Нервная система это дирижер

Разделы: Биология

Тип учебного занятия: проблемный урок.

Вид учебного занятия: урок-исследование.

Программа: Авторы: И.Н.Пономарёва, В.М.Константинов, Р.Д.Маш, Н.Д.Андреева, Н.М.Чернова./ Под редакцией проф. И.Н.Пономарёвой.

Цели учебного занятия:

1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:

– учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;
– обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма.

2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:

– обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;
– обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:

– обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;
– обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
– обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;

– обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.

Технические средства обучения: мультимедийная презентация, проектор, компьютер.

1. Организационный момент

Приветствие. Учитель задаёт вопрос детям:

– Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным.)
– Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.

2. Этап актуализации знаний

Учитель обращается к учащимся:

– Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают смычковые, духовые, ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер. (Презентация)
Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре? (Нервная).

– В чём состоит важнейшая задача дирижера? (В объединении частей организма, их согласованной работе).

– Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации? (Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь).

– Без какой системы невозможно существование организма, почему? (Без нервной системы невозможно существование организма. Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека).

Учитель обращается детям:

– Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока? (Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?)

– Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (Должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока.

3. Этап формирования новых знаний, умений и навыков

Учитель: Ребята, ваша оценка за урок будет складываться из выполнения заданий в рабочих листах и активной работы.
–Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Почему? (Две части системы выполняют разные функции, а вместе объединяются для обеспечения согласованной работы)
– Из каких двух частей (отделов) состоит нервная система? (Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания).

Если учащиеся не отвечают на вопрос, то учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении НС и даёт задание заполнить схему строения НС в рабочих листах).
Учитель предлагает проверить правильность заполнения схемы со слайда презентации.

Слайд 7.

Учитель: А что особенного у каждой из этих частей нервной системы? Что общее, а что единичное? (Общее: обе части нервной системы состоят из нервной ткани и нервных клеток – нейронов. Различие: ЦНС образована головным и спинным мозгом, периферическая состоит из нервов и нервных узлов).

– Различие в функциях частей НС: ЦНС регулирует все жизненно важные функции организма, воспринимает и обрабатывает поступающую информацию, регулирует работу всех органов. ПНС участвует в осуществлении рефлексов и передает нервные импульсы от центральной нервной системы к органам и обратно.
– Давайте проиллюстрируем эту функцию НС. Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду – варианте и т.д. по цепочке). По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.
– Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? Это и предстоит вам выяснить, т.е. исследовать путь прохождения информации.

Учитель: Все учащиеся являются сотрудниками 3-х лабораторий: 1 – лаборатория (1 ряд учащихся), 2 – лаборатория (2 ряд), 3 – лаборатория (3 ряд).
Техничность задания заключается в том, чтобы выяснить принцип работы нервной системы, научиться составлять схемы рефлексов в ходе собственного исследования, организованного в парах.

Задание для 1 лаборатории (задания не озвучиваются, а раздаются парам учащихся):

Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.
Раздражение рецепторов кожи (1) вызовет поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла (2), по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до спинного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов (3). Двигательный нерв (4) передаст решение спинного мозга мышцам руки (5). Слайд 10.

Задание для 2 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека. Запишите и объясните схему данного рефлекса.
Пыль, попадая в носовую полость, раздражает рецепторы, расположенные в ее слизистой оболочке и вызывает поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла, по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до головного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов. Двигательный нерв передаст решение головного мозга и произойдёт сокращение межрёберных мышц, диафрагмы и прямых мышц живота, мышц гортани. Возникает защитный рефлекс – чихание – сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри. Слайд 12.

Задание для 3 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса.
При растяжении мышцы возбуждаются чувствительные нервные окончания в мышечных веретенах. Импульсы от них направляются по толстым афферентным волокнам в передние рога спинного мозга, где непосредственно (без участия вставочных нейронов) передаются на альфа-мотонейроны и вызывают сокращение мышц. Слайд 13.

Учитель организует процесс отчёта пар о проведённых ими исследованиях (одна пара из каждой лаборатории отчитывается перед классом о выполненном задании, вывешивая на доску схему рефлекса, остальные выполняют исследование в рабочих листах). После отчёта лабораторий для проверки правильности, выполненного парами задания, учитель предлагает учащимся посмотреть видеоролик о строении рефлекторной дуги. Слайд 11.
Учащиеся за защиту своего образовательного продукта получают оценку.

