Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестическая афазии

Основными задачами коррекционно-педагогической рабо­ты при акустико-мнестической афазии являются преодоле­ние нарушений слухоречевой памяти, восстановление зриельных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В ходе нейропсихологического обследования уточняется вариант акустико-мнестической афазии. Затем составляется программа коррекционно-педагогической работы.

На следующей стадии восстановления слухоречевой па­мяти предметные картинки демонстрируются в виде стоп­ки. Больной, прослушав серию названий предметов, нахо­дит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отставленность выполнения инструк­ции во времени. Впоследствии предлагается повторить се­рию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не при­бегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и наконец числа, объединенные в номера телефо­нов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты: предлагаются фразы, состоящие из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

При втором варианте акустико-мнестической афазии для восстановления зрительных представлений рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку и по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Дается задание сконструировать предметы из элементов, найти ошибки в изображении предметов (например, петух изображается без хвоста, кот с длинными ушами и т. д.), дорисовать предмет до целого, описать его свойства и функции, узнать предмет по его час­ти и т. д.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового про­слушивания и повторения.

Трудности нахождения нужного слова, как и при акус-тико-гностической афазии, преодолеваются путем расши­рения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существитель­ных местоимениями и местоимений существительными, со­ставления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при поражении темен-но-затылочной области доминантного по речи полушария (рис. 17, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижнетеменных) отделов полушария головного моз­га сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава сло­ва, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

Импрессивный аграмматизм и амнестические трудности при амнестико-семантической афазии имеют много общего с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, так как первично нарушенной предпосылкой при этой фор­ме афазии является ориентировка в пространственно орга­низованных семантических координатах, характерных для сложных парадигм, парадигм-синонимов: например, брат отцадядя (инвариантом значения слова дядя является мужчина, а не определенный родственник отца, находящий­ся в сложном семантическом пространстве родственных вза­имоотношений).

Нарушение понимания

Больные затрудняются и в понимании сложных синтак­сических конструкций, выражающих причинно-следствен­ные, временные и пространственные отношения, дееприча­стные и причастные обороты. Так, они затрудняются в понимании предложений типа Я отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой. Не обнаруживают ало­гичности предложений типа Шел дождь, потому что было мокро.

У больных с акустико-мнестической афазией отмечается повышенная работоспособность, эмоциональная лабильность, частые приступы депрессии по поводу даже незначительных речевых погрешностей.

При составлении плана коррекционно-педагогической работы логопед уточняет у врача форму афазии, сохранность или нарушение функций нижнетеменных отделов, которые определяются исследованием конструктивно-пространственного праксиса, счетных операций и т. п.

Для преодоления нарушения речевой памяти необходимо либо восстановление системы зрительных представлений о предмете, его существенных, отличительных признаков, либо постепенное расширение объема слухоречевой памяти, нарушенной сугубо по акустическим признакам восприятия словосочетания, а также преодоление экспрессивного аграмматизма, близкого по своим особенностям к экспрессивному аграмматизму при акустико-гностической афазии.

Для преодоления речевых расстройств у больных с акустико-мнестической афазией логопед опирается на сохранные у них механизмы кодирования речевого высказывания, т. е. на описание признаков предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем речевой нагрузки.

Особую роль в процессе восстановления акустико-мнестических речевых функций играет письменная речь. При той или другой мнестической афазии звуко-буквенный анализ состава слова сохранен, это позволяет использовать запись слов, предваряющую слуховую стимуляцию, преодолевать у больных склонность к вербальным парафазиям, а также характерный для их устной речи аграмматизм. Сохранность письменной речи постепенно подготавливает на внутриречевом уровне синтагматическое деление фразы на отрезки (синтагма состоит из двух-трех слов), связанные друг с другом смыслом, так как подлежащее, как правило, находится в одной синтагме, сказуемое -- в другой или главное предложение в первой синтагме, второстепенное -- во второй (Дети пошли в лес., чтобы набрать грибов); воспринятые на слух фрагменты одной части предложения позволяют больному прогнозировать его вторую часть.

Восстановление слухоречевой памяти. Улучшение слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Перед больным выкладываются серии предметных картинок, названия которых предварительно несколько раз читаются и пишутся. Таким образом, больной знает, что он услышит. Так формируются предпосылки акустического предвосхищения. Логопед не фиксирует внимание больного на необходимости показа предмета в предъявляемом порядке. В речи слова связаны определенным замыслом высказывания, поэтому вначале больному предлагаются картинки одной, затем двух, трех семантических групп: заяц, тарелка, стол, ружье, лес, вилка, лиса, чашка, кухонная плита, кастрюля, нож, огурец, яблоко, охотник, бабушка и т. д., затем просят его показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную ситуацию.

Логопед не раскладывает перед больным предметные картинки, а дает их стопкой, для того чтобы больной, прослушав названные предметы, нашел эти предметы на картинках и отложил в сторону. Этим достигается некоторая временная отставленность выполнения больным инструкции. Впоследствии логопед предлагает повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, но не прибегая к помощи картинок. Для запоминания логопед дает слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и, наконец, числа, объединенные в номера телефонов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из 2-3-4 слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без сюжетной картинки. Для восстановления зрительных представлений можно провести ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета; дивана, кровати, кушетки; петуха и курицы; белки, лисы, кошки и зайца и т. д.), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Кроме того, больным дается задание конструировать предметы из элементов, находить специально сделанные ошибки в их изображении (например, петух изображается с гребешком, но без хвоста, заяц изображается без длинных ушей, а кот с длинными ушами и т. д.), дорисовать предмет до целого, подробно словесно описать все его свойства и функции, узнать предмет, наполовину скрытый листом, по его части и т. д. Особое внимание уделяется устному и письменному определению существенных признаков предмета, написанию сочинений о предмете.

Все вышеперечисленные приемы преодоления нарушений слухоречевой памяти содействуют преодолению амнестических трудностей при этой форме афазии и уменьшению числа вербальных парафазий. Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых полей слова, т. е. путем уточнения и систематизации их значений. Для этого конкретное слово обыгрывается в различных фразеологических контекстах, обращается внимание на многозначность слова (ручка, ключ, мамина). Большое внимание уделяется работе по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов, составлению различных вариантов предложений с этими словами.

Восстановление письменного высказывания является одной из основных форм расширения лексического состава речи. Собранность звуко-буквенного анализа состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяет с первых же дней коррекционно-педагогической работы подключить больных к составлению письменных текстов, активной работе по расширению словарного запаса, по преодолению аграмматизма.

Работу над составлением письменных текстов лучше начинать с написания фраз по простым сюжетным картинкам, а затем использовать различные карикатуры в журналах, газетах. Это позволит больному строить конкретные, небольшие по объему фразы и небольшие тексты. Затем можно предложить составить письменные тексты по репродукциям известных картин различных художников. Вся работа над письменным текстом сочетается с устной речью. Логопед подбирает легкие тексты, близкие репродукциям, и просит больного пересказать их.

Аграмматизм согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, а также путем составления фраз по опорным словам.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников
    Страницы:
    1234567

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической (сенсорной) афазии.

Шарафутдинова Л.В., логопед, детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса. Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.

• Общая смысловая сфера слова (пациент понимает, что рука, это часть тела, а где она находится и что делает, не понимает).

• Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая часть слова.

• Нарушено понимание речи, из-за распада фонематического слуха.

• Распад оперативной памяти (пациент долго не может вспомнить слово, даже с помощью логопеда).

• Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).

• Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт никакой информации.

• Распад чтения и письма.

• Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов, звуков.

• Нарушение эмоциональной сферы (легко возбудимы, импульсивны).

• Снижение познавательной деятельности.

- восстановление фонематического слуха и вторично нарушенной экспрессивной речи, чтения и письма.

Установить контакт с пациентом.

- объяснения факта заболевания.

- организация учебной деятельности.

Обучаем слушать и понимать речь.

• магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова пациента).

- воспроизводи запись, а пациент слушает.

- соотносим их с картинками.

- соотносим с графическими карточками.

• Метод озвучания чтения.

- пациент слушает и читает графические карточки.

Повторяем весь детский словарь лексических тем.

Работа с натуральным рядом чисел.

- счет вслух, с опорой на числа от 1 до 10.

- обратный счет, с опорой на цифры.

- счет парами, тройками, с опорой на цифры.

Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями

- пациент пишем цифру 2. Он находит карточку со словом ДВА.

- работа над таблицей умножения.

Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.

Пациент начинает понимать и пользоваться детским словарём. Справляется с логорреей.

Восстановление понимания общего смысла высказывания.

1 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых от пересказанных небольших текстов.

Пациента учим слушать короткие тексты. Логопед читает, а пациент подбирает соответствующие картинки. Далее пациент должен

сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает количество предложений. 300-400 текстов.

Например: Перед пациентом выкладываются сюжетные картинки. Логопед читает текст целиком, а затем отдельные предложения.

Пациент соотносит каждое предложение в соответствии с сюжетной картинкой. Если он выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в предложении и просит их показать на карточке.

2 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых вне контекста.

Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой. Затем проводит количественный и качественный анализ

фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).

3 этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.

- Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).

- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.

- логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные картинки, но они отсутствуют.

Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.

В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.

Они не должны быть близкими по артикуляции.

- выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить картинки в соответствии с начальными

звуками.(Б-белка, банан) и т.д.

В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.

- выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.

Метод акустической классификации.

- Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со звуком. Выделенный звук записываем буквой.

Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.

• Соотнесение звука с его артикуляцией.

- логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.

- вспомнить название картинки(собака).

- логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.

- предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.

- закрыть глаза, ощупать рукой букву.

- написать на столе, в воздухе пальцем букву.

- произнести звук вслух.

- посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.

- звук записывается на магнитофон.

- работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Проходим все звуки речи.

• Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).

• Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.

- дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и рассматривает парные карточки (Р-Л).

- соотносит звуки с соответствующими буквами.

- анализирует оральный образ звуков.

- выкладываются парные картинки(рак-лак).

- пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы и.т.д.

- составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ предложения, записывает в тетрадь, читает,

подчеркивает оппозиционные фонемы.

Задача: Обучение анализа фразы, текста.

- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.

- соотносит предложение с картинкой.

- подсчитывает количество слов во фразе.

- с помощью фишек выкладывает схему предложения.

- предметное слово выкладывает с определенной картинкой.

- анализирует предметное слово.

- звук соотносит с буквой.

- составляет слово из букв разрезной азбуки.

- громко проговаривает слово.

- анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.

Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.

1. Винарская Е.Н. "Клинические проблемы афазии" М. Медицина. 1974г.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М. Владос. 2004г.

3. Оппель В.В. "Востановление речи после инсульта". М. Просвещение 1989г.

1. Медицинское направление прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств (курс лечения назначается и проводится под наблюдением врача).

2. Логопедическое направление непосредственное восстановительное обучение на спец. организованных занятиях. Нужно начинать занятия как можно раньше, чтобы предотвратить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений. Восстановление речевой функции предусматривает восстановление пассивного и активного словарного запаса.

3. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

4. Независимо от того какая нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии, ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования.

6. При всех формах афазий ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные сочетания.

При моторной афазии: отработка артикуляционных дифференцировок; отработка произношения слов с различной слоговой структурой; активизация лексического запаса и преодоление аграмматизма; формирование связной речи;

При сенсорной афазии: развитие фонематического восприятия; обучение понимания речи; воспитание наывка слухового контроля за собственной речью.

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха.

Приакустико-мнестической (амнестической) форме афазии центральная задача обучения – восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов

В восстановительном обучении при семантической афазии обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Центральная задача восстановительного обучения при моторной афферентной афазии – восстановление артикуляторной деятельности, а цель – восстановление устной экспрессивной речи. Основным методом восстановления речи при этой форме афазии является метод смысло-слуховой стимуляции слова. Данный метод предусматривает произношение не звука, а целого слова. Восстановление звуко-артикуляторного анализа и кинетической основы слова проводится на основе восстановленного активного и пассивного запаса слов.

При моторной эфферентной афазии основной задачей является преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: 1) общее растормаживание речи; 2) преодоление персевераций, эхолалий; 3) восстановление общей психической и вербальной активности. Три наиболее важные задачи восстановительного обучения при динамической афазии определены Л.С. Цветковой: 1) способность программирования и планирования высказывания; 2) предикативность речи (восстановление актуализации глаголов); 3) активность речи (восстановление активной фразы).

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова.

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующегo обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка(А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготский, 1984), при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

3. Корреционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии - это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования за коррекцией литеральных или вербальных парафазий и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии - схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии; сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах - 30-40 минут не реже 3 раз неделю. Для групповых занятий (три - пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятий 45-50 минут.

Логопед должен разъяснить родным особенности личности больного, связанные с тяжестью заболевания. На конкретных примерах объясняется обязательность его посильного участия в жизни семьи. Даются инструкции для работы по восстановлению речи.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 771 ;

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующего обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка, при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии — это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования за коррекцией литеральных или вербальных парафазии и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии — схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5—6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах — 30—40 минут не реже 3 раз в неделю. Для групповых занятий (три — пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятий 45—50 минут.

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестической афазии. Основными задачами коррекционно-педагогической работы при акустико-мнестической афазии являются преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В ходе нейропсихологического обследования уточняется вариант акустико-мнестической афазии. Затем составляется программа коррекционно-педагогической работы.

В преодолении речевых расстройств при акустико-мнестической афазии логопед использует механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введения слова в различные контексты, составления внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухоречевой нагрузки.

На следующей стадии восстановления слухоречевой памяти предметные картинки даются в виде стопки. Больной, прослушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отставленность выполнения инструкции во времени. Впоследствии предлагается повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не прибегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и, наконец, числа, объединенные в номера телефонов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

При втором варианте акустико-мнестической афазии для восстановления зрительных представлений рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета), в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение. Дается задание конструировать предметы из элементов, находить ошибки в изображении предметов (например, петух изображается без хвоста, кот с длинными ушами и т. д.), предлагается дорисовать предмет до целого, описать его свойства и функции, узнать предмет, наполовину скрытый листом, по его части и т. д.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения.

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимениями и местоимений существительными, составления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, вставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.