На примере нервной клетки покажите как взаимосвязаны строения и функция

Ответ


1 На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция.

Нейрон имеет тело и отростки. Один длинный отросток - аксон (передает возбуждение от тела клетки) и много коротких разветвленных – дендритов (несут возбуждение к телу клетки). Прием информации осуществляют дендриты, образующие многочисленные синапсы. Передачу осуществляют аксоны, также с помощью синапсов. Для функционирования синапсов нужны особые вещества – нейромедиаторы. Она синтезируются на мембранах ЭПС и транспортируются в пузырьках, отшнуровавшихся от Аппарата Гольджи, которыми богаты тела нейронов. Отростки нейронов образуют нервные пути, по которым информация передается в ЦНС и обратно. Тела нейронов осуществляют переработку информации и образуют нервные узлы.

2 Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу?

В связи выходом на сушу усложняется строение головного мозга. Развивается мозжечок, отвечающий за координацию движений. Усложняется строение и функции ствола мозга, отвечающего за рефлексы жизнеобеспечения. Развивается передний мозг, отвечающий за обработку информации от органов чувств, выработку рефлексов. Совершенствуется система органов чувств, в первую очередь зрение, обоняние и слух. Развивается периферическая нервная система. Повышается иннервация скелетных мышц.

4. Можно ли утверждать, что рефлекс лежит в основе инстинкта?

Инстинкт – комплекс врожденных поведенческих реакций животного и человека на определенную ситуацию. Например, гнездовой инстинкт (строительство гнезда птицами в определенный период и откладывание яиц), защитный инстинкт (бегство при виде опасности). В основе инстинкта лежит комплекс безусловных рефлексов.

5. Каково значение органов чувств для животного?

Органы чувств помогают животному ориентироваться, находить пищу, находить партнера, спасаться от опасности.

6. Докажите что без органов чувств животное не выживет.

Многие хищники ищут добычу по следу. Не будь нюха – они не смогли бы этого сделать. Если травоядные будут плохо слышать, им не спастись от хищников. Не будь нюха и зрения животные не нашли бы дорогу, партнера для размножения.

7. Можно ли утверждать, что регуляция деятельности организма с помощью органов чувств более совершенна, чем с помощью жидкости? почему?

Регуляция деятельность организма с помощью органов чувств это регуляция функций с помощью нервной системы. Такая регуляция быстрая (информация поступает по нервным волокнам в мозг и сразу выдается ответ), всесторонняя (комплекс информации от разных органов чувств).

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью веществ, разносящихся с током жидкостей организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Нужно время на выработку жидкости, доставку ее к определенному органу, проникновение в клетку и только потом следует выработка ответной реакции

8. С помощью каких простых опытов можно наличие жидкостной и нервной регуляции?

1. Дотроньтесь рукой до горячего чайника – рука отдернется. Сработает защитный рефлекс.

2. Вдохните немного молотой пеции (перец, корица, кориандр) или любой резкий запах. Вы чихнете. Сработает защитный рефлекс.

3. Уроните в классе какой-нибудь предмет. Остальные ребята повернутся на звук. Сработает ориентировочный рефлекс.

1. Вдохните поглубже и задержите дыхание. Спустя какое-то время дыание быдет трудно сдерживать и вы вдохнете и некоторое время будете дышать часто. Углекислый газ, накопившийся в крови является гуморальным фактором и зсаставит вас дышать чаще, чтобы снизить его уровень в крови

2. Принятие обезболивающих лекарств при гоовной боли является доказательством гуморальной регуляции. Лекарство – уморальный фактор.


А. Выберите один правильный ответ
1. Главный признак живого организма:
а) изменение формы,
б) изменение размера,
в) обмен веществ,
г) пассивное передвижение

А 2. Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются,
б) существуют независимо от среды,
в) изменяют форму,
г) изменяются под воздействием среды.

А 3. В предложенном перечне найди название систематической категории:
а) вид,
б) собака,
в) роза,
г) человек.

А 4. Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:
а) вид,
б) род,
в) тип,
г) отряд

А 5. Главная задача систематики – это изучение:
а) этапов эволюции,
б) отношений организмов и окружающей среды,
в) приспособленности организмов к условиям обитания,
г) рганизмов и объединение их в группы на основе родства.

Вариант 2
Б 1. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность.

Б 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет
1) развития
2) роста
3) размножения
4) обмена веществ.

Б 3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном

Б 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

Б 5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном

Б 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном..

Б 7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.

Б 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Б 9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции

Б 10. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды

Б 11. Клеточное строение - важный признак живого — характерен для
1) бактериофагов
2) вирусов
3) кристаллов
4) бактерий.

Б 12. Для изучения строения клетки необходимо:
1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;
2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;
3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;
4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним


1 На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция.

