Нервная перегрузка у студентов

Центральная нервная система имеет ограниченный запас ресурсов. Интеллектуальная и физическая нагрузка используют эти запасы, чтобы обеспечить нервным клеткам энергию. Во время работы в мозг использует не только собственные запасы питательных веществ, но и другие источники энергии – кислород и глюкозу. Мозгу нужно много энергии.

Уровень нагрузки головного мозга имеет предел. Когда сила нагрузки превышает возможности, ресурсы истощаются – возникает нервное перенапряжение.

Верхний предел нагрузки – индивидуальный показатель. У ученого, работника цеха и у подростка эти показатели разные. Поэтому у каждого человека нервное перенапряжение возникает при разных условиях. Чтобы не возникло перегруза, следует знать порог и возможности собственной нервной системы.

В статье разобрано определение нервного напряжения, почему оно возникает, как проявляется, и как с ним справиться.

Что это такое

Перенапряжение центральной нервной системы – это патологическое состояние. Оно возникает, когда сила интеллектуального напряжения превышает адаптационные возможности головного мозга.

Перенапряжение нервной системы возникает не только при сильной умственной нагрузке. Физическая нагрузка также перенапрягает: за физический труд отвечают не только мышцы, сухожилия и суставы. Во время физической нагрузки за работу мягких тканей отвечают нервы – они передают импульсы. Эти импульсы генерируются головным мозгом.

Во время физического труда задействована лобная доля мозга, двигательная кора, черепно-мозговые нервы, чувствительная область. У них есть свой порог перенапряжения.

Нервное перенапряжение при интеллектуальных задачах у взрослых наступает быстрее: в процесс вовлекаются больше зон и мыслительной активности. Чем больше информации поступает в головной мозг, тем больше ресурсов нужно, чтобы ее обработать, сохранить и сгенерировать ответ. У детей порог выше – их мозг имеет больше адаптационных возможностей, им все любопытно.

Нервное перенапряжение – размытое понятие. Это не болезнь в классическом понимании, как депрессия или шизофрения. Это пограничное состояние. Оно находится на грани между нормой и патологией.

Обычно сильная нагрузка на обрабатывающие системы головного мозга не грозит последствиями. Это функциональное и временное нарушение. При устранении перенапрягающего фактора патологическое состояние уходит самостоятельно.

Причины

Нервное перенапряжение возникает из-за таких причин:

  1. Большие потоки информации. Чаще с ними сталкиваются студенты перед экзаменами, операторы при циклической работе с многофункциональным оборудованием, авиадиспетчера, крановщики.
  2. Когда нервная система находится в режиме постоянного ожидания или в ситуации, когда внимание человека в постоянной концентрации. Это пожарники, спасатели.

Снижать порог максимально напряжения на центральную нервную систему могут болезни головного мозга – менингит, энцефалит, болезнь Альцгеймера, приобретенное слабоумие, большое депрессивное расстройство, хроническое недосыпание. При этих болезнях перенапряжение возникает быстрее, чем у человека со здоровой психикой и нервной системой.

Нервное напряжение может возникнуть не только после изнурительной интеллектуальной и физической работы. Одно событие или одно сообщение может моментально перегрузить головной мозг. Например, когда человек узнает о смерти ближайшего человека. В эту секунду он впадает в ступор, мозг в оцепении. В течение нескольких минут информация начинает обрабатываться и человек приходит в себя уже с осознанием трагедии.


Симптомы

Человек не может сознательно дойти до предела перенапряжения, как и не может сознательно остановить дыхание, чтобы упасть в обморок. Когда воздуха становится недостаточно, в продолговатом мозге – подкорковом центре дыхания – импульсы начинают вырабатываться автоматически, без участия коры. Так же и при нервном напряжении – мозг пытается оторваться от информации, старается переключится на более легкий вид деятельности. То есть мозг сигнализирует о перенапряжении косвенными симптомами.

