Нарушения нервных и психических функций


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши


Общие сведения

В современном мире психические расстройства разнообразного типа не являются редкостью. Данные Всемирной организации охраны здоровья свидетельствуют, что определенные нарушения эмоциональной сферы или поведенческие расстройства есть у каждого 4-5 человека в мире.

Заболевания такого типа также имеют другие определения — нервное расстройство, душевная болезнь, расстройство личности, ментальное расстройство и др. Правда, ряд медицинских источников, где классифицируются нервные и психические болезни, отмечают, что такие определения синонимами не являются. В широком понимании болезни психики – это состояние, которое отличается от здорового и нормального. Психическое здоровье – термин, противоположный расстройству психики. Человек, способный приспосабливаться к условиям жизни, адекватно вести себя и чувствовать в обществе, решать жизненные проблемы, оценивается как здоровый психически. Если эти способности ограничены, то так у него может проявляться определенное психотическое состояние.

Нервные расстройства приводят к изменениям в виде нарушения мышления, ощущений, выражения эмоций, поведения, взаимодействия с окружающими. При этом часто происходят и изменения соматических функций организма. До сих пор до конца не известны причины многих болезней такого типа.

К расстройствам психического типа относится депрессия, шизофрения, биполярные расстройства, деменция, расстройства развития и др. Важно понимать, что такие болезни существенно ухудшают уровень жизни больного и окружающих его людей. Поэтому крайне важно вовремя распознать психическое заболевание и обратиться к квалифицированному специалисту. Если диагноз установлен правильно, и пациенту назначена комплексная схема лечения, его состояние удается облегчить. О разновидностях болезней такого типа, их признаках и возможных вариантах лечения можно узнать из этой статьи.

Патогенез

Этиологическими факторами развития психических болезней являются эндогенные и экзогенные факторы.

  • Эндогенными факторами являются: наследственная расположенность к болезни, наличие генетических аномалий, конституциональная неполноценность.
  • Экзогенные факторы: интоксикации, инфекционные болезни, ЧМТ и другие травмы, психические потрясения.

Развитие патологического процесса может произойти на разных уровнях: психическом, иммунологическом, физиологическом, структурном, метаболическом, генетическом. Каждый тип болезни имеет определенные закономерности развития в контексте биологических механизмов.

Основой патогенеза психических расстройств является нарушение взаимоотношений процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Часто происходит запредельное торможение, что приводит к нарушению фазового состояния клеток ЦНС. Клетки могут пребывать в разных фазах:

  • Уравнительная – отмечается одинаковый ответ на раздражители разной силы. Снижается порог возбуждения, отмечается астения, эмоциональная неустойчивость.
  • Парадоксальная – ответ на сильные или обычные раздражители отсутствует, отмечается ответ на слабые раздражители. Это характерно для кататонических расстройств.
  • Ультрапарадоксальная – качественное несоответствие ответа раздражителю. Отмечаются галлюцинации, бред.

В случае ограниченных психических болезней происходит атрофия и деструкция нейронов. Это характерно для болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, прогрессивного паралича и др.

В ходе исследования патогенеза психических заболеваний учитываются индивидуальные особенности организма, фактор наследственности, пол, возраст, последствия перенесенных болезней. Эти факторы могут отображаться на характере болезни и ее течении, способствовать или препятствовать ее развитию.

Классификация

Согласно причинам, вызывающим такие болезни, выделяют:

