Нейропсихологический синдром при афазии

Семантическая афазия

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко. Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений. Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим. Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа. Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению. Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова "в лицо". Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению. И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается. Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий "поставить заданное время на макете часов". У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций. Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании).

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Нейроψ фактор это структурно – функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение фактора ведет к появлению нейроψ синдрома.

Нейроψ симптом нарушение психической функции, возникающий вследствие локального поражения г.м. Выделяют:

1. Первичные – нарушение психической функции непосредственно связанное с поражением определенного нейроψ фактора.

2. Вторичные – нарушение психической функции, возникающее как системное следствие первичных симптомов.

Нейроψ синдром - это закономерное сочетание нейроψ симптомов, обусловлено поражение нейроψ фактора (выпадением).

Агнозия - (от а — отрицательная частица и греч. gnōsis — познание, узнавание) нарушение процессов узнавания при сохранении или незначиельном снижении элементарной чувствительности и сохранении сознания, наступающее вследствие поражения высших отделов головного мозга, главным образом теменной и затылочно-теменной областей левого (у правшей) полушария.

Зрительная агнозия — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор. Зрительная агнозия, или "душевная слепота", характеризуется тем, что при сохранённой остроте зрения больной может назвать цвет, форму предмета, но не узнаёт самого предмета; замечая мелкие, несущественные для предмета детали, не в состоянии выделить существенную для предмета группу признаков, не может определить значения предмета и сразу назвать его, при полной сохранности речи. Иногда, узнавая отдельные предметы, не может охватить всей ситуации картины, не может связать отдельные её элементы. В некоторых случаях утрачивается способность узнавания смысла последовательности событий, изображенных на серии предъявляемых больному рисунков.

Оптико-пространственные агнозии — расстройство определения различных параметров пространства. При поражении затылочно-нижнетеменной области нарушается ориентация в пространстве; больной не может различить правую и левую стороны, теряет направление в пути, не ориентируется в знакомой ситуации и т. д.

Нарушение восприятия времени и движения — расстройства, связанные с нарушением восприятия скорости течения времени и движения объектов. Встречается редко и описано всего несколько случаев таких расстройств, связанных с поражением затылочных долей. Нарушение восприятия движущихся объектов называется акинетопсия.

Слуховые агнозии — расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области. Слуховая агнозия, или "душевная глухота", характеризуется неузнаванием предмета по звукам, при сохранённом слухе. Больной не узнаёт часы по их тиканью, воду по журчанию или капанью и т. д.

Тактильная агнозия — неузнавание предметов при их ощупывании — астереогнозия. Больной с закрытыми глазами не узнаёт на ощупь знакомые ему предметы, которые тотчас узнаются им при зрительном восприятии.

Соматоагнозия — расстройство узнавания частей собственного тела, оценки локализации их друг отношения друга. Нарушение возникает при поражении различных отделов правого полушария. Выделяют два основных вида:

  • Анозогнозия — отсутствие осознания болезни, дефекта зрения, слуха или паралича.
  • Аутотопагнозия — расстройство, при котором возникает игнорирование половины тела, но, главным образом, неузнавание отдельных его частей (например, больные не могут различить и правильно показать части собственного тела — части лица, пальцы рук), нарушение оценки положения отдельных частей тела в пространстве.

Апраксия (от греч. apraxia — бездействие), нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга. Апраксия наблюдается при опухолях мозга, размягчении его участков, вследствие нарушения питания, энцефалите и др. В зависимости от места поражения различают несколько видов апраксии:

Пространственная апраксия возникает при поражении затылочно-нижнетеменной области. При этом нарушается ориентация в пространстве, различение правой и левой сторон, вертикальных и горизонтальных положений и т. п. Больной затрудняется при попытке копировать геометрические фигуры с асимметрично расположенными элементами.

