Нейролингвистическая классификация афазий разработана

афазия расстройство речь

§ 1.2 Сущность афазии и классификация ее различных форм

Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи.[10, с. 401]

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии чаще всего возникают у взрослых людей в результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга. Сложность речевого расстройства при афазии зависит также от величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п.), которая ведёт к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счёта. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.). Большой вклад в понимании нарушения речи при афазии внесён как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой (М.К. Бурлакова).

Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, а также нейропсихологических и психологических взглядов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других психологов. Нейропсихологическая методика, которую разработал А.Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Эта методика позволяет не только делать заключение о наличие той или иной формы афазии, но и диагносцировать место поражения головного мозга.

В настоящее время большинством афазиологов разделяется точка зрения о символическом (языковом) уровне нарушений при афазии и признаётся необходимость использования достижений лингвистики для изучения клиники афазии и нейролингвистического подхода к ней (Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Т.Б. Глезерман, Р. Якобсон и др.).

Способность человека овладевать различными кодами языка – фонологическим, морфологическим, синтаксическим – связана с возможностью использовать для этой цели различные области мозга. Реализация нейролингвистического подхода к афазии возможна в том случае, пишет Т.Б. Глезерман, если будут выявлены наличие и характер связи поражения третичных полей мозга с расстройством отдельных кодов языка.

Нейролингвистический метод анализа широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов.

Классификация афазии

1. Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Брока).

2. Афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы).

4. Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22-е, зона Вернике).

5. Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины - поля 21-е и 37-е).

6. Семантическая афазия (поражение зоны ТРО).

7. Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области) [10, с.421].

Исходя из современных представлений в психологии и лингвистике о двух видах (или способах) организации речи, связного высказывания — синтагматической и парадигматической, было выделено две группы речевых расстройств.

Парадигматика — это иерархически построенная система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определенную систему фонематических оппозиций, а слово — в системы понятий, в семантические поля и др. Синтагматика имеет другую природу — она связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка.

В первой группе, связанной с поражением передних отделов мозга, которое ведет к дефектам двигательных актов, в том числе и артикуляторных, преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, а парадигматические коды языка остаются относительно сохранными. К этой группе афазий относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии.

Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи, а синтагматическая организация речи остается относительно сохранной. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры (постцентральных, височных и теменно-затьтлочных отделов). Поражение этой задней речевой зоны ведет к формированию остальных форм афазии, перечисленных выше.

Поражение передней речевой зоны ведет в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания, а поражение задней речевой зоны — к нарушению устной импрессивной речи, то есть в первую очередь к дефектам понимания. Что касается устной речи при поражении этой речевой зоны, то здесь не нарушается плавность высказывания, а на первое место выступают дефекты лексики — ее многозначности, точного выбора нужного слова или нужной фонемы и т. д. Структура речи может ломаться в разных ее звеньях, разные ее уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, то есть возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена или уровня организации речи.

афазия расстройство речь

§ 1.3 Клинический аспект

В справочнике Харрисона афазии посвящена целая глава, где описаны основные формы афазии, этиология данного нарушения, анатомическая локализация данного поражения, клиника.

Афазии могут быть классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов.

Глобальная (тотальная) афазия

Этиология. Окклюзия внутренней сонной артерии или средней мозговой артерии, снабжающей доминантное полушарие (реже кровоизлияние, травма или опухоль), приводящая к обширному поражению лобной, теменной и верхней части височной долей.

Клинические проявления. Нарушаются все стороны понимания и продукции речи. Больной не может читать, писать и повторять слова, наблюдается ухудшение слухового восприятия. Речь сведена к минимуму и замедлена. Обычно наблюдаются гемиплегия, потеря чувствительности на половине тела и гомонимная гемианопсия.

Афазия Брока (моторная или замедленная афазия)

Этиология. Поражение коры затрагивает нижнюю фронтальную извилину (зону Брока) доминантного полушария, хотя кортикальные и субкортикальные зоны вдоль и вверх от латеральной (сильвиевой) борозды и островка также могут быть изменены. Моторная афазия обычно возникает в результате нарушений кровообращения в бассейне верхней фронтальной ветви средней мозговой артерии, реже из-за опухоли, абсцесса, метастазов, субдуральной гематомы, энцефалита.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Многие больные с афазией выявляют расстройства артику­ляции речи, которые оказываются по своему характеру как раз­личными у разных больных, так и вариабельными у одного итого же больного.

Дизартрия и дисфазия, хотя и встречаются часто в сочета­нии, в действительности являются раздельными феноменами.

