Научение это процесс позволяющий накапливать информацию в нервной системе

Смотрите также:

Память - это психическая функция сохранения информации о каких-либо раздражениях, а также идеях, образах, событиях после того, как они уже не действуют, и способность сохранять и впоследствии использовать (извлекать) эту информацию. Четыре процесса характеризуют память: запоминание информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение.

Различают память генетическую и приобретенную. Генетическая память - это вся информация, получаемая от родителей через половые клетки. Носителем генетической информации являются нуклеиновые кислоты, в которых закодирована склонность к определенным видам поведения у человека (и высших приматов). Примером генетической памяти являются страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы.

Приобретенная (индивидуальная) память возникает в онтогенезе на основе жизненного опыта. Выделяют четыре вида сознаваемой памяти: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, основой которой является запоминание предметов и их свойств; словесно-логическую (свойственную только человеку), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с объектами, их вызывающими. Выделение в самостоятельную категорию у с - ловно-рефлекторной, или поведенческой, памяти обусловлено механизмом становления условно-рефлекторных связей. При выработке условного рефлекса необходимо сохранение в памяти следа от воздействия на организм условного раздражителя до момента его подкрепления безусловным раздражителем.

Основная отличительная особенность памяти человека — способность к формулировке идей в виде словесных символов и к их сохранению в абстрактной форме.

Научение - это процесс усвоения знаний или овладения ими. Самая простая и самая распространенная форма научения - это привы1кание. У человека (и животных) каждый новый раздражитель вызывает как соматические, так и вегетативные реакции - ориентировочны1е реакции. И.П. Павлов называет ориентировочной любую реакцию обращения внимания в ответ на стимул, например, поворот головы, направление взгляда в сторону стимула, повышение мышечного тонуса. Но если раздражитель не играет роли для организма, то при повторении стимула ориентировочная реакция угасает. Так, например, человек, живущий вблизи железнодорожной линии или на шумной улице, перестает обращать внимание на шум и спит спокойно, но его может разбудить тишина или любой непривычный звук. Такая адаптация называется привыканием. В то же время очень сильный или очень вредный раздражитель усиливает реакцию - это сенситизация.

Различают три вида памяти (). Сенсорная память. Информация, полученная рецепторами, сохраняется около 1/4 с., в течение которых в головном мозгу решается вопрос о необходимости ее сохранения.

Кратковременная (или первичная) память. Если сенсорная информация необходима мозгу, она обрабатывается, интегрируется и сохраняется около 20 с. Емкость кратковременной памяти ограничивается семью элементами (от 5 до 9). Если необходимо сохранить в кратковременной памяти большее число элементов, мозг группирует ее в соответствующее количество. Кратковременная память является основой выполнения текущих поведенческих и мыслительных операций. В основе процессов кратковременной памяти лежит многократная циркуляция (реверберация) импульсных разрядов (нервных импульсов) по круговым замкнутым цепям нейронов лобной и теменной долей коры полушарий большого мозга. Замкнутые цепи создаются, в основном, нейронами III и IV слоев память. Словесные сигналы поступают в первичную память, где они либо повторяются в процессе практики, либо забываются. Некоторые из закрепленных практикой сигналов поступают во вторичную память. Повторение информации облегчает ее переход во вторичную память, однако оно не обязательно приводит к такому переходу и не является необходимым для него (по Шмидту)

Долговременная память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти, не нужна или не используется, она быстро стирается. Если она необходима, то переводится в долговременную память. Чем чаще человек извлекает эту информацию, тем лучше она фиксируется. Этот процесс называется консолидацией. Долговременная память зависит от того, насколько информация привычна, т.е. от частоты повторения; от контекста; уровня мотивации, т. е. необходимости запомнить ту или иную информацию. Долговременную память подразделяют на вторичную и третичную.

Долгосрочная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидуум. В этой памяти хранятся все без исключения образы, события, знания, умения, навыки. Долгосрочная память является основой условно-рефлекторной деятельности человека. В основе долгосрочной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном, синаптическом и клеточном уровнях головного мозга. Этапы этих преобразований следующие: 1) фиксация информации; 2) сортировка и выделение новой информации; 3) долговременное хранение значимой для организма информации; 4) воспроизведение информации по мере необходимости.

