Кто из ученых установил что именно нервная система

4.13 Физиология, медицина

4.13.087 Рефлекторная теория Сеченова


Физиолог и психолог, естествоиспытатель и мыслитель-материалист, публицист, лектор, общественный деятель; профессор Петербургской медико-хирургической академии, Новороссийского, Петербургского и Московского университетов, почетный член Императорской АН, основоположник и глава первой русской физиологической школы; один из основателей Бестужевских высших женских курсов; лауреат Демидовской премии — Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) заложил основы объективной теории поведения, физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии, стал родоначальником отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии.

На исследованиях ученого по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии ныне базируется авиационная и космическая физиология.

Почерпнув в юности некоторые идеи у знаменитых врачей и физиологов (в частности, у хирурга профессора Ф.И. Иноземцева — о влиянии нервной системы человека на многие болезни), Сеченов наполнил их новым содержанием и вернул вместе с множеством своих открытий новому поколению исследователей.

Его идеи развивали в своих трудах И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, Н.Е. Введенский, Б.Ф. Вериго, Н.П. Кравков, Л.С. Выготский, В.П. Пашутин, А.Ф. Самойлов, И.Р. Тарханов и др. знаменитые физиологи и врачи.

Своей формулировкой физиология — наука изучающая жизнедеятельность целостного организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой — обязана прежде всего Сеченову.

Именно он первым обратил внимание на целостность организма, на его взаимосвязь с природой и обогатил науку исследованиями физиологии центральной нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Сеченов провел на лягушках множество филигранных опытов, изучая влияние всевозможных разрезов и раздражений головного мозга на рефлекторные движения.

Распространив рефлекторные принципы на деятельность головного мозга, физиолог первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности, открыл центральное (сеченовское) торможение — особые механизмы в головном мозге, подавляющие либо угнетающие рефлексы, которое с тех пор наравне с возбуждением стало вторым имманентным процессом центральной нервной системы. Тормозной центр в таламической области головного мозга получил название сеченовского центра.

Сочинение профессора Медико-хирургической академии взбудоражило не только научное сообщество и публику, но и власти, поскольку предлагала новый — революционный взгляд на душу человека и его тело.

Работа ученого вынесла бессмертную душу за скобки исследований, как не имеющую к физиологии никакого отношения, и оставила в человеке тело и то, что реагирует на скальпель, электрический ток и жизненные неурядицы — то бишь рефлексы, простые и сложные, осуществляемые по рефлекторной дуге, состоящей из приводящего пути, замыкательной и центробежной части.

В этом труде Сеченов впервые показал, что психическая жизнь человека и его поведение (т.е. нервная система) зависят только от внешних раздражителей. (Позднее к внешней среде добавили еще и наследственность).

Обосновывая рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, ученый доказал, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

Экспериментальное подтверждение рефлекторная теория Сеченова нашла в трудах его главного продолжателя — И.П. Павлова, разработавшего метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Величко Ирина ЮрьевнаНаписать 648 10.04.2016

Номер материала: ДБ-020630

  • Начальные классы
  • 4 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.04.2016 326
    10.04.2016 1447
    10.04.2016 2055
    10.04.2016 793
    10.04.2016 448
    10.04.2016 3436
    10.04.2016 1141

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Развитие неврологии длительное время было больше накоплением опыта. Ведь медикам было сложно, не обладая достаточным количеством знаний и необходимым оборудованием, объяснять те или иные процессы, которые происходят в нервной системе человека. Активное развитие она получила в 1860 году, с тех пор серьезно продвинувшись. О том, как развивалась неврология и почему о ней надо знать — в материале АиФ.ru.

Первые упоминания

Первые сведения о различных патологиях нервной системы можно обнаружить в различных письменных источниках, пришедших и сохранившихся с глубокой древности. Так, например, в египетских папирусах, которые датированы 3-м тысячелетием до н.э., встречаются упоминания о параличах и нарушениях чувствительности у людей. В древних книгах по Аюрведе также сообщается о ряде симптомов, среди которых судорожные припадки, обмороки, головная боль.


Есть определенные описания различных неврологических патологий в трудах таких известных медиков, как Гиппократ, Рази, Ибн-Сина. Также здесь предлагались методы их диагностики и лечения. Несмотря на такую временную отдаленность, уже тогда некоторые состояния четко обозначались как болезни головного мозга, среди которых эпилепсия, мигрень и прочие.

Развитие неврологии связано с появлением новых методов исследований. В Средних веках уже были попытки связать определенные неврологические нарушения с различными структурами мозга.