Симптомы перенапряжения нервной системы:

  • Снижение концентрации внимания, рассеянность. Повышение переключаемости внимания. В работе это проявляется, когда человек невольно переключается на то, чтобы посмотреть новости, поиграться на телефоне.
  • Сонливость – мозгу нужен отдых, ему необходимо набраться сил.
  • Лень, апатия, низкое настроение. Это признаки того, что пора отключить источник информации.
  • Сильное нервное напряжение сопровождается выраженными головными болями, жаждой и голодом.
  • Слабость после нервного перенапряжения. Слабость физическая и интеллектуальная. У человека появляется желание прилечь на кровать или присесть на диван, поспать несколько часов.

Следствия нервного перенапряжения – стрессы, неврозы, депрессия, снижение работоспособности. Чтобы снять сильную нагрузку, мозг будет пытаться самостоятельно отстраниться от реальности путем алкоголизма или компьютерных игр. Последствия в типе изоляции зависит от того, что вас влекло раньше.

Диагностика и лечение

С нервным напряжением можно справиться самостоятельно. Его можно снять при главном условии – временном отстранении от фактора, который привел к перенапряжению. Чтобы ускорить восстановление, придерживайтесь таких рекомендаций:

  1. Витамины при нервном напряжении. Для нервной ткани важны витамины группы B – они обеспечивают правильный обмен веществ в нервных клетках и защищают их от кислородного голодания. Витамины содержатся в темном пиве, черном хлебе, гречневой каше, грибах, грецких орехах, помидорах и клубнике.
  2. Музыка при нервном перенапряжении. Лечить музыкой можно в том случае, если вы любите саму музыку. Слушайте те композиции, которые, по вашему мнению, снимают напряжение. Если у вас нет любимых композиций, рекомендуется слушать классические произведения Клода Дебюсси, Эрика Сати, Моцарта. Расслабляют такие жанры: пиано-джаз, бас-джаз. Снятию перенапряжения способствует любая инструментальная музыка в медленном и среднем темпе.
  3. Сон. Чтобы снять перенапряжение, выспитесь подряд 2-3 ночи, желательно не менее 8-9 часов. Этого времени достаточно для восстановления нервной системы.

Профилактика нервного перенапряжения заключается в дозированном количестве информации. Если ваша работа связана с информацией – делайте перерывы в работе. Например, через каждые 90 минут работы – 15-20 минут отдыха. У развитых американских корпораций есть культура дневного сна. Так менеджеры поддерживают работоспособность персонала. Это обеспечивает высокие показатели продуктивности. Кроме дневного сна следует есть пищу, содержащую витамины группы B и гулять на свежем воздухе. Однако главная рекомендация – это перерывы в работе.

Как повысить работоспособность перед экзаменами: отдых, питание, спорт

Огромный поток новой информации, стрессы, завалы на работе или штурм наук перед экзаменами — все это факторы, истощающие нашу нервную систему. Вначале мы замечаем быструю утомляемость, умственное перенапряжение и снижение работоспособности, а со временем повышается вероятность развития комплекса хронических заболеваний. Гипертония, депрессия, неврозы — далеко неполный перечень грядущих проблем. Как в современном мире защитить свою нервную систему, повысить ее выносливость и научиться радоваться жизни?


Переутомление и стресс. Кто в группе риска?

Совершенно очевидно, что в группе риска — трудоголики, то есть, энергичные, целеустремленные и ответственные люди, для которых важны работа и ее результаты, бизнес и карьера. Поэтому элита и ценный кадровый резерв особенно подвержены переутомлению.

Однако часто мы забываем, что студенты и выпускники школ, а также школьники, которые сдают переводные экзамены и пишут годовые контрольные тоже попадают в группу риска. Несмотря на то, что стрессы и переутомления для них не являются ситуацией постоянной, они тоже нуждаются в поддержке, которая поможет мобилизовать все резервы организма для успешной сдачи итогового контроля знаний.

Исходную ситуацию еще более усугубляет отсутствие времени на восстановление или переключение. Так, регулярные занятия спортом человек подменяет длительным сидением за компьютером. К тому же, свою лепту вносит и неправильное ежедневное питание, в том числе перекусы с "пустыми калориями", в которых нет никаких полезных веществ, необходимых для нормальной работы нервной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем.

