Нервная система среднее время пзмр мс

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Введение. Зрительно-моторная реакция играет важную роль в становлении гармоничного психического развития ребёнка и его обучения в школе. Данный психофизиологический показатель отражает динамику скорости нервных процессов, их переключение, уровень зрительно-моторной координации, общий уровень работоспособности и активности центральной нервной системы [3]. Сведения о возрастных и половых различиях зрительно-моторной реакций у детей немногочисленны и противоречивы. По данным [8] при оценке времени зрительно-моторных реакций у детей 8-11 лет с нормальным и высоким уровнем тревожности не выявлено статистически значимых различий. В [4] показано, что уровень зрительно-моторной координации у девочек 7-8 лет выше, чем у мальчиков. Результаты [7] свидетельствуют о том, что среди 7-8-летних девочек функциональная незрелость зрительно-моторных координаций встречается на 6-10% реже, чем среди мальчиков того же возраста. По данным [1], среди детей 7 лет зрительно-моторная координация сформирована лучше у девочек. В [10] выявлена тенденцию к уменьшению времени сенсомоторных реакций с увеличением возраста детей.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей сложной зрительно-моторной реакции у школьников 7-17 лет в зависимости от возраста и пола.

Материалы и методы. На основании информированного согласия родителей нами проведено исследование времени реакции, количества ошибок на значимые стимулы и общего количества ошибок при регистрации когнитивных зрительных вызванных потенциалов Р300 среди 521 школьника (из них - 234 мальчиков и 287 девочек). Все дети были распределены на группы по возрасту и полу: 7 лет (20 мальчиков и 25 девочек), 8 лет (27 мальчиков и 26 девочек), 9 лет (24 мальчика и 28 девочек), 10 лет (18 мальчиков и 25 девочек), 11 лет (31 мальчик и 31 девочка), 12 лет (16 мальчиков и 26 девочек), 13 лет (24 мальчика и 23 девочки), 14 лет (18 мальчиков и 19 девочек), 15 лет (20 мальчиков и 31 девочка), 16 лет (21 мальчик и 27 девочек), 17 лет (14 мальчиков и 26 девочек).

Критериями включения в группу являлись: возраст участников от 7 до 17 лет включительно; праворукость; наличие информированного согласия родителя и ребенка на участие в исследовании. Критерии исключения: наличие в анамнезе и на момент исследования эмоциональных и поведенческих расстройств, неврологических, офтальмологических заболеваний, травм головного мозга, а также общесоматических заболеваний в стадии декомпенсации, леворукость, отказ от исследования.

Результаты исследования анализировали с помощью статистического пакета программ SPSS 21.0 for Windows. Для оценки нормальности распределения признака использовался критерий Шапиро-Уилка. Уровень значимости принимался равным 0,05. Количественные данные, не подчиняющиеся закону нормального распределения, представлены как медиана, 25-й и 75-й квартили (Ме (Q1; Q3)). Для выявления статистически значимых различий между несвязанными группами при неподчинении признака закону нормального распределения использовался критерий Манна-Уитни, а при количестве сравниваемых групп 3 и более применялся критерий Крускала-Уоллиса с последующим использованием критерия Манна-Уитни для попарных сравнений. Для вычисления отношений шансов и коррекции на потенциальные конфаундеры использовался многофакторный линейный регрессионный анализ. Факторный анализ методом вращения варимакс применялся для выделения факторов в исследуемой группе.

Результаты исследования

Время реакции. При анализе возрастной динамики среди мальчиков и девочек выявлено, что среднее время реакции имеет тенденцию к уменьшению с возрастом (рис.1). При этом статистически значимые отличия выявлены среди девочек 10 лет (табл. 1).


Рис. 1. Распределение среднего времени реакции по возрасту и полу

Таблица 1. Возрастная динамика средней скорости реакции среди мальчиков и девочек


Примечание: здесь и далее жирным шрифтом выделен статистически значимый результат, где р 2 =417,3 р=0,000), что свидетельствовало о пригодности полученной факторной модели.

Таблица 6. Характеристики сложной зрительно-моторной реакции у детей 7 - 17 лет (факторный анализ)


Примечание: * - вывод факторных нагрузок 0,4 и более; ** - при факторном анализе с показателем латентности Р300 из отведения О2А2 получены корреляции внутри тех же факторов (КМО показатель 0,490 и тест Бартлетта статистически значим (x 2 =420,65 р=0,000), объясняет 64,736% общего значения дисперсии.

