Массаж при нервных расстройствах у детей


Особенности данного вида массажа будут зависеть от задач, которые надо решить. Но есть общие особенности, это воздействие массажными приёмами на области с наибольшим скоплением нервных волокон, проекции крупных нервных стволов, позвоночный симпатический ствол, места выхода спиномозговых нервов из позвоночника, места выхода черепно-мозговых нервов из полости черепа, различные рефлекторные зоны и точки, также к процедуре неврологического массажа грудничкам можно отнести рефлекторные упражнения.

Условия для проведения неврологического массажа, которые желательно соблюдать, и которые могут в совокупности с профессионализмом массажиста оказать полезное влияние, это режим ребенка. Казалось бы, но это очень актуально для детей до 1 года. Желание ребенка есть или спать, даже если ребенок не плачет на массаже, будет действовать раздражающе и рефлекторно возбудит всю нервную и мышечную систему. Ну конечно же не желательны другие раздражающие факторы: боль, шум, и т.д.

Детский массаж в неврологии ребенка играет очень важную роль в восстановлении работы нервных волокон, запуске необходимых для развития ребенка процессов, стабилизации процессов торможения и возбуждения, а следовтельно нормализации тонуса мышц и т.д. Массаж детям до 1 года при неврологии будет иметь наибольшую пользу, благодаря тому, что у детей еще не успевают сформироваться и укрепиться патологические позы и рефлексы. Т.е. для грудничков очень важен фактор времени при проведении неврологического массажа.

Таким образом можно сказать, что массажист работающий с ребенком должен хорошо разбираться в таких процессах, как иннервация. Но это классический пример, бывают ситуации, когда, сколько и как не массируй, спастика не уходит, но такое возможно при физических изменениях в самом головном мозге.


Какой будет результат?

Мы можем гарантировать добросовестную работу, результат которой конечно же будет. Насколько больших результатов можно добиться неврологическим массажем можно предположить только основываясь на предыдущем опыте, когорого у наших специалистов предостаточно. 100% излечение от некоторых болезней гарантировать конечно нельзя, но основываясь на статистике общей или чаще своей наработанной, можно примерно сказать результат.

Сколько надо делать процедур, курсов?

В случве лечебного неврологического массажа ребенку сеансов и курсов бывает больше чем в случае общеукрепляющего массажа. Самый плотный график массажа это две недели делать потом две недели отдыхать потом опять повторять. Если стандартно в случае общеукрепляющего массажа делается 10 процедур за курс, лечебный неврологический массаж ребенку может состоять из 15, а иногда из 20 процедур и от 1 до нескольких курсов.

Сколько длится неврологический массаж?

Длительность процедуры неврологического массажа также зависить будет от возраста ребенка, его физического состояния, интенсивности воздействия массажем или упражнениями. Если очень приблизительно, то это от 30 минут, до 1,5 часов. Грудничкам неврологический массаж конечно укладывается в пределах 50-60 минут.

Подобрать детского массажиста для ребенка с неврологией

Детский неврологический массаж должны проводить только сертифицированные массажисты, прошедшие специальное обучение, и имеющие опыт и медицинскую лицензию в этой сфере. Если вы в поисках профессионального детского массажиста для ребенка с неврологией, звоните в центр “Счастливый малыш” , у нас все специалисты проверенные, и тщательно подобранные. Детский массажист нашего центра может предоставить весь набор документов при первом посещении.

  1. Массаж гиперактивным детям
  2. Ребенок не подтягивается за ручки
  3. Можно ли делать массаж грудничку?
  4. Ребёнок плачет во время массажа
  5. Привычный поворот головы у грудничка

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Невроз — группа функциональных психогенных заболеваний, которые проявляются нарушениями в эмоциональной, соматической, вегетативной сферах. Форма и характер невротического срыва связаны с особенностью и индивидуальным предрасположением каждого человека.


Массаж при неврозах

Невроз объединяет три классические формы заболевания: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию (невроз истерический). Нередко больного одновременно поражают несколько невротических синдромов.

Ярко выраженные вегетативные расстройства в кардиоваскулярной системе проявляются:

  • длительными болевыми ощущениями в грудной клетке, возникающими при эмоциональных, а не физических нагрузках, эффект от спазмолитической терапии отсутствует;
  • нарушениями: ощущением неполноценности вдоха, нехватки воздуха;
  • повышенной саливацией со стороны пищеварительной системы;
  • спазмом мышц пищевода, болевыми ощущениями в желудке;
  • срыгиваниями и рвотой;
  • возможной дисфункцией щитовидной, поджелудочной и половых желез.

  1. Неврастения
  2. Невроз навязчивых состояний
  3. Истерический невроз (истерия)
  4. Задача массажа
  5. Показания к применению массажа
  6. Противопоказания к назначению массажа:
  7. План массажа
  8. Методика массажа
  9. Массаж для снятия напряжения и стресса — видео

Неврастения

В клиническую картину неврастении включают астенический, депрессивный, ипохондрический синдромы с нервно-психическими, цефалгическими, вегето-висцеральными клиническими проявлениями.

