Нервная регуляция строение и значение нервной системы рефлекс


Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой внутренних органов. Ребята учатся самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и формировать результаты логических операций в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_i_znachenie_nervnoy_sistemy.doc 251 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

  1. Организационный момент.
  2. Биологический диктант.

Учащиеся дают определения понятиям с предыдущего урока.

  1. Изучение нового материала.
  1. Значение нервной системы.

На доске записаны функции нервной системы. Учащиеся должны подтвердить каждый пункт примерами, фактами из ранее изученных тем.

  1. Анатомическая классификация отделов нервной системы.

  1. Спинной мозг

Строение спинного мозга (объяснение учителя)

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин), несколько сплюснутый спереди назад цилиндрический тяж, который вверху непосредственно переходит в продолговатый мозг, а внизу оканчивается коническим заострением на уровне II поясничного позвонка. Знание этого факта имеет практическое значение (чтобы не повредить спинной мозг при поясничном проколе с целью взятия спинномозговой жидкости или с целью спинномозговой анестезии, надо вводить иглу шприца между остистыми отростками III и IV поясничных позвонков).

Внутреннее строение спинного мозга. Спинной мозг состоит из серого вещества, содержащего нервные клетки, и белого вещества, слагающегося из миелиновых нервных волокон. Серое вещество , заложено внутри спинного мозга и окружено со всех сторон белым веществом. Серое вещество образует две вертикальные колонны, помещенные в правой и левой половинах спинного мозга. В середине его заложен узкий центральный канал, спинного мозга, проходящий во всю длину последнего и содержащий спинномозговую жидкость. Белое вещество состоит из нервных отростков, которые составляют три системы нервных волокон:

  1. Короткие пучки ассоциативных волокон, соединяющих участки спинного мозга на различных уровнях (афферентные и вставочные нейроны).
  2. Длинные центростремительные (чувствительные, афферентные).
  3. Длинные центробежные (двигательные, эфферентные).

Функции спинного мозга (Рассказ учителя, демонстрация безусловного коленного рефлекса, изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле) .

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Звенья рефлекторной дуги

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

  1. Связь спинного и головного мозга (объяснение учителя)
  1. Закрепление знаний.

Фронтальная письменная работа.

Нервные узлы – это скопления______________

Нервы – это скопления ___________________

Рефлекс – это__________________ организма на _____________________, которая осуществляется с помощью _______________.

1. Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?
4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?
5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?
6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

Домашнее задание Учебник А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша § 46, 49. Рабочая тетрадь №2 задания 150-153, 158, 181.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 8 классе.

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?".

ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс).

УМК 8 класс - Сонин Н.И., Захаров В.Б., М, Дрофа, 2005, 2008 Работа состоит из двух частей. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Сначала часть А – из пр.




















Описание презентации по отдельным слайдам:

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Самостоятельная работа: Познакомиться с текстом учебника стр. 54-59

Каково значение нервной системы? Осуществляет согласованную работу всех частей организма: обеспечивает связь организма с внешней средой; Составляет материальную основу психической деятельности человека (мышления, речи, сложных форм социального поведения)

Как можно подразделить нервную систему по топографическому признаку? По топографическому признаку нервная система подразделяется на центральную т периферическую Центральная нервная система= головной мозг + спинной мозг Периферическая нервная система= нервы + нервные узлы + нервные окончания

Как подразделяется нервная система по функциональному признаку? По функциональному признак нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)

Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы

Какой тканью образована нервная система? Основной тканью нервной системы является нервная ткань

Как устроена нервная ткань? Нервная ткань состоит из основных нервных клеток- нейронов и вспомогательных клеток- нейроглии

Чем представлено серое и белое вещество нервной системы? Серое вещество нервной системы – это скопление тел нейронов Белое вещество нервной системы- это отростки нейронов

Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям? Нейроны бывают: чувствительные, вставочные, двигательные.

Вспомните, что такое рефлекс Рефлекс- ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Какие рефлексы вам известны? Рефлексы бывают безусловными и условными. Безусловный рефлексы передаются по наследству, поэтому их ещё называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже не почувствовав боли, отдергиваем руку. Условный рефлекс- это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употребляет в пищу лимон, то через некоторое время у него вырабатывается условный рефлекс- сильное слюноотделение- только при виде этого фрукта.