Фактор I включил две положительные переменные: возраст и общее количество ошибок. С увеличением возраста ребенка, увеличивалось общее количество ошибок.

Фактор II объединил две переменные: время реакции и ошибки при предъявлении значимого стимула. Чем больше время реакции, тем меньше пропусков нажатий в ответ на значимый стимул.

При делении по полу мы получили корреляции внутри тех же факторов, что свидетельствует об отсутствии различий взаимосвязи данных переменных между мальчиками и девочками.

Обсуждение результатов. Общеизвестно, что время реакции существенно изменяется с возрастом и характеризует степень морфофункционального созревания ЦНС ребенка. Анализ исследований показывает, что время всех типов реакций закономерно уменьшается в восходящем онтогенезе ввиду увеличения скорости обработки информации в нервной системе в процессе развития [2,5,6,9,11]. Результаты нашего исследования демонстрируют тенденцию к уменьшению времени реакции с возрастом, как у мальчиков, так и у девочек. При оценке возрастной динамики время реакции у девочек статистически значимо уменьшается в возрасте 10 лет. Для девочек характерна более высокая скорость зрительно-моторной реакции в 12-летнем возрасте. В возрасте 8 лет девочки допускают меньше ошибок при появлении значимых стимулов по сравнению с мальчиками. Результаты проведенного исследования согласуются с литературными данными [1,4,7,9,10].

Количество ошибок в ответ на редкие стимулы статистически значимо уменьшалось с возрастом, как среди мальчиков, так и среди девочек. Тогда как общее количество ошибок с возрастом у школьников обоего пола увеличивалось. В связи с указанным выше уменьшением количества ошибок на значимые стимулы, увеличивающееся с возрастом число общих ошибок можно связать с увеличением таковых на незначимые (частые) стимулы. Уменьшение пропусков нажатий в ответ на значимые стимулы и увеличение количества ошибок в ответ на предъявление незначимых стимулов у школьников может свидетельствовать об улучшении концентрации внимания на правильном выполнении полученного задания, а также о трудностях переключения внимания с одного стимула на другой. Т.е. с возрастом ребенок более успешно сосредотачивается на важном для него задании, что нехарактерно для более младших детей, внимание которых распределено на все происходящее вокруг одновременно.

Факторный анализ показал, что с увеличением возраста ребенка, увеличивается общее количество ошибок и чем больше времени реакции затрачивается при предъявлении стимула, тем меньше количество ошибок совершается в ответ на значимые стимулы как среди мальчиков, так и среди девочек.
Таким образом, анализ полученных нами результатов выявил наличие возрастных и половых особенностей скорости зрительно-моторной реакции у школьников 7 - 17 лет.

Список использованных источников:

1. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Новые исследования. 2013. №4 (37). С. 20-36.
2. Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация воспринимающей системы мозга. Л., 1990. С. 65-86.
3. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. НПК. № 7(41). - Новосибирск: СибАК, 2017. С. 6-10.
4. Жукова Е.А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них: дис. … канд. биол. наук. - Киров, 2004. - 266 с.
5. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34-37.
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб. 2003. 384 с
7. Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7-8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза / Е.В. Казакова, Л.В. Морозова // Экспериментальная психология. - 2009. Т. 2. № 4. С. 91-100.
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов, А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8-11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. №5. С. 43-48.
9. Нехорошкова А.Н. и др. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. №1. 2015. C. 38 - 48.
10. Новикова Е.И. Влияние возраста и пола на латерализацию сенсомоторных функций учащихся // Физиология человека. - 2013. - Т.13. №1. С. 143-150.
11. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development // Exp. Brain Res. 2006. Vol. 169(1). P. 122-125.


Современный спорт предъявляет организму человека новые требования к постоянно изменяющейся ситуации. Появление подобного состояния у спортсмена обычно связывают с действием на организм различных факторов естественной или искусственной внешней среды, носящих крайний или максимальный характер.

