Методика изучения свойств нервной системы б а вяткина


Методика изучения свойств нервной системы учащихся

Шкалы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Назначение теста

Предлагаемая методика разработана (используя предложения ) на основе вынужденного выбора школьниками одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника и отсюда – характеристику свойств его нервной системы.

Инструкция к тесту

Прочтите утверждения и выберите тот ответ который наиболее точно описывает выше обычное поведение.

Обработка и интерпретация результатов теста

При совпадении ответов респондента с ключом – начисляется один балл.

Номер варианта поведения С Ф Х М
1 c b a d
2 a b d c
3 d a c b
4 d c b a
5 b d a c
6 a c d b
7 c a b d
8 d b c a
9 b d a c
10 a c d b
11 c a b d
12 d b c a

Интерпретация результатов теста

Тип темперамента и нервной системы по , Гиппократу и Галену

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Тип нервной системы по

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.

Описание темперамента по

Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

Тип темперамента и нервной системы по , Гиппократу и Галену

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Тип нервной системы по

Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип.

Описание темперамента по

Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подтвержденными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

Тип темперамента и нервной системы по , Гиппократу и Галену

Сильный, уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи, с точки зрения подвижности, противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Тип нервной системы по

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Описание темперамента по

Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

Тип темперамента и нервной системы по , Гиппократу и Галену

Слабый тип. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Тип нервной системы по

Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

Описание темперамента по

Энергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в слабых эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные и продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно после многих сочетаний безусловного и условных раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.

Для диагностики свойств НС спортсмена разработаны бланковые и аппаратурные методики, а также используется наблюдение, позволяющие определить выраженность одного или нескольких свойств. Наиболее надежными являются аппаратурные методы диагностики, однако из-за трудностей с оборудованием и больших затрат времени на обследование, они используются не всегда (табл. 13.1).

Методики диагностики свойств НС

Информация о методиках

Сила но возбуждению.

Сила по торможению.

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина (модификация для спортсменов)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.,1978;

Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности (Макаров)

Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. М., 2011

Сила по возбуждению.

Сила по торможению.

Наблюдение за жизненными проявлениями свойств НС (Вяткин)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978

Психологическая диагностика : учеб, пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1997;

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям

Кинематометрическая методика (Ильин). Динамометрическая методика (Ильин)

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Кииематометрические методики изучения внешнего и внутреннего баланса (Ильин)

Ильин Е. II. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина разработан в 1974 г. польским психологом Я. Стреляу. В 1978 г. опросник был адаптирован для русскоязычных пользователей известным отечественным специалистом Вяткиным (ГПУ, Пермь), который создал два варианта данного опросника: для обычных людей и для спортсменов. В модификации, предназначенной для диагностики спортсменов, суждения опросника изменены с учетом специфики спортивной деятельности (именно эта модификация описывается в настоящем пособии).

Опросник предназначен для оценки силы по иозбуждению, силы по торможению, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Литературные и компьютерные варианты методики содержат бланки со 134 вопросами и ключи. При интерпретации силы и подвижности обычно рекомендуется ориентироваться на 42 балла (свойство считается выраженным). Практическое использование методики показало, что 60—70 баллов свидетельствуют о высокой выраженности силы и подвижности, на эти значения чаще и ориентируются спортивные психологи. Уравновешенность рассчитывается по соотношению показателей силы возбуждения и торможения. При значении 0,9—1,1 диагностируется баланс нервных процессов, меньше 0,9 — доминирование торможения, больше 1,1 — доминирование возбуждения. В обработке варианта опросника не для спортсменов рекомендуется диагностировать уравновешенность при значении 0,85—1,15. Специалисты по психологии спорта считают более информативным диапазон 0,9—1,1.

Рассчитанные баллы необходимо сопоставить с данными других методик и с результатами наблюдений. При возможных несовпадениях (например, по баллам опросника — подвижность НС, а в поведении — медлительность, невысокий темп движений и т.п.) правильнее ориентироваться не на баллы, а на реальность.

Опросник относится к числу популярных общепризнанных методик, неоднократно опубликованных, в том числе и на сайтах. Нужно обратить внимание, что в электронным виде чаще представлен вариант не для спортсменов.

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности, разработанная Г. Г. Макаровым (НГУ им. 11. Ф. Лесгафга) в 2010 г., позволяет диагностировать не только полюса выраженности основных свойств НС, например, силы — слабости, подвижности — инертности, но и определить промежуточные типы — сильный с тенденцией к среднему, инертный с тенденцией к промежуточному и т.д. Методика представляет анкету шкального типа, состоит из трех частей по 15 вопросов в каждой. В публикации анкеты (см. табл. 13.1) представлены бланки, ключи, описана процедура обработки и постановки диагноза. Вызывает вопросы оценка уравновешенности — если диагностируется неуравновешенный тип, то непонятно, что доминирует — возбуждение или торможение. В качестве заключения по обследованию автор предлагает делать вывод о темпераменте спортсмена, корректно относя его к типологии И. П. Павлова: флегматик, холерик и т.д. С нашей точки зрения, более информативно содержательно проинтерпретировать выраженность каждого свойства НС в плане соответствия особенностям вида спорта и задачам подготовки спортсмена.

