Нервная система 8 класс по сонину

Подробное решение Проверь свои знания Строение нервной системы стр.54 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р. 2013

  • Гдз Рабочая тетрадь по Биологии за 8 класс можно найти тут

Вопрос 1. Какую роль нервная система играет в организме?

Ведущая роль в регуляции и координации деятельности организма принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения).

Вопрос 2. Как устроена нервная клетка?

Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Тела клеток могут быть различны по форме, а отростки — разной длины: короткие называются дендритами, длинные — аксонами.

Вопрос 3. Что такое синапс?

Синапсы — особые контакты, которые образуют в местах соединения друг с другом нервные клетки Нейроны, контактируя друг с другом, складываются в цепи. По таким цепям нейронов и распространяются нервные импульсы.

Вопрос 4. Как передается возбуждение по нервной системе?


Вопрос 5. Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?

Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. При безусловных рефлексах наши действия происходят автоматически. Например, при слишком ярком свете мы закрываем глаза. А условные рефлексы— это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если вы долго вставали по будильнику в один и тот же час, то спустя некоторое время будете сами просыпаться в нужный момент и без звонка.

Вопрос 6. Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга?

Обычно в рефлекторной дуги состав входят чувствительные нейроны с их чувствительными окончаниями — рецепторами, вставочные нейроны и исполнительные (эффекторные) нейроны (двигательные или секреторные). Самая короткая рефлекторная дуга может состоять из двух нейронов: чувствительного и исполнительного. Сложные дуги состоят из многих нейронов.

Вопрос 7. Какие органы входят в состав центральной нервной системы?

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. К периферической — нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Вопрос 8. Что иннервирует соматическая нервная система?

Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются все движения человека.

Вопрос 9. Чем функция вегетативной нервной системы отличается от функции соматической нервной системы?

Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и происходит ее название (вегетативная - растительная). Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, вследствие чего ее также называют автономной нервной системой.

ПОДУМАЙТЕ

Почему в координации и регуляции деятельности организма нервная система занимает ведущее место? Сопоставьте скорость проведения нервного импульса со скоростью тока крови в аорте (0,5 м/с). Сделайте вывод о различии между нервной и гуморальной регуляцией.

Потому что она является связующим звеном между головным мозгом и остальными органами (всем телом), которое и координирует работу всего организма.

Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 120 м/с (скоростью тока крови в аорте - 0,5 м/с). Поэтому можно сказать, что скорость распространения нервных импульсов может в несколько раз превышать скорость тока крови в аорте.

Различия между нервной и гуморальной регуляцией. Две системы – нервная и гуморальная – различаются следующими свойствами. Во-первых, нервная регуляция целенаправленна. Сигнал по нервному волокну приходит в строго определенное место, к определенной мышце, или к другому нервном центру, или же к железе. Гуморальный сигнал распространяется с током крови по всему организму.

В-третьих, нервный сигнал краткий. Как правило, залп импульсов, вызванный стимулом, длится не более долей секунды. Это так называемая реакция включения. Гуморальная же система осуществляет медленную тоническую регуляцию, т. е. оказывает постоянное воздействие на органы, поддерживая их функцию в определенном состоянии. Уровень гормона может оставаться повышенным все время действия стимула, причем в некоторых условиях – до нескольких месяцев. Подобное стойкое изменение уровня активности нервной системы характерно, как правило, для организма с нарушенными функциями.

42. Вспомните материал курса "Зоология". Определите типы нервных систем, изображенных на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите ее части.


2. Диффузно-узловая нервная система

3. Узловая нервная система

4. Трубчатая нервная система

а) головной мозг

43. Изучите материал учебника и дополните предложения.

Основу нервной системы составляют нервные клетки - нейроны. Они выполняют функции обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний-рецепторов.

44. Запишите определения.

Дендриты - короткие отростки нейронов.

Аксоны - длинные отростки нейронов.

Серое вещество - скопление тел нейронов в головном и спинном мозге.

Белое вещество - скопление отростков нейронов в спинном и головном мозге.

Рецепторы - нервное окончание разветвленных отростков нейронов.

Синапсы - особые контакты, которые образуются между нервными клетками.

45. Изучите материал учебника и дополните схему "Строение нервной системы".

Нервная система
Центральная Периферическая
спинной мозг головной мозг нервные узлы нервы нервные окончания

46. Запишите определения.

Нервы - это пучки длинных отростков нервных клеток, выходящих за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы - это скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.

