Классификация неврологическая лингвистическая нейропсихологическая

Существуют различные состояния вопроса о классификации афазий. Топическая классификация афазий А.Р.Лурия.

Классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда, В. К Орфинской и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологи­ческой, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

1. акустико-гностическая (22,- Вернике-задняя треть верхней височной извилины левого полушария) м-зм: нарушение фонематического восприятия) Не критичны к своему состоянию. Жаргоназия, логорея, парафазии вербальные (словесные, литеральные (звуковые), аграмматизмы, чтение, письмо, слуховая агнозия (нарушено понимание речи)

2. акустико-мнестическая афазии (21, 37- средние и задние отделы височной доли левого полушария)- ритм, понимание, парафазии, нарушение слухо-речевой памяти), - повторная речь, трудности актуализации слова (мучительно ищет слово), контоменации (слипание), аграмматизмы в роде, числе, падежном окончании), вербальные парафазии, не грубые нарушения понимания речи, отчуждения слова, много глаголов, мало сушествительных, письмо, счёт (переход через 10)

3. семантическая афазия (39-зона перекрытия, зона височно-теменных долей) м-зм-нарушение одновременных пространственных синтезов) - понимания сложных логико-грамматических конструкций, трудности родительного и творительного, на понимают метафор, пословиц, симультанная агнозия, астереогнноз узнавание на ощуп), апраксия, акалькулия. Трудности на географических картах.

4. афферентная моторная афазия(7,40, частично 5-нарушение адресаций импульсов к двигательным системам, возникающие в результате нарушения кинестетического восприятия), возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,- дефекты артикулемы, парафазии, литеральные, трудности понимания личных местоимений, речь может отсутствовать, эмболы, конструктивно-простраственная агнозия, кинестетическая апраксия импрессивные аграмматизмы.

5. эфферентная моторная афазия(44, 45-нарушение временной организации двигательного акта, трудности переключения с одного артик.движения к другому, просодика, понимание, речевая память, аграмматизмы), эхолалии, гипомомия (снижение мимики), телеграфный стиль, персеверации, контоменации, обратный счёт, просодика, темп, много пауз.

6. динамическая афазия,(10, 46. частично 45, регуляторная апраксия, трудности проявления речевой инициативы, планирования, регуляции и контроля речевых действий) возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей), экфарии (актуализация слов, пассивны, эхопраксия, гипомимия, эхолалии, интонация, нарушение динамики, снижена речевая активность, псевдоамнестические нарушения (называние годов, имён, знакомых)

Формы афазии.

В результате локальных поражений мозга возникают тяжелые расстройства речи, самые распространенные из них являются афазии. При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции. Клиника афазии неоднородна, различия обусловлены локализацией очага поражения.

Классификация А.Р.Лурия:

1.Моторная афазия афферентного типа. Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны левого полушария (у правшей). Центральное расстройство – нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений (оральная апраксия). Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции (непроизвольно эти движения выполняются). Оральная апраксия лежит в основе артикуляторной апраксии, которая имеет непосредственное отношение к произнесению звуков речи. Дефекты артикуляторного праксиса приводят к распаду артикуляторных поз (артикулем). В устной речи, в зависимости от грубости апраксии: отсутствие артикулем, их искаженным воспроизведением, поисками артикуляции.

5.Акустико-мнестическая афазия. Обусловлена поражением в средних и задних отделах височной области. Дефект проявляется в слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым сужение объема слухо-речевой памяти и наличие слабости акустических следов. Это приводитк трудности понимания развернутой речи. В собственной речи словарный дефицит, из-за вторичным обеднением ассоциативных связей слова внутри данного семантического куста и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

6.Семантическая афазия. Обусловлена поражением теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Основное проявление речевой патологии – импрессивный аграмматизм (невозможность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи). Этот дефект является одним из видов общего расстройства пространственного гнозиса (способности к симультанному анализу).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

1. Сенсорная афазия (акустико-гностическая) (связана с поражением 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).)

2. Акустико-мнестическая афазия (возникает при поражении 21 и частично 37го полей)

3. Афферентная моторная афазия (возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.)

4. Семантическая афазия (возникает при поражении зоны ТРО - области стыка теменных, височных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева)).

