Метод наблюдения нервной системы













  • Физиология
  • История физиологии
  • Методы физиологии

Методы исследования центральной нервной системы

Частная физиология центральной нервной системы — раздел физиологии, изучающий функции структур головного и спинного мозга, а также механизмы их осуществления.

К методам исследования функций центральной нервной системы относятся нижеперечисленные.


Электроэнцефалография — метод регистрации биопотенциалов, генерируемых нейронами головного мозга, при отведении их от поверхности кожи головы. Величина таких биопотенциалов составляет 1-300 мкВ. Они отводятся с помощью электродов, накладываемых на поверхность кожи головы в стандартных точках, над всеми долями мозга и некоторыми их областями. Биопотенциалы подаются на вход прибора электроэнцефалографа, который их усиливает и регистрирует в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) — графической кривой непрерывных изменений (волн) биопотенциалов мозга. Частота и амплитуда электроэнцефалографических волн отражают уровень активности нервных центров. С учетом величин амплитуды и частоты волн выделяют четыре основных ритма ЭЭГ (рис. 1).

Альфа-ритм имеет частоту 8-13 Гц и амплитуду 30- 70 мкВ. Это относительно регулярный, синхронизированный ритм, регистрируемый у человека, находящегося в состоянии бодрствования и покоя. Он выявляется приблизительно у 90% людей, находящихся в спокойной обстановке, при максимальном расслаблении мышц, с закрытыми глазами или в темноте. Альфа-ритм наиболее выражен в затылочных и теменных долях мозга.

Бета-ритм характеризуется нерегулярными волнами с частотой 14-35 Гц и амплитудой 15-20 мкВ. Этот ритм регистрируется у бодрствующего человека в лобных и теменных областях коры, при открытии глаз, действии звука, света, обращении к испытуемому, выполнении им физических действий. Он свидетельствует о переходе нервных процессов к более активному, деятельному состоянию и повышению функциональной активности мозга. Смену альфа-ритма или других электроэнцефалографических ритмов мозга на бета-ритм называют реакцией десинхронизации, или активации.


Рис. 1. Схема основных ритмов биопотенциалов головного мозга (ЭЭГ) человека: а — ритмы, регистрируемые с поверхности кожи головы в покос; 6 — действие света вызывает реакцию десинхронизации (смену α-ритма на β-ритм)

Тета-ритм имеет частоту 4-7 Гц и амплитуду до 150 мкВ. Он проявляется при поздних стадиях засыпания человека и развитии наркоза.

Дельта-ритм характеризуется частотой 0,5-3,5 Гц и большой (до 300 мкВ) амплитудой воли. Он регистрируется над всей поверхностью мозга во время глубокого сна или наркоза.

Основную роль в происхождении ЭЭГ отводят постсинаптическим потенциалам нейронов коры мозга. Считается, что на характер ЭЭГ-ритмов оказывает наибольшее влияние ритмическая активность пейсмекерных нейронов таламуса и ретикулярной формации ствола мозга. При этом таламус индуцирует в коре высокочастотные, а ретикулярная формация ствола мозга — низкочастотные ритмы (тета и дельта).

Метод ЭЭГ широко используется для регистрации нейронной активности в состояниях сна и бодрствования; для выявления очагов повышенной активности в мозге, например при эпилепсии; для исследования влияния лекарственных и наркотических веществ и решения других задач.

Метод вызванных потенциалов позволяет регистрировать изменение электрических потенциалов коры и других структур мозга, вызываемых стимуляцией различных рецепторных полей или проводящих путей, связанных с этими структурами мозга. Возникающие в ответ на одномоментное раздражение биопотенциалы коры носят волнообразный характер, длятся до 300 мс. Для выделения вызванных потенциалов из спонтанных электроэнцефалогических волн применяют сложную компьютерную обработку ЭЭГ. Эта методика используется в эксперименте и в клинике для определения функционального состояния рецепторной, проводниковой и центральной частей сенсорных систем.

Микроэлектродный метод позволяет с помощью тончайших электродов, вводимых в клетку или подводимых к нейронам, расположенным в определенной области мозга, регистрировать клеточную или внеклеточную электрическую активность нейронов, нервных центров, а также оказывать на них воздействие электрическими токами.

