Коррекция нервно психического здоровья детей


Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель- дефектолог (тифлопедагог)

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

(для педагогов и родителей)

Очень часто нам встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка: усиление симптомов болезни, возникновению психотравм у ребенка, обострению негативных черт характера, увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Для достижения положительных результатов педагогической коррекции и компенсации дефектов развития детей, а также подготовки к обучению в школе необходима правильная организация всей системы воспитания и обучения.

Создание определенных условий

  • создать обстановку, приближенную к домашней;
  • рекомендуется частая смена видов деятельности, не допуская переутомления;
  • четко определить образовательную и лечебную нагрузку на ребенка;
  • продумать для занятий индивидуальные задания с частой их сменой;
  • ограждать от стрессовых ситуаций в детском саду и дома;
  • не оставлять одного в незнакомой ему обстановке;
  • исключить психотравмирующую ситуацию, оградить ребенка от этого (предупредить родителей).

  • постоянная поддержка в виде поощрения со стороны педагогов;
  • необходимы закаливающие процедуры;
  • рекомендуются занятия лечебной физкультурой и ритмикой;
  • предложить заниматься в театральном кружке;
  • необходимы отвлекающие мероприятия по преодолению плаксивости и капризности;
  • рекомендуется работа с психологом;
  • рекомендуется проведение психогимнастики.

  • не разговаривать с ребенком громко, все вопросы решать в спокойной доброжелательной форме;
  • полноценно отвечать на вопросы ребенка, ориентируя его в неизвестном.

  • воспитывать уверенность в себе;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Необходимо отметить, что при каждом синдроме существуют индивидуальные рекомендации по работе с ребенком:

  • обратить особое внимание на сервировку стола и подачу пищи, привлекать ребенка к сервировке: предложить разложить хлеб в хлебницу, предварительно понюхав и потрогав его;
  • вызвать чувство голода перед приемом пищи с помощью сохранных анализаторов, рекомендовано провести экскурсию на кухню, обговорить с ребятами меню, попросить угадать по запаху, что приготовил повар;
  • во время дневного засыпания побыть рядом с ребенком, успокаивая его, спеть колыбельную или включить спокойную музыку.

  • создать условия в период адаптации после длительной болезни, продумывая пребывание близких людей в группе;
  • отвлекающие и переключающие занятия по сглаживанию патологических проявлений (слез, обид, тоски и т.д.);

  • в моменты возбуждения и двигательных бурь создавать обстановку эмоционального покоя;
  • в период апатии и безразличия к окружающим стимулировать ребенка к участию в играх и занятиях;
  • следить за соответствием нагрузки, чередованием отдыха и труда для профилактики судорожных параксизмов.

  • сочетать задачи по интеллектуальному развитию с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок;
  • предупреждать утомление, давая отдых во время занятий;
  • упражнять память, используя предметно-практические формы организации жизнедеятельности ребенка;
  • упражнения для развития мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата.

  • избегать длительного пребывания на солнце, организуя игры в тени;
  • исключить упражнения с перегрузками на качелях, каруселях с кружением.

  • мягкое и ненавязчивое вовлечение ребенка в деятельность и в контакт с окружающими;
  • осуществлять подготовительную работу при перемене задания, обстановки или обстоятельств, напоминая об этапах работы, если ребенок забыл.

Необходима соответствующая работа с родителями в форме:

  • консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей; бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребенка;
  • убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребенка;
  • знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребенком, о необходимости продолжения ее в домашних условиях;
  • убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача психоневролога; встречи родителей с психоневрологом и педагогами.

Как правило, с такими детьми проводятся лечебно-оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия. Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственностью в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок (родильные дома, специализированные больницы, детские сады, дома, школы-интернаты и др.).

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно правильно оформить помещение, расставить мебель. Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Важно своевременно выявить неблагоприятную семью и оказать квалифицированную профилактическую помощь детям. Своевременный учет и соответствующее дошкольное, школьное учреждение, комплексная работа составляют основу предупреждения нарушений поведения и отклонений в развитии личности этих детей.

Профилактика алкоголизма

Профилактика – это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий. Перечислим их кратко:

• Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.

• Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.

• Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Таким образом, информация об алкоголизме, рассмотренная на лекции, показывает удручающую картину воздействия его не только на пьющего, но и на семью и потомство.

Напомню, что средняя продолжительность жизни у мужчин на 1996 г. составила 57,3 года, в сравнении с 60 годами в 1992 году. В снижении данного показателя немаловажную роль играет употребление алкоголя. Кстати, мужчины в России живут на 13,8 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране мира.

Алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и состояний.

Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, ведет к преждевременной смерти.

Вы обратили внимание, что, рассматривая данную очень животрепещущую для нашего времени проблему, какой является алкоголизация, я специально выделил вопросы чисто медицинского, социального характера (стадии и течение алкоголизма, алкоголизм и потомство, пагубность семейного алкоголизма и др.).

В педагогической деятельности эти познания не окажутся лишними, невостребованными.

Е.В. Шниткова, Е.М. Бурцев, А.Е. Новиков, М.С. Философова , Ивановская государственная медицинская академия

Представлены результаты соматического, неврологического и нейрофизиологического обследования 614 детей с рождения до 3 лет жизни со средней тяжестью гипоксически-ишемической энцефалопатии. Период гестации у 44,3% детей протекал с признаками фетоплацентарной недостаточности. У 83,7% матерей имелось нарушение родовой деятельности. Задержка нервно-психического развития (у 77,3% детей), отклонения в становлении ритмической активности на ЭЭГ (у 75%), признаки морфологической незрелости мозга (у 38,8%) свидетельствовали о снижении темпов постнатального нейроонтогенеза, что в сочетании с высокой частотой синдрома двигательных нарушений (73,3%) на первом году жизни и изменений мозгового кровотока (43,8%) служит предпосылкой к развитию психоневрологических заболеваний у детей раннего возраста и требует их ранней реабилитации.

Частота перинатальной патологии в общей популяции превышает 15-20% и продолжает расти [1]. Есть основания предполагать, что процент здоровых детей при рождении к 2015 году сократится до 15-20, а новорожденных с врожденными заболеваниями увеличится до 35. По данным ВОЗ, 20% детей страдают нервно-психическими расстройствами, которые в 65-80% случаев носят гипоксически-ишемический характер [2, 7].

В последнее десятилетие особое внимание уделяется вопросам управления здоровьем, реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы. Перинатальным повреждением ЦНС обусловлены многие индивидуальные особенности физической и интеллектуальной сфер развивающегося организма.

Цель нашего исследования - выявить особенности состояния здоровья и нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста, перенесших перинатальную гипоксию.

Под наблюдением с рождения до 3 лет жизни были 614 детей. Проводилось комплексное соматическое, неврологическое и нейрофизиологическое обследование.

Причинами перинатального поражения нервной системы и патологического течения беременности были гестозы - 11,7%, фетоплацентарная недостаточность - 44,29%, заболевания матери - соматические (анемия, хронический пиелонефрит, хронический тонзиллит, варикозное расширение вен, гипертоническая болезнь) - 38,25%, гинекологические (кольпит, эрозия шейки матки, эндометриоз) - 6,19%, венерические (сифилис, гонорея, трихомониаз) - 2,44%, острые респираторные - 15,96%, эндокринные (сахарный диабет, диффузное увеличение щитовидной железы, ожирение) - 4,23%, неврологические (церебральный арахноидит, эпилепсия, аномалии сосудов мозга) - 1,7% заболевания. Наблюдения в период родов: отмечались нарушение родовой деятельности (83,71%), обвитие пуповиной (6,18%), аномалия родов (4,6%), акушерские пособия (1,79%). Посредством операции кесарева сечения родились 29 (4,72%) детей.

Вредные привычки имелись у 23 (3,74%) матерей. Одинокие матери составили 7,32%. Нежеланными были 17 (2,77%) детей.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) диагностирована у 595 (96,91%) детей, в сочетании с травмой - у 19 (3,09%). У 33 детей ГИЭ сочеталась с внутриутробной инфекцией (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, сифилис). Преобладала средняя степень тяжести ГИЭ - 524 наблюдения (85,34%).

