Методики изучения баланса нервных процессов

МЕТОДИКА Н. С. ЛЕЙТЕСА (1956)

Физиологическое обоснование.Методика основана на измерении длительности последей­ствия стимулов.

Аппаратура, необходимая для исследования.Проекционное устройство, электросекун­домер, автоматически включающийся при появлении на экране определенных кадров. Это достигается системой контактов, которые замыкают цепь включения секундомера в тот мо­мент, когда в фильмовое окно проекционного устройства попадают участки киноленты со специальными вырезами. В момент, когда испытуемый нажимает на ключ, секундомер вы­ключается с помощью специального реле на несколько десятых долей секунды, а затем про­должает работать, пока стрелка не дойдет до нуля. В этот момент секундомер автоматически выключается.

Двигательная реакция испытуемого фиксируется специальным записывающим устрой­ством.

Процедура исследования.С помощью проекционного устройства перед испытуемым на экране демонстрируются изображения отдельных букв, по одной на кадре. Предъявляют 9 букв: А, В, И, К, Н, П, С, Т, X. Они располагаются в такой последовательности, чтобы какой-либо системы в их чередовании уловить было нельзя. Всего используется 780 кадров.

Буквы экспонируются в строго определенном темпе. На одни из них испытуемые должны реагировать, на другие — нет. Буквы, являющиеся положительными стимулами, отстоят друг от друга на различных интервалах, но всегда на определенном расстоянии от предшествую­щего предъявления какой-либо буквы. Таким образом, сохраняется ритмичность подачи раз­дражителей. Испытуемые непрерывно наблюдают за меняющимися раздражителями, поддер­живая необходимую сосредоточенность.

На положительные стимулы испытуемые нажимают на кнопку рефлексометра. Положи­тельным сигналом было появление буквы С, тормозным — НС. Буква С встречается в экспе­рименте 122 раза, Н — 120 раз, НС — 50 раз. Если букве С предшествовало сочетание НС (не­важно, за сколько других букв до появления С), нажимать на ключ не надо ни на НС, ни на последующую букву С.

Буква С отставляется в программе от сочетания НС на разное расстояние, что дает воз­можность измерять длительность последействия (в промежутке от 1 до 10 кадров).

Быстроту смены кадров можно регулировать: в одной серии кадры меняются через 1,5 с и на нее уходит 20 мин, в другой серии кадры меняются через 0,5 с и общее время эксперимента составляет 7 мин.

Критерии для диагностики.Изменение времени реакции (увеличение или полная задерж­ка), обусловленные действием предыдущего раздражителя (тормозного — НС на положитель­ный — С), служит показателем последействия тормозного процесса.

За исходное принимается время реакции на стимул, идущий через девять нейтральных букв, т. е. наиболее удаленный от предшествующего значимого (положительного или отрица­тельного) стимула. Для суждения о влиянии одного значимого стимула на другой время реак­ции на каждом интервале вычисляется в процентах к фоновому времени. Если время реакции увеличивается на 10 % и больше, то фиксируется наличие последействия. Длительность его измеряется путем умножения числа кадров между положительным и тормозным сигналами на длительность интервалов (1,5 или 0,5 с).

Могут наблюдаться три варианта изменения времени реакции на положительный стимул после отрицательного:

1) замедление времени реакции (длится 6-12 с),

2) сохранение прежней величины времени реакции,

3) укорочение времени реакции (длится 3 с).

Данная методика ввиду аппаратурной сложности не может использоваться вне лабора­торных условий, хотя затрачиваемое на обследование время относительное небольшое. Кро­ме того, методика дает возможность выявлять только влияние тормозного сигнала на возбу­дительный, т. е. функциональную подвижность торможения. Подвижность возбуждения ос­тается в этой методике без индикатора. Не ясно также, изучается ли данной методикой интегральное свойство или оно относится только ко второй сигнальной системе.

РЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА К.М. ГУРЕВИЧА (1963)

Аппаратура, необходимая для исследования.Рефлексометр, магнитофон с записанными по определенной программе на магнитофонную пленку звуками, имеющими разное сигнальное значение; телефоны-наушники.

Процедура исследования.Сигналы с магнитофона подаются испытуемому в телефоны-наушники. Автоматически звуками с магнитофона осуществляется включение рефлексомет-ра. Программа записи на магнитофонную пленку для проведения исследования следующая. Положительным сигналом (на который испытуемый отвечает нажатием на кнопку рефлексо-метра, останавливая его) является звук высотой 800 Гц средней силы. Для изучения после­действия положительных раздражителей эти звуки подаются парами. Интервалы между ними составляют 0,5; 0,7; 1,0; 3,0; 5,0 с. Между парами сигналов интервалы постоянные и равны 12 с. Пары повторяются без определенной системы от 8 до 12 раз. Последействие тормозных раздражителей (звук высотой 3000 Гц) изучается при отставлении положительного сигнала от тормозного на интервал в 0,1 с. Положительные раздражители идут после тормозных всего пять раз (на фоне беспорядочного следования друг за другом как положительных, так и тор­мозных сигналов).

Сначала проводится тренировка обследуемого по различению положительного и тормоз­ного сигналов и по нажиму на кнопку рефлексометра только при появлении положительного сигнала.

Критерии для диагностики.Показателем подвижности—инертности нервных процессов служит время реакции на положительные раздражители после предшествования в одном слу­чае положительного сигнала, а в другом случае — отрицательного. Фоновое время реакции, по которому сравниваются сдвиги, высчитываются как среднее для данного обследуемого на сигнал, отделенный от предшествующего положительного сигнала на 12 с. В каждом исследо­вании учитывается не менее 50 фоновых реакций.

Последействие положительного раздражителя высчитывается из сравнения времени ре­акции на второй положительный раздражитель в каждой паре раздражителей (дается 10 по­пыток). Поскольку между положительными сигналами используются разные временные ин­тервалы, по сдвигам, выявленным при каждом интервале, можно судить о быстроте нервного процесса, вызываемого положительным раздражителем. Если последействие длительное, то последующий раздражитель вызывает возбуждение на фоне остаточного возбуждения от пред­шествующего раздражения, и они суммируются. Это приведет к уменьшению времени реак­ции. Если последействие имеет среднюю быстроту течения, то при коротких интервалах меж­ду двумя положительными сигналами будет наблюдаться суммация возбуждения и укороче­ние времени реакции, а при длинных интервалах — отрицательная последовательная индукция и увеличение времени реакции. Такая двухволновость изменения времени реакции свидетель­ствует, что за 5 с (время максимального интервала) следовые процессы прошли уже две фазы, в то время как в предыдущем случае — только одну. Наконец, если отрицательная фаза ин­дукции встречается уже при коротких интервалах между двумя положительными сигналами, то быстрота течения следовых процессов еще больше; в этом случае увеличение времени ре­акции будет уже при коротких интервалах между сигналами.

Субъектов с первым типом реакций можно отнести к инертным по возбуждению, а с тре­тьим типом реакций — к подвижным по возбуждению.

Показателем длительности -последействия тормозного раздражителя служит отношение времени реакции на положительный сигнал после тормозного к фоновому времени: если от­ношение больше единицы, то имеется инертность торможения, если меньше единицы (вслед­ствие положительной индукции), то имеется подвижность торможения.

Существенным недостатком данной методики является то, что подвижность возбуждения и торможения определяется в разных временных развертках: для последействия тормозного сигнала используется интервал 0,1 с, а для последействия положительного сигнала — 0,5 с и больше. Отсюда нельзя сравнить у одного и того же субъекта подвижность возбуждения с подвижностью торможения. Не идентичны и приемы определения подвижности того и дру­гого процессов: если влияние тормозного сигнала на положительный методика позволяет изу­чать, то влияние положительного сигнала на тормозный — нет.

