Нервно психическая неустойчивость и методика ее выявления

Ж

Ь о

Под нервно-психической неустойчивостью(НПН) понимают склонность к срывам нерв­ной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно ши­рокое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние вари­анты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования не­рвной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивостиопределяющая роль принад­лежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретен­ной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Та­кими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- наблюдение в психо-неврологическом диспансере;

- ночное недержание мочи;

- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препара­тов и другие.

Формы проявления НПНмногообразны и связаны с нарушениями регуляторных меха­низмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимиче­ских, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.

Схема 1 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической

Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Психомоторика Плохая координация движений
Повышенный тремор, тик
Неловкость, угловатость движений
Напряженность, вычурность движений и поз
Познавательно- Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словар-
мыслительная ный запас, примитивность суждений)
деятельность Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить
жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность)
Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатич-
ность, замкнутость)
Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость)

Приложение 12________________________________________________________________ 455



Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству
Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
Низкий самоконтроль
Импульсивность влечений
Чрезмерное стремление к доминированию
Агрессивность
Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процес- Низкая эффективность деятельности
се деятельности Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий
Нарушения Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
дисциплинарных Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений
и социальных норм Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
Случаи суицидальных действий
Склонность к нечестности, воровству
Уклонения от воинской службы
Неряшливость
Нарушения Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
межличностных Конфликтность, озлобленность, грубость
отношений Изолированность в группе
Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
Обидчивость
Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Предпатологические Общая вялость
и патологические Повышенная утомляемость
нарушения Нарушения сна, снохождение
Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
Судорожные припадки
Энурез
Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
Фиксированность на состоянии здоровья
Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
Нарушения ритма дыхания при волнении
Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
Замедленный темп действий
Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вяз-
кость мышления

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна пре­дусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, впериод адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующе­го прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в частьпсихолог проводит инструктивно-методи­ческое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицера­ми подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде воен­нослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении докумен­тов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документовмогут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родствен­ников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагопо­лучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоя­нию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовле-

ченис в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая обществен­ная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициа­тивность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, ку­рению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внима­ния и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследованиятакже дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раз­дражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демон­стративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и рез­кость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу), выражение растерянности и ис­пуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом ра­боты или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановкедолжно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нере­шительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 кос­венных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предва­рительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

По результатам проделанной работы психологом совместно с командирами подразделе­ний и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Воен­нослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости пред­ставляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего про­хождения службыпродолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля их состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях.

Характеристика нервно-психической неустойчивости

Нервно-психической неустойчивостью называют совокупность природных или приобретенных качеств личности, которые предопределяют реагирование на неблагоприятные условия среды.

Для каждого человека свойственны определенные и характерные только для него способы реагирования во время стрессовых ситуаций, при этом включаются защитные и резервные способности.

Существует несколько критерий, свойственных для нервно-психической неустойчивости:

  • импульсивность и непредсказуемость поступков;
  • нестабильность в отношениях с окружающими людьми;
  • приступы неоправданного и бесконтрольного состояния гнева;
  • нарушение самооценки;
  • резкая нестабильность и колебания настроения;
  • непереносимость одиночества и невозможность быть одному;
  • хроническое чувство скуки и опустошенности;
  • склонность к суициду и самоповреждению.

Факторы, определяющие глубину и скорость выраженности данных проявлений:

  • индивидуальная опасность;
  • степень сложности поставленных задач;
  • ограниченное время выполнения сложных задач;
  • продолжительное стрессовое воздействие психологических факторов.

  • Курсовая работа Нервно-психическая неустойчивость 480 руб.
  • Реферат Нервно-психическая неустойчивость 260 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психическая неустойчивость 230 руб.

Причины нервно-психической неустойчивости (НПН)

Психологи, занимающиеся проблемами диагностики и лечения данного заболевания выделяют несколько основных причин, формирующих НПН:

  • Психогенные травмирующие ситуации;
  • слабое умственное развитие или низкий общеобразовательный уровень;
  • присутствие алкоголизма, наркомании и токсикомании;
  • черепно-мозговые травмы или присутствие нейроинфекции;
  • педагогические ошибки, совершенные в процессе воспитания и становления характера.

При этом психологии выделяют множество причин, которые способствуют НПН. Их условно подразделяют на две категории. 1 категория связана с причинами биологического характера, а вторая категория связана с причинами социального характера.

Важным фактором при понимании причин является обнаружение эмоционального расстройства или вегето-сосудистые нарушения в организме. Также имеет место внешний фактор, который показывает отрицательное психологическое воздействие на человека.

На третьем месте стоят невротические проявления. Они характеризуются безразличным отношением к окружающему миру, разочарованием в жизни, ощущением недовольства людей, навязчивостью, нарушением сна и раздражительностью.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Среди причин можно выделить также беспричинные страхи, появление кома в горле, учащенное сердцебиение, плаксивость и потеря аппетита. На четвертом месте среди причин выявляют биологическую неполноценность, отягощенную наследственность и изменённую реактивность. Обычно данные показания сопровождаются головными болями и головокружениями.

