Может ли помочь психолог при нервном тике


Нервные тики – это непроизвольные и бессознательные повторяющиеся движения мышц, которые могут затронуть часть корпуса. Эти автоматические движения возникают независимо от желания человека и не предназначены для выполнения каких-либо функций и задач.

Основная функция нервного тика – это снизить внутреннее психическое напряжение, тревожность, страх или скуку. Детские психологи считают, что это, своего рода, энергетический импульс. Например, если ребенок был взволнован каким-то событием, в котором он не смог выразить свои эмоции, появление нервного тика закономерно и не говорит о психических отклонениях. Когда он устал, находится под влиянием стресса, тревоги, вероятнее всего, у него появятся нервные тики.

Типы нервных тиков у детей

Наиболее распространенными нервными тиками являются те, которые затрагивают следующие органы и части тела:

- рот и горло (кашель, желание прочистить горло, скрип зубами, щелканье языком, желание грызть ногти, кусать внутреннюю часть щеки, жевать одежду и т.д.);

- глаза (постоянное мигание, дрожь век);

- нос (нюхать воздух и предметы);

- голова (держать голову повернутой в одну сторону, напрягать челюсти);

- плечи (поднимать и опускать плечо, как будто на нем что-то находится, что необходимо сбросить);

- руки (царапать себя, вертеть большими пальцами, постукивать себя, дергать себя за ресницы или волосы, теребить одеяло и т.п.);

- ноги (ноги быстро перемещаются небольшими резкими движениями, когда ребенок сидит; ноги напряжены).

Большая часть таких проявлений связаны с психологическими проблемами. Если есть основания полагать, что они могут быть вызваны другими заболеваниями, такими, например, как синдром Туретта (заболевание центральной нервной системы в детском возрасте, также характеризующееся множественными моторными тиками), необходимо провести общее обследование в детской поликлинике.

Что делать при нервных тиках у детей?

Начните с создания дневника, в котором вы будете внимательно записывать все моменты и ситуации, когда появляются тики, их интенсивность и частоту. Такм путем можно определить ситуации повышенного риска (когда тики появятся почти наверняка), ситуации среднего риска (когда тики появляются время от времени) и ситуации низкого риска (когда тики встречаются редко).

Как только вы обнаружите, что чаще всего вызывает тики у ребенка, посмотрите, как вы можете повлиять на стрессовую ситуацию, вызвавшую тик. Например, вероятно, вам иногда надо быть более гибкими и уменьшить ваши требования, предъявляемые к ребенку. Родитель, который сам является перфекционистом (человеком, стремящимся к совершенству) и требует того же от своего ребенка, может этим вызвать у него стресс, хотя желает ему только добра.

Когда мышцы ребенка напряжены, необходимо заставить его совершить некоторые движения для расслабления и релаксации. Например, помогает глубокое дыхание. Можно просто прикоснуться к нему, успокаивая. Другой способ – это попросить его сделать движение в другую сторону, если, например, его головка все время повернута в одну сторону. Это иногда помогает.

Иногда подергивания глаз свидетельствуют о близорукости. Необходимо проверить ребенка у детского офтальмолога, чтобы выяснить, так ли это.

Если есть опасность травмы, когда ребенок грызет ногти или рвет на себе волосы, можно поставить некий физический барьер, который не даст ребенку совершать эти движения. Можно повязать косынку на голову, намазать ногти каким-то продуктом, имеющим неприятный вкус. Это, конечно, полумеры, но временно они помогают.

Если у ребенка присутствуют несколько форм нервных тиков, лечение может быть долгим. Необходимо проявить максимум терпения.

Есть ли кто-то в вашей семье, у кого была та же проблема? Тогда такой член семьи, которому в свое время удалось справиться с проблемой, лучше всех сможет помочь ребенку, рассказав ему свою историю, то, как он смог справиться со своими тиками.

Помогите ребенку выразить свои чувства, особенно, если вы обнаружили, что какая-то ситуация его сильно встревожила или травмировала. Часто словесное выражение своих чувств поможет избежать появления нервных тиков.

И не драматизируйте ситуацию — нервные тики, как правило, исчезают со временем.