Спортсмен должен в короткий период времени оценить обстановку и принять правильное решение в сложной соревновательной ситуации. От быстроты этого решения будет зависеть исход соревновательной борьбы. Важное место за контролем функционального состояния должны занять информационные технологии, направленные на оценку состояния регуляторных систем, поскольку перенапряжение механизмов регуляции и связанное с ним снижение функциональных резервов, является одним из главных факторов риска развития заболеваний юных спортсменов. Поэтому подход, применимый к оценке функциональных резервов центральной нервной системы (ЦНС) с целью включения этой оценки в интегральную оценку функциональных резервов организма у юных спортсменов с помощью простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) организма является актуальным.[3, 6, 7, 8, 9, 10]

Цель исследования – оценить состояние центральной нервной системы юных спортсменов с помощью ПЗМР в условиях подготовки к соревновательной деятельности.

Материалы и методы исследования

Организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены-лыжники в возрасте 13-15 лет. В условиях естественного эксперимента обследовано 70 спортсменов, имеющих спортивную квалификацию – от 1 юношеского разряда до 2 взрослого спортивного разряда. Средний возраст спортсменов на начало исследования 13,74 ± 0,13, биологический – соответствует паспортному возрасту. Исследование проходило в первой половине дня при одинаковых условиях для всех участников.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования для определения однородности исследуемой группы выполнили анализ физического развития юных спортсменов. При анализе возраста юных спортсменов выявили, что, по медиане данная выборка испытуемых соответствует возрастной категории 14 лет. При оценке длины тела – значение медианы равно 170 см и среднего значения 172,5 ± 1,14 см, что соответствует 5 группе по центильной шкале для Архангельского региона. Масса тела юных спортсменов, занимающихся лыжными гонками в исследуемой группе, соответствует возрастным среднестатистическим показателям 5 зоны развития и равно по медиане 58 кг и среднему значению 59,54 ± 1,22 кг. При оценке массо-ростового индекса Кетле 2 наблюдается, что у данной группы спортсменов отмечается гармоничное физическое развитие. Следовательно, выборку для исследования можно считать однородной.

При анализе степени напряжения адаптивных изменений у юных спортсменов в ходе спортивной подготовки установлено, что у всех исследуемых юношей АП соответствует хорошему уровню, по Р.М. Баевскому [1, 2].

При распределении на уровни АП исследуемых спортсменов было установлено, что классификация, предложенная Р.М. Баевским, недостаточно подходит для подростков в возрасте 13-15 лет. У юных спортсменов, в связи с тем, что они имеют достаточно небольшой показатель массы тела, АП, который определяется расчетным методом, по классификации Р.М. Баевского оценивается как очень высокий.

С целью изучения и осмысления закономерностей физического развития юных спортсменов было принято решение определить адаптационный потенциал (АП) подростков и распределить исследуемую группу по уровням АП. С помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова выполнили проверку на нормальность распределения исследуемой выборки и определили, что выборка – нормальная, распределение является равномерным. Для более детального анализа с помощью методов вариационной статистики использовали распределение по трем уровням относительно исследуемой выборки (n = 70). Для определения новых границ уровней АП использовали среднее значение и показатели сигмы. Как видно по табл. 1, первый уровень высокий АП имеет значение 1,64 и меньше, второй уровень достаточный – от 1,65 до 1,95; третий уровень средний – от 1,96 и выше.

Оценка результатов адаптационного потенциала, (n = 70)

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) — это элементарный вид произвольной реакции человека на зрительный стимул. Простая зрительно-моторная реакция состоит из двух последовательных компонентов: сенсорного (латентного) периода и моторного периода.

Латентный период — это период восприятия и идентификации сти- мульного сигнала, имеющий несколько составляющих:

  • — возбуждение рецепторов сетчатки;
  • — прохождение сигнала по зрительному анализатору;
  • — переработка сигнала центральной нервной системой;
  • — принятие решения о конкретном способе реагирования.

Моторный период — это период выполнения движения, включающий следующие этапы:

  • — посылка сигнала к исполнительному органу;
  • — развитие возбуждения в исполнительном органе;
  • — сокращение мышцы конечности, или собственно выполнение движения;
  • — проприорецепторный контроль параметров движения.