47. Изучите материал учебника и дополните схему "Строение нервной системы".

Нервная система
соматическая вегетатиная
симпатическая парасимпатическая

48. Объясеите, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.

В отличие от соматической нервной системы, двигательный эффекторный нейрон в автономной нервной системе находится на периферии, и спинной мозг лишь косвенно управляет его импульсами.

49. Запишите определения.

Рефлекс - ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменения его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга - путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.

50. Рассмотрите риснуок "Рефлекторая дуга сгибательного рефлекса" на с.57 учебника. Зарисуйте и подпишите схему рефлекторной дуги, состоящей из трех нейронов.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_nervnaya_sistema_ege.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

А1.Серое вещество мозга образовано скоплением:

а)отростков нейронов в)аксонами

б)дендритами г)телами клеток

А2.Вегетативная нервная система регулирует работу:

а)скелетной мускулатуры в)только пищеварительной системы

б)только сердца г)всех внутренних органов

А3. Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы оказывают действие на функции органов:

а)противоположное в)усиливают действие друг друга

А4.Длинный ветвящийся отросток нейрона называется:

б)двигательные г)все ответы верны

А6.Спинной мозг имеет следующее количество сегментов:

А7.Мозжечок состоит из:

а)таламуса и гипоталамуса в) нейронов ретикулярной формации

б)червя и полушарий г)мозолистого тела и полушарий

А8.Левое и правое полушарие соединяются между собой с помощью:

а) ретикулярной формации в)моста

б)мозолистого тела г)таламуса

А9.Все навыки, приобретаемые человеком в течение жизни, связаны с функцией:

а)мозжечка в)промежуточного мозга

б) лимбической системы г) коры больших полушарий

А10.Зрительная зона коры больших полушарий находится в :

а) лобной доле в)теменной доле

б) височной доле г)затылочной доле

В1. Установите соответствие между отделами мозга и их функциями.

А) пищевые рефлексы

Б)слуховые ориентировочные рефлексы

В)изменение величины зрачка в зависимости от яркости света

Е)зрительные ориентировочные рефлексы

В2. Установите правильную последовательность этапов прохождения нервных импульсов по рефлекторной дуге:

Б) вставочный нейрон

В)рецептор или чувствительный нейрон

Г) двигательный нейрон

Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

А1.Рефлекторная дуга заканчивается:

а)исполнительным органом в)рецептором

б)чувствительным нейроном г)вставочным нейроном

А2.Поверхность полушарий головного мозга образована:

а)белым веществом в)ядрами серого вещества в толще белого

б)серым веществом г)ядрами белого вещества в толще серого

а)короткий отросток нейрона в)участок кожи с рецепторами

б)длинный отросток нейрона г)центральный органоид нейрона

А4.Белое вещество в центральной нервной системе образовано скоплением:

а)отростков нейронов в)аксонами

б)дендритами г)телами клеток

А5. Соматическая нервная система:

а)регулирует работу внутренних органов в)опознает объекты внешнего мира

б)управляет работой скелетных мышц г)запоминает полученную информацию

А6.Основной формой нервной деятельности является:

а)проведение возбуждения в)рефлекс

б)восприятие информации г)проведение нервного импульса

А7.Вверху спинной мозг переходит в:

А8.Гипоталамус и таламус входят в состав:

а)продолговатого мозга в)промежуточного мозга

б)среднего мозга г)переднего мозга

А9.За процессы формирование памяти отвечает:

а)средний мозг в)продолговатый мозг

б)таламус г)кора больших полушарий

А10. Слуховая зона коры больших полушарий находится в :

а) лобной доле в)теменной доле

б) височной доле г)затылочной доле

В1. Установите соответствие между частью нервной системы и элементами, её составляющими.

Документы в архиве:

Название документа Аннотация к уроку БИО_Вагнер Н.Н._.doc

Цель урока: создать условия для повторения и осмысления учеб­ного материала о способах регуляции функций в организме, строении и значении нервной системы.

раскрыть значение нервной системы;

систематизировать знания о строении нейрона;

значение нервной системы по расположению, по функциям;

углубить понятие о рефлексе;

установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Оборудование: учебник М., Дрофа, 2009, (стр. 54-60), рабочая тетрадь (стр32-35), ЦОР (единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов).

учитель биологии МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус – Вагнер Н.Н.

