У пилота нервный срыв


Череда заявлений о "плохом самолёте SSJ-100" сменилась целой серией претензий к качеству работы пилотов. В результате "неудобная правда" генпрокурора и "нервный срыв" спровоцировали очередной виток скандала вокруг крушения SSJ-100.

В течение дня с заявлениями выступили на местах и в надзорных органах, на самом высшем уровне. В том числе высказались губернатор Хабаровского края Сергей Фургал и генеральный прокурор России Юрий Чайка. О своей позиции говорили и в "Аэрофлоте" - собственно, владельце конкретного SSJ-100, из-за которого и начался весь сыр-бор. Напомним, самолёт SSJ-100 авиакомпании потерпел крушение в Шереметьеве, жертвами стали более 40 человек. Среди версий - и плохая работа пилотов, и возможные технические проблемы. Царьград рассказывает, что известно о расследовании на этот час.

Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал заявил, что в распоряжении регионального Министерства транспорта имеется техническое заключение, где говорится, что приоритетная версия крушения SSJ-100 в Шереметьеве - это человеческий фактор. В то же время борт был в идеальном техническом состоянии, говорит глава региона, ссылаясь на документ. Напомним, самолёты данной модели собираются на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, входит в холдинг "Сухой").

Выводы губернатор делает следующие:

"На высокой скорости пилоты по неопытности или на нервном срыве совершили ряд ошибок".

Первой ошибкой Фургал называет посадку на высокой скорости и с неправильным углом. За ней потянулись все остальные. В результате удара стояками о землю были пробиты крылья, баки, топливо полилось, а самолёт вспыхнул. Двигатели всё это время работали нормально, что, по словам Фургала, и определило итоговый вывод: "Самолёт технически был полностью исправен".

"Это стопроцентно человеческий фактор", - резюмировал губернатор в эфире телеканала "Губерния".

На слова Фургала уже отреагировала пресс-служба "Аэрофлота", отметив, что губернатор должен доказать свои слова.

"Аэрофлот" считает публичное заявление губернатора Хабаровского края Сергея Фургала о том, что причина катастрофы рейса SU1492 Москва - Мурманск - "это на 100% человеческий фактор", неприкрытой попыткой оказать давление на комиссию Межгосударственного авиационного комитета и следственные органы, а также подготовить определённым образом общественное мнение. В адрес "Аэрофлота" не поступало официальное заключение, на которое ссылается губернатор, о том, что "технически самолёт был в идеальном состоянии", - текст сообщения приводит "Интерфакс".

Неприятную и весьма неудобную для многих авиакомпаний, в том числе для "Аэрофлота", правду озвучил во время своего выступления в Госдуме генпрокурор России Юрий Чайка, когда речь зашла о недавней катастрофе SSJ-100 в столичном аэропорту Шереметьево. По мнению главы ведомства, эта трагедия обозначила "серьёзные проблемы" в авиационной отрасли, решить которые прокуратура требует уже несколько лет.

"Государственная программа обеспечения безопасности полётов не соответствует международным требованиям, - перечисляет Чайка. - Обязательства, предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации, не выполнены".

Он также особо подчеркнул, что не определён ни целевой, ни приемлемый уровень безопасности полётов. Нет и лица, которое бы несло ответственность за реализацию программы, "которая не актуализировалась с 2008 года".

Особо страшно выглядят цифры по лётчикам-"недоучкам". Так, по словам Чайки, только за два минувших года от полётов из-за недостаточной подготовки "550 пилотов отстранили". Генпрокурор объяснил депутатам, что во время проверок выяснялись и "факты неполного прохождения лётным персоналом программ подготовки", и вообще всякое отсутствие в образовательных организациях нужных педагогов и оборудования.

Выступления Чайки и Фургала дополнили документы, на которые, по всей видимости, они и указывали. Впрочем, это лишь предположение. Так называемое доказательство правоты выглядит следующим образом.


