Лекции по курсу афазия


Лекции Афазии Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.04.2012. Год: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru:

Классификация афазий

А.Р. Лурия изучил и описал 7 форм афазии.

1) Эфферентная моторная афазия

Эта форма возникает при поражении заднелобных отделов коры головного мозга (зона Брока). Основной механизм синдрома – это нарушение кинетической организации речи, которое приводит к нарушению устной речи из-за невозможности переключиться с одного элемента речи на другой. В этом случае наблюдается симптом персевераций, т.е. повтор одних и тех же слов.

2) Афферентная моторная фаза

Эта форма возникает при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы. Основной механизм синдрома – нарушение кинестетического (чувствительного) фактора. Это ведет больного к невозможности произнести отдельный звук, т.к. звуки близкие по месту и способу происхождения замещаются друг на друга.

3) Динамическая афазия

4) Сенсорная афазия

5) Акустико — мнестическая афазия

Возникает при поражении средней височной извилины. Фактором является нарушение слухо — речевой памяти. Но нарушается не память, а объем восприятия и предметные образы – представления.

6) Семантическая афазия

Поражение третичной зоны, зоны ТРО. Нарушение пространственного и квазипространственного восприятия. Этот фактор проявляется в симптомах нарушения понимания логико-грамматических конструкций.

7) Амнестическая афазия

Поражение теменно – височно — затылочной области. Проявляется в нарушение номинативной функции речи, нарушение предметных образов-представлений.

— Афазия не является изолированным дефектом только речи, а находится во взаимодействии с дефектами других психических процессов – восприятием, образами-предсталениями, эмоционально-волевой и личностной сферы психики человека.
Афазия ведет к дезинтеграции всей психической сферы человека.

— При всех формах афазии нарушаются зрительные, слуховые и осязательные образы-представления.

— Более выраженное нарушение понимания глаголов по сравнению с существительными.

— Нарушается целостность и индивидуальность словаря: увеличивается частота употребления одних слов, снижается употребление других, и в целом утрачивается его индивидуальность.

Эфферентная моторная афазия. В основе эфферентной моторной афазии лежат нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты с эфферентной моторной афазией молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, может быть гипофонична, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, литеральная подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает.
Эфферентная моторная афазия развивается при повреждении задненижних отделов лобных долей головного мозга (зона Брока) доминантного полушария.
В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.
Афферентная моторная афазия. Афферентная моторная афазия развивается в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем. Как и при других моторных афазиях, понимание речи при данном виде речевых расстройств не страдает. Самостоятельная речь больных обычно плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Последние могут отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов по показу и при письме. Вместе с тем беглость речи при афферентной моторной афазии не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны. Афферентная моторная афазия развивается при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария.
Динамическая афазия (транскортикальная моторная афазия). Патогенетически и клинически сходным с эфферентной моторной афазией речевым расстройством является динамическая афазия (по другой терминологии транскортикальная моторная афазия). В основе динамической афазии также лежат нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Клинически данный синдром характеризуется уменьшением беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфным стилем и аграмматизмом в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, может быть гипофонична, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Однако в отличие от эфферентной моторной афазии повторение слов и фраз за врачом при динамической афазии сохранено. Более характерны вербальные, а не звуковые персеверации.
Динамическая афазия развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария. Наиболее частой причиной динамической афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.
Постепенное развитие динамической афазии является основным клиническим проявлением редкого состояния, близкого по патоморфологическим характеристикам к локальным корковым атрофиям первичной прогрессирующей афазии. Данное состояние характеризуется речевыми нарушениями, которые начинаются исподволь и плавно неуклонно прогрессируют, формируя на выраженных стадиях развернутую картину афазии. Симптомокомплекс, напоминающий динамическую афазию, может сменять эфферентную моторную афазию в результате частичного регресса речевых нарушений.
Сенсорная афазия. В основе сенсорной афазии, или афазии ВерникеКожевникова, лежит утрата фонематического слуха. Клиническая картина характеризуется нарушением понимания устной и письменной речи возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает также понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.
Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных
. Нарушение фонематического слуха делает невозможным адекватный произвольный контроль экспрессивной речи. При этом неизбежно возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), что при достаточной выраженности нарушений может приводить к тому, что речь больного становится абсолютно непонятной для окружающих ("словесный салат", или "речевая окрошка"). Страдает как самостоятельная речь больных, так и повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи при сенсорной афазии не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется.
Сенсорная афазия развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария обычно в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии или иного локального поражения. Кроме того, сенсорная афазия регулярно встречается на развернутых стадиях болезни Альцгеймера.

