Медико-педагогическая реабилитация детей с заболеваниями нервной системы

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Лечебная физкультура используется при различных забо­леваниях нервной системы ребенка на всех этапах реабилита­ ции. Особенности методик лечебной гимнастики для детей с неврологической патологией сводятся к более широкому при­ менению игрового метода и различного оборудования. Из мно­ гообразия заболеваний нервной системы в настоящей главе рассмотрены особенности методик при неврозах, ДЦП и мио-патии у детей. Неврозы — функциональные заболевания, вы­ званные расстройством высшей нервной деятельности, чаще всего развиваются у ослабленных детей на фоне психических травм, длительного перенапряжения эмоциональной и интел­лектуальной сферы, конфликтов. Клиническая картина невро­ зов у детей стертая. В комплексном лечении детей ЛФК реша­ ет следующие задачи: оказать общеукрепляющее воздействие на организм, нормализовать психоэмоциональное состояние ребенка, повысить физическую работоспособность, укрепить волевые качества. Поставленные задачи решаются всеми сред­ ствами ЛФК — разнообразными физическими упражнениями, играми, аутогенной тренировкой. Целесообразно проводить занятия малогрупповым способом. Сложность занятий посте­ пенно повышается в течение курса ЛФК.

8.6.1. Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП — заболевание, связанное с поражением формирую­ щегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Этиология данного заболевания многообразна — на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно неблагоприятными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стре­ мительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

ДЦП изучается с 1853 г. (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболе­вания. В нашей стране наиболее широко используется класси­ фикация К. А. Семеновой (1978). В соответствии с данной клас­ сификацией выделяют 5 клинических форм детского цереб­ рального паралича: двойная геииплегия, спастическая дипле- гия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически- астатическая форма.

Для всех форм характерны двигательные нарушения реф­ лекторного характера. Движения возможны, но они не управ­ляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

Детский церебральный паралич не прогрессирует. По мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшения кли­ нических симптомов болезни.

С.А. Бортфельд, Е.С. Ульрих в течении всех форм ДЦП различают 4 периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1. Острый период длительностью 7—14 дней. Отмечается прогрессирующее течение заболевания, выраженные двигатель­ные расстройства, в ряде случаев — наличие периодических су­ дорожных приступов.

2—3. Восстановительный период (ранний — до 2 месяцев, поздний — до 1—2 лет) характеризуется выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше нормаль-

ных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Страдают или отсутствуют врожденные рефлексы.

4. Период остаточных явлений начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве, а при тяже­ лых формах — пожизненно. Качество восстановительных ме­ роприятий в этом периоде во многом зависит от предшествую­ щего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка.

Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикамен­тозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедичес­ кое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физическая культура и массаж. В настоящее время разработано много методов моторного пере­ обучения детей с данным заболеванием (методы Бобат, Кэбот, Фелис, Темпи—Фэй, Семеновой и др.). Массаж является неза­ менимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противо­ действует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК. Для стимуляции развития движений применяется как общий, так и точечный массаж по тормозному методу.

Трудотерапия необходима ребенку для развития основных приемов самообслуживания, приобретения определенных тру­ довых навыков, необходимых для социализации личности.

Для получения положительного реабилитационного эффек­ та у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная ра­ бота. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

— снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сги­
бателей, укрепление ослабленных мышц;

— улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных
установок ОДА;

— улучшение координации движений и равновесия;

— стабилизация правильного положения тела, закрепление
навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

— расширение общей двигательной активности ребенка, тре­
нировка возрастных двигательных навыков;

— обучение совместно с воспитателями и родителями са­
мообслуживанию, усвоению основных видов бытовой де­
ятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следую­ щие группы упражнений:

— упражнения на расслабление, ритмичное пассивное по­
тряхивание конечностей, маховые движения, динамичес­
кие упражнения;

— пассивно-активные и активные упражнения из облегчен­
ных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на
мяче большого диаметра;

— принятие правильной осанки у опоры со зрительным кон­
тролем; упражнения в различных исходных положениях
перед зеркалом;

— упражнения для развития и тренировки основных возра­
стных двигательных навыков: ползание, лазание (по ска­
мейке), бег, прыжки (вначале на мини-батуте), метания;
упражнения в движении с частой сменой исходного по­
ложения;