Немаловажное значение имеет и половая принадлежность. Проведенные исследования выяснили, что слабый пол вовсе таким не является. Оказывается, благодаря эстрогенам женщины умеют эффективнее мужчин справляться с психическими и физическими перегрузками. Женщины могут дольше и продуктивнее работать, даже в условиях недостаточного сна и отдыха. Но все же и им требуется помощь.

Главное — не злоупотреблять природной защитой, а регулярно заботится о своем организме, создавая для него условия, в которых работоспособность можно прокачать по максимуму, а последствия этого интенсива свести к минимуму. И это правило справедливо как для мужчин, так и для женщин. И тем, и другим важно научиться распознавать сигналы, которые посылает наш разумный организм (не зря ведь мы — Homo Sapiens), когда он начинает двигаться в сторону истощения своих возможностей.

Симптомы усталости и переутомления. Как понять, что организму нужна срочная помощь?

Ничего просто так в этом мире не происходит. И если вы замечаете, что что-то идет не "по сценарию", то на это наверняка есть свои причины. Одна из них, пожалуй, самая распространенная в современной жизни с ее бурным ритмом, когда надо успеть все и везде — это повышенная нагрузка на нервную систему. Вначале наш мозг защищается — срабатывает команда Stop, а если говорить на языке физиологии, включаются реакции торможения. Понять это просто — достаточно проанализировать свое самочувствие. Симптомы переутомления:

  • слабость, утомляемость;
  • забывчивость — из головы ускользает даже самая важная информация, которую вы так старались запомнить;
  • невозможность сконцентрироваться на интеллектуальной работе;
  • сложности в принятии решений;
  • сонливость днем и бессонница ночью, частые ночные пробуждения.

И как результат — нежелание работать. Заставить себя что-либо делать становится все сложнее и сложнее. Если мы игнорируем эти "первые звоночки" и не спешим помочь нашему уставшему организму, то появляются более тревожные признаки:

  • головная боль, особенно к концу дня — голова словно сдавлена тяжелым шлемом;
  • головокружение — кажется, будто в голове все вращается;
  • мелочи (посторонний шум, разговор, быстрое передвижение людей) начинают раздражать, вызывая негатив.

Такое состояние — результат того, что мозг сам старается создать условия, при которых работать становится невозможно. Если есть возможность остановиться и дать маленькую передышку — очень хорошо. Но даже если такой возможности нет, ситуацию еще можно исправить.

Как решить проблему низкой работоспособности

Нет какого-то одного универсального средства, которое бы помогло вмиг восстановить силы и повысить работоспособность. Организм нуждается в комплексной и регулярной защите, правила которой достаточно просты.


Найдите время для физической нагрузки

Вспомните, сколько раз вы говорили себе, что со следующей недели пойдете на фитнес. Вот и настало то время, когда больше нельзя "откладывать на завтра то, что нужно сделать сегодня". Оказывается, правильная физическая тренировка — это лучший способ поддержать мозг. Мышечные сокращения стимулируют выработку энкефалинов и эндорфинов. А эти нейромедиаторы помогают восстановить нервную ткань и повысить ее устойчивость к различным неблагоприятным факторам, в том числе к длительной психической и интеллектуальной нагрузке.

Если нет возможности посещать спортивный зал, есть масса других вариантов — ходьба, бег, велосипедная езда, плавание. Отлично подойдут и пешие прогулки на свежем воздухе. Кислород необходим для любой биохимической реакции, а потому "дыхание полной грудью" поможет быстро и полноценно "перезарядиться".

Как восстановить силы? Не забывайте отдыхать!

Мозг человека, конечно, создан, чтобы думать. Но и ему требуется отдых. Сомнологи советуют спасть по 8 часов в сутки. Именно в течение этого времени нервная ткань полностью "реабилитируется" после дневного стресса. Причем спать надо правильно — ночью и без света. Дневной сон не может заменить ночной, а любая подсветка негативно сказывается на синтезе мелатонина — гормона, который помогает адаптироваться к различным нагрузкам и синхронизировать все процессы в организме.

