Лечение гиперактивности нервной системы

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента




Расстройства нервной системы. Синдром гиперактивности. Причины возникновения и лечение.

Недавние исследования американских специалистов показали, что 90% заключенных США страдают синдромом гиперактивности. Мозг этих людей испускает энергетические всплески, с которыми они справиться не в состоянии. Без помощи грамотных врачей.

Любые проявления, которые выходят за рамки обычного баловства, могут оказаться не следствием плохого характера или недостатка воспитания, а функциональными нарушениями головного мозга.

Правильный диагноз можно получить только с помощью компьютерного обследования. Необходимо провести эхо-энцефалограмму, которая определит наличие или отсутствие повышенного внутричерепного давления и его степень. А электроэнцефалограмма поможет выявить очаги нарушений и узнать, куда они проецируются. Ведь энергетические вспышки, которые испускают поврежденные отделы мозга, имеют вектор направленности. Если вектор идет в лобный отдел (а лоб - это эмоции), то ребенок становится излишне активным, агрессивным.

Когда вектор направлен в затылочную зону коры, у ребенка с раннего детства начинаются проблемы со зрением. Если же вспышка направлена вниз, в зону продолговатого мозга, могут сформироваться тики или нарушится терморегуляция тела. В ряде случаев вспышки могут перерастать в эпилепсию.

Подтвердить поставленный диагноз лучше у нескольких специалистов, чтобы избежать ошибки, ведь лекарственные средства, применяемые в невропатологии и психиатрии, имеют массу побочных эффектов.

Иван Арефьев, психиатр 6-й детской психиатрической больницы г. Москвы, признает, что сейчас идет много споров вокруг психотропных препаратов.

Психотропные средства применяются в психиатрии 50 лет. А вот методика лечения психических заболеваний гомеопатией отработана еще в XVIII веке немецким врачом Самуилом Ганеманом. Он установил, что ничтожно малые дозы опасных для здоровья веществ, способны излечивать больного. Поэтому гомеопатия (от Homoios – подобный и Pathos – страдание, болезнь) использует метод лечения, основанный на принципе подобия между токсическим и терапевтическим действием одного и того же вещества.

Гомеопатия устанавливает резонанс с болезнью и, вступая во взаимодействие с организмом, гасит очаг заболевания. Не умея объяснить действие гомеопатических лекарственных средств, отечественные врачи до последнего времени гомеопатию не признавали. И хотя материального подтверждения механизма действия гомеопатических препаратов до сих пор нет, с 95-го года гомеопатия признана Минздравом.

Отечественные нейропсихологи разработали метод сенсомоторной коррекции. В сочетании с гомеопатией он дает эффективный результат лечения детей с различными нарушениями в развитии. Метод включает в себя дыхательные упражнения, массаж, растяжку мышц, тренировку мышления, речи.

Анна Шахова, нейропсихолог, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЦАО г. Москвы:

«Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. У грудных младенцев функционирует так называемый первый блок мозга – подкорка. К пяти годам у ребенка запускается второй блок, затем – третий, срединный. Однако на каком-либо из этих этапов может произойти сбой. К примеру, стремительные роды могут помешать подкорке включиться, и тогда у малыша начинает формироваться мозговая недостаточность. Энцефалограмма позволяет точно определить место поражения, с которым мы начинаем прицельно работать. Сначала двигательная коррекция – мы идем, так сказать через тело. Метод, который мы используем, требует проведения комплекса специальных занятий в течение 9 месяцев – столько, сколько ребенка вынашивает мать. Мы как бы возвращаемся к самому началу. Допустим, малыш поздно научился сидеть или мало ползал в младенчестве и получил недостаточно тактильных ощущений. Короткий этап ползанья обычно бывает у детей, родившихся в результате кесарева сечения. И это отражается на психомоторном развитии: в дальнейшем у ребенка может сформироваться плохой почерк, он допускает много ошибок при письме. Мы помогаем ребенку пройти все этапы развития заново. К примеру, имитируем процесс его рождения. Есть такое упражнение: мы закутываем ребенка, а он должен из этого кокона выбраться. При этом всегда видно, как ребенок шел при родах: головой или ягодицами."

Итак, путей лечения функциональных расстройств нервной системы сегодня существует множество. И есть все возможности для выбора врача, которому вы сможете доверять.

Алла Волохина
Журнал "Счастливые родители", сентябрь 2002

По проблеме гиперактивности:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение. Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития:
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика


Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.

Группа препаратовПредставителиЭффект от приема медикаментов
ПсихостимуляторыЛевамфетамин, Дексамфетамин, ДексметилфенидатУвеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналинаАтомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препаратыЦеребролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислотаУлучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
СимпатомиметикиКлонидин, Атомоксетин, ДезипраминПовышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.


Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения


БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.


Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.


Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.


Причины

Причина большинства случаев СДВГ не известна; тем не менее, предполагается причастность окружающей среды. Определенные случаи связаны с ранее перенесенной инфекцией или травмой головного мозга.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.


Симптомы

Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.

Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.


Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.


Классификация СДВГ

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.


Диагностика

Дети. Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Взрослые. Для оценки взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) доступны несколько инструментов скрининга, самопроверки или контрольные перечни, отчеты о супружеских судах и вопросники с родительским отчетом, включая оценочную шкалу Коннорса, контрольный список симптомов самодостаточности СДВГ взрослых взрослых и другие.).

В настоящее время нет анализов крови, генетических тестов или исследований изображений, которые могут точно диагностировать СДВГ.


Лечение СДВГ

Дети. Большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее.

Взрослые. Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми.


Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

В последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).


Способы лечения у взрослых

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.


Прогноз при СДВГ

Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

  1. ГиполибидемияСнижение полового влечения (гиполибидемия) частая форма расстройства половой функции у мужчин.
  2. Деменция или слабоумие: стадии, причины и лечениеДеменцией в научной среде называют приобретенное в течение жизни слабоумие.
  3. Лечение фобий медикаментамиФобия – это вид тревожного расстройства, определяемый состоянием устойчивой боязни. Фобия.
  4. Первичные тики или тиковые расстройстваПод первичными тиками подразумевают наследственные, с клинических позиций целесообразно составление.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.