Акустико-мнестическая афазия. Акустикомнестическая афазия возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Лингвистический дефект локализован на следующем этапе распознавания речевых стимулов: невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи, как правило, не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено, отсутствуют также нарушения артикуляции и аграмматизм.
Акустикомнестическая афазия развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Иногда акустикомнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Амнестическая афазия. Термин "амнестическая афазия" объединяет акустикомнестическую и оптиконестическую афазию, которые считаются разновидностями амнестической афазии. На практике симптомы обоих видов афазий часто сочетаются, поэтому разделение амнестической афазии на акустико-мнестическую и оптиконестическую не всегда оправдано. Амнестические афазии весьма характерны для болезни Альцгеймера.
Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.
В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи.

Семантическая афазия (транскортикальная сенсорная афазия). Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.
Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта.

Сенсомоторная афазия. При обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга. Следовательно, страдает как инициация речи, так и фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.
Транскортикальная смешанная афазия. Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической (транскортикальной моторной) и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом.
Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.
Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.
Субкортикальная моторная афазия (афемия, малый синдром Брока).
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Тематический план

  • Афазия

Институт психологии и образования

кафедра дефектологии и клинической психологии

Количество часов: 3 зачетные единицы на 108 часов (в том числе: лекций – 8, самостоятельная работа - 79), форма контроля: экзамен

Аннотация: Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.В.ОД.2 Дисциплины (модули)" основной образовательной программы 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и относится к обязательным дисциплинам.

Осваивается на 4 курсе, 8 семестр. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили "Логопедия", "Специальная психология", "Дошкольная дефектология" и строится проблемно-методически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей.

В рамках данной дисциплины изучаются теоретические основы учения об афазии, рассматриваются вопросы восстановительного обучения лиц с последствиями очаговых поражений головного мозга.

Программа данного курс а направлена на формирование у студентов готовности:

  • к проведению нейропсихологического обследования лиц с очаговыми поражениями головного мозга;
  • к анализу результатов нейропсихологического обследования;
  • планированию восстановительного обучения с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с очаговыми поражениями головного мозга;
  • к взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением лица с органическим поражением головного мозга;
  • способности к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;
  • к проведению мониторинга достижения планируемых результатов восстановительного обучения;
  • к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности;
  • к использованию методов психолого-педагогического исследования, основ математической обработки информации;
  • формулированию выводов, представлению результатов исследований.

Тема 1. Теоретические основы учения об афазии

Тема 2. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга

Тема 3. Речевые статусы при различных формах афазии

Тема 4. Обследование нарушенных высших психических функций у больных с афазией

Тема 5. Восстановительное обучение при разных формах афазии

Тема 6. Особенности проявления афазий у больных полиглотов, глухонемых, левшей, амбидекстров и специфика восстановительного обучения

Тема 7. Восстановление неречевых процессов у больных с афазией

Ключевые слова: афазия, учение А.Р. Лурия. блоки мозга, высшие психические функции, формы афазии

Автор курса : Валиуллина Гульнара Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ, тел.:89872836405, e-mail: GVValiullina@kpfu.ru; Грунис Максим Леонидович, старший преподаватель кафедры педагогики высшей школы КФУ; тел.:89033412980, e-mail: MLGrunis@kpfu.ru

Дата начала эксплуатации: 18 февраля 2019 г.

Доступность: записанные на курс пользователи

Речь — процесс и система средств общения посредством языка.

Экспрессивная речь — процесс высказывания с помощью языка — начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и завершается стадией внешнего высказывания — устная речь/письмо.

