Конспект урока окружающего мира в 4 классе нервная система 21 век


Урок с использование технологии целеполагания.

Скачать:

ВложениеРазмер
orkuzhmir_konspekt.docx 25.35 КБ
prezent.pptx 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Цель урока: формирование представления у учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.

Задачи урока: - развивать умение работать с научно-познавательным текстом,

- развивать умение работать в группах.

I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1 2минуты

-Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

- Какие чувства у вас вызывают данные произведения? (любовь к матери, к Родине)

II . Актуализация знаний . 2 минуты

-Благодаря чему вы это поняли? (музыка, слова, изображение)

-С помощью чего получили информацию? (с помощью органов чувств)

-Какие органы чувств вам помогли? (орган зрения, орган слуха)

-Какие ещё органы чувств вы знаете? (орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)

-Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 2

-Но что же заставляет все эти органы чувств работать слаженно в системе? (нервная система)

-Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (нервная система человека)

-Моя цель сегодня на уроке познакомить вас со строением и работой нервной системы.

Слайд 3 . 2 минуты

Работа с учебником.

-Как вы думаете, что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? (нервная система)

-Давайте убедимся в правильности ваших ответов.

-Откроем учебники на с. 27 и прочитаем текст. (1 ученик читает вслух).

-Какой вывод мы можем сделать? (нервная система помогает организму приспособиться к внешней среде)

IV. Создание проблемной ситуации . 5 минут

На столах лежат таблички.

  1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.
  2. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
  3. Что нейроны - нервные клетки?
  4. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
  5. Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.

2. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

3. Что нейроны - нервные клетки?

4. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

5. Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

-Что получилось? (3человека отвечают)

-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).

Работа в группах.

-Для того чтобы достичь своей цели, пополнив свои знания, поработаем в группах.

-Тема первой группы? (головной мозг)

-Третьей группы? (спинной мозг)

-Тема четвёртой группы? (гигиена нервной системы)

-Попробуйте представить полученную информацию в виде схемы, рисунков, таблицы.

На работу отводится 10-12 минут. Оценивание будет проходить по 4 критериям, записанным на доске.

При рождении вес головного мозга составляет примерно 300гр, а у взрослого он - около 1500гр Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. При внешнем осмотре мозга внимание, прежде всего, привлекают два больших полушария . Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга , переходящий в спинной мозг. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание. Клетки мозга обладают способностью запоминать и, когда понадобиться, находить правильный ответ. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела. Головной мозг относится к центральной нервной системе.

Головной мозг защищен костным футляром – черепом.

После презентации группы . 3минуты Оценивание по 4 критериям, которые помещены в таблице

-Ребята, скажите, пожалуйста, имеет ли отношение к уму величина мозга.

Анатоль Франс, писатель-1017гр,

Софья Ковалевская, математик-1385гр,

Дмитрий Иванович Менделеев, химик-1571гр,

Иван Петрович Павлов, физиолог-1653гр,

слабоумный мальчик 10лет-2069гр,

человек со средними способностями-1375гр.

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.

Нейроны – нервные клетки.

В теле человека содержатся сотни нервов. Нейроны - нервные клетки. В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается. Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей - нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу.

Сенсорные нервы передают информацию, идущую от тела к мозгу. Это - данные, передаваемые глазами, ушами, носом и кожей человека.

Моторные нервы передают информацию в обратном направлении, в том числе команды, идущие от мозга к мышцам. Именно благодаря моторным нервам мы можем двигаться. А в целом вся эта сеть называется периферической нервной системой.

После презентации 3минуты Слайд 6. Оценивание по 4 критериям.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

После презентации( 3минуты ) оценивание по 4 критериям Слайд 6.

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

После презентации (3 минуты ) оценивание по 4 критериям Слайд 10.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

-Кто достиг своей цели?

-А теперь послушайте интересные факты:

Смех – лучшее лекарство.

Когда мы смеемся, активизируются и работают 5 областей нашего мозга!

Мужской мозг в среднем на 10% больше женского, но женский мозг имеет больше нервных клеток и соединений и работает эффективнее мужского!

Домашнее задание: Найдите (подберите) интересную информацию о нервной системе.

Открытый урок окружающего мира в 4 классе, проведённый в рамках культурного обмена для русскоязычных учителей из ФРГ

Набор лепестков красного, зелёного, синего цвета для рефлексии у каждого ученика.

Тексты для работы в группах.

Учебники и рабочие тетради.

