Наличие тремора кончика языка

1. Актуальность проблемы.

2. Симптоматика стертой дизартрии.

3. Неврологический статус детей с дизартрией.

4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-логопедического воздействия.

6. Основные цели логопедического массажа.

1. Актуальность проблемы

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение звуков.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройстве фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений – стертая дизартрия. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушение. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденного, стремительные или затяжные роды. В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило; у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании в поликлинике у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартриейвыявляются следующие симптомы: нарушения общей моторики, мелкой моторики рук, патологические особенности в артикуляционном аппарате, нарушение звукопроизношения и просодики.

2. Симптоматика стертой дизартрии

Мелкая моторика рук

Особенности артикуляционного аппарата

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый. Кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом артикуляционного аппарата.

Девиация,т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатываю слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. по заданию дети выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношениявыявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выясняется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

3. Неврологический статус детей с дизартрией

Исследование неврологического статуса детей с дизартрией (со стертой дизартрией) выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха.

У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.

Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т. е. нарушением просодики. При дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения.

Исследования Лопатиной Л. В. выявили у детей со стертой дизартриейнарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами являются трудности переключения с одного арт. Движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у некоторой части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка – девиация.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической симптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

- межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым р.

- боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;

- дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;

- свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;

- шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

- дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.

У детей со стертой дизартрией кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ, ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ ЯВЛЯЮТСЯ СТОЙКИМИ И ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.

4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии

Основные критерии диагностики

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев руки при движениях языка, как правило, сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца);

• замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• трудность в переключении артикуляционных движений;

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

• наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

ПРОБА 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

ПРОБА 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи.

Массаж используется в работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. Логопедический массаж применяется в коррекционной практике во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. И нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Эти средства нормализации речевой моторики применяются в логопедической практике давно, однако приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в логопедической практике до недавнего времени были разработаны недостаточно.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Предлагаются различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у данного ребенка.

В работе Дьяковой Е. А. представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех расстройств, при которых целесообразно его использование.

6. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. д.)

4. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поваляева М. А. Справочник логопеда.

5. Блыскина И. В. Комплексный подход и коррекция речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений.

6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии).

Этиология

Боль в языке может возникнуть как при патологии ротовой полости, так и при наличии в анамнезе заболеваний иных органов. Для облегчения состояния важно разобраться, что именно стало причиной неприятных ощущений.

Болевые ощущения в области языка могут свидетельствовать о возникновении воспалительного процесса. Спровоцировать воспаление могут бактерии и микроорганизмы.

Если подъязычная область была травмирована, то в образовавшуюся ранку может попасть инфекция. Заражение будет сопровождаться высокой температурой тела, слабостью, отсутствием аппетита и тошнотой.

Патологические процессы в ротовой полости могут быть вызваны:

  • Бактерией стрептококка. При такой патологии болит язык, и его поверхность покрывается пузырьками с прозрачной жидкостью. В месте, где пузырьки прорываются, возникают эрозии, которые доставляют человеку болевые ощущения;
  • Кандидозом. Этот грибок может появиться из-за длительного приёма антибиотиков или при пониженном иммунитете. При отсутствии должного лечения кандидоз может перейти в атрофическую форму, которой свойственны такие признаки, как покраснение, сухость слизистой области и сильная болезненность;
  • Герпесом. Чаще всего причинами такого воспалительного процесса является переохлаждение или переживание стрессовой ситуации. У женщин герпес может возникать также во время менструального цикла. При этом на языке появляются высыпания и эрозии. Сопровождаются данные высыпания болезненными ощущениями.

Выяснить, почему болит уздечка под языком, поможет только обследование у медицинского специалиста. Ведь повреждение уздечки может происходить как по анатомической особенности, так и при наличии иных факторов. В первом случае из-за недостаточной длины уздечки болевой синдром возникает во время разговора или употребления пищи. Если эта патология исключена, то боль под языком может возникнуть по следующим причинам:

  • Аллергическая реакция на средства по уходу за полостью рта;
  • Повреждение уздечки чужеродным предметом;
  • Некачественный уход за ротовой полостью.