Импрессивная речь — процесс понимания речевого высказывания. Сначала восприятие, затем декодирование (выделение информативных моментов); формирование во внутренней речи обшей смысловой схемы сообщения, соотнесение схемы со смысловыми семантическими структурами и включение ее в некий смысловой контекст (собственно понимание).

С точки зрения лингвистики, выделяются следующие единицы:

фонемы — смыслоразличительные звуки;

лексемы — слова, фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления;

семантические единицы — обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия;

предложения — обозначают некую мысль; высказывание — законченное сообщение.

Как сложная функциональная система речь включает в себя большое число афферентных и эфферентных звеньев. Речевой слух — главное афферентное звено речевой системы. Речевой слух формируется по законам речевой среды. В качестве врожденных задатков выступает способность к запечатлению слуховой информации, быстрому овладению речью как таковой. Речевой слух — способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Фонемы — совокупности звуковых различительных признаков звуков речи, позволяющих различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В любом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие — как несущественные. Ребенок сперва овладевает фонематическим строем языка, затем устной речью. Потеря слуха у детей ведет к недоразвитию всей речевой системы — глухонемоте.

Афазия — нарушения экспрессивной и импрессивной речи, обусловленные локальным поражением коры и ближайшей подкорки левого полушария. Афазия проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания речи. Ее отличие от других нарушений речи, например, от дизартрий, состоит в следующем: при последних нарушается произношение без расстройства восприятия речи на слух, а также чтение и письмо.

При выпадении афферентных звеньев возникают следующие формы афазий.

Сенсорная афазия Вернике возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария. Она проявляется в нарушении фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов в результате поражения ядерной зоны звукового анализатора — 41 -го, 42-го и 22-го полей.

Кроме того, больные обычно заменяют одни звуки другими — так называемые литеральные парафазии; при этом распадается первичный звуковой состав слова. Реже возникают вербальные парафазии, когда происходит замена одного слова другим. Резко нарушена способность письма под диктовку.

Наконец, к проявлениям этой афазии относится периодическая речевая расторможенность, или логорея. По-видимому, она обусловлена растормаживанием сохранного правого полушария.

Акустико-мнестическая афазия типична для поражения средних отделов височной области коры левого полушария. Это неспособность запомнить вербальный материал вследствие нарушения слухоречевой памяти (А.Р. Лурия, 1974). Объем слухоречевой памяти резко снижен до двух-трех слов. Нарушается способность называния предметов, причем называние может замещаться описанием ситуаций, в которых они встречаются. Больные не понимают слова, а также длинные предложения, т. е. теряются в усложненных условиях, связанных с объемом речевого сообщения.

Затруднен поиск нужных слов. Встречаются вербальные парафазии; характерны скудная речь, частый пропуск слов. Главное же ключевое расстройство — снижение объема запоминания и порядка воспроизведения.

Наконец, описано явление словесной реминесценции — лучшее воспроизведение вербального материала через несколько часов после предъявления. Все эти феномены характеризуют нарушение работы слухоречевой системы на мнестическом уровне.

Амнестическая афазия встречается при поражении височнотеменных областей левого полушария. Основная трудность заключается в неспособности правильно назвать предметы и части тела. Характерно возникновение вербальных парафазий.

Афферентная (артикуляторная) моторная афазия возникает при поражении задне-центральной и теменной областей левого полушария. При этом поражении происходит выпадение кинестетической речевой афферентации (речевых кинестезий), т. е. возможность передачи четких ощущений от артикуляционного аппарата в кору во время речевого акта

Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, т. е. сходно артикулируемые слова, но и неправильно их воспринимают. Поскольку артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами, нарушение в теменной коре ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Нарушается вся речевая система в целом — литеральные парафазии возникают вследствие трудностей дифференциации близкихартикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом).

Афферентная моторная афазия — своего рода речевая апраксия, и у больных нередко нарушен оральный праксис — им трудно выполнить по инструкции (или с показом) такие действия, как высунуть язык, надуть щеки.

В этом случае прослеживается важная роль кинестетической речевой афферентации при формировании речи у ребенка, т. е. тесная связь между артикуляцией и слуховым восприятием. Если детям, обучающимся грамоте, затруднить нормальную артикуляцию (например, попросить их открыть рот), у них резко возрастает число ошибок, потому что артикуляция необходима для анализа звукового состава слов. Таким образом, на первых этапах формирования речи четко прослеживается связь звукового и артикуляторного анализа слов.