Астенический синдром характерен:

  • повышенной усталостью: физической и психической;
  • снижением памяти и внимания;
  • повышенной раздражительностью;
  • неустойчивым настроением;
  • ипохондрическими проявлениями: чрезмерной заботой о своем здоровье, страхом возникновения неизлечимых болезней;
  • повышенной чувствительностью к внешним раздражителям: слуховым, звуковым, обонятельным и тактильным, к метеофакторам и температуре окружающей среды.

Частая головная боль носит диффузный, сжимающийся характер, сопровождается напряжением надчерепных (затылочно-лобных) мышц. Расстройства сна проявляются затруднением засыпания, поверхностным сном.

Невроз навязчивых состояний

  • навязчивыми страхами (фобиями): кардиофобией, канцерофобией, танатофобией (страхом смерти), оксифобией (страхом острых предметов) и другими страхами (высоты, закрытого или открытого пространства, загрязнения и др.).
  • навязчивыми состояниями (обессиями), во время которых больного донимают постоянные мысли, воспоминания и сомнения, движения и действия при сохранении критического отношения к ним.

Истерический невроз (истерия)

Невроз характерен: навязчивыми нарушениями: эмоционально-аффективными, псевдо-неврологическими и вегето-висцеральными.

Для первых характерны демонстративные переживания, их определенная ситуационная зависимость. Псевдоневрологические нарушения дополняются двигательными расстройствами: параличами, парезами, нарушениями координации. Также: речевыми расстройствами (афонией, заиканием), чувствительными расстройствами, судорожными припадками клоникоточнического типа. Эти нарушения имеют одну особенность: у них отсутствуют объективные неврологические нарушения.

Больные истерией уязвимы, внушаемы и эгоистичны, всячески стараются привлечь к себе внимание. Наиболее грубыми клиническими симптомами истерии являются истерические приступы, которые могут возникать даже из-за незначительной неприятности. Больной садится или ложится, начинает размахивать руками, смеяться или плакать. В более тяжелых случаях возникают тонические и клонические судороги, которые быстро проходят или способствуют появлению длительных расстройств двигательного и чувствительного характера.


массаж воротниковой зоны при неврозах

Задача массажа

  • нормализация психоэмоционального и функционального состояния вегетативной и соматической нервной системы;
  • уменьшение вегетативных расстройств;
  • улучшение сна;
  • повышение сопротивляемости организма и его функциональной способности;
  • уменьшения напряжения в мышцах.
  • психические расстройства, включая неврастению, навязчивые состояния, истерический невроз;
  • соматические и вегетативные расстройства.
  • психоэмоциональные расстройства, затрудняющие контакт с больным;
  • приступы истерии;
  • общее плохое состояние больного.
  • массаж зоны головы и воротника;
  • массаж прихребтовых зон спины;
  • массаж грудной клетки, живота и конечностей (по показаниям).

Методика массажа

Голову и воротниковую зону массируют в положении больного – сидя.

Массаж волосистой зоны головы выполняют:

  • обхватывающим поглаживанием волосистой части от лба к затылку, граблевидными растираниями с помощью подушечек пальцев кистей: прямолинейными, спиралевидными по по всей поверхности головы, начиная от макушки, постепенно перемещаясь в лобной, височной, затылочной зонам;
  • прерывистыми нажатиями граблевидно поставленными пальцами на мягкие ткани головы со смещением подлежащих тканей;
  • нежным смещением мягких тканей в сагиттальной плоскости: одна рука размещается на лбу, вторая — на затылке и совершаются движения спереди назад и наоборот;
  • нежным смещением мягких тканей головы в фронтальном направлении: ладони размещаются на височных участках и смещают мягкие ткани слева направо и наоборот;
  • глубоким поглаживанием пальцами заушных участков в направлении от височной области к соскообразному отростку;
  • выполняют между приемами и заканчивают массаж головы поглаживанием от лобной до затылочной зоны.

Массаж лба при неврозах

Массаж лба выполняют:

  • линейным и спиралевидным поглаживанием симметричными движениями пальцев от середины лба к височным участкам;
  • плоскостным поглаживанием подушечками пальцев от середины лба между бровями по направлению вверх до границы с волосистой частью;
  • нежными нажатиями на мягкие ткани лба без их смещения;
  • кругообразным поглаживание вокруг височных ямок и легкими нажатиями в области височных ямок одним пальцем (симметричными движениями рук с обеих сторон);
  • нежным поглаживанием, растиранием мочками пальцев, разминанием и смещением животика затылочно-лобной мышцы;
  • спиралевидным растиранием мышц в местах прикрепления к кости затылка;
  • нежным поглаживанием от лобной области к затылку.

Массаж воротниковой зоны выполняют:

Массаж головы и воротниковой зоны не рекомендуется выполнять интенсивными приемами. При вегето-висцеральных расстройствах массируют соответствующие паравертебральные и рефлексогенные зоны грудного и поясничного отделов позвоночника, живот. При астеническом синдроме показаны несколько интенсивные приемы: растирания и разминания, прерывистая вибрация, но они не показаны при повышенной возбудимости. Массаж целесообразно сочетать с соответственно подобранной светомузыкой, аутотренингом, психотерапией. Эффективны физиотерапевтические, закаливающие процедуры, лечебная физкультура. Продолжаются массажные процедуры – 10-15 мин при курсе лечения – 15-20 сеансов 3-4 раза в год.


К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы

Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая. Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК

прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.

Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.