Мышечная и нервная ткани животных 5 класс сухорукова

Вывод: Нервная - клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками. Функция передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям. Мышечная придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.
Первая группа заполняет строку поперечно-полосатая мышечная ткань, вторая – гладкая мышечная ткань, третья – нервная ткань.
На выполнение работы вам дается 7 минут, как только группа справилась с работой, она дает опознавательный знак, вся группа подни-мает руки в центре. Когда все группы будут готовы, один представитель коротко расска-зывает о заданном виде ткани, а остальные группы заполняют таблицу и по окончании ответа оценивают работу группы
Вклейте и подпишите каждый вид изображённой ткани.
Сделайте вывод о результатах лаборатор-ной работы
Самооценка.
9. Домашнее задание.
1) читать §25; отвечать на вопросы на с.67, 68;
10.Рефлек-сия учебной деятельнос-ти на уроке
- Все ли вам было понятно в течение урока?
- Какая часть урока показалась самой инте-ресной?
- Какая часть урока вызвала затруднение?
- Какое у вас настроение после урока?
- Что показалось трудным?
- Что было интересным?
- Что осталось непонятным?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
V.Итог урока
Итак, ребята, какие задачи мы с вами в ходе этой работы выполнили?
Все ли у нас получилось? И что мы узнали?
Мleft000ышечная тканьсоставляет основную массу мышц и осуществляет все виды двигательных процессов внутри организма человека и животных, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток — возбудимости исократимости.
Различают три вида мышечной ткани (рис).
Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань построена из многоядерных клеток (мышечных волокон) длиной 1—12 см, в цитоплазме которых имеются тончайшие нити — миофибриллы, образованные молекулами белков — актина и миозина. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток. Мышечные волокна имеют много ядер, причем ядра расположены на периферии клетки. Ядра мышечных клеток не способны делиться. Их функция: формирование белковых молекул (актина и миозина).
Миофибриллы по-разному преломляют свет (при рассмотрении их под микроскопом), что придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани.
Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма.
Сердечная ткань состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насосную функцию.
Клетки гладкой мышечной ткани (волокна) не имеют поперечной исчерченности, они веретеновидные, одноядерные, их длина около 0,1 мм. Этот вид ткани участвует в образовании стенок внутренних органов и сосудов (пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Волокна сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращенном виде. Из этого следует: именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека.
left000Нервная ткань
образует органы нервной системы. В ней различают
основные нервные клетки — нейроны и
вспомогательные — клетки нейроглии.
Нейроны воспринимают раздражение, прихо-дят в состояние возбуждения, вырабатывают и передают нервный импульс. Участвуют они также в переработке, хранении и извлечении
из памяти информации. Каждая клетка име-ет тело, отростки и нервные окончания.
Отростки различаются по строению, форме и функциям.
Короткие разветвленные отростки (дендриты) вос-принимают и передают возбуждение к телу нейрона,
а по единственному длинному отростку (аксону) возбуждение передается к дру-гому нейрону или к рабочему органу. Длина некоторых нервных волокон (от-ростков) может достигать 1 м и более.
Нейроглия – клетки, заполняющие пространство между нейронами. Выпол-няют опорную, разграничительную, трофическую (питательную), секреторную и защитную функции.
Места контактов отростков нейронов друг с другом называются синапсами. Возбуждение по нейронам передается в виде нервного импульса.


Мышечная и нервная ткань животных


Основные группы тканей. Мышечная ткань

Разновидность

Место расположение


Поперечно-полосатая мышечная ткань — тип мышечной ткани, состоящей из длинных многоядерных клеток цилиндрической формы и имеющих поперечную исчерченность. Способна к быстрому и сильному сокращению.


Сокращение сердца

Движение тела и конечностей


Гладкая мышечная ткань — тип мышечной ткани, состоящей из одноядерных веретеновидных клеток. Эта ткань формирует мышечные стенки внутренних органов.


