Анатомия цнс в подготовке психолога

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брыксина З.Г., Ковалев В.В.

Брыксина З.Г.(МПГУ, Москва, Россия, zg-briksina@mail.ru) Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия, kovalev_v@bk.ru)

Bryksina Z.G.(MPGU, Moscow, Russia, zg-briksina@mail.ru) Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia, kovalev_v@bk.ru)

THE ROLE OF ANATOMY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

и навыки для освоения дисциплин психологического цикла, владеть понятийно-категориальным аппаратом.

Габдрахманова А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) li_88@list.ru

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА

Gabdrakhmanova A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia)

ORGANIZATIONAL SKILLS AS A WAY TO MANAGE CONFLICT OF STAFF

Организаторский способности как качества личности в процессе организаторской деятельности включают коммуникативность, высокий эмоциональный интеллект, лидерство, предупредительность, достигаемость поставленных целей, практическое мышление.

Конфликтность персонала представляет собой интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности обуславливается действием следующих факторов: психологических (потребности, эмоциональное состояние, особенности темперамента личности, психологическая устойчивость, степень агрессивности, профессиональные способности, личностные ценности и др.); социальных (уровень жизни, профессиональная и личная деятельность, социальное окружение, культура и др.)

Конфликты могут возникать и развиваться на основе как ситуационных причин, так и характерологических особенностей личности. Выявить подверженность персонала к конфликтному поведению очень непросто. Немаловажным при этом является выявление субъективной значимости противоречия, лежащего в корне конфликтной ситуации. Преобразование объективного положения личности в коллективе требует изменения ее субъективных отношений. В противном случае могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, внутриличностные либо межличностные конфликты.

Причины возникновения конфликтов в коммерческих организациях разнообразны. При этом значительная часть конфликтов в организации касается взаимодействий между людьми. Многие истинные причины организационных конфликтов следует искать в сфере межличностных взаимоотношений. Главной составляющей таких причин является личностное реагирование персоналом на возникающие в организации противоречия.

Работа по изучению конфликтности персонала представляет собой применения ряда психологических и других методик. Основными методами изучения конфликтности персонала являются анализ документов, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение. Анализ документов и биографический метод позволяет собрать предварительное представление о сотруднике. С помощью опроса можно получить информацию как о конфликтных явлениях в коллективе, так и о предрасположенности персонала к конфликтному решению проблем. Метод наблюдения позволяет оценить поведение сотрудника, его отношение к работе, коллегам в рабочей среде, частоту его вступления в конфликты, по-

Основные понятия анатомии ЦНС

Нервная система человека состоит из возбудимой специфической ткани, называемой нервной. Нервная ткань представлена двумя отделами:

  • центральным,
  • периферическим.

Центральная нервная система защищается костными образованиями скелета:

  • черепной коробкой, в которой располагается головной мозг;
  • позвоночником, в спинномозговом канале которого располагается спинной мозг.

Периферическую нервную систему составляют нервы и нервные узлы.

Выделяют две части периферической нервной системы:

  • соматическую;
  • вегетативную.

Часть нервной системы, регулирующая работу мышц скелета, называется соматической.

С помощью соматической нервной системы человек управляет движениями, произвольно вызывает или прекращает их.

Часть нервной системы, которая регулирует функционирование внутренних органов, называется вегетативной.

Работа вегетативной нервной системы не подчинена воле человека.

Для обозначения взаимного расположения основных структур нервной системы анатомами используются специфические термины:

  • Курсовая работа Анатомия ЦНС для психологов 420 руб.
  • Реферат Анатомия ЦНС для психологов 240 руб.
  • Контрольная работа Анатомия ЦНС для психологов 230 руб.
  • плоскость, которая проходит вдоль середины тела и делит его на правую и левую половину, называется сагиттальной;
  • структуры, которые расположены на спинной части тела, называются дорсальными;
  • структуры, расположенные на брюшной стороне тела человека, называются вентральными;
  • структуры, которые лежат по центру тела вблизи от сагиттальной плоскости, называются медиальными;
  • лежащие сбоку от сагиттальной плоскости структуры, носят название латеральных.
  • самые верхние точки нервных структур называются апикальными;
  • точки, лежащие в основании структуры нервной системы – базальными;
  • направление в сторону нижней части тела называется каудальным;
  • направление в сторону головной части - ростральным.