Популярно о психологии для мам и пап

Очень прошу мнения профессиональных психологов о сложившейся у нас ситуации со старшей дочкой.
Будет длинно, прошу прощения, мне в данном случае трудно оценить, что важно, а что детали.

Юле (старшей дочери) сейчас почти 6 с половиной (младшей - 1,7; отношения у них хорошие, но речь не об этом). Девушка умненькая, очень эмоциональная (эмоции часто шкалят в обе стороны), чувствительная, яркий экстраверт, со склонностью к демонстративности. У меня с ней с рождения очень хороший контакт и душевные отношения. Была, по общему мнению всех членов семьи и знакомых, практически беспроблемны ребенком лет до 6ти, потом начался "кризис дошкольника", во всей красе и со всеми перечисленными в литературе проявлениями. Помимо этого, участились случаи истерик "на ровном месте", "давания в лоб" детям в детсаду и на игровых площадках чуть что, по ее мнению, не так, а примерно с осени появились тикоподобные навязчивые движения мышцами лица (я долгое время думала, что деточка просто гримасничает-кривляется, а потом вдруг поняла, что она не может контролировать эти движения). Со всем этим букетом мы обратились к неврологу, дочь пропила курсы глицина, нейровитана (витамины) и Магне В6 (они же), но результаты были более чем скромные. Невролог посоветовала, прежде чем начать забивать симптом более сильными таблетками, обратиться к психологу в поисках травмирующего фактора.
Ни я, ни муж, ни другие родственники не видят очевидных причин, которые могли бы послужить толчком для невротического состояния у Юли. Для ревности по поводу рождения младшей - как бы поздно началось, спустя год, да и самой ревности я не вижу. Бабушка (моя мама) вообще не придает этой проблеме (Юлиным тикам) особого значения - у нее самой было похожее в школьные годы, на почве взаимного непонимания с одноклассниками, потом прошло само собой. Юлины преподаватели ( воспитательница в саду, плюс мы занимаемся музыкой и танцами) тоже считают, что это возрастное и должно пройти. Но нас с мужем Юлины тики просто пугают.
И вот пришли мы к психологу. У меня нет опыта работы с психологом в качестве клиента, и я не очень хорошо представляю себе что такое "терапия". При первой беседе я задала вопрос - как долго может продлиться терапия в подобных случаях, психолог сказала - 2-3 месяца. Насколько я понимаю, психолог занимается с Юлей сказкотерапией. Я ожидала, что через какое-то время психолог поможет мне нащупать "травмирующий фактор", что он как-то всплывет в играх и высказываниях, и мы сразу поймем, в чем дело и как нам себя вести с Юлей дома и т.п.
Прошло полтора месяца. Дочка занимается с психологом один-два раза в неделю (иногда получается один раз, потому что мы периодически уезжаем всей семьей на выходные на природу, а втиснуть второй раз в Юлино расписание занятий не выходит). Психолог жалуется, что одного раза в неделю мало. Примерно раз в 3-4 "детских" занятия у нас происходят "родительские" встречи с психологом (их было уже три). И вот во время этих встреч растет и растет мое непонимание.
Психолог выдает мне версии травмирующих обстоятельств, которые всплывают у нее в играх с Юлей.
И вот как-то ни одна из этих версий не находит у меня отклика. Читали байку про диагностику по рисунку, там где фигурировал папа в очках и хомяк в банке из-под кока-колы? (найду ссылку - вставлю.) Вот так и здесь: все, что выдает Юлька в сочиняемых на сеансах историях - это отражение ее нынешней жизни и ежедневных новых впечатлений. Обыгрываются самые яркие впечатления и темы.
Например:
Психолог: - Сейчас у Юли преобладают игры с участием Доброй Феи, такого светлого образа, похожего на маму, и маленьких фей- ее дочек, и в какой-то момент врывается Некто, который строит козни, все разрушает, выключает свет и делает ночь. Значит, у нее какая-то внутренняя тревожность, страхи, и нужно понять, почему и отчего.