Основные группы тканей. Мышечная ткань

Разновидность

Место расположение

Мышечная — образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, начальная часть пищевода)

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и других внутренних органов


Основные группы тканей. Нервная ткань

Место расположение

Нерон сетчатки глаза


Нервная ткань — ткань, состоящая из нервных клеток (нейронов) и вспомогательных клеток (нейроглии). Является основным компонентом нервной системы.


Основные группы тканей. Нервная ткань

Место расположение

Нервная ткань состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение

Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна

Обеспечение согласованной деятельности разных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям

Нерон сетчатки глаза


Нейрон — основная клетка нервной ткани, имеющая длинные и короткие отростки.


Особенности нервных клеток

Одна из примечательных особенностей нервных клеток — наличие у них особых отростков, при помощи которых осуществляются их взаимные контакты и передача нервных возбуждений со скоростью 250 километров в час. Длина отростков некоторых нервных клеток достигает 1 метра.

Возбудимость — способность живых клеток, органов и организма в целом воспринимать воздействия раздражителей

Проводимость — способность ткани проводить нервные импульсы.


Проверь себя

1. Перемещение животных в пространстве обеспечивает ткань :

  • мышечная
  • нервная
  • кровь
  • жировая

3.Выберите рисунок, на котором изображена ткань, из которой состоят стенки многих внутренних органов животных

2.Выберите рисунок, на котором изображена ткань, способная сокращаться

Презентация к уроку биологии 5 класс на тему: "Ткани".



1) Наука о клетках называется -….

2) Клетки бывают - ….

3) Перечислите основные части любой клетки.

4) Что называют органоидами клетки.

5) Перечислите органоиды растительной клетки.

6) Перечислите органоиды животной клетки.

7) По количеству клеток организмы бывают:…


Проверочная работа.



Системы органов


ТКАНЬ - группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение. Между клетками находится межклеточное вещество

Определение в учебнике стр.21


Гистология – наука изучающая ткани.

Костная ткань


растительные


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ

ТКАНИ РАСТЕНИЙ

образовательная

эпителиальная

соединительная

механическая


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ

Образует покровы тела(входит в состав кожи).Защищает от неблагоприятных воздействий внутренние органы.


В этой ткани почти нет межклеточного вещества.


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

Много межклеточного вещества. Из этой ткани состоят хрящи, кости, кровь.


Выполняет множество функций:

  • защитную
  • опорную
  • транспортную
  • заполняет промежутки между органами


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ


Образованы все мышцы тела, она входит в состав многих внутренних органов.

  • движение органов и организма.


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ ТКАНЬ


Из нее состоит спинной и головной мозг, а также нервы. Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны.

  • контролирует работу организма.

Нейрон – нервная клетка


ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ


Состоит из клеток, которые способны делиться в течении всей жизни растения.

Эта ткань находится в местах активного роста, например в кончике корня и в верхушке почки.

  • обеспечивает рост растения.


ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ТКАНЬ


Эта ткань содержит зеленый пигмент хлорофилл, благодаря которому и образуется органическое вещество..Основная ткань обычно находится в листьях.

  • Функция:
  • образование и накопление питательных веществ.

Покровная ткань

Столбчатая ткань

Проводящая ткань

Губчатая ткань


ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ


  • защищает растение от неблагоприятных воздействий.


ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ


  • передвижение растворенных питательных веществ по растению.

Клетка сосуда

Сосуды и корневые волоски

Ситовидные трубки

Корневые волоски


ТКАНИ РАСТЕНИЙ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ

Образована клетками с очень прочными клеточными стенками.


Проверка знаний

1. Что такое ткань?

2 . Назовите виды тканей растений, животных.

3 . Какие функции они выполняют?


Эпителиальная ткань

Нервная ткань

Мышечная ткань

Соединительная ткань


ТКАНИ ЖИВОТНЫХ

ТКАНИ РАСТЕНИЙ

образовательная

эпителиальная

соединительная

механическая


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 . Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму

  • цитоплазма
  • оболочка
  • поры
  • вакуоль
  • пластиды

2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ

  • оболочка
  • поры
  • вакуоль
  • пластиды
  • хлоропласты
  • хромопласты
  • лейкопласты


3. Небольшое плотное тельце

  • цитоплазма
  • оболочка
  • поры
  • ядро
  • пластиды

4. Полость, заполненная клеточным соком.