К слову, в самом документе речь идёт о несоответствии одного из пилотов авиакомпании требованиям, из-за чего его просто не допустили к полёту по медицинским показателям. Были претензии у проверяющих и по переработке лётчиков - лётного времени у них было больше положенного. Перечислялись и инциденты с самолётами.


Самолеты считаются самым безопасным видом транспорта. Но, несмотря на это, трагических случаев избежать удается не всегда. Причиной катастрофы может стать и техническая неполадка, и попадание птиц в двигатель. Но большая часть авиапроисшествий происходит по вине человеческого фактора. Это может быть ошибка пилотов, их плохое самочувствие или психологическое состояние.

По вине экипажа разбился самолет Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, выполняющий рейс из Дубая в Ростов-на Дону. Экипаж, который в экстремальных погодных условиях принял неверное решение, не смог с первого раза посадить самолет. Выполняя вторую попытку посадки, пилоты совершили противоречивые действия, которые привели к резкому падению самолета. Авиалайнер спикировал на взлетно-посадочную полосу аэропорта и разбился, унеся с собой 62 человеческие жизни. Позднее стало известно, что командир корабля испытывал хроническую усталость и даже засыпал за штурвалом.

Весь мир потрясла трагедия, которая произошла во французских Альпах в 2015 году. 24 марта самолет авиакомпании German Wings Airbus A320 потерпел крушение в Прованских Альпах. Через 30 минут после взлета самолет внезапно перешел в быстрое снижение и еще через 10 минут врезался в горный склон и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 150 человек погибли. Причиной катастрофы стало самоубийство 28-летнего пилота Андреаса Лубицы.

Известно, что до катастрофы он несколько лет наблюдался у психиатров. В 2009 году Лубиц на полтора года прервал обучение в бременской школе пилотов Lufthansa из-за глубокой депрессии. А в 2013 году он сдал летные экзамены и был принят на работу в дочернюю компанию Lufthansa - German Wings. Лубиц прошел все тесты и был признан комиссией годным. Но он по-прежнему, страдая от депрессии, связанной с проблемами в личных отношениях, наблюдался в университетской клинике Дюссельдорфа и еще у нескольких психиатров.

24 марта 2015 года в 10:00 взлетел самолет. На борту находились командир воздушного судна, 34-летний опытнейший пилот Патрик Зондерхаймер и второй пилот - Андреас Лубиц. В 10:30 командир вышел из кабины в туалет, предлагая второму пилоту взять управление на себя. Второй пилот заблокировал дверь кабины пилотов и вручную переставил автопилот самолета с высоты 11,5 километров на 30 метров.

Лайнер пересек французский берег рядом с городом Тулон и начал снижение. Сначала на 100 метров, а спустя минуту - еще на 550 метров. Диспетчеры пытались связаться с самолетом, но он не отвечал.

В 10:35 командир вернулся к кабине. Он схватил лом и попытался взломать дверь. Среди пассажиров самолета началась паника.


В 10:40 лайнер снизился до 2 000 метров, исчезая с экранов радаров наземных служб, и задел правым крылом гору. В 10:41 самолет врезался в склон горы и взорвался. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.

Позже в квартире Лубица следователи найдут в мусорной корзине разорванные больничные листы, выписанные пилоту двумя психиатрами за день до трагедии.

Как такое могло произойти и почему врачи не сообщили о болезни пилота авиационным властям - остается загадкой. Известно лишь, что в Европе стартовые медицинские осмотры до недавнего времени были отменены по настоянию профсоюзов. Решение о возможности лететь принимал командир корабля. А в Германии проверки психического состояния пилотов законодательно не были вообще предусмотрены.

