Когда идти к неврологу комаровский


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.


  • Зачем родителям обращаться к врачу вне плана
  • Тревожные проявления у детей: нарушение сна, тонуса и тремор
  • Нарушения в развитии детей: повод для консультации
  • Когда нужна помощь невролога? Неврозы, энурез, травмы
  • Что еще станет поводом?

Нервная система детей повержена серьезным воздействиям в период как новорожденности, так последующего детства. Если эта система страдает, может нарушаться согласованность в работе внутренних органов и адекватные реакции на внешние стимулы и раздражители. Далеко не всегда родители могут сами заметить, что имеются проблемы в работе нервной системы и формируются серьезные проблемы. Кроме того, только врач при уже развившемся заболевании у детей знает, как правильно его корректировать при помощи медикаментов или немедикаментозных способов.

Зачем родителям обращаться к врачу вне плана


Если есть сомнения в неврологическом здоровье детей, возникают тревожные симптомы, родителям важно обратиться к неврологу для консультации. Многие отклонения отлично можно исправить без медикаментозного вмешательства, обычно лекарства применяют при тяжелых и запущенных патологиях. Кроме того, своевременное обращение родителей к врачу поможет избежать многих осложнений у детей. Если дети требуют внимания, врач порекомендует проведение дополнительных обследований для подтверждения диагноза или исключения тех или иных патологий. Если это дети раннего возраста, с открытым родничком, им показано проведение УЗИ головного мозга, его проводят как при скрининговых обследованиях, так и дополнительно. У детей более старшего возраста применимы другие методы обследования, которые помогут в определении локализации поражения, степени его тяжести и объема лечебных мероприятий.

Тревожные проявления у детей: нарушение сна, тонуса и тремор

У детей раннего возраста есть определенные отклонения в работе нервной системы, которые часто замечают сами родители , и с которыми нужно проконсультироваться у невролога. Прежде всего — это плохой сон, частые вздрагивания и беспричинные плачи, сложности с засыпанием. Это могут быть как физиологические особенности ребенка и влияние внешних факторов, так и избыточная возбудимость нервной системы, органические поражения головного мозга и даже резкое повышение внутричерепного давления. Нередко при нарушении сна врачи изначально назначают изменение режима, создание комфортного климата и сонные ритуалы. Если это не помогает и сон не нормализуется, его расстройства влияют на другие функции организма, возможно применение более серьезных, как травяных, так и медикаментозных средств. Изначально назначают травяные отвары и препараты для нормализации сна, если это не помогает, тогда в ход идут более серьезные средства.

Родителям стоит посетить врача, если у детей старше 3-4 месяцев возникает тремор (дрожание) подбородка при волнении, плаче, капризах или физической нагрузке. Обычно это говорит о незрелости нервной системы, но может быть первым признаком и органических поражений мозга. Также стоит поступать, если дети слишком часто срыгивают, капризничают, есть нарушения в развитии детей, чтобы исключить различные патологии.

Нарушения в развитии детей: повод для консультации


В определенном возрасте малыши должны обладать разнообразными навыками, которые говорят о полноценном развитии детей. Если же они к определенному сроку не обладают определенными умениями, стоит проконсультироваться с неврологом. Изначально это удержание головки, затем приподнимание на предплечьях, а также перевороты со спины на бочок и обратно. Затем развитие детей подразумевает освоение навыка сидения, ползания и стояния. И венцом освоения навыков становятся первые самостоятельные шаги, переходящие в самостоятельное передвижение. Если же возникают отклонения в работе нервной системы, тогда закономерно страдает и развитие детей, как физическое, так и психомоторное. В результате освоение навыков запаздывает, а из-за проблем с мышечным тонусом малыш может неправильно осваивать движения (ползет боком, переворачивается только в одну сторону, припадает на одну ножку). Помочь в полноценном развитии детей могут массажи и гимнастика, прием некоторых медикаментозных препаратов и ванны с травами.

Когда нужна помощь невролога? Неврозы, энурез, травмы

Есть ситуации, при которых нужно не откладывать обращение к неврологу надолго, а иногда и немедленно обращаться к врачу. К ним относят головные боли, при которых дети лежат с запрокидыванием головки назад, или в вынужденном положении, или те, что локализованы в одной половине головы. Важно немедленно показаться врачу, если головная боль возникла после простудных заболеваний, при этом есть проблемы со зрением или слухом, расстроена координация, имеется невроз (навязчивые движения, действия). Важна консультация врача после травм головы, которые сопровождались потерями сознания, головокружениями или рвотой.

Нужен осмотр ребенка, если родничок у младенца западает или выбухает, если ребенок постоянно кричит или слишком вялый. Также опасно, если у ребенка есть судороги или кровотечения из носа, если его развитие отстает от сверстников в физическом или речевом развитии.

Стоит пойти к врачу, если у детей выявляются неврозы, а также энурез, дергается глазик (нервный тик) или есть логоневроз (заикание). Поводом для обращения будут такие неврозы, как навязчивые движения, истерия, неврастения и многие иные. Они могут существенно осложнять состояние ребенка, но самым тяжелым будет невроз, связанный с физиологическими отправлениями — энурез и энкопрез (недержание мочи и стула).