Такой патологии характерно новообразование с гнойным содержимым, возникающим на слизистой поверхности ротовой полости. К основным причинам появления образования относятся:

  • Болезни зубов;
  • Тонзиллит;
  • Попадание инфекции;
  • Травма тканей полости рта;
  • Фурункулы.

Когда в ротовой полости образуется абсцесс, возникает следующая симптоматика:

  • Повышенное слюноотделение;
  • Отёк языка;
  • Болезненность;
  • Трудности при глотании;
  • Проблемы с дыханием.

Боль под языком возникает при наличии проблем с зубами. Это могут быть:

  • Периодонтит;
  • Кариозные отложения;
  • Пульпит;
  • Периостит.

Бактерии, вызвавшие воспаление в горле, могут перейти на поверхность языка. При этом слизистая покрывается белым налётом. Человеку становится больно разговаривать, пережёвывать и проглатывать пищу. Дополнительной симптоматикой является температура выше нормы, недомогание, слабость и отсутствие аппетита.

Неприятные ощущения в ротовой полости могут возникать из-за стрессовой ситуации. Если данный фактор исключён, то болезненность в этой области во время глотания может возникнуть из-за патологических изменений в языкоглоточном нерве. Такой вид невралгии сопровождается неправильной работой вкусовых рецепторов, онемением, снижением рвотного и глоточного рефлекса. Дискомфорт будет сопровождаться также онемением, жжением, покалыванием в ротовой полости, болезненностью в области губ.

Языкоглоточная невралгия возникает при следующих заболеваниях:

  • Менингит;
  • Энцефалит;
  • Опухоли в задней области черепа;
  • Травмы головы;
  • Неврит.

Боль в подъязычной области может появиться в том случае, когда по протокам в ткани железы попадает бактериальная инфекция. Причинами такого воспалительного процесса являются:

  • Низкий иммунитет;
  • Стоматологические проблемы;
  • Патологическое состояние лимфоузлов;
  • Воспаление миндалин;
  • Тонзиллит;
  • Аллергия;
  • Послеоперационный период.

Основными симптомами данного заболевания являются гнойное образование, припухлость и отёчность в полости рта.

На поверхности языка располагаются точки, которые напрямую связаны с состоянием внутренних органов. Как только в организме возникает патологический процесс, это отражается на состоянии языка в виде болезненных ощущений и других неприятных симптомов. Например, при заболевании пищеварительной системы возникает боль под корнем языка. Этот важный орган становится больше, что приводит к его натиранию о зубы и опуханию.

Симметрия подъязычной кости выполняет такие важные функции, как артикуляция и приём пищи. Нарушение чаще всего является врождённым. Также может возникать после травматического повреждения.

Болевые ощущения в полости рта возникают при авитаминозе. Это может быть:

  • Анемия (недостаток железа);
  • Дефицит фолиевой кислоты;
  • Нехватка витаминов группы В;
  • Недостаточное количество витаминов РР.

Если организму не хватает микроэлементов, то под языком начинает щипать и покалывать. При этом поверхность органа становится бледной, приобретает матовый оттенок, опухает, болит и немеет.

Если человек заметил у себя в ротовой полости небольшой бугорок, то такое новообразование может свидетельствовать об онкологическом заболевании. Злокачественная опухоль образуется из плоскоклеточного эпителия. Онкологическая патология в ротовой полости возникает по следующим причинам:

  • Лейкоплакия;
  • Синдром Боуэна;
  • Язвенная форма красной волчанки;
  • Эрозии при стоматите;
  • Курение;
  • Редкая чистка зубов;
  • Травматическое повреждение языка;
  • Неправильная установка зубных протезов.