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с голо­ вы, затем идут руки—туловище, руки— туловище—ноги и со­ вместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствую­ щих деформаций ОДА (контрактуры, укорочение конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребенок должен использовать различные формы двигательной актив­ ности в объеме 2 ч 30 мин в день, а в возрасте 3—7 лет — 6 ч, при этом объем недельной нагрузки составляет соответственно 19 и 43 ч.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в условиях детского сада в период остаточных явлений. Дети 4—7 лет с сохранен­ ным интеллектом посещают детские дошкольные учреждения с логопедическими группами, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи (дизартрия, аламия и т. д.). По­ сещая детский сад, ребенок с ДЦП получает необходимое об­ щение со сверстниками, расширяется его естественная потреб­ность в движении, возрастают речевые контакты со взрослыми и детьми, прививая маленькому человеку опыт социального взаимодействия, повышая уровень самооценки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в детском саду включает: занятия лечебной гимнастикой, массаж, упражне­ния в воде, занятия физической культурой, игры. Лечебная гимнастика проводится в течение всего года, исключение со­ ставляют вынужденные перерывы, вызванные сезонными за­болеваниями ОРВИ. Занятия с методистом ЛФК проводятся через день, в остальные дни недели ребенок занимается с ро­ дителями. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса, хоро­шего настроения. Преимущественные исходные положения: стоя на четвереньках, лежа на спине, животе, боку, в ходьбе. Каждое упражнение повторяется не меньше 8—12 раз. Темп — медленный и средний, общая длительность занятия 30—45 мин. На занятиях лечебной гимнастикой используется весь ар­ сенал предметов, особенно распространенного в последнее время

крупного оборудования: мячи, физиоролы, следы, дорожки разной жесткости и т. д. Массаж проводит медсестра ежеднев­но или через день курсами по 15—20 процедур с перерывами в 1 месяц. Занятия физической культурой и плавание использу­ются по 2 раза в неделю, круглогодично. В воде ребенок вы­ полняет специальные упражнения.

Воспитатель осуществляет контроль за правильной осан­ кой в режиме дня, тренирует мелкую моторику ребенка, ис­ пользуя метод Монтессори.

Игры. Наиболее подходящими являются спартианские игры, в которых ребенок раскрывает свои двигательные, интеллекту­ альные и художественные возможности вместе со здоровыми сверстниками. В более старшем, школьном возрасте детям ре­комендуют занятия доступными видами спорта с учетом сте­ пени дефекта.

8.6.2. Лечебная физкультура при миопатии

Миопатия — группа наследственных заболеваний мышц, основными клиническими проявлениями которых являются мышечная слабость, атрофия, снижение мышечного тонуса, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов, изменение биоэлектрической активности мышц.

Патология встречается во всех странах мира. Частота раз­ личных форм составляет 2—6 случаев на 100 тыс. населения. В зависимости от времени проявления первых симптомов и ха­ рактера течения миопатию подразделяют на врожденную не­ прогрессирующую и прогрессирующую мышечную дистрофию (ранняя детская, детская, юношеская и поздняя формы). Про­ грессирующая мышечная дистрофия также разделяется на фор­ мы в зависимости от преимущественной локализации миоди- строфического процесса (например: плече-лопаточно-лицевая миодистрофия, тазоплечевая миодистрофия).

Морфологические изменения при миопатии характеризу­ ются нарастающей атрофией скелетных мышц, которые умень­ шаются в объеме и становятся плотными, бурого цвета вслед­ствие разрастания соединительной ткани или, напротив, уве­личиваются в объеме за счет жировой клетчатки. Ведущими симптомами заболеваний этой группы являются повышенная утомляемость и слабость мышц, симметричные мышечные атро-

фии, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов. При

Лечение и реабилитация детей комплексные, сочетающие


Рис. 36. Больной миопатией с выраженной псевдогипертрофией икроножных мышц


Рис. 37. Больной миопатией с синдромом крыловиднь- x лопаток



Последовательные движения при переходе из горизонтального

положения в вертикальное

медикаментозное, физиотерапевтическое лечение (гальваничес­ кий воротник, гальванические трусики с кальцием, соляно-хвой- ные ванны), массаж и лечебная физкультура. Общая цель ком­плексного лечения детей с миопатией — замедление патологи­ческих процессов.

Задачи ЛФК: улучшение трофических процессов в мыш­ цах, предотвращение развития атрофии мышц и контрактур суставов, поддержание и увеличение мышечного тонуса, про­ филактика или коррекция нарушений осанки и походки ребен­ ка, повышение психоэмоционального состояния. Начинать за­ нятия ЛГ необходимо как можно раньше. Для детей, посеща­ ющих ДДУ, разрабатывается программа физической реабили­ тации, состоящая из курсового лечения основными средствами ЛФК (периодические упражнения, массаж, упражнения в бас­ сейне). Курс лечебной физкультуры составляет 1,5—2 месяца с перерывом в месяц. В этот период занятия продолжаются с родителями. В год ребенок проходит 3—4 курса. Занятия про­ водятся ежедневно или через день (3 раза в неделю) по 15— 20 мин, постепенно увеличиваясь до 25—30 мин.