Скорость простой зрительно-моторной реакции зависит от времени,

затраченного на прохождение каждого из ее этапов. Например, длительность моторного периода зависит от быстроты проведения возбуждения по нервам, возбуждения мышц и преодоления сил инерции покоя тела и конечности. Общая скорость ПЗМР обусловлена анатомическими особенностями анализатора, свойствами нервных процессов, психофизиологическим состоянием организма и двигательно-координационным потенциалом обследуемого. На основе измерений времени реакции определяются скорость и качество реагирования обследуемого на зрительный стимул.

Простая зрительно-моторная реакция лежит в основе других целенаправленных приспособительных реакций человека, поэтому на основании показателя скорости ПЗМР можно сделать вывод о временных параметрах более сложных составляющих поведения человека. Кроме того, скорость простой зрительно-моторной реакции позволяет оценить интегральные характеристики центральной нервной системы человека, так как при ее реализации задействованы как основные анализаторные системы человека (зрительная и кинестетическая), так и определенные отделы головного мозга и нисходящие нервные пути.

Время ПЗМР может изменяться в зависимости от любых факторов, оказывающих влияние на свойства и состояние ЦНС, как внешних (интенсивность раздражителя, его сенсорная модальность и сенсорное качество, межсигнальный интервал), так и внутренних (возраст, пол, профессиональные навыки, типологические особенности нервной системы), а также от комбинации этих факторов.

В современной психофизиологии выделяют следующие основные факторы, оказывающие влияние на скорость сенсомоторных реакций, к числу которых относится и простая зрительно-моторная реакция.

1. Латентный период сенсомоторной реакции при бинокулярном восприятии раздражителя является более кратковременным, чем при монокулярном (рис. 15.1).


Рис. 15.1. Время простой зрительно-моторной реакции при бинокулярном и при монокулярном восприятии

  • 2. При выполнении сенсомоторной реакции ведущей рукой моторный период сокращается.
  • 3. В процессе упражнений и тренировки время сенсомоторной реакции стабилизируется и сокращается на 0,03—0,05 с.
  • 4. На красный цвет раздражителя время зрительно-моторной реакции короче, чем на зеленый.
  • 5. При ритмичной подаче сигналов-раздражителей регистрируется меньшее время сенсомоторной реакции, чем при аритмичном их предъявлении. Это обусловлено тем, что при ритмичной подаче сигналов человек усваивает размер временного промежутка между сигналами, благодаря чему появляется возможность прогнозирования времени предъявления следующего сигнала.
  • 6. Время реакции зависит от свойства концентрации внимания. При высокой концентрации внимания время между воздействием раздражителя и выполнением ответного движения уменьшается, при низкой — увеличивается.
  • 7. Время сенсомоторной реакции зависит от типологических особенностей нервной системы, главным образом от подвижности нервных процессов и их уравновешенности.
  • 8. На скорость сенсомоторной реакции оказывает влияние функциональное состояние организма. При низком функциональном состоянии показатель скорости уменьшается (при этом время ПЗМР увеличивается).


Проведение обследований по данной методике может осуществляться при помощи двух приборов: зрительно-моторной трубы и зрительно-моторного анализатора. Зрительно-моторная труба представляет собой полый цилиндр, одно из оснований которого плотно прикладывается к глазу; в области другого основания находится светодиод, генерирующий световые сигналы. Обследуемый держит зрительно-моторную трубу ведущей рукой, поместив указательный палец на кнопку, находящуюся на поверхности трубы. Зрительно-моторную трубу необходимо ис пользовать для проведения монокулярных обследований, например, для выявления сенсорной асимметрии. Зрительно- моторный анализатор представляет собой пульт управления, совмещающий индикатор для предъявления световых сигналов и кнопки для нажатия при поступлении сигнала. Рекомендуемое расстояние между глазами и зрительно-моторным анализатором — 60—80 см.

При обследовании детей необходимо учитывать, что дошкольный и младший школьный возраст характеризуется преобладанием игровой мотивации деятельности, быстрой утомляемостью от монотонной работы и высокой отвлекаемостью. Поэтому при обследовании детей рекомендуется предъявление 30 сигналов, так как такой вариант является оптимальным для реализации ребенком целенаправленного действия и получения надежного результата при низких затратах времени. Инструкцию детям предъявляют в игровой форме: специалисту необходимо проявить творческий подход, который способствует повышению заинтересованности ребенка в правильном выполнении задания.