Артикуляторная диспраксия также оказывается независи­мой формой, хотя она может сосуществовать с афазией и углуб­лять дефект артикуляции.

Степени распада языка (language) при афазии

Своим первым проникновением в психологию расстройств выражения мысли и чувства медицина обязана Джексону (1864). Он рассматривал афазию не столько как результат поражения мозга, сколько как расстройство символической способности, а именно языка.

Афазия как расстройство в сфере превербитума

Превербитум, с моей точки зрения, можно определить как комплекс беззвучных процессов мышления, которые непосред­ственно предшествуют экстериоризации посредством разговор­ной речи либо посредством письма. Он отличается от предше­ствующих этапов внутренней речи тем, что ему уже свойственны формулировка, упорядоченность и согласование, необходимые для целей коммуникации. Далее, отличие от внутренней речи в том, что превербитум длится до стадии соответствия с приняты­ми в языке грамматическими фермами.

По современным представлениям, афазия — специфическое нарушение словесного мышления, а не расстройство образов. Клинические варианты афазии целесообразно было бы рассмат­ривать как расстройства превербитума, связанные с различными его психологическими уровнями. Это рождает мысль о возмож-

Расстройства речи в связи с фактором доминантности одного из полушарий большого мозга

В конце XVIII в. безвестный врач, практикующий по всем болезням, доктор Марк Дакс в результате тонких клинико-ана-томических сопоставлений впервые обнаружил, что полушария большого мозга не являются эквипотенциальными, во всяком случае в отношении речи. В 1836 г. он сделал короткое сообще­ние на эту тему. Работа не привлекла внимания, она никогда не появилась в печати: забытая рукопись долго пролежала в ящике после смерти ее автора, наступившей через год. Почти 30 лет спустя и более чем 100 лет назад Брока постепенно осознал, что каждое его наблюдение над афемией являлось результатом пора­ жения левой половины мозга.

Надо думать, что мы все еще, вероятно, склонны недооцени­вать роль правого полушария мозга. Нейропсихологам нужно уделить большее внимание тщательному, экспериментальному исследованию лингвистических возможностей правшей с пора­жением правого полушария для выявления наличия минималь­ной дисфазии. Уже сейчас можно указать на ряд клинических данных.

Нарушение артикуляции, хотя оно может быть преходя­щим, является довольно частым последствием поражения под­чиненного полушария. Конечно, дизартрия этого рода должна рассматриваться как проявление расстройства скорее акта про-говаривания (speaking), чем речи (language). Однако при грубой дизартрии возможна бедность речи, которая имитирует афазию и может затруднить диагностику.

Творческий литературный труд, требующий особо высоко­го уровня лингвистических способностей, должен значительно пострадать при таких нарушениях.

Соответствующие экспериментальные методические при­емы могут выявить запинания или настоящую задержу при по­дыскании слов.

Специальные экспериментальные исследования, такие, например, как тахистоскопия, могут выявить особые задержки зрительного опознания больным словесных символов. Подоб­ную замедленность можно заметить и при слуховом восприя­тии речи.

Поражение правого полушария, вероятно, может приво­дить к трудностям при усвоении нового речевого материала.

7. Трудности достаточно глубокого понимания основного смыс­ла сюжетных картин часто отмечаются при всех типах пораже­ния мозга, и некоторые уже склонны рассматривать это расстрой­ство как более специфичное для поражения подчиненного полу­шария.

Истинная афазия, приобретенная в детстве

В литературе по вопросу о речевых расстройствах много неяс­ного, особенно когда дело касается детей. Имеется много при­чин, почему афазия в строгом смысле слова должна была бы отличаться у детей и взрослых не только по своим признакам, но особенно по своей сущности.

Данные литературы явно недостаточны. Общее впечатле­ние, что, помимо основных черт сходства, имеется много пун­ктов, по которым детская афазия отличается от взрослой. Для афазии в раннем возрасте характерны следующие клиничес­кие черты.

У ребенка мы находим возврат к редубликации слогов ран­него возраста, упрощение более трудных и недавно приобре­тенных фонематических элементов и расстройство грамматики с возрастом к почти исключительному употреблению существи­тельных.

Типичная нестойкость афазии у ребенка подтверждается ред­костью речевого расстройства при правостороннем гемипарезе в младшем возрасте, даже если из анализа ясно, что поражение произошло вскоре после начала развития речи. Эта способность к быстрому восстановлению распространяется и на второе или третье десятилетия жизни как свидетельство преходящей при­роды дисфазии у подростков и молодых людей.

Критчли М. Афазиология. — М., 1974.