Учитель: Какой вывод можно сделать о роли рефлексов в работе нервной системы и в жизни человека? (Рефлексы обеспечивают сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды); позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени; избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия).

4. Этап применения новых знаний в новой ситуации

Организуется эвристическая беседа:

Учитель: Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого. Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда) в 50% случаев оказывает влияние образ жизни. Какой из этого можно сделать вывод? (Нашим здоровьем мы можем управлять сами при помощи нервной системы, поэтому важно знать и соблюдать правила её гигиены).
– Сформулируйте правила гигиены нервной системы в своих рабочих листах?
– Ребята, а теперь озвучьте те правила, которые у вас получились?
– Давайте проверим все ли правила, мы назвали? Слайд 15.

Учитель: А ещё для снятия напряжения помогает классическая музыка Моцарта, Брамса, Чайковского. (Звучит музыка)

Учитель подводит итоги урока под музыку:

– Ребята, мы решили поставленную на уроке проблему?
– Было ли вам интересно?

5. Этап домашнего задания

Реферат

Выполнила студентка 1 курса ДВиМК

Галичаев М.П., заслуженный работник

Высшей школы РФ, кандидат

Педогогических наук, профессор.

Ростов-на-Дону 2014 г.

· Физическая культура дирижера 10 стр.

· Заключение 14 стр.

Введение

Здоровье-это состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы , успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Почти все люди, как они обычно говорят, занимаются физкультурой и спортом ради здоровья и считают его высшей ценностью. Но неплохо бы узнать, что они имеют в виду конкретно. А то, получается, как со счастьем и любовью - когда они приходят, их все сразу узнают, а до этого ждут, ищут, но чего, точно сказать не могут. Со здоровьем, правда, совсем не так и даже почти наоборот - когда оно есть, его никто не замечает, а когда пропадает. Ну совсем как дети. Так чего беречь-то и за что бороться?

Состояние здоровья человека - один из главных определяющих факторов уровня жизнеспособности цивилизованной страны. Формирование здоровья — это, прежде всего, проблема каждого человека. Физическая культура в учебных заведениях музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.

нужно отметить, что и раньше, и сейчас многие авторы говорили и говорят примерно то же - живи согласно своей природе, то есть так, как надо, и будешь здоров. Так что здоровье можно определить и как жизнь в соответствии с законами природы и со своей природой. Только кто же эту свою природу знает? Многие даже в половой принадлежности путаются и не понимают кто они - мужчины или женщины. Опять же непонятно, как можно жить в соответствии со своей природой, когда кругом столько других людей, которые тоже хотят жить, но в соответствии со своей, а не вашей природой. Значит снова борьба. Ведь природа у всех родная.

Здоровье

А вот такое определение здоровья знаете? - Человек здоров, если у него каждый раз болит что-то новое. Конечно, гораздо лучше, если вообще никогда и ничего не болит. Некоторые врачи, кстати, по этому поводу в шутку говорят, что если вы однажды проснетесь, и у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли. Но отсутствие болевых ощущений совсем не означает отсутствие какой-нибудь патологии. Особенно духовной и моральной. А медики всегда считали, что если человек здоров, то это значит только то, что существующими средствами и методами у него, в данный момент, нельзя найти никаких болезней. И еще к этому же определению. У многих, особенно у спортсменов, порог болевой чувствительности такой, что они боли иногда и не чувствуют. Вы посмотрите, что делается на ринге, на хоккейной площадке, на ковре для борьбы.

В целом же здоровье, если его и можно как-то конкретно определить, и измерить, скорее всего, понятие и величина очень относительная и индивидуальная.

Огромное значение в здоровье имеет взаимоотношение составляющих его элементов и возможность компенсации одних другими. Можно быть физически слабым, но умным; психически больным, но очень добрым, сильным, но глупым и тому подобное, а в целом вписываться в понятие какой-то нормы и жить припеваючи.