Семантическая афазия характерна для поражения теменной области левого полушария: это третичная область коры. В основе этого поражения лежит неспособность понять грамматические конструкции, в которых отражаются пространственные отношения. Страдает понимание грамматических конструкций, которые отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений (симультанность — одновременное представление как минимум двух и более предметов или явлений).

При этом поражении страдает понимание следующих грамматических конструкций:

Такие конструкции отражают коммуникацию отношений. Их понимание основывается на способности одновременно мысленно представить отношение нескольких предметов или событий друг к другу.

Эта форма афазии сочетается с акалькулией, которая также связана с анализом пространственных отношений, выраженных в числе.

Высшего профессионального образования

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

РЕФЕРАТ

По логопедии

Тема: Классификация афазий по А.Р. Лурии

Выполнил:

студентка 4 курса ДО-131

Проверил:

Кандидат п. наук, асс. Ланина Е.М.

Кемерово 2016

Оглавление

Глава 1. Краткая история изучения афазии. 5

Глава 2. Классификация афазии по А.Р. Лурии. 8

2.1. Акустико-гностическая сенсорная афазия. 8

2.2. Акустико-мнестическая афазия. 9

2.3. Амнестико-семантическая афазия. 10

2.4. Афферентная кинестетичская моторная афазия. 12

2.5. Эфферентная моторная афазия. 13

2.6. Динамическая афазия. 14

Введение

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

Глава 1. Краткая история изучения афазии

Исследование афазии является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, насчитывающей не менее двух столетий, и отраженной в публикациях сотен статей, монографий, учебников.

Изучение афазии связано с именами известных во всем мире ученых неврологов и психиатров, анатомов и физиологов XIX столетия, позднее – психологов и нейропсихологов, дефектологов и логопедов XX столетия. Так, известны работы врачей Галля, Даксов (отца и сына), физиолога Флуренса и др. Особое место занимают работы известных неврологов конца XIX столетия П. Брока, К.Вернике, Дж. Джексона, Л. Лихтгейма, К. Клайста, А. Пика, П. Мари и др. В начале и середине XX столетия стали широко известны и работы русских неврологов В.М. Аствацатурова, А. Кожевникова, В.М. Бехтерова, В.В. Болотова и др. Затем к этой проблеме обратились и известные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.М. Коган, М.С. Лебединский, Э.С. Бейн, клиницисты М.Б. Кроль, Ф.В. Бассин, Л. Столярова, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская и др.

Первые описания афазических расстройств появились в середине 17 веке. В учении о локализации психических процессов в головном мозге человека, функциональной роли мозга в целом и отдельных зон коры головного мозга и развития учения о локализации речи и афазии существовали две крайних точки зрения. Одна из них связана с именем знаменитого венского врача анатома и физиолога Франса Иосифа Галля (1810). Ему принадлежит идея о дифференцировании зон мозга и их связи с разными психическими функциями и идея о локализации речи в переднем (из трех) желудочке. Это и есть уже первый этап подхода к учению об афазии и ее локализации в мозге.

Ф.И. Галль локализовал речь в лобных долях коры мозга. Он автор концепции об узкой локализации психических способностей, согласно которой каждая психическая функция связана с работой группы мозговых клеток.

Вторая крайняя точка зрения принадлежит французскому физиологу Флурансу (1824). Он на основании своих опытов сделал заключение о невозможности раздельности функций коры мозга по его участкам. Это учение продолжалось более 90 лет. Возражали только клиницисты, которые на много лет опередили физиологов в признании разной роли определенных участков мозга в психических функциях. Так, Буйо уже в 1825, основываясь на изучении мозга людей, потерявших речь, писал, что мозговая регуляция движений, необходимых для речи, осуществляется лобными долями. Затем, в 1836 году, врач М. Dax в результате клинико-анатомических сопоставлений симптомов нарушения речи первым обнаружил, что полушария головного мозга не эквипотенциальны (не обладают одинаковым потенциалом) хотя бы в отношении речи. Но его открытие было забыто и только через 30 лет П. Брока высказал эту идею.