Занятия проводятся из различных исходных положений со следующей последовательностью их смены: лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках и стоя. Особое внимание уделяется поддержанию мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы. С этой целью используются как активные, так и пас­ сивно активные упражнения в данном суставе.

Общеразвивающие упражнения применяются с минималь­ной дозировкой. В начале курса ЛФК повторение каждого уп­ ражнения составляет 2—4 раза, во второй половине основной части курса лечения — 4—6 раз, при завершении курса ЛФК дозировка уменьшается до 2—4. Упражнения подбираются с предметами и без предметов.

Систематически применяют легкий общий массаж курса­ ми 1—1,5 месяца ежедневно или через день. В некоторых слу­чаях приемы массажа используются в вводной и заключитель­ ной частях занятия. Используется и точечный массаж. Дети с миопатией, посещающие детские учреждения, занимаются в бассейне 2 раза в неделю. В воде используются специальные упражнения для верхних и нижних конечностей туловища,

скольжение, дыхательные упражнения с выдохом в воду. Дли­ тельность занятия 15—20 мин, круглогодично. Введение в за­нятие современного реабилитационного оборудования позво­ ляет повысить эмоциональное состояние детей и поддержать выработанные двигательные навыки. Участие детей в спарти- анских играх со сверстниками в доступных видах двигательной активности и интеллектуальных заданиях укрепляет их духов­ но и физически.

8.7. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкульту­ ры занимают особое место в комплексной реабилитации ребен­ ка.

К особенностям применения подвижных игр в детском воз­ расте относятся их эмоциональная насыщенность, на фоне ко­ торой значительно возрастают функциональные резервные воз­можности организма, а рассеянная мышечная нагрузка предуп­ реждает утомление, и то, что игры являются специфическим видом детской деятельности (для взрослых данный вид дея­ тельности неспецифичен).

Требования к играм, используемым в реабилитации детей:

— обязательное регулирование физической нагрузки, в со­
ответствии с двигательным режимом ребенка;

— возможность управления физиологическими сдвигами,
связанными с эмоциональной окраской;

— закрепление выработанных двигательных навыков;

— соответствие и реализация поставленных лечебных за­
дач;

— соответствие игры возрасту ребенка.
Предложены различные классификации подвижных игр. Наи­
более распространенной является классификация игр по уров­
ню общей физической нагрузки (по М.И. Фонареву). Различа­
ют игры малой, средней и большой подвижности.

Игры малой подвижности проводятся на месте в положе­ нии сидя, лежа, стоя. Включаются элементарные, знакомые упражнения. Игры средней подвижности применяются само-

стоятельно или в конце основной части занятия лечебной гим­ настикой. Преобладающие исходные положения — стоя, в ходь­ бе. Прыжки в данных играх ограничены, бег не используется, только перебежки. Игры большой подвижности используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включа­ют бег, прыжки. Чаще используются в виде эстафет, физичес­ кая нагрузка средней и выше средней интенсивности.

В основу классификации Н.Н. Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой. Различают подвижные игры по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры со спортив­ ными элементами (баскетбол, волейбол и т. д.).

В.Л. Страковская предложила классификацию игр по пси­ хофизической нагрузке. Различают 4 группы таких игр:

Игры с незначительной нагрузкой, используются на по­ стельном или начале полупостельного двигательного режима. Исходное положение — сидя, амплитуда движений небольшая, работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжитель­ ность — 5—8 мин. Способ проведения игр индивидуальный или малогрупповой.

Игры с умеренной нагрузкой используются на полупостель­ ном (палатном) двигательном режиме. Исходное положение — сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность игр — 10—20 мин. Способ проведения малогрупповой. Может присутствовать эле­ мент соревнования в точности, слаженности движений.

Игры с тонизирующей нагрузкой используются на свобод­ ном двигательном режиме. Исходное положение — стоя, в ходь­ бе, включается дозированный бег, бег на короткие дистанции. Длительность — 20—30 мин. В одно занятие включается не­ сколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, возможна большая. Способ проведения малогруппо­ вой и групповой.

