Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.


Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности.

Основными принципами реабилитации являются:

. комплексное проведение всех видов восстановительной терапии, направленных на разные сферы функционирования больноrо (психолоrическую, профессиональную, семейную, общественную, сферу досуrа);

. этапность реабилитационных мероприятий с соблюдением определенной последовательности в применении различных элементов реабилитационноrо комплекса и постепенным увеличением наrрузок;

. непрерывность и преемственность между отдельными этапами реабилитации;

. партнерство, т.е. привлечение больноrо к активному coтрудничеству с персоналом в процессе реабилитации с постоянным подкреплением ero мотивации и поощрением лаже минимальных успехов;

. индивидуальный характер всех реабилитационных мероприятий;

. осуществление реабилитации в коллективе больных;

. максимально широкое привлечение родственников и близких больному лиц.

Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует примнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенициальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образовыний, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора. Например, при слепоте возможны обучение ребенка, его адаптация в обществе и определенная абилитация на основе широкого и многостороннего использования сохранного слухового анализатора. При слепоглухонемоте возможны обучение и адаптация ребенка в обществе на основе использования сохранного кожного и кинестетического анализаторов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе

ПОНЯТИЕ О СИМПТОМЕ И СИНДРОМЕ Нарушения Функций нервной системы, которые могут быть следствием каких-то заболеваний, патологических состояний, развившихся после перенесенных заболеваний, травм нервной системы, врожденных нарушений развития, проявляются в виде каких-либо отклонений от нормального функционирования той или другой функциональной системы или того или иного отдела нервной системы. Эти отклонения от нормального функционирования есть признак, или симптом, патологического состояния. Например, головная боль может быть симптомом повышения внутричерепного давления, невозможность совершить движение рукой или ногой — признаком их паралича, а отсутствие самостоятельной речи у ребенка 3—4 лет — признаком нарушения речевого развития. Один и тот же симптом может наблюдаться при различных заболеваниях или патологических состояниях. Нередко поражение какого-либо отдела нервной системы проявляется в форме совокупности симптомов. Например, поражение мозжечка проявляется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, нарушением равновесия и т.д. Такое патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов, называется синдромом, или симптомокомплексом.

Как правило, поражению определенного отдела нервной системы соответствует определенный характерный синдром. Многим заболеваниям также нередко соответствует определенный комплекс признаков — синдром, причем в этом случае под синдромом понимают не случайный набор различных признаков заболевания, а именно устойчивый, характерный для этого заболевания, комплекс признаков. Например, для менингита (воспаление мозговых оболочек) типичен следующий синдром: повышенная температура тела, головная боль, рвота, гиперестезия (повышенная чувствительность к тактильным, световым и слуховым раздражениям), специфические симптомы раз дражения мозговых оболочек. При менингите могут отмечаться многие другие симптомы заболевания, но именно перечисленные симптомы являются наиболее устойчивыми, встречающимися чаще других, характерными именно для этого заболевания. Комплекс этих симптомов составляет так называемый менингеальный синдром

СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении корково-мышечного пущ на любом его участке (двигательная зона коры головного мозга пирамидный путь, двигательные клетки спинного мозга, передний корешок, периферический нерв) проведение импульса становится невозможным, и соответствующая мускулатура принимать участия в движении уже не может — она оказывается парализованной.

Таким образом, паралич, или плегия, — это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом.

В зависимости от распространенности параличей различают моноплегии (парализована одна конечность), гемиплегии (паралич одной половины тела), параплегии (паралич обеих рук или ног), тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (периферический нерв) возникает периферический паралич. При повреждении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна

Лечение болезней нервной системы основано на трех методических принципах, связанных с пониманием сущности заболевания. К ним относятся этиологическая, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиологическая терапиянаправлена на устранение болезнетворной причины. Это “причинная” терапия. Данный вид терапии имеет наибольшее значение при лечении инфекционных болезней. Во многих случаях уничтожение или резкое ослабление вредоносных свойств микроорганизма приводит к выздоровлению. Этиологическую терапию проводят прежде всего при нейроинфекциях (менингиты, энцефалиты, невриты и т.д.).