Злокачественное образование будет сопровождаться болезненным утолщением на подъязычной поверхности сбоку, появлением кровоточащих ран, жжением, зудом в поражённой области. На последних стадиях опухоль начинает сильно разрастаться и давать метастазы. При этом возникает глотательная дисфункция и во время дыхания чувствуется гнойный запах.

Доброкачественный тремор

Тремор, не имеющий какой-либо видимой причины, или доброкачественный, является, пожалуй, самым распространенным двигательным расстройством. Его называют семейным, сенильным или юношеским. Однако этот тремор не всегда доброкачественный и может протекать очень тяжело, а в половине случаев нет указаний на его семейный характер. Возникает, как правило, в юношеском или подростковом возрасте. Начинается обычно с одной руки, затем распространяется на другую. Возможен тремор головы, подбородка, языка, изредка туловища и ног. Человек может писать, держать чашку, ложку и другие предметы. Тремор усиливается при волнении и употреблении алкоголя. Дрожание наиболее выражено, когда руки вытянуты вперед. Если в процесс вовлекаются мышцы языка и гортани, то нарушается речь. Походка не изменена. Лечения этого вида тремора в большинстве случаев не требуется. Если тремор возникает только при эмоциональном перенапряжениии, то ограничиваются однократным приемом препаратов с успокаивающим и снотворным действием.

Локализация

Изменение в состояние внутренних органов часто отражается на языке. Именно по локализации неприятных ощущений в полости рта можно понять, где именно возникла патология.

Когда возникает боль под языком, причины дискомфорта в этой области могут быть следующими:

  • Патологические изменения в почках или печени;
  • Заболевания дыхательной системы;
  • Нехватка витаминов;
  • Образование абсцессов.

Появление болезненных ощущений на кончике языка обычно связано с механическим повреждением, стоматитом, глосситом или заболеванием кишечника.

Когда болит под языком слева или справа, то локализация неприятных ощущений связана с такими факторами:

  • Чрезмерное курение;
  • Неврологические проблемы;
  • Травматические повреждения;
  • Онкологическое заболевание.

Почему трясутся руки у пожилых людей

Дрожь в руках у пожилых людей считается безобидным явлением, атрибутом старости. На самом деле, тремор в преклонном возрасте могут вызывать различные факторы. Самыми распространенными причинами дрожи конечностей у пожилых являются:

Жесткость Это термин, который указывает на увеличение мышечного тонуса в состоянии покоя или во время движения. Он может присутствовать на конечностях, шее и туловище. Уменьшение маятникового колебания верхних конечностей во время ходьбы является признаком жесткости, связанной с замедленным движением.

  • профессиональная деятельность (если работа человека в течении длительного времени была связана с мелкими движениями рук, это могло вызвать мышечное переутомление);
  • постоянные стрессы (которые сказались на работе нервной системы и мозгового кровообращения);
  • длительная интоксикация организма (алкоголь, курение, наркотики, работа на вредных производствах, жизнь вблизи трасс, на загрязненных территориях);
  • различные заболевания (болезни сердца, болезнь Паркинсона, сбои эндокринной системы и др.)

Выяснять причину и назначать лечение тремора у пожилых людей должен только специалист путем обследования.

Балансирующие расстройства Происходят более поздно в течение болезни; несомненно, являются менее благоприятными симптомами. Нарушение баланса связано, главным образом, с уменьшением выпрямляющих рефлексов, так что субъект больше не в состоянии исправить дисбаланс спонтанно, исследуется путем проверки способности исправлять обратную тягу. Неспособность поддерживать вертикальное положение и правильные изменения баланса может привести к падению, которое может иметь место во всех направлениях, хотя чаще пациент имеет тенденцию падать вперед.

Врачи

Если болит нёбо и под языком, то необходимо обратиться к медицинскому специалисту. Ведь только врач сможет объяснить своему пациенту, почему болит под языком. В первую очередь стоит посетить терапевта. На приёме лечащий врач будет действовать по следующему алгоритму:

  • Расспросит пациента о характере боли;
  • Осмотрит ротовую полость;
  • Обнаружит очаг воспаления;
  • Назначит соответствующее лечение.