Нервная ткань

Формирование нервной системы человека начинается с образования нервной пластины, представляющей собой полоску эмбриональной утолщенной эктодермы, расположенную над хордой. Нервная пластинка прогибается, а ее края при этом смыкаются, в результате чего образуется нервная трубка, которая отщипляется от эктодермы, погружаясь под нее.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В самом начале формирования стенки нервных трубок состоят из слоя клеток нейроэпителия. В процессе деления клеток стенки нервных трубок утолщаются. Слой клеток, которые принадлежат к центральному каналу, носит название эпендимного. Именно эти клетки дают начало всем клеткам нашей нервной системы. Зачатковая клетка в свою очередь делится на две дочерних. При этом одна становится нейробластом. Нейробласты изменяются и превращаются в нейроны - зрелые нервные клетки. Другая дочерняя клетка образует длинные радиальные отростки - спонгиобласты. Спонгиобласты играют важную роль в формировании нервных тканей, так как по их отросткам мигрируют изменяющиеся нервные клетки. Почти все клетки нервной ткани имеют общее происхождение и трансформируются в два типа клеток: нейроны и нейроглию.

Нейроны

Нейроны - возбудимые клетки нервной системы. Они способны к возбуждению и проведению возбуждения. Нейроны в течение жизни не делятся.

В нейроне выделяют сому (тело) и отростки. Сома, в свою очередь, имеет ядро и клеточные органоиды. Основная функция сомы заключается в осуществлении метаболизма клетки. Количество отростков у нейронов разное, но все они делятся на два основных типа:

  • дендриты — короткие, ветвящиеся сильно отростки, функцией которых является сбор информации от других нейронов.
  • аксоны, которых в каждом нейроне по одному и их функция заключается в проведении нервного импульса к терминалям аксонным.

Типы нейронов

Все нейроны делятся на несколько типов:

  • униполярные клетки;
  • биполярные клетки;
  • мультиполярные клетки.

Униполярные клетки принадлежат к болевой, температурной, тактильной модальностям и расположены в сенсорных узлах: спинальном, тройничном и каменистом.

Биполярные клетки имеют всего один аксон и один дендрит, они формируют зрительную систему, характерны для слуховой и обонятельной сенсорных систем.

Мультиполярные клетки обладают одним аксоном и множеством дендритов. К данному типу нейронов принадлежит большая часть нейронов ЦНС.

Развитие нервной системы в онтогенезе

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

Онтогенез делится на два важных периода:

  • пренатальный или внутриутробный;
  • постнатальный, который начинается после рождения.

Пренатальный период подразделяется на три основных периода:

  • начальный, который охватывает первую неделю развития;
  • зародышевый, длящийся от начала второй недели до окончания восьмой недели, т.е. от имплантации до полного завершения закладки всех органов;
  • плодный, начинающийся с девятой недели и до рождения и сопровождающийся усиленным ростом организма.

Постнатальный онтогенез человеческой нервной системы начинается с рождением ребенка. Головной мозг новорожденного весит от $300$ до $400$ грамм. После рождения прекращается образование новых нейронов из нейробластов, нейроны не делятся. Но уже к $8$-му месяцу жизни вес мозга практически удваивается, а к $4-5$ году жизни утраивается. Масса мозга растет за счет миелинизации и увеличения количества отростков. Максимальной массы мозг мужчин достигает к $20-29$ годам, а у женщин уже к возрасту $15-19$ лет. После прохождения пятидесятилетнего рубежа мозг уплощается и вес его снижается примерно на $100$ грамм.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.

Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.

Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают. Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка). Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.

Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.

Методы изучения функций центральной нервной системы

  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Также в анатомии применяются следующие методы:

  • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
  • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
  • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.
    рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
    соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
    антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
    эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Основные анатомические термины

На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.