Т. Б. Глезерман, L Г. Визель

Нейролингвистическая классификация афазий

. В клинической практике классификация А. Р. Лурия оказа­лась наиболее пригодной для целей топической диагностики. Менее эффективна данная классификация для задач дифферен­цированного восстановительного обучения при локальных пора­жениях мозга.

Ясно, что речевые агнозии и апраксий, с одной стороны, и афазии — с другой, требуют совершенно различных методов вос­становительной работы.

Чтобы решить вопрос об адекватном и дифференцированном восстановительном обучении, в каждом случае очагового пораже­ния мозга, необходимо квалифицировать речевое расстройство по следующим параметрам:

избирательное нарушение гностико-праксического уровня речевой функциональной системы (форма агнозии и апраксий);

избирательное нарушение языкового уровня речевой функ­циональной системы (форма афазии);

3) смешанное нарушение (форма агнозии, апраксий, афазии).
В таблице представлена предлагаемая нами нейролингвисти-
ческая классификация афазии.

. Напомним только самые общие положения, лежащие в ос­нове классификации.

Афазия — расстройство символического (языкового) уров­ня речевой функциональной системы.

Афазия возникает при поражении третичных корковых по­лей.

Различные формы афазии связаны с избирательным нару­шением отдельных звеньев внутри языкового уровня речевой функциональной системы.

Различные формы афазии возникают при очаговом пора­жении отдельных третичных полей коры головного мозга.

Из таблицы видно, что все афазии можно разделить на две груп­пы: нарушение звукового кода языка (фонологическая афазия) и нарушение кода значений. Основное различие этих групп заключа­ется в следующем.

Лексическая (логико-грамматическая) афазия

Основным радикалом данного синдрома является нарушение в звене категориального компонента значения слова.

Обеднение категориальными признаками приводит, с одной стороны, к нарушению категориального мышления, а с другой — к системному речевому расстройству. Последнее проявляется: 1) в словарном дефиците; 2) вербальных парафазиях на основе смешения категориальных признаков слов; 3) подмене категори­ального слова описанием по функции; 4) непонимании оттенков словесных значений.

Другой вид нарушения речевой деятельности, вытекающий из обеднения категориальными признаками, проявляется в непо­нимании контекстных связей, в появлении семантически несо­четаемых слов, которые могут выглядеть как вербальные пара­фазии, в трудностях построения самостоятельных контекстов.

Лексическая (морфологическая) афазия

Основным нарушением при данной форме афазии является недостаточность в звене морфологического кода языка. У боль­ных этой группы страдает понимание и использование в соб­

ственной речи внекорневых морфологических компонентов языка в условиях, когда фактор смысловой избыточности либо отсут­ствует, либо выражен незначительно.

Характер импрессивного аграмматизма, т.е. нарушение пони­мания аффиксальных частей слова, зависит от особенностей ло­кализации очага поражения.

При этом больные с преимущественным поражением поля 40 теменно-затылочной области затрудняются в основном в пони­мании суффиксальных частей слова, а больные с преимуществен­ным поражением поля 39 этой области мозга — в понимании префиксальных (включая предлоги) и флективных морфем. При поражении поля 39 наблюдаются также нарушения зрительно-пространственного восприятия (гностико-праксический уровень) и дискалькулия вследствие нарушения понимания разрядного строения числа.

Самостоятельная речь характеризуется трудностями употреб­ления аффиксальных частей слов.

Лексическая (фонологическая) афазия

Синтаксическая афазия I и синтаксическая афазия II

При синтаксической афазии I первичным дефектом является нарушение порождения предложения на уровне оперирования категориальными признаками лексических значений предиката, субъекта и объектов.

. В речи больного с синтаксической афазией I предложение подменяется словом, а значение слова ограничивается эмпири­ческим компонентом.

Синтаксическая афазия П. При синтаксической афазии II в построении высказывания избирательно нарушены те его зве­нья, с которыми связана трансформация глубинной структуры фразы в поверхностную. Образование глубинной структуры фра­зы не нарушено, т.е. происходит эксплицирование категорий для

отражения события. Нарушено оперирование теми признаками, выделение которых происходит при анализе наглядно-ситуаци­онного контекста события (конкретные, функциональные при­знаки и признаки пространственных отношений).

Глезерман Т. Б.. Психо-физиологические основы нару­шения мышления при афазии. — М., 1986.

Принципы и методы восстановительного обучения при афазии

Принципы условно можно разделить на психофизиологи­ческие, психологические и психолого-педагогические. А. Психофизиологические принципы

1. Прежде чем приступить к восстановительному обучению необходимо провести тщательные нейропсихологический ана­лиз нарушения функции и выявление ее механизма, т. е. пер­

вичного дефекта, лежащего в основе нарушения. Принцип ква­лификации дефекта позволяет наметить постановку дифферен­цированных задач и применение адекватных дефекту методов.