Но можно ли предугадать, как поведет себя пилот в момент жесточайшего нервного напряжения? Кто же знал, что капитан пропавшего в 2013 году малазийского Boeing тоже окажется самоубийцей? Следователи, которые пытаются разгадать загадку исчезновения самолета над индийским океаном, приходят к шокирующим выводам. Оказывается, пилот намеренно разгерметизировал салон и после того, как все пассажиры и экипаж погибли, продолжил вести самолет с мертвыми пассажирами - так продолжалось на протяжении нескольких часов. И только когда у него стало заканчиваться топливо, он направил самолет в Индийский океан. Однако следствие еще не закончено, и какие будут окончательные выводы - мы сможем узнать позже.

Под влиянием колоссального стресса и психологической нагрузки во время полета может обостриться любое расстройство организма, считают психиатры. В России во врачебно-летную экспертную комиссию психологи были включены еще в конце 90-х годов. Благодаря им пилотов с выявленными расстройствами психики немедленно отстраняют от полетов. Кроме того, все пилоты проходят обязательный стартовый медицинский контроль. Он позволяет проверить экипаж не только на наличие в крови алкоголя и наркотических средств, но также обнаружить признаки простого ОРВИ, даже если сам пилот пока чувствует себя хорошо.

Череда инцидентов в воздухе заставляет всерьез задуматься о том, что же происходит на большой высоте, за закрытыми дверями кабин экипажа на борту самолетов, переполненных пассажирами, которые доверяют пилотам свою жизнь?

Пилот авиакомпании United Airlines опоздала на рейс и явилась в гражданской одежде и спортивной кепке. Выйдя к пассажирам, женщина сообщила всем по громкой связи, что если они не чувствуют себя в безопасности, то могут уходить.

Большой популярностью в Сети пользовалось видео, героями которого стали пилоты и стюардесса, которая демонстрировала стриптиз прямо во время полета из Европы в Великобританию.

А недавно новостные агентства облетела новость, что во время посадки самолета в Шотландии второй пилот компании EasyJet запаниковал и покинул кабину воздушного судна. Инцидент произошел , когда самолет пошел на снижение. Командир корабля был вынужден самостоятельно совершать посадку. На борту лайнера находилось 148 человек. И это не единственный случай нервного срыва. Например, пилот авиакомпании Jet2 упал в обморок во время рейса.


Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
С 1 августа россияне смогут летать за границу. Правда, список стран, куда можно отправиться, очень короткий. В него попали Турция, Великобритания и малопопулярная у наших туристов Танзания. Почему именно эти три страны удостоились такой чести, останется ли Турция бюджетным курортом и переживут ли иностранную конкуренцию Крым и курорты Краснодарского края? Подробности.
  • Молодым семьям помогут с покупкой жилья комфорт-класса
  • В России предложили повысить цену на непищевой спирт
  • Арбитраж ВТО принял сторону России в споре с ЕС

Фото: REUTERS/Nir Elias
Армия обороны Израиля объявила о существенной реформе – создано новое объединение спецназа ВВС страны. В какой-то мере израильские реформы могли бы быть интересны в том числе и как пример для российской действительности. Особенно учитывая действия российских ВКС в Сирии и потери, которые они там понесли. Подробности.
  • Создана нейтрализующая коронавирус маска
  • Бывшая жена Элтона Джона потребовала у него 3 млн фунтов за нарушение условий развода
  • Сотрудники консульства КНР освободили закрытое в США диппредставительство
  • Новорожденного выкрали из ростовского роддома
  • Стало известно о нападении охранников на водителя скорой в Москве
  • В Москве произошли новые драки между армянами и азербайджанцами
  • В Великобританию
  • В Танзанию
  • В Турцию
  • Пока останусь в России
  • Да, все требования
  • Это зависит от требований
  • Категорически нет
  • Да
  • Нет




Эскалация конфликта на армяно-азербайджанской границе перекинулась на Россию. Власть должна провести красную черту для обоих народов.