Использование методики затруднено еще и по причине громоздкости и сложности аппа­ратуры, необходимой для исследования.

КИНЕМАТОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА (Е. П. ИЛЬИН, 1972)

Аппаратура, необходимая для исследования.Используется кинематометр Жуковского (луч­ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис. 3.7).

Основание прибора представляет собой металлический прямоугольник 10x10 см (1), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли­ной (2). К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов (3). На металлической стойке (4) основания кинематометра по­мещена деревянная платформа (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что­бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме­щает за собой стрелку прибора (6), указывающую своим положением на шкале протяжен­ность выполняемого движения. Крепится стрелка на стойке с помощью диска (7), а фиксиру­ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле­дуемого. Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы кинема-


Рис.3.7. Кинематометр Жуковского (обозначения даны в тексте)

тометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль). Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрел­ки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при дви­жениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбци­нами.

Процедура исследования.Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вра­щения платформы. Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулиро­вать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе. Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу. После этого ему объясняет­ся задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в преде­лах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение. В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталон­ном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положе­ние. В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбран­ную) амплитуду на 1-2 градуса. Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 гра­дуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими).

На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуе­мый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других по­пытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.

Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-

Таблица 34 Протокол проведения эксперимента

Общая характеристика

Методика базируется на положении, что при росте эмоционального воз­буждения заданные для воспроизведения (без участия зрения) амплитуды дви­жений превышают эталонную, а при развитии тормозных состояний они не доходят до нее. Поскольку у одних людей постоянно (даже в эмоционально нейтральном состоянии) наблюдаются первое, а у других – второе, то для од­ них типично преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне (или, по крайней мере, возникновение возбудительной реакции при формировании мотива достижения цели), а для других – преобладание тор­можения (возникновение тормозной реакции в ответ на формирование мотива достижения цели). Преобладание возбуждения или торможения приводит к искаженной оценке эталонной амплитуды движения, в связи с чем и возни­кает либо превышение, либо уменьшение объективного эталона при попытке испытуемого сделать движение, соответствующее таковому.

Обработка результатов

а) число случаев переводов (п) и недоводов (н),

б) суммарные величины превышения и недоведения (в миллиметрах).

4. Затем подсчитать общую сумму отклонений (в мм) путём арифмети­ческого сложения (с учётом знака) всех отклонений независимо от амплитуды движений.

5. Полученные результаты внести в сводный протокол (таблица 2.16).

Число переводов (п) и недоводов (н) на амплитудах Сумма отклонений на амплитудах (в мм) Общая сумма отклонений (в мм)
малой большой малой большой

Для приведённого выше примера (табл.2.15) протокол заполняется следующим образом (таблица 2.17):

Число переводов (п) и недоводов (н) на амплитудах Сумма отклонений на амплитудах (в мм) Общая сумма отклонений (в мм)
малой большой малой большой
+5п -5н +16 -15 +1

Интерпретация результатов

Диагноз ставится по соотношению переводов и недоводов на малых и больших амплитудах (таблица 2.18).

1. Если, как в нашем примере, у субъекта на малой амплитуде наблюда­ются переводы, а на большой амплитуде – недоводы, то это свидетельствует об уравновешенности нервных процессов.

Примечание: уравнительная фаза характеризуется примерно равным числом плюсов и минусов.

4. В двух последних строках таблицы 2.18 представлены варианты извра­щения. Они возникают, если нервная система субъекта в момент обследова­ния находится в одной из фаз парабиоза по Н. Е. Введенскому. При извраще­нии диагноз не ставится, обследование следует провести в другой день.

Из таблицы 2.18 видно, что по одной амплитуде (либо большой, либо ма­лой) диагноз установить нельзя, поскольку превышения на малой амплитуде есть и у уравновешенных, и у лиц с преобладанием возбуждения, а недоведе­ния на большой амплитуде отмечаются и у уравновешенных, и у субъектов с преобладанием торможения.