Название документа Электронные физминутки.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:

Название документа Конспект_Нервная система.doc

Тема. Строение и значение нервной системы

Цель: создать условия для повторения и осмысления учеб­ного материала о способах регуляции функций в организме, строении и значении нервной системы.

раскрыть значение нервной системы;

систематизировать знания о строении нейрона;

значение нервной системы по расположению, по функциям;

углубить понятие о рефлексе;

установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ЦОР.

Повторение пройденного материала

Тестовая работа по гуморальной регуляции (Приложение № 1)

II . Изучение нового материала

Действия учителя

Действия уч-ся

– Какие способы регуляции процессов жизнедеятельнос­ти вам известны?

– Как осуществляется гуморальная регуляция?

– Как осуществляется нервная регуляция?

Ответы уч-ся:

– гуморальная и нервная.

– Через жидкостные среды организма (кровь, лимфу, межтканевую жидкость).

– Передача нервных импульсов по нервным волокнам.

– Как вы думаете, почему эти картинки вы видите на экране?

– Какие ассоциации они у вас вызывают?

– Какую тему мы сегодня будем с вами изучать?

В левом нижнем углу – показана нервная ткань.

В правом верхнем углу – рыбки, плавающие в аквариуме.

3.Зачитывает эпиграф к уроку

раскрыть значение нервной системы;

систематизировать знания о строении нейрона;

значение нервной системы по расположению, по функциям;

углубить понятие о рефлексе;

установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

5. Вспомните из курса 7 класса, какие вы знаете типы нервных систем?

Определите, кому принадлежит какая из перечисленных нервных систем.

Запись в тетрадях на печатной основе стр. 32 задание 42.

6. Объяснение учителя

Строение нервной ткани и её функции

Запись в рабочих тетрадях по биологии

7. Строение нервной клетки

Слушают и смотрят

+ фрагмент фильма

8. Рецепторы и их разнообразие, практические умения и навыки которые ребята могут привести из собственной практики.

Как вы думаете, каких рецепторов больше на пальцах рук – холода или тепла?

Слушают и смотрят

+ флеш анимация

9. Работа с учебником стр. 56 второй абзац. Найдите значение слова – синапс.

Место контакта нервных клеток друг с другом и с другими клетками, особые контакты называются – Синапсы

10. Объяснение учителя.

Запись в тетрадь на печатной основе стр. 33, задание 45.

Слайд № 9 + физкульт.

11. Объяснение учителя.

Вопрос – почему вегетативную нервную систему называют автономной?

Запись в тетрадь на печатной основе стр. 34, задание 47.

Не контролируется сознанием человека

+ флеш анимации

12. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую. Поясняет их различие

Слушают и смотрят

+ флеш анимации

13. Вспомните определение рефлекса, но теперь надо добавить в данный ответ следующие слова.

Ответная реакция на полученное раздражение, которая регулируется и контролируется деятельностью нервной системы.

Учебник биологии стр. 58 абзац № 2, найдите определение рефлекторной дуги,

Дома выполнить в рабочей тетради задания № 48,49,50 на стр.34-35

Ответная реакция на полученное раздражение.

14. Закрепление материала по строению нервной клетки

15. Закрепление материала по строению рефлекторной дуги.

Как вы думаете, что изображено на рисунке?

16. Какие существуют рефлексы?

Безусловный и условный

Регулирует функции организма;

Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;

Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой.

Рефлекс – ответная реакция организма, на полученное раздражение, которое регулируется и контролируется нервной системой.

Основа рефлекса – рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при

Нервный импульс – электрическая волна, бегущая по нервному волокну.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Чем понравился урок? Что хотели ли бы ещё узнать о нервной системе?

Уч-ся записывают в дневники

диска 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс (флеш-анимации)

Физкульт. минутка для глаз (Автор www / PHILka / RU )

Н.И Сонин, И.Б. Агафонова Рабочая тетрадь к учебнику Биология Человек 8 класс М. Дрофа 2010

Название документа Презентация _ Нервная система для 8 класса.ppt




















Описание презентации по отдельным слайдам:

* * Строение и значение нервной системы МОУ СОШ №1 р. п. Мокроус учитель биологии: Вагнер Н.Н. 8 класс

* * Задачи урока: раскрыть значение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; значение нервной системы по расположению, по функциям; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

* * Типы нервных систем Трубчатая Стволовая Диффузная Узловая Диффузная Стволовая Трубчатая Узловая