Точка отсчета

Сегодня во многих источниках датой рождения такой клинической самостоятельной медицины, как неврология, называют 1860 год. В это время в Сальпетриере под Парижем открылось первое неврологическое отделение. Оно расположилось в новой, только что построенной больнице, которая одновременно являлась клинической базой медфакультета Парижского университета. Главврачом его стал Жан Мартен Шарко.

В клинике расположились стационар, амбулатории, лаборатории анатомического и патофизиологического характера, музей анатомии и физиологии, библиотека и т.д. Когда такая служба была создана, сведений о строении нервной системы человека еще было недостаточно — по факту они едва накапливались. Известные всем сегодня нервные клетки впервые были обнаружены и описаны только в 30-х годах XIX века. Про нервные волокна к этому времени знали только около 50 лет. В 60-х годах XIX столетия было определено, что нервные волокна представляют собой отростки нервных клеток. В 1872 году были описаны участки истончения нервного волокна, которые получили название перехватов Ранвье. Лишь в конце 19 века медики смогли дать описание проводящих путей спинного и головного мозга.


Так, постепенно, основываясь на различных опытах и исследованиях, ученые и медики искали этапы и варианты развития нервной системы и ее работы, определяли зависимости полушарий мозга друг от друга и изучали импульсы, передаваемые по нервным волокнам.


Неврология в России

Как отмечали современники врача, ему удалось создать образцовую неврологическую клинику, при которой даже функционировал приют для хронических больных. Он же стал инициатором открытия первого общества невропатологов и психиатров. Также Кожевников считается основателем школы русских неврологов, яркими представителями которой являются В.К.Рот, С.С.Корсаков, Г.И.Россолимо и другие.


Одним из ярчайших врачей того времени, который дал очередной ощутимый толчок для развития невропатологии, стал Сергей Корсаков. Он основал новое направление в психиатрии — нозологическое. Это то, что изучает обособленность отдельных болезней. Именно Корсаков провел большую работу по перестройке коренным образом системы лечения, а также содержания пациентов. Его основной целью было гуманное отношение к людям, которые страдают от психических патологий. Корсаков смог поднять российскую неврологию до мирового уровня.

Еще один талантливейший врач — Владимир Рот. Он занимался изучением прогрессирующих мышечных болезней. Медику удалось систематизировать все известные на тот момент варианты мышечных атрофий. Он же в числе первых врачей начал изучать нервные расстройства у детей. Он утверждал, что предупреждать развитие патологий в данной сфере у детей надо путем совершенствования воспитания. Врач в рамках своей деятельности уделял довольно большое внимание профилактике нервных расстройств у бедных слоев страны, а также ратовал за создание спецсанаториев, где они могли бы лечиться.

Детской неропатологией вплотную занимался Григорий Россолимо. Врач-педагог с незаурядными способностями создал немало работ, посвященных детской невропатологии, психоневрологии. Он уделял много времени вопросам предупреждения и профилактики нервных патологий у детей. Именно Россолимо заложил основы советской дефектологии. В рамках его компетенции было изучение клинического течения проблем психики и речевого развития у детей с аномалиями нервной системы.



Владимир Бехтерев занимался широкими экспериментальными исследованиями с применением метода удаления отдельных участков коры мозга и их дополнительного раздражения. Его вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре мозга оценивается как значительный. Ценность для неврологии в общем представляют и труды Бехтерева, посвященные вопросам клинической невропатологии, с помощью которых наука получила представление о новых симптомах разных болезней, форм патологии и методов лечения. Он в числе первых рискнул применять для терапии внушение и гипноз. Врач стал автором методики коллективного гипноза для избавления от алкогольной зависимости.

Отдельное внимание он уделял вопросам детской психоневрологии и педагогики. Он искал разные варианты объяснения развития таких проблем. При этом наследственность в качестве основного фактора им отрицалась. На основе его теорий и исследований в будущем выросли многие психоневрологические институты и клинические учреждения.

Традиции медиков начала XX века продолжают современные врачи. На сегодняшний день изучение неврологии и ее дальнейшее развитие продолжается бурными темпами. Тем более что современным медикам и ученым доступны передовые и инновационные методы и оборудование. Поле деятельности же для них продолжает оставаться широким и неоткрытым до конца.

Вклад в науку русского и советского ученого Ивана Петровича Павлова невозможно переоценить. Физиолог, вивисектор, нобелевский лауреат, исследователь – о нем можно рассказывать много и долго. Но сейчас речь пойдет о знаменитой теории Павлова – о ее основных положениях, ключевых принципах, особенностях и значении.