При многих болезнях, в том числе некоторых инфекционных, возбудитель как первопричина болезни является лишь пусковым фактором в развитии заболевания и впоследствии утрачивает значение. Например, острое кислородное голодание плода во время родов может длиться несколько минут. В дальнейшем этот фактор перестает действовать, но в организме продолжают развиваться сложные процессы — как защитно-приспособительные, так и патологические.

В других случаях (в частности, при наследственных заболеваниях нервной системы) первопричина заключается в дефекте генетической программы. Современная медицина пока не в состоянии исправлять генетический код человека. Единственный выход — возействие на те патологические процессы, которые обусловлены искаженной генетической программой. Отсюда вытекает другое направление в терапии.

Патогенетическая терапиянаправлена на механизм развития болезни. Этот вид терапии является важнейшим в современной медицине. Она заключается не только в блокировании патологических процессов, но и в стимуляции защитных сил организма, его компенсаторных возможностей, а также коррекции нарушенного вследствие болезни баланса внутренних нормальных процессов и реакций. Например, при остром инфекционном заболевании нервной системы наряду с этиологической терапией необходима борьба с развивающейся интоксикацией (т.е. отравлением организма бактериальными ядами и продуктами нарушенного обмена веществ), коррекция водно-солевого обмена, укрепление защитных сил организма и т.д.

Патогенетическая терапия предусматривает также предупреждение возможных осложнений в течении болезни и борьбу с возникшими осложнениями.

Симптоматическая терапиянаправлена на устранение отдельных симптомов заболевания.

Симптоматическая терапия широко распространена как главный способ лечения (лекарства “от головы”, “от кашля”, “от простуды” и т.д.). Понятно, что простое устранение симптома без влияния на механизм развития болезни создает картину видимого улучшения, но впоследствии может привести к осложнениям. Однако среди симптоматических средств существует немало таких, которые не просто приглушают выраженность симптома, но и влияют на наиболее общие механизмы его возникновения. Например, анальгин и цитрамон назначают как препараты, снимающие головную боль. Но если анальгин можно назвать чисто симптоматическим средством, приглушающим болевые ощущения, то цитрамон оказывает значительное патогенетическое действие. Цитрамон нормализует тонус мозговых сосудов за счет содержащегося в нем кофеина. Спазм или расширение мозговых сосудов — одна из наиболее частых причин головной боли. Перечисленные терапевтические направления обычно сочетаются при лечении какого-либо заболевания. Чрезвычайно важно соблюдать правило, согласно которому лечение должно быть строго индивидуальным. Речь идет о необходимости учитывать возраст больного, особенности течения заболевания, степень чувствительности или невосприимчивости больного к тем или иным препаратам. В этом состоит одна из главнейших заповедей древней медицины: “Лечить больного, а не болезнь”.

Для наилучшего ознакомления с принципом действия применяющихся в невропатологии отдельных препаратов целесообразно рассмотреть их основные группы в отрыве от особенностей больного, помня при этом, что в каждом конкретном случае индивидуально подбирает лекарственные средства только врач.

Антибиотики и сульфаниламиды относятся к химиотерапевтическим препаратам. Химиотерапевтическими называют те средства, которые способны избирательно воздействовать на возбудителей инфекционных заболеваний. Лечение этими препаратами носит название химиотерапии.

Наиболее известные антибиотики широкого спектра действия (воздействующие на многие микроорганизмы) — пениииллин, стрептомицин, тетрациклин, левомицетин и новые из разряда цефалоспоринов, аминогликозидов и макролидов. Наиболее распространенные сульфаниламиды — сульфадимезин, норсульфазол, этазол, белый стрептоцид, сульфадиметоксин.

Важнейшее правило химиотерапии — лечение курсами, т.е. в течение определенного времени. Преждевременная отмена препарата может привести к новому обострению инфекции или к возникновению микробной устойчивости по отношению к препарату.

В невропатологии антибиотики и сульфаниламиды применяются при лечении инфекционных заболеваний нервной системы.

Дегидратирующие средства создают эффект обезвоживания организма. В невропатологии их применяют для снятия отека мозгового вещества и нервных стволов. Кроме того, их используют для понижения внутричерепного давления.

Дегидратирующим эффектом обладают многие мочегонные препараты, например лазикс, фуросемид, диакарб.