Смотрите также:

Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание.
Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.

Теории памяти. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.
Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Если имеются в виду главным образом взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения
Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления.

Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоциональная, логическая, или словесно-логическая), по временной
Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения.

Память - это психическая функция сохранения информации о каких-либо раздражениях, а также идеях, образах, событиях после того, как они уже не действуют, и способность сохранять и впоследствии использовать (извлекать) эту информацию. Четыре процесса характеризуют память: запоминание информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение.

Различают память генетическую и приобретенную. Генетическая память - это вся информация, получаемая от родителей через половые клетки. Носителем генетической информации являются нуклеиновые кислоты, в которых закодирована склонность к определенным видам поведения у человека (и высших приматов). Примером генетической памяти являются страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы.

Приобретенная (индивидуальная) память возникает в онтогенезе на основе жизненного опыта. Выделяют четыре вида сознаваемой памяти: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, основой которой является запоминание предметов и их свойств; словесно-логическую (свойственную только человеку), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с объектами, их вызывающими. Выделение в самостоятельную категорию условно-рефлекторной, или поведенческой, памяти обусловлено механизмом становления условно-рефлекторных связей. При выработке условного рефлекса необходимо сохранение в памяти следа от воздействия на организм условного раздражителя до момента его подкрепления безусловным раздражителем.

Основная отличительная особенность памяти человека — способность к формулировке идей в виде словесных символов и к их сохранению в абстрактной форме.

Научение - это процесс усвоения знаний или овладения ими. Самая простая и самая распространенная форма научения - это привыкание. У человека (и животных) каждый новый раздражитель вызывает как соматические, так и вегетативные реакции - ориентировочные реакции. И.П. Павлов называет ориентировочной любую реакцию обращения внимания в ответ на стимул, например, поворот головы, направление взгляда в сторону стимула, повышение мышечного тонуса. Но если раздражитель не играет роли для организма, то при повторении стимула ориентировочная реакция угасает. Так, например, человек, живущий вблизи железнодорожной линии или на шумной улице, перестает обращать внимание на шум и спит спокойно, но его может разбудить тишина или любой непривычный звук. Такая адаптация называется привыканием. В то же время очень сильный или очень вредный раздражитель усиливает реакцию - это сенситизация.

Различают три вида памяти (рис. 144). Сенсорная память. Информация, полученная рецепторами, сохраняется около 1/4 с., в течение которых в головном мозгу решается вопрос о необходимости ее сохранения.

Кратковременная (или первичная) память. Если сенсорная информация необходима мозгу, она обрабатывается, интегрируется и сохраняется около 20 с. Емкость кратковременной памяти ограничивается семью элементами (от 5 до 9). Если необходимо сохранить в кратковременной памяти большее число элементов, мозг группирует ее в соответствующее количество. Кратковременная память является основой выполнения текущих поведенческих и мыслительных операций. В основе процессов кратковременной памяти лежит многократная циркуляция (реверберация) импульсных разрядов (нервных импульсов) по круговым замкнутым цепям нейронов лобной и теменной долей коры полушарий большого мозга. Замкнутые цепи создаются, в основном, нейронами III и IV слоев коры. В результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам нейронов в них образуются стойкие изменения, закладывающие основу процесса долгосрочной памяти.

Долговременная память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти, не нужна или не используется, она быстро стирается. Если она необходима, то переводится в долговременную память. Чем чаще человек извлекает эту информацию, тем лучше она фиксируется. Этот процесс называется консолидацией. Долговременная память зависит от того, насколько информация привычна, т.е. от частоты повторения; от контекста; уровня мотивации, т. е. необходимости запомнить ту или иную информацию. Долговременную память подразделяют на вторичную и третичную.

Долгосрочная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидуум. В этой памяти хранятся все без исключения образы, события, знания, умения, навыки. Долгосрочная память является основой условно-рефлекторной деятельности человека. В основе долгосрочной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном, синаптическом и клеточном уровнях головного мозга. Этапы этих преобразований следующие: 1) фиксация информации; 2) сортировка и выделение новой информации; 3) долговременное хранение значимой для организма информации; 4) воспроизведение информации по мере необходимости.