Примеры высказываний с анатомической терминологией:

Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.

Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.

Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.

Базальный — располагающийся у основания.

Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.

Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.

Медиальный — серединный, ближе к центру.

Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.

Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.

Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.

Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.

Дорсальный — спинной, к спине.

Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.

Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Основные плоскости и разрезы:

Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.

Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.

Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.

Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.

Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.

Билатерально — расположение по обе стороны.

Верхний – соответствует понятию краниальный.

Нижний — понятию каудальный.

Передний – соответствует понятию вентральный.

Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.

Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

1.1. История анатомии ЦНС
1.2. Методы исследования в анатомии
1.3. Анатомическая терминология

Анатомия человека — наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения.
Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

1.1. История анатомии ЦНС
Уже в первобытные времена существовало знание о расположении жизненно важных органов человека и животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем мире, особенно в Египте, в связи с мумификацией трупов, были описаны некоторые органы, но их функции представлялись не всегда правильно.

Анатомы эпохи Возрождения добились разрешения на проведение вскрытий. Благодаря этому были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, а основоположником анатомии как самостоятельной науки— Андрей Везалий (1514-1564). Андрей Везалий изучал медицину в Сорбоннском университете и очень скоро осознал недостаточность существовавших тогда анатомических знаний для практической деятельности врача. Положение осложнялось запретом церкви на вскрытие трупов - единственный источник изучения человеческого тела в то время. Везалий, несмотря на реальную опасность со стороны инквизиции, систематически изучал строение человека и создал первый действительно научный атлас человеческого тела. Для этого ему приходилось тайком выкапывать свежезахоронеиные трупы казненных преступников и на них проводить свои исследования. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена, чем заложил аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. В своих трудах Везалий уделил основное внимание планомерному описанию всех органов человека, в результате чего ему удалось открыть и описать много новых анатомических фактов (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Рисунок вскрытого мозга из атласа Андрея Везалия (1543 г.):

За свою деятельность Андрей Везалий подвергся преследованию со стороны церкви, был отправлен на покаяние в Палестину, попал в кораблекрушение и умер на острове Занте в 1564 г.

После работ А. Везалия анатомия стала развиваться более быстрыми темпами, кроме того, церковь уже не так жестко преследовала вскрытие трупов врачами и анатомами. В результате изучение анатомии стало неотъемлемой частью подготовки врачей во всех университетах Европы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа (конец XVII века):

Попытки связать анатомические структуры с психической деятельностью породили в конце XVIII века такую науку, как френология. Ее основатель, австрийский анатом Франц Галь, пытался доказать наличие жестко определенных связей между особенностью строения черепа и психическими особенностями людей. Однако спустя некоторое время объективные исследования показали необоснованность френологических утверждений (рис. 1.3).

Следующие открытия в области анатомии ЦНС были связаны с совершенствованием микроскопической техники. Сначала Август фон Валлер предложил свой метод валлеровской дегенерации, позволяющий прослеживать пути нервных волокон в организме человека, а затем открытие новых способов окрашивания нервных структур Э. Гольджи и С. Рамон-и-Кахалом позволило выяснить, что помимо нейронов в нервной системе существует еще огромное количество вспомогательных клеток — нейроглий.

Вспоминая историю анатомических исследований ЦНС, следует отметить, что такой выдающийся психолог, как Зигмунд Фрейд, начинал свою карьеру в медицине именно как невролог — т. е. исследователь анатомии нервной системы.

В России развитие анатомии было тесно связано с концепцией нервизма, провозглашающей преимущественное значение нервной системы в регулировании физиологических функций. В середине XIX века киевский анатом В. Бец (1834-1894) открыл в V слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и выявил различие в клеточном составе разных участков мозговой коры. Тем самым он положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры.

Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857-1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и понимания проявлений нервных болезней. Кроме того, В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников.

В настоящее время фокус анатомических исследований нервной системы из макромира переместился в микромир. Ныне наиболее значительные открытия совершаются в области микроскопии не только отдельных клеток и их органоидов, но и на уровне отдельных биомакромолекул.

