Методы и методики диагностики свойств нервной системы

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)


Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС= ( (х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1) ) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ( (Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L ) ) умножаем на 100% , где

Σ R — общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L — общая сумма точек, поставленных правой левой


АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений


Графики: ·
А — выпуклого типа;·

Б — ровного типа,

В — промежуточного и вогнутого типов,

Г — нисходящего типа.

·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше — медленный темп.
25-30 точек — нормальный средний темп работы
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем выше КСНС ( коэффициент силы нервной системы ), тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице





Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

Теппинг-тест (моторная проба) Е.П. Ильина

С помощью моторной пробы исследуется работоспособность, динамика которой свидетельствует о силе или слабости нервной системы.

Стимульным материалом являются: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги, разделенные на 8 равных прямоугольников.

Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

После проведения теста подсчитываются все точки в каждом квадрате и выстраивается график, показывающий утомляемость нервной системы.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  • Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  • Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;
  • Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
  • Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

Опросник Я. Стреляу

Методика разработана польским психологом Я. Стреляу. Опросник предназначен для измерения трех основных характеристик нервной деятельности.

Результаты обрабатываются по 3 первичным шкалам: сила нервной системы по возбуждению, сила нервной системы по торможению, подвижность, и 1 вторичной шкале — уравновешенность.

Вопросник содержит 134 вопроса. Может применяться для подростков и старше.

Опросник "Исследование психологической структуры темперамента" Б. М. Смирнова

Позволяет оценить выраженность таких свойств темперамента как: экстраверсия - интроверсия, ригидность - пластичность, эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокая — низкая)). Имеется контрольная шкала (искренность) для оценки надежности ответов испытуемого.

Содержит 48 вопросов. Может применяться для подростков и старше.

Опросник структуры темперамента В. Русалова (ОСТ)

Разработан В. М. Русаловым. Методика предназначена для комплексной оценки индивидуальных особенностей человека. Теоретической основой методики служили концепции Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына и П. К. Анохина.

8 шкал (по 4 шкалы для объектной и субъектной сферы): эргичность, пластичность, темп, эмоциональность. Имеется контрольная шкала — искренности ответов. По результатам также могут быть рассчитаны 10 индексов-показателей темперамента человека.

Содержит 105 вопросов, варианты ответов "да" или "нет". Разработаны две эквивалентные формы: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 12 до 17 лет.

Вопросники Г. Айзенка

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание.

Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

EPI-взрослый вариант - 56 вопросов (формы А и В - 2 шкалы: экстра - интроверсия — нейротизм)

EPI-детский вариант - 60 вопросов (2 аналогичные шкалы) с рекомендациями по коррекционной работе

EPQ-101 вопрос (3 шкалы: экстра-интроверсия — нейротизм — психотизм).

EPP-S-200 вопросов: 3 фактора и 10 первичных шкал: экстра-интроверсия (общительность, активность, напористость) — нейротизм (тревожность, неполноценность, подавленность) — психотизм (склонность к риску, импульсивность, безответственность), шкала лжи.

Во всех опросниках: варианты ответов испытуемого "да", "нет"; имеется контрольная шкала, выявляющая тенденцию давать социально желательные ответы.

Опросник темперамента Д. Кейрси

Методика является модификацией личностного опросника И. Майерс и К. Бриггс (MBTI). Она позволяет диагностировать четыре типа темперамента, предложенные Д. Кейрси на основе четырех диагностических шкал: экстраверсия-интроверсия, ощущение-интуиция, мышление-чувствование, планомерность-импульсивность. В результате сочетания различной выраженности диагностических шкал получается 16 психологических типов.

Содержит 70 пар утверждений, из которых испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящий для него вариант.

Предназначен для исследования взрослых людей.

Для диагностики свойств НС спортсмена разработаны бланковые и аппаратурные методики, а также используется наблюдение, позволяющие определить выраженность одного или нескольких свойств. Наиболее надежными являются аппаратурные методы диагностики, однако из-за трудностей с оборудованием и больших затрат времени на обследование, они используются не всегда (табл. 13.1).

Методики диагностики свойств НС

Информация о методиках

Сила но возбуждению.

Сила по торможению.