Забывание - способность забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.



Забывание зависит от многих причин: неиспользование информации, хранящейся в памяти; возраст; интерференция, т.е. помехи, связанные с наслоением какой-то предшествующей или последующей информации; подавление или активное забывание, связанное с бессознательной психической защитой.

Морфологическим субстратом памяти являются многие структуры мозга, в первую очередь это кора лобных долей, височные доли, гиппокамп, миндалины, гипоталамус.

Членораздельная речь. Сознание человека тесно связано с членораздельной речью и зависит от нее. Человек осознает только те предметы и явления, которые превращаются в словесные символы.

Как известно, большинство животных общаются между собой с помощью различных сигналов. Членораздельная речь уникальна и отличается от этих сигналов, которые, кстати, существуют и у человека (например, гримаса или вскрик боли), тем, что передает не только то, что имеется в настоящее время в данной конкретной ситуации, но и то, что было в прошлом, что может произойти в будущем. Речь передает сведения об опыте, которым говорящий не обладает. И.П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой, которая отличается от первой (органы чувств) отвлечением и обобщением.

В коре полушарий большого мозга находятся три важнейших центра, связанных с речью: зрительным - на медиальной поверхности затылочных долей в области шпорной борозды; слуховой - в обеих височных долях; сомато-сенсорный - в прецентральных извилинах обоих полушарий, именно его нейроны управляют мышцами лица, туловища и конечностей.

Напомним о межполушарных различиях в работах Р. Сперри, который показал, что изолированное левое полушарие столь же эффективно обеспечивает сознание человека и членораздельную речь, как оба полушарий, в то время как изолированное правое полушарие не может обеспечить устную и письменную речь. Именно левое полушарие определяет, главным образом, лингвистические (вербальные) способности человека. Корковые центры левого полушария играют основную (специфическую) роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речи. Только их нормальное функционирование приводит к полноценной речевой функции. Левое полушарие не только воспринимает речь, но и генерирует звуки речи. Левое полушарие доминирует и в двигательных актах речи. Правое полушарие способствует выделению сигналов из шума, опознает интонации и музыкальные мелодии, оно обеспечивает понимание устной и письменной речи, участвует в модуляции голоса.

Однако правильнее говорить не о доминировании левого полушария, а о взаимодополняющей специализации обоих полушарий с преобладанием речевых функций (как правило) у левого.

Корковые центры речи расположены вблизи центров соответствующих анализаторов. Так, центр речи Брока расположен кпереди от тех отделов ядра двигательного анализатора, которые контролируют функцию мышц, участвующих в артикуляции. Более 100 лет тому назад П. Брок описал потерю речи - моторную афазию, связанную с поражением описанного центра речи. При этом человек понимает речь, но не может произносить слова. Несколько позже Вернике описал другой тип афазии (сенсорную) - расстройство понимания устной речи, которая развивается при поражении центра речи Вернике - коры задних отделов верхней височной извилины (височная доля) в зоне расположения ядра слухового анализатора. При этом больной говорит, хотя слегка искажает речь. Иными словами, человек слышит обращенные к нему слова, но не понимает их. При повреждении коры затылочной доли в области ядра зрительного центра больной видит буквы и слова, но не может их распознать - чтение на родном языке становится невозможным.

Согласно модели речи Вернике - Гешвинда его осуществляет доминантное левое полушарие. Вначале зрительная информация от сетчатки глаз передается в центр зрения, где распознается образ. Эта информация передается в центр речи Вернике, где происходит подбор слов. Из центра Вернике импульсы направляются в центр Брока, где и происходит формирование речи, т. е. возникает информация о словах, которые следует произнести. Эта информация передается в те зоны двигательного центра коры (прецентральная извилина), где и возникают импульсы к мышцам, осуществляющим артикуляцию речи. Эта же модель позволяет выявить, как осуществляются движения, связанные с речью. Звуковые сигналы (речь) воспринимаются центрами слуха, распознаются, после чего информация направляется в центр Вернике, где интерпретируется. Эта информация поступает в левое полушарие (премоторная зона). Здесь мозг вырабатывает стратегию действия. Из премоторной зоны импульсы направляются в двигательные центры левой прецентральной извилины, ведающие мышцами руки, где и возникает сигнал к выполнению действия.

