Нервная система-основные возрастные изменения строения и функции


      Возрастные особенности строения и функций нервной системы1.1 Особенности нервной системы у детей1.2 Изменения нервной системы в процессе старения2. Учение Сеченова о центральном торможенииЗаключениеЛитература

Введение

Одним из основных свойств живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с внешней средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь между участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.

Большой вклад об учении о нервной системе внес , он разработан и описал торможение. Его учение продолжил Павлов.

Таким образом актуальным является рассмотрение особенностей изменения нервной системы в два периода: первый - младенчество и юность; второй - связан с пожилым возрастом.

1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы

1.1 Особенности нервной системы у детей

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т. д. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. . Изд. 3-е т.4- М., 1976..

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

С возрастом изменяются потребности ребенка в пище. Потребность в белке ввиду интенсивного роста значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2-4,0 г, а взрослым 1,1-1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12-14 г, а у детей более старшего возраста - 10-12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).

1.2 Изменения нервной системы в процессе старения

Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. . Изд. 3-е т.16- М., 1976..

При старении наблюдается снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних. Вместе с тем в жизненно важных центрах продолговатого мозга снижение количества нейронов минимально. Закономерным и четким признаком старения нервных клеток является накопление липофусцина (так называемого пигмента старения), который представляет собой продукт окисления ненасыщенных жирных кислот.

Микроскопически выявляют набухание нейронов и их отростков, гомогенизацию цитоплазмы, смещение и пикноз ядер, цитолиз, тигролиз и т. д.

При электронно-микроскопическом исследовании обнаруживают нейроны с гипертрофией клеточных органелл, признаками дистрофии (ядро плотное, перинуклеарное пространство с цистернами и порами, митохондрии без крист, лизосомы с нарушенными мембранами и др.). В процессе старения наряду с деструктивными изменениями в нервной системе происходят приспособительные сдвиги (гипертрофия отдельных нейронов, увеличение поверхности ядра, количества ядрышек и др.).

Старение организма сопровождается существенными изменениями различных функций нервной системы. Средняя величина мембранного потенциала нейронов (напр., мотонейронов спинного мозга, нейронов двигательной области коры) с возрастом существенно не изменяется. Однако у старых животных чаще встречаются нейроны с низкой величиной мембранного потенциала. Происходит падение скорости распространения возбуждения по нервам (рис.1), замедляется синаптическое проведение. Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях (рис.2). В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности. В экспериментах на животных показано, что нервные центры, вегетативные ганглии, периферические синапсы у старых животных не могут усваивать высокие ритмы, трансформировать их, быстро переходить с одного ритма на другой. Большое значение в механизме изменения функции клеток в старости имеет снижение активности мембранной К+, Na+ - АТФ-азы, сдвиги в активном транспорте ионов.

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и концентрации внимания, память; однако ослабление механического запоминания при этом, как правило, компенсируется сохранением и развитием логической памяти, повышением мотивационных факторов и др. Для ЭЭГ пожилых людей характерно замедление альфа-ритма, появление или усиление медленных колебаний (тета - и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

Рис.1. Графики изменения скорости распространения возбуждения по нервам у людей в зависимости от возраста: 1 - скорость распространения возбуждения по локтевому нерву; 2 - малоберцовому нерву; 3 - большеберцовому нерву.

При старении ослабляются субординационные влияния высших отделов центральной нервной системы на низшие - растут пороги кортико-спинальных, ретикуло-спинальных влияний. Эти сдвиги во многом связаны с ослаблением тормозного процесса на разных уровнях Н. с. - внутреннего торможения, реципрокного торможения, тормозных влияний ретикулярной формации.

Старение нервной системы не может рассматриваться как равномерное угасание ее функций. В процессе старения неравномерно изменяется электровозбудимость отдельных нервных структур и их чувствительность к гуморальным факторам. Большое значение в механизме старения организма придается возрастным изменениям гипоталамуса. Неравномерное. разнонаправленное изменение его отдельных ядер приводит к нарушению координации функций гипоталамуса и в связи с этим к снижению надежности регуляции гомеостаза. Ослабление нервных трофических влияний, сдвиги в реакции на гуморальные факторы приводят к вторичным возрастным изменениям в тканях.

