Кто разработал теорию высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Вы́сшая нервная деятельность

Согласно Павлову, в основе В. н. д. высокоорганизованных животных лежат Условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами центральной нервной системы (у высших позвоночных животных и у человека — преимущественно корой больших полушарий головного мозга (См. Кора больших полушарий головного мозга)), а также сложные Безусловные рефлексы (Инстинкты, Эмоции и др.), т. е. формы деятельности мозга, осуществляемые в основном ближайшими подкорковыми нервными образованиями. При этом кора и подкорковые отделы большого мозга со специфическими формами их деятельности находятся в неразрывной связи и взаимодействии и работают как единое целое. Осуществляемые в основном подкорковыми нервными образованиями и мотивированные жизненно важными потребностями организма влечения (пищевые, половые, защитные и др. Мотивации) служат основой для выработки соответствующих условных рефлексов и в результате выступают в В. н. д. как продукт совместной работы коры и подкорковых образований мозга.

Совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней и внутренней среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно важное биологическое значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам — условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности. Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений, как проявление генетической памяти.

Относительное значение условных и безусловных рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе исторического развития животного мира. В поведении беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности, становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются, состав их постоянно обогащается, условно-рефлекторная деятельность в целом становится всё более совершенным и активным средством приспособления к окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма во всё более широком диапазоне условий среды обитания.

Павлов выделял следующие основные законы, или правила, В. н. д.: 1) образование условных рефлексов, или нервных замыканий, благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых раздражителей и присущим клеткам мозга чрезвычайной реактивности и запечатлеваемости; 2) зависимость величины условного рефлекса от силы раздражения; 3) суммация условных раздражителей; 4) развитие торможения (См. Торможение) в коре из-за отмены подкрепления условного рефлекса, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) распространение и концентрирование нервных процессов по коре большого мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отдельными её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная Индукция нервных процессов, обеспечивающая контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. Условнорефлекторная деятельность мозга — качественно специфическая форма рефлекторной деятельности — подчиняется принципам детерминизма и структурности (каждая функция обусловлена определённой структурой) и осуществляется в соответствии с указанными правилами. В конечном итоге В. н. д. обеспечивает тончайший анализ и синтез падающих на организм многообразных раздражений и совершенное его приспособление к окружающей среде.

Существенное значение для В. н. д. имеет динамический характер специализации и локализации функций (См. Локализация функций) в коре больших полушарий, играющий важную роль в надёжности её деятельности, а также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих, по Павлову, физиологические основы типа нервной системы (См. Типы нервной системы) и характера нервной деятельности. В учении Павлова о В. н. д. получили новое освещение явления сна (См. Сон) и Гипноза.

Учение Павлова о В. н. д. развивается его учениками и последователями в СССР и за рубежом. Центральное явление в В. н. д. — условные рефлексы — актуальные и популярные объекты исследований в мировой нейрофизиологии и экспериментальной психологии. В. н. д. изучают не только при помощи многообразных модификаций классической павловской методики, но и с использованием новейших макро- и микроэлектрофизиологических и цитохимических методик. Это даёт возможность исследовать поверхностные и глубинные структуры мозга, вскрыть закономерности функции отдельных нервных клеток, молекулярные основы их деятельности.

Достижения имеются также на традиционных путях изучения В. н. д.: выявлены новые разновидности условных рефлексов (интероцептивные, переключающие, бинарные и т.п.), новые фазы становления условного рефлекса (фаза начальной локализации) и кортикального торможения (фаза превентивного торможения), уточнены механизмы возникновения и локализации внутреннего торможения, расширены сведения по филогенетической и онтогенетической эволюции В. н. д., о роли экологической адекватности сигналов в этой деятельности и т.п. Важное значение имеют исследования целостных поведенческих реакций, проводимые в условиях свободного передвижения подопытных животных или традиционных камеральных экспериментов. При этом выявлены и изучаются новые формы сложноинтегрированных условных рефлексов (цепные, ситуационные, перекрёстные, экстраполяционные, порядковые и т.п.). Установлены основные стадии образования условных рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка, а также факты мощной стимуляции развития речи у детей посредством тренировки их двигательной активности.

Учение о В. н. д. имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектического материализма, подтверждает правильность ленинской теории отражения (См. Отражение), служит оружием в идеологической борьбе с проявлениями идеализма.

Учение о В. н. д. — одно из величайших достижений современного естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, так как полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (например, сном) некоторых заболеваний центральной нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, научной организации труда и многих других отраслей практической деятельности человека.