Наблюдения в остром периоде заболевания: доминировали синдромы угнетения (54,39%), гипертензивный (45,43%). Частота эпилептического синдрома составляла 2,9%.

В раннем восстановительном периоде в неврологическом статусе преобладали двигательные нарушения (73,28%) с мышечной гипотонией (69,54%), гипертонией (16,9%), дистонией (9,6%). Вегетативно-висцеральная дисфункция была у 20,85%, гипертензивный синдром - у 16,9%, гипертензивно-гидроцефальный - у 8,46%, церебрастенический - у 3,03% детей. Повреждение шейного отдела позвоночника в остром периоде ГИЭ, выявленное у 167 (27,2%) детей, характеризовалось ограничением поворота головы и приведения подбородка к груди, симптомами , , , дистонией в мышцах рук. На спондилограммах у 10 (1,62%) детей выявлено смещение атланта, изменение соотношения нижележащих позвонков.

Неврологическая картина с первых дней жизни характеризовалась нарушением мышечного тонуса, снижением рефлексов автоматизма, их быстрым истощением. Чаще отсутствовали рефлексы опоры и шаговый или они реализовались с патологическими элементами: опора с поджатыми пальцами и на наружную поверхность стопы, шаговый - на согнутых в коленных суставах ногах с перекрестом, выполнялась первая фаза рефлекса Моро.

Генетическая программа НПР ребенка реализуется в условиях постоянной смены средовых факторов. Соответствующее биологическому НПР выявлено у 22,1% детей. Преобладала задержка НПР на 1 эпикризный срок (84,7%) по 1-2 (66,6%), реже 3-4 (33,4%) анализаторам. Значительным было число детей с задержкой НПР на 2 эпикризных срока (76%) по 1-2, 3-4 (23,6%) и более (14%) анализаторам, на 3 эпикризных срока (22%) по 1-2 (38,9%), 3-4 (11,1%) и более (50%) анализаторам. У 2,2% детей имелось отставание в развитии на 4-5 эпикризных срока по 1-2 (5,9%), 4 и более (91,4%) анализаторам.

Моторный коэффициент у 50% детей приближался к 50%, а у 25% был ниже, что представляло высокую степень риска формирования ограничения жизнедеятельности (инвалидность с детства) у 37 детей. Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% детей не достигали биологического уровня НПР. Более того, частые соматические заболевания, появление эпилептических припадков углубляли имеющуюся задержку НПР. В лучшем случае отставание в развитии на один эпикризный срок в первом полугодии жизни удерживалось до конца года, но у 8,1% детей оно предшествовало дебюту фебрильных и аффективно-респираторных припадков. У 13% детей с месячного возраста отмечалась задержка НПР на 2 эпикризных срока, она заключалась в изменениях зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, общих движений, низком эмоциональном профиле. Как показал анализ социальных факторов, отклонения в развитии ребенка усугубляются такими факторами, как неполная семья, асоциальный статус семьи, вредные привычки и молодой возраст матери.

Нарушения НПР взаимосвязаны с перенесенной ребенком хронической и сочетанной гипоксией. Прямая зависимость имеется и с клинической картиной ГИЭ. Так, при синдроме вегетативно-висцеральных нарушений задержка НПР составляет 1 эпикризный срок по 1-2 анализаторам, при гипертензивно-гидроцефальном и эпилептическом синдромах - 1-3 эпикризных срока более чем по 2 анализаторам. При формировании детского церебрального паралича (ДЦП) рано диагностируется задержка на 3-4 эпикризных срока по 5-7 анализаторам.

Проводившиеся в динамике нейросонографические исследования в остром периоде ГИЭ выявляли признаки ишемии мозга (50%) и внутричерепной гипертензии (20,9%). В соответствии с классификацией дилатации желудочков мозга, предложенной M. Levene [8], в 38,86% наблюдений диагностирована транзиторная дилатация желудочков, в 18,2% - персистирующая постгеморрагическая. Среди пороков развития мозга врожденная гидроцефалия составляла 1,1%, ее сочетание с микроцефалией - 0,9%. Парциальное транзиторное расширение боковых желудочков мозга, наблюдаемое, как правило, в области передних рогов и тел, визуализировалось в первую неделю жизни ребенка. У половины детей эти изменения исчезают к месячному возрасту, но они могут сохраняться и во втором полугодии жизни (4,11%). Окклюзионная гидроцефалия диагностирована у детей с внутриутробными инфекциями. Незрелость мозга, о чем свидетельствовали повышение эхогенности паренхимы и наличие полости прозрачной перегородки, сохранялась в раннем восстановительном периоде ГИЭ (22,9%).