Таблица 15.1


Введение. Адаптация организма к психофункциональным нагрузкам в значительной мере связана с деятельностью сердечно-сосудистой системы. Сердечный ритм является наиболее ярким индикатором отклонений, возникающих в регулирующих системах, которые предшествуют гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и могут быть наиболее ранними прогностическими признаками нарушения адаптационного процесса при спортивной подготовке [5]. Организм спортсмена по целому ряду признаков можно считать моделью адаптированного организма к мышечным нагрузкам [2; 4-6].

В последнее время отмечается повышение интереса к изучению вопросов диагностики психофизиологического состояния как неотъемлемой части комплексного контроля спортсменов, профессиональная деятельность которых, несомненно, может использоваться для моделирования реальных экстремальных условий [3].

В отличие от циклических и ациклических видов спорта, остаётся малоизученным вопрос о влиянии на вегетативную регуляцию сердечного ритма чрезмерных эмоциональных нагрузок, характерных для спортсменов экстремальных видов спорта, в частности для спортсменов-парашютистов.

В спортивной практике оценка показателей вариабельности ритма сердца (ВРС) и центральной нервной системы (ЦНС) позволит подойти к научному прогнозированию физических возможностей спортсменов, решать вопросы отбора для занятий спортом, более рационально строить режим тренировок и контролировать функциональное состояние спортсменов [1; 2; 8].

Спектральный анализ ритма сердца рассчитывали по показателям волновой структуры: TP (мс 2 ) - полная мощность спектра колебаний кардиоритма в диапазоне 0,003 до 0,4 Гц; VLF (мс 2 , %) - мощность спектра в диапазоне очень низких частот (0,003-0,04 Гц), LF (мс 2 , n.u, %) - мощность спектра в диапазоне низких частот (0,04-0,15 Гц), HF (мс 2 , n.u, %) - мощность спектра в диапазоне высоких частот (0,15-0,4 Гц), LF/HF - отношение низкочастотной составляющей спектра к высокочастотной.

Для математического анализа ВСР использовали метод вариационной пульсометрии (ВП), предложенный Р.М. Баевским (2002). Оценивали среднее арифметическое значение продолжительности интервала R-R (М, с); среднеквадратическое отклонение продолжительности интервала R-R (СК, с 2 ); мода (Мо, с) - наиболее часто встречающаяся величина в вариационном ряду интервалов R-R; амплитуда моды (Амо, %); медиана (Ме, с) - среднее значение продолжительности интервала R-R; вариационный размах (ВР, с) - разница между максимальным и минимальным значением R-R; индекс вегетативного равновесия (ИВР); показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР); вегетативный показатель ритма (ВПР); индекс напряжения (ИН). По данным ВСР выделяли лиц с симпатикотонией, парасимпатикотонией, эйтонией.

Результаты. Результаты временного и спектрального анализа вегетативной регуляции ритма сердца лиц, занимающихся экстремальными видами спорта, представлены в таблице 1.

Выявлено, что занятия экстремальными видами спорта не однонаправленно влияют на показатели временного анализа SDNN и RMSSD, увеличение которых отражает активацию парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В группе спортсменов-парашютистов SDNN и RMSSD были достоверно выше, чем у трейсеров (р=0,03; р=0,00), но не имели статистически значимых различий с лицами, не занимающимися спортом.

Показатели спектрального и временного анализа вариабельности ритма сердца у спортсменов-парашютистов, спортсменов-трейсеров и лиц, не занимающихся спортом (M±m)

Поставщики и цены:

Описание "Устройство психофизиологического тестирования "ПСИХОФИЗИОЛОГ""

Обеспечение надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала является актуальной задачей прикладной психофизиологии. Особенно это относится к труду, связанному с высокой "ценой" ошибок деятельности, например, диспетчерского и операторского состава.

Работа в сложных, а иногда в экстремальных условиях предполагает наличие определенных личностных качеств индивидуума, пластичности нервной системы, адаптационных возможностей, обеспечивающих высокий уровень поддержания гомеостатических функций нейрогуморальных систем организма, быстрой реакции и умения принимать решения в условиях дефицита времени.