Кинестетическая апраксия возникает при поражении теменной области (задние отделы центральных извилин) левого полушария, вследствие нарушения проводимости нервных двигательных импульсов. Больной не может взять какой-либо предмет, застегнуть пуговицу или завязать шнурок на ботинке. При оральной апраксии нарушается двигательная основа речевых движений. Больной не может повторить показанные движения губ, языка.

Динамическая апраксия наблюдается при поражении заднелобных отделов коры головного мозга (расположенных спереди от центральных извилин). Больной перестает хорошо и плавно выполнять привычные операции, в которых участвуют обе руки. Наступают трудности при переключении с одного движения на другое.

Лобная апраксия наступает при поражении лобных долей коры головного мозга; появляется инертность произвольных движений и целых действий. У больного можно вызвать, например, движение сжимания кисти, которое не всегда возможно сменить произвольным её расслаблением. Нарушается план действия и последовательность отдельных звеньев в действии. При попытке закурить папиросу больной зажигает спичку и "тянет" её в рот.

Афазия означает потерю или тяжелые нарушения речи без утраты умственных способностей. Больной с афазией не может или может, но с большим трудом говорить, понимать, читать или писать. У такого больного зачастую нарушена жестикуляция — как правило, он не знает, через какие жесты можно выразить свои желания, эмоции, просьбы, порой он также не может “прочитать” жесты собеседника. Иногда у больных полностью нарушается речь, в результате чего они могут только издавать бессмысленные звуки. Некоторые больные разговаривают очень медленно и с большим трудом, в “телеграфном стиле”, другие, наоборот, говорят много и быстро, в различных манерах — например, “детского лепета”.

Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурия). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурия.

Типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)) Она вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов.
  • Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.
  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Механизмом является нарушение кинестетический ощущений. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
  • Сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
  • Акустико-мнестическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
  • Амнестическая афазия

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

1. Сенсорная афазия (акустико-гностическая) (связана с поражением 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).)

2. Акустико-мнестическая афазия (возникает при поражении 21 и частично 37го полей)

3. Афферентная моторная афазия (возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.)

4. Семантическая афазия (возникает при поражении зоны ТРО - области стыка теменных, височных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева)).

5. Моторная эфферентная афазия (возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока)

6. Динамическая афазия (возникает при поражении областей, расположенных вблизи от зоны Брока - 9, 10 и 46-е поля).

34. Акустико-гностическая сенсорная афазия. Нарушение понимания, экспрессивной речи, чтения, письма и счета.

Связана с поражением 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике). Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа - нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные (замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности контроля за правильностью своей речи).

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической сенсорной афазии.

При акустико-гностической сенсорной и при акустико-мнестической афазии отмечаются повышенная работоспособность больного и активное стремление к преодолению речевых расстройств.

При этом у него может наблюдаться состояние депрессии, в связи с чем логопед должен постоянно его ободрять, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, информировать врача об угнетенном или возбужденном состоянии больного.

При акустико-гностической сенсорной афазии задачей коррекционно-педагогической работы является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки и компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностических функций.

В особо грубых случаях сенсорной афазии на раннем этапе восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых является установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концентрация внимания. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило, больной охотно приступает к списыванию, но удерживает в зрительной памяти лишь первую букву слова, а затем пишет серию букв, не относящихся к списываемому слову. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания, больной, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно выполняет все задания логопеда. Этап неречевого периода работы с больным может длиться несколько дней.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы: первый этап — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (домлопата, ельвелосипед, котмашина).

Второй этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыбаноги, забортрактор, арбузтопор. Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.

Третий этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (ракмак, рукамука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клювключ, ночьноль, левлес). Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и подписи к ним.

Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом.том, домдым и т. д.).

Пятый этап — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов.

Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая работа, направленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.

Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии, возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на охранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно воспринятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом.

Преодоление вербальных парафазии осуществляется путем обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку. Больному предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т. п. Далеко не всегда следует исправлять больного во время его высказывания, это может травмировать его, вызвать у него раздражение, нарушить с ним контакт.