Стереотаксический метод позволяет вводить в заданные структуры мозга зонды, электроды с лечебной и диагностической целью. Их введение осуществляется с учетом трехмерных пространственных координат расположения интересующей структуры мозга, которые описаны в стереотаксических атласах. В атласах указывается под каким углом и на какую глубину относительно характерных анатомических точек черепа должны вводиться электрод или зонд для достижения интересующей структуры мозга. При этом голова больного фиксируется в специальном держателе.

Метод раздражения. Раздражение различных структур мозга чаще всего проводится с помощью слабого электрического тока. Такое раздражение легко дозируется, не вызывает повреждений нервных клеток и может наноситься многократно. В качестве раздражителей используются также различные биологически активные вещества.

Методы перерезок, экстирпации (удаления) и функциональной блокады нервных структур. Удаление структур мозга и их перерезки широко использовались в эксперименте в начальный период накопления знаний о мозге. В настоящее время сведения о физиологической роли различных структур ЦНС пополняются клиническими наблюдениями за изменением состояния функций мозга или других органов у больных, подвергшихся удалению или разрушению отдельных структур нервной системы (при опухолях, кровоизлияниях, травмах).

При функциональной блокаде производят временное выключение функций нервных структур путем введения веществ тормозного действия, воздействий специальных электрических токов, охлаждения.

Реоэнцефалография. Представляет собой методику исследования пульсовых изменений кровенаполнения мозговых сосудов. Она основана на измерении сопротивления нервной ткани электрическому току, которое зависит от степени их кровенаполнения.

Эхоэнцефалография. Позволяет определять локализацию и размеры уплотнений и полостей в мозге и костях черепной коробки. Эта методика основывается на регистрации ультразвуковых волн, отраженных от тканей головы.

Методы компьютерной томографии (визуализации). Основаны на регистрации сигналов от проникших в ткани мозга короткоживущих изотопов с помощью магниторезонансной, позитронно-эмиссионной томографии и регистрации поглощения проходящих через ткани рентгеновских лучей. Обеспечивают получение четкого послойного и трехмерного изображения структур мозга.

Методы исследования условных рефлексов и поведенческих реакций. Позволяют изучать интегративные функции высших отделов мозга. Эти методы подробнее рассмотрены в разделе интегративные функции мозга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация электромагнитных волн, возникающих в коре головного мозга при быстром изменении потенциалов корковых полей.

Магнитоэнцефалография (МЭГ) — регистрация магнитных полей в коре головного мозга; преимущество МЭГ над ЭЭГ связано с тем, что МЭГ не испытывает искажений от тканей, покрывающих мозг, не требует индифферентного электрода и отражает только источники активности, параллельные черепу.

Позитивно-эмиссионная томография (ПЭТ) — метод, позволяющий с помощью соответствующих изотопов, введенных в кровь, оценить структуры мозга, а по скорости их перемещения — функциональную активность нервной ткани.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — основана на том, что различные вещества, обладающие парамагнитными свойствами, способны в магнитном ноле поляризоваться и резонировать с ним.

Термоэнцефалоскопия — измеряет локальный метаболизм и кровоток мозга по его теплопродукции (недостатком его является то, что он требует открытой поверхности мозга, применяется в нейрохирургии).

Метод наблюдения занимает много времени. Экспериментальный метод требует аппаратурного оснащения, которое не всегда имеется. Опрос не сложен и времени занимает мало. Подкупает и то, что опросом выявляются сразу поведенческие характеристики, т.е. возникает психологический портрет обследуемого. Когда свойства нервной системы изучаются экспериментально, то требуется перевод полученных данных на поведенческий понятийный уровень, перевод с физиологического языка на психологический. При экспериментальном подходе исследователь идёт от частного (отдельных типологических особенностей НС) к обоб­щенному (объяснению поведения человека в определённых ситуациях). При методе наблюдения и опроса происходит обратное: пытаются через общее понять частное.

Для выявления научных вопросов метод опроса имеет ценность, но при условии, если он адекватен решаемой задаче. В отношении изучения свойств НС этого сказать нельзя. Дело в том, что поведенческие реакции определяются, как правило, несколькими типологическими особенностями, и какова доля каждой в поведенческой особенности, отмечаемой субъектом, не ясно. Терпеливым можно быть за счёт большой силы НС, и за счёт инертности возбуждения, и за счёт преобладания возбуждения по "внутреннему" балансу. Быстроту движений обеспечивают как слабость нервной системы, так и подвижность нервных процессов, а также уравнове­шенность и преобладание возбуждения по "внешнему" балансу.

