Зависимость работоспособности от типа нервной деятельности



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


Зависит ли работоспособность учащихся от свойств нервной системы и сформирован ли индивидуальный стиль деятельности у учащихся лицея?

На эти два вопроса нам предстояло найти ответ в своем исследовании.

Исследование проводилось в 10-х классах. В исследовании принимало участие 24 ученика. Были использованы две методики:

Определение свойств нервной системы проводилось с использованием экспресс - методики Е.П. Ильина, она позволяет по психомоторным показателям определить силу нервной системы и основана на определении динамики максимального темпа движения руки. Сила нервных процессов определяется показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает больщую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Каждому школьнику выдавался бланк для теппинг - теста.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных варианты динамики максимального темпа условно были разделены на пять типов:

Сильный (нарастающий) тип нервной системы, характеризуется очень высокой работоспособностью и выносливостью.

Средне - сильный тип нервной системы, характеризуется высокой работоспособностью, но средней выносливостью.

Средний (ровный) тип нервной системы, характеризуется средней работоспособностью и средней выносливостью.

Средне - слабый тип нервной системы, характеризуется первоначальным снижением темпа работы, а затем кратковременным возрастанием темпа почти до исходного.

Слабый (нисходящий) тип нервной системы, характеризуется низкой работоспособностью и выносливостью, высокой утомляемостью.

На основании анализа формы кривых для правой и левой руки, диагностируют силу нервной системы.

Данные исследования приведены в таблице № 1.

Тип нервной системы


Результаты изучения типа нервной системы у учащихся можно представить на графике (График № 2)

Из графика видно, что в классе преобладают учащиеся со средним

(41%) и средне - слабым (45,5) типами нервной системы. Если люди со средним типом нервной системы отличаются ровной работоспособностью и средним уровнем утомляемости, то люди со средне - слабым типом нервной системы сначала снижают темп работы, затем способны к кратковременной мобилизации почти до исходной, а затем вновь идет понижение работоспособности. В классе также имеются дети со слабым типом нервной системы - 2 ученика - 9%. И хотя в классе отсутствуют учащиеся с сильным типом нервных систем, неуспевающих среди учащихся нет.

Для суждения о работоспособности и наличия утомления были использованы задания корректурных проб. Эта методика достаточно информативна для оценки влияния умственной нагрузки на функциональное состояние организма. По объёму выполненной работы, т.е. числу прослеженных знаков при заданном времени, устанавливается скорость работы. Число же ошибок в пересчёте на постоянный объём работы характеризует её точность, коэффициент А. По скорости и точности можно определить продуктивность работы - коэффициент Е, а по изменению этих показателей в динамике - утомление.

где С - число правильно перечёркнутых букв, Н - число неправильно перечёркнутых букв, О - ошибочно пропущенных букв.

Коэффициент продуктивности Е вычисляется по формуле:

где S - число просмотренных знаков, А - коэффициент правильности.

Сравнительная таблица № 3 - работоспособности учащихся 10 класса

Дни проведения исследования

Из таблицы видно, что к концу недели низкий уровень работоспособности показали 26% учащихся. За выходной день произошли незначительные изменения, с низким показателем работоспособности - 18% учащихся. Это говорит о том, что за один выходной день 18% учащиеся 11-х классов не смогли отдохнуть и повысить работоспособность. А это значит, что в течение недели будет накапливаться утомление.

Мы продолжили исследования, проведя изучение работоспособности в субботу на следующей недели. Но исследования, проведённые в субботу - 2, т.е. следующей недели, показали, что утомление у учащихся накапливается незначительно. Это видно из сравнительной таблицы № 4.

Дни проведения исследования

По сравнению с понедельником к субботе - 2 у учащихся происходит незначительное накопление утомления (4% учащихся).

Итак, мы определили, что в течение второй недели у учащихся 10 класса происходит снижение работоспособности и накопление утомления, хотя и меньше, чем за предыдущую неделю. Возможно, это происходит потому, что исследования проводились в конце четверти, когда дети уже и так сильно устали в течение всей четверти. Для выяснения смогли ли учащиеся за время каникул снять накопленное утомление было, проведено исследование сразу же по окончании каникул. Мы сравнили результаты каждого ученика в трех исследованиях. Результаты представлены в сравнительная таблица № 6.

Сравнительная таблица № 6 работоспособности учащихся 10 кл. до каникул и после. В таблицу включены только те учащиеся, которые принимали участие во всех исследованиях, т.е. тот, кто пропустил хотя бы одно из исследований, в таблицу не включались.

Из сравнительной таблицы видно, что учащихся, показавших повышенный результат работоспособности по сравнению с последним днём исследования, возросло до 79% (с 52% предыдущего исследования).

Уменьшилось количество учащихся с пониженным уровнем работоспособности с 48% до 21%.