И.М. Сеченов рассматривал потребности организма как побуждение и модель поведения человека, как причину мотивации.

По классификации, предложенной академиком И.В. Симоновым, различают три вида потребностей: биологические, социальные и идеальные. Биологические, или витальные, потребности направлены на сохранение целостности организма и вида (потребности в еде, питье, сне и т.д.). Социальные, или зоосоциальные, потребности - это потребности принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим нормам группы, а для человека - следовать нравственным и эстетическим нормам общества. Идеальныепотребности, или потребности познания и творчества, - это потребности человека в познании мира и своего места в нем, смысла жизни, потребности приобретения знаний.

Биологические потребности являются, преимущественно, врожденными, в то время как социальные и идеальные приобретаются в процессе индивидуального развития на основе биологических потребностей. И.М. Сеченов писал, что потребности являются мотивом или целью, а движение - средством достижения цели. Мотивация всегда порождается потребностью.

Мотивация - это толчок к целенаправленному действию, вызванный потребностью. Мотивации, подобно потребностям, классифицируют на биологические (витальные), социальные и идеальные.

Механизмы формирования мотиваций. В возникновении мотиваций и их удовлетворении лежат нейрогуморальные механизмы периферическою и центрального уровней. К.В. Судаков сформулировал основные положения нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций: любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью; потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору полушарий большого мозга; корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры; каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же нейромедиаторы, однако в разных комбинациях и в разных структурах, что свидетельствует о специфической нейрохимической интеграции конкретного мотивационного возбуждения.


Существует несколько классификаций научения. Целесообразно все их объединить в четыре основные группы, преимущественно по критерию активности животного или человека в ходе научения: а) пассивное (реактивное) научение; б) оперантное научение (operatic - действие); в) научение с помощью наблюдения; г) инсайт.

А. Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случаях, когда организм пассивно (не прилагая целенаправленных усилий) реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивным научением являются следующие формы.

Привыкание — это не только самая простая, но, вероятно, и самая распространенная форма научения у человека и животных. За счет него нам удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание всегда специфично в отношении стимула: если человек не замечает уличного шума, он проснется либо от неожиданного звука на его фоне, либо от внезапно наступившей тишины. Привыкание - это не утомление, а особый приспособительный нервный процесс. Его не следует путать и с адаптацией анализаторов, т.е. снижением их чувствительности при непрерывной стимуляции.

2. Сенсибилизация - усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. Например, повторные капли воды из крана, жужжание назойливой мухи или пронзительный писк комара, многократно повторяющийся, становятся непереносимыми, неприятными. В данном случае научение носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакциях типа стимул - ответ (после нескольких повторений действия раздражителя).

3. Импринтинг - запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Импринтинг - особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма. При наблюдениях за животными этологов особенно интересует относительная роль в их поведении врожденного и приобретенного.

Работы австрийского этолога К.Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К.Лоренц. Произошло удивительное явление: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за К.Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью (рис. 6.8). Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту К.Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида!

1. Какая из перечисленных форм научения относится к реактивным типам поведения:

а) метод проб и ошибок;

б) латентное научение;

г) все перечисленные формы.

2. Световой сигнал, вызывающий отдергивание лапы, если за ним следует электрический удар, - это

а) условный раздражитель;

б) безусловный раздражитель;

в) безусловный рефлекс;

г) индифферентный раздражитель.

3. Представим себе, что ребенок как-то приласкал собаку, а та на него внезапно залаяла, и в результате он стал бояться всех собак вообще. Что является в данном случае безусловным раздражителем:

4. При выработке оперантных форм поведения

а) организм относительно пассивен;

б) индивидуум вырабатывает когнитивные стратегии;

в) после условного раздражителя должен следовать безусловный.

г) Ни один из этих ответов не верен.

5. Научение методом проб и ошибок

а) основано на законе эффекта;

б) осуществляется благодаря случайным поведенческим реакциям;

в) состоит в том, что число ошибок по мере увеличения числа проб снижается.