Недостатком опросников является то, что субъект может исказить свой реальный психологический портрет, выдать свой идеал за самого себя, либо предна­меренно заретушировать свои особенности, которые ему по каким-то причинамнам не нравятся. Кроме того, в опросниках испытуемый мысленно должен моделировать такие ситуации, в которых никогда не бывал. Отсюда домысливание, фантазирование.

Возможность использования опросников пытаются доказать тем, что результаты разделения на типологические группы совпадают с результатами при использовании экспериментальных методик. Ссылаются на наличие корреляции между ними. Необходимо иметь ввиду не только тождество коррелируемых показателей, но и зависимость одного показателя от другого, или зависимость обоих коррелируемых факторов от третьего, а не друг от друга.

Получаемые с помощью опросников данные привели к выводу, что высокая эффективность в учебной, трудовой и спортивной деятельности достигается людьми, имеющими сильную, подвижную и уравновешенную НС. Незаметно учёные обосновали таким путём теорию избранных людей, "сверхчеловеков".

Почему же выявляются связи между диагнозами по опросникам и инструментальным методикам? Потому что с помощью опросников выявляются различия в поведенческих реакциях, которые зависят от типологических особенностей свойств НС.

Поэтому наблюдающиеся корреляции могут служить доказательством валидности инструментальных методик, а не опросников. Ведь правомернее предположить, что способности, склонности, стили деятельности, свойства темперамента и характер зависят от типологических особенностей проявления свойств НС, а не наоборот.

Итак, главная. методологическая ошибка исследователей, пользующихся для изучения свойств НС опросниками, состоит в том, что они отождествлют две различные процедуры: объяснение поведения человека на основании имеющихся у него типологических особенностей и постановку диагноза о типологических особенностях.

Следует отметить, что "сходство" диагнозов по опросникам и инструментальным; методикам часто вообще не наблюдается.

Имеется несколько путей повышения надёжности диагностики типологических особенностей: выбор адекватной методики, строгое соблюдение инструкции по обследованию, повторность обследования.

В настоящее время для диагностики типологических особенностей используется несколько методик. Разные методики показывают разные грани того или иного свойства. Одна методика характеризует силу НС со стороны её выносливости, другая - со стороны чувствительности. Поэтому если у испытуемого определяется разными методиками малая выносливость и высокая чувствительность, то диагноз о малой силе НС надёжен, т.к. совпали проявления этих свой.

Другим обоснованием является то, что результаты зависят не только о изучаемого свойства НС, но и от специфических условий задачи и условий её выполнения. В-третьих, при любой методике возможна маскировка типологических особенностей. Как результат этих положений в лаборатории Теплова возник метод при помощи батареи тестов.

Батарея тестов неприменима при массовых обследованиях и имеет теоретически уязвимые места.

Более реальным и продуктивным способом повышения надёжности диагностирования типологических особенностей является создание методов, которые бы имели монометрические критерии (независимые), высокую валидность, адекватность задаче, были просты и не занимали много времени на получение диагноза.

Повторные обследования желательно проводить в "нормальном" состоянии испытуемого. Колебания физиологических параметров в состоянии покоя всё-таки приводят к разбросу результатов. Сомнения устраняются повторными 5-6разовыми обследованиями. Лучше выражать степень свойства количественно. Давая оценку степени выраженности свойства, мы вынуждены говорить о высокой, средней и низкой степени и ставить между этими оценками границы (условные).

Разработкой методов типологической диагностики и усовершенствованием должны заниматься люди, понимающие сущность изучаемых закономерностей.

Помимо формализованных методик диагностики проявлений свойств нервной системы, о которых шла речь выше, не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. В этом параграфе приведены в качестве примера разработанные М. К. Акимовой и В. Т. Козловой схемы наблюдений за поведением индивида в ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются такие свойства нервной системы, как сила, лабильность и подвижность. В эти схемы включены в основном ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, так как для этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т.п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов и дошкольников имеет определенные сложности, поскольку их анатомо-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или могут не соответствовать их природным предпосылкам.

Как показано в ряде работ, до определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, внешние раздражители часто являются сильным отвлекающим фактором, им свойственна определенная медлительность, нерасторопность. Поэтому, наблюдая за ними, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные и неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут являться индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других — не индивидуальными, а только возрастными.