  • Эндогенные – в эту группу входят болезни, спровоцированные внутренними патогенными факторами, в частности наследственными, при определенном воздействии на их развитие внешних влияний. К этой группе относятся шизофрения, маниакально-депрессивныйпсихоз, циклотимия и др.
  • Эндогенно-органические – эти заболевания развиваются вследствие внутренних факторов, которые приводят к поражению головного мозга, или эндогенными влияниями совместно с церебрально-органическими патологиями. Эти болезни провоцируют черепно-мозговые травмы, интоксикации, нейроинфекции. В группу входят: эпилепсия, деменция, болезнь Альцгеймера, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона и др.
  • Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические – это большая группа заболеваний, в которую входит ряд расстройств психики, связанных с последствиями соматических болезней и влиянием негативных внешних биологических факторов. Также к этой группе относятся расстройства, обусловленные неблагоприятными экзогенными воздействиями, провоцирующие церебрально-органическое поражение. Эндогенные факторы в процессе развития болезней из этой группы тоже отыгрывают определенную роль, однако она не является ведущей. К этой группе относятся: нарушения психики при соматических болезнях, а также при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации; алкоголизм, токсикомания, наркомания; психические расстройства при ЧМТ, нейроинфекциях, опухолях мозга и др.
  • Психогенные – они развиваются вследствие негативного воздействия стрессовых ситуаций. В эту группу входят неврозы, психозы, психосоматические расстройства.
  • Патология развития личности – эти болезни связаны с аномальным формированием личности. В группу входят олигофрении, психопатии и др.

Причины


Говоря о том, в чем причина нарушений в психическом развитии или почему развивается то или иное психическое нарушение, следует отметить, что причины многих из них до сих пор до конца не известны.

Эксперты говорят о воздействии на развитие таких заболеваний целой совокупности ряда факторов – психологических, биологических, социальных.

Выделяются следующие факторы, влияющие на развитие таких расстройств:

  • Экзогенные (внешние) факторы: инфекционные болезни, травмы мозга, интоксикации, психотравмы, истощение, неблагоприятные гигиенические условия, повышенный уровень стресса и др. Несмотря на то, что чаще всего заболевание развивается как следствие влияния экзогенных факторов, необходимо учесть и приспособительную реакцию организма, а также его сопротивляемость, реактивность.
  • Эндогенные (внутренние) факторы: ряд болезней внутренних органов, интоксикации, нарушения обменных процессов, типологические особенности психической деятельности, нарушения функций эндокринной системы, наследственная расположенность или отягощенность.

Специалисты отмечают, что причины, по которым у людей развивается то или иное расстройство психики, часто сложно конкретизировать. У разных людей, в зависимости от их общего психического развития и физических особенностей, отмечается разная устойчивость и реакция на влияние тех или иных причин.

Симптомы психических заболеваний

Если говорить о том, какими конкретно являются симптомы расстройства психики, то, прежде всего, следует перечислить критерии психического здоровья от ВОЗ, отклонение от которых и рассматривается как нарушение психики. Симптомы психических болезней при этом зависят и от разновидностей болезни.

ВОЗ определяет следующие критерии психического здоровья:

Если у человека отмечается несоответствие этим критериям, речь может идти о проявлении у него психических расстройств.

По определению специалистов ВОЗ, основные признаки расстройства психики или поведения, это нарушения настроения, мышления или поведения, выходящие за рамки установленных норм и культурных убеждений. Признаки психического расстройства у мужчин и женщин могут проявляться рядом физических, когнитивных, поведенческих симптомов:

  • Эмоционально человек может ощущать себя по отношению к произошедшим событиям несоразмерно счастливым или несчастным, или же вообще не проявлять адекватно свои чувства.
  • У больного может нарушиться взаимосвязь мыслей, может отмечаться крайние положительное или отрицательное мнение о себе или других людях. Может теряться способность давать критическую оценку.
  • Отмечаются отклонения от общепринятых норм поведения.

Проявляются подобные симптомы у мужчин и у женщин одинаково, они могут развиваться в любом возрасте, если существуют предрасполагающие причины. Хотя некоторые специалисты утверждают, что некоторые нарушения психики у мужчин встречаются чаще, чем признаки психического расстройства у женщин.

Если у человека проявляется нервное расстройство, симптомы, как правило, замечают его близкие люди. Чаще всего такие симптомы у женщин и мужчин, а также признаки у подростков связаны с угнетенным состоянием. Они препятствуют выполнению привычных для него функций.

Специалисты также предлагают своеобразную классификацию таких симптомов:

  • Физические – нервное расстройство сопровождает боль, бессонницаи др.
  • Эмоциональные – беспокоит чувство печали, тревоги, страха и др.
  • Когнитивные – симптомы этого типа выражаются тем, что человеку трудно четко мыслить, у него нарушена память и проявляются определенные патологические убеждения.
  • Поведенческие — расстройство нервной системы проявляется агрессивным поведением, неспособностью выполнять обычные для человека функции и др.
  • Перцептивные – проявляются тем, что человек видит или слышит то, чего другие люди не видят и не слышат.