Три приведенные градации соотношения между возбуждением и тормо­жением (исключая 2 случая извращений) подчас недостаточны при анализе полученных в исследованиях данных, в частности – для ранжирования испы­туемых по степени преобладания одного из нервных процессов. Поэтому была разработана более дифференцированная шкала (таблица 2.19), основанная на числе случаев превышения и недоведения – от 10 до 0, а также суммарной их величине (в миллиметрах), т. е. степени выраженности.

Вариант Диагноз Число переводов (п) и недоводов (н) на амплитудах Сумма отклонений (в мм) на амплитудах Общая сумма отклоне­ний (в мм)
малой большой малой большой
А Очень большое преобладание возбуждения 5п 5п +28 +23 +51
Б Большое преобладание возбуждения 5п 5п 4п и 1н +12 +8 +20
В Небольшой сдвиг баланса в сторону воз­буждения 5п 3п и 2н 2п и 3н +12 -3 +9
Г Уравновешенность 5п 4п и 1н +12 -11 +1
Д Небольшой сдвиг баланса в сторону тор­можения 3п и 2н 2п и 3н +4 -15 -11
Е Большое преоблада­ние торможения -10 -14 -24
Ж Очень большое преобладание тормо­жения -19 -22 -41

5. Если во всех 5 попытках на малой амплитуде и во всех 5 на большой отмечается превышение у нескольких обследованных субъектов, то различная выраженность у них преобладания возбуждения определяется суммой превы­шения амплитуды (в мм): чем больше суммарная величина по сравнению с за­ данной амплитудой, тем более выражено преобладание возбуждения (вариан­ты А и Б в таблице 2.19).

6. Когда при воспроизведении большой амплитуды в некоторых попыт­ках появляется недоведение (вместе с превышением во всех попытках при воспроизведении малой амплитуды), это расценивается как проявление не­ большого сдвига уравновешенности в сторону возбуждения (вариант В в та­блице 2.19).

7. Если при сохраняющемся доминировании недоведения на большой ам­плитуде отмечаются отдельные превышения на малой амплитуде, это следует признать как небольшой сдвиг уравновешенности в сторону торможения (вариант Д в таблице 2.19).

8. Степень преобладания торможения при наличии недоведения во всех попытках определяется по суммарной величине такового (в мм): чем больше эта величина, тем больше преобладание торможения (варианты Е и Ж).

10. Следует подчеркнуть, что сначала проводится грубое ранжирование обследованных субъектов (с учётом 5 типологических групп — Б, В, Г, Д, Е), а затем уже внутри каждой группы – более дифференцированное, с учетом общей суммы. Это необходимо делать потому, что суммарный итог иногда не дает правильного представления о балансе и месте субъекта в ранжированном ряду. Например, при сумме отклонений +21мм одного субъекта и +17мм дру­гого еще не значит, что у первого возбуждение выражено больше, чем у второго. У первого человека сумма складывалась из +28мм – на малых амплиту­дах и –7мм – на больших. У второго – из +10мм на малых амплитудах и +7мм – на больших. Таким образом, первый должен быть отнесен к группе уравновешенных, а второй – к группе с преобладанием возбуждения.

Общая характеристика

Методика базируется на положении, что при росте эмоционального воз­буждения заданные для воспроизведения (без участия зрения) амплитуды дви­жений превышают эталонную, а при развитии тормозных состояний они не доходят до нее. Поскольку у одних людей постоянно (даже в эмоционально нейтральном состоянии) наблюдаются первое, а у других – второе, то для од­ них типично преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне (или, по крайней мере, возникновение возбудительной реакции при формировании мотива достижения цели), а для других – преобладание тор­можения (возникновение тормозной реакции в ответ на формирование мотива достижения цели). Преобладание возбуждения или торможения приводит к искаженной оценке эталонной амплитуды движения, в связи с чем и возни­кает либо превышение, либо уменьшение объективного эталона при попытке испытуемого сделать движение, соответствующее таковому.