Метод наблюдения требует долгого и кропотливого собирания материала и умения правильно осмыслить этот материал. Наблюдение всегда должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Необходимо проводить его в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в поведении того, за кем ведется наблюдение. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности — свойства нервной системы.

Сначала рассмотрим ситуации, являющиеся наиболее информативными с точки зрения проявления в них степени выраженности у учащегося силы — слабости нервной системы.

Как уже подчеркивалось, люди отличаются друг от друга по тому, как долго они могут выполнять какую-то работу, не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают испытывать его через 8—10 часов работы, а другие не выдерживают более 4—5 часов. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости, и в чувствительности к разнообразным раздражителям. Одни работают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продуктивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий. Другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствительность к внешним воздействиям, особенно к резким замечаниям, отрицательным оценкам.

Высокий предел работоспособности, выносливости, устойчивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям в основном характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой. У тех, кто имеет слабую нервную систему, чаше всего отмечается невысокая работоспособность, неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям, высокая чувствительность.

Схема наблюдения за учащимися в ситуациях, дифференцирующих их по выраженности силы нервной системы (НС) приведена в табл. 16.1.

Таблица 16.1. Шкала оценок

+2 балла — проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл — проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (слабой нервной системы) проявляются очень редко;

  • 0 баллов — проявления сильной и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер;
  • -1 балл — проявления слабой нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;
  • -2 балла — проявления слабой нервной системы выражены ярко, всегда себя обнаруживают; особенность противоположного характера не встречается совсем.




Подсчет баллов по результатам наблюдений проводится следующим образом: отдельно суммируются баллы со знаком плюс и отдельно со знаком минус. Затем из большей суммы вычитается меньшая. Полученный результат и является показателем силы нервной системы. Например, один учащийся заработал баллон со знаком плюс 16 (+16), а со знаком минус 4 (-4). Следовательно, от 16 отнимаем 4 и получаем окончательный результат, равный +12. Другой учащийся, наоборот, получил 16 баллов со знаком минус (-16) и 4 балла со знаком плюс (+4); его окончательный результат будет равен -12. Чтобы сделать вывод о том, каким типом нервной системы (сильным, средним или слабым) обладают наши учащиеся, следует сравнить баллы, полученные по результатам наблюдений, с нормативными данными, которые приведены в табл. 16.2. В результате такого сравнения можно увидеть, что и тот, и другой учащийся по проявлениям силы нервной системы оцениваются как средние. Однако стоит обратить внимание на знак, который стоит перед цифрой. Он указывает на то, что в первом случае (когда балл +12) учащийся средний, по ближе к сильному, а во втором случае (когда балл -12) — средний, но ближе к слабому. Из этого следует, что если предполагается в дальнейшем использовать индивидуальный подход к этим ученикам, то он не может быть для них одинаковым.

Таблица 16.2. Нормативные данные проявлений силы — слабости нервной системы, баллы

Проявления сильной НС

Проявления средней по силе — слабости НС

Проявления слабой НС

Рассмотрим схему наблюдений за учащимися в ситуациях, дифференцирующих их по выраженности лабильности и подвижности нервной системы (табл. 16.3). Следует отмстить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обуславливают такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких разграничений между ними.

Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как "подвижность нервной системы в широком смысле слова". При дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться такой терминологии.

Итак, высокий темп деятельности, быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой.

Низкий темп деятельности, замедленные реакции, встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.

Таблица 16.3. Шкала оценок

+2 балла — проявление подвижности нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления инертной нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл — проявление подвижности нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (инертной нервной системы) проявляются очень редко;

  • 0 баллов — проявления подвижной и инертной нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для подвижной нервной системы, так и для инертной, но они носят эпизодический характер;
  • -1 балл — проявления инертной нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для подвижной нервной системы, встречаются редко;
  • -2 балла — проявления инертной нервной системы выражены ярко, всегда себя обнаруживают; особенность противоположного характера не встречается совсем.




Подсчет баллов, являющихся показателем проявлений подвижности — инертности нервной системы, осуществляется таким же образом, как в отношении силы — слабости нервной системы. Далее этот показатель сравнивается с нормативными данными, приведенными в табл. 16.4. Таким образом, исследователь получает представления о том, каким уровнем выраженности свойства нервной системы обладает наблюдаемый им учащийся.