Об исследовании

Рассматривая теорию Павлова, надо оговориться, что касается она физиологии высшей нервной деятельности, а не психических функций. Неправильно отождествлять эти понятия, как делали механистические материалисты (из-за чего, к слову, психологию перестали считать самостоятельной наукой).

И. П. Павлов исследовал ВНД собак, а не людей, и сам акцентировал внимание на том, что отождествлять деятельность нервной системы животного с психикой человека недопустимо.


Основные положения

Приняв во внимание все вышесказанное, можно перейти к главной теме. Вот некоторые понятия, обозначенные в теории Павлова:

  • Высшая нервная деятельность. То, что обеспечивает животному поведение во внешнем мире, соответствующее условиям жизни.
  • Низшая нервная деятельность. Отвечает за рефлекторную самостоятельную регуляцию работы, осуществляемой внутренними органами.

Исходя из этих простых определений, можно понять, что Павлов противопоставлял эти два типа деятельности. Но даже несмотря на это, распространилась тенденция, наоборот, их отождествлять.

Как бы там ни было, в единстве обеих нервных деятельностей, которая прослеживается в объединении вегетативных рефлексов с двигательными, ведущая роль отводится последним. Почему? Потому что именно двигательные рефлексы определяют саморегуляцию работы пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также иных систем внутренних органов.

О значимости коры больших полушарий

Продолжая изучать особенности теории И. П. Павлова, нужно отметить следующий нюанс: общее поведение людей и высших животных управляется высшим отделом ЦНС. То есть большими полушариями с ближайшей подкоркой. Что же, исходя из этого положения, представляет собой высшая нервная деятельность? Можно утверждать, что это объединенная функция подкорковых центров и больших полушарий.

Также теория Павлова не исключает того, что при определенных обстоятельствах условные рефлексы могут образовываться и в других частях мозга, вне больших полушарий.

Если говорить о собаках, то нужно выделить один интересный момент. Дело в том, что взрослые псы без коры больших полушарий полностью утрачивают все условные рефлексы, приобретенные ими в течение жизни. Они перестают реагировать на хозяина, на кличку и т. п. А это влечет нарушение связи с внешним миром. Однако после удаление коры больших полушарий у псов могут сформироваться условные двигательные рефлексы.

Этой теме, кстати, посвящали свои работы С. С. Полтырев, Г. П. Зеленый, а также Н. Н. Дзидзишвили. Вообще, многим ученым удалось установить, что у собак, котов и кроликов удаление коры больших полушарий влечет за собой образование условных вегетативных рефлексов. Это доказанный факт.


Влияние удаления частей коры головного мозга на рефлексы

Это очень важная тема, и ей необходимо уделить внимание, рассказывая о принципах рефлекторной теории Павлова. Удаление определенных частей коры головного мозга отражается на рефлексах. И вот как именно:

  • Удаление неокортекса. У псов и кошек после этого вырабатываются условные оборонительные и пищевые рефлексы. Но если дополнительно удаляют архио- и палеокортекс, то вероятность их формирования снижается к минимуму. Рефлексы образуются, но редко, и сильно отличаются от истинных.
  • Удаление новой коры больших полушарий. После этого у кошек происходит замыкание условных рефлексов, локализующееся в гиппокампе и поясной извилине. Чтобы они образовались, нужна старая и древняя кора – они формируют эмоциональный фон. А он является необходимым условием для выработки рефлексов.
  • Удаление гипокампа. Данная операция никак не влияет на скорость формирования пищевых рефлексов, однако затрудняет их упрочнение. Происходит это из-за резкого усиления ориентировочной реакции, причиной которого становится выпадение гиппокампа, тормозящего ретикулярную формацию. В общем, вследствие его удаления нарушается внутреннее торможение рефлексов. Еще усложняется формирование кратковременной памяти. Также после устранения гиппокампа не образуются оборонительные рефлексы.
  • Удаление миндалевидных ядер. Вследствие этой операции у животного нарушается нормальное поведение, которое соответствует той или иной ситуации. На пищевые рефлексы данная операция никак не влияет, но оборонительные исчезают, после чего восстанавливаются с большим трудом.
  • Удаление из поясной передней извилины коленной части. Доказано, что вследствие этого происходит растормаживание пищевых тормозных двигательных рефлексов. А вот удаление заднего отдела никак не влияет на данный процесс. Соответственно, передняя часть является одной из важнейших областей торможения определенных аффективных реакций.
  • Двустороннее удаление премоторных зон. Вмешательство подобного рода влечет образование двигательных условных рефлексов.
  • Повреждение ретикулярной формации, локализованной в среднем мозге. Данная операция чревата исчезновением слюноотделительного рефлекса.
  • Удаление лобных долей (точнее, их передних частей). Это влечет нарушение торможения двигательных и слюнных рефлексов.