Запись на доске: размеры мозга разных людей, ответы на вопросы теста.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд 2. « Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

- Какие мысли у вас возникли, когда вы услышали это высказывание?

- Над какой темой мы успешно работали на прошлом уроке окружающего мира? (Организм человека)

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Слайд 3. Повторение.

Вопрос №1. Перечислите части тела человека.

(Голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности)

Вопрос №2. Перечислите внутренние органы человека.

(головной мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)

Вопрос №3. Перечислите системы органов человека.

(Опорно-двигательная, кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2.2. – Расскажите о том, как устроен организм человека.

(Пересказ ученика. Отметка)

3. Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.

- Но что же заставляет все внутренние органы и системы органов работать слаженно?

- Что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? Как вы думаете? ( высказывания детей )

4. Постановка учебной задачи.

Работа с пословицей. Слайд 4.

Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы.

- Объясните смысл пословицы.

- Так о чём же пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Нервная система человека.

- Что вам уже известно о нервной системе, что хотите узнать?

Динамическая пауза

Снимите напряжение: потянитесь, выполните наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево, закройте - откройте глаза.

5. Рассказ учителя о строении нервной системы. Слайд №6.

- А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Стр.4, №6 (самостоятельно)

Фронтальная проверка. Учащиеся показывают карточки с числами, соответствующими обозначению в тетради:

Спинной мозг – 2

Головной мозг - 1

7. Создание проблемной ситуации.

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?

2. Чем больше мозг, тем умнее человек?

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

4. В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать - это не опасно?

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

6. Устают ли клетки мозга?

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

- Возникло много вопросов, разных мнений.

- Нам поможет во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.

8. Работа с учебником. Параллельно идёт показ презентации.

Учебник, стр.8, 1-й абзац. Чтение учениками. Слайды №7 и №8.

Стр.8, последний абзац. Слайд №11.

Динамическая пауза

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Стр.9, 2-й абзац. Слайд №14.

3-й абзац. Слайд №15.

9. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, каждой дан текст для прочтения и осмысления.

Сейчас вы будете читать текст, выделяя главное. В каждой группе тексты разные. Одна группа читает текст о головном мозге, другая о спинном, третья о нервных окончаниях, а четвёртая о гигиене нервной системы. Прочитав текст, обменяйтесь информацией в группе.

Далее вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей группы. Вы делитесь по очереди информацией, полученной из своего текста, составляете план общего рассказа, выбираете, кто будет представлять информацию и снова пересаживаетесь в свои группы. Происходит обмен информацией, определяется эксперт по теме.

10. Презентация сведений по отдельным темам, выступления групп.

Нейроны – нервные клетки.

В теле человека содержатся сотни нервов. Нейроны - нервные клетки.

В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км.

Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается.

Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей-нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу. Сенсорные нервы передают информацию, идущую от тела к мозгу. Это - данные, передаваемые глазами, ушами, носом и кожей человека. Моторные нервы передают информацию в обратном направлении, в том числе команды, идущие от мозга к мышцам. Именно благодаря моторным нервам мы можем двигаться. А в целом вся эта сеть называется периферической нервной системой. Ее принято противопоставлять центральной нервной системе.

Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Представьте, что вы голой рукой схватили раскалённый утюг или у вас начал разрушаться зуб? При этом вы ничего не чувствуете. Подумайте, что вас ожидает?

Боль – это сигнал органа, который предупреждает об опасности или сообщает о нарушении в его работе.

Но терпеть сильную боль трудно. И тогда на помощь приходят врачи, они прописывают обезболивающие таблетки или уколы, делают наркоз.

В 1854 году Николай Иванович Пирогов - русский хирург впервые применил наркоз.

2 группа – Рассказывает о головном мозге.

Головной мозг.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела нервами – двигательными и чувствительными.

При рождении вес головного мозга составляет примерно 300г, а у взрослого он – около 1500г. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария . Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга , переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам.

Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником.


Беседа по прочитанному.

- Имеет ли отношение к уму величина мозга человека?

- Нет, не имеет. Например:

Анатоля Франса, писателя – 1017г (Запись массы мозга на доске)

С. Ковалевская, математик – 1385г

Д. И. Менделеев, химик – 1571г

И. П. Павлов, физиолог – 1653г

Слабоумный мальчик 10 лет – 2069г

Человек со средними способностями – 1375г

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.

3 группа – Рассказывает о спинном мозге.

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

4 группа – Рассказывает о гигиене нервной системы.