Таблица 16.4. Нормативные данные проявлений подвижности — инертности нервной системы, баллы

Проявления подвижной НС

Проявления средней по подвижности -инертности НС

Проявления инертной НС

Как видно из приведенных схем наблюдений, каждое свойство нервной системы имеет широкий спектр психологических проявлений. Однако совсем не обязательно, что у человека в поведении будут наблюдаться все перечисленные для этих свойств проявления. Чаще всего психологический облик человека, "подкорректированный" внешними обстоятельствами (условиями жизни, особенностями воспитания и обучения), имеет ограниченный круг индивидуально-психологических проявлений свойств нервной системы. Так, например, в результате усиленного обучения какой-то деятельности у человека со слабой нервной системой могут пропасть при ее выполнении такие типичные проявления слабости, как неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь неожиданных ситуаций, а ребенок с подвижной нервной системой, воспитывающийся в среде с ограниченными возможностями общения, станет молчаливым, замкнутым. Важно также помнить, что нельзя определять принадлежность человека к определенному типу нервной системы на основании только одной особенности поведения, даже если она будет "броской", яркой, выделяющей данного человека среди других людей. Только наличие у него достаточного числа жизненных проявлений того или иного свойства нервной системы дает возможность поставить правильный диагноз.

Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т. п.) и соответствующим образом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Для более подробного анализа целесообразно провести 3-4 наблюдения в различных ситуациях. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая). Эти показатели по каждому свойству следующие.

Текст методики

1. Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:

Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.

Способен многократно повторять сложное и опасное упражнение.

Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допуще­на ошибка.

На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

Проявляет смелость в разнообразных и непри­вычных условиях деятельности.

Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.

Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.

Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

2. Показатели силы нервной системы со стороны торможения:

Обладает равномерностью в динамике деятель­ности и настроении.

В ситуации ожидания собран и спокоен.

Терпелив и настойчив в многократном выполне­нии трудных упражнений и заданий.

Не проявляет внешне признаков сильного вол­нения перед соревнованием или ответственным за­данием.

Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.

Спокойно, без внешних признаков нетерпения пе­реносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).

Не допускает раздражительности (срывов) в об­щении с товарищами и тренером перед соревновани­ями.

Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успоко­ится по требованию тренера или учителя).

Не нарушает обычного режима в дни ответст­венных соревнований, экзаменов.

Способен гасить в сознании посторонние момен­ты и воспоминания о предыдущей деятельности.

Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении учас­тия в предстоящем соревновании.

Тщательно и неторопливо проводит разминку.

Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений.

Лекция 1

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ

План:

1. Современные методы исследования нервной системы.. 1

2. Современные методы исследования эндокринной системы.. 7

Современные методы исследования нервной системы

В последнее время очень распространенными стали заболевания, связанные с нервной системой. Причин тому масса, и часто больные, приходящие с жалобами к специалистам, долго не смогут получить ответ на вопрос, что с ними. К сожалению, человеческий мозг до сих пор до конца не исследован, и возможность возникновения тех или иных отклонений в работе нервной системы и ее последствия часто находятся на стадии изучения.

Обычно постановка диагноза и назначение лечения при заболеваниях нервной системы процесс довольно длительный. Именно поэтому было изобретено множество методов, которые направлены на исследование нервной системы. Цель создания таких методов – это в первую очередь помощь специалисту в быстрой и четкой установке диагноза. Ведь множество заболеваний поддаются лечению только на ранних стадиях. Так давайте рассмотрим, в чем состоят современные методы исследования нервной системы.

Современная инструментальная диагностика всех видов заболеваний занимает очень важное место в процессе профилактики и лечения различных заболеваний, в том числе и нервной системы. Как известно болезнь легче предупредить, чем лечить, именно поэтому, разрабатываются приборы, которые способны выявить малейшие отклонения и дать возможность не допустить прогрессирование и развитие болезни.

Что касается методов исследования нервной системы, то принято подразделять их на следующие разделы: – нейровизуализационные методы; – нейрофизиологические методы; – методы исследования деятельности головного мозга; – исследование сосудистой системы человека; – другие методы. К нейровизуальным методам принято относить: МРТ головного мозга, компьютерную томографию, эхоэнцефалоскопию. Такие, методы предназначены для исследования структуры головного мозга, диагностике при образовании гематом, объемных образованиях головного мозга или внутричерепной гипертензии. Нейрофизиологические методы исследований – направлены на определения работы и полноценного выполнения функций нервных клеток (нейронов), нервов, нервных центров, спинного и головного мозга. К ним относятся: – ЭНМГ (электронейромиография) – определяет уровень поражения нервно-мышечного аппарата; – термография – определяет болезни Коновалова – Вильсона, а так же Паркинсона; – ЭЭГ; – Магнитная стимуляция (МС) – направлена, на исследования потенциалов головного мозгла, выявить отклонения, и оценить эффективность применения лечения при некоторых заболеваниях. Методы лечения с помощью электродов.