Профессиональная деятельность музыкантов и отличается своим своеобразием, но общие черты сходства очевидны. Для поддержания специальной работоспособности представители сценического искусства должны постоянно совершенствовать своё мастерство, быть в хорошей спортивной форме, особенно в период концертных выступлений.

Тот, кто связал свою судьбу с музыкой, хорошо знает, сколько труда нужно затратить, чтобы просто научиться играть, не говоря уже о достижении высокого профессионального мастерства. Всё это требует огромных духовных и физических сил.

Неразумная, нерациональная работа, однако, может вызвать состояние перенапряжения и даже переутомления и как следствие — профессиональные заболевания и повреждения рук. Профессиональные болезни, повреждения и травмы могут быть по причине неправильно сформированных профессиональных навыков, чрезмерного напряжения организма, недостаточной прочности связок и сухожилий, особенно нижних конечностей, а также недостаточной внимательности во время выполнения профессиональной деятельности, отсутствие слухового контроля и эмоционального оптимального настроя.

Вышеперечисленные факторы могут сказаться на дальнейшей судьбе указанных лиц. При запущенных хронических состояниях возникает угроза смены профессии. В подобных случаях врач может снять болевые симптомы, оказать медицинскую помощь, однако, нередко недуг возвращается, и все начинается сначала.

Многолетний практический опыт убеждает, что знакомство пациентов с анатомией и физиологией человека, понимание ими психофизиологических основ процесса игры и танца, правильное построение тренировочных занятий, использование средств восстановления и особенно целенаправленных физических упражнений в период реабилитации после заболеваний и травм может снизить трудопотери и вернуться к своей профессиональной деятельности.

Физическая культура.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое благополучие — способность человека к повседневной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудовых навыков, характера профессиональной деятельности, региональных условий жизни.

Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также испытывать положительные эмоции, которые характеризуются определенной частотой и интенсивностью.

Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, знакомыми, уровнем и качеством жизни.

Здоровье — это состояние равновесия между защитными силами организма (потенциалом здоровья) и постоянно меняющимися условиями окружающей среды.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.

Оно подчеркивает, что организм — это саморегулирующаяся система с множеством взаимосвязанных подсистем, с помощью которых индивиды адаптируются к постоянно меняющимся усло­виям среды в зависимости от своих физических, психологических и социальных ресурсов. Они могут приспосабливаться к времен­ным изменениям в среде обитания, например, колебаниям тем­пературы, кратковременной недостаточности питания, инфекци­ям или аффективным состояниям, вызванным межличностными отношениями.

Оба определения взаимодополняющи, ориентируют одновре­менно на понимание здоровья как сложной системы, складыва­ющейся из разных ее компонентов (первое определение), а также как состояния, находящегося в постоянном изменении в соответ­ствии с изменчивостью окружающей среды (второе определение).

Это состояние характеризуется частой головной болью, ломотой в костях, мышцах, депрессией, чувством непреодолимой устало­сти и другими симптомами.

Социально-гигиеническое значение такого состояния заключа­ется в том, что, во-первых, явление получает все большее рас­пространение. Во-вторых, в таком состоянии человек не может реализовывать все свои психофизиологические возможности, что снижает качество его жизни и делает малополезным для общества. В-третьих, в таком состоянии человек становится в значительной степени подверженным многим хроническим заболеваниям. Спе­циалисты называют разные причины такого состояния: тяжелые инфекционные заболевания, например, грипп, постоянные стрес­сы, сопровождающие нас повсюду, и даже вирус, который может передаваться, о чем свидетельствуют вспышки синдрома хрони­ческой усталости.

Это явление имеет и экономический аспект — вмешательство и коррекция синдрома хронической усталости на ранней стадии его развития поможет избежать значительных экономических за­трат, которые неизбежны в случае лечения возникших хрониче­ских заболеваний.

Дирижер — это мастер убеждения и внушения, знаток психологии отношений, который может найти нужный подход и правильные слова для каждого исполнителя в большом коллективе. С одной стороны, дирижер, это выдающаяся, очень творческая и тонкая натура, с другой стороны — сильный и волевой управленец, способный повести за собой музыкальный коллектив хора или оркестра.