Соотношение нервных процессов было первым из свойств нервной системы, выдвинутых И. П. Павловым. Несмотря на это, оно до сих пор наименее изучено. Во всяком случае, мы не можем говорить о том, что изучаем баланс нервных процессов так, как его понимал И. П. Павлов (напомним, что он говорил о балансе по силе возбуждения и силе торможения). Не можем потому, что не знаем способов определения силы процесса торможения. Вместо этого мы судим (по косвенным признакам) о превалировании или равновесии возбудительных и тормозных реакций в действиях человека.

В качестве показателей этого свойства у разных исследователей павловской школы выступали: величина положительных и тормозных условно рефлекторных реакций, отношение числа ошибок (или же правильных реакций) на положительный и тормозным сигнал, постоянство фона условно-рефлекторной деятельности и др.

В психологии при измерении баланса нервных процессов у человека используются другие показатели: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движении, а также временных отрезков. По мнению Г. И. Борягина и М. Ф. Пономарева, наличие переводов свидетельствует о преобладании возбуждения, а наличие недоводов -- о преобладании торможения.

Эти представления находят подтверждение как в опытах с фармакологическими воздействиями на человека, так и в исследованиях, проводимых на различном эмоциональном фоне человека. Так, прием испытуемыми кофеина, усиливающего возбуждение, приводит к увеличению срывов дифференцировок (по которым судят о выраженности торможения) и количеству и величины переводов при воспроизведении амплитуд движений. Прием же брома, усиливающего тормозной процесс, уменьшает количество срывов дифференцировок и увеличивает число недоводов при воспроизведении амплитуд (Г. И. Борягин, М. Ф. Пономарев). В состоянии предстартового возбуждения, регистрируемого как по самоотчету спортсменов, так и по ряду физиологических показателей (пульсу, артериальному давлению, тремору и т. п.) резко увеличивается число переводов воспроизводимых амплитуд движений, а в состоянии заторможенности (при скуке, сонливости) возрастает число недоводов (Л. Д. Гиссен, Н. П. Фетискин).

Особенностью изучения баланса между возбуждением и торможением по их величине является то, что о нем судят по интегральной характеристике, являющейся результирующей противоборства этих двух процессов. Таким образом, сравниваются у разных людей не выраженность возбуждения или торможения, а какой из них берет верх над другим. Поэтому теоретически одна, и та же типологическая особенность у двух субъектов (например, преобладание возбуждения над торможением) может базироваться на разных уровнях выраженности возбуждения и торможения. Так, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при высокой интенсивности того и другого, а у другого преобладание возбуждения может наблюдаться при слабой выраженности того и другого.

Попытка глубже разобраться в физиологической сущности этого свойства привела к выявлению ряда интересных фактов, которые, однако, до конца еще не очень понятны. Например, выявлено, что баланс, как и сила нервной системы, имеет связь с уровнем активации покоя. Однако если для силы нервной системы эта связь носит линейный характер (чем слабее нервная система, тем выше активация в покое), то для баланса -- криволинейный характер: уровень активации (энерготраты в покое на килограмм массы тела человека) выше у лиц с уравновешенностью возбуждения и торможения и ниже у лиц с преобладанием возбуждения и торможения.

Криволинейная связь баланса с уровнем активации покоя находит подтверждение и в наличии криволинейной связи баланса с силой нервной системы: слабости нервной системы чаще соответствует уравновешенность нервных процессов, а силе -- неуравновешенность (преобладание возбуждения или торможения).