Что называется рефлекторной дугой? Рефлекторная дуга- это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.

Какими бывают рефлекторные дуги? Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трёх нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов

Домашнее задание Стр. 54-59 пересказ Подготовить сообщение (пожеланию и на выбор) на следующие темы: И.С.Сеченов-отец русской физиологии И.П.Павлов-великий физиолог

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Лопатенкова Ирина ПетровнаНаписать 1622 17.10.2017

Номер материала: ДБ-766695

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.10.2017 387
    17.10.2017 1833
    17.10.2017 1033
    17.10.2017 868
    17.10.2017 503
    17.10.2017 333
    17.10.2017 2965
    16.10.2017 367

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Значение нервной системы.

Для функционирования организма необходимо:

· Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.

· Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.


Всё это обеспечивает нервная система. Именно она ответственна за способность организма приспосабливаться к окружающей среде и собственно, выживать.

Строение нервной системы.

Нервная ткань состоит из клеток, называемых нейронами. Клетки соединены между собой отростками. Связь между ними происходит путём генерирования и передачи нервного импульса.


Анатомически, то есть по месторасположению, нервная система делится на две части: центральную (ЦНС) и периферическую.

Центральная включает в себя головной мозг и спинной мозг. Эти отделы представлены скоплениями нервных клеток, образуя нервные центры.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.


Нерв (лат. nervus) ─ покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон (главным образом, аксонов) и поддерживающей их нейроглии.

Нервы бывают трёх типов: чувствительные, двигательные и смешанные.

Чувствительные нервы, проводят нервные импульсы от рецепторов к ЦНС
Двигательные – из ЦНС к органам-исполнителям.
Смешанные проводят нервные импульсы в обоих направлениях.

Нервные узлы (ганглии) представляют собой скопления тел нейронов, расположенные вне пределов центральной нервной системы.

Физиологически, то есть по выполняемым функциям, нервную систему подразделяют также на две части, или отдела: соматический и вегетативный (автономный).

Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей мы совершаем произвольные движения.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Эта часть нервной системы неподвластна нашей воле (например, желудок, сердце, почки функционируют независимо от желания человека) и работает автономно. Отсюда происходит и название этого отдела.

Нервная система человека функционирует на основе рефлексов. Наши мысли и поступки могут быть гениальными и не совсем благовидными, но все они рефлекторны и укладываются в уже упомянутую схему: восприятие раздражения – обработка информации – ответная реакция.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы.


При этом нервный импульс, распространяемый по нейронам, проделывает определённый путь по нервной системе. Этот путь называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга соматического отдела нервной системы состоит из трёх нейронов. Проследим прохождение нервного импульса.

Таким образом, по чувствительным нейронам (тела которых располагаются в нервных узлах) нервный импульс передаётся в центральную нервную систему, где происходит обработка информации, а оттуда поступает сигнал рабочему органу выполнить команду.


В нашем примере мы рефлекторно отдёрнем руку. Но произойдёт это только при условии, что все звенья рефлекторной дуги возбуждены, а места контакта нейронов (синапсы) содержат медиатор, не вызывающий торможения данного рефлекса.

В рефлекторной деятельности прохождение нервного импульса от мозга к органам является примером прямой связи. А от органов к мозгу – обратной.

Если рефлекс включает в себя несколько этапов, то каждый последующий не начинается, пока в ЦНС по обратным связям не поступит информация, что предыдущий этап завершён.

Итог урока. Нервная система человека обеспечивает приспособленность организма к окружающей среде и функционирование его, как единого целого.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической, а физиологически из соматической и вегетативной (автономной). Соматическая обеспечивает работу скелетной мускулатуры, автономная – работу внутренних органов.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы

Нервный импульс распространятся по рефлекторной дуге, которая включает в себя чувствительный, вставочный и двигательный нейроны.

На уроке мы познакомимся с новым типом регуляции функций в организме – нервной регуляцией. Выясним значение нервной системы для организма, изучим её строение и особенности функционирования.

Значение нервной системы.

Для функционирования организма необходимо:

· Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.

· Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.


Всё это обеспечивает нервная система. Именно она ответственна за способность организма приспосабливаться к окружающей среде и собственно, выживать.

Классификация нервной системы (записать в тетрадь, ЗНАТЬ!)