Внутрижелудочковые кровоизлияния I-II степени обнаружены у 8,1% детей. Они часто сочетались с признаками незрелости мозга и регистрировались у недоношенных и доношенных, но незрелых детей. Внутрижелудочковые кровоизлияния II-III степени встретились у 2,2% детей. В 3,44% случаях выявлена перивентрикулярная лейкомаляция.

Показатели нейросонографии соответствовали тяжести состояния детей. Так, гипертензивные изменения определялись у детей с симптомами гипервозбудимости, транзиторная дилатация желудочков сочеталась с вегетативной лабильностью. Внутрижелудочковые кровоизлияния II-III степени проявлялись синдромом угнетения, мышечной дистонией, клоническими и сочетанными судорогами, изменением частоты сердечных сокращений и дыхания (вплоть до апноэ), нарушением микроциркуляции.

При визуальном и спектральном анализе ЭЭГ у 75% детей установлены различные варианты отклонений. Основное внимание уделялась возрастной периодичности появления ритмической активности, связанной с состоянием зрительного и двигательного анализаторов.

Становление - -ритмов у детей с ГИЭ легкойстепени задерживается относительно показателей у здоровых детей на 1-2 мес. При поражении ЦНС средней тяжести отмечаются диссоциация в появлении сенсорных ритмов, нарушение топики составляющей 7 Гц в период привлеченного внимания. -ритм не достигает по частоте возрастных значений к концу первого года жизни.

У детей с эпилептическим синдромом прослежена четкая связь дебюта и рецидива пароксизмов с критическими периодами электрогенеза мозга (4-5-й и 15-16-й месяцы жизни), что позволяет установить неизвестные ранее звенья патогенеза возрастных неврологических расстройств и стыкуется с подходом коррекционной реабилитации на интерсистемном уровне [5].

По данным реоэнцефалографии, имелись признаки затруднения венозного оттока из полости черепа (43,8% детей), что клинически проявлялось гипертензивно-гидроцефальным синдромом. У детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника регистрировалось снижение объемного и пульсового кровенаполнения, эластичности сосудистой стенки артерий, повышение сосудистого сопротивления в вертебробазилярном бассейне. Преобладало повышение сосудистого тонуса в системе сонных артерий. Таким образом, патологический процесс, обусловленный перинатальной гипоксией ЦНС, после рождения ребенка продолжается, проявляясь различной симптоматикой - как неврологической, так и со стороны других органов и систем. Только у 22% детей уровень НПР соответствовал возрастным нормативам, но и они не могут быть отнесены к абсолютной норме и рассматриваются нами как 2-я группа здоровья. Отсроченность появления клинических признаков повреждения, волнообразность течения процесса объясняются не только мозаичностью созревания отдельных структур мозга, но и задержкой нейроонтогенеза с нарушением течения пластических структурных перестроек на всех уровнях. В первую очередь это касается детей, у которых антенатальный период протекал на фоне хронической гипоксии. Как показывают результаты ряда исследований 5, изменения в головном мозге становятся необратимыми и вряд ли могут быть полностью компенсированы. Они определены как дизонтогенетические и наиболее выражены у детей с ДЦП. В анализаторных системах мозга создается состояние , что способствует депривации и дальнейшему углублению нарушений [6].

Результаты проведенного исследования согласуются с прогнозами увеличения и утяжеления перинатальной патологии ЦНС. Выявление связей анте- и интранатальных отрицательных факторов с развивающейся патологией нервной системы должно способствовать развитию превентивного направления в акушерско-педиатрической службе, расширению возможностей медико-генетических консультаций и центров по планированию семьи. Диктуемое раннее патогенетическое лечение с коррекцией системных показателей, анализом микросоциальных факторов и консультацией детского психолога необходимо продолжать на протяжении первых 2 лет жизни ребенка.