Уравновешенность нервных процессов является исходной базовой характеристикой при автоматизированном режиме работы нервных центров, a преобладание возбуждения или торможения является искажением этого соотношения неумных процессов в результате вмешательства другого уровня управления, связанного с активным привлечением внимания человека к выполняемому заданию, с его желанием выполнить задание как можно лучше. Какое соотношение между возбуждением и торможением проявится у данного человека, зависит, вероятно, от его типа реагирования на ситуацию: у одних типичной является возбудительная реакция, у других -- тормозная, у третьих же возникает индифферентная реакция или вообще таковая отсутствует, поэтому у них проявляется базовое соотношение между возбуждением и торможением, т. е. их уравновешенность.

Во многих случаях эффективность деятельности зависит от того, какие психофизиологические состояния возникают у человека. Некоторые из этих состояний с точки зрения переживаний неприятны человеку, снижают эффективность его деятельности (психическое напряжение и утомление, монотония и психическое пресыщение). У разных людей время появления этих состояний и глубина их развития различны, что свидетельствует о разной устойчивости к этим состояниям. При этом один человек может быть устойчив к психическому напряжению и неустойчив к монотонии, другой устойчив к монотонии, но не устойчив к утомлению и т. д. Обусловлено это тем, что во многом устойчивость к тому или иному состоянию связала с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности. При небольшой и средней степени психоэмоционального напряжения эффективность деятельности возрастает у всех людей, независимо от того, какие типологические особенности у них имеются. Однако при большом напряжении раньше ухудшается эффективность деятельности у лиц со слабой нервной системой. Субъекты с сильной нервной системой оказываются более устойчивыми к выраженному психоэмоциональному напряжению. В соответствии с этим, при среднем напряжении люди со слабой нервной системой показывают высокую эффективность деятельности, подчас даже более высокую, чем люди с сильной нервной системой. Однако чем напряженнее деятельность и больше ответственность, больше цена ошибки, тем в большей степени ухудшается эффективность деятельности людей со слабой нервной системой. Люди же с сильной нервной системой, наоборот, в этой ситуации мобилизуются больше и повышают эффективность своей деятельности.

Конечно, это не значит, что люди с сильной нервной системой выдержат любую напряженную ситуацию. Приведенные примеры говорят только о том, что у них больше шансов выдержать большое психическое напряжение, чем у людей со слабой нервной системой. С другой стороны, нужно подчеркнуть, что обычная ситуация мало способствует мобилизации лиц, имеющих сильную нервную систему. Они выкладываются а основном в экстремальной ситуации. Поэтому мотивация их деятельности со стороны (педагогом, тренером, мастером на производстве) должна быть более сильной, чем лиц со слабой нервной системой. Последних нельзя подвергать чрезмерно сильной стимуляции, брать с них обязательства о непременном достижении высокого результата, а цели перед ними надо ставить не предельные, а оптимальные. Не случайно субъекты со слабой нервной системой предпочитают быть ведомыми, а не лидерами. Избегание всяких стрессов -- это основа их комфортного существования.

Рис. 5.5. Схема, показывающая различия в силе нервной системы в зависимости от длительности действия раздражителя. По вертикали – уровень активации (обозначения те же, что на рис. 5.3). По горизонтали – интенсивность раздражителя (ось Б) и длительность действия раздражителя (ось Т) с постоянной интенсивностью R2. Заштрихована область суммации следов возбуждения (повышение уровня подпороговой активности). t1– время действия на слабую нервную систему раздражителя R2, приводящее к достижению предела реагирования; t2– то же для сильной нервной системы.

Рис. 5.6. Схема, показывающая фазность развития следовых процессов. А – изменение величины тормозных реакций после предшествования процесса возбуждения; Б – изменение величины активизирующих реакций после предшествования тормозных реакций. Столбиками обозначена величина реакций, кривые линии – изменение во времени нервных процессов (t0–t5): следовое возбуждение, а1 – исчезновение следов возбуждения, а2–а4 – торможение, развивающееся по механизму отрицательной индукции; б0 – следовое торможение, б1 – исчезновение следового торможения, б2–б5 – возбуждение, развивающееся по типу положительной индукции.