Нейрон имеет тело и отростки. Один длинный отросток - аксон (передает возбуждение от тела клетки) и много коротких разветвленных – дендритов (несут возбуждение к телу клетки). Прием информации осуществляют дендриты, образующие многочисленные синапсы. Передачу осуществляют аксоны, также с помощью синапсов. Для функционирования синапсов нужны особые вещества – нейромедиаторы. Она синтезируются на мембранах ЭПС и транспортируются в пузырьках, отшнуровавшихся от Аппарата Гольджи, которыми богаты тела нейронов. Отростки нейронов образуют нервные пути, по которым информация передается в ЦНС и обратно. Тела нейронов осуществляют переработку информации и образуют нервные узлы.

2 Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу?

В связи выходом на сушу усложняется строение головного мозга. Развивается мозжечок, отвечающий за координацию движений. Усложняется строение и функции ствола мозга, отвечающего за рефлексы жизнеобеспечения. Развивается передний мозг, отвечающий за обработку информации от органов чувств, выработку рефлексов. Совершенствуется система органов чувств, в первую очередь зрение, обоняние и слух. Развивается периферическая нервная система. Повышается иннервация скелетных мышц.

4. Можно ли утверждать, что рефлекс лежит в основе инстинкта?

Инстинкт – комплекс врожденных поведенческих реакций животного и человека на определенную ситуацию. Например, гнездовой инстинкт (строительство гнезда птицами в определенный период и откладывание яиц), защитный инстинкт (бегство при виде опасности). В основе инстинкта лежит комплекс безусловных рефлексов.

5. Каково значение органов чувств для животного?

Органы чувств помогают животному ориентироваться, находить пищу, находить партнера, спасаться от опасности.

6. Докажите что без органов чувств животное не выживет.

Многие хищники ищут добычу по следу. Не будь нюха – они не смогли бы этого сделать. Если травоядные будут плохо слышать, им не спастись от хищников. Не будь нюха и зрения животные не нашли бы дорогу, партнера для размножения.

7. Можно ли утверждать, что регуляция деятельности организма с помощью органов чувств более совершенна, чем с помощью жидкости? почему?

Регуляция деятельность организма с помощью органов чувств это регуляция функций с помощью нервной системы. Такая регуляция быстрая (информация поступает по нервным волокнам в мозг и сразу выдается ответ), всесторонняя (комплекс информации от разных органов чувств).

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью веществ, разносящихся с током жидкостей организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Нужно время на выработку жидкости, доставку ее к определенному органу, проникновение в клетку и только потом следует выработка ответной реакции

8. С помощью каких простых опытов можно наличие жидкостной и нервной регуляции?

1. Дотроньтесь рукой до горячего чайника – рука отдернется. Сработает защитный рефлекс.

2. Вдохните немного молотой пеции (перец, корица, кориандр) или любой резкий запах. Вы чихнете. Сработает защитный рефлекс.

3. Уроните в классе какой-нибудь предмет. Остальные ребята повернутся на звук. Сработает ориентировочный рефлекс.

1. Вдохните поглубже и задержите дыхание. Спустя какое-то время дыание быдет трудно сдерживать и вы вдохнете и некоторое время будете дышать часто. Углекислый газ, накопившийся в крови является гуморальным фактором и зсаставит вас дышать чаще, чтобы снизить его уровень в крови

2. Принятие обезболивающих лекарств при гоовной боли является доказательством гуморальной регуляции. Лекарство – уморальный фактор.










































Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция нервной системы Учитель биологии Тимофеева Н.Н. МКОУ СОШ №28 пос. Балковского Ставропольский край

Проверка знаний: Докажите, что эволюция выделительной системы шла в направлении создания специализированных органов.

Вставим пропущенные термины Почки состоят из многочисленных ……………… ………., пронизанных густой сетью ………………. В них жидкие продукты жизнедеятельности из …………… поступают в …………………. От каждой почки отходит по одному ………………., который открывается в …………. …………….. Он открывается особым отверстием наружу. почечные канальцы, мочеточник, капилляры, кровь, мочевой пузырь

Молодцы! Почки состоят из многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. В них жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почечные канальцы. От каждой почки отходит по одному мочеточнику, который открывается в мочевой пузырь. Он открывается особым отверстием наружу.

Ответная реакция простейших на раздражение (таксис) Раздражимость — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий (раздражителей)

Лабораторная работа Тема: Изучение ответной реакции животных на раздражения. Цель работы: изучить ответные реакции организмов на раздражение. Ход работы: попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю, затем к раковине моллюска, к рыбке. Наблюдение: Как реагирует дождевой червь на прикосновение? Какова реакция моллюска если слегка ударить по его раковине палочкой? Позволяют ли прикоснуться к себе рыбы? Вывод: Наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии? Каково значение этих реакций в жизни животных? Как называется свойство организмов отвечать на раздражения? Раздражимость и чувствительность - ха­рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы!

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Нервная система - это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов. Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких. Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне. Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы.

Из перечисленных функций выберите те, которые свойственны только нервным клеткам: 1. питание; 6. возбуждение; 2. размножение; 7. проведение; 3. приём; 8. синтез; 4. транспорт; 9. передача. 5. защита;

Простейшие Нервная система отсутствует.