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

11. Обобщение : Каково же значение нервной системы? ( Обеспечивает слаженную работу всего организма).

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)

2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)

3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)

4. В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать - это не опасно? (НЕТ)

5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)

6. Устают ли клетки мозга? (ДА)

7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)

1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:

А) нервы

Б) телевизор

В) Интернет

2. Какую функцию выполняет головной мозг?

А) переваривает пищу

Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами

В) отвечает за рост волос

3. Сколько полушарий имеет головной мозг?

А) одно

Б) два

В) три

4. Какую функцию выполняет спинной мозг?

А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом

Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств

В) отвечает за речь

5) Какую функцию выполняют нервы?

А) переносят к органам питательные вещества

Б) защищают организм от вирусов

В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам

Взаимопроверка

Проверка с доски. Правильные ответы:

1. А

2. Б

3. Б

4. А

5. В

12. Стадия рефлексии. Слайд №17. Домашнее задание.

Старался. У меня всё получилось. (Лепесток красного цвета)

Старался, но у меня были ошибки. (Лепесток зелёного цвета)

У меня не получилось, но я буду стараться! (Лепесток синего цвета)

- Выложите свои лепестки на доске по контуру.

- А что вам напоминает получившийся рисунок? (Контуры головного, спинного мозга. Нервную систему)

- Что вам было интересно на уроке? Что непонятно?

- Какие чувства испытали? А когда отвечали домашнее задание? (Волнение).

- То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её. Желаю вам сегодня хорошего отдыха. Берегите, укрепляйте своё здоровье. Слайд №18

Аргунова Вера Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Ширинской СОШ №4
Урок окружающего мира в 4 классе, Школа 21 века
Тема: Организм человека. Нервная система. Головной мозг. Спинной мозг.

Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

- Ребята, я вам предлагаю отгадать несколько загадок, отгадки помогут нам узнать, что нового и интересного мы сегодня узнаем на уроке окружающего мира!
Загадки:
Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди —
Всегда впереди.
Ответ: Нос

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
Ответ: Ноги
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Ответ: Сердце

Гладкое поле, белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посерёдке — ямка.
Ответ: Живот

Под горой — дыра,
А в дыре — отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
Ответ: Рот

Стоят два пня,
На пнях — бочка,
А на бочке — кочка,
А на кочке — лес.
Ответ: Человек

Рассказ учителя:
- Главная мышца нашего тела — сердце. Оно работает как насос! Качает кровь. Которая потом поступ

Аргунова Вера Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Ширинской СОШ №4

Урок окружающего мира в 4 классе, Школа 21 века

Тема: Организм человека. Нервная система. Головной мозг. Спинной мозг.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

- Ребята, я вам предлагаю отгадать несколько загадок, отгадки помогут нам узнать, что нового и интересного мы сегодня узнаем на уроке окружающего мира!
Загадки:
Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди —
Всегда впереди.
Ответ: Нос

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
Ответ: Ноги
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Ответ: Сердце

Гладкое поле, белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посерёдке — ямка.
Ответ: Живот

Под горой — дыра,
А в дыре — отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
Ответ: Рот

Стоят два пня,
На пнях — бочка,
А на бочке — кочка,
А на кочке — лес.
Ответ: Человек

Различаются объекты живой природы от неживой: для живой природы характерны рождение, рост, питание, дыхание. Движение, обмен веществ4 таких признаков нет у неживой природы)
3.Постановка учебной задачи.

С.6 Обсудим вместе ( человека можно назвать объектом живой природы, потому что у него есть все признаки живого организма6 оождение, рост, питание, дыхание и т.д.)

Работа в рабочей тетради:
с 3 №1 – рассмотри рисунок. Какое тело живой природы художник не нарисовал?
Цветок – лягушка – сорока – заяц - ?
Дополни рисунок.
Ответ: художник не нарисовал человека.

Работа в рабочей тетради:
с 3 №2 – дополни схему: человек живой организм – реагирует на изменения во внешней среде – растёт - ?-?-?.
Ответ: человек живой организм – реагирует на изменения во внешней среде – растёт - питается-размножается - умирает.

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

Из чего состоит нервная система человека?

С.8 Обсудим вместе: вывод верен – да, самый сложный мозг у человека.

С.10 задание: головной мозг защищает череп человека, спинной - его позвоночник.