1.2. Методы исследования в анатомии
Все анатомические методы можно условно разделить на макроскопические, которые изучают весь организм целиком, системы органов, отдельные органы или их части, и на микроскопические, объектом которых являются ткани и клетки организма человека и клеточные органеллы. В последнем случае анатомические методы смыкаются с методами таких наук, как гистология (наука о тканях) и цитология (наука о клетке) (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные группы методов исследования морфологии ЦНС:

В свою очередь, макроскопические и микроскопические исследования состоят из набора различных методических приемов, позволяющих изучать различные аспекты морфологических образований в нервной системе в целом, в отдельных участках нервной ткани или даже в отдельном нейроне. Соответственно, можно выделить набор макроскопических (рис. 1.5) и микроскопических (рис. 1.6) методов исследования морфологии ЦНС

Рис. 1.5. Макроскопические методы исследования нервной системы:

Рис. 1.6. Микроскопические методы исследования нервной системы:

Так как задачей анатомического исследования (с точки зрения психологии) является выявление связей анатомических структур с психическими процессами, то к методам исследования морфологии (структуры) ЦНС можно подключить несколько методов из арсенала физиологии (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Общие методы для физиологии и анатомии ЦНС:


1.3. Анатомическая терминология
Для правильного представления о структурах головного и спинного мозга необходимо знать некоторые элементы анатомической номенклатуры.

Тело человека представлено в трех плоскостях, соответственно горизонтальной, сагиттальной и фронтальной.
Горизонтальная плоскость проходит, как следует из ее названия, параллельно горизонту, сагиттальная делит тело человека на две симметричные половины (правую и левую), фронтальная плоскость разделяет тело на переднюю и заднюю части.

В горизонтальной плоскости выделяют две оси. Если объект находится ближе к спине, то о нем говорят, что он расположен дорсально, если ближе к животу — вентрально. Если объект расположен ближе к средней линии, к плоскости симметрии человека, то о нем говорят как о расположенном медиально, если дальше — то латерально.

Во фронтальной плоскости также выделяют две оси: медио-латеральную и ростро-каудальную. Если объект расположен ближе к нижней части тела (у животных — к задней, или хвостовой), то о нем говорят как о каудальном, а если к верхней (ближе к голове) — то он расположен рострально.

В сагиттальной плоскости человека также выделяют две оси; ростро-каудальную и дорсо-вентральную. Таким образом, взаиморасположение любых анатомических объектов можно охарактеризовать их взаиморасположением в трех плоскостях и осях.

Второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Методичка "Анатомия центральной нервной системы"

Чудина Н.А., ЧУДИНА Ю.А.

Анатомия нервной системы человека

Пособие для студентов-психологов

Конспект лекций

МОСКВА

Издательство Российского университета дружбы народов


Оглавление
Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы….
Тема 2. Строение нервной ткани. Нервные элементы…………….
Тема 3. Строение спинного мозга…………………………………..
Тема 4. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов…………..
Тема 5. Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга……………………………………………………….
Тема 6. Строение и функции среднего мозга…………………….
Тема 7. Лимбическая система (строение и функциональное значение)…………………………………………………..
Тема 8. Передний мозг (большие полушария, белое и серое вещество больших полушарий)………………………….
Тема 9. Типы организации нейронов головного и спинного мозга (сетевидная, корковая, ядерная)…………………..
Тема 10. Черепные нервы, расположение, состав и функции…….
Тема 11. Спинномозговые нервы………………………………….
Тема 12. Строение вегетативной нервной системы……………….
Тема 13. Проводящие пути спинного и головного мозга…………
Тема 14. Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе………………………………….
Тема 15. Вспомогательные элементы нервной ткани (нейроглия оболочки мозга, сосудистые элементы)…………………
Тема 16. Строение и функции анализаторов. Распределение функций в коре……………………………………………
Тема 17. Строение органа зрения, слуха и равновесия…………
Указатель терминов………………………………………………….
Литература………………………………………………………….

Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной системы

Анатомия – как наука. Что изучает анатомия ЦНС. Представления о нервной системе.

В биологии различают два основных раздела: морфологию и физиологию. Морфология изучает форму и строение, а физиология - жизнедеятельность и функции живых организмов. Анатомия является частью морфологии. Анатомия человека –это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем.

Иерархия структурной организации человеческого тела.

Анатомия нервной системы является разделом анатомии человека. Анатомия нервной системы изучает строение и функции нервной системы. Нервная система - это система, которая управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, координирует процессы, протекающие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды.

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Функции ЦНС.

Нервная система выполняет следующие функции:

1. Осуществляет регуляцию функций органов и систем органов организма;

2. Координирует деятельность всех органов и систем в зависимости от условий внутренней и внешней среды;

3. Обеспечивает взаимодействие с окружающей средой по адаптивному принципу (приспособление);

4. Контролирует внутриутробное развитие плода. Нервная система максимально экономно расходует энергию организма матери для благоприятного развития плода.

Функции неотрывно связаны со структурой, и исходя из принципа единства структуры и функций, для того, чтобы понять функцию необходимо изучить структуру.

Основные анатомические понятия и термины.

Анатомы пользуются обозначением перпендикулярных плоскостей, которые делят тело человека по толщине, высоте и длине. Выделяют три такие плоскости:

1.Сагиттальная плоскость - разделяет тело в вертикальном направлении на правую и левую части. Если данная плоскость проходит строго по середине, то ее называют медиальной [medialis] плоскостью, а части тела, расположенные справа и слева - латеральными [lateralis] (боковыми).

2.Фронтальная плоскость - делит тело на брюшную (вентральную) и спинную (дорсальную) части, то есть на переднюю [anterior] и заднюю [posterior] части. Фронтальные плоскости расположены параллельно лбу.

3.Трансверзальная плоскость - поперечная, горизонтальная плоскость разделяет тело на верхнюю [superior] (краниальную) и нижнюю [inferior] (каудальную) части.

Также различают наружные[externus] и внутренние[internus] части.

Методы исследования анатомии НС.

Метод расчленения – самый древний метод, используется для изучения строения тела человека и отдельных его органов и тканей еще древними врачами и исследователями.

Метод наполнения полых органов –состоит в наполнении полых органов различными затвердевающими массами с последующим получением слепков. Эти слепки служат наглядными пособиями при изучении строения данных частей тела или мозга.

Метод антропометрии (морфометрия) – этот метод заключается в измерении тела человека и его частей. При сопоставлении полученных величин рассчитываются различные показатели, индексы, которые широко используются для определения типов телосложения, относительных размеров той или иной части тела.

Метод структурной томографии. Суть томографических методов исследования – получение срезов тела, в том числе мозга, искусственным путем. Для построения срезов используется либо послойное просвечивание рентгеновскими лучами, либо улавливание излучения от изотопов, предварительно введенных в мозг. Этот методов позволяет по множеству томографических изображений срезов органа восстановить его структуру.

Методом пластической реконструкции. С помощью данного метода можно изготовить объемные модели органа или его части из тонких восковых пластинок определенной толщины. Этот метод состоит в том, что орган сначала помещают в различные среды (формалин, спирт, хлороформ, толуол), затем помещают в парафин, нарезают и окрашивают.

Гистологические методы. Для изучения особенностей клеточного строения органов используют методы окрашивания отдельной клетки и ее частей (тела, отростков). Участок ткани окрашивают и замораживают, а затем изучают под микроскопом.

Классификации нервной системы. По расположению в нервной системе выделяют центральную и периферическую части. Центральная нервная система (ЦНС) включает спинной и головной мозг. Периферическая нервная система (ПНС) включает нервные узлы, нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

В нервной системе по функциям различают соматическую и вегетативную части. Соматическая нервная система управляет и контролирует мышцы тела и конечностей (скелетные) и кожу. Вегетативная нервная система (ВНС) управляет и контролирует активность всех внутренних органов и обеспечивает обменные процессы в организме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.