Рассматривая особенности, положения и принципы теории Павлова, стоит отметить, что также было доказано следующее: образование пресловутых рефлексов упрощается при условии возбуждения симпатических ядер, находящихся в подбугровой области. Но они исчезнут, если те будут повреждены.

Однако это, разумеется, лишь некоторые особенности, которые можно выделить из теории высшей нервной деятельности Павлова. В наше время подобные эксперименты продолжаются, и сейчас используют специальные микроэлектроды, которые раздражают некоторые мозговые участки, что помогает проследить за процессом образования/исчезновения рефлексов.


Выводы и доказательства

Выше были рассмотрены ключевые принципы рефлекторной теории Павлова. Если изучить все ее положения, то можно сделать логичный, обоснованный вывод: удаление новой коры больших полушарий влечет образование условных рефлексов в старой и древней коре (то есть в подкорковых центрах).

Исходя из этого, следует другое утверждение. Оно гласит: мнение, что пресловутые условные рефлексы формируются у животных исключительно в коре больших полушарий, неверно. Почему? Потому что оно противоречит действительности – ведь условные рефлексы формируются и у тех созданий, у которых кора больших полушарий отсутствует. Ярким примером являются рыбы и насекомые.

Именно на основании данных фактов известный ученый утверждал, что ВНД присуща всем без исключения всем животным с нервной системой. И осуществляется она высшим отделом нервной системы.

Значение теории

О нем также необходимо рассказать. Благодаря рефлекторной теории Павлова появилась возможность исследовать деятельность головного мозга не только животных, но еще и человека (разумеется, в естественных условиях). Основные законы ВНД удалось раскрыть во многом за счет труда, проделанного ученым. Вот что этому поспособствовало:

  • Знание основных законов деятельности ЦНС.
  • Точный учет качества раздражителей, а также того, насколько продолжительное действие они оказывают на рецепторы, и какова их интенсивность.
  • Знание времени образования рефлекса, а также его величины и характера.

Посвященная условным рефлексам теория Павлова является основой для предыстории сознания в качестве высшей формы психики, которая присуща человеку.

Надо сказать, что метод ученого, а также его труды дают возможность исследовать качественные особенности той деятельности, которая происходит в мозгу человека. Именно сформированная Павловым теория деятельности составляет естественнонаучную основу для диалектико-материалистического мировоззрения. Почему? Потому что именно на труды ученого опирается философия диалектического материализма в борьбе с представлениями идеалистического и метафизического характера.


Теория Сеченова и Павлова

Именно благодаря тандему этих двух величайших ученых в истории изучения физиологии головного мозга наметился новый этап. И кстати, именно Иван Михайлович Сеченов является тем, кто первый сформулировал рефлекторную теорию.

И. П. Павлов со своим коллегой образовал очень плодотворный тандем. Их общий труд – это некий материалистический детерминизм в сфере изучения функций ЦНС. Созданная ими теория стала основой для последующего развития психологии и физиологии ВНД.

Следует уделить ее изучению немного внимания. Ключевые положения рефлекторной теории И. П. Павлова и И. М. Сеченова можно выделить в такой небольшой перечень:

  • Детерминизм. Иначе говоря, причинность. Данный принцип проявляется в следующем: каждая рефлекторная реакция обусловлена. Действия без причины не может быть. Любой акт нервной деятельности – это реакция на воздействие, исходящее из внутренней либо внешней среды.
  • Структурность. Этот принцип гласит: все рефлекторные реакции происходят с помощью тех или иных мозговых структур. Не существует процессов, не имеющих под собой материальной основы. Любой акт нервной деятельности обязательно приурочен к конкретной структуре.
  • Анализ и синтез. Данные понятия также имеют место в теории Павлова. Кратко говоря, нервная система всегда анализирует раздражители, оказывающие влияние на организм. А затем синтезирует ответную реакцию. Эти два процесса происходят постоянно. Их результат – извлечение организмом из среды информации, которая ему нужда, и дальнейшая ее обработка с последующей фиксацией в памяти. Последний этап – формирование ответного действия, которое всегда соответствует потребностям и обстоятельствам.