г) Все ответы верны.

6. Формирование реакций всегда осуществляется

а) путем ассоциаций между индифферентным и безусловным раздражите­лями;

б) путем последовательных приближений;

в) благодаря случаю:

г) путем наблюдения за моделью.

7. Если животное хочет пить и получает воду в поилку после нажатия на рычаг

то эта вода служит для него

а) подкрепляющим агентом;

в) условным рефлексом;

г) фактором формирования реакции.

8. Отрицательное подкрепление -это такое подкрепление, которое приводит

а) к быстрому угасанию реакции;

б) к ее формированию;

в) к ее исчезновению;

а) действует так же, как отрицательное подкрепление;

б) способствует развитию других инициативных форм поведения;

в) препятствует определенной форме поведения.

г) Все ответы неверны.

10. Процесс, при котором индивидуум начинает воспроизводить одну и ту же поведенческую реакцию во всех ситуациях, сходных с той, в которой раньше происходило подкрепление, называется

11. При научении путем наблюдения

а) индивидуум просто-напросто подражает модели;

б) модель должна осуществлять очень простое поведение;

в) вероятность подражания модели выше, если модель в результате данного поведения вознаграждается.

г) Все ответы верны.

12. Викарное поведение осуществляется

а) путем простого подражания модели;

б) с учетом тех последствий, которые оно имеет для модели;

в) после переструктурирования ситуации высшими психическими процессами.

г) Все ответы верны.

13. При латентном научении индивидуум научается

а) понимать значение раздражителя;

б) разрабатывать когнитивные карты;

в) использовать все то, чему он научился в результате подкрепления.

г) Все ответы верны.

14. При освоении сложных психомоторных навыков вырабатывается когнитив­ная стратегия, необходимая для того, чтобы

а) концентрировать внимание на различных сторонах задачи;

б) программировать деятельность в зависимости от характера задачи;

в) воспроизводить различные элементы поведения в определенном порядке.

г) Все ответы верны.

15. Особенность инсайта заключается

а) в способе выработки гипотез;

б) в оригинальности решения;

в) в выработке когнитивных стратегий.

г) Все ответы неверны.

16. При научении путем рассуждений разработка гипотез

а) начинается после учета исходных данных задачи;

б) позволяет установить связи между этими данными;

в) лишь в редких случаях опирается на предшествующий опыт.

г) Все ответы верны.

17. Первая стадия выработки понятий состоит

б) в дифференцировке;

в) в абстрагировании.

г)Все ответы неверны.

18. Развитие организма

а) определяется генотипом каждого индивидуума;

б) специфично для каждого вида;

в) зависит от внутреннего процесса созревания.

г) Все ответы верны.

19. Критические периоды -это такие периоды развития, во время которых

а) научение затруднено;

б) организм достигает зрелости;

в) организм более восприимчив к тому или иному научению;

г) созревание осуществляется быстрее всего.

20. Эффективность деятельности, связанной с тем или иным научением, зависит

а) от состояния сознания;

в) от ситуации, в которой эта деятельность осуществляется.

г) Все ответы верны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1-реактивного, оперантного, когнитивное; 2 - реактивных; 3-оперантных;

4- Когнитивные, оценки, прошлого, возможностей, адекватное; 5 - Привыкание, сенсибилизация, повторяющиеся; 6 - репертуаре; 7 - безусловными, условия, сти­мула; 8 - индифферентным, сочетания; 9-действия, результат; 10-проб, ошибок, желаемому, отбрасываются; 11 - Подкрепление, повышает; 12-Выработка, при­ближений; 13- неприятной, подкрепление, воспроизводиться; 14-исчезновению, неприятные; 15-физиологической; 16-Угасание, безусловный; 17-дифференцировке, безусловным стимулом, угасают; 18-условного; 19-Викарное, модели, последствия; 20-латентном, когнитивные, связи; 21-психомоторным, стратегии; 22-инсайтом; 23 - рассуждения, гипотезы; 24 - абстрагирование, обобщение; 25-созревание, зрелости; 26 - Критические, чувствителен; 27-способность, эф­фективность; 28-Перенос, облегчать, затруднять; 29 - положительный.