Журнал неврологии и психиатрии N3-2000, стр.57-59

Литература

1. Баранов А.А. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации 1993. Здравоохр РФ 1995; 3-6.

2. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. Альманах . Под ред. И.А. Скворцова. М: Тривола 1995; 2: 13-37.

3. Кочетов А.М., Зиновьев А.С., Стольный В.Н., Наконечная Н.М. Структурные основы дезинтеграции вегетативных функций при гипоксии новорожденных. Структурно-функциональные основы интегративной деятельности мозга: Сб. научн. статей. М 1988; 130-132.

4. Петрухин А.С. Перинатальная неврология. Педиатрия 1997; 5: 36-38.

5. Скворцов И.А. Нейроонтогенетические аспекты детской неврологической инвалидности и новые подходы к терапии. Альманах . Под ред. И.А. Скворцова. М: Тривола 1993; 11-24.

6. Шимко И.А. Влияние двигательной депривации в раннем онтогенезе на вызванные потенциалы сенсомоторной и зрительной коры мозга у крыс. Журн высш нервн деят 1984; 34: 124-126.

7. Якунин Ю.А., Ямпольская Э.И. Пренатальные и перинатальные поражения центральной нервной системы. Клиническая нев-ропатология детского возраста. Под ред. М.Б. Цукер. М: Меди-цина 1986; 223-255.

8. Levene M.J. Meassurement of the growth of the lateral ventricles in preterm infants with real-time ultrasount. Arch Dis Child 1981; 56: 900-904.

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова

Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида

Нервно-психические нарушения у детей:

классификация, их проявления и коррекция.

Работа подготовлена:

учителем начальных классов Толстовой Н.Т.

Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно разделить следующим образом:

Минимальная мозговая недостаточность (ММН) и минимальная мозговая дисфункция (ММД);

Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания;

Органические нарушения нервной системы;

Психическое недоразвитие, умственная отсталость;

Психопатии и патохарактерологическое развитие;

Из этого списка невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания относят к психоневрологии, а ММН, МНД, невропатии, органические нарушения нервной системы относят к невропатологии. Психическое недоразвитие, умственная отсталость, психопатии – в компетенции психиатрии. Следовательно, нужны три специалиста: психоневролог, невропатолог и психиатр. На практике невропатологи считают, что неврозами должны заниматься психиатры, а последние отправляют к невропатологам, мотивируя это отсутствием психического заболевания. Частичным решением этой проблемы стало привлечением психологов для оказания помощи детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личностные проблемы и состояние стресса. Пока же мы рассмотрим виды нервности, с которыми часто сталкивается педагог, воспитатель по роду своей работы.

1. Минимальная мозговая недостаточность (ММН) – наиболее распространённый, хотя и не самый тяжёлый вид нервности.

тяжёлое течение беременности (особенно первая половина);

вредное воздействие химических веществ на организм беременной;

преждевременные и переношенные роды;

ушибы мозга после родов;

Симптомы ММН:

повышенная умственная утомляемость;

затруднения в запоминании учебного материала;

плохая переносимость шума, яркого света, жары, духоты;

укачивание в транспорте;

перевозбуждение ребёнка к концу дня (холерик);

заторможенность ребёнка к концу дня (флегматик);

ММН проявляется в начальных классах.

Симптомы ММД:

отсутствие чувства вины и переживаний;

2. Невропатия – другой распространённый вид нервности у детей, определяемый как болезненно повышенная и заострённая нервная чувствительность. Она может быть врождённого характера. Наследоваться могут аффективная неустойчивость и чуткий или очень глубокий сон, склонность к головным болям, колебания АД, аллергии и многое другое, объединяемое нервно-вегетативной регуляцией внутренней среды организма. Другой фактор невропатии – различные отклонения в беременности (поздний токсикоз).

Симптомы невропатии:

эмоциональная неустойчивость, лабильность, в том числе лёгкость возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения;

ВСД (колебания АД в сторону понижения, головокружения, озноб, сердцебиение, метеопатия, спазмы лица и головы)

Сочетание эмоциональной лабильности и ВСД порождает лёгкость возникновения эмоционального стресса и вегетативных расстройств со стороны внутренних органов.