* * Строение нервной ткани Нейроны Нейроглия Восприятие, проведение, обработка информации Опора, защита, питание нейронов Основное свойство нервной ткани Возбудимость и проводимость

* * Строение нервной клетки Тела – клеток могут быть различны по форме Аксон – длинный отросток, обычно один Дендриты – короткие ветвящиеся, много различной формы НЕЙРОН - состоит из тела и отростков

* * Отростки нейронов имеют нервные окончания - рецепторы рецептор боли рецептор давления рецептор холода рецептор тепла рецептор прикосновения

* * Место контакта нервных клеток друг с другом и с другими клетками, особые контакты называются – Синапсы

* * НЕРВНАЯ СИСТЕМА (по расположению) ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания Нервы Нервные узлы

* * НЕРВНАЯ СИСТЕМА (по функциям) Соматическая Вегетативная (автономная) Симпатическая Парасимпатическая регулирует работу скелетных мышц, кожи, осуществляет связь организма с окружающей средой. регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, рост организма.

* * Рефлекторная дуга 1. 2. 3. 4. 5.

* * 1 2 3 4 дендрит (короткий отросток) нейрон (тело нейрона) аксон (длинный отросток) синапс

* * Рефлекторная дуга 1. 2. 3. 4. 5.

* * Какие существуют рефлексы? Безусловные – без каких-либо условий, (врожденный) Условные – приобретенные в результате жизненного опыта, (приобретенный)

* * Значение нервной системы: 3. Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой. ВЫВОД: Регулирует функции организма; 2.Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;

* * Основа нервной деятельности - РЕФЛЕКС – Рефлекс – ответная реакция организма, на полученное раздражение, которое регулируется и контролируется нервной системой Основа рефлекса – рефлекторная дуга. Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществление рефлекса. Нервный импульс – электрическая волна, бегущая по нервному волокну. ВЫВОД:

* * Д/з. Стр.54-59 (учебника) В рабочей тетради выполнить задания № 43, 44, 49, 50.

Название документа Приложение № 1__Тест по гуморальной регуляции.doc

Из предложенных вариантов ответа выпишите номер правиль­ного.

Вариант I

1. Секрет желез внутренней секреции непосредственно выде­ляется:

в полость рта; 2) кровеносные сосуды; 3) органы мишени.

2. К железам внешней секреции относят:

печень; 2) половые железы; 3) гипофиз.

3. К железам внутренней секреции относят:

поджелудочную железу; 2) слюнные железы; 3)надпочечники.

4. Гормоны, выделяемые гипофизом, непосредственно воздействуют:

на поджелудочную железу; 2) эпифиз; 3) щитовидную железу.

5. В молодости при недостатке гормона щитовидной железы
развивается:

1) кретинизм; 2) микседема; 3) базедова болезнь.

6. Избыток гормонов щитовидной железы:

снижается возбудимость нервной системы;

повышает возбудимость нервной системы;

практически не влияет на возбудимость нервной системы.

7. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:

гигантизм; 2) микседема; 3) базедова болезнь.

8. Норадреналин - это гормон:

половых желез; 2) гипофиза; 3) надпочечников.

9. Недостаток ростового гормона вызывает:
1) карликовость; 2) гигантизм; 3) акромегалию.

10. Поджелудочная железа не образует гормон:

инсулин; 2)глюкагон; 3)адреналин.

11. Гормон щитовидной железы - это:

1) адреналин; 2) тироксин; 3) ростовой.

Из предложенных вариантов ответа выпишите номер правиль­ного.

Вариант II

1 Секрет желез внешней секреции непосредственно выделяется:

в полость тела; 2) кровеносные сосуды; 3) органы мишени.

2. К железам внутренней секреции относят:
1) поджелудочную железу; 2) надпочечники; 3) печень.

3. К железам внешней секреции относят:

половые железы; 2) щитовидную железу; 3) сальные железы.

4. Гормоны, выделяемые гипофизом, непосредственно не воздействуют:

на поджелудочную железу; 2) щитовидную железу; 3)надпочечники.

5. Действующим началом гормона тироксина является:

бром; 2) йод; 3) железо.

6. Недостаток гормонов щитовидной железы:

снижает возбудимость нервной системы;

повышает возбудимость нервной системы;

практически не влияет на возбудимость нервной системы.

7. Железы внутренней секреции выделяют секрет, в котором
содержатся:

витамины; 2) гормоны; 3) ферменты.