5. Моторная эфферентная афазия (возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока)

6. Динамическая афазия (возникает при поражении областей, расположенных вблизи от зоны Брока - 9, 10 и 46-е поля).

34. Акустико-гностическая сенсорная афазия. Нарушение понимания, экспрессивной речи, чтения, письма и счета.

Связана с поражением 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике). Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа - нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные (замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности контроля за правильностью своей речи).

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии.

При акустико-гностической сенсорной и при акустико-мнестической афазии отмечаются повышенная работоспособность больного и активное стремление к преодолению речевых расстройств.

При этом у него может наблюдаться состояние депрессии, в связи с чем логопед должен постоянно его ободрять, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, информировать врача об угнетенном или возбужденном состоянии больного.

При акустико-гностической сенсорной афазии задачей коррекционно-педагогической работы является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки и компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностических функций.

В особо грубых случаях сенсорной афазии на раннем этапе восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых является установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концентрация внимания. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило, больной охотно приступает к списыванию, но удерживает в зрительной памяти лишь первую букву слова, а затем пишет серию букв, не относящихся к списываемому слову. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания, больной, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно выполняет все задания логопеда. Этап неречевого периода работы с больным может длиться несколько дней.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы: первый этап — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (домлопата, ельвелосипед, котмашина).

Второй этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыбаноги, забортрактор, арбузтопор. Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.

Третий этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (ракмак, рукамука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клювключ, ночьноль, левлес). Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и подписи к ним.

Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом.том, домдым и т. д.).

Пятый этап — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов.

Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая работа, направленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.

Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии, возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на охранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно воспринятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом.

Преодоление вербальных парафазии осуществляется путем обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку. Больному предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т. п. Далеко не всегда следует исправлять больного во время его высказывания, это может травмировать его, вызвать у него раздражение, нарушить с ним контакт.

Логопед записывает вербальные парафазии в своем дневнике и на основе их анализа подбирает серию упражнений для их преодоления.

Для преодоления многоречивости и аграмматизма больному предлагается схема предложения, образцы прямых и инвертированных предложений из трех — пяти слов.

Одним из эффективных приемов восстановления экспрессивной речи при сенсорной афазии (как и при других формах афазии) является использование письменной речи. Больному предлагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет ему подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание. Преодоление ошибок согласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем вставки пропущенных в тексте флексий.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 1269 ;

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи.В настоящее время общепринятой являетсянейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системной организации функций и "обратной афферентации", а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамической, поэтапной локализации высших корковых функций. Им разработаны методы изучения нарушений психической деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности. В основу современной нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. Под парадигматическими единицами речи подразумеваются все признаки языка: фонемы, слоговая система, лексика, приставки, суффиксы, определенные словосочетания, т. В речи все парадигматические единицы взаимосвязаны синтагматически по принципу "и" - "и", не допускающему взаимозаменяемости; так, в слове фонемы имеют свой жесткий, линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием и т. п., т. е. парадигматические отношения построены по пространственному, симультанному принципу, а синтагматические - по временному, линейному, сукцессивному принципу. При разных формах афазии по-разному нарушается "парадигматическая" организация импрессивной и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей). Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются "задними" формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок называются "передними" афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения .При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов. Новые представления об афазии,сложившиеся на основании новых данных в психологии, неврологии, психолингвистике, нейропсихологии, дали возможность уточнить определение афазии.В частности Л.С. Цветкова в книге "Афазия и восстановительное обучение" (1988) приводит такое определение афазии: Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Афазия включает в себя четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения; 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на болезнь. Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда наблюдается и у детей. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. Чаще встречается моторная афазия.

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая классификация Х. Хэда, В.К. Орфинской и др. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурия (1947, 19620. Он выделяет 6 форм афазий:

1. Акустико-гностическая (сенсорная).

4. Афферентная моторная.

5. Эфферентная моторная.

1. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

Впервые эту форму описал немецкий психиатр Вернике. Возникает эта форма афазии при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющегося в нарушении фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха – центральный дефект сенсорной афазии. Расстройства фонематического слуха обусловливают грубые нарушения импрессивной речи – понимания.