Я: - Ну да, сейчас они с подружками в саду насмотрелись мультиков про Винкс и поголовно играют в Фей, а "демон разрушитель" - либо мальчишки в садике, которые все ломают, либо младшая сестра Лиля, которая ломает Юлькины замки, постоянно требует Юлькины книжки, ручки, тетрадки (с этим боремся) и в последнее время особенно любит щелкать выключателем.
И т.п.
Когда я возражаю и говорю, почему та или иная версия несостоятельна "с точностью до наоборот", психолог тут же переворачивает свою старую версию "наоборот".
Выглядит это так:
Психолог: - Похоже, что Юля добивается вашего внимания, она думает, что если будет себя хорошо вести, то вы не будете с ней проводить так много времени, возить ее на разные занятия.
Я: - Да как же, наоборот, я ей все время говорю, что если она будет себя вести плохо, то мне не захочется идти с ней на ее любимую серию лекций/лабиринт в торговом центре/в кафе есть блины и т.п.
Психолог: - Ну тогда, значит, Юля думает, что ее "плохие" чувства никому не нужны, что вы "выбрасываете" ее такую из своей жизни, что вы не любите ее "плохой", и ее тревожность - об этом.
Я: - На основании каких Юлиных слов вы делаете такие выводы?
Психолог: (делает загадочное лицо; я отказываюсь и от этой версии, и так далее по кругу).
Или вот еще чудесный вариант ответа на мой вопрос "откуда такое мнение" - "А могу ли я открыть это вам, не боясь, что Юле это навредит?" Я даже не нашлась, что ответить.
Другие версии:
"Юля ревнует вас к той жизни и тем местам, где вы бывали без нее" (да, я часто ездила по работе в другие города и страны, много где была, много чего рассказывала Юле - всегда со словами "когда-нить мы сы с тобой туда поедем вместе").
Главное, что меня убило: "Отрицательные эмоции, которые появляются у Юли, когда вы убеждаете ее что-то сделать, как правильно (даже когда она с вами соглашается), на самом деле накапливаются, и могут давать такую невротическую реакцию." Да у Юли, как у любого ребенка в ее возрасте, семь пятниц на неделе, "хочу - не хочу" возникает сто раз в день по любому поводу. Если бы это все накапливалось, она бы уже просто взорвалась от негативных эммоций! И вообще я не верю в то, что негативные эмоции по поводу, скажем, отказа в очередной конфете, живут такой долгой и сложной жизнью. Да и как тогда вообще воспитывать детей??
И т.п.
Короче - время идет, я плачУ за сеансы немалые деньги, психолог делает все вроде так, как это должно быть, а за более чем 10 занятий я не вижу ни одной внятной версии, чем может быть этот "травмирующий фактор". Тики на лице там же, где и были. Между прочим, прошла половина обозначенного психологом срока; ресурсы семьи небезграничны. На последней "родительской встрече" я озвучила свою озабоченность отсутствием результатов и сказала, что подумываю отказаться от терапии - ну, попробовали, не получилось найти, где травма, ну так может и нет никакой травмы, может, это физиология простая. И тут психолог мне сообщает, что так низя-низя, что это очень опасно для ребенка, что только для того, чтобы "закрыть" все уже "открытые" темы, ей понадобится не менее десяти занятий , она консультирувалась у западного коллеги. (т.е., в сумме как раз 2-3 месяца, которые она мне называла вначале. ) На мой вопрос - а когда же она собиралась заканчивать терапию? - ответила, что у западных коллег в подобных случаях терапия длится около года. Я ловлю свою челюсть где-то возле пола.
- Так почему же вы мне изначально называли сроки 2-3 месяца?
- Я боялась, что если я вам скажу "1 год", и еще назову все другие правила, то вы откажетесь от терапии, и ребенок останется без помощи" (?!)