Устройство психофизиологического тестирования предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования с обработкой данных в самом устройстве и сохранением результатов в энергонезависимой памяти УПФТ (до 500 полных обследований), а также для использования в составе стационарного комплекса (класса) для тестирования (до 30 человек одновременно), с контролем процесса тестирования по инфракрасному каналу связи (при наличии дополнительного специального интерфейса).

УПФТ может применяться в психофизиологических лабораториях и психологических службах в различных сферах: МЧС, энергетика, транспорт, военная медицина, образование, спорт и т. п.

Автономный пульт испытуемого устройства психофизиологического тестирования (УПФТ) – представляет собой малогабаритное специализированное устройство с микрокомпьютером.

Автономный пульт обеспечивает регистрацию частоты сердечных сокращений, времени реакции на световые стимулы, а также вариантов и времени ответов на вопросы психологических тестов.

Данные сохраняются и обрабатываются автономным пультом УПФТ, результаты тестирования отображаются на жидкокристаллическом дисплее.

Для более детального анализа и ведения базы данных по испытуемым, результаты тестирования передаются через интерфейс персонального рабочего места психолога (ПРМП) в портативный компьютер.

Габаритные размеры – 220x100x26 мм.

При необходимости, в случае неустойчивого сигнала ЭКС, к специальным гнездам подключаются электрокардиографические электроды-клипсы.

Энергосберегающий режим – если автономный пульт не используется некоторое время, то он автоматически выключается.

Беспроводная инфракрасная связь УПФТ с компьютером рабочего места врача обеспечивает возможность объединения УПФТ в локальную сеть с компьютером для организации комплекса (класса) тестирования до 30 человек одновременно. Канал ИК-связи используется для наблюдения за темпом прохождения исследования, для задания сценария и для передачи результатов тестирования из памяти УПФТ в память компьютера рабочего места врача в пределах кабинета тестирования.

В комплект УПФТ также входят электроды-клипсы ЭКГК-1,2Т (2 шт.) и руководство по эксплуатации.

При наличии нескольких автономных пультов УПФТ можно организовать комплекс для проведения группового психофизиологического контроля и психологического тестирования.
Интерфейс ПРМП обеспечивает передачу результатов тестирования от каждого автономного пульта УПФТ в персональный компьютер через ИК-канал ближней связи (1 м.).

При наличии специального интерфейса для организации группового тестирования с дополнительным каналом дальней ИК-связи (5-10 м.) можно обеспечить наблюдение за темпом прохождения исследования каждым испытуемым, для задания индивидуального сценария в каждом автномном пульте с последующей передачей результатов тестирования в память компьютера.

Состав ПРМП

биологические науки

  • Ланская Ольга Владимировна , доктор наук, доцент, профессор
  • Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА
  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ

Похожие материалы

  • Изменения со стороны системы крови как универсальный индикатор адаптации студентов к образовательным условиям высшей школы
  • Особенности адаптации студентов-первокурсников и старшекурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении
  • Электрофизиологическое исследование нервно-мышечного аппарата у баскетболистов с посттравматическими заболеваниями коленного сустава
  • Психофизиологические аспекты трудовой деятельности
  • Определение уровня физической работоспособности и вегетативной регуляции у спортсменок-гимнасток и нетренированных девушек с заболеванием позвоночника

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Он обеспечивает не только средства к существованию, создает материальные и духовные ценности, но и служит способом изменения и познания внешнего мира, условием формирования личности, ее самореализации, самовыражения и самоутверждения. Нынешние социально-экономические условия обеспечивают последующее усложнение и разделение видов трудовой деятельности, что повышает профессиональные требования в каждом виде труда (В.А. Бодров, 2001).

Знание психофизиологической основы профессиональной деятельности, изучение психофизиологических особенностей человека, проявляющихся в конкретной трудовой деятельности и оказывающих влияние на качество и эффективность этой деятельности, позволяет облегчить труд, сделать его более безопасным и продуктивным, улучшить надежность, а также повысить удовлетворенность человека трудом (А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов, 2000). Но, известны многочисленные факты, когда человек, стремящийся работать в конкретной области и получивший необходимую подготовку, тем не менее, терпит неудачу (К.М. Гуревич, 2008). Поэтому дело не столько в профессиональной предназначенности человека к определенной трудовой деятельности, сколько в пренебрежении его индивидуальными и типологическими свойствами нервной системы, которые оказывают значительное влияние на эффективность ведения профессиональной деятельности — с одной стороны, и адаптации к деятельности — с другой. Все это свидетельствует о том, что психофизиологическая составляющая трудовой деятельности является одним из важнейших слагаемых профессиональных успехов и потому может быть оценено только во взаимосвязи и через исследование основных психофизиологических особенностей субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее продуктивности (О.Н. Рыбников, 2010; О.В. Ланская, 2017 (а)).