Каждый возрастной период музыканта имеет свои сложности, особенности формирования и проявления исполнительского мастерства. Поскольку важнейшим компонентом исполнительской культуры музыканта является высокоразвитая психическая и телесная культура, призванная обеспечить стабильную творческую готовность, то и процесс развития этих элементов профессиональной культуры музыканта должен проходить в неразрывном единстве. На различных этапах этот процесс имеет свои специфеческие задачи.

В школьный период ребенок находится под непосредственным влиянием родителей, педагога-музыканта, преподователя ФК. Родители часто вредят физическому развитию ребенка, способствуя его освобождению от уроков ФК.

Особенно важно бедующему педагогу знать и уметь учитывать возрастные особенности развития ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности ученика следует учитывать и в связи с объективным фактором – цикличностью учебного года. В летние месяцы интенсивность специальных занятий заметно снижается. Поэтому в это время полезно выполнять физические упражнения общеразвивающего характера, особенно те из них, которые обычно трудно сочетать с музыкально-исполнительской деятельностью, а также корректирующие нарушение осанки, компенсирующие гипокинезию, укрепляющие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, проводить закаливание организма. Активную позицию в организации и проведений таких занятий должны занимать родителей. В ходе учебного процесса перед техническими зачетами, концертами и переводными экзаменами важно снижать физические нагрузки, не допуская перенапряжение нервно-мышечного аппрата, решать в основном рекреативные задачи.

Кроме того, уже на ранних этапах музыкального образования возникает проблема развития навыков психофизической саморегуляции юного музыканта. Максимальная мобилизация духовных и физических сил, преодоление сценического волнения, поддержание необходимого тонуса, быстрое восстановление-этим качествам ребенку трудно обучиться самостоятельно, их необходимо формировать на ранних этапах исполнительской деятельности.

В идеале дирижер должен обладать телом акробата, руками мима и лицом актера. Функционально - анатомический аппарат дирижера делает видимым его музыкально-исполнительский замысел и художественную волю. Все части его тела имеют свои специфические выразительные свойства реализующиеся посредством жестовых, мимических и пантомимических действий. Дирижер, как никакой другой музыкант, должен хорошо владеть своим телом. Специалисты отмечают большое значение мимики, жеста, позы в подкреплении выразительных движений рук, важность пантомимических движений, совершаемых корпусом, ногами, головой. Движение головы способствует увеличению диапазона зрения, посадка головы дополняет выразительность корпуса.

Формирование физической культуры музыканта невозможно без активного участия в этом процессе, в том числе на этапе получения общего и специального музыкального образования. Гуманитаризацию образовательного процесса по ФК в высшей школе , связывают с формированием структуры ФК специалиста , на основе активно-положительной , мативационно-ценностной ариентации на физкультурную деятельность и самоопределение в ней, на систему знаний и убеждений, организующих её проявление в профессиональной, семейно-бытовой, социо-культурной сферах.

Физическая культура дирижера

В идеале дирижер должен обладать телом акробата, руками мима и лицом актера. Если в этом сравнении и есть доля преувеличения, то, во всяком случае, очевидно, насколько важно для дирижерского искусства свободное владение всем арсеналом движений и мимики. Функционально-анатомический аппарат дирижера делает видимым его музыкально-исполнительский замысел и художественную волю. Все части его тела (голова, лицо, руки, ноги, корпус) имеют свои физические выразительные свойства, реализующиеся посредством жестовых, мимических и пантомимических действий. Дирижер, как никакой другой музыкант, должен хорошо владеть своим телом. Специалисты отмечают большое значение мимики, жеста, позы в подкреплении выразительных движений рук, важность пантомимических движений, совершаемых корпусом, ногами, головой. Движения головы не только способствуют увеличению диапазона зрения: посадка головы дополняет выразительность корпуса.

Е.И.Казачков (1967) считает, что все составляющие дирижерского аппарата одинаково важны и нуждаются в тщательном развитии, требующем систематической работы в этом направлении. Часто руки (плечо, предплечье, кисть) должны действовать координировано, поскольку в дирижерской технике наиболее употребительны движения всей руки. Руки дирижера являются центром управления исполнением. Первым и очень важным условием выразительной техники дирижирования является наличие свободной от мышечной связанности руки. Рука дирижера должна быть совершенно свободна от сковывающего ее движения мышечного напряжения, свободна как по всей длине, так и в отдельных частях.



Предплечье является передаточным звеном от плеча к кисти. Оно участвует в обеспечении гибкости и целостности руки, при этом особую роль в процессе дирижирования играют локтевой и лучезапястный суставы. Для передачи многообразных деталей музыкального текста кисть дирижера принимает различную форму, что сочетается с выразительными движениями пальцев, имеющими множество градаций и промежуточных форм. Кисть руки – главная, наиболее выразительная часть дирижерского аппарата, – заключает в себе наибольшие возможности и средства технического исполнения.

У дирижера разделены функции левой и правой рук, что требует сложного координационного управления ими. С. А. Казачков отмечает, что разделение и координация функций правой и левой руки – один из важнейших и труднейших разделов дирижерской техники. По-видимому, в ходе его освоения эффективно использование различных вариантов жонглирования. В специальной методике подготовки дирижеров имеются специально разработанные упражнения (С.А. Казачков, 1967), которые с успехом могли бы выполняться и на занятиях по ФК.

Движения дирижера должны быть выразительными и в то же время экономичными, иначе возникает ощущение суетливости и нарушается контакт с ансамблем. Важны и скульптурная выразительность корпуса, и положение торса дирижера (он прям, естественен, плечевой пояс спокойно, свободно развернут, грудная клетка в свободном высоком положении). Различное положение ног оказывает влияние на выразительность корпуса и придает облику дирижера определенный характер, однако частые изменения положения ног нежелательны, считается, что это придает облику дирижера суетливость. В этом состоит причина статической нагрузки на нижние конечности.

С.А. Казачков считает, что двигательный аппарат дирижера должен быть связан с воображением, слухом и чувствами дирижера. Специальная работа в этом направлении должна быть правильно организована, ориентирована на развитие соответствующих двигательных представлений на основе слуховых и в выработке правильной мышечно-слуховой связи. В связи с этим автор допускает при вспомогательных упражнениях ученика ритмо-гимнастические, ритмо-пластические упражнения, рекомендует для постановки дирижерского аппарата специальные упражнения. Это упражнения на развитие координации левой руки, взаимных движений обеих рук, а также общегимнастические упражнения с элементами дирижерской техники на освобождение мышц и суставов, на поднимание, опускание, перенос рук, развитие кистевых движений, смену позиций, планов и диапазонов движений, на вращение руки, вертикальные движения левой руки при тактирующей правой, тактирование в разных метрах и др. В пользу такой специальной гимнастики высказывается и Т.Я. Мюнш.

В процессе дирижирования наблюдается утомление глаз, усталость голосовых связок (их напряжение испытывается не только в общении с хором, но и при внутреннем пении исполняемой музыки), усталость ног от долгого пребывания в одной позе и верхнего плечевого пояса (руки подолгу находятся в поднятом положении). Большая нагрузка приходится и на позвоночник, поэтому дирижер должен уметь равномерно распределять тяжесть тела. Среди характерных заболеваний у дирижеров отмечаются плоскостопие, близорукость, нервозность.


Для дирижеров важны такие качества, как выносливость, ловкость, хорошая координация движений, умение управлять своим телом и расслаблять мышцы. Частые изменения эмоционального состояния в процессе создания художественного образа делают актуальной необходимость развития психотехнических навыков.

Заключение

Таким образом, в структуре ФК дирижера помимо прочих общих для музыкантов компонентов можно отметить следующие. Он должен:

· обладать пантомимическими, мимическими способностями, хорошей подвижностью во всех суставах тела, в первую очередь рук, позвоночника; развитой координацией левой и правой рук; мышечно-слуховой чувствительностью, свободой движений;

· уметь равномерно распределять тяжесть тела;

· иметь навыки занятий видами спорта, развивающими пластику рук (у-шу, настольный теннис, бадминтон, большой теннис);

· знать и уметь применять методы развития необходимых двигательных качеств и способностей;

· уметь управлять функцией дыхания

· знать и уметь применять методы профилактики таких заболеваний, как плоскостопие, близорукость, неврозы.

Изпользуемая литература:


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.