Если неприятные ощущения вызваны специфическими причинами, то может потребоваться консультация у стоматолога, отоларинголога, невролога, онколога. Когда беспокоит боль под корнем языка, пациенту необходимо пройти осмотр у гастроэнтеролога.

Для установления истинной причины дискомфорта врач назначит следующие обследования:

  • Клинический анализ крови и мочи;
  • МРТ головного мозга;
  • УЗИ;
  • Рентген.

Если причина болезненности заключается в онкологическом заболевании, то помимо общих клинических анализов потребуется также сделать биопсию новообразования и сдать кровь на онкомаркеры.

После изучения всех результатов обследований лечащий врач поставит точный диагноз и расскажет пациенту, что делать, если болит под языком.

Почему у алкоголиков трясутся руки

Употребление алкоголя может как усугубить уже имеющийся по тем или иным причинам тремор, так и вызвать его. При однократной сильной интоксикации организма дрожь в руках сильнее, чем при хроническом алкоголизме. У алкоголиков дрожь слабее и чаще возникает утром натощак, может пройти после еды или приема спиртного.

Для лечения дрожи в руках прежде всего производится детоксикация организма от алкоголя. Если дрожь в руках с большой амплитудой, могут помочь следующие способы:

  • употребление шоколада или какао;
  • употребление морепродуктов;
  • витамин В6;
  • энергетические напитки;
  • физические упражнения;
  • сильные эмоциональные потрясения.

В некоторых случаях непроизвольное движение пальцев рук у алкоголиков (особенно похожее на взмахи крыльев птиц) сигнализирует о том, что человеку нужна неотложная медицинская помощь, так как возможна печеночная недостаточность.

Даже если дрожь в кистях возникает у алкоголика, это не значит, что можно пренебрегать обращением к врачу. Тремор может быть признаком серьезных нарушений здоровья.

Лечение

Выбор препаратов для оздоровления ротовой полости зависит от первопричины возникновения болезненности. Если под языком болит из-за травмы уздечки, будут назначены противовоспалительные растворы для полоскания рта. Такие растворы обычно имеют растительный состав, поэтому могут применяться для лечения полости рта как у взрослых, так и у детей. Это могут быть:

  • Стоматофит;
  • Хлорофиллипт;
  • Йодинол;
  • Фурацилин;
  • Гексорал;
  • Стоматидин;
  • Ромазулан;
  • Спиртовая настойка аира.

Стоит обратить внимание, что использование лекарственных препаратов для обработки рта у детей должно проходить под контролем педиатра. Поскольку некоторые аптечные средства могут иметь ограничения по возрасту.

Чтобы лечение данными растворами принесло положительный эффект, необходимо соблюдать несложные правила:

  • Ротовую полость необходимо полоскать после каждого приёма пищи;
  • После полоскания полчаса нельзя кушать и пить;
  • Перед тем как ложиться спать и с утра рекомендуется прополоскать рот;
  • Раствор ни в коем случае нельзя глотать.

Если причиной возникновения боли стала вирусная инфекция, то лечащим врачом будут назначены соответствующие препараты:

  • Теброфен;
  • Ацикловир;
  • Риодоксол.

При наличии в ротовой полости бактериальной инфекции, к общей терапии будут добавлены антибиотики. В этом случае лечение можно проводить с помощью сумамеда или амоксициллина.

Когда результаты анализов показали, что болезненность в ротовой полости спровоцировала грибковая инфекция, то необходимо применять специальные препараты. Самыми распространёнными противогрибковыми препаратами являются:

  • Леворин;
  • Итраконазол;
  • Кандид.

Если патологический процесс сопровождается повышением температуры тела выше допустимых значений, то к назначенным ранее медикаментам врач может добавить жаропонижающие препараты.

Вместе с медикаментозной терапией необходимо пройти курс физиотерапевтических процедур. К таким процедурам можно отнести электрофорез, УВЧ, соллюкс и гальвинацию. Купировать сильную болезненность помогут новокаиновые блокады.