Строение нервной системы.

В человеческом мозге даже по самым осторожным оценкам совершается в течение 1 сек. 10 14 элементарных операций. Все, что происходит в нервной системе от простейшего рефлекса, до гениальных открытий, осуществляется нервными клетками – рабочей и функциональной единицей мозга – нейронами. Их более 1 миллиарда. Все в нервной системе – головной, спиной мозг, нервы – это все нервные клетки и у гениев и у бесталанных людей.

Нервная ткань состоит из клеток, называемых нейронами и межклеточного вещества – нейроглии.. Клетки соединены между собой отростками. Связь между ними происходит путём генерирования и передачи нервного импульса.


Рисуем в тетрадь!


Миелиновая оболочка

Записать и знать!

Дендриты Аксон
Много (до 1500) Короткие (1,5 – 2 мм) Плавно отходят от тела, истончаются Ветвятся по всей длине Прием информации Не имеют миелиновой оболочки Вместе с телом образуют серое вещество 1 Длинный (до 1,5 метров) Резко берет начало, постоянный диаметр по всей длине Ветвится только на конце Распределение информации Имеет миелиновую оболочку Их скопление образует белое вещество.

Нейроны по функциям бывают:

  1. Чувствительные (афферентные) – принимают информацию и передают ее в ЦНС (центральную нервную систему). В головном мозге чувствительных клеток нет!
  2. Двигательные (эфферентные) -передают информацию из ЦНС к рабочему органу.
  3. Вставочные (контактные)устанавливают взаимодействие между чувствительными и двигательными клетками.

Нерв (лат. nervus) ─ покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон (главным образом, аксонов) и поддерживающей их нейроглии.

Чувствительные нервы, проводят нервные импульсы от рецепторов к ЦНС
Двигательные – из ЦНС к органам-исполнителям.
Смешанныепроводят нервные импульсы в обоих направлениях.

Нервные узлы (ганглии) представляют собой скопления тел нейронов, расположенные вне пределов центральной нервной системы.

Нейроглия – вспомогательные клетки нервной ткани. Функция : опорная, разграничительная( отделяет один нерв от другого), защитная, регулирует водный баланс, восстановление нервных волокон.

Нервное возбуждение передается по нервному волокну, переходит на другие клетки только в 1 направлении с аксона одной клетки на дендрит другой клетки через синапс.



Аксон


Дендрит

Медиатор (посредник) – особое химическое волокно. Есть возбудительные медиаторы и тормозные. Например, возбудительный медиатор – адреналин, тормозной – глицин.

Физиологически, то есть по выполняемым функциям, нервную систему подразделяют также на две части, или отдела: соматический ивегетативный (автономный).

Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей мы совершаем произвольные движения.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Эта часть нервной системы неподвластна нашей воле (например, желудок, сердце, почки функционируют независимо от желания человека) и работает автономно. Отсюда происходит и название этого отдела.

Нервная система человека функционирует на основе рефлексов. Наши мысли и поступки могут быть гениальными и не совсем благовидными, но все они рефлекторны и укладываются в уже упомянутую схему: восприятие раздражения – обработка информации – ответная реакция.

Рефлекс– ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы.


При этом нервный импульс, распространяемый по нейронам, проделывает определённый путь по нервной системе. Этот путь называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга соматического отдела нервной системы состоит из трёх нейронов. Проследим прохождение нервного импульса.

Таким образом, по чувствительным нейронам (тела которых располагаются в нервных узлах) нервный импульс передаётся в центральную нервную систему, где происходит обработка информации, а оттуда поступает сигнал рабочему органу выполнить команду.


В нашем примере мы рефлекторно отдёрнем руку. Но произойдёт это только при условии, что все звенья рефлекторной дуги возбуждены, а места контакта нейронов (синапсы) содержат медиатор, не вызывающий торможения данного рефлекса.

Рефлекторная дуга состоит из:

1. Рецепторы – нервные окончания, чувствительные к внешнему воздействию. Различны по внешнему строению, местоположению и функциям.


2. чувствительный нейрон

3. вставочный нейрон

4. двигательный нейрон

5. рабочий орган

Если рефлекс включает в себя несколько этапов, то каждый последующий не начинается, пока в ЦНС по обратным связям не поступит информация, что предыдущий этап завершён.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.