нарушение сна (+ ночной энурез);

нарушение обмена веществ;

минимально мозговая ослабленность (ММО): утомляемость нервных клеток при шуме и длительном психическом напряжении. ребёнок становится всё менее сосредоточенным, более вялым и раздражительным одновременно. Требуется не менее 1-2 часов для снятия нервно-психического напряжения и восстановление естественного состояния. Поэтому вечерние часы не самое подходящее время для бесед с ребёнком о его поведении.

соматическая ослабленность организма (заболевания верхних дыхательных путей, их хроническое течение);

психомоторные нарушения (нервный тик, заикания, ночной и дневной энурез).

Все эти симптомы встречаются не только при невропатиях, но и могут быть проявлением нервно-психических заболеваний. О невропатии как общей нервной ослабленности организма можно говорить при наличии трёх признаков. Чем их больше, тем более выражена невропатия.

3. Неврозы – нередко протекают на фоне невропатии и тех или иных неполадок в соматической и физической сфере организма. Главное, что отличает их от других видов нервности, это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов – психических травм, переживаний, напряжений. Такой характер происхождения неврозов подразумевает их функциональность и обратимость при условии оказания своевременной квалификационной помощи со стороны воспитателя, психолога и врача.

4. Невротические реакции – относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов.

повышенная возбудимость (заторможенность);

Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживаний детей. При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета воспитателя эти реакции купируются достаточно быстро. Если же они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться, а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса и невроз как нервно-психическое заболевание. В этом случае уже требуется профессиональная помощь психолога или психотерапевта.

5. Органические нарушения нервной системы – имеют наследственный и приобретённый характер.

Причины нарушений:

тяжёлая патология родов;

недоношенные и переношенные роды;

механические повреждения мозга и ушибы головы до двух лет;

гнев, ярость, агрессия;

отсутствие чувства вины, переживания;

заторможенность чувств и влечений.

6. Психопатия – проявляется устойчивыми отклонениями в поведении. Возникновение психопатий детерминировано эндогенными или генетическими психическими неполадками. Другими словами, это влияние аномального склада характеров у родителей, родственников. Усилению отклонений способствуют неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный, асоциальный образ жизни, когда ребёнок видит примеры жестокости со стороны взрослых. Патология рождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними. Психопатия как характерологический склад характера в полной мере заявляет о себе в подростковом и юношеском возрасте (расторможенность или тормозимость, конфликтность, агрессия, не критичность, трудность психолого-педагогической коррекции и психотерапии).

На практике иной раз нелегко разделить и чётко, однозначно дифференцировать рассмотренные виды нервности и отклонений в поведении. Но уже само по себе понимание воспитателем болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности как можно раньше использовать весь доступный арсенал психологических и воспитательных мероприятий.

Как мы видим, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах нервности – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя и учителя точной диагностики и обязательств вылечить ребёнка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, педагогу необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность. Наблюдения показывают, что не все педагоги ориентируются в этих вопросах. Одни из них занимают примиренческую позицию в отношении нервных расстройств, считая их неизбежными. Другие, наоборот, объявляют решительную борьбу по искоренению нервности, используя все меры педагогического воздействия.

Работа педагога заключается в следующем:

Индивидуальная беседа и наблюдения за поведением в группе, классе.

Работа должна быть систематической, целенаправленной.

Наталья Сивина
Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают, в первую очередь, наши дети. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Забота о воспитании психически и физически здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения, поэтому у нас остро встает проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Слово "стресс" используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Стресс определяют как ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и педагог-психолог, и воспитатель детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться, хотя бы на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему.

Причинами стрессов и психотравм у детей может являться необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей. Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой. Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т. д.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Более того, малышу важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".

Педагог-психолог образовательного учреждения может научить педагогов видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.

Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у наших детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Проводить упражнения можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.


В заключение хочется сказать, что раз в дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, значит педагогам и родителям в раннем детстве необходимо обучать детей цивилизованным способам выхода негативныъх эмоций и психологическим методам саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

И уж если в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то наши дети должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим.

Н. В. Сивина,психолог

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.