8. Какая железа выполняет двойную функцию:

гипофиза; 2) поджелудочной железы; 3) надпочечников.

9. Избыток ростового гормона вызывает:

базедову болезнь; 2) гигантизм; 3) сахарный диабет.

10. Сахарный диабет - это заболевание, которое связано с не­достаточной деятельностью:

поджелудочной железы; 2) надпочечников; 3) щитовидной железы.

11. Гормон поджелудочной железы - это:

1) адреналин; 2) тироксин; 3) инсулин

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".


  • Биология

Цель урока: создать условия для повторения и осмысления учеб­ного материала о способах регуляции функций в организме, строении и значении нервной системы.

· раскрыть значение нервной системы;

· систематизировать знания о строении нейрона;

· значение нервной системы по расположению, по функциям;

· углубить понятие о рефлексе;

· установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Создать условия для ознакомления с ролью нервной системы в поддержании гомеостаза, согласованной работе внутренних органов, в обеспечении выживания организма и его приспособления к изменениям внешней среды

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы; будет знать определения понятий: рефлекс, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы

Будут сформированы: понимание уникальности и ценности жизни каждого человека; мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); составлять план ответа; отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

ЦНС, головной мозг, спинной мозг, нейрон, синапс, нервный импульс

Иллюстрации отделов нервной системы

Организационная структура урока

Этап урока, цель

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Что такое гиперфункция железы? Чем она отличается от гипофункции? (Гиперфункция характеризуется избыточной выработкой гормонов. Гипофункция, в свою очередь, - недостаточной выработкой гормона. Оба нарушения пагубно влияют на процессы обмена веществ в организме.)

- Какие гормоны вырабатываются в щитовидной железе? Какова их роль для организма? (Вырабатываются тироксин и трийодтиронин. Они увеличивают интенсивность энергетического обмена и роста организма; отвечают за стимуляцию рефлексов,)

- Что происходит при недостатке гормона поджелудочной железы? (Повышение содержания глюкозы в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии => потеря сознания (диабетическая кома).)

Проводит тестирование по теме “Гуморальная регуляция организма”

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, осуществляют выбор ответа из предложенных, анализ объекта

Вопросы учителя, тестирование

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Вы уже знаете, что для правильной работы всего организма необходима регуляция его работы. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ. Не менее важную роль в регуляции играет нервная система. Кроме того, она отвечает за такие процессы, как мышление, память, речь, поведение.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Какой тип регуляции организма более важен? Гуморальный или с помощью нервной системы?

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. По анатомическому признаку (то есть по месту расположения) нервная система делится на ЦНС (центральную нервную систему) и периферическую нервную систему.

К ЦНС относят головной и спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе. Какую роль играют позвоночник и череп? (Защищают ЦНС от повреждений.) - Как и у всех позвоночных, головной и спинной мозг развиваются из нервной трубки.

К периферической нервной системе относятся нервные узлы, нервы, нервные окончания. В состав периферической нервной системы входят 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых нервов, нервные узлы (ганглии) и нервные сплетения. Нервами называют покрытые оболочкой структуры, состоящие из пучков нервных волокон, образованных в основном отростками нервных клеток. Нервные сплетения - это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы.

По анатомо-функциональному принципу нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры (передвигаться, делать определенные движения).

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желез, координируя их деятельность. Кроме того, эта система управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может командовать работой этой системы, то есть она, в отличие от соматической нервной системы, работает непроизвольно

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

Работа в тетради

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями в презентации, рисунками из учебника:

- Основу нервной системы составляют нейроны - это клетки нервной системы. Они имеют большое количество отростков. Нейрон состоит из тела, отростков и нервных окончаний. Короткие отростки нейронов называются дендритами, по ним нервное возбуждение двигается к телу нейрона. Длинные отростки называются аксонами. По аксонам нервное возбуждение двигается от тела нейрона к месту его соединения с другой нервной клеткой.

Некоторые отростки нервных клеток имеют разветвления, на конце которых располагаются рецепторы. Эти структуры способны реагировать на раздражители и преобразовать их в нервные импульсы. Отростки нервных клеток покрыты специальным веществом - миелином. Миелиновая оболочка, словно изолирующая лента (изолента), покрывает отростки и не дает нервному возбуждению покинуть отросток. Так как цвет этой электроизолирующей миелиновой оболочки белый, нервные окончания кажутся белыми. Отростки нейронов, находящихся в ЦНС, а также за ее пределами, называют белым веществом, а тела нейронов, не покрытые белой оболочкой, - серым веществом

Записывают основные определения в тетрадь

Выделяют главную информацию, записывают ее, отбирают наиболее важные определения

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу об осуществлении постоянной и эффективной регуляции физиологических процессов в организме нервным и гуморальным способом, о их тесной взаимосвязи между собой, то есть о нейрогуморальной регуляторной системе.