Правильный ночной сон — это ежедневная забота о здоровье нервной системы. Но не менее важны путешествия, отдых на природе, посещения музеев и театров. Возьмите себе за правило: закончили любой проект, сдали экзамен, завершили этап напряженной работы — позвольте себе расслабиться и отдохнуть.

Правильное питание и витамины

Здоровое питание — это не только энергия, но и полезные вещества. Однако в современных продуктах их становится все меньше и меньше. Да и не всегда можно выбрать время и средства для того, чтобы позволить себе правильно и разнообразно питаться. В результате наш организм оказывается очень уязвимым, а его выносливость и защитные силы снижаются.

Для поддержки организма в напряженные периоды создан диетический профилактический продукт Resource ® Optimum (Нестле), который специально разработан для взрослых и детей от 7 лет. Это вкусный белково-энергетический коктейль, который быстро и легко готовиться в домашних условиях и полностью заменяет один прием пищи. В нем содержатся:

  • витамины и минералы, необходимые для нормального метаболизма;
  • омега-3 и омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие прямое нейропротективное действие;
  • натуральный белок молочной сыворотки и казеин, которые помогают быстро восстановить силы;
  • про- и пребиотики, улучшающие пищеварение, укрепляющие иммунитет и повышающие жизненный тонус организма;
  • среднецепочные триглицериды, обеспечивающие клетки необходимой энергией.


С Resource ® Optimum питаться правильно легко — достаточно каждый день выпивать белково-энергетический коктейль. Диетологи также советуют:

  • в сутки употреблять не менее 2 литров фильтрованной воды без газа;
  • ежедневно включать в свой рацион овощи и зелень;
  • питаться часто — 5-6 раз в день, но небольшими порциями.

Resource ® Optimum поможет справиться с усталостью и умственным перенапряжением, чтобы вы могли покорять новые вершины. Больше не существует ничего невозможного! Все цели и задачи по плечу.

Хронический характер психоэмоционального перенапряжения и нервного переутомления может привести к стрессовой ситуации, поэтому они являются ведущими факторами. Они действуют интегрально со всеми сопутствующими факториальными воздействиями на организм и являются определяющими физическое состояние студента.

Организм человека адекватно реагирует на увеличение и длительность умственной перегрузки снижением работоспособности, а также проявлением утомления и усталости, признаки которых наглядно выражены в таблице 1.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов

Таблица 1

Объект наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения. Рассеянное, частые отвлечения. Ослабленное, реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют.
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища. Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками. Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула.
Движения Точные Неуверенные, замедленные. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов. Слабый интерес, отсутствие вопросов. Полное отсутствие интереса, апатия.

Факторы, определяющие физиологическое состояние организма.

К основным физиологическим системам организма относятся: кровеносная, мышечная, дыхательная, пищеварительная, нервная, секретно-костная, секреториальная и рецепторно-анализаторная.

Согласованность работы этих систем обеспечивает функционирование нормальных процессов жизнедеятельности.

Организм человека – сложная биологическая система, является единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой, которая позволяет функционирование различных живых организмов в условиях окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия, животный и растительный мир, человеческое общество и производительность труда человека).

Организм человека получает от внешней среды как положительные, так и отрицательные факторы, его задача приспособить свою внутреннюю среду под это воздействие.

Особенности физиологического процесса в организме студенческой молодёжи.

Внешняя среда, воздействующая на организм студента в процессе учебной деятельности, несколько отличается от обычных условий человеческого общества, не связанных с умственной работой.

1) уменьшается объем циркулирующей крови;

2) кровь скапливается в сосудах, в результате чего они теряют эластичность;

3) замедляется кровообращение в венах;

4) замедляется кровообращение по сосудам головного мозга, вследствие чего появляются головные боли;

5) вследствие снижения объема мышечной работы, уменьшается размах диафрагмы, что ухудшает функциональную деятельность дыхательной системы;

6) с повышением умственного напряжения поднимается артериальное давление, учащается пульс на 20 уд./мин., в зависимости от степени эмоциональности напряжения;

7) насыщение крови кислородом снижается до 80%;

8) изменяется биохимический состав крови.