Парадигматическая система языка (образцовая) при сенсорной афазии нарушается уже на уровне фонемы. При сенсорной афазии нарушается противопоставление, различение фонем, которые в русском языке различаются: а) по звонкости-глухости; б) по твердости-мягкости и др. Больные не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы, что ведет к центральному дефекту – нарушению понимания речи.

В нейропсихологический синдром сенсорной афазии входит: 1) нарушение всех видов устной импрессивной речи; 2) нарушение чтение и письма; 3) нарушение устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; 4) нарушение воспроизведения ритмов (ритмических постукиваний); 5) нарушение эмоционально-волевой сферы – больные тревожны, эмоциональные реакции неустойчивы, легко возбудимы.

2. Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражения средних и задних отделов височной области (21, 37 поля). А.Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти.

Для устойчивого и правильного понимания речи необходимы еще (кроме фонематического слуха) и определенный объем возможного восприятия слышимой речи и возможность переработки этого объема и удержания с помощью оперативной слуховой памяти.

Эта форма афазии отличается специфичностью синдрома и наличием не одного, а нескольких центральных механизмов – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов-представлений. Центральный дефект – нарушение понимания речи, повторения, вторично нарушается и устная спонтанная речь, для которой характерно большое количество вербальных парафазий (замена требуемых слов на другие) (слон-клен-стол…). Фонематический слух остается сохранным. Все дефекты речи начинаются с увеличения объема поступающей информации. По клинической картине больные отличаются от больных с сенсорной афазией.

Клиническая картина нарушения проявляется в негрубом нарушении понимания речи и отчуждения смысла слов, в непонимании смысла скрытого подтекста высказывания, в нарушении называния предметов, в негрубом нарушении устной речи. В клинике имеется и симптом отчуждения значения слова при правильном его повторении, но нет никаких массивных симптомов отчуждения смысла слов как при сенсорной афазии.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1412 . Нарушение авторских прав

Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.


Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).

Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.

Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).

— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

— Нарушение экспрессивной речи

— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)

— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур

— Трудности операций устного счёта

— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.

— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).

Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.

Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.

— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

— Негрубые нарушения устной речи

— Повышенная тормозимость следов памяти

— Парадигматические нарушения речи

Все нарушения носят модально специфический характер

— Нарушение слухоречевой памяти

— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).

Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.

Трудности называния предметов

— Опора на функциональное описание предмета

— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

— В речи встречаются вербальные парафазии

— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

— Расстройства парадигматических аспектов речи

— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

— Фонематический слух и артикуляция;

— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).

Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.

Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.

— Трудности дифференциации артикулем

— Дефекты артикулирования звуков

— Нарушение устной экспрессивной речи

— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)

— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

— Дефекты кинестетического праксиса

— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.

Персеверации в речевой и двигательной системах.

— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

— Речевые стереотипы (персеверации речи)

— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

— Присутствие эмбол в речи

— Трудности включения в активную речь

— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

— Наличие аграмматизмов в речи

— Вторичные расстройства чтения и письма

— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

— Нарушение координации движений

— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

— Конструктивная деятельность, оральный праксис;

— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.

Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.

— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

— Нарушения пространственного восприятия.

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

— Три вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

— конструкции сравнения (больше\меньше)

— конструкции по типу двойного отрицания

— конструкции родительного падежа

— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

— парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).

— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

— Нарушения операций устного счёта

— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

— Возможны дефекты схемы тела

— Нарушения наглядно-образного мышления

— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).

Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.

Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)

— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания

— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи

— Вречи превалируют шаблоны

— Трудности составления сукцессивного высказывания

— Нарушения просодики (интонации) речи

— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования

— Нарушения функций памяти\внимания

— Сенсорные и моторные компоненты речи;

Как при динамической афазии

Дефекты грамматического структурирования

Трудности грамматического оформления речевого высказывания

— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)

— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.

— Нарушения активной речи, просодики речи

— Патологическая инертность в грамматических операциях

— Стереотипность и шаблонность речи

— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)

Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.

Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.

Нейролингвистическая классификация афазий

. В клинической практике классификация А. Р. Лурия оказа­лась наиболее пригодной для целей топической диагностики. Менее эффективна данная классификация для задач дифферен­цированного восстановительного обучения при локальных пора­жениях мозга.

Ясно, что речевые агнозии и апраксий, с одной стороны, и афазии — с другой, требуют совершенно различных методов вос­становительной работы.