Из таблицы видно, что у большинства учащихся (15 человек) работоспособность повышена, т.е. - 79% учащихся показали повышенный результат по сравнению с показателем исследования, проводимого перед каникулами. Значит, за время каникул произошло снятие утомления накопленного за предыдущее время учёбы у 79% учащихся. 15 учащихся 10 класса за время каникул смогли отдохнуть и показали повышенный уровень работоспособности. Учащийся со слабым типом нервной системы показал пониженный результат после выходного дня, но за время каникул он смог отдохнуть и показал повышенный результат.

Из тех ребят, которые показали пониженный уровень работоспособности: двое со средне - слабым типом нервной системы и один со средним типом нервной системы.

Из таблицы также видно, что большинство ребят со средне - слабым типом нервной системы, характерным для которых является пониженный уровень работоспособности, показывают повышенный уровень работоспособности. Значит, особенности нервной системы не являются главными при выполнении работы и успешности в обучение.


  • работоспособность,
  • мобильность поведения,
  • легкость общения.

Люди пикнического типа

Тип телосложения человека, характеризующийся широкой коренастой фигурой, короткой шеей. В обиходе мы называем их толстыми.
Они быстро и энергично включаются в работу; сравнительно легко переключаются с одного дела на другое, вступают в контакт.

Но они скорее утомляются, у них чаще падает интерес к работе, им легче переключаться на другие дела, чем продолжать уже начатое.

Для эффективной деятельности пикнику целесообразно начинать рабочий день сложной работой, завершать — работой попроще.

Пикник, обладая хорошей кратковременной памятью, результативнее решает текущие, оперативные задачи.

Противоположный пикнику тип телосложения и реактивности организма —

Астеник

Астенический тип телосложения человека, характеризующийся высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой.

Астеникам, которых мы называем тонкими, больше подходит работа, требующая длительных размышлений, систематизации разрозненных производственных и управленческих фактов.

В отличие от пикника, которому в работе необходимы краткие, но частые паузы, астенику более свойственны редкие, но удлиненные перерывы, ему лучше поручать работу с дoкумeнтaми и техникой.

Существует промежуточный тип телосложения и реактивности —

Атлетик.

Стиль деятельности, режим труда и отдыха у лиц, относящихся этому типу, может быть разнообразным и менее определенным, чем у пикника и астеника. Атлетики часто занимаются спортом.

Конечно, разделение людей на пикников, астеников и атлетиков во многом условно. Однако знание типов телосложения дает возможность руководителю определить наиболее оптимальные расстановку кадров, режим работы, отдыха и общения, что важно для повышения эффективности труда всех участников трудового процесса.

У человека с сильной нервной системой низкая чувствительность, но высокая работоспособность.

Он способен интенсивно работать в течение все дня.

Человек со слабой нервной системой чувствителен ко всему, что происходит вокруг и в нем самом.

Он тратит много времен для восстановления своих нервных сил. Однако он лучше прогнозирует поведение в сложных и стрессовых ситуациях, старается все предусмотреть и поэтому успешнее выходит из конфликтов.

ориентирован на постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать.

Все это заставляет его сосредоточиваться на своих внутренних рассуждениях. В результате — малая общительность, часто неумение решать организационные задачи.

имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов.

характеризуется тем, что он терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений.

Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором.

Если вас интересует психология и другие классификации типов личности и темперамента, читайте:

Две сигнальные системы действительности. Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный характер, как и у животных. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее и развивается внутреннее торможение.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается. Дети, в раннем возрасте попавшие в логово зверей и выросшие там (дети-маугли), не понимали человеческой речи и не умели говорить. Об этом же свидетельствуют данные о людях, в молодом возрасте изолированных на длительное время от общества других людей. Они забывали человеческую речь.

Образование условных рефлексов у детей

Условные двигательные рефлексы образуются у новорожденных в первые дни жизни. В 7 —10-дневном возрасте у ребенка, если взять его на руки в положение кормления грудью, появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. Этот рефлекс начинает образовываться с началом кормления ребенка молоком. К концу первого месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

Образование условных рефлексов в течение первого месяца жизни ребенка ограничено коротким временем бодрствования и требует большого числа подкреплений.

Условные рефлексы, образованные в течение первого месяца жизни, очень неустойчивы.

Первые условные ориентировочные рефлексы образуются на 2—4 м месяце жизни. На третьем месяце ребенок различает чужих и знакомых. У детей 6 месяцев образуются отрицательные двигательные рефлексы.

Ребенок 6 месяцев легко и точно различает запахи, механические, температурные раздражения. Уже на первом году жизни ребенок различает форму и движение предметов, а также цвета.

Для образования и развития условных двигательных рефлексов у детей и формирования у них двигательных навыков важны сочетания проприоцептивных раздражений с кожными, зрительными и слуховыми.

У детