов первой лобной извилины, соответствующей дополнительному моторному полю Пенфилда (см. рис. 3). Центральным механизмом являются дефекты внутренней речи, ее предикативности и нарушения речевой активности. Центральным дефектом динамической афазии является нарушение активной, продуктивной речи.



Афферентная моторная афазия



В синдром сенсорной афазии входят нарушения: 1) устной экспрессивной речи, всех ее видов; 2) чтения; 3) письма; 4) устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков. В синдром сенсорной афазии входят нарушения оценки и воспроизведения ритма (ритмических постукиваний — //… //… //; ///… ///… ///; //…//…; и др.), нарушения эмоциональной сферы — больные тревожны, эмоциональные реакции у них неустойчивы.


Эта форма афазии возникает при поражении 21-го и 37-го полей, т. е. коры второй височной извилины левого полушария. Она впервые была выделена и описана А. Р. Лурией. Раньше ее либо смешивали с сенсорной, считая эту форму афазии этапом развития последней, либо называли то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией. Однако клиника афазии и экспериментальные данные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам (Цветкова, 1972а, в, 1974, 1975 и др.) вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сенсорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии. Функции этой области височной коры мало изучены; однако некоторые существенные черты отличают эти отделы от других: это наличие связи указанных отделов коры со зрительным анализатором, с древними формациями коры — лимбической областью и медиобазальными отделами, со слуховым анализатором — и отсутствие связей с периферией. Как и 22-е поле, эти отделы получают волокна из зрительного бугра.



В синдром акустико-мнестической афазии входят следующие симптомы:
нарушение понимания речи — обращенной, подтекста, иносказаний, аллегорий и т. д., отчуждение значения и смысла слов, даже при правильном их произнесении, повторении;
2) нарушение устной экспрессивной речи — спонтанной (вербальные парафазии, мнестические западения на слова), повторной;
3) нарушение номинативной функции речи.


Итак, различия сенсорной и акустико-мнестической афазии лежат в следующем.

1. При акустико-мнестической афазии отсутствуют нарушения процесса звукоразличения при малом объеме материала, при сенсорной он нарушен независимо от объема.
2. При акустико-мнестической афазии сохранен фонематический слух, при сенсорной — грубо нарушен.
3. При акустико-мнестической афазии понимание речи нарушено не грубо, но нарушено значение и нередко смысл слова, высказывания. При сенсорной афазии всегда грубо нарушено понимание обращенной речи, значение слова, однако смысл остается более сохранным.
4. При акустико-мнестической афазии в устной спонтанной речи преобладают преимущественно вербальные парафазии, при сенсорной афазии — литеральные.


В основе этих речевых расстройств лежат не речевые дефекты, а нарушение процесса восприятия. Поражения этих областей мозга приводят к такой форме патологии речи, при которой страдают наиболее сложные формы речи, связанные с распознаванием значений грамматических конструкций речи.
При семантической афазии, как правило, не обнаруживаются дефекты ни в артикуляторном, ни в акустическом звене психофизиологической основы речи.
Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи в этом случае является нарушение симультанного пространственного восприятия, а центральным дефектом — нарушение понимания логико-грамматических конструкций.


В клинической картине этой формы афазии обычно не обнаруживается грубого нарушения экспрессивной речи: эти больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, могут понимать просто построенную обращенную речь, у них нет нарушений письма и чтения. Однако и в чтении наблюдается нарушение понимания сложно построенных текстов.
Эти больные иногда с трудом ориентируются в пространстве. Они понимают речь, грамматически построенную просто. Всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянности больного.
Семантическая афазия протекает в синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).


Описано шесть форм афазии по классификации А. Р. Лурии. В его классификации имеется еще одна — седьмая форма афазии — амнестическая, возникающая при поражении задневисочных — теменно-затылочных отделов мозга . В этих случаях затруднения в назывании предметов являются единственным и центральным симптомом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений, а в сфере нарушения оптической памяти. До сих пор механизм этой формы афазии мало изучен.


В течение многих десятилетий учение об амнестической афазии оставалось одной из наименее ясных глав неврологии.
Дефект припоминания нужного слова-наименования предмета является одним из наиболее рано описанных симптомов (или форм) афазии, которые возникают при поражении теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полушария. Клиническая картина амнестической афазии была описана многими авторами еще в XIX веке и начале XX века (Вернике, 1872; Лотмар, 1919, 1935; Иссерлин, 1932; Гольдштейн, 1926).
Явления этой формы афазии, внешне во многом напоминающие нарушения вербальной памяти, в действительности, как показали дальнейшие исследования, имеют более сложный механизм нарушения.


Естественно, что все формы афазии, различные по всем параметрам, нуждаются в различных методах восстановительного обучения, адекватных прежде всего механизму нарушения.
В этой связи восстановительное обучение начинается с нейропсихологического обследования больного, которое обеспечивает квалификацию дефекта, т. е. вычленение механизма нарушения, синдромный анализ афазии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.