Коррекция нервно психического отклонения

Как правило, с такими детьми проводятся лечебно-оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия. Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственностью в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок (родильные дома, специализированные больницы, детские сады, дома, школы-интернаты и др.).

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно правильно оформить помещение, расставить мебель. Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Важно своевременно выявить неблагоприятную семью и оказать квалифицированную профилактическую помощь детям. Своевременный учет и соответствующее дошкольное, школьное учреждение, комплексная работа составляют основу предупреждения нарушений поведения и отклонений в развитии личности этих детей.

Профилактика алкоголизма

Профилактика – это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий. Перечислим их кратко:

• Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.

• Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.

• Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Таким образом, информация об алкоголизме, рассмотренная на лекции, показывает удручающую картину воздействия его не только на пьющего, но и на семью и потомство.

Напомню, что средняя продолжительность жизни у мужчин на 1996 г. составила 57,3 года, в сравнении с 60 годами в 1992 году. В снижении данного показателя немаловажную роль играет употребление алкоголя. Кстати, мужчины в России живут на 13,8 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране мира.

Алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и состояний.

Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, ведет к преждевременной смерти.

Вы обратили внимание, что, рассматривая данную очень животрепещущую для нашего времени проблему, какой является алкоголизация, я специально выделил вопросы чисто медицинского, социального характера (стадии и течение алкоголизма, алкоголизм и потомство, пагубность семейного алкоголизма и др.).

В педагогической деятельности эти познания не окажутся лишними, невостребованными.

Таким образом, при семейном алкоголизме у детей имеются выраженные трудности в обучении, которые связаны, с одной стороны, с патологическим состоянием их нервной системы, с другой стороны – педагогической запущенностью.

Семья и потомство

Вопрос, о котором мы ведем речь, намного серьезнее, чем порой кажется, поскольку он касается не только уже родившихся на свет, здоровых или больных, но и тех, кто придет нам на смену.

Влияние алкоголизма на потомство связано с двумя основными причинами: биологическими и социальными.

Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушениями психологических взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса.

Особенно тяжелая психопатическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако и алкоголизм отца крайне неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В процессе развития ребенка важное значение имеет влияние на него каждого родителя.

При алкоголизме отца мать, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Под влиянием алкоголизма матери во время беременности, ребенок может иметь наследственную неполноценность, повреждение центральной нервной системы. Ребенок страдает от отсутствия спокойной и доброжелательной обстановки дома.

Известны неблагоприятные воздействия семейного алкоголизма на внутриутробное развитие плода.

В семьях алкоголиков часто бывают мертворожденные, выкидыши, дети с неполноценным анатомическим развитием. При алкоголизме матери во время беременности имеются специфические проявления алкогольного синдрома плода, для которого характерны множественные дефекты умственного и физического развития. К основным симптомам алкогольного синдрома плода относятся:

– задержка роста плода и ребенка;

– глазные, ушные аномалии и другие отклонения.

У подростков с алкогольным синдромом плода наблюдается высокая частота антисоциального поведения и индивидуально-извращенной реакции на прием спиртного.

Бывает, что при рождении ребенок внешне выглядит нормально, но вскоре выявляются нарушения в его психическом развитии. Форма его зависит от тяжести повреждений центральной нервной системы. В одних случаях – это полная идиотия, в других – олигофрения различной степени, нарушения зрения, слуха, задержка речи, неврозы.

Такие дети обучаются в специальных интернатах. Иногда отклонения в умственном развитии проявляются позднее. В начальной школе ребенок еще кое-как справляется с учебой, но в средних и старших классах он становится совершенно беспомощным, и ему нужна медицинская помощь и специальное учреждение для дальнейшего обучения.

Весьма часто алкогольный синдром плода проявляется в виде эпилепсии – болезни, которая все еще плохо поддается лечению.

Детская эпилепсия нередко обусловлена нарушением развития мозга во внутриутробном периоде, а среди причин этого нарушения на одном из первых мест стоит алкоголь. Установлено, что хронический алкоголизм, как правило, сочетается со систематическим курением, более частым употреблением наркотиков и лекарственных препаратов с наркотическим действием.

Пагубность семейного алкоголизма

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что пьянство родителей, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации.

Будущим родителям надо знать (о чем мы говорили выше), что эпизод употребления алкоголя (например: матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд, и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявиться другим неблагоприятным предпосылкам развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма выявляются и его общие закономерности.

Для детей родителей, страдающих алкоголизмом, в большинстве случаев характерна системность нарушений их психофизического развития.

Они отличаются соматической ослабленностью, отставанием в росте и весе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Этим детям свойственны нарушения функции сна: они с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне; иногда извращается формула сна, и появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем.

Дети, родившиеся в условиях семейного алкоголизма, отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, а также аллергическим реакциям.