Мои вопросы:
- Терапия выглядит именно так? В чем смысл работы психолога, если все подобные версии я могу выдвинуть и опровергнуть сама? Психолог говорит: "Мы здесь в играх прорабатываем разные проблемные ситуации, чтобы потом ребенок мог интегрировать этот опыт в свою жизнь" - ОК, но все, что я там у них пока вижу - это обычный игровой процесс, который у детей длится годами! Нам все эти годы на терапию ходить? А как справляются остальные дети, которые без терапии?
- Что бы вы сказали в отношении сложности проблемы и названных сроков терапии?
- Были ли у вас в практике подобные случаи, насколько быстро или долго они разрешились, каковы возможные причины.
- Отдельно прошу прокомментировать тезис по поводу негативных эмоций - у меня на этом месте случился жесткий когнитивный диссонанс, и я не смогу работать со специалистом, если не разделяю его(ее) идеологию. И как вообще воспитывать детей, если от любого "нет" или "нельзя" может быть травма на всю жизнь? У меня прям паника.

Невозможно было описать множество деталей, отвечу на ваши вопросы, если какие-нить еще детали важны. Мне нужно понять, продолжать ли терапию (как долго?) или закончить на том месте, где мы есть.

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.


Мария Бобылова детский невролог

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.


Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Непроизвольное подёргивание века или уголков губ может быть симптомом очень неприятных вещей. Удостоверьтесь, что это не о вас.

В первую очередь успокойтесь: чаще всего нервный тик абсолютно безобиден. Если вы не можете точно вспомнить, когда он был у вас в последний или предпоследний раз, скорее всего, с вами всё в порядке.

Другое дело, если подёргивание той или иной части тела преследует вас регулярно. Тут уже стоит разобраться, что к чему, и, возможно, обратиться за медицинской помощью.

Что такое нервный тик

Нервным тиком принято The Management of Tics называть неконтролируемое, нежелательное и повторяющееся движение мышц любой части тела.

Нервные тики чаще бывают у детей, чем у взрослых.

Регулярные нервные тики переживают около 25% детей. Причём мальчики страдают от них чаще девочек. К счастью, многие дети перерастают это состояние.

Тиковые расстройства бывают двух видов:

Откуда берётся нервный тик

Однозначного ответа на этот вопрос у современной науки нет Tic Disorders and Twitches . Считается, что тики провоцируют случайные электрические импульсы в головном мозге. Но откуда они берутся и почему повторяются, точно не установлено.

Учёные предполагают, что возникновение тиков может быть связано Transient Tic Disorder (Provisional Tic Disorder) с химическими реакциями в мозге. На химию активно и негативно влияют:

  • Стрессы разного происхождения, в том числе связанные с перепадом температур и разницей освещения;
  • Инфекции.
  • Яды.
  • Травмы головы.
  • Инсульт.
  • Повреждения серого вещества, вызванные серьёзными заболеваниями: опухолями, болезнями Хантингтона, Крейтцфельдта — Якоба и так далее.

Когда нужно показать нервный тик врачу

Повторим: на разовый тик можно не обращать внимания. Скорее всего, он связан с усталостью или, положим, температурными перепадами.

Однако случается, что тики становятся навязчивыми: возникают регулярно и всерьёз ухудшают качество жизни. Если это так, обратитесь к терапевту или невропатологу, чтобы установить, что происходит и как с этим бороться.

Врач задаст вам несколько вопросов:

  • В каком возрасте у вас начались тики?
  • Как долго продолжаются приступы?
  • Насколько выражены симптомы?

Ответы помогут выяснить, какое у вас расстройство: кратковременное или хроническое (такая форма потребует более серьёзного лечения). Хронические тики более заметные и продолжительные. Они появляются до 18 лет и регулярно возвращаются.

Если же нервный тик у вас недавно (менее года) и повторяется до нескольких раз в месяц, врач отнесёт его к кратковременным.

Если при первичном обследовании специалист заподозрит более серьёзные причины тика, вам назначат дополнительные обследования: анализы крови и, возможно, компьютерное сканирование мозга. Это поможет исключить опасные заболевания и повреждения серого вещества. Если же недуг будет найден, лечение начнут с него.

Как избавиться от нервного тика

Чаще всего кратковременная форма не требует лечения. Врач порекомендует вам лишь скорректировать образ жизни:

  • Снизить стресс.
  • Полноценно питаться.
  • Избегать резких перепадов температур.
  • Высыпаться.

К счастью, прогноз благоприятен. Если вы будете соблюдать рекомендации врача, кратковременные тики уйдут в прошлое за несколько месяцев. И даже в серьёзных, хронических случаях терапия значительно облегчит симптомы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.