Рис.2. Возрастные различия функционального состояния верхнего шейного симпатического ганглия (А) и парасимпатических ганглиев сердца (Б) у кошек и кроликов:

1 - пороги возбудимости преганглионарных волокон у кошек; 2 - пессимальные частоты преганглионарной тетанизации у кошек; 3 - активность холпнэстеразы в ганглиозной ткани кроликов; 4 - пороговые дозы ацетилхолина, стимулирующие ганглии кошек; 5 - пороговые дозы бензогексония, угнетающие ганглионарную передачу возбуждения у кошек; белые столбики - взрослые животные; заштрихованные - старые животные.

2. Учение Сеченова о центральном торможении

Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был поставлен вопрос основоположником отечественной физиологии в книге "Рефлексы головного мозга" (1863 г). ОН полагал, что вся деятельность человека, в том числе и психическая (умственная), осуществляется рефлекторным путем с участием головного мозга. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают 3 звена. Первое, начальное звено - это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное звено - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические процессы (ощущения, представления, чувства и т. д.), третье, конечное звено - движения и действия человека, т. е. поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обуславливают друг друга.

Внешнее торможение условного рефлекса поступает в результате действия нового раздражителя. В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает торможение существующего очага. Это торможение характерно не только для коры, но и для низших отделов центральной нервной системы, поэтому его называют еще безусловным торможением. Характерная особенность внешнего торможения - его немедленное развитие при действии сильного постороннего раздражителя Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд.. перераб. и доп. / , , и др.; Под ред. . - Мн.: Экоперспектива, 2008..

Внутреннее торможение развивается постепенно и только в коре (условное торможение). Условие возникновения - неподкрепление условного раздражителя условным. Угасание условного рефлекса - одни из видов внутреннего торможения.

В природных условиях у организмов все неподкрепленные условные рефлексы тормозятся, а взамен образуются другие, соответствующие новой обстановке.

Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка. Если один из раздражителей подкреплять безусловным, а другой близкий к нему, не подкреплять, то в результате условно-рефлекторная реакция возникает только на подкрепленный раздражитель. Чем больше подвижность первых процессов возбуждения и торможения, тем быстрее идет угасание старых условных рефлексов и укрепление новых, тем лучше организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять отдельные раздражения (анализ) наряду с возможностью обобщать, объединять возбуждение, возникающие в различных ее участках (синтез) Биология. Справочник абитуриента / - М.: СЛОВО, Ключ-С, 2008..

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых частей центральной нервной системы над старыми: головного мозга - над спинным, плаща - над стволом, новой коры - над старой, поверхностных слоев мозговой коры над глубокими , , Бушкович человека. /Под ред. изд.8, перераб., 1974. Стр. 530..

В работе было рассмотрены различные особенности нервной системы и различных возрастных групп населения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:58, реферат

Одним из основных свойств живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с внешней средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь между участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.

Введение
Глава 1. Анатомия и физиология нервной системы
1. Нервная ткань
2. Физиология центральной нервной системы
3. Головной мозг.
Глава 2. Возрастные особенности нервной системы
1. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы человека
2. Особенности нервной системы у детей
3. Изменения нервной системы в процессе старения
Заключение
Литература

реферат Нервная система.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исполнители: Студентки ИПиП

Сайфуллина М.Н., Кашапова Д.Ф.

Глава 1. Анатомия и физиология нервной системы

  1. Нервная ткань
  2. Физиология центральной нервной системы
  3. Головной мозг.

Глава 2. Возрастные особенности нервной системы

  1. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы человека
  2. Особенности нервной системы у детей
  3. Изменения нервной системы в процессе старения

Одним из основных свойств живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с внешней средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь между участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.

Большой вклад об учении о нервной системе внес М.И. Сеченов, он разработан и описал торможение. Его учение продолжил Павлов.

Таким образом актуальным является рассмотрение особенностей изменения нервной системы в два периода: первый - младенчество и юность; второй - связан с пожилым возрастом.

Глава 1. Анатомия и физиология нервной системы.

1. Нервная ткань.

Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой. Деятельность нервной системы лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи и мышления – психический процессов, с помощью которых человек не только познает окружающую среду, но и может активно ее изменить.
Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нейронов и мелких клеток-спутников. Нейроны – главные клетки нервной ткани: они обеспечивают функции нервной системы. Клетки-спутники окружают нейроны, выполняя питательную, опорную и защитную функции. Клеток – спутников примерно в 10 раз больше, чем нейронов.

Нейрон состоит из тела и отростков. Различают два типа отростков: дендриты и аксоны. Отростки могут быть длинными и короткими. Большинство дендритов – короткие, сильно ветвящиеся отростки. У одного нейрона их может быть несколько. По дендритам нервные импульсы поступают к телу нервной клетки. Аксон – длинный, чаще всего мало ветвящийся отросток, по которому импульсы идут от тела клетки. Каждая нервная клетка имеет только 1 аксон, длина которого может достигать нескольких десятков сантиметров. По длинным отросткам нервных клеток импульсы в организме могут передаваться на большие расстояния.
Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета. Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.
Нейроны различаются по форме и функциям. Одни нейроны, чувствительные, передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Тела чувствительных нейронов лежат на пути к центральной нервной системе в нервных узлах. Нервные узлы – это скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы. Другие нейроны, двигательные, передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется в спинном и головном мозге вставочными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга.
Спинной и головной мозг связан со всеми органами нервами. Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и детриты. Такие нервы называют смешанными. По ним импульсы идут по двум направлениям – к центральной нервной системе и от нее к органам.

2. Физиология центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга проходит узкий спинной канал, заполненный спинномозговой жидкостью. На передней и задней поверхности спинного мозга имеются две глубокие продольные борозды. Они делят его на правую и левую половины.
Центральная часть спинного мозга образована серым веществом, которое состоит из вставочных и двигательных нейронов. Вокруг серого вещества расположено белое вещество, образовано длинными отростками нейронов. Они направляются вверх или вниз вдоль спинного мозга, образуя восходящие и нисходящие проводящие пути.
От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нейронов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним и задним. Задние корешки – это аксоны чувствительных нейронов. Скопление тел этих нейронов образуют спинномозговые узлы. Передние корешки – это аксоны двигательных нейронов.
Функции спинного мозга: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы).
Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов.
Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь, согласованную работу всех отделов центральной нервной системы, осуществляя проводниковую функцию.

3. Головной мозг.
Головной мозг расположен в полости черепа. Он включают отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария.
В головном мозге, как и в спинном, имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся центральная нервная система функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер – располагается внутри белого вещества. Кроме того, серое вещество, покрывая полушария мозга и мозжечка, образует кору.

Функции отделов головного мозга:

  • Продолговатый мозг и мост представляют собой продолжение спинного мозга и выполняют рефлекторную и проводниковую функции.
  • Ядра продолговатого мозга и моста регулируют пищеварение, дыхание, сердечную деятельность и другие процессы, поэтому повреждение продолговатого мозга и моста опасно для жизни. С этими отделами мозга связана регуляция жевания, глотания, сосания, а также защитные рефлексы: рвота, чихание, кашель.
  • Непосредственно над продолговатым мозгом расположен мозжечок. Поверхность его образована серым веществом – корой, под которой белом веществе находятся ядра. Мозжечок регулирует двигательные акты. Когда нарушается нормальная деятельность мозжечка, люди теряют способность к точным согласованным движениям, сохранению равновесия тела.
  • В среднем мозге расположены ядра, которые постоянно посылают к скелетным мышцам нервные импульсы, поддерживающие их напряжение – тонус. В среднем мозге проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Ориентировочные рефлексы проявляются в поворотах голов и тела в сторону раздражения.
  • Через промежуточный мозг поступают импульсы к коре больших полушарий от всех рецепторов. Большая часть сложных двигательных рефлексов, регуляйия обмена веществ, поддержание постоянной температуры тела. Нейроны некоторых ядер промежуточного мозга вырабатывают биологические вещества, осуществляя гуморальную регуляцию.