Соотношение нервных процессов было первым из свойств нервной системы, указанных И. П. Павловым. Несмотря на это, оно до сих пор наименее изучено. Во всяком случае, мы не можем говорить о том, что исследуем баланс нервных процессов так, как его понимал И. П. Павлов (напомним, что он говорил о балансе по силе возбуждения и силе торможения). Не можем так заявлять, поскольку не знаем способов определения силы процесса торможения. Вместо этого мы судим (по косвенным признакам) о превалировании или равновесии возбудительных и тормозных реакций в действиях человека.
В качестве показателей этого свойства у разных исследователей павловской школы выступали: величина положительных и тормозных условно-рефлекторных реакций, отношение числа ошибок (или же правильных реакций) на положительный и тормозной сигнал, постоянство фона условно-рефлекторной деятельности и др. (Э. П. Кокорина, 1963; Г. А. Образцова, 1964 и др.).
В психологии при измерении баланса нервных процессов у человека используются другие показатели: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также временных отрезков (Г. И. Борягин, 1959; М. Ф. Пономарев, 1960, и др.). По мнению этих исследователей, наличие переводов свидетельствует о преобладании возбуждения, а наличие недоводов – о преобладании торможения.
Эти представления находят подтверждение как в опытах с фармакологическими воздействиями на человека, так и в исследованиях, проводимых на различном эмоциональном фоне испытуемого. Так, прием обследуемыми кофеина, усиливающего возбуждение, приводит к увеличению срывов дифференцировок (по которым судят о выраженности торможения) и возрастанию количества переводов при воспроизведении амплитуд движений. Прием же брома, усиливающего тормозной процесс, уменьшает количество срывов дифференцировок и увеличивает число недоводов при воспроизведении амплитуд (Г. И. Борягин, М. Ф. Пономарев). В состоянии предстартового возбуждения, регистрируемого как по самоотчету спортсменов, так и по ряду физиологических показателей (пульсу, артериальному давлению, тремору и т. п.), резко увеличивается число переводов воспроизводимых амплитуд движений, а в состоянии заторможенности (при скуке, сонливости) возрастает число недоводов.
Однако все это говорит о соотношении возбуждения и торможения по их величине (интенсивности), но не по силе в смысле выносливости нервной системы, как понимал баланс И. П. Павлов. Однако так сложилось, что всегда имелся в виду баланс именно в павловском его толковании, и никто не обращал внимания на то, что легче всего (и ближе к истине) говорить о соотношении величины возбуждения и торможения и изучать влияние именно этого соотношения на поведение и деятельность человека. По крайней мере, имеющиеся у физиологов и психологов методы изучения баланса нервных процессов не дают возможности рассчитывать на большее.
Особенностью изучения баланса между возбуждением и торможением по их величине является то, что о нем судят по интегральной характеристике, результирующей противоборства этих двух процессов (или систем реагирования – возбудительной и тормозной). Таким образом, у разных людей сравниваются не выраженность возбуждения или торможения, а какой из процессов берет верх над другим. Поэтому теоретически одна и та же типологическая особенность у двух субъектов (например, преобладание возбуждения над торможением) может базироваться на разных уровнях выраженности того и другого. Так, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при высокой интенсивности обоих, а у второго преобладание возбуждения может наблюдаться при слабой их выраженности.
Попытка глубже разобраться в физиологической сущности этого свойства привела к выявлению ряда интересных фактов, которые, однако, окончательного ответа не дают. Например, обнаружено, что баланс, как и сила нервной системы, связан с уровнем активации покоя (Е. П. Ильин, 1999). Однако если для силы нервной системы такая связь имеет линейный характер (чем слабее нервная система, тем выше активация в покое), то для баланса – криволинейный: уровень активации (энерготраты в покое на 1 кг веса человека) выше у лиц с уравновешенностью возбуждения и торможения и ниже у лиц с преобладанием возбуждения и торможения (см. рис. 5.7).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.