Игры с тренирующей нагрузкой используются в период стойкой ремиссии заболевания. Исходное положение — стоя, в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренирующе­ му режиму санаторного этапа реабилитации. Включается бег с ускорением, на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой,

нервной системе ребенка. Определение группы игр делается на основе показателей функциональных проб с дозированной фи­зической нагрузкой.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности.

Основными принципами реабилитации являются:

. комплексное проведение всех видов восстановительной терапии, направленных на разные сферы функционирования больноrо (психолоrическую, профессиональную, семейную, общественную, сферу досуrа);

. этапность реабилитационных мероприятий с соблюдением определенной последовательности в применении различных элементов реабилитационноrо комплекса и постепенным увеличением наrрузок;

. непрерывность и преемственность между отдельными этапами реабилитации;

. партнерство, т.е. привлечение больноrо к активному coтрудничеству с персоналом в процессе реабилитации с постоянным подкреплением ero мотивации и поощрением лаже минимальных успехов;

. индивидуальный характер всех реабилитационных мероприятий;

. осуществление реабилитации в коллективе больных;

. максимально широкое привлечение родственников и близких больному лиц.

Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует примнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенициальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образовыний, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора. Например, при слепоте возможны обучение ребенка, его адаптация в обществе и определенная абилитация на основе широкого и многостороннего использования сохранного слухового анализатора. При слепоглухонемоте возможны обучение и адаптация ребенка в обществе на основе использования сохранного кожного и кинестетического анализаторов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Реабилитация детей с патологиями должна начинаться с первых дней жизни. Ведь до года нервная система ребенка претерпевает колоссальные изменения, она пластична и лучше всего поддается коррекции.

Поэтому ни в коем случае нельзя дать закрепиться в мозге неправильным, измененным движениям. Необходимо обучить ребенка физиологическим двигательным паттернам. Лечение должно быть направлено непосредственно на формирование основных двигательных навыков: удержание головы , переворот, ползание, сидение и ходьба. Всем известна истина – подобное лечится подобным. Следовательно, патология движения лечится движением.

Для каждого этапа развития своя методика.

Первой методикой для занятий с ребенком будет Войта-терапия. Благодаря ей малыш научится удерживать голову, активизирует верхний плечевой пояс, научится самостоятельно переворачиваться и ползать. Войта-терапия требует ежедневных занятий по 3-4 раза в день. Во время реабилитации родитель становится Войта-терапевтом для своего ребенка. Но, конечно, чтобы правильно подобрать нагрузку, выбрать зоны стимуляции, необходимо участие специалиста, который знает данную методику.

Параллельно с Войта-терапией проходят занятия на фитболе. Малыш выполняет простые упражнения на удержание головы, нормализацию мышечного тонуса, тренировку вестибулярного аппарата, развитие зрительного восприятия окружающего мира.

Затем к Войта-терапии, заменяя упражнения на фитболе, добавляется Бобат-терапия. Это методика, которая путем многократных повторений обучает малыша правильным физиологичным движениям (ползать, садиться, сидеть, вставать и т.д.), формирует опору, укрепляет мышечный корсет.


Фото: МЦ "Здоровое детство"

Практически всегда патология движения сопряжена с задержкой речевого развития, нарушениями речи (афазия, алалия, дизартрия). На первом этапе используется логопедический массаж, благодаря которому нормализуется мышечный тонус лица и мышцы артикуляционного аппарата. Второй этап – аппарат Вокастим -мастер. Он стимулирует глубокую мускулатуру, недоступную для обычного массажа.

Также важно воздействовать на речевые центры головного мозга при помощи транскраниальной микрополяризации.

После этого ребенок готов к регулярным и длительным занятиям с логопедом-дефектологом. В конечном итоге ребенок должен научиться навыкам самообслуживания, быть социально адаптированным.


Фото: МЦ "Здоровое детство"

Наряду с кинезиотерапией для комплексного развития ребенка нужны занятия с нейропсихологом - работа над формированием базовых структур восприятия пространства на уровне тела, общей координации, крупной и мелкой моторики, развития речи, мышления, памяти и логики. В качестве эмоциональной разгрузки, сенсомоторного восприятия помогают занятия иппотерапией и канистерапией. В дополнение к этому проводится тренировка памяти, внимания, речи, усидчивости на аппаратах с биологической обратной связью (специальные игры на экране компьютера или телевизора).

Основной залог успеха – раннее начало реабилитации, комплексный и индивидуальный подход к каждому ребенку!

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Наш канал с информативными сюжетами для родителей на Youtube

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Виды мед реабилитации детей

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.


Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Суть, особенности реабилитации

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

  • ЛФК для детей;
  • физиотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).


Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

  1. Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
  2. Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
  3. Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.