Верно или неверно?

1-В; 2-Н; 3-Н; 4-Н; 5-В; 6-Н; 7-В; 8-В; 9-Н; 10-Н; 11-В; 12-В; 13-Н;

14-Н; 15-Н; 16-В; 17-В; 18 Н; 19-Н; 20-В.

Выбрать правильный ответ

1-в; 2-а; 3-в; 4-г; 5-г; 6-б; 7-б; 8-б; 9-в; 10-а; 11-в; 12-б; 13-г; 14-г:

15-г; 16-а; 17-в; 18-г; 19-в; 20-г.

Глава 8 Память, мышление и общение

Память

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятель­ность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосред­ственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долго­временную память.

Сенсорная память

Как следует из ее названия, сенсорная память -это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг (Sperling, 1960) показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время -порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами (см. документ 8.1).

Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя (см. документ 8.2).

В отечественной психологии научение понимается как познавательная деятельность, усвоение социального практического и теоретического опыта человеком.

В нашей широкой трактовке у научения есть специфические признаки:

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, возникают прижизненно;

b. Отсутствие генетической обусловленности,

возникшие в результате научения формы поведения, генетически не предопределены, а детерминированы условиями существования индивида;

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, сохраняют свою устойчивость на протяжении длительного периода;

все формы деятельности и поведения, приобретенные в процессе научения, позволяют биологическому организму успешно адаптироваться в окружающей его среде.

Признаки научения определяют его основные функции. К наиболее значимым функциям научения можно отнести:

1. Адаптация биологического организма к условиям существования.

2. Формирование новых свойств и качеств, способствующих повышению психической организации живого существа.

Существует несколько классификаций научения по разным основаниям.

Классификации научения.

1. Основанием для классификации послужили познавательные процессы, преобладающие при формировании того или иного типа научения. По этому основанию различают:

a Интеллектуальное научение, его предметом является обучение выделению связей, структур и отношений. Научение мышлению высшая форма интеллектуального научения, которая заключается в формировании умственных действий, отражении мыслительных операций, с помощью которых познаются важнейшие отношения действительности.

b Перцептивное научение состоит в изменении восприятия путем обучающего воздействия, а также случаи самообучения актам восприятия, которые не могут быть отнесены на счет биологического созревания.

c Моторное научение предусматривает расширение программ практических двигательных действий, предполагает активную практическую деятельность.

d Сенсорное научение означает усвоение индивидом новых свойств и качеств предметов и формирование реакций адекватных этим свойствам.

2. Основанием для классификации послужила активность самого биологического организма при формировании новой деятельности или поведенческого акта. Данная классификация создана на основе теоретических построений бихевиоризма.

Согласно данному основанию выделяют такие виды научения, как:

При создании форм реактивного поведенияорганизм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе более или менее произвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти.

Механизмами формирования реактивного поведения являются:

a Условные рефлексы.

b Импритинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительской особи. Импритинг происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития, возможен в течение определенного весьма ограниченного периода. Процесс импритинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Результат импритинга, как правило, не обратим. Импритинг обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, членов сообщества, будущих половых партнеров, признаков местности.

c Сенсибилизация – процесс усиливающейся активации организма к определенному стимулу.

При оперантном научении организм активно взаимодействует со средой, но при этом организм не знает ни конечный результат своего взаимодействия, ни результаты отдельных совершаемых им действий. Закрепляются те действия, последствия которых доля организма желательны и отпадают те акты поведения, которые приводят к нежелательным последствиям.

У оперантного научения есть свои механизмы формирования, к ним относятся:

a Метод проб и ошибок – процесс перебора способов достижения цели (преодоления препятствий). Индивид, испробовав многочисленные способы решения задачи, отказывается от неэффективных решений и находит оптимальное для него.

b Формирование автоматизированных реакций – поэтапное создание сложных поведенческих реакций. Каждый этап обучения подкрепляется. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, вызывать дифференцировку или генерализацию.

c Подражание – научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, без осознания результатов действий и их последствий. Для человека подобное поведение возможно на ранних этапах онтогенеза.