Кишечнополостные Нервная система сетевидная (диффузная), представляет собой сеть образованную нервными клетками звездчатой формы. Свойственны и незначительные признаки централизации – уплотнение нервных клеток в области подошвы. Впервые появляются нервные клетки — не дифференцированные, отдельные, разветвленные, образующие нервную сеть. У медуз наблюдается формирование нервных цепочек, но не более того

Плоские и круглые черви Тип нервной системы – лестничный. у плоских червей уже можно наблюдать эволюцию нервной системы — узел в передней части тела — ганглий и нервные стволы, соединенные отростками. У круглых червей — аналогично

Кольчатые черви Нервная система узлового типа. Окологлоточное нервное кольцо Брюшная нервная цепочка Нервный узел

Моллюски у простейших моллюсков нервная система аналогична червям; у головоногих несколько ганглиев объединяются в “мозг” Нервная система разбросанного узлового типа Нервные узлы Нервные стволы

Членистоногие Впервые появляется головной мозг(еще, конечно, не такой, как у высших животных, но уже вполне развитый мозг) с отделами: передний самый крупный, связанный с органами зрения средний, иннервирует антенны (усики) задний, другие органы чувств и брюшная нервная цепочка Надглоточный нервный узел Подглоточный нервный узел Брюшная нервная цепочка

Типы нервной системы СЕТЧАТАЯ ЛЕСТНИЧНАЯ УЗЛОВАЯ СТОЛБЧАТАЯ

В каком направлении шла эволюция нервной системы беспозвоночных животных?

Тип Хордовые. Класс Ланцетники Нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. Внешне она кажется одинаковой по всей длине, но в ее внутренние строение и функции различия. Зачатки головного мозга.

Рыбы У рыб наблюдается эволюционный скачок — хорошо развитый головной мозг (именно поэтому появляется черепная коробка), содержащий отделы: • передний • средний • задний (мост, мозжечок и продолговатый мозг) Внутри позвоночника находится спинной мозг

Земноводные Размер мозга больше, чем у рыб, так же состоит из 5 отделов, но мозжечок развит меньше — амфибии менее подвижны, чем рыбы

Пресмыкающиеся Головной мозг в целом крупнее, чем у земноводных; укрупнение переднего мозга связано с развитием мозгового свода полушарий и началом развития коры; промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга. Более развит и средний мозг, обрабатывающий зрительную информацию. Мозжечок крупных размеров в связи с подвижным образом жизни, прогрессивно развиваются и органы чувств.

Птицы Головной мозг намного больше по размеру, чем у пресмыкающихся, сильнее развит передний мозг; лучше развита кора (а значит, интеллект)

Млекопитающие В общем-то, это самая эволюционно развитая нервная система: очень крупный мозг (5 отделов) хорошо развитая кора — состоящая из нескольких слоев нейронов кора образует извилины, складки, борозды Уже на уровне млекопитающих можно говорить о высшей нервной деятельности

Типы нервной системы СЕТЧАТАЯ ЛЕСТНИЧНАЯ УЗЛОВАЯ СТОЛБЧАТАЯ

Нервная система позвоночных животных Головной мозг Спинной мозг Нервы, нервные узлы Продолговатый мозг Средний мозг Промежуточный мозг Мозжечок Передний мозг

В каком направлении шла эволюция нервной системы хордовых животных ?

РЕФЛЕКСЫ Безусловные – врожденные: Ориентировочный Оборонительный Пищевой Половой Инстинкт: забота о потомстве Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Инстинктивное поведение специфично для каждого вида. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

РЕФЛЕКСЫ Условные – приобретенные, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности на основе безусловных Благодаря условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.

Сравнение нервной системы рыб и земноводных. Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ……………………, ……………..……, ………………. …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами. В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии ……………. Передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый

Сравнение нервной системы рыб и земноводных. Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в продолговатый мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами. В головном мозге земноводных имеется тоже 5 отделов, но значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.

Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц. Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227) Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц. Нервная система пресмыкающихся в связи с активным наземным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются все отделы головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит средний, передний мозг и мозжечок.

Эволюция нервной системы 1. Концентрация нервных клеток в определённых местах тела. 2. Формирование нервной ткани. 3. Создание и усложнение специализированных органов (головной и спинной мозг). В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение.

Спасибо за урок! Сегодня на уроке мне больше всего понравилось……… Сегодня на уроке самым сложным было…………… Сегодня я научился…………. Для меня самым интересным на уроке было……

Домашнее задание: §43, вопросы 1-3 стр.229

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Тимофеева Наталья НиколаевнаНаписать 1196 19.08.2019

Номер материала: ДБ-667699

  • Биология
  • 7 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    15.08.2019 97
    15.08.2019 267
    14.08.2019 112
    13.08.2019 114
    11.08.2019 98
    25.07.2019 315
    25.07.2019 483
    25.07.2019 223

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.