Целью настоящей работы явилось изучение особенностей психофизиологических реакций, отражающих свойства нервных процессов у лиц, специализирующихся в том или ином виде профессиональной деятельности.

Реакция выбора — это разновидность сложной сенсомоторной реакции, заключающаяся в осуществлении нескольких различных реакций на надлежащие стимулы. При этом каждому определенному стимулу соответствует конкретный тип реакции. Предназначена для измерения подвижности нервных процессов в центральной нервной системе. Обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы двух различных цветов. Интервал между предъявляемыми сигналами варьирует от 0,5 до 2,5 секунд, последовательность сигналов различного цвета случайна. В ответ на предъявление сигнала основного цвета обследуемый должен как можно быстрее нажать левую кнопку на зрительно-моторном анализаторе, в ответ на предъявление сигнала второстепенного цвета — правую кнопку. Рекомендуемое число предъявляемых сигналов в одном обследовании для детей школьного возраста — 30, для взрослых — 70 или 100.

Обработка результатов по данной методике производится путем сравнения полученных значений со среднестатистическими показателями. Показатель среднего значения времени сложной сенсомоторной реакции выбора отражает общую подвижность нервных процессов: если индивидуальное среднее значение времени реакции выше среднестатистического, то диагностируется инертность нервных процессов, если ниже — подвижность.

  1. Выпуклый тип. Характеризуется возрастанием темпа движений в первые 15 секунд обследования более чем на 10%. Затем темп, как правило, снижается до исходного (±10%). Такой тип кривой свидетельствует о наличии у обследуемого сильной нервной системы.
  2. Ровный тип. Темп движений обследуемого удерживается около исходного уровня с колебаниями ±10% на протяжении всего отрезка времени. Такой вариант кривой свидетельствует о наличии у обследуемого средней силы нервной системы.
  3. Нисходящий тип. Максимальное количество движений фиксируется в течение первого пятисекундного интервала, затем темп движений снижается более чем на 10%. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы.
  4. Промежуточный тип (между ровным и нисходящим). Максимальное число движений фиксируется в течение первых двух-трех пятисекундных интервалов, затем темп движений падает более чем на 10%. Такой тип кривой свидетельствует о наличии у обследуемого нервной системы на границе между слабой и средней (средне-слабая нервная система).
  5. Вогнутый тип. Темп движений обследуемого в начале снижается, затем фиксируется кратковременное возрастание темпа до исходного уровня (±10%). Обследуемые с таким типом кривой также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

В исследовании принимали участие лица женского пола в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы от 8 до 13 лет. Все участники исследования были дифференцированы на группы:

  1. Медицинские работники (6 человек).
  2. Преподаватели ВУЗа (6 человек).
  3. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (6 человек).

Известно, что человек труда обладает определенными психофизиологическими особенностями. По мнению Ю.И. Александрова (2003), эти индивидуальные особенности определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние и удовлетворенность трудом. Главным образом это касается специалистов, деятельность которых связана с высоким нервно-эмоциональным напряжением, повышенными требованиями к памяти, вниманию, анализаторным системам, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения ответственных и сложных трудовых операций и приемов в экстремальных ситуациях и условиях недостатка времени. Ведь назначение на работу лиц, не обладающих должными качествами центральной нервной системы и анализаторов, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья, а также привести к функциональным нарушениям деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем (В.С. Атюнина, 2009). Поэтому можно утверждать, что каждый человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой схожих профессий (О.В. Козловский, 2006).

Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности как склонности и увлечения отличаются периодическими колебаниями, изменчивостью и неустойчивостью. Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они достаточно постоянны и изменить их практически нельзя. Но невозможно и не обращать на них внимания, так как их влияние ощутимо в различных видах деятельности, в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. К таким особенностям относятся черты, связанные с индивидуально-типологическими проявлениями основных свойств нервной системы, среди которых наиболее важное значение имеют сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов (К.М. Гуревич, 2008; В.С. Атюнина, 2009).