Характеристика утомления.

Вследствие изменений, наступает утомление – местное и общее. Основной фактор утомления – учебная напряженность в жизни студента.

На утомление могут влиять и другие факторы, такие как: плохая организация учебного труда и режима жизни, хронические заболевания, особенно ЦНС, слабое физическое развитие, нерегулярное, несбалансированное питание.

Самым эффективным средством в борьбе с утомляемостью является полноценный отдых, приобщение к здоровому образу жизни, систематическое занятие физическими упражнениями. Утомление приводит к снижению работоспособности, что наглядно отражает рис.1.

Рис.1 Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности.

10. Характеристика психофизического состояния студентов в экзаменационный период.

Влияние многочисленных объективных предпосылок во время зачетно-экзаменационного процесса вызывает у студента сильные психоэмоциональные перегрузки и нарушение физического состояния – это вызвано:

1) увеличением объема, интенсивности и продолжительности учебной деятельности;

2) уменьшением активной, двигательной деятельности;

3) неправильной организацией режима работы, сна и питания;

4) недостаточным количеством краткого справочно-информационного материала, отсутствием полноценного курса лекций у студента (из-за пропусков занятий);

5) малочисленностью установочных консультаций перед экзаменом (особенно для студентов вечернего и заочного отделений);

6) различными материально-бытовыми и жизненными факторами (подработка, семья, жилищные условия и др.).

11. Изменения, происходящие в организме студента во время экзаменов.

Воздействие вышеперечисленных факторов вызывает у студентов: отрицательные эмоции, неуверенность в своих возможностях, чрезмерное волнение, паническое настроение и стресс и сильную эмоциональную напряженность.

Исследованиями ученых установлено, что во время экзаменов возрастает интенсивность умственного труда на 85-100% от обычного учебного процесса, ЧСС повышается на 12 уд./мин., а в момент экзамена в аудитории – 42-64 уд./мин. артериальное давление (АД) повышается на 20-40 мм рт. ст. – верхнее, на 15-20 мм рт. ст. – нижнее.

Эти факторы, характеризующие психоэмоциональное состояние студентов, значительно повышаются даже в момент ожидания экзамена. Чем дольше ожидание, тем выше эти показатели.

12. Влияние физической подготовки на психофизическое состояние студентов.

Отмечено, что уровень функциональной подготовленности определяет устойчивость организма к напряженному учебному труду и чем выше уровень физического развития, тем комфортнее психофизиологическое состояние, работоспособность, и тем быстрее протекают рекреационно-восстановительные процессы в организме.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Хронический характер психоэмоционального перенапряжения и нервного переутомления может привести к стрессовой ситуации, поэтому они являются ведущими факторами. Они действуют интегрально со всеми сопутствующими факториальными воздействиями на организм и являются определяющими физическое состояние студента.

Организм человека адекватно реагирует на увеличение и длительность умственной перегрузки снижением работоспособности, а также проявлением утомления и усталости, признаки которых наглядно выражены в таблице 1.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов

Таблица 1

Объект наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения. Рассеянное, частые отвлечения. Ослабленное, реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют.
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища. Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками. Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула.
Движения Точные Неуверенные, замедленные. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов. Слабый интерес, отсутствие вопросов. Полное отсутствие интереса, апатия.

Факторы, определяющие физиологическое состояние организма.

К основным физиологическим системам организма относятся: кровеносная, мышечная, дыхательная, пищеварительная, нервная, секретно-костная, секреториальная и рецепторно-анализаторная.

Согласованность работы этих систем обеспечивает функционирование нормальных процессов жизнедеятельности.

Организм человека – сложная биологическая система, является единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой, которая позволяет функционирование различных живых организмов в условиях окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия, животный и растительный мир, человеческое общество и производительность труда человека).

Организм человека получает от внешней среды как положительные, так и отрицательные факторы, его задача приспособить свою внутреннюю среду под это воздействие.

Особенности физиологического процесса в организме студенческой молодёжи.

Внешняя среда, воздействующая на организм студента в процессе учебной деятельности, несколько отличается от обычных условий человеческого общества, не связанных с умственной работой.

1) уменьшается объем циркулирующей крови;

2) кровь скапливается в сосудах, в результате чего они теряют эластичность;

3) замедляется кровообращение в венах;

4) замедляется кровообращение по сосудам головного мозга, вследствие чего появляются головные боли;

5) вследствие снижения объема мышечной работы, уменьшается размах диафрагмы, что ухудшает функциональную деятельность дыхательной системы;

6) с повышением умственного напряжения поднимается артериальное давление, учащается пульс на 20 уд./мин., в зависимости от степени эмоциональности напряжения;

7) насыщение крови кислородом снижается до 80%;

8) изменяется биохимический состав крови.

Характеристика утомления.

Вследствие изменений, наступает утомление – местное и общее. Основной фактор утомления – учебная напряженность в жизни студента.

На утомление могут влиять и другие факторы, такие как: плохая организация учебного труда и режима жизни, хронические заболевания, особенно ЦНС, слабое физическое развитие, нерегулярное, несбалансированное питание.

Самым эффективным средством в борьбе с утомляемостью является полноценный отдых, приобщение к здоровому образу жизни, систематическое занятие физическими упражнениями. Утомление приводит к снижению работоспособности, что наглядно отражает рис.1.

Рис.1 Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности.

10. Характеристика психофизического состояния студентов в экзаменационный период.

Влияние многочисленных объективных предпосылок во время зачетно-экзаменационного процесса вызывает у студента сильные психоэмоциональные перегрузки и нарушение физического состояния – это вызвано:

1) увеличением объема, интенсивности и продолжительности учебной деятельности;

2) уменьшением активной, двигательной деятельности;

3) неправильной организацией режима работы, сна и питания;

4) недостаточным количеством краткого справочно-информационного материала, отсутствием полноценного курса лекций у студента (из-за пропусков занятий);

5) малочисленностью установочных консультаций перед экзаменом (особенно для студентов вечернего и заочного отделений);

6) различными материально-бытовыми и жизненными факторами (подработка, семья, жилищные условия и др.).

11. Изменения, происходящие в организме студента во время экзаменов.

Воздействие вышеперечисленных факторов вызывает у студентов: отрицательные эмоции, неуверенность в своих возможностях, чрезмерное волнение, паническое настроение и стресс и сильную эмоциональную напряженность.

Исследованиями ученых установлено, что во время экзаменов возрастает интенсивность умственного труда на 85-100% от обычного учебного процесса, ЧСС повышается на 12 уд./мин., а в момент экзамена в аудитории – 42-64 уд./мин. артериальное давление (АД) повышается на 20-40 мм рт. ст. – верхнее, на 15-20 мм рт. ст. – нижнее.

Эти факторы, характеризующие психоэмоциональное состояние студентов, значительно повышаются даже в момент ожидания экзамена. Чем дольше ожидание, тем выше эти показатели.

12. Влияние физической подготовки на психофизическое состояние студентов.

Отмечено, что уровень функциональной подготовленности определяет устойчивость организма к напряженному учебному труду и чем выше уровень физического развития, тем комфортнее психофизиологическое состояние, работоспособность, и тем быстрее протекают рекреационно-восстановительные процессы в организме.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Нервное перенапряжение знакомо каждому человеку, однако в пылу высокого ритма жизни не каждый может обратить внимание на то, что кратковременное расстройство давно перешагнуло черту и превратилось в нервное истощение.

Внезапные и частые головные боли

Когда стрессы становятся неотъемлемой частью жизни, а адреналин вырабатывается уже в избыточном количестве, появляются сильные головные боли. Сначала они будут внезапными и кратковременными, а потом обретут постоянный затяжной характер.

Болевые ощущения фокусируется в височной или теменной области, порой они могут быть настолько сильными, что вызывают тошноту или рвоту.

Боли в суставах и мышцах шеи и спины

Этот симптом также напрямую связан с регулярным выбросом адреналина. Помимо мигренеобразных головных болей, тяжести в лобной и височных долях, пациент может жаловаться на болезненные ощущения в шее, спине, реже руках и ногах. Они могут быть острыми и ассоциироваться с защемлением нерва или же ноющими, словно суставы кто-то выкручивает.

Подобные нарушения при отсутствии диагностики и лечения могут приводить к возникновению серьёзных проблем. В сумме с сидячим образом жизни, неправильным питанием и вредными привычками подобные последствия стресса могут рождать шейный, шейно-грудной или поясничный остеохондроз, защемление седалищного нерва, падение зрения, слуха.

Состояние, близкое к обмороку

Такой симптом обычно предшествует приходу панических атак. Человек видит все окружение словно через затемненное стекло – предметы расплываются, сердце начинает биться сильнее, спина, руки и ноги обдаются холодным потом, появляется одышка.

При таком состоянии кажется, что ты вот-вот упадешь в обморок, но этого не происходит, поэтому организм начинает паниковать, ему кажется, что с ним случится сейчас что-то очень плохое. Он начинает защищаться, реагировать на опасность, предупреждать другие органы и системы, что они умирают, но это только иллюзия.

Главное в такой ситуации – это взять себя в руки, осознать, что происходящее не критично, что с вами все хорошо. Проделайте несколько дыхательных упражнений, выпейте тёплого травяного чая. Если с вами живёт кто-то близкий, то попросите его посидеть с вами, поговорить о чём-то отвлечённом.

Регулярная слабость

Быстрая утомляемость, которая плавно перерастает в постоянную общую слабость – это типичное проявление нервного истощения. Особенно важно распознать этот симптом людям, которые в здоровом состоянии достаточно активны и жизнерадостны. Не стоит принимать нежелание что-то делать за обыкновенную лень. После сильных или затяжных стрессов организм как бы отпускает себя, синтез адреналина резко сокращается, отсюда и слабость, и вялость мышц, и апатия.

Усталость при нервном истощении наступает даже при самых незначительных физических или умственных нагрузках. Она не проходит даже после полноценного сна. Лучше всего в такой ситуации посоветоваться с лечащим врачом.

Повышенная тревожность

Не стоит путать тревогу перед важным мероприятием или событием и тревогу, связанную с регулярными стрессами. Тревожность, вызываемая нервным перенапряжением, обычно не связана с какими-то адекватными причинами. Человек резко начинает ощущать страх перед неизведанным, ему кажется, что он вот-вот умрёт или заболеет какой-то неизлечимой болезнью (ипохондрия).

Подобная тревожность может также перерастать в депрессию. Пациенту кажется, что его жизнь в общем-то закончена и дальше ничего хорошего или радостного его уже просто ждать не может. В таких ситуациях может помочь только обращение к психотерапевту.

Трудности с мыслительным процессом

При затяжном стрессе или нервном истощении работа мозга нарушается. Окружающий мир становится для пациента слишком агрессивным, чувствительность повышается, заболевший начинает более остро воспринимать действительность. Отсюда внезапные перепады настроения, раздражение, потеря концентрации, спутанность сознания и даже порой неадекватное восприятие некоторых ситуаций.

Подобные проблемы с концентрацией влекут за собой трудности при изучении новой информации, с её анализом, обработкой. То, что раньше казалось простым, теперь начинает казаться запутанным и сложным. Память ухудшается, падает работоспособность, появляются навязчивые мысли.

Проблемы со сном

Один из самых распространённых симптомов нервного перенапряжения – бессонница. Нервные расстройства всегда отражаются на качестве сна. В голове у пациента постоянно крутится множество мыслей, ситуаций, навязчивые воспоминания, мышцы находятся в напряжении. Отсюда и невозможность расслабиться, уснуть и получить полноценный отдых.

Причем в мозгу не просто крутятся плохие мысли, они усиливаются самим человеком в несколько раз, так что негативная информация накапливается и затем выливается в другие симптомы: кошмары, ночные панические атаки, тахикардию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.