К таким методам можно отнести методы исследования головного мозга, которые основываются на наружном применении электродов, для регистрации электрической активности. Такие процедуры являются безболезненными и не длительными, а так же безвредными для пациента. В процессе исследования больной обычно находится в расслабленном состоянии, и выполняет определенные задания, данные врачом, соответственно тому какие исследования проводятся.

Это могут быть простые реакции на световые сигналы, глубокое дыхание или его задержка, пребывание пациента с открытыми или закрытыми глазами и другие дополнительные пробы. Обычно причиной для направления пациента на подобные исследования стают частые судороги, потери сознания, обмороки, вариации кризисов. Это единственный метод точного определения причины заболеваний. Соответственно результатам исследований дальше подбирается правильное лечение, выписывается курс медикаментов, выявляются противопоказания к определенным методам лечения. Также данный способ исследования помогает определить сохранность функций структур головного мозга у больных находящихся в реанимации в коматозном состоянии.

При подозрении на эпилепсию и тики обычно для исследования очага патологии применяется видео ЭЭГ. Это метод, основанный на синхронной записи видеоизображения пациента и проведении ЭЭГ. Таким образом, можно выявить методом сопоставления двигательную активность пациента и электродную активность мозга, что помогает поставить точный диагноз.

Множественная запись сна. Множественная запись сна или как ее еще называют полисомнография – это метод, основанный на наблюдении за состоянием и деятельностью головного мозга в период сна. Обычно сон занимает больше третьей части нашей жизни, и очень часто патологии сна вызывают проблемы со здоровьем. Обычно такими становятся бессонница, головная боль, храп, раздражительность, дневная сонливость и другие.

Результаты данных исследований в комплексе всех факторов определяют первопричину патологии, и соответственно дают возможность правильно установить лечение.

Для определений патологий функций нервной системы также применяется метод, который называется вызывание потенциалов головного мозга. Метод основывается на записи мозговой активности, которая вызвана различными раздражителями. Таким способом обычно исследуются зрительная система, и слух, а также вестибулярная система. Это дает возможность исследовать рассеянный склероз, ретробульбарный неврит, травматическое поражение зрительных нервов, а также нарушения утреннего уха, слуховой нерв, нарушения в стволе головного мозга. Обычно таким методом также определяется причина тугоухости, степень поражения ствола головного мозга при травмах, а также деформации шейного отдела позвоночника. Данное исследование применяется к пациентам, у которых выявлены такие симптомы как частое головокружение, посторонние звуки в ушах, такие как шум или звон, а также диагностирование отита.

Рентгенография позвоночника (спондилография) используется для диагностики переломов, смещений опухолей, пороков развития позвонков, остеохондроза, поражения спинного мозга и корешков. Спондилография производится в прямой и боковой проекциях.

Миелография – метод, заключающийся во введении в спинно-мозговой канал рентгеноконтрастного вещества с последующим производством спондилограмм. На фоне введенного вещества хорошо контурируются опухоли спинного мозга, спайки оболочек спинного мозга (арахноидит), грыжи межпозвонковых дисков.

Рентгенография черепа (краниография) производится в двух проекциях – в фас и профиль. Обращают внимание на размеры и контуры черепа, черепные швы, состояние родничков. С помощью краниограммы выявляют врожденные дефекты костей, пороки развития мозга, гидроцефалию, переломы, опухоли, признаки повышения внутричерепного давления. По показаниям производят прицельные снимки фрагментов черепа, например, турецкого седла при опухолях гипофизарной области.

Пневмоэнцефалография – метод рентгенологического исследования головного мозга, основанный на введении в спинно-мозговой канал воздуха. Воздух поднимется к головному мозгу, заполняет субарахноидальное пространство и желудочки мозга; в результате они становятся видимыми на рентгенограммах. Метод используется для диагностики последствий воспалительных заболеваний оболочек головного мозга, гидроцефалии, эпилепсии.