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина (модификация для спортсменов)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.,1978;

Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности (Макаров)

Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. М., 2011

Сила по возбуждению.

Сила по торможению.

Наблюдение за жизненными проявлениями свойств НС (Вяткин)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978

Психологическая диагностика : учеб, пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1997;

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям

Кинематометрическая методика (Ильин). Динамометрическая методика (Ильин)

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Кииематометрические методики изучения внешнего и внутреннего баланса (Ильин)

Ильин Е. II. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина разработан в 1974 г. польским психологом Я. Стреляу. В 1978 г. опросник был адаптирован для русскоязычных пользователей известным отечественным специалистом Вяткиным (ГПУ, Пермь), который создал два варианта данного опросника: для обычных людей и для спортсменов. В модификации, предназначенной для диагностики спортсменов, суждения опросника изменены с учетом специфики спортивной деятельности (именно эта модификация описывается в настоящем пособии).

Опросник предназначен для оценки силы по иозбуждению, силы по торможению, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Литературные и компьютерные варианты методики содержат бланки со 134 вопросами и ключи. При интерпретации силы и подвижности обычно рекомендуется ориентироваться на 42 балла (свойство считается выраженным). Практическое использование методики показало, что 60—70 баллов свидетельствуют о высокой выраженности силы и подвижности, на эти значения чаще и ориентируются спортивные психологи. Уравновешенность рассчитывается по соотношению показателей силы возбуждения и торможения. При значении 0,9—1,1 диагностируется баланс нервных процессов, меньше 0,9 — доминирование торможения, больше 1,1 — доминирование возбуждения. В обработке варианта опросника не для спортсменов рекомендуется диагностировать уравновешенность при значении 0,85—1,15. Специалисты по психологии спорта считают более информативным диапазон 0,9—1,1.

Рассчитанные баллы необходимо сопоставить с данными других методик и с результатами наблюдений. При возможных несовпадениях (например, по баллам опросника — подвижность НС, а в поведении — медлительность, невысокий темп движений и т.п.) правильнее ориентироваться не на баллы, а на реальность.

Опросник относится к числу популярных общепризнанных методик, неоднократно опубликованных, в том числе и на сайтах. Нужно обратить внимание, что в электронным виде чаще представлен вариант не для спортсменов.

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности, разработанная Г. Г. Макаровым (НГУ им. 11. Ф. Лесгафга) в 2010 г., позволяет диагностировать не только полюса выраженности основных свойств НС, например, силы — слабости, подвижности — инертности, но и определить промежуточные типы — сильный с тенденцией к среднему, инертный с тенденцией к промежуточному и т.д. Методика представляет анкету шкального типа, состоит из трех частей по 15 вопросов в каждой. В публикации анкеты (см. табл. 13.1) представлены бланки, ключи, описана процедура обработки и постановки диагноза. Вызывает вопросы оценка уравновешенности — если диагностируется неуравновешенный тип, то непонятно, что доминирует — возбуждение или торможение. В качестве заключения по обследованию автор предлагает делать вывод о темпераменте спортсмена, корректно относя его к типологии И. П. Павлова: флегматик, холерик и т.д. С нашей точки зрения, более информативно содержательно проинтерпретировать выраженность каждого свойства НС в плане соответствия особенностям вида спорта и задачам подготовки спортсмена.

Наблюдение как метод диагностики свойств НС позволяет оценить их выраженность по жизненным проявлениям. Методика разработана Вяткиным (ГПУ, Пермь) в 1978 г. В ее описании (см. табл. 13.1) представлены: перечни показателей, но которым но 5-балльным шкалам следует оценивать выраженность силы возбуждения, силы торможения и подвижности; процедура вычисления суммарных оценок и интерпретация. Необходимо отметить, что в более поздних публикациях представлены только перечни показателей, что серьезно осложняет применение. Несомненно, использование методики будет более эффективным при подготовке карт наблюдения, позволяющих оперативно фиксировать оценки показателей.

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям разработаны в 1970-е гг. известным психологом, профессором Ильиным (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Эти методики позволяют оценить силу, подвижность и уравновешенность на основании измерений темпа и точности движений. По замыслу автора, с помощью этих методик свойства НС диагностируются более дифференцировано: не только сильный и слабый, но и средне-слабый и средне-сильный типы; не просто подвижность, а подвижность возбуждения и подвижность торможения; баланс нервных процессов также измеряется как внешний и внутренний.