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятную атмосферу, и ребенок испытывает дефицит общения.

Характерным признаком детей при семейном алкоголизме является слабое развитие у них произвольной регуляции поведения: они не могут самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, испытывают трудности при планировании деятельности, им недоступна адекватная оценка результатов начатой работы, игры, развлечения.

Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим разнообразием.

Большую роль в появлении отклонений личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям.Присемейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста.

Такие реакции возникают при наличии алкоголизма у одного из родителей. Ребенок стремится все делать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным, хмурым, недоброжелательным.

Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться и пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или из школы. Он старается избегать встреч с пьющим отцом, прячется, боится идти домой. На фоне этого у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушение сна, плаксивость, обидчивость, иногда наблюдаются тики, заикание, недержание мочи. Более резким проявлением протеста являются суицидные попытки (самоубийства), в основе которых – чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их.

Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение.

Известно, что дети подражают воспитателям, родителям, отсюда и следует, что они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганство, мелкое воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Характерной особенностью поведения детей является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью.

Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело.

Поэтому игры этих детей неорганизованны и импульсивны. Дети общительны, стремятся быть в кругу детей, но в целом все их поведение хаотично и непредсказуемо. При отказе выполнить требование у многих детей возникают примитивные истерические реакции. У детей раннего и дошкольного возраста они проявляются в виде моторных и соматовегетативных нарушений. В этих случаях ребенок с громким криком и плачем падает на пол, бьется головой об пол, беспорядочно двигает руками и ногами.

Все эти психические состояния могут стать благоприятной основой для приобщения подростков к алкоголизму и наркомании.

При отсутствии медико-психологической коррекции нарастает педагогическая запущенность, усиливаются нарушения поведения, и дети все больше и больше теряют интерес к обучению в школе.

Как правило, с такими детьми проводятся лечебно-оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия. Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственностью в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок (родильные дома, специализированные больницы, детские сады, дома, школы-интернаты и др.).

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно правильно оформить помещение, расставить мебель. Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Важно своевременно выявить неблагоприятную семью и оказать квалифицированную профилактическую помощь детям. Своевременный учет и соответствующее дошкольное, школьное учреждение, комплексная работа составляют основу предупреждения нарушений поведения и отклонений в развитии личности этих детей.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Светлана Алексеевна Андрюхина
Коррекция нейропсихологических нарушений

Помимо констатации наиболее типичных ошибок у учащихся в школьном обучении, необходимо вспомнить закономерности онтогенетического развития психики и мозга ребенка. Так различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода типичны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь каждый ребенок имеет и свои индивидуальные особенности развития и обучения. Для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки.

Ознакомьтесь с примерами коррекционных технологий при различных нейропсихологических нарушений. Дополните указанные упражнения другими заданиями, направленными на коррекцию и развитие тех психических функций, которые были обнаружены при нейропсихологическом исследовании младших школьников, имеющих трудности в обучении.

Нарушения пространственного гнозиса

Нарушения слухового гнозиса

2. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментах с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

Методы восстановления и коррекции при нарушении внимания.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Занятие производится в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь инструмент (фортепиано) и музыкального работника или магнитофон с записями.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Методики направленные на развитие зрительной памяти

В группе - дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изменяет порядок, переставляя не,д более 3 — 5 детей, а ребенок его восстанавливает.

Методики предназначенные для развития и коррекции тактильной и двигательной памяти.

Методы восстановления и коррекции нарушения мышления.

Само мышление включает несколько последовательных операций, в осуществлении которых участвуют разные зоны мозга. Лобная область называется блоком контроля и программирования, позволяет регулировать последовательность, логичность операции. При нарушении затылочной и теменной областей нарушается конструктивный интеллект, пространственный синтез. Правое полушарие отвечает за наглядно-образное мышление. Дисфункции в левой лобной области ведут к нарушению процессов анализа и синтеза.

Коррекционная и развивающая работа заключается как в тренировке выполнения отдельных мыслительных операций, так и в организации ценностной, осмысленной деятельности ребёнка и взрослого.

Упражнения для развития диалектического мышления (задачи и упражнения для углубления понимания перехода количественных изменений в качественные):

1. К чему приведет бесконечное увеличение количества сторон правильного многоугольника?

2. Что будет, если под кран, из которого капает вода, поставить пустое ведро?

3. Что будет, если долго класть кубики один на другой?

4. Ты каждый день ходишь в школу. Чем закончится этот процесс?

Попросите ребенка самого придумать другие процессы, рассмотрите, чем они закончатся, если в них не вмешиваться. Научите ребенка стараться предвидеть окончание процесса, с тем чтобы вовремя вмешаться, изменить ход процесса, не допуская конфликтов и беды.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.