Для понижения внутричерепного давления назначают также раствор магния сульфата (в инъекциях и внутрь) и глицерин (внутрь).

Психотропные средства (большая группа препаратов) оказывают разнообразное влияние на центральную нервную систему. Основные эффекты — тормозящий (успокаивающий, седативный) и возбуждающий (снимающий внутреннюю скованность, подавленное настроение).

Основными сильнодействующими средствами тормозящего действия являются аминазин и тизерцин.

Мягко действующие седативные препараты: натрия бромид, корень валерианы, трава пустырника, триоксазин, элениум, седуксен, тазепам.

Стимуляторы нервной системы: кофеин, сиднокарб.

Снимающие подавленное настроение средства: амитриптилин, мелипрамин.

Комбинируя психотропные препараты, можно добиться снижения повышенной возбудимости и отвлекаемости, повышения Работоспособности и улучшения настроения.

Многие психотропные средства способны вызвать расслабление мускулатуры, поэтому их широко применяют при лечении речевых расстройств (особенно заикания) и гиперкинезов.

Противосудорожные средства. Существует много антиэпилептических средств, которые избирательно действуют на разные типы припадков. Основные из них — препараты вальпроевой кислоты, карбамазепин и др.

Длительно проводимое противосудорожное лечение нельзя резко прекращать. Необходимо постепенное снижение дозы. Несоблюдение этого правила может привести к возникновению тяжелого осложнения — эпилептического статуса.

Противосудорожные средства применяют также при лечении заикания.

Средства, улучшающие обменные процессы в центральной нервной системе. Основными показаниями к их назначению являются задержка умственного, речевого, двигательного развития, состояния после черепно-мозговых травм, нейро-инфекций, кровоизлияний в мозг. Наиболее распространены препараты, содержащие аминокислоты: церебролизин (в инъекциях) набор аминокислот, аминалон (гаммалон) — гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота. Применяются также комплексы витаминов группы В (Вь В2, В3, В4, В12 и др.), кальция глицерофосфат, липоцеребрин.

Средства, улучшающие проведение нервных импульсов, назначают при восстановительной терапии параличей и парезов. Основные препараты: прозерин, галантамин, дибазол. Наряду с лекарственными средствами применяют другие лечебные воздействия.

Физиотерапиявключает в себя водные процедуры, грязелечение, воздействие теплом, электрическими, электромагнитными полями, ионами различных веществ и т.д.

Лечебный массаж и лечебная физкультуразанимают большое место в системе коррекционно-восстановительных мероприятии при различных органических поражениях нервной системы. Важно научить больных и их родственников специальным лечебным приемам. Это позволит выполнять комплексы упражнений лечебной физкультуры в домашних условиях.

Иглотерапияоснована на использовании приемов древней восточной медицины. В специальные точки на туловище, конечностях, лице, ушных раковинах вводятся золотые, серебряные или стальные иглы. Модификацией метода является раздражение точек слабым электрическим током. Механизмы лечебного действия иглотерапии недостаточно ясны, однако в ряде случаев она дает хороший эффект.

Психотерапиязаключается в лечебном воздействии на психику больного различными способами (внушение наяву и в гипнозе специальные групповые занятия, воздействие специально подобранной музыкой и др.). Важно учитывать, что обстановка в больничном или другом специализированном учреждении может оказать на больного благоприятное или неблагоприятное воздействие. Нейрохирургические методы.Для лечения некоторых двигательных расстройств, в частности гиперкинезов, предпринимают избирательное воздействие на определенные подкорковые образования мозга (стереотаксическая нейрохирургия). В ряде случаев удается добиться выраженного стойкого эффекта.

Ортопедические методыи протезирование. Ортопедия — хирургическая коррекция двигательных расстройств, таких, например, как косолапость, врожденное укорочение конечности, ограничение подвижности в суставе. Протезирование применяют для коррекции двигательных нарушений; кроме того, его осуществляют при расстройствах зрения и слуха. Созданы и постоянно совершенствуются слуховые аппараты, позволяющие эффективно использовать остатки слуха. Для занятий со слабослышащими разработаны устройства, преобразующие звуковые сигналы в зрительные.

Таким образом, современная медицина располагает мощным набором средств для лечебно-коррекционных мероприятий.

АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.