  • вакуоль
  • хромопласты
  • цитоплазма
  • оболочка
  • лейкопласты

5. Зеленые пластиды.

  • лейкопласты
  • хромопласты
  • хлоропласты
  • вакуоль
  • ядро

6. Оранжево-красные пластиды

  • лейкопласты
  • хромопласты
  • хлоропласты
  • вакуоль
  • ядро

7. Бесцветные пластиды

  • поры
  • лейкопласты
  • вакуоль
  • хромопласты
  • оболочка

8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку

  • цитоплазма
  • пластиды
  • вакуоль
  • оболочка
  • ядро

Лабораторная работа № 2 Знакомство с клетками растений

Разделы:

Цель: закрепление знаний об особенностях строения мышечных и нервной тканей животных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • выяснить степень усвоения учащимися терминологии по теме;
  • изучить разнообразие и особенности строения мышечных и нервной тканей на микропрепаратах в процессе выполнения лабораторной работы;
  • установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей.
  1. Развивающие:
  • развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
  • совершенствовать навык работы с лабораторным оборудованием (световым микроскопом, микропреператами);
  • продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
  • развивать коммуникативные умения и навыки.
  1. Воспитательные:
  • осуществлять трудовое воспитание в процессе лабораторной работы;
  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Тип урока: урок-практикум (урок-лаборатория).

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: УМК “Сферы” по биологии, световые микроскопы, микропрепараты “Гладкая мышечная ткань”, “Поперечно-полосатая мышечная ткань”, “Нервная ткань”; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 8 мин.
  3. Изучение нового материала (лабораторная работа) – 22 мин.
  4. Закрепление – 8 мин.
  5. Домашнее задание – 2 мин.
  6. Итог урока – 2 мин.

Презентация

  1. Организационный момент – 3 мин. (Слайд 1)

Приветствие, сообщение темы урока, настрой учащихся на работу (прочтение вымышленного письма директору школы).

Письмо директору школы.

Уважаемая Светлана Ивановна! Вас приветствует Центр поддержки талантливой молодёжи “Сферы”. Наша организация стремится сделать школьную жизнь интереснее и увлекательнее, выявить учащихся, которые увлекаются биологией, любят работать с микроскопом и проводить исследования. Во многих школах для таких ребят создана и успешно работает сеть лабораторий “ВИТА-ЮНИОР”. Сотрудниками лабораторий являются сами школьники. Они проводят изучение клеточного строения живых организмов, работают со световыми и электронными микроскопами, выполняют исследовательские работы на занятиях творческой мастерской “От А до Я”. Если в вашей школе есть такие ребята, мы предлагаем и Вам создать школьную лабораторию.

Вопрос классу: у нас есть такие ребята? Интересное предложение, не правда ли? Но не всё так просто, одного желания мало. Важно, чтобы были знания, умения и навыки.

Чтобы стать сотрудником лаборатории, необходимо: (слайд 2)

  • знать биологические термины;
  • уметь выполнять тестовые задания;
  • быть внимательным и сообразительным;
  • иметь навык работы с микроскопом;
  • уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей;
  • уметь определять микропрепараты по фотографиям.

(Все задания на уроке построены в соответствии с указанными задачами. Перед формулировкой каждого задания учитель обращает внимание на соответствующее требование).

Вопрос классу: желающие попробовать стать сотрудниками лаборатории ещё остались? Термины мы изучали, с микроскопом работали, значит, должны справиться с заданиями. Но успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.

  1. Проверка домашнего задания – 8 мин.
  1. Требование первое: знать биологические термины.

Проверка знания терминов в форме игры “Ромашка” - 3 мин.

На лепестках написаны биологические термины по теме урока, учащиеся по очереди выбирают лепестки, читают термин и формулируют определение.

Термины: ткань, рефлекс, аксон, рецептор, импульс.

  1. Требование второе: уметь выполнять тестовые задания.

Задания в тетради-тренажёре – 2 мин.