Также важно пойти к неврологу с жалобами на боли в области спины и шеи, онемение конечностей, нарушения чувствительности, если сильно садится зрение.

Что еще станет поводом?


Немедленно нужно вызывать врача, обращаться к неврологу или вызывать неотложку, если ребенок теряет сознание. Если это происходит при родителях, нужно расположить ребенка на боку, вытащить соску изо рта, расстегнуть на нем одежду. Важно определить — хорошо ли он дышит, может ли шевелить конечностями, каково его общее состояние, цвет кожных покровов и причины потери сознания. Если состояние ребенка нормализовалось, важно показать его неврологу. Он выяснит причины такого нарушения и определится с лечением.


На что следует обращать пристальное внимание в жизни ребенка на первом году жизни

Самое главное - это сон и аппетит ребенка. От того, как ребенок ест и спит, зависит его развитие. Во-вторых, следует обращать внимание на определенные вехи в развитии. В отношении двигательного развития: в 2 месяца вы должны наблюдать удержание головы в положении лежа, в 3 месяца – переворот на живот, к 5 месяцам – переворот с живота, в интервал с 6 до 8 месяцев – посадка, постановка на четвереньки, ползание на четвереньках, 8-10 месяцев – ребенок встает около опоры, в интервал от года до года и четырех месяцев – самостоятельная ходьба. Если вы наблюдаете те или иные задержки в опорно-двигательном развитии, ребенка стоит показать неврологу.

Симптомы, указывающие на повышенное внутричерепное давление, могут быть следующими: плохой сон, постоянное беспокойство и крик, плаксивость, частые срыгивания, дрожание ручек, ножек и подбородка, выпячивание родничка, а также быстрое увеличение окружности головы в размерах.

После рождения физиологический тонус держится обычно до 3−3,5 месяцев, затем постепенно приходит в норму. Дети с повышенным тонусом (гипертонусом) очень беспокойные, часто плачут, капризничают, их ручки и ножки как бы приведены к телу и не распрямляются.

Малыши с гипотонусом, напротив, редко плачут, много спят, часто пропускают кормления, мало двигают необычно гибкими конечностями.

Что касается психического развития, нужно обращать внимание на предречевой компонент: реакцию ребенка на игрушки, на близких, а также на звук в принципе. Нечасто встречающаяся патология, но влияющая на развитие – это нарушение слуха. Поэтому если у родителей создается впечатление, что ребенок не реагирует на звук, это сигнал к тому, что нужно проверить слух.

Какие симптомы могут стать поводом для обращения к неврологу или психологу

Самые главные патологические симптомы – сниженное понимание речи, сниженные игровые и обиходные навыки, искажение пищевого поведения (ребенок ест только ограниченный круг продуктов или отказывается от еды), не пробует повторять действия взрослых, не берет ложку и не ест, не пытается раздеваться и одеваться. Еще один момент: нет потребности к коммуникации. То есть ребенок не пытается привлечь внимание к себе, к своим действиям.

В полтора года ребенок уже должен говорить несколько простых слов и даже небольших фраз. В 2-2,5 года вы должны наблюдать увеличение количества слов в фразе до 3-4.

Если ребенок часто плачет, кричит, не появляется сюжетная игра, речь – первый звонок посещения к психологу, неврологу. Если ребенок не контактирует, не откликается на имя, нет речи – повод обратиться к клиническому психологу. Чем раньше начнем работать, тем быстрее будет результат.


Нужно ли при неврологических проблемах ждать 3 лет

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант: нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики, то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Какие симптомы в развитии ребенка не являются отклонением, но мамы часто считают их таковыми

Если ребенок ярко негативно реагирует на запреты, пытается все сделать сам – это не признаки отклонений, это нормальные этапы развития ребенка. Это усложнение психологической картины личности ребенка. Отклонение в данной ситуации можно выявить так: например, если ребенок негативно отреагировал на запрет мультфильмов, то в норме ребенка можно довольно переключить на другую деятельность. Если этого не происходит, то это патологическая реакция.

К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных симптомов

Игнорирование особенностей может привести к широкому спектру последствий. Например, к грубым нарушениям коммуникации, когда ребенок становится буквально выключенным из социума. Или формирования тревожного нарушения личности. Наиболее распространенным является вариант, когда у ребенка формируется одна из форм дислексии, которые препятствуют нормальному обучению ребенка. Или приводят к проблемам удержания внимания, концентрации ребенка.


Синдром гиперактивности - симптомы

У нас в головном мозге всего 2 типа импульсов – это возбуждающий и тормозящий. И так повелось генетически, что любое повреждающее или дефицитное действие на мозг оказывает активизирующий импульс. То есть чаще всего мозг перевозбужден чаще, чем находится в тормозящем состоянии. Гиперактивность может быть следствием этих процессов.

В целом уровень здоровья в детской популяции снижается год от года. Это связано с рядом воздействий: с питанием, со здоровьем матерей, с антропогенными воздействиями.

Первые признаки синдрома: обращайте внимание на особенности игровой деятельности: насколько ребенок может сам поддержать свою деятельность, насколько долго он может удерживать внимание на своей игре. Это все может предотвратить в дальнейшем проявление возбудимости как таковой.


Вам может быть интересно:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.