Третьим принципом восстановительного обучения явля­ется создание новых функциональных систем на основе аффе­рентаций, не принимавших прежде прямого участия в отправ­лении пострадавшей функции.

Восстановительное обучение должно учитывать не толь­ко факты полирецепторности и территориальной независимо­сти отдельных частей функциональной системы, но и наличие разных уровней ее организации, на которых может быть реа­лизована пострадавшая функция. Опора на разные уровни орга­низации психических функций, в том числе и речи, является четвертым принципом восстановительного обучения.

Опора при обучении больных на всю психическую сферу человека в целом, а также и на отдельные сохранные психи­ческие процессы, такие, как память и внимание, мышление и воображение и т. д., является пятым принципом восстанови­тельного обучения.

Принцип контроля сформулирован П. К. Анохиным, Н. А. Бернштейном и А. Р. Лурией и исходит из положения, что лишь постоянный поток обратной сигнализации обеспе­чивает слияние выполняемого действия с исходным намере­нием и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. От­сюда становится понятным использование ряда средств (ман-гитофон, зеркало, указания педагога на успешность выполне­ния задания и др.) в восстановительном обучении.

Б. Психологические принципы

Принцип учета личности больного. Восстановительное обучение исходит из задач лечения человека, а не из задач изолированного восстановления каких-либо умений.

Нейролингвистическая классификация афазий

. В клинической практике классификация А. Р. Лурия оказа­лась наиболее пригодной для целей топической диагностики. Менее эффективна данная классификация для задач дифферен­цированного восстановительного обучения при локальных пора­жениях мозга.

Ясно, что речевые агнозии и апраксий, с одной стороны, и афазии — с другой, требуют совершенно различных методов вос­становительной работы.

Чтобы решить вопрос об адекватном и дифференцированном восстановительном обучении, в каждом случае очагового пораже­ния мозга, необходимо квалифицировать речевое расстройство по следующим параметрам:


  1. избирательное нарушение гностико-праксического уровня речевой функциональной системы (форма агнозии и апраксий);

  2. избирательное нарушение языкового уровня речевой функ­циональной системы (форма афазии);

3) смешанное нарушение (форма агнозии, апраксий, афазии).
В таблице представлена предлагаемая нами нейролингвисти-
ческая классификация афазии.


  1. Афазия — расстройство символического (языкового) уров­ня речевой функциональной системы.

  2. Афазия возникает при поражении третичных корковых по­лей.

  3. Различные формы афазии связаны с избирательным нару­шением отдельных звеньев внутри языкового уровня речевой функциональной системы.

  4. Различные формы афазии возникают при очаговом пора­жении отдельных третичных полей коры головного мозга.

Из таблицы видно, что все афазии можно разделить на две груп­пы: нарушение звукового кода языка (фонологическая афазия) и нарушение кода значений. Основное различие этих групп заключа­ется в следующем.

Основным радикалом данного синдрома является нарушение в звене категориального компонента значения слова.

Обеднение категориальными признаками приводит, с одной стороны, к нарушению категориального мышления, а с другой — к системному речевому расстройству. Последнее проявляется: 1) в словарном дефиците; 2) вербальных парафазиях на основе смешения категориальных признаков слов; 3) подмене категори­ального слова описанием по функции; 4) непонимании оттенков словесных значений.

Другой вид нарушения речевой деятельности, вытекающий из обеднения категориальными признаками, проявляется в непо­нимании контекстных связей, в появлении семантически несо­четаемых слов, которые могут выглядеть как вербальные пара­фазии, в трудностях построения самостоятельных контекстов.
Лексическая (морфологическая) афазия

Основным нарушением при данной форме афазии является недостаточность в звене морфологического кода языка. У боль­ных этой группы страдает понимание и использование в соб­

ственной речи внекорневых морфологических компонентов языка в условиях, когда фактор смысловой избыточности либо отсут­ствует, либо выражен незначительно.

Характер импрессивного аграмматизма, т.е. нарушение пони­мания аффиксальных частей слова, зависит от особенностей ло­кализации очага поражения.

При этом больные с преимущественным поражением поля 40 теменно-затылочной области затрудняются в основном в пони­мании суффиксальных частей слова, а больные с преимуществен­ным поражением поля 39 этой области мозга — в понимании префиксальных (включая предлоги) и флективных морфем. При поражении поля 39 наблюдаются также нарушения зрительно-пространственного восприятия (гностико-праксический уровень) и дискалькулия вследствие нарушения понимания разрядного строения числа.