  • Стр. 24 № 15 (особенности строения разных видов мышечной ткани);
  • стр. 24 № 16 (ткань, характерная только для животных);
  • стр. 24 № 20 (тест про свойства нервной ткани);
  • стр. 26 № 7 (закончить фразу о преимуществах объединения клеток в ткани).
  1. Требование третье: быть внимательным и сообразительным.

Упражнение на внимательность – 3 мин. (разворот учебника, с. 42-43)

Сопоставление текста учебника на стр. 43, рисунка в разделе “Биофокус” и медиаобъекта об особенностях передачи нервного импульса. Учащимся необходимо найти несоответствие в назначении длинных и коротких отростков нейрона в тексте учебника и речи диктора, озвучивающего процесс передачи импульса.

  1. Изучение нового материала (лабораторная работа № 8) – 22 мин. (Слайд 3)
  1. Требование четвёртое: иметь навык работы с микроскопом.
  • Выполнение лабораторной работы на с. 22-23 тетради-практикума.
  • Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Физкультминутка (расслабляющая пауза). В целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки рекомендуется провести 2-3 упражнения на переключение зрения с микро- на макрообъекты, а также несколько упражнений для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук. В завершении предложить ребятам поблагодарить друг друга за успешное выполнение лабораторной работы торжественным рукопожатием.

IV. Закрепление – 8 мин.

  1. Требование пятое: уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
  • Установить взаимосвязь строения и функций гладкой мышечной ткани – 3 мин.

(Проверка правильности сформулированного вывода в лабораторной работе № 8). (Разворот учебника, с. 42-43).

  1. Требование шестое: уметь определять микропрепараты по фотографиям.
  • Определение тканей по микрофотографиям – 3 мин. (слайды № 4- №10)
  1. Домашнее задание – 2 мин.

Повторить материал по теме: “Ткани”, подготовиться к проверочной работе. Проверить, чтобы были выполнены все задания в тетради-тренажёре.

  1. Итог урока – 2 мин. (слайд 11)

Написание рекомендательного письма руководителю Центра поддержки талантливой молодёжи “Сферы”.

Уважаемый руководитель центра поддержки талантливой молодёжи “Сферы!”
Я, _________________________________________,
учени___ 6 класса “А” МОУ СОШ № 12 с УИОП,
рекомендую Вам принять для работы в лаборатории “ВИТА-ЮНИОР” нового сотрудника
_______________________________________ , так как ______________________________

Проверить выполнение требований, изложенных в тексте письма. (Слайд 12) Подвести итоги урока. Сообщить оценки за урок.

Спасибо за внимание!

Фотографии с урока приведены в Приложении 2.


Ткани животных и человека. Нервная и мышечные ткани

Мышечные ткани

Состоят из клеток, в основе которых лежат сориентированные в определенном порядке пучки особых нитей, которые состоят из сократительных белков (актина, миозина и т. п.) – миофибрилл. Различают гладкую (неисчерченную) и исчерченную (поперечнополосатую). Основные функции: сокращение в ответ на возбуждение и расслабление, обеспечение движений, сокращение органов. Мышечная ткань связана с рыхлой соединительной тканью, компоненты которой расположены между ее клетками.


Виды мышечных тканей

Состоит из веретенообразных, небольших по размерам (до 0,1 мм длиной) клеток, которые имеют одно ядро и тонкие, лишенные исчерченности миофибриллы. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, которые состоят из 10–12 клеток. Сокращения бессознательные, слабые, ритмические, почти без усталости. Гладкие мышцы способны к сильному растяжению, развивают большую силу сокращений без значительных затрат энергии. Входят в состав внутренних органов, сосудов, кишечника, желудка позвоночных животных. У низших многоклеточных животных из гладкой мышечной ткани состоят все мышцы.