На пятом месте среди причин стоят различные нарушения деятельности головного мозга. Они бывают связаны с полученными травмами, проникновением инфекции и иными повреждениями.

Итак, на появление нервно-психической неустойчивости влияют биологические отклонения нервной системы в комплексе с внешними отрицательными факторами.

Профилактика нервно-психологической неустойчивости

Психологи уделяют большое значение предотвращению подобного заболевания. При этом проводятся профилактические меры , направленные на:

  • внимательность и доброжелательное отношение друг другу, уважение мыслей чувств и поступков окружающих людей;
  • формирование здоровой морально-психологической атмосферы в семье и в обществе, при этом акцент делается на доброжелательность и взаимопонимание; предотвращение конфликтных ситуаций, связанных с психотравмирующими событиями.

Наблюдения психологов анализируются и корректируются при беседах с человеком. Затем дополняются данными, полученными в результате анкетирования или тестирования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нервно-психическая неустойчивость (противоположное понятие - нервно-психическая устойчивость) - склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Нервно-психическая неустойчивость порождает: суицидальные попытки, членовредительство, дезертирство, рукоприкладство, уклонение от выполнения служебных задач, раздражи

тельность, конфликтность, уход в себя, замкнутость, позерство, неис

полнительность по забывчивости, слезливость, не сопротивление уни

жениям. Источники нервно-психической неустойчи

вости: психические заболевания, болезни (менингит, энцефалит), че

репно-мозговые травмы, алкоголизм, наркомания, токсикомания, се

мейное неблагополучие, умственная отсталость. Методы выявления

лиц с нервно-психической неустойчивостью: наблюдение, анализ до

кументов, беседа, анализ независимых характеристик, тестирование,

анализ результатов деятельности, эксперимент, переписка с родителя

ми, медицинское обследование.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск . Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин . 2005 .

  • Непрерывное образование
  • Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

Нервно-психическая неустойчивость — Под нервно психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках. Источник: Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 (ред. от 12.05.2005) Об… … Официальная терминология

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по интенсивности и… … Большая медицинская энциклопедия

Допрос в конфликтной ситуации — Одна из процессуальных форм профессионального общения следователя с допрашиваемыми лицами при различных, чаще несовместимых (в отличие от допроса в бесконфликтной ситуации), целях. Нередко конфликтная ситуация допроса характеризуется активным… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОГИГИЕНА — ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П. 749 II. История психогигиенического движения . . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная. 753 П. умственного труда. 755 … Большая медицинская энциклопедия

Психограмма специалиста таможенной службы — Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

НЕВРАСТЕНИЯ — – состояние расстройства, характеризующееся раздражительной слабостью, чрезмерной усталостью, повышенной утомляемостью. В качестве специфического расстройства неврастения была описана американским врачом Дж. Бэрдом (1839–1883) в его работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сероуглерод — CS2, соединение серы с углеродом. Бесцветная жидкость, плотность 1,2927 г/см3, tkип 46,26°С, tпл 112,1°С. Растворимость в воде незначительна, со спиртом, эфиром и хлороформом С. смешивается в любых пропорциях. Пары при 236 °С… … Большая советская энциклопедия

Черепно-мозговая травма — I Черепно мозговая травма Черепно мозговая травма механическое повреждение черепа и (или) внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). Составляет 25 30% всех травм, а среди летальных исходов при… … Медицинская энциклопедия

Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Невро́зы — (neuroses; греч. neuron нерв + ōsis) обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами. Основной причиной… … Медицинская энциклопедия

Содержание

Основная цель методики – определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе.
Методика содержит 84 вопроса. Включает шкалы: искренности и нервно-психической устойчивости (НПУ).

Обследование длится около 20 минут. Выделяют 3 уровня НПУ: 13 и менее баллов (стены 6-10) – нервно-психические срывы маловероятны; 14-28 баллов (стены 3-5) – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях; 29 и более баллов (стены 1, 2) – высокая вероятность нервно-психических срывов.

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Таким образом, данная методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Стимульный материал

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о. них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что я сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я люблю сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
60. Я человек нервный и легковозбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризным и раздражительным.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.
82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
83. У меня были приводы в милицию.
84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Шкала искренности помогает понять то, насколько честно испытуемый отвечал на вопросы методики. Например, он мог быть под влиянием разных социальных эффектов. Если показатель по данной шкале выше 5, то стоит более внимательно отнестись к полученным результатам, так как они могут быть недостоверными.

По шкале НПУ сначала получают сырые баллы, которые объединяют в 3 уровня (указаны ниже). Далее эти сырые баллы можно объединить в стены или стэны (от англ. “ standart ten” – стандартная десятка).

29 и более – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.
14-28 – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.
13 и менее – нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.