Строение больших полушарий. У человека сильно развитые большие полушария мозга (правое и левое) покрывают средний и промежуточный мозг. Поверхность больших полушарий образована серым веществом – корой. Под корой находится белое вещество, в толще которого расположены подкорковые ядра. Поверхность полушарий складчатая. Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности коры в среднем до 2000 – 5000 см. Больше 2/3 площади поверхности коры скрыто в бороздах. В коре больших полушарий насчитывается около 14 млрд. нейронов. Каждое полушарие разделено бороздами на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
Значение коры больших полушарий. В коре больших полушарий различают чувствительные и двигательные зоны. В чувствительные зоны поступают импульсы от органов чувств, кожи, внутренних органов, мышц, сухожилий. При возбуждении нейронов чувствительных зон возникают ощущения. В коре затылочной доли находится зрительная зона. Нормальное зрение возможно, когда этот участок коры не поврежден. В височной зоне находится слуховая зона. В участке коры за центральной бороздой располагается зона кожно-мышечной чувствительности. Кроме того, в коре больших полушарий выделяют зоны вкусовой и обонятельной чувствительности. Перед центральной бороздой находится двигательная зона коры. Возбуждение нейронов этой зоны обеспечивает произвольные движения человека. Кора функционирует как единое целое и является материальной основой психической деятельности человека. Такие специфические психические функции, как память, речь, мышление и регуляция поведения, связаны с корой больших полушарий.

Глава 2. Возрастные особенности нервной системы.

    1. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы человека.

Главными структурными элементами периферического нерва являются нервные волокна (миелиновые и безмиелиновые). В связи с тем, что нервные волокна переходят из одного пучка в другой, образуются сложные внутриволовые сплетения. Этим объясняется отсутствие четких зон нарушения двигательной, чувствительной и вегетативной функции при частичном повреждении нерва.

Периферическую (анимальную) нервную систему составляют черепные и спинномозговые нервы, их корешки, сплетения и узлы. Еще в пределах центрального канала спинного мозга передний (двигательный) и задний (чувствительный) корешки постепенно сближаются, затем сливаются и образуют на протяжении до спинномозговых узлов корешковый нерв, после — спинномозговой нерв.

Выйдя из центрального канала, спинномозговые нервы делятся на передние ветви, иннервирующие кожу, мышцы конечностей и передней поверхности туловища; задние ветви, иннервирующие кожу и мышцы задней поверхности туловища.

Передние ветви спинномозговых нервов образуют шейное, плечевое, поясничное, крестцовое и копчиковое сплетения. Передние ветви грудного отдела дают начало межреберным и подреберному нервам.

Из сплетений берут начало периферические кожные и мышечные нервы, в формировании которых обычно принимают участие несколько сегментов спинного мозга.

Развитие периферических нервов происходит не одновременно. У зародыша их формирование начинается с роста от центра к периферии аксонов крупных двигательных нейронов передних рогов спинного мозга и ствола головного мозга. При этом кончик нервного волокна вытягивается и образуется конус роста. Прорастает вперед аксон с помощью амебовидных движений.

К развивающейся коже и прилежащим тканям направляются отростки других чувствительных нейронов. Их окончания образуют множество специализированных кожных рецепторов. Некоторые окончания остаются свободными и в таком виде выполняют рецепторную функцию.

Дальнейшее развитие спинного мозга связано с развитием периферических структур – кожи, мышц и т. д.

Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный.

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних стимулов при участии нервной системы. Осуществляется рефлекс благодаря совокупности образований – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга включает 5 звеньев: рецептор, чувствительный нерв (афферентный путь), центральную часть (нейроны ЦНС), двигательный нерв (эфферентный путь), исполнительный орган (эффектор).

Становление рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода стимулируются рецепторы мышц, сухожилий и суставов, что способствует созреванию проводящих систем.

Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения свойственны 2 – 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 – 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения.

В 9 – 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.

Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего нерва, формируются рано. С их развитием связано становление некоторых регуляторных механизмов – дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни ребенка количество клеток в ядрах блуждающего нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же как и у взрослого.

У плода и новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного хорошо развиты защитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также рефлекторная остановка дыхания при резком запахе. К моменту рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.

Среди рефлексов положения тела у новорожденного в первый месяц жизни хорошо выражен тонический шейный рефлекс. Он постепенно исчезает к концу первого года жизни.

Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи.

Регуляция температуры тела у новорожденных и детей первого года жизни несовершенна.

    1. Особенности нервной системы у детей

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Каждый из рефлексов (поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.