Лит.: Красногорский Н. И., Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей (Статьи, лекции, доклады), Л., 1939; Павлов И. П., Полн. собр. тр., т. 3, М. — Л., 1949; Орбели Л. А., Вопросы высшей нервной деятельности, М. — Л., 1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М. — Л., 1949; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959; Электроэнцефалографическое исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1964; Беленков Н. Ю., Условный рефлекс и подкорковые образования мозга, М., 1965; Мэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1965; Грей У., Живой мозг, М., 1966; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.

Преподаватели:

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формирование рефлекторной концепции. Представления о природе психических явлений в античном мире (Демокрит, Платон, Гиппократ, Гален, Авиценна). Проблема отношений между ощущением и действием в представлениях Аристотеля, Декарта. Механодетерминистское учение Декарта о рефлексе и его влияние на развитие материалистических взглядов на природу психики (Ламетри, Кабанис, Гартли. Прохазка). Рефлекс как простой физиологический эффект стимула в работах Маршалла Холла. Роль головного и спинного мозга в Холловской концепции о рефлекторной дуге. Вклад Лейкока, Карпентера и др. в формирование представлений о рефлекторной деятельности головного мозга. Классический экспе-римент Пфлюгера и его значение для развития идей о роли сенсорики в осуществ-лении рефлекторного акта. Основные положения сенсорной механики Пфлюгера. Признаки кризисного состояния рефлекторной концепции, сложившиеся к началу 60 г.г. XIX века.

2. УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ. Роль сенсорной функции (в виде психического образа) в обеспечение адаптивности и целесообразности двигательного акта в представлениях Прохазки, Лейкока, Пфлюгера. Нативизм (Мюллер) и эмпиризм (Гельмгольц) - два направления в понимании сенсорной функции. Прирожденность восприятия и его зависимость от структурных параметров нервного субстрата в представлениях Мюллера. Роль опыта (двигательных актов) в построении воспринимаемого образа в работах Гельмгольца и Белла. Идеи Белла о мышце как целостном сенсомоторном органе и его роли в познавательном процессе. Дальнейшее развитие идей Белла в трудах Гельмгольца. Понимание движения как психодетерминанты, регулирующей процесс сенсорного познания. Сближение идей о мышечных реакциях (рефлексах) с учением об органах чувств.

3. АССОЦИАТИВНАЯ ДОКТРИНА. Четыре этапа в истории учения об ассоциациях. Механизм ассоциаций (модели памяти) в представлениях Аристотеля и Декарта. Учение Гартли об ассоциациях как основе обучения (1749). Закон смежности и частоты повторения. Ассоциации как связи по сходству (по смыслу) в представлениях Брауна (1820). Ассоциация как результат активного (мышечного) взаимодействия организма со средой в концепции Бена (1855). Принцип Бена проб и ошибок как организующее начало поведения. Представления Гельмгольца об ассоциации (1867). Знаковая теория ощущений Гельмгольца и его учение о бессознательных умозаключениях. Гипотеза Спенсера об эволюции психической деятельности.

4. РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА. Виды невольных и произвольных движений. Их свойства и условия проявления. Примеры. Открытие центрального торможения и его роль в происхождении невольных и произвольных движений. Системный подход к пониманию нервных явлений. Рефлекторная дуга в понимании Сеченова и ее роль в психической активности. Мышечные ощущения как механизм познания. Чувственные моменты как регуляторы целесообразного поведения. Аналитическая и синтетическая деятельность органов чувств. Роль органов чувств в формировании представлений о величине, пространстве и времени. Типы психической деятельности: ощущения, представления и понятия и механизмы их формирования. Память как основа психического акта. Представления Сеченова о механизме запоминания и воспроизведения. Мысль как особый тип психического рефлекса. Основные акты мышления: расчленение конкретных ощущений, сопоставление и умозаключение. Представления Сеченова о воле. Задачи и методы изучения психических явлений в понимании Сеченова.

5. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ И.П. ПАВЛОВА. Три принципа рефлекторной теории: причинность, структурность и единство анализа и синтеза. Объективный метод изучения явления условного рефлекса и его сочетание с другими методиками. Схема Павловского эксперимента. Основные свойства условного рефлекса: сигнальность, целесообразность, лабильность и универсальность. Условный рефлекс и временная связь. Приспособительный характер условнорефлекторной деятельности.

6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: раздражитель, анализатор, центр, очаг, рефлекторная дуга, проторение пути. Типы безусловнорефлекторных дуг и их структура. Классификация раздражителей и типов рецепции. Определение условных и безусловных рефлексов Классификация безусловных и условных рефлексов. Инстинкты, их классификация. Представления Ч. Шеррингтона о рефлексе как основной единицы механизма интегративной деятельности ЦНС. Координация рефлексов между собой. Рецептор как элемент, обеспечивающий избирательную возбудимость рефлекторной дуги. Суммация возбуждения в рефлекторных дугах, направленность проведения. Взаимодействие простых и сложных рефлексов: симультанное и последовательное. Принцип общего конечного пути. Понятие рецептивного поля рефлекса. Сопряженные и антагонистические рефлексы.

7. ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА: силовые и временные условия. Закономерности формирования условного рефлекса на комплексные и цепные раздражители. Физиологические механизмы, лежащие в основе правил образования условного рефлекса. Представления Ухтомского о доминанте. Основные свойства доминанты. Роль доминанты в функционировании безусловных центров. Доминанта и условнорефлекторная деятельность. Динамика нервных процессов при взаимодействии центров представительства условного, безусловного раздражителей и безусловного центра. Закономерности иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов. Безусловное торможение. Виды условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывательное. Взаимоотношение условного и безусловного торможения. Условия образования рефлексов 1 и 2-го порядка.

8. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. Понятие об анализаторах (сенсорных системах) по И.П. Павлову (динамическая локализация функций, первичные, вторичные и третичные зоны). Аналитико-синтетическая деятельность нервной системы. Три уровня анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма. Общие механизмы анализа и синтеза. Проблема взаимодействия работы полушарий мозга. Представления Павлова о корково-подкорковых взаимоотношениях. Специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная системы. Типы высшей нервной деятельности человека и животных. Генотипические свойства основных нервных процессов, обуславливающие индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

9. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. Условный рефлекс и поведение. Секреторные и двигательные формы условнорефлекторной деятельности. Сходство и различия. Методики образования двигательных навыков: жесткое обусловливание, наращивание цепей рефлексов, сведение в цепь и свободный выбор. Зависимость организации поведения от способа обучения и пространственной сложности внешней среды. Основные этапы формирования двигательного навыка: ориентировка (что такое?), исследование (что делать?), поиск (как делать?) и стабилизация. Стадии афферентной и эфферентной генерализации и специализации временной связи. Динамический стереотип. Примеры. Автоматизация и стереотипия навыка: определение и отличительные признаки. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта (Анохин): определение и свойства. Афферентный синтез и блок "принятия решения" - узловые механизмы функциональной системы. Результат действия как самостоятельная психофизиологическая категория. Прогнозирование и контроль результатов действия - основная функция психики. Представления Бериташвили об образной психонервной деятельности животных. Методика постановки эксперимента. О психонервных закономерностях индивидуального поведения. Инструментальная разновидность условного рефлекса в представлениях Конорского. Методика эксперимента. Понятие драйва и его участие в образовании условного рефлекса. Блок-схема условного рефлекса второго типа.

10. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА. Исходная проблемная поведенческая модель (Торндайк). Принцип проб и ошибок как регулирующее начало. Законы научения по Торндайку. Формула Уотсона - стимул-реакция. Операционализм как методологическая основа необихевиоризма. Теория Толмена о промежуточных переменных. Значение бихевиористического направления для объективного объяснения психических явлений. Основные положения гештальтизма (Вертгеймер, Келер, Коффка). Гипотеза инсайта (внезапного постижения) Келера. Теория поля, изоморфизм и основные законы гештальта (транспозиция и константность). Когни-тивное направление в изучении ментальных процессов (Дж. Миллер, Хомский, Найссер). Формы обучения: неассоциативное, ассоциативное и когнитивное обучение. Определения, критерии и механизмы.

Рекомендуемая литература

основная:

  1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М: Высш. шк. 1979.
  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк. 1991.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Высшая нервная деятельность. М.: МГУ. 1989.
  4. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М: Высш. шк. 1988.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии. М: Мысль. 1966.

дополнительная:

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: "Медицина". 1968.
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: "Наука", 1980.
  3. Бериташвили И.С. Структура и функция коры больших полушарий. 1969.
  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М.: "Мир". 1970.
  6. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ. 1977.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1981.
  8. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.:1949.
  9. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Полн. собр. соч. т.3, М.:1952.
  10. Прибрам К. Языки мозга. 1975, М., Из-во Прогресс, 1975.
  11. Протопопов В.П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте. Киев,1950.
  12. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избр. произведения. Т.1, Изд-во АН СССР, 1952.
  13. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. Там же.
  14. Сеченов И.М. Элементы мысли. Там же.
  15. Ухтомский А.А. Доминанта. Л. "Наука". 1966.
  16. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Основные закономерности и механизмы условнорефлекторной деятельности. Руководство по физиологии. М. "Наука". 1970.
  17. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Условные рефлексы и адаптивное поведение. Руководство по физиологии. М. "Наука". 1971.
  18. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л. "Наука. 1969.
  19. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М: Прогресс, 1978, вып. 4, 5.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.