У разных расстройств проявляются разные ранние признаки. Соответственно, и лечение зависит от типа заболевания и его симптомов. Но тем, у кого проявляется один или несколько описанных признаков, и при этом они являются устойчивыми, следует обязательно обратиться к специалисту как можно раньше.


Говоря о том, какие бывают виды психических расстройств и какими симптомами они проявляются, следует отметить, что список психических заболеваний очень широк. Одни диагнозы достаточно распространены в современном обществе, другие психические болезни достаточно редкие и необычные. В медицине используется классификация нарушений в психическом развитии, описанная в V разделе Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Именно в МКБ-10 описаны все расстройства личности и их классификация. Однако существует и другая классификация психических расстройств. Ведь в процессе развития науки представления о том, какие существуют виды психических заболеваний, меняются. К примеру, несколько десятков лет тому назад социофобию не включали в список психологических расстройств, но теперь люди с таким расстройством рассматриваются как имеющие психические нарушения.

Но ниже перечислены самые распространенные расстройства личности и психические расстройства — список и описание.

Следует учесть, что между основными расстройствами личности нет четких границ, поэтому часто диагностируется смешанное расстройство личности, при котором отсутствует специфический набор симптомов типичных расстройств личности. Смешанное расстройство сочетает в себе сразу несколько описанных выше или других расстройств.

Анализы и диагностика

В процессе диагностики у пациентов в первую очередь определяют наличие или отсутствие соматического заболевания. Если патология внутренних органов отсутствует и клинические признаки не свидетельствуют о соматических заболеваниях, есть вероятность наличия психиатрических расстройств.

С целью предварительной диагностики и скрининга психических расстройств используют специальные диагностические тесты.

В некоторых случаях людям с психическими заболеваниями дают инвалидность. Однако для того, чтобы признать недееспособность в связи с психическим заболеванием, необходимо пройти все этапы клинической диагностики.

Диагностика состоит из следующих этапов:

  • Определение симптомов и их квалификация.
  • Нахождение взаимосвязи симптомов, квалификация синдромов.
  • Оценка развития синдромов в динамике.
  • Установление предварительного диагноза.
  • Дифференциальная диагностика.
  • Установление индивидуального диагноза.

В процессе психиатрического обследования врач изначально выясняет причину обращения больного или его родных, старается создать доверительные отношения с пациентом, чтобы эффективно взаимодействовать с ним в ходе лечения. Важно, чтобы обследование происходило в спокойной обстановке, которая будет располагать к откровенному разговору. Врач также наблюдает за невербальными реакциями и поведением пациента.

Патопсихологические, инструментальные, лабораторные обследования используются в процессе установления диагноза как вспомогательные.

Могут применяться такие инструментальные методики исследования:

  • компьютерная томография;
  • электроэнцефалографическое исследование;
  • ядерномагнитнорезонансное исследование мозга.

Чтобы исключить соматическое происхождение психических болезней, применяют лабораторные методы диагностики. Проводится исследование крови, мочи, при необходимости — спинномозговой жидкости.

Для исследования особенностей заболевания практикуются психодиагностические, психометрические методики.

Многие люди стремятся найти тест на психические расстройства, чтобы самостоятельно определить, есть ли у них или у близких людей расстройство личности. Однако, несмотря на то, что онлайн тест на психические расстройства найти несложно, на самом деле его результаты нельзя интерпретировать как выявление расстройства психики. Пройдя любой тест на наличие психологического расстройства, человек может получить только приблизительные данные по поводу наличия у него склонности к определенному расстройству психики. Поэтому тем, кто ищет тест на психические заболевания, лучше посетить врача и проконсультироваться с ним.

Лечение психических заболеваний

В настоящее время лечение психических расстройств проводится с помощью психотерапевтических и медикаментозных методов. Применение тех или иных методов зависит от того, какие именно психические болезни диагностированы у пациента, и какая схема лечения нервного расстройства ему назначена.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.