Чтобы решить вопрос об адекватном и дифференцированном восстановительном обучении, в каждом случае очагового пораже­ния мозга, необходимо квалифицировать речевое расстройство по следующим параметрам:


  1. избирательное нарушение гностико-праксического уровня речевой функциональной системы (форма агнозии и апраксий);

  2. избирательное нарушение языкового уровня речевой функ­циональной системы (форма афазии);

3) смешанное нарушение (форма агнозии, апраксий, афазии).
В таблице представлена предлагаемая нами нейролингвисти-
ческая классификация афазии.


  1. Афазия — расстройство символического (языкового) уров­ня речевой функциональной системы.

  2. Афазия возникает при поражении третичных корковых по­лей.

  3. Различные формы афазии связаны с избирательным нару­шением отдельных звеньев внутри языкового уровня речевой функциональной системы.

  4. Различные формы афазии возникают при очаговом пора­жении отдельных третичных полей коры головного мозга.

Из таблицы видно, что все афазии можно разделить на две груп­пы: нарушение звукового кода языка (фонологическая афазия) и нарушение кода значений. Основное различие этих групп заключа­ется в следующем.

Основным радикалом данного синдрома является нарушение в звене категориального компонента значения слова.

Обеднение категориальными признаками приводит, с одной стороны, к нарушению категориального мышления, а с другой — к системному речевому расстройству. Последнее проявляется: 1) в словарном дефиците; 2) вербальных парафазиях на основе смешения категориальных признаков слов; 3) подмене категори­ального слова описанием по функции; 4) непонимании оттенков словесных значений.

Другой вид нарушения речевой деятельности, вытекающий из обеднения категориальными признаками, проявляется в непо­нимании контекстных связей, в появлении семантически несо­четаемых слов, которые могут выглядеть как вербальные пара­фазии, в трудностях построения самостоятельных контекстов.
Лексическая (морфологическая) афазия

Основным нарушением при данной форме афазии является недостаточность в звене морфологического кода языка. У боль­ных этой группы страдает понимание и использование в соб­

ственной речи внекорневых морфологических компонентов языка в условиях, когда фактор смысловой избыточности либо отсут­ствует, либо выражен незначительно.

Характер импрессивного аграмматизма, т.е. нарушение пони­мания аффиксальных частей слова, зависит от особенностей ло­кализации очага поражения.

При этом больные с преимущественным поражением поля 40 теменно-затылочной области затрудняются в основном в пони­мании суффиксальных частей слова, а больные с преимуществен­ным поражением поля 39 этой области мозга — в понимании префиксальных (включая предлоги) и флективных морфем. При поражении поля 39 наблюдаются также нарушения зрительно-пространственного восприятия (гностико-праксический уровень) и дискалькулия вследствие нарушения понимания разрядного строения числа.

Самостоятельная речь характеризуется трудностями употреб­ления аффиксальных частей слов.
Лексическая (фонологическая) афазия

При синтаксической афазии I первичным дефектом является нарушение порождения предложения на уровне оперирования категориальными признаками лексических значений предиката, субъекта и объектов.

. В речи больного с синтаксической афазией I предложение подменяется словом, а значение слова ограничивается эмпири­ческим компонентом.

Синтаксическая афазия П. При синтаксической афазии II в построении высказывания избирательно нарушены те его зве­нья, с которыми связана трансформация глубинной структуры фразы в поверхностную. Образование глубинной структуры фра­зы не нарушено, т.е. происходит эксплицирование категорий для

отражения события. Нарушено оперирование теми признаками, выделение которых происходит при анализе наглядно-ситуаци­онного контекста события (конкретные, функциональные при­знаки и признаки пространственных отношений).

Глезерман Т. Б.. Психо-физиологические основы нару­шения мышления при афазии. — М., 1986.

Л. С. Цветкова
Принципы и методы восстановительного обучения при афазии
Принципы условно можно разделить на психофизиологи­ческие, психологические и психолого-педагогические. А. Психофизиологические принципы

1. Прежде чем приступить к восстановительному обучению необходимо провести тщательные нейропсихологический ана­лиз нарушения функции и выявление ее механизма, т. е. пер­

Третье требование — системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность мето­дов обеспечивает принцип системного воздействия на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербально­го поведения в целом.

Раздел 8 НАРУШЕНИЯ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


перейти в каталог файлов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.