Клетки удлиненные, многоядерные, имеют большие размеры (до 10- 12 см длиной), исчерченность, большое количество миофибрилл. Миофибриллы состоят из протофибрилл. Миофибриллы имеют вид поперечных полос – в них правильно чередуются светлые и темные диски из сократительных белков (актина, миозина), которые имеют разные коэффициенты преломления света. Тонкие протофибриллы – актин, толстые – миозин. Актин и миозин сами сокращаться не могут. Сокращение актомиозинового комплекса происходит благодаря тому, что нити миозина глубже заходят между нитями актина, реагируя между собой. Эти мышцы способны сокращаться значительно быстрее, в 10-25 раз больше, чем неисчерченные.

Различают исчерченные скелетные и сердечные мышечные ткани.

Исчерченные скелетные ткани входят в состав скелетных мышц, диафрагмы, начального и конечного отделов пищеварительного тракта, исчерченная сердечная ткань – в состав сердечной мышцы.

С помощью сухожилий скелетные мышцы соединяются с элементами скелета и входят в состав опорно-двигательной системы. Мышцы в целом и отдельные их волокна имеют соединительнотканные оболочки. Эти оболочки препятствуют чрезмерному растяжению волокон, мышц. Клетки многоядерные, ядра расположены по периферии. Рост мышечных клеток происходит благодаря слиянию с клетками-спутниками. Сокращения сознательные, сильные, но мышцы быстро утомляются.

Исчерченная мышечная ткань известна у позвоночных животных, членистоногих, кольчатых червей, моллюсков.

По строению она подобна скелетной мышечной ткани, но ее волокна лишены соединительнотканных оболочек и потому могут в некоторых местах сливаться между собой. Клеток-спутников нет. По сердечной мышце быстро распространяются импульсы. Входит ткань в состав одного из слоев (среднего) сердца позвоночных животных – миокарда. Сокращения бессознательные, сильные.

Нервная ткань


Состоит из нейронов и вспомогательных клеток – глиоцитов. Вместе глиоциты образуют нейроглию. В нервной ткани возникают нервные импульсы, которые имеют электрическую природу.

Основные функции: возбудимость и проводимость.


Нейрон – структурная единица нервной ткани. Способен воспринимать раздражения, превращать их в нервные импульсы и проводить последние. Состоит из тела и отростков: длинного – аксона и коротких – дендритов. Теряют в зрелом состоянии способность к делению. Аксон (от греч. аксон – ось) – длинный (до 1 м), разветвленный на конце отросток нейрона, по которому импульсы поступают от его тела к другим нейронам или органам. Дендрит (от греч. дендрон – дерево) – короткий, иногда удлиненный, очень разветвленный отросток нейрона, по которому возбуждение проводится к телу нервной клетки от рецепторов или других нервных клеток. Аксон один, дендритов может быть один или несколько.

Нейроны различают по количеству отростков (аксона и дендритов): униполярные – имеют один отросток, который после выхода из тела клетки разветвляется на аксон и дендрит, биполярные – имеют один аксон и один дендрит, мультиполярные – имеют один аксон и много дендритов. Униполярные нейроны характерны преимущественно для беспозвоночных животных.

Нейроны по характеру функций разделяют на чувствительные (афферентные, сенсорные), вставочные (ассоциативные) и двигательные (эфферентные). Чувствительные (афферентные, сенсорные) нейроны воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды. Связи между отдельными нейронами осуществляют вставочные (ассоциативные) нейроны. Нервные импульсы от нервной системы к рабочим органам передают двигательные нейроны.

Тела нейронов и короткие отростки (дендриты) образуют серое вещество, аксоны – белое. Белое вещество образуется благодаря отросткам нейронов (аксонам), покрытым светлой миелиновой оболочкой.

Нейроглия сопровождает нейроны. Ее клетки меньше нейронов, имеют немного отростков, сохраняют способность к делению. Клетки нейроглии импульсов не проводят, но нейроны без них гибнут. Функции нейроглии: трофическая, опорная, защитная, нейроглия заполняет промежутки между нейронами, отделяет нейроны один от другого, образует электроизолирующие оболочки вокруг отростков нейронов, синтезирует некоторые биологически активные вещества, необходимые для нормального функционирования нервной системы.

Специализированные нервные клетки секретируют биологически активные соединения – нейрогормоны.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.