Работа в рабочей тетради:
с 3 №3Напиши, какими веществами организм человека обменивается с окружающей средой.
Ответ: дыхание, питание, выделение
- Что нового и интересного мы сегодня узнали на уроке окружающего мира?
- Почему мы можем совершать различные движения и решать сложные задачи?

Учебник стр.6-10 пересказ

(Нервная система человека контролирует и руководит согласованной работой всех частей организма. В случае заболевания органов или воздействие внешней среды на отдельные органы , нервная система оповещает человека об этом)

Конспект урока по окружающему миру по программе ПНШ

Урок окружающего мира в 4 а классе

Учитель Горелова Л.П.

Цель урока: формирование представления у учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.

Задачи урока: - развивать умение работать с научно-познавательным текстом,

- развивать умение работать в группах.

I.Орг.момент. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1 2минуты

-Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

- Какие чувства у вас вызывают данные произведения? (любовь к матери, к Родине)

II. Актуализация знаний. 2 минуты

-Благодаря чему вы это поняли? (музыка, слова, изображение)

-С помощью чего получили информацию? (с помощью органов чувств)

-Какие органы чувств вам помогли? (орган зрения, орган слуха)

-Какие ещё органы чувств вы знаете? (орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)

-Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 2

-Но что же заставляет все эти органы чувств работать слаженно в системе? (нервная система)

-Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (нервная система человека)

-Моя цель сегодня на уроке познакомить вас со строением и работой нервной системы.

Слайд 3. 2 минуты

Работа с учебником.

-Как вы думаете, что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? (нервная система)

-Давайте убедимся в правильности ваших ответов.

-Откроем учебники на с. 27 и прочитаем текст. (1 ученик читает вслух).

-Какой вывод мы можем сделать? (нервная система помогает организму приспособиться к внешней среде)

-Что получилось? (3человека отвечают)

-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).

Работа в группах.

-Для того чтобы достичь своей цели, пополнив свои знания, поработаем в группах.

Чётко проговариваю!

-Тема первой группы? (головной мозг)

-Третьей группы? (спинной мозг)

-Тема четвёртой группы? (гигиена нервной системы)

-Попробуйте представить полученную информацию в виде схемы, рисунков, таблицы.

На работу отводится 10-12 минут. Оценивание будет проходить по 4 критериям, записанным на доске.

Головной мозг.

После презентации группы. 3минуты Оценивание по 4 критериям, которые помещены в таблице

-Ребята, скажите, пожалуйста, имеет ли отношение к уму величина мозга.

Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.

Нейроны – нервные клетки.

После презентации 3минуты Слайд 6. Оценивание по 4 критериям.

После презентации( 3минуты ) оценивание по 4 критериям Слайд 6.

Гигиена нервной системы.

После презентации (3 минуты ) оценивание по 4 критериям Слайд 10.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

-Кто достиг своей цели?

-А теперь послушайте интересные факты:

Смех – лучшее лекарство.

Когда мы смеемся, активизируются и работают 5 областей нашего мозга!

Мужской мозг в среднем на 10% больше женского, но женский мозг имеет больше нервных клеток и соединений и работает эффективнее мужского!

Домашнее задание: Найдите (подберите) интересную информацию о нервной системе.


Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 4 классе. Тема урока "Нервная система человека", программа Перспективная начальная школа.

Информационный лист

Тема урока «Нервная система человека

1.Опорно-двигательную систему организма составляют:

а) органы чувств

в) кости и мышцы

2. При переработке пищи полезные вещества из пищи организм получает:

б) из толстого кишечника

в) из тонкого кишечника

3. Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов:

4. Кровь приводит в движение:

5.Защищают организм от болезней:

а) белые кровяные клетки

б) красные кровяные клетки

в) кровяные пластинки

Я верю и могу объяснить:

В начале урока

В конце урока

1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.

2. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

3. Что нейроны - нервные клетки?

4. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

5. Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

Головной мозг.

Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. Головной мозг состоит из двух больших полушарий. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание. Мозг контролирует и управляет всеми защитными рефлексами* организма, реагируя на внешние раздражения.

Спинной мозг.

Нейроны – нервные клетки.

Нейроны - нервные клетки. В теле человека содержатся сотни нервов. В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Они подсоединены к каждой мышце тела, к каждому органу. По нервам идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Нервы похожи на тонкие белые нити. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу.

Гигиена нервной системы.

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность. Наш мозг никогда не спит. Так как даже во сне у человека работают легкие , сердце и другие органы, а мозг следит за ними. Поэтому нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, прогулки и физический труд на свежем воздухе.