27 августа 2018, 15:04

Текст: Дмитрий Зубарев

Вероятной причиной крушения самолета авиакомпании US-Bangla, разбившегося 12 марта при заходе на посадку в международном аэропорту Катманду, стало нестабильное эмоциональное состояние командира воздушного судна, сообщили местные СМИ.

Напомним, в марте самолет с 67 пассажирами и четырьмя членами экипажа потерпел крушение во время посадки в аэропорту в столице Непала Катманду. По предварительным данным, граждан России на борту рухнувшего самолета не было.







Вынужденную посадку из-за неадекватного поведения командира воздушного судна совершил пассажирский самолет в США. Лайнер авиакомпании Jet Blue выполнял внутренний рейс из Нью-Йорка в Лас-Вегас. На борту самолета находились полторы сотни человек.

Сначала полёт проходил нормально, но неожиданно в салон к пассажирам вышел командир экипажа, стал выкрикивать бессвязные угрозы и зачем-то требовал от коллег снизить высоту и изменить маршрут. К счастью, среди купивших билеты на рейс оказался опытный пилот. Ему удалось благополучно посадить самолёт. Вплоть до самой посадки пассажиры и стюарды впятером удерживали вышедшего из себя капитана.

"Командир вел себя неадекватно, и я повалил его на пол, — пояснил пассажир авиарейса в Лас-Вегас Дэвид Гонзалес. – Я боялся, что он ворвется в кабину. Подошли другие пилоты и помогли мне сдержать его".

Инцидент произошел примерно после трех с половиной часов полета, как позже рассказали пассажиры злополучного рейса. Командир самолета вышел из кабины пилотов и вел себя странно, пытаясь разговаривать с людьми в салоне воздушного судна. Когда он попытался вернуться в кабину пилота, ее дверь оказалась заперта: коллеги не пустили своего командира внутрь. Очевидно, что поведение командира экипажа было неадекватным уже в течение определенного времени.

После этого состояние командира самолета значительно ухудшилось. Неадекватный командир пришел в крайне возбужденное состояние: он стал стучать в дверь кабины и пилотов и требовать срочно его впустить. А не добившись результата, по словам очевидцев, стал бегать по салону самолета и выкрикивать: "Ирак! "Аль-Каида"! Терроризм! Мы падаем! Молитесь!"

"Он выкрикивал какие-то числа, что-то вроде: "Опустите ее до 75". Еще что-то связанное со скоростью, — рассказал один из пассажиров Уэйн Холмс. – Потом он начал стучать в кабину пилотов, кричал: "Пустите меня, дайте мне коды".

Один из пассажиров самолета запечатлел припадок командира экипажа самолета на камеру мобильного телефона. На размещенном видео на YouTube видео отчетливо слышно, как потерявший рассудок командир самолета выкрикивает слово "Бомба!" Расследованием инцидента занялась полиция и ФБР.

Пассажирский самолет американской авиакомпании Jet Blue, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк — Лас-Вегас, после этого совершил вынужденную посадку в аэропорту города Амарильо в штате Техас.

О личности командира корабля известно, что он опытный летчик. Сразу после посадки его доставили в больницу. Авиакомпания Jet Blue подтвердила, что у командира экипажа самолета возникли проблемы со здоровьем. Командиром экипажа воздушного судна он проработал 12 лет.

Подобный инцидент произошел и в 2008 году. У одного из пилотов авиакомпании Air Canada во время рейса из Торонто в Лондон случился нервный срыв. Его удалось успокоить при помощи лекарственных препаратов, но рейс пришлось прервать. Авиалайнер совершил экстренную посадку в Ирландии.

Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах

  • Лена Верещагина , 21 февраля 2017
  • 123853
  • 33


Профессия

Пилот

Зарплата

40 000 рублей

40 000 рублей

20 000 рублей

6 000 рублей

уход за мотоциклом

5 000 рублей

7 000 рублей

82 000 рублей

прочие расходы
и накопления

Поначалу я даже не думал стать пилотом, эта мысль пришла ближе к 14 годам. Мой отец летал на грузовом самолете в составе экипажа. К тому же привлекали финансовая составляющая и мысль о том, что можно путешествовать. Это сейчас я понимаю, что о путешествиях речь не идет, но до сих пор считаю, что авиация — одна из отраслей, где можно приятно работать и достаточно зарабатывать.

Я окончил общеобразовательную школу, а потом поступил в Московский авиационный технологический институт. Конструкторская деятельность меня не особо привлекала, поэтому дальше я решил пойти в летное училище. Но поступить сразу не получилось из-за проблем со зрением, тогда мне пришлось сделать операцию и подождать. Первое, что нужно, чтобы стать пилотом, — это хорошее здоровье.

Просто так в летное поступить очень сложно, а прохождение армии дает допуск с любым проходным баллом. Поэтому я отслужил год и получил рекомендательное письмо о внеконкурсном зачислении. Выбрал Сасовское летное училище, которое окончил в 2009 году пилотом коммерческой авиации. В начале 2000-х из-за развала отрасли образовался дефицит кадров, и в летчики брали всех подряд. Тогда в училище приходили три человека на 80 мест. Сейчас конкурс высокий, и все места забиты.

Для выпускников школы программа длится два года и 10 месяцев. На первом курсе преподают общеобразовательные предметы и аэронавигацию, аэродинамику, метеорологию. На втором курсе продолжают изучать спецпредметы и начинают отлетывать первые часы на легкомоторном самолете. На третий год практикуются полеты на двухмоторном самолете. Выпускникам училища выдают диплом и свидетельство пилота коммерческой авиации.

В теории после окончания училища можно устраиваться на работу, но на практике нужно пройти дополнительные курсы: по английскому языку и по подготовке к международным полетам. С ходу устроиться получается мало у кого. Конечно, есть родственники и знакомые, которые могут пристроить, но это другая история.

Проработал на Севере два года. В первый год следил за пожарами в лесах с воздуха, на второй год возил продукты и выкидывал парашютистов. За это время ветер из головы выветрился, а необходимые курсы были пройдены. Я вновь подал резюме в крупные авиакомпании и получил сразу несколько приглашений. Я сделал выбор в пользу воздушного судна: пошел туда, где пригласили работать на Boeing 757.

Чтобы устроиться на работу, надо сдать вступительные экзамены. Экзамены сдаются прямо в аэропорту: метеорологию надо сдавать метеорологу, аэродинамику — командно-летному составу и так далее. Если результат положительный, принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов определенного типа самолета.

Дальше идет ввод в строй. Около 150 часов (или три месяца) я летал в сопровождении инструктора и safety pilot — второго пилота, который контролировал мои действия. После этого я получил свидетельство, где было сказано, что я могу быть вторым пилотом на Boeing 757. А потом дали самолет с 200 пассажирами, и я приступил к работе.

О графике

Сейчас я летаю на грузовом воздушном судне. Раньше самолет был пассажирским, но потом его переделали: убрали сиденья, усилили пол, вырезали дверь. Регулярных рейсов нет: когда появляется заказ, тогда и лечу. Получается, что в месяц я нахожусь дома около пяти-семи дней.

На пассажирских рейсах я работал через день. Boeing 757 не предназначен для трансатлантических полетов, поэтому рейсы были не длинные. Бывали и совсем короткие: утром улетишь, а в обед уже дома.

Для летных экипажей существует норма времени отдыха. Пилот должен работать не больше 12 часов, а потом не меньше 12 часов отдыхать. Поэтому на дальние и сложные полеты сажают два экипажа. Первый экипаж, например, взлетает, дальше его заменяет второй, который пилотирует. На обратном пути они меняются. После долгих полетов мы отдыхаем в пункте назначения — или просто ночуем, или проводим там около суток. Сейчас я постоянно летаю в Якутск, исходил его вдоль и поперек, а на пассажирских рейсах было поинтереснее: удалось немного посмотреть Россию и Европу.

О подготовке к полету

Вся работа летчиков — это одна сплошная подготовка. Подготовка к рейсу начинается за два часа. Сначала нужно получить полетную документацию. Если рейс сложный и в точке назначения ждет горный аэродром, то нужно обговорить с командно-летным составом все возможные сложности. Есть аэродромы — например, Шамбери или Инсбрук — с очень сложными заходами. Их нужно отрабатывать на тренажерах. Если аэропорт для пилота новый, пилот-инструктор должен рассказать ему обо всех особенностях выполнения полета. Но для стандартных рейсов все проходит достаточно быстро.

За час до выполнения рейса капитан полностью осматривает самолет снаружи на наличие дефектов. Я проверяю оборудование внутри кабины и заправку топлива. Если мне что-то не нравится, то сразу докладываю командиру, и он вызывает инженеров-техников. Инженеры могут или устранить неполадку, или занести данные в лист отложенных дефектов. Самолет может некоторое время летать с незначительными дефектами, которые устранят позже.

Об экипаже

Когда пилоты летали на российской технике, обязанности четко разделялись: был командир, второй пилот, инженер, штурман, радист. Сейчас экипаж — это командир, второй пилот и команда бортпроводников. Как только самолет выкатился на исполнительный старт, разделение на командира и второго пилота пропадает: есть pilot flying (который управляет самолетом) и pilot not flying (который ведет мониторинг). В воздухе я могу быть как тем, так и другим — роли распределяются на предполетном брифинге. Обратно разделение на командира и второго пилота происходит уже на земле: я как второй пилот получаю сборники перед полетом, а после заполняю документацию. В остальном я, командир и самолет — единое целое.

О беспилотных самолетах и плохих мыслях

Каждый раз, садясь в самолет, я понимаю, что у меня за плечом либо 200 пассажиров, либо 35 тонн дорогостоящего груза. Меня часто спрашивают, не страшно ли летать. Летать не страшно, я же не камикадзе! Если самолет в чем-то может быть неисправен, я просто не соглашусь на полет. В моей карьере были такие моменты, когда капитан принимал решение лететь, а я его останавливал.

Любая техника ломается, мы все это прекрасно знаем. Но во время полета я не думаю о плохом, потому что у мыслей есть свойство материализоваться. Если думать о том, что сейчас что-то отвалится или сломается, можно довести себя до нервного срыва.

О ПЕНСИИ

В гражданской авиации можно уйти на пенсию после шести тысяч часов налета. Но я пока не сильно заморачиваюсь этим вопросом: до пенсии мне летать еще года три.

Летчик может летать в роли командира максимум до 65 лет. После этого его переводят во вторые пилоты, где он летает, пока проходит медкомиссию. Но обычно уходят раньше: как ни крути, накапливаются разные болячки.

Я считаю, что надо уходить в здравой памяти и более-менее здоровым, чтобы как-то пристроить себя в гражданской жизни — не на шезлонге же сидеть в оставшееся время. Как правило, те летчики, которые долго-долго летают, быстро умирают. Они привыкают к такому ритму, и резкая остановка очень тяжело сказывается.

В основном, как это ни печально, бывшие летчики идут в охранники, таксисты и другие заурядные профессии. Кто-то устраивается в авиационный учебный центр на тренажер или читать какую-нибудь дисциплину, но таких меньше. Некоторые к этому времени имеют бизнес в отраслях, никак не связанных с авиацией.

Зарплата пилота складывается из оклада, налета и премии. Суммы в разных авиакомпаниях получаются разные. Например, у флагмана российских авиалиний зарплата за 80 часов налета составляет 160 тысяч рублей, а у российско-турецкого перевозчика — порядка 240 тысяч рублей. При этом в первой компании все самое лучшее — новые самолеты, постоянная смена формы, возможность называть себя флагманом, но есть короткие рейсы типа Москва — Казань, и, чтобы налетать 80 часов, приходится жить и спать в самолете. Во второй — форма попроще, но рейсы дальние, и налет можно выполнить за 12 выходов. Все относительно: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Меня пока устраивает моя зарплата.

В компании, где я работал до этого, не платили зарплату по два-три месяца. Несколько лет назад были моменты, когда я приезжал с рейса, менял форму на свитер и на новой кредитной машине ехал таксовать. На карте было 7 тысяч рублей, а надо отдать 60 тысяч за кредит — где хочешь, там их и бери.

Сейчас за 80 часов налета я получаю около 200 тысяч рублей на руки. Премия составляет 18 % от оклада, хотя раньше были все 40 %. Лишить премии могут за нарушение дисциплины, распорядка дня, опоздание и повреждение самолета.

В семье нас четверо: я, супруга и дети. Сейчас мы живем в квартире, которую отдали мои родители. За коммунальные услуги платим 6–7 тысяч рублей в месяц. Другое жилье строится. Я выплачиваю ипотеку — 40 тысяч рублей ежемесячно.

Покупки вещей происходят спонтанно: если что-то нужно, то покупаем. Зато у меня есть одно постоянное увлечение — мотоцикл. На нем я часто езжу на работу. Одно время даже хотел продать машину. Год назад я купил мотоцикл и периодически что-то к нему докупаю — например, кофры или багажник. Это же как игрушка у ребенка! За год потратил на это 70 тысяч рублей. На бензин уходит 5 тысяч рублей ежемесячно. Занимаюсь спортом, но это увлечение совсем не затратно. Я — любитель воркаута: мне приятно подтягиваться и отжиматься на свежем воздухе.

Наш отпуск происходит точно так же спонтанно, как и покупки. В мае я запланировал поездку в Прагу на мотоцикле, и необходимая сумма у меня уже есть. Если жена хочет поехать в Крым или еще куда-то, это тоже не составит особого труда. В год на поездки уходит примерно 150–200 тысяч рублей.

Остальные деньги мы откладываем. Садик и школа для детей не очень затратные, а с кружками пока у нас дело не пошло. Конечно, есть еще деньги жены (она тоже работает), но их я не считаю.

Иллюстрация: Настя Григорьева


Лайф рассказывает, что такое джетлаг и почему даже у пилотов и стюардесс нет иммунитета к смене часовых поясов.

Если после полёта на самолёте вы чувствуете усталость, вялость, сонливость (или наоборот, страдаете бессонницей), значит у вас джетлаг. Всего за пару часов вы прилетели в другой часовой пояс, и ваш организм ещё не успел перестроиться.

Советы бортпроводника и пилота: не сидите на одном месте во время полёта

Что же происходит с бортпроводниками и пилотами, у которых смена часовых поясов происходит постоянно?

— Нас не учили никаким приёмам, как справляться с джетлагом. Единственный возможный приём — обязательно хорошо выспаться после рейса, — рассказывает бортпроводник с пятилетним стажем работы. — К сожалению, 90% бортпроводников, в том числе и я, вынуждены "похвастаться" полным отсутствием нормального режима. В нашей профессии частотны нервные срывы из-за недосыпов.

Очень многие после полёта дома досиживают до позднего вечера и только потом ложатся спать. Но это хорошо только в том случае, если перед следующим полётом есть достаточно времени, чтобы выспаться не сбивая режим дня и ночи.

Ни в коем случае нельзя весь полёт сидеть на одном месте, нужно время от времени ходить, чуть разминаться. Желательно перед таким полётом за сутки последить за питанием. Не переедать и не есть продукты, которые "что-то" могут вызвать. Желательно никакого алкоголя. А пожилым людям и людям с заболеваниями сердца и сосудов обязательна консультация с врачом. Сколько у меня в практике "сердечных" случаев было у пассажиров — считать страшно!