Избавиться от гнойного образования на поверхности языка можно только с помощью хирургического вмешательства. Во время проведения этой процедуры хирург будет:

  • делать укол анестезии в ткани воспалённого участка;
  • вскрывать очаг воспаления;
  • удалять гнойное содержимое;
  • обрабатывать очищенную область антисептическим раствором;
  • накладывать швы на образовавшуюся ранку;
  • давать рекомендации пациенту по послеоперационному уходу.

При онкологии будет назначена лучевая и химиотерапия. Если опухоль является операбельной, то будет проведена процедура по её удалению.

Постуральный тремор

Профилактика

Возникновение болевых ощущений в области рта значительно ухудшает качество жизни человека, дискомфорт не даёт возможности выполнять обычные повседневные действия, например, глотать, разговаривать и пережёвывать еду. Чтобы снизить риск появления таких неприятных ситуаций, важно соблюдать несложные правила:

  • Тщательно выполнять гигиену полости рта;
  • Правильно питаться;
  • Вести здоровый образ жизни;
  • Выпивать достаточное количество воды;
  • Избегать стрессовых ситуаций;
  • Избавиться от вредных привычек, к которым относятся курение табачных изделий и употребление алкогольных напитков;
  • Своевременно лечить кариозные отложения и иные стоматологические патологии;
  • Каждый год проходить осмотр как у стоматолога, так и узкопрофильных специалистов. Это особенно важно, если этиологией неприятных ощущений под языком является заболевание конкретного органа.

Любое патологическое состояние в подъязычной области требует тщательной диагностики. Ведь только своевременная постановка диагноза и проведение лечебных мероприятий поможет избежать возможных осложнений.

Интенционный тремор

Обычно появляется при заболеваниях мозжечка. Он отличается грубыми крупноразмашистыми движениями, которые отсутствуют в покое и появляются при целенаправленных перемещениях, особенно в конце. Больной из положения стоя с вытянутыми руками и закрытыми глазами не может достать до носа. Наибольшие опасения вызывает вид тремора под названием астериксис (флеппинг-тремор). Его причиной могут быть: болезнь Вильсона-Коновалова (тяжелое наследственное заболевание, при котором в крови, печени и тканях мозга накапливается медь), печеночная или почечная недостаточность, поражение среднего мозга. Движения при нем напоминают хлопанье крыльев — это медленное неритмичное сгибание и разгибание конечностей из-за невозможности поддержания определенной позы.

Список литературы

При написании статьи врач-стоматолог использовал следующие материалы:

  • Барк К., Бургорф В., Хеде Н. Болезни слизистой оболочки полости рта и губ. Клиника. Диагностика и лечение. Атлас и руководство; Медицинская литература — М, 2011. — 438 c.
  • Боровский, Е.В.; Данилевский, Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта; М.: Медицина — М, 2009. — 288 c.
  • Килафян О. А. Гигиена полости рта. Краткий курс; Феникс — М, 2014. — 224 c.
  • Рабинович А. С. Хроническая очаговая инфекция полости рта; Государственное издательство медицинской литературы — М, 2009. — 168 c.
  • Козлов, Валентин Иванович Анатомия ротовой полости и зубов [Текст] : учебное пособие / В. И. Козлов, Т. А. Цехмистренко. — 3-е изд., стер. — М : Российский ун-т дружбы народов, 2020. — 155 с. ISBN 978-5-209-08288-0
  • Болезни зубов и полости рта; ГЭОТАР-Медиа — М, 2012. — 248 c.
  • Терапевтическая стоматология. Заболевания слизистой оболочки полости рта. В 3 частях. Часть 3; ГЭОТАР-Медиа — М, 2013. — 256 c.
  • Макеева И. М., Сохов С. Т., Алимова М. Я. Болезни зубов и полости рта. Учебник; ГЭОТАР-Медиа — М, 2014. — 252 c.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.