- Так давайте попробуем ответить на проблемный вопрос. Можно ли однозначно определить, какая регуляция (гуморальная или нервная) важнее для организма? (Необходима согласованная работа нервной и гуморальной систем регуляции.)

- Итак, в основе согласованной работы организма лежат два механизма: нервный и гуморальный, которые тесно связаны между собой в единое целое - нейрогуморальную регуляторную систему. Именно она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

V. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Учебник, с. 54-57, до 3-го абзаца

Читают Задание. Задают уточняющие вопросы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тест по теме “Гуморальная регуляция”

1. Работу всех органов человека регулирует(ют) система(ы):

1) пищеварительная и выделительная;

2) кровеносная и дыхательная;

3) эндокринная и нервная;

2. Биологически активные вещества, регулирующие функции организма и вырабатываемые железами внутренней секреции, называют:

3. Центральной железой внутренней секреции является:

2) тимус (вилочковая железа);

4) щитовидная железа.

4. Железы внутренней секреции выделяют гормоны:

1) в брюшную полость;

4) нервные клетки.

5. Гормоны обладают специфичностью, то есть:

1) очень активны по отношению к работе органов;

2) действуют моментально;

3) влияют на строго определенные клетки;

4) выделяются в кровь.

6. Гормоны, которые выделяются этой железой, влияют на работу других органов. Это железа:

4) вилочковая железа.

7. Гормон роста вырабатывается:

1) щитовидной железой;

4) нервной системой.

8. Гормоны этой железы у мужчин вызывают рост усов, огрубление голоса. Это:

2) поджелудочная железа;

3) околощитовидная железа;

9. Гормон этой железы - тироксин. Это:

2) поджелудочная железа;

3) щитовидная железа;

4) половая железа.

10. Задержка роста возникает в результате неправильной работы железы:

11. Гормоны этой железы регулируют обмен в организме углеводов и жиров. Это:

В1. Определите соответствие между гормонами и железами.

1. Железы внешней секреции:

1) не имеют протока;

2) имеют собственные протоки;

3) выделяют секреты в кровь;

4) выделяют секрет в кровь и по протокам в полость тела.

2. Щитовидная железа относится к железам:

1) внешней секреции;

3) внутренней секреции;

4) смешанной секреции.

3. Недостаток гормона гипофиза вызывает:

3) базедову болезнь;

4. Центральной железой внутренней секреции является:

1) тимус (вилочковая железа);

3) щитовидная железа;

4) половая железа.

5. Заболевание “сахарный диабет” вызвано неправильной работой:

1) поджелудочной железы;

6. Поджелудочная железа - это железа:

1) внешней секреции;

2) внутренней секреции;

7. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

8. Щитовидная железа выделяет гормон:

4) гормон, регулирующий содержание солей в крови.

9. Гормоны этой железы у женщин вызывают высокий голос, округлость форм тела. Это:

2) поджелудочная железа;

3) околощитовидная железа;

10. Эта железа влияет на регулирующие функции многих других желез внутренней секреции. Это:

11. Эти железы выделяют гормоны, которые регулируют обмен углеводов и жиров.

В1. Определите соответствие между железой и гормоном, который эта железа вырабатывает.

1. Щитовидная железа

4. Поджелудочная железа

Г. Гормоны, регулирующие обмен веществ

4. Гормоны, регулирующие обмен веществ

Б. Щитовидная железа

Г. Поджелудочная железа

В2. Выберите три правильных ответа.

Гормоны - это вещества, которые:

1) вырабатываются в железах внутренней секреции;

2) участвуют в образовании ферментов;

3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей;

4) переносятся по организму вместе с кровью;

5) являются в организме источником энергии;

6) в малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ

В2. Выберите три правильных ответа.

Гормоны - это вещества, которые:

1) вырабатываются в железах внутренней секреции;

2) участвуют в образовании ферментов;

3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей;

4) переносятся по организму вместе с кровью;

5) являются в организме источником энергии;

6) в малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.