— На самом деле многие пилоты предпочитают оставаться в своём времени и даже не переводят стрелки часов. Это означает, что вы будете спать днём и в буквальном смысле обедать во время завтрака, — рассказывает лётчик. — Хотя для туристов это вряд ли подходит. Если вам нужно адаптироваться к местному времени, то после полёта идите погулять на свежий воздух и солнышко, просто скажите себе, сколько сейчас времени, настройте свой организм и взбодритесь. Мне кажется, самое сложное — заставить себя спать, если тело не уставшее. Знаю, что многие пользуются снотворными таблетками, но я всё-таки стараюсь обходиться своими силами.

Советы врача и учёного: ешьте ананасы и бананы

— Для лучшей адаптации к меняющимся часовым поясам я поддерживаю организм с помощью мелатонина — это основной гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов, — говорит Семён Савченко, генеральный директор сети медицинских центров "Рэмси-диагностика", который сам с 2006 по 2014 годы практически жил в самолёте. — Мелатонин имеет ярко выраженный антистрессовый и иммуностимулирующий эффект, помогает адаптироваться к смене часовых поясов. В виде естественного антиоксиданта он содержится в бананах, ананасах, кукурузе и рисе.

Если вы летите на восток (Таиланд, Вьетнам, Австралия), то важно дотерпеть до позднего вечера и только тогда пойти спать. Иначе, если лечь в 8 вечера по местному времени, можно проснуться в полночь и уже не уснуть.

Кстати, американские учёные Мэрилендского университета провели исследование и выяснили, что джетлаг сильнее проявляется при движении на восток, поскольку человеку проще "растянуть" день при полёте на запад, чем "сократить" его при полёте в противоположную сторону. Однако продолжительность адаптации индивидуальна.

Учёные советуют перед полётом на восток заранее переставить часы на час или два вперёд и привыкнуть к этому ритму за несколько дней. По прилёте днём нужно стараться больше быть на солнце, а ночью — избегать искусственного освещения, в том числе от экранов смартфонов и компьютеров.

Советы туриста: сделайте свой полёт комфортным

— Я сталкивалась со сменой часовых поясов уже более десятка раз. И могу сказать, что если следовать нескольким простым правилам, то неприятные проявления джетлага можно минимизировать, — считает Евгения Сатова, автор блога Fashion-Travels.com.

— За несколько дней до перелёта начните ложиться и вставать раньше, если летите на восток, или позже, если летите на запад.

— Во время перелёта переведите часы на время того города, куда вы прибываете, это помогает психологически перестроиться на нужный часовой пояс.

— Постарайтесь всё же немного поспать во время полёта (хотя мне это редко удаётся). Пейте больше чистой воды и лучше не пейте кофе. Возьмите в самолёте плед, захватите с собой удобную подушку-подголовник, маску на глаза и тёплые носочки, чтобы снять обувь. Если перелёт длится более 6 часов, советую надеть удобную одежду в стиле lounge на время пути: мягкая кофта-худи и мягкие спортивные штаны — то, что нужно, чтобы с комфортом провести длинный перелёт и отдохнуть. Избегайте обтягивающих леггинсов, джинсов и т.д. — вам должно быть максимально комфортно.

— Самое лучшее — прилетать вечером, чтобы сразу лечь спать. Но не всегда расписание рейсов это позволяет. Если вы прибыли днём или утром, самое главное (и самое сложное) — не ложиться спать пока светло. Да, наверняка у вас будет смертельная усталость после длинных перелётов со стыковками. Но лучше всего по приезде взять себя в руки, освежиться в душе, немного перекусить и выйти на улицу — новый город ждёт! И вечером лечь спать в обычное для вас время. Тогда с утра вы проснётесь бодрыми и полными сил. На протяжении всего путешествия старайтесь ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.