Наблюдение как метод диагностики свойств НС позволяет оценить их выраженность по жизненным проявлениям. Методика разработана Вяткиным (ГПУ, Пермь) в 1978 г. В ее описании (см. табл. 13.1) представлены: перечни показателей, но которым но 5-балльным шкалам следует оценивать выраженность силы возбуждения, силы торможения и подвижности; процедура вычисления суммарных оценок и интерпретация. Необходимо отметить, что в более поздних публикациях представлены только перечни показателей, что серьезно осложняет применение. Несомненно, использование методики будет более эффективным при подготовке карт наблюдения, позволяющих оперативно фиксировать оценки показателей.

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям разработаны в 1970-е гг. известным психологом, профессором Ильиным (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Эти методики позволяют оценить силу, подвижность и уравновешенность на основании измерений темпа и точности движений. По замыслу автора, с помощью этих методик свойства НС диагностируются более дифференцировано: не только сильный и слабый, но и средне-слабый и средне-сильный типы; не просто подвижность, а подвижность возбуждения и подвижность торможения; баланс нервных процессов также измеряется как внешний и внутренний.

В многократных публикациях подробно описаны графические и аппаратурные варианты методик, необходимое оборудование, процедуры обследования, обработки и интерпретации полученных данных (см. табл. 13.1).

Вышеописанные методики наиболее часто применяются для диагностики спортсмена. Кроме этих методик, выраженность свойств НС можно определить по методикам, разработанным в психофизиологии.

Инструкция к тесту

Назначение теста

Методика изучения свойств нервной системы учащихся

Ключ

Общительность 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41 а, 46а 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б
Организованность 326, 37а, 42а, 47а, За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а
Направленность на предмет 43а, 48а 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б
Интеллигентность 34а, 39а, 44а, 49а
Мотивация одобрения 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а

Каждая из форм профессиональной направленности считается недостаточно развитой, если по данной шкале получе­но менее 3 баллов, и ярко выраженным, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты целе­сообразно выразить в виде диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправлен­ности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Предлагаемая методика разработана (используя предложения А.А. Полетаева) на основе вынужденного выбора школьниками одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника и отсюда – характеристику свойств его нервной системы.

Прочтите утверждения и выберите тот ответ который наиболее точно описывает выше обычное поведение.

1) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением.

b) Настроение всегда ровное, спокойное.

c) Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.

d) Настроение обычно подавленное, часто грустит.

2) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

b) Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедлены.

c) Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

3) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.

b) При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.

c) При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.

d) Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.

4) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.

b) Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.

c) Работает упорно, стремясь во чтобы то ни стало довести дело до конца.

d) Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.

5) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.

b) Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.

c) Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.

d) Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.

6) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Делит с другими людьми и радость и горе.

b) Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.

c) Все свои чувства старается пережить в одиночку.

d) Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.

7) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Замечание выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.

b) Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.

c) Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.

d) Очень огорчается любым замечаниям, переживает.

8) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.

b) Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.

c) Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.

d) После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.

9) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.

b) Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.

c) Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.

d) Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо.

10) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.

b) Редко шутит, часто обижается на шутки.

c) Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

d) Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет.

11) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает выше обычное поведение

a) Перед тем как приступить к делу, все тщательно продумает и рассчитает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.

b) Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, то может легко перестроиться.

c) План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения также легко перестраивается при изменении условий работы.

d) С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый; если ситуация меняется, то часто не знает, что делать дальше.

12) Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает ваше обычное поведение

a) Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.

b) Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.

c) Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.

d) Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподава­тель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т.д.) и соответствующим об­разом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пяти­балльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая).

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:

1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой

3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во вре­мя учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.

4. Способен многократно повторять сложные и опасные упражне­ния.

5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

6. Существенным образом не снижает качества выполнения уп­ражнения, если вначале его была допущена ошибка.

7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.

10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неуда­чи.

11. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

12. К концу тренировочного занятия качества выполнения упраж­нений не снижает.

13. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

14. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным со­перником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

Показатели силы нервной системы со стороны торможения

1. Обладает равномерностью в динамике деятельности и на­строении.

2. В ситуации ожидания собран и спокоен.

3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.

4. Способен "укрощать" неадекватные или невыполнимые вле­чения и желания.

5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.

6. Способен быстро сосредотачиваться на выполнении пред­стоящего упражнения или задания.

7. Спокойно без внешних признаков нетерпения переносит вы­нужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неуда­ча, неинтересная работа и т.п.).

9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с то­варищами и тренером перед соревнованиями.

10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области во­левой задержки (например, быстро успокаиваться по требованию тре­нера или учителя).

11. Не нарушает обычного режима в дни ответственных сорев­нований, экзаменов.

12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспо­минания о предыдущей деятельности.

13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании..

14. Тщательно и неторопливо проводит разминку.

15. Обладает ровной, плавной речью, чёткостью мысли и точно­стью выражений.