Объективным показателем, характеризующим подвижность и уравновешенность нервной системы, является время ПЗМР. Известно, чем меньше среднее значение времени реакции, тем выше скорость реагирования и тем более подвижной является нервная система (И.Н. Мантрова, 2007). Сравнение времени ПЗМР у представителей различных видов профессиональной деятельности выявило, что среднегрупповой показатель ПЗМР у воспитателей ДОУ, который составил в среднем 240,33+6,55 мс, был значительно выше соответствующих величин этого параметра в группах медицинских работников (192,00+2,76 мс) (р 0,05) (рис. 2).

Таким образом, у медицинских работников время осуществления сложной сенсомоторной реакции было самым низким, а, значит скорость сенсомоторной реакции — самой высокой по сравнению с преподавателями ВУЗа и воспитателями ДОУ. Следовательно, профессиональная деятельность медицинского работника предъявляет повышенные требования к осуществлению сложной сенсомоторной реакции и к свойствам нервных процессов по сравнению с другими рассматриваемыми видами трудовой деятельности. Их профессиональная деятельность связана с обработкой достаточно большого объема информации в условиях дефицита времени, требует высокой скорости внимания, ответственности за конечный результат (Г.И Чуваков, О.А. Чувакова, Д.А. Цветков, 2010). В свою очередь, труд преподавателей ВУЗа, бесспорно, также характеризуется комплексным воздействием физических и психоэмоциональных нагрузок, однако в меньшей степени по сравнению с медицинским персоналом. Работу воспитателей также характеризует высокая эмоциональная загруженность и наличие большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызвать сильное напряжение и стресс. Однако для них характерны неспешность и основательность при выполнении профессиональной деятельности (Е.А. Панько, 2006). При этом, согласно рекомендациям И. Н. Мантровой (2007), среднее значение времени реакции, находящееся в пределах 332-434 мс, расценивается как средняя скорость сложной сенсомоторной реакции и свидетельствует о среднем уровне подвижности нервной системы, что подтверждает близость рассматриваемых видов профессиональной деятельности (В.А. Бодров, 2001).


Рисунок 3. Показатели теппинг-теста у обследованных представителей разных видов профессиональной деятельности (количество нажатий)

В результате статистического анализа было установлено, что у воспитателей ДОУ выявлено меньшее количество нажатий, равное 90,17±4,10 по сравнению с преподавателями ВУЗа (151,17±17,28) (р 0,05). Исходя из этих данных, можно заключить, что наименьшей выносливостью нервной системы обладают воспитатели ДОУ по сравнению с представителями других видов труда, а наибольшей — медицинские работники, что позволяет довольно длительно выдерживать различные физические и психические нагрузки.

В результате анализа индивидуальных типов кривых и соответственно силы нервной системы у обследованных респонденток (таблица 1) было выявлено, что у большинства обследованных преподавателей ВУЗа преобладает вогнутый тип кривой, указывающий на средне-слабое состояние нервной системы (у 4-ых респонденток). Также, у 2-их испытуемых из этой группы обнаружен нисходящий тип кривой, свидетельствующий о слабости нервной системы. В свою очередь в группе воспитателей ДОУ, выявлены: нисходящий тип кривой — у 3-х участниц (отражает слабость нервной системы), промежуточный тип — у 1-го воспитателя (такой тип кривой свидетельствует о существовании у обследуемого нервной системы на границе между слабой и средней), вогнутый тип — у 2-их респонденток (характерен для средне-слабой нервной системы). Далее было обнаружено, что у 3-х медицинских работников обнаружен промежуточный тип кривой, у 1-го — вогнутый, а у 2-х обследуемых — выпуклый, свидетельствующий о наличии сильной нервной системы.

Таким образом, для обследованных преподавателей ВУЗа в основном характерно средне-слабое состояние нервной системы, для воспитателей ДОУ — преимущественно слабое состояние нервной системы, а для медицинских работников — средне-слабое и сильное состояние нервной системы.

Таблица 1. Типы кривых у представительниц обследованных групп

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.