Ангиография – рентгенологический метод визуализации сосудистого русла головного мозга. В сонную артерию вводят рентгеноконтрастное вещество и через короткие интервалы времени производят серийные краниограммы. Получается четкое изображение распространения крови по сосудам головного мозга. Метод используют для диагностики гематомы, аневризмы (патологическое расширение сосуда с резким истончением его стенки), опухоли, абсцесса, кисты.

Реоэнцефалография – метод изучения показателей мозговой гемодинамики, основанный на измерении электрического сопротивления мозга переменному току высокой частоты. Дает информацию об эластичности и степени кровенаполнения мозговых сосудов. Используется для диагностики мигрени, дистонии, атеросклероза, гипертонической болезни.

Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга – метод исследования мозгового кровотока, основанный на эффекте Доплера – изменении параметров ультразвука при отражении от движущейся жидкости (крови). Позволяет измерять линейную скорость кровотока; используется для диагностики сосудистых заболеваний головного мозга.

Эхо-энцефалография – метод исследования головного мозга, основанный на способности ультразвука отражаться от границ раздела сред, обладающих различной акустической плотностью. Ультразвуковой луч подается с височно-теменной области, проходит через мозг, отражаясь от боковых желудочков и срединных структур, а затем воспринимается датчиком на противоположной стороне головы. Сигнал регистрируется на экране прибора в виде симметричных пиков. Этот метод выявляет смещение срединных структур мозга при опухоли, абсцессе, гематоме, а также расширение желудочков мозга вследствие повышения внутричерепного давления.

Электроэнцефалография – метод регистрации электрических потенциалов мозга с множества электродов, приложенных к поверхности головы. Это суммарная характеристика электрической активности мозга. В норме регистрируются ритмичные колебания правильной формы частотой 10 Гц с затылочно-теменных отведений (альфа-волны) и 20 Гц с лобно-височных отведений (бета-волны). При патологии головного мозга эти волны изменяются по частоте, амплитуде, форме, появляются медленные волны частотой 2 Гц (дельта-волны) и 5 Гц (тета-волны). Для выявления скрытой патологической активности используют функциональные нагрузки в виде вспышек света, форсированного дыхания, введения химических препаратов. Наиболее информативна электроэнцефалография для диагностики эпилепсии, опухоли и других очаговых поражений головного мозга.

Электромиография – метод оценки состояния мышцы и нерва на основе регистрации и анализа мышечных биопотенциалов. Позволяет произвести дифференциальную диагностику болезней нерва (неврит), мышцы (миопатия), нарушения нервно-мышечной передачи (миастения), а также различных уровней поражения пирамидного пути (проводящие пути, передний рог, корешок, периферический нерв).

Компьютерная томография. Тонкий рентгеновский луч сканирует головной или спинной мозг под разными углами с шагом в 3 мм. Непоглощенная тканями часть луча регистрируется датчиками. После обработки результатов компьютером воссоздается пространственное соотношение тканей по их плотности, хорошо визуализируются эпидуральное пространство, вещество головного мозга, желудочки, а также различные патологические образования внутри черепа. Компьютерная томография используется для диагностики опухолей, кровоизлияний, рассеянного склероза, грыжи межпозвонковых дисков.

Магнитно-резонансная томография. Метод основан на том, что при облучении электромагнитным полем молекулы воды принимают направление поля. После снятия внешнего магнитного поля молекулы возвращаются в исходное состояние, при этом возникает магнитный сигнал, который улавливается специальными датчиками, обрабатывается компьютером и графически отображается на мониторе. Особенностью метода является возможность получать о головном мозге не только анатомические, но и физико-химические данные. Это позволяет более четко отличать здоровые ткани от поврежденных. Метод используется для диагностики ранних стадий опухолей головного мозга, рассеянного склероза, а также для анализа мозгового кровотока.

Исследование спинно-мозговой жидкости (ликвора) широко применяется в невропатологии. Ликвор получают путем пункции: производят прокол между третьим и четвертым поясничными позвонками и берут из спинно-мозгового канала на исследование 3 мл жидкости. В норме она бесцветная, прозрачная. При менингите ликвор вытекает под повышенным давлением, при гнойном менингите он мутный. При кровоизлиянии в головной мозг или под его оболочки ликвор содержит примесь крови. В лаборатории ликвор центрифугируют, а осадок исследуют под микроскопом. В осадке определяют содержание белка и клеток. Число клеток повышено при менингите, количество белка – при опухоли. Характерные изменения ликвора отмечаются при туберкулезном менингите.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.