Показатели подвижности нервных процессов

1. Способен быстро и легко переходить от одного вида дея­тельности к другому.

2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки,

3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности заданий.

4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.

5. В разминке индивидуального характера отдаёт предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.

6. Без особого интереса выполнят статические упражнения и за­дания, требующие кропотливой работы по обработке техники.

7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).

8. Имеет быструю, порой торопливую речь.

9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, трене­ром).

10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.

11. Быстро привыкает к новьм условиям деятельности.

12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без "раскачки", быстро втягивается в работу.

13. Легко и непринуждённо чувствует себя в кругу малознако­мых людей.

14. Способен на успешное выполнение упражнения без тща­тельной предварительной разминки.

15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровож­дающей речь.

Способ обработки результатов Суждение о степени выраженности каждого свойства произво­дится путём суммирования оценок по всем показателям. Таким обра­зом, максимальная оценка по каждому свойству - 75 баллов, мини­мальная - 15 баллов. Сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свой­ства, т.е. учащийся отличается силой, уравновешенностью и подвиж­ностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность их, т.е. спортсмен отличается слабостью, не­уравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. Зная свойства нервной системы ученика, можно сделать вывод о его темпераменте.

Литература

1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Пси­хологический журнал. - 1993. - т. 14. - № 2.

2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978.

3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об­разовании. Учебное пособие. - М., 1995.

8. Русалов В. М.. О природе темперамента и его месте в струк­туре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. -1985.-№11.-С. 19-33.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. -М.,1982.

Вяткииа Л А

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

:Профконсультирование ипрофдиагностика.Тест :" Методика изучения свойств нервной системы"

Методика изучения свойств нервной системы учащихся

Для изучения свойств нервной системы учащихся предлагаем методику, разработанную С.И. Вершининым.

Свойства нервной системы не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек, обладая широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют выполнение конкретной деятельности, приспосабливается к условиям труда и приобретает индивидуальный стиль работы, позволяющий успешно справляться с делом. Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.

В этой методике предлагается оценить сходство различных вариантов поведения с вашим собственным поведением. Методика поможет вам узнать о некоторых особенностях своей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности, но лишь в том случае, если вы дадите правильную и беспристрастную оценку своего поведения.

Опросный лист методики

Настроение неустойчивое: бурное веселье может смениться раздражением.

Настроение всегда ровное, спокойное.

Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.

Настроение обычно подавленное, часто грустит.

Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.

Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

При неудачах упорно старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.

при неудачах очень переживает, с большим трудом берется за дело вновь.

При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.

Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.

Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.

Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.

Работает упорно, стремясь, во что бы то ни стало довести дело до конца.

Берется за любую работу, может браться за несколько дел одновременно.

В общении ведет себя очень эмоционально, громко смеется.

Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.

Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.

Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, предпочитая общаться с близкими друзьями.

Делит с другими людьми и радость, и горе.

Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.

Все свои чувства старается переживать в одиночку.

Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.

Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту, же ошибку.

Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.

Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.

Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает их.

После выполнения какой-либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.

Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.

Легко перестраивается на другую работу, может при этом бросить начатое дело, не закончив его.

После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое.

Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.

Легко переживает обиды и огорчения, быстро забывает их.

Тяжело переживает обиды и огорчения, долго помнит их.

Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это старается не показывать.

Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.

Редко шутит, часто обижается на шутки.

Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет.

Перед тем как приступит к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает; если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.

Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом: если ситуация меняется, то может легко перестроиться.

Планы работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, так же быстро и легко перестраивается при изменении условий работы.

С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый план; если ситуация меняется, то часто не знает, что делать дальше.

Отличается острой впечатлительностью и восприимчивостью, особенно в области эстетических впечатлений.

Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.

Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.

Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках т. п.

Обработка и анализ результатов

Если в какой-то графе учащегося 8 и более крестиков, то у него ярко выражен соответствующий тип темперамента. Однако такой вариант встречается достаточно редко. Чаще бывает вариант, при котором большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в двух графах. При этом возможны два случая: а) примерно одинаковое количество выборов в обеих графах ( распределение выборов типа 5-5-2-0, 6-5-1-0, 5-4-2-1, и т. п.) – в таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента и б) преобладающее количество выборов в одной из граф ( распределение выборов типа 7-4-1-0, 6-3-2-1, 7-5-0-0 и т. п.) – в таком случае можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одного из них.

После определения степени выраженности данных типов у школьников преподаватель объясняет, каким образом можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы, предлагая им определенный алгоритм. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.

Пример. Нередко встречается распределение типа 6-4-2-0, т. е. наиболее ярко выражены черты сангвиника и менее ярко – флегматика; отчасти – черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходим к заключению о том, что в данном случае превалируют сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется.

Другой пример. При распределении типа 4-2-6-0, т. е. когда наиболее ярко заметны черты холерика, более слабо – сангвиника и отчасти – флегматика, мы можем прийти к заключению: в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.

Бланк ответов к методике изучения свойств нервной системы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.