Механизмами реализации когнитивного научения являются:

a Инсайт. Научение путем инсайта происходит при внезапном, трудно выводимом из прошлого опыта понимании существенных отношений и структуры ситуации в целом. Проблема решается внезапно. Неожиданно для самого субъекта приходит решение. Инсайт возможен тогда, когда отдельные элементы, структурные компоненты проблемной ситуации уже знакомы субъекту. Решение находится в силу новой комбинации известных компонентов. Решение произошло благодаря тому, что на неосознаваемом уровне происходил поиск решения. Не последнюю роль здесь играет интуитивное мышление.

b Латентное научение – приобретение знаний и навыков, которые до определённого времени не актуализируются. Получаемая информация сохранятся в памяти и актуализируется в случае необходимости. Знания применяются для решения новых задач.

c Обучение сложным психомоторным навыкам. Оно протекает в несколько этапов. На первом этапе создается когнитивная стратегия: вырабатывается программа деятельности, отбираются необходимые для решения задачи средства. Основное внимание направляется на выработку последовательности движений. Упрочение связи между элементами программы позволяет перейти к следующей стадии – ассоциативной, на которой снижается контроль за выполнением отдельных элементов навыка. Улучшается координации и интеграция отдельных элементов. Следующая стадия автономная. Он соответствует высокому уровню умения. Навык автоматизируется, уменьшается число ошибок при его выполнении, снижается внимание к выполнению технических операций.

d Обучение путем рассуждений – научение, при котором анализируются имеющиеся данные, формируются и проверяются гипотезы, осуществляется выбор одной из гипотез в качестве решения задач. Гипотезы, которые строит индивидуум, связаны с его жизненным опытом. Результаты, полученные путем рассуждения, используются во всех жизненных ситуациях, более того, они могут быть перенесены в новые условия для создания разнообразных гипотез.

Интеллектуальное поведение животных, даже высших приматов, не поднимается над уровнем научения. У человека есть особенности, которые свидетельствуют об иной организации психики человека и ином способе взаимодействии с окружающим миром. Остановимся на различиях между человеком и высшими приматами.

Основные различия между человеком и высшими животными:

1. Морфологические различия.

а). Человек имеет сложные мозговые структуры, прежде всего, лобные доли. Структуры мозга высших животных менее развиты.

б). Органы звукопроизношения высших животных не приспособлены для речи. Человек же обладает совершенным речедвигательным аппаратом.

в). Человек способен к прямохождению. Высшие животные имеют лишь задатки к прямохождению.

2. Различия в организации психики.

В психике высших животных широко представлены инстинктивные формы поведения. Абстрактное и понятийное мышления не сформированы. Наличие внутреннего мира не осознается. Отсутствует сознание и самосознание.

3. Различия во взаимодействии с миром.

Высшие животные приспосабливаются к окружающему миру, их активность направлена на адаптацию, а не на преобразование и изменение окружающей среды. Человека характеризует осознанная, конструктивная и преобразовательная активность; разумное познание себя и мира; наличие культуры искусства и творчества.

. Отличия человеческой деятельности от активности животных.

1. Деятельность человека является осознанной. Животные не обладают сознанием, поэтому их двигательная активность несознательна.

2. Деятельность целенаправленна. Человек, выполняющий определенную деятельность, представляет себе конечный результат.
Поведение не предполагает создание определенного продукта.

3. Поведение детерминировано из вне. Деятельность всегда имеет внутренние детерминанты. Управляется волей и разумом.

4. Деятельность связана с определёнными предметами материальной и духовной культуры, которые используются по назначению в качестве орудий и предметов, удовлетворяющих человеческие потребности. Поведение животных свободно от культурной зависимости.

5. Деятельность человека есть продукт человеческой истории, а поведение животных преимущественно результат их биологической эволюции.

6. Деятельность человека преобразует его самого: его собственные потребности, способности, качества. При этом деятельность изменяет окружающий человека мир. Поведение животных направлено на их адаптацию к условиям внешнего мира, и, практически, не изменяет их самих. Животные существую преимущественно по генетически заданным программам.

| следующая лекция ==>
Тема 4. Поведение, научение, деятельность | Деятельность

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.