Логопед записывает вербальные парафазии в своем дневнике и на основе их анализа подбирает серию упражнений для их преодоления.

Для преодоления многоречивости и аграмматизма больному предлагается схема предложения, образцы прямых и инвертированных предложений из трех — пяти слов.

Одним из эффективных приемов восстановления экспрессивной речи при сенсорной афазии (как и при других формах афазии) является использование письменной речи. Больному предлагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет ему подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание. Преодоление ошибок согласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем вставки пропущенных в тексте флексий.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 1274 ;

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Синдромы - закономерное сочетание симптомов, в основе которых лежит нарушение или выпадение того или иного фактора, вследствие локального поражения головного мозга.

Синдромы зависят от локализации:

1) Синдром поражения теменно-затылочных отделов:

фактор модально-специфический, зрительный. Оптико-пространственный анализ и синтез.

  1. зрительные агнозии
  2. нарушение зрительной памяти - сужение объема, повышенное внимание интерференции.
  3. нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария - левостороннее игнорирование в зрительной информации)
  4. в интеллектуальной сфере - конструктивный интеллект, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений.
  5. двигательная сфера - пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством.

2) Синдром поражения зоны TPO.

  1. нарушение фактора: симультанный и пространственный анализ и синтез. Целостность и пространство.
  2. симптомы - нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв.
  3. семантическая афазия
  4. интеллект - первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа.
  5. нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему.

3) Теменные синдромы.

Верхнетеменные и нижнетеменные. Модальноспецифический фактор - кожнокинестетический фактор. Все, что связано с тактильным, симультанным синтезом.

Наблюдаются мнестические нарушения, а именно снижение тактильной памяти. Тактильное невнимание. Игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия.

- Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении, возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться с положениями частей тела.

Соматопарагнозия - соматический обман (например: кажется, что руки до пола. ).

- Нижнетеменной синдром - связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и руки. Возникает тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо).

Нарушение артикуляции в виде афферентной моторной афазии.

Оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) - нарушение движения рта.

4) Височные синдромы.

Висок отвечает за модально-специфические факторы. Слуховое восприятие, слухоречевая память. Анализ слуховой информации. Выделяют 2 височных синдрома:

  1. синдром - поражение зоны Т1 - зона Вернике - сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия - распад чтения, письма, отчуждение смысла слов).
  2. синдром - поражение зоны Т2 - средний висок и нижний. Нарушение слухоречевой памяти. При его поражении возникает аккустико-мнестическаяафазия. Нарушение письма, нарушение понимания длинных текстов, устного счета.
  3. синдром поражения правого виска. Фактор - слуховое восприятие. Все, что связано со слуховым анализом, и в восприятии и в памяти будет нарушено. Слуховая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационного аспекта речи. Нарушение слухового внимания.

5) Лобные отделы

(За центральную борозду в премоторные отделы) - премоторные синдромы - прецентральная извилина - двигательная система. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений.

2 синдрома: верхний, нижний.

  • При поражении верхних премоторных отделов возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому). Двигательное невнимание. Интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений. Трудности переключения. Инертность. Снижение подвижности психических процессов.
  • Нижние премоторные отделы. Кинетическая апраксия реже наблюдается. Зона Брока и нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии (афазия Брока). Может наблюдаться в ряде случаев - динамическая афазия.

6) Синдром поражения префронтальных отделов

(лобные синдромы). Целеполагание, программирование. Нарушение общего поведения и личности больного.

Поведение становится спонтанно-импульсивным. Очень много штампов. Одинаковая реакция на что-либо. Изменение мотивации. Нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом. Нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. В плане движения - регуляторная апраксия. Возникают системные персеверации. Динамическая афазия. Адинамия познавательной деятельности. Характерна инертность, ригидность. Нарушение мнестической деятельности (память), псевдоамнезия.

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.


Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.


Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.