Изучая рефлекторную теорию Павлова и Сеченова, хотелось бы еще уделить внимание понятию нервизма. Так именуется концепция, которая признает следующий факт: нервная система играет ведущую роль в регуляции функций всех тканей и органов.


Психический аспект

Он также имеет место. Значение психического аспекта всегда подчеркивал И. М. Сеченов. Первую часть рефлекторного акта он характеризовал как сигнальную.

Также Павлов подтвердил необходимость начать изучать сигнальную систему, связанную с ролью речи в человеческой психике. Это уже имеет непосредственное отношение к теме сознания – отличающейся, но все же имеющей отношение к рассматриваемой теории. Ведь именно развитие человеческого мозга стало первой его предпосылкой. Да и главный закон биологического совершенствования организмов, который определяет формирование психики, заключается в положении, говорящим о единстве их строения и функций.


Фундаментальные свойства нервных процессов

Их необходимо перечислить, прежде чем перейти к рассмотрению теории темперамента Павлова. Ученый посвятил много времени изучению выработки условных рефлексов, и ему удалось установить, что в данном процессе есть определенная индивидуальность. И ее основой являются определенные свойства, а именно:

  • Сила возбуждения. Иначе говоря, работоспособность, выносливость нервной клетки. Проявляется в выдерживании нервной системой сильного возбуждения, которое не завершается переходом в состояние торможения. Кстати, оба эти процесса – независимые свойства НС.
  • Сила торможения. В ней проявляется способность нервной системы к угасанию и дифференцировке.
  • Уравновешенность. Данное свойство определяет баланс процессов торможения и возбуждения. Человека, например, можно назвать физиологически неуравновешенным, если сила одного из этих двух процессов больше другого.
  • Подвижность. Ею определяется, насколько быстро один нервный процесс переходит в другой. Подвижность является способностью менять поведение в зависимости от внешних условий. Противоположным процессом является инертность. Человека можно назвать инертным, если ему требуется много времени, чтобы перейти из пассивного состояния в активное.

Типология темпераментов

Изучив теорию рефлексов Павлова, можно перейти к этой теме. Свойства нервных процессов, как определил ученый, образуют комбинации, которые определяют тип ВНД или всей системы непосредственно. Из чего он складывается? Из совокупности ключевых свойств нервной системы, перечисленных выше.

В чем же заключается теория темперамента Павлова? Ученый доказал, что есть четыре типа нервной системы. И они очень схожи с видами темперамента по Гиппократу.

Различия силы определяют слабые и мощные типы. Они, в свою очередь, могут быть двух видов:

  • Уравновешенные. Возбуждение и торможение находятся в балансе. Но тем не менее они бывают склонными к инертности или к подвижности.
  • Неуравновешенные. В данном случае над торможением сильно преобладает возбуждение.

Типы нервной системы, по Павлову, еще и по характеристикам соответствуют видам темперамента (а не только по количеству). Это можно проследить:

  • Подвижный тип. Отличается уравновешенностью и силой – сангвиник.
  • Инертный тип, но отличающийся силой и уравновешенностью – флегматик.
  • Сильный и неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы (ровно как и темперамент) – это врожденное свойство. Изменениям практически не поддается. Более того, тип нервной системы считается физиологической основой темперамента. А он, в свою очередь, является психическим проявлением типа НС.


Дальнейшие эксперименты

В 1950-х было организовано масштабное исследование поведения взрослых людей. Сначала им руководил В. М. Теплов, но потом оно перешло под руководство В. Д. Небылицына. В результате этого исследования основные положения теории Павлова были дополнены новыми.

Во-первых, удалось разработать приемы по исследованию присущих нервной системе человека свойств. Во-вторых, получилось выделить и описать еще два качества. Среди них:

  • Лабильность. Проявляется в скорости возникновения, а затем и прекращения нервных процессов.
  • Динамичность. Она влияет на легкость и быстроту образования тормозных и положительных условных рефлексов.

На сегодня в науке накопилось множество различных фактов, касающихся свойств нервной системы. И чем больше их становится (прогресс не стоит на месте) – тем меньше значения придается типам НС. Более значимыми признаются отдельные свойства нервной системы, которые действительно являются фундаментальными. Многие ученые отводят на второй план проблему разделения НС на типы.

Однако, поскольку они как раз и образуются из комбинации перечисленных свойств, лишь их детальное изучение способно обеспечить максимально полное понимание типологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.