В 1861 г. парижский хирург и анатом Брока на основании данных клинико-анатомического сопоставления показал, что при моторной афазии поражается нижняя (третья) лобная извилина левого полушария кпереди от корковых центров движений губ, языка и гортани. Этот участок мозга, по мнению Брока, является моторным центром речи, хранилищем двигательных образов слов, при выпадении которых нарушается устная речь.

В 1874 г. появилась работа Вернике, в которой было показано, что при сенсорной афазии поражается задняя треть верхней височной извилины левого полушария. Вернике считал, что им был открыт слуховой центр речи (хранилище слуховых образов слов), имеющий основное значение в речевой деятельности.

Из отечественных исследователей в этот период уже появляются первые работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В.М. Когана, М.С. Лебединского др. Их развернутая работа по проблемам афазии относится уже к четвертому этапу развития учения об афазии – после 40-х годов XX столетия.

Ученик и сотрудник Л.С. Выготского Александр Романович Лурия внес фундаментальный вклад в диагностику, исследование и восстановление различных видов афазий – речевых нарушений центрально-мозгового происхождения, связанных с нарушением (из-за инсульта, травмы, опухоли) различных зон коры головного мозга, отвечающих за различные психические функции.

При этом А.Р. Лурия опирался на выдвинутую Л.С. Выготским концепцию системной локализации психических функций в коре. Т.е. на идею, что речевая (и любая другая) деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры головного мозга, и разрушение одного их этих участков может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков.

Им была составлена классификация афазических расстройств. Нейропсихологическая методика, предложенная А.Р. Лурией, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мрзга. Учение Лурии показало, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности.

Оставить заявку на обучение

  • Описание
  • Преподаватели
  • Отзывы

Продолжительность обучения: 72 учебных часа

  • лекции: 39 учебных часов
  • практические занятия: 32 учебных часа
  • тестирование: 1 учебный час

Программа включает в себя теоретический материал о механизмах речевого расстройства, принципах дифференциальной диагностики афазий, приемах коррекционно-восстановительной работы; дает возможность получения практических навыков диагностирования и проведения индивидуальных и групповых восстановительных мероприятий, знакомит как с классическими, так и с инновационными методами реабилитации больных с афазиями.

Цель

  • обеспечение специалистов-нейрореабилитологов (логопедов, клинических и медицинских психологов, неврологов) более глубокими знаниями и практическими навыками в области диагностики и коррекционно-восстановительной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, возникшие в процессе их жизнедеятельности вследствие заболевания (сосудистые катастрофы, травмы и пр.);
  • формирование навыков принятия квалифицированных решений в различных ситуациях, возникающих при работе с пациентами, имеющими речевые и когнитивные расстройства.

Планируемые результаты обучения

В результате проведенного курса повышения квалификации слушатели должны:

1) Знать:

  • принципы анализа структуры речевого дефекта при афазиях;
  • схемы протоколов обследования;
  • традиционные и альтернативные методы и приемы восстановительной работы;
  • основы мультидисциплинарной реабилитации;
  • методологию оценки результативности реабилитационного цикла.

2) Уметь:

  • проводить тестирование пациента с целью выявления афазии;
  • устанавливать вид и степень тяжести афазии;
  • выявлять реабилитационный потенциал пациента;
  • определять реальную цель текущего курса реабилитации;
  • разрабатывать адекватную речевому дефекту коррекционно-восстановительную программу;
  • квалифицированно, в соответствии с дидактическими принципами, проводить индивидуальные и групповые занятия с пациентами.

Учебный план

Тема
1 Функциональные блоки мозга
2 Методы нейровизуализации
3 Кровоснабжение головного мозга
4 Классификация афазий
5 Афферентная афазия
6 Эфферентная афазия
7 Динамическая афазия
8 Акустико-гностическая афазия
9 Акустико-мнестическая афазия
10 Семантическая афазия
11 Амнестическая афазия
12 Проводниковая афазия
13 Дифференциальная диагностика афазий и других нарушений речи
Итоговое занятие

По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.