Защитный рефлекс____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок окружающего мира в 4 классе (ПНШ)

Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок построен с использованием методов ТРКМ.

Цель урока: Формирование представления учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.

Задачи урока: С помощью применения методов технологии критического мышления развивать умение работать с текстом осознанно, умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, участвовать в совместном принятии решения, уметь сотрудничать и работать в группе.

Формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; ориентироваться в содержании учебника; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа.

I .Орг.момент. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1 2минуты

« Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

- Как вы понимаете это высказывание?

2. Проверка домашнего задания 5 минут

II . Актуализация знаний. 2 минуты

- Какой вид информации был сейчас представлен? (текстовая)

- Какие ещё виды информации вам известны? (по форме представления)

Г) Тактильная, передаваемая ощущениями

Д) Информация, передаваемая запахами и вкусами.

- С помощью чего мы получаем информацию из окружающего мира? (органы чувств)

-С помощью чего получили информацию? (с помощью органов чувств)

-Какой орган чувств вам помог? (орган зрения)

-Какие ещё органы чувств вы знаете? (орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)

-Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 2

- Как вы думаете, что заставляет эти органы работать слаженно? (нервная система)

- А с помощью чего возможна передача информации в мозг?

3. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

На столах лежат информационные листы в них есть табличка

Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.

Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?

Что нейроны - нервные клетки?

Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?

-Что получилось? (3человека отвечают)

-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).

- Возникло много вопросов, разных мнений.

- Поможет нам во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.

4. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в группах.

Сейчас вы прочитаете текст в вашем информационном листе, а потом ответите на мои вопросы.

Актуализация полученных знаний. Работа со словарем.

Откройте словарь в конце учебника посмотрите что такое защитные рефлексы?

На примере домино я покажу вам как действуют нервные импульсы. Человек реагирует на внешние раздражения, и нервные импульсы поступают в спинной мозг, а оттуда в головной. Происходит это быстрее секунды. Одна клетка передает следующей. И так же обратно. Мозг передает импульс к частям тела. Срабатывает защитный рефлекс. Защитные рефлексы бывают разные.

Щекотка, рефлекс с мячом, чихание, кашель, дрожь, веки.

-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?

-Кто достиг своей цели?

7. Валеологический самоанализ.

Как ты заботишься о своём мозге и нервах?

1. Я быстро устаю от умственной работы.

2. У меня часто болит голова.

3. Иногда у меня голова кружится.

4. На улице я веду себя неосторожно.

5. В школе я часто волнуюсь.

6. Я не всегда умею ладить с родителями.

7. Я очень обидчив.

8. В школу я хожу без интереса.

9. У меня нет любимого занятия.

10. Ночью я обычно не высыпаюсь.

Разработай для себя программу укрепления нервной системы.

Домашнее задание:

1.Опорно-двигательную систему организма составляют:

а) органы чувств

в) кости и мышцы

2. При переработке пищи полезные вещества из пищи организм получает:

б) из толстого кишечника

в) из тонкого кишечника

3. Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов:

4. Кровь приводит в движение:

5.Защищают организм от болезней:

а) белые кровяные клетки

б) красные кровяные клетки

в) кровяные пластинки



  • Поднимаем руки вверх и 2 раза хлопаем в ладоши , если видим картинку на которой изображен съедобный объект
  • Выполняем 2 раза приседание , если видим картинку на которой изображен несъедобный объект



Молодцы!

… а сейчас… за работу!


МОУ СОШ № 1 с. Кочубеевского Ставропольского края

Выполнила : Ч ихичина Е лена Н иколаевна





Строение нервной системы

Всё тело человека пронизано нервами, несущими информацию от его частей к мозгу и обратно.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

  • Головной мозг
  • Спинной мозг
  • Нервы



Нервная система состоит из нервов, которые проникают во все части нашего тела.

Нервные клетки – нейроны.

В нашем теле около 100 миллиардов нейронов.

Самые длинные клетки нашего тела – нейроны, находятся в спинном мозге, они посылают свои отростки к пальцам ног. Их длина – 1 м 20 см

От головного мозга до пальцев ног сигнал доходит примерно за 1/50 секунды.


Смех – лучшее лекарство.

Когда мы смеемся, активизируются

и работают 5 областей нашего мозга!

Мужской мозг в среднем на 10% больше женского, но женский мозг имеет больше нервных клеток и соединений и работает эффективнее мужского!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.