Самостоятельная речь характеризуется трудностями употреб­ления аффиксальных частей слов.
Лексическая (фонологическая) афазия

При синтаксической афазии I первичным дефектом является нарушение порождения предложения на уровне оперирования категориальными признаками лексических значений предиката, субъекта и объектов.

. В речи больного с синтаксической афазией I предложение подменяется словом, а значение слова ограничивается эмпири­ческим компонентом.

Синтаксическая афазия П. При синтаксической афазии II в построении высказывания избирательно нарушены те его зве­нья, с которыми связана трансформация глубинной структуры фразы в поверхностную. Образование глубинной структуры фра­зы не нарушено, т.е. происходит эксплицирование категорий для

отражения события. Нарушено оперирование теми признаками, выделение которых происходит при анализе наглядно-ситуаци­онного контекста события (конкретные, функциональные при­знаки и признаки пространственных отношений).

Глезерман Т. Б.. Психо-физиологические основы нару­шения мышления при афазии. — М., 1986.

Л. С. Цветкова
Принципы и методы восстановительного обучения при афазии
Принципы условно можно разделить на психофизиологи­ческие, психологические и психолого-педагогические. А. Психофизиологические принципы

1. Прежде чем приступить к восстановительному обучению необходимо провести тщательные нейропсихологический ана­лиз нарушения функции и выявление ее механизма, т. е. пер­

Третье требование — системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность мето­дов обеспечивает принцип системного воздействия на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербально­го поведения в целом.

Раздел 8 НАРУШЕНИЯ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


перейти в каталог файлов


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 19.08.2018 2018-08-19

Статья просмотрена: 797 раз

Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи.

Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной адаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, или травму головного мозга, до сих пор остается острой. Многие вопросы клинической афазиологии (афазия при ишемическом и геморрагическом инфаркте, локализация очага поражения, особенности мозгового кровотока и т. п.) и значительной степени решены. В последние десятилетия большой вклад в отечественную клиническую афазиологию внесен Е. В. Шмидтом, Р. А. Ткачевым, Л. Г. Столяровой, Ахутиной Т. В., Бейн Э. С. и др.

Многообразие разноязычной фонетики, слого- и словообразования, лексики, грамматики и синтаксиса приводит к мысли о необходимости единого методологического подхода к пониманию того, что такое речь, как она пользуется различными языковыми кодами, как человеческий мозг справляется с языковым многообразием. Такой единый методологический подход разработан двумя выдающимися отечественными нейропсихологами — Л. С. Выготским и А. Р. Лурия.

В работах А. Р. Лурия отмечается, что все формы афазий весьма и весьма вариативны, однако им не раскрыты варианты разных форм афазии, не произведен их нейролингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изучены афазии исключительно у правшей. Афазии же у левшей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40 % населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.

Нейролингвистика как один из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий появилась сравнительно недавно. Нейролингвистический метод анализа афазии является подсобным методом при нейропсихологическом и психологическом изучении нарушений речи при афазии.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и поэтому афазия должна быть предметом нейропсихологии и психологии и объектом изучения неврологии, нейролингвистики и других смежных областей знания. Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии. А. Р. Лурия одним из первых объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики. Он был первым, кто дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихологический анализ дефекта.

Сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка. При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

Ряд исследований был направлен на изучение роли грамматики в понимании предложения при афазии. Отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи. При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии. Изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов — важная задача афазиологии.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных. В литературе по афазии неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии. Исследование вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией является важной проблемой в афазиологии, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.

Общепризнано, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Значение вопроса о нарушении глагола — при каких формах афазии, как и почему нарушается глагол — велико не только для уточнения представлений об афазии, но прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы. Изучение этих вопросов и стало задачей одного из исследований (Ахутина, Полонская, 1977).

При всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.,1989.
  2. Ахутина Т. В. Нейролингвистические нормы.//Хрестоматия по нейропсихологии. М.,1999.
  3. Бейн. э.С. О некоторых особенностяхсмысловойструктуры слова и граммитичесокго строя речи при афазиях // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.,2005.
  5. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь М.,1934.
  7. Гак В. К. К ппроблеме синтаксисечкой семантики //Инвариантные синтаксические значения и структуры предложения. М., 1969.
  8. Лурия А. Р. О патологии грамматических операций. Вып. 3 М., 1946.
  9. Лурия А. Р. развити е речи и формирование психологических процессов// психологическая наука в СССР Т.1 М., 1959
  10. Шохор-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2011.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.