В многократных публикациях подробно описаны графические и аппаратурные варианты методик, необходимое оборудование, процедуры обследования, обработки и интерпретации полученных данных (см. табл. 13.1).

Вышеописанные методики наиболее часто применяются для диагностики спортсмена. Кроме этих методик, выраженность свойств НС можно определить по методикам, разработанным в психофизиологии.

Именно эти экспресс-методы и приведем в качестве примера. Они предложены в 1972 г. Е. П. Ильиным (наиболее полную их публикацию см. в [139]) и предназначены для измерения силы НС и уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последующим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня говорит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кривой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Графики – нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип графиков). Дифференцируется и промежуточный тип: среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равномерность темпа на первых этапах (10-15 сек) и спад в дальнейшем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.

Кинематометрическая методика позволяет определить уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Определение уравновешенности НС. Уравновешенность – это соотношение возбудительных и тормозных нервных процессов. Методика базируется на известном факте, что в отсутствие зрительного контроля за своими движениями человек с преобладанием возбудительных процессов воспроизводит заданную (и сохраняемую в двигательной памяти) амплитуду движения с преувеличением (переводом), а в случае преобладания тормозных нервных процессов – с приуменьшением (недоводом). Предусматривается воспроизведение малых и больших амплитуд. Используется специальное приспособление – кинематометр, где амплитуда задается в градусной системе. Малые движения – до 20°, большие – более 55°. Повышение малых и больших амплитуд одновременно диагносцируется как преобладание возбуждения, недовод в обоих случаях сигнализирует о преобладании торможения, а превышение одних (обычно малых) и уменьшение других (обычно больших) сопоставляется с уравновешенностью.

Определение подвижности НС. Подвижность – это способность НС быстро реагировать на изменение среды путем поочередной смены процессов возбуждения и торможения. Диагноз о скорости этой смены ставится на основании легкости или трудности развития противоположного процесса. Методика использует известную закономерность: увеличение амплитуды движения вызывает у субъекта возбудительные процессы, а уменьшение – тормозные. Если чередовать в опыте приращение и убавление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут препятствовать друг другу. Измеряя в этих ситуациях воспроизводимые амплитуды и вычисляя их различия, можно квалифицировать подвижность НС.

Если после прибавления амплитуды разность при убавлении становится меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то, значит, возбуждение еще не исчезло, так как оно препятствует убавлению амплитуд. Если эта разность увеличилась, то возбуждение сменилось торможением, убавление происходит в облегченных условиях. Если же эта разность не увеличилась и не уменьшилась, а осталась прежней, то, значит, возбуждение успело исчезнуть, а торможение еще не наступило.

Дополнительно с кинематометрической методикой в контексте психологического практикума можно ознакомиться в работах [253, 296, 402].

Темперамент – совокупность индивидуальных, природных качеств (свойств) человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности личности.

Основные свойства темперамента: активность, реактивность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, эмоциональность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия.

Методы диагностики темперамента

  1. Опросник Айзенка. Предназначен для диагностики свойств личности, в которых проявляется темперамент человека: 1. Нейротизм – эмоциональная неустойчивость, нестабильность, что проявляется в тревоге, волнении, плохом самочувствии, перепадах настроения, нервности и беспокойстве. 2. Экстраверсия – направленность личности на внешний мир, что проявляется в большей общительности, импульсивности, гибкости, инициативности, социальной адаптированности и малой настойчивости. 3. Интроверсия – направленность на собственный внутренний мир, что проявляется в склонности к самоанализу, настойчивости, наблюдательности, но при этом большей социальной пассивности. 3. Формы (варианты) опросника Айзенка, в которых еще определяется психотизм – склонность к асоциальному поведению, высокая конфликтность.
  2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. Русалов).

Соотношение свойств нс, типов темперамента и черт характера

(с преобладанием процессов возбуждения);

(с преобладанием процессов торможения);

Высокий уровень активности, энергичность, резкость, быстрота и сила движения, порывистость и вспыльчивость, подверженность эмоц. срывам, речь быстрая, выразительная, сбивчивая.

Характер: целеустремленность, напористость, увлеченность, несдержанность, нетерпеливость, склонность к резкости, конфликтность.

Высокий уровень активности, энергичность, быстрота и живость движений, работоспособность, выразительная мимика, быстрый темп речи.

Характер: жизнерадостность, общительность, отзывчивость, легкомысленность, поверхностность, разбросанность, ненадежность.

Низкий уровень активности, недостаточная энергичность, медлительность, инертность, невыразительная мимика, спокойное и ровное настроение, постоянство чувств и отношений, психическая устойчивость, с трудом переключается с одного вида д-ти на другой, речь спокойная, замедленная.

Характер: терпеливость, самообладание, надежность, невозмутимость, не конфликтность, старательность, пассивность, отсутствие активного стремления к цели, замедленность в принятии решения.

Низкий уровень активности, низкая энергичность, замедленные движения, сдержанная мимика, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, высокая эмоц. чувствительность, глубина и устойчивость эмоций.

Характер: мягкость, человечность, доброжелательность, чуткость, застенчивость, ранимость, мнительность, замкнутость, не решительность, предусмотрительность.

Тест MMPI – многофакторный личностный Опросник, предназначенный для диагностики патологий характера (количество вопросов более 600).

Краткое описание акцентуаций по леонгарду

Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Методика ПДО А. Личко. (патохарактерологический диагностический опросник).

Опросник предназначен для определения типов акцентуации характера у подростков 14-18 лет.

3. Методика самоидентификации акцентуации характера Э. Эйдемиллера. Назначение: самоопределение 13 типов акцентуации характера у старшеклассников и студентов.

Проективные методы психодиагностики

  1. В проективной диагностике клиенту предлагается неструктурированный или малоструктурированный стимульный материал: картинки с определенным и неопределенным содержанием, которые можно по-разному понять и истолковать, изображения или пятна неопределенной формы, цвета, лист бумаги, на котором можно что-то нарисовать, неоконченные предложения, которые нужно как-то закончить.
  2. Проективные методы направлены не на диагностику отдельных свойств личности, а на личность в целом. Считается, что разглядывая картинку, заканчивая предложение, рисуя что-либо, человек проецирует собственные переживания, чувства, мысли, потребности, интересы.
  3. Проективные методы имеют свои достоинства: 1. Они могут дать целостное, неразрозненной представление о личности; 2. Они полностью или частично снимают психологическую защиту, так как диагностика происходит не на прямую, а косвенно, неявно и человек часто не знает, на что направлена диагностика; 3. При выполнении данных тестов человек актуализирует не только сознательные процессы, но и бессознательные и показывает то, что нельзя выразить словами; 4. Проективные методики обычно не занимают много времени на проведение и интересны для клиента формой проведения; 5. Проективные методики не предполагают правильных и не правильных ответов.
  4. Проективные методы имеют свои недостатки: 1. Огромное разнообразие ответов затрудняет обработку и интерпретацию результатов. Анализ результата сильно зависит от теоретической подготовки специалиста, от его опыта, профессионализма и интуиции; 2. Более точны результаты получаются при использовании не одной методики, а несколько взаимодополняемых методик; 3. Полученные по проективным методикам данные интерпретируются неоднозначно, а предположительно в виде диагностической гипотезы.

Тест Роршаха.

Определение общей направленности личности, стиля взаимодействия с окружающими, эмоционального отношения к миру, реалистичности восприятия действительности. Стимульный материал: 10 изображений с черно-белыми и цветными пятнами-рисунками неопределенной формы.

Тест Роршаха обычно применяется в патопсихологической диагностике, так как с его помощью можно диагностировать психическое состояние, образ и восприятие мира у людей с психическими заболеваниями

Интерпретация полученных данных.

Записываются все ответы испытуемого, каждый ответ оценивается по пяти категориям: 1. Локализация (расположение фигуры); 2. Детерминанты (форма и цвет фигуры); 3. Адекватность формы (соответствие формы реальным объектам); 4. Содержание ответа (люди, животные, предметы, ситуации); 5. Оригинальность (нестандартность мышления, фантазия, воображение).

Совместный тест Роршаха-Бланшара

Данный тест используется для диагностики взаимоотношений в паре: супружеской или детско-родительской, в семейном консультировании. Участникам предлагают рассмотреть 10 картинок, придумать и записать для каждого рисунка одно название.

Интерпретация ответов основана на том, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие способы взаимодействия выберут и какие чувства при этом испытывают.

Цветовой тест Макса Люшера

Назначение теста: предназначен для исследования эмоциональных состояний, ведущих тенденций и потребностей личности. Испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения от самого приятного до самого неприятного.

Какие дети предпочитают данный цвет

Спокойствие, удовлетворенность, чувствительность

Чувствительные, впечатлительные, спокойные, уравновешенные, они обычно имеют потребность в глубоком личностном, не поверхностном общении.

Уверенность, настойчивость, целеустремленность, воля, тщеславие.

Дети с высоким уровнем притязаний, испытывают потребность к похвале и одобрении, нередко хотят быть лучше других и стремятся к достижениям, высоким оценкам, озабочены собственным положением в коллективе, проявляют чувствительность во взаимоотношениях с педагогами.

Активность, энергию, силу воли, наступательные тенденции, яркая эмоциональность.

Дети активные, энергичные, они обычно деятельны и оптимистичны, жизнерадостны, но часто не сдержанны.

Раскованность, расслабленность, активность, изменчивость, готовность к контактам, надежда на будущее.

Дети мечтательные, полные надежд на лучшее, с хорошим настроением и хорошим самочувствием. Предпочитают выжидательную позицию активным действиям.

Неустойчивость, эмоциональная незрелость, не реалистичность желаний, внушаемость, интуиция.

У детей доминируют инфантильные установки. такой ребенок может вести себя как более младший по возрасту. Недостаточно развито чувство ответственности и они хорошо чувствуют настроение близких людей.

Символизирует чувственную основу ощущений, физический дискомфорт, болезненное состояние, бегство от проблем.

Тревожные дети, испытывающие эмоциональный и физический дискомфорт, плохое настроение.

Неприятие, протест, негативизм, отказ, отрицание (иногда критичность).

Дети, которые выбирают этот цвет, выражают негативное отношение к окружающему миру или самому себе; резкое неприятие чего-либо или протест против чего-либо

Замкнутость, скрытность, осторожность, сдерживание, скука, освобождение от обязательств, равнодушие, утомление и стресс.

Инертные, пассивные, безразличные дети, для которых характерно равнодушие к д/с, школе, пассивное неприятие этой ситуации.

Тест Жиля (6-12 лет)

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисмейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а так же его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной. Состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а так же текстовые задания. Направленность: выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Возрастной диапазон:6-12 лет.

Тест Розенцвейга

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрациидругого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно).

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

— Экстрапунитивные. Это такие реакции, когда в создавшейся ситуации обвиняются другие люди или находятся какие-то внешние причины.

— Интрапунитивные. Когда в создавшейся ситуации человек склонен видеть собственную вину или причиной являются какие-то внутренние обстоятельства.

— Импунитивные. Когда обвинение себя или окружающих отсутствует, ситуация рассматривается как что-то незначительное или неизбежное, но преодолимое со временем.

По типу реакций:

— реакции препятственно-доминантные. Реакции, в которых акцент делается на препятствие, на то, что мешает.

— самозащитные реакции. Человек уклоняется от упрека и оправдывает себя.

— реакции потребностно-настойчивые. Когда проявляется стремление найти конструктивное решение в создавшейся ситуации.

Детский тест тревожности Дорки-Амен-Тэммл

Назначение: тест оценивает внутренне отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми.

Описание: В методике содержатся 14 ч/б рисунков с выбором лица.

— ситуации общения ребенка со сверстниками;

— ситуации общения ребенка с родителями или другими взрослыми;

— ситуации, в которых проявляется ревность или отношения соперничества с братьями/сестрами;

— ситуации с режимными моментами (еда, одевание, умывание, сон).

Если ребенок дает больше половины отрицательных ответов это говорит о повышенном уровне тревожности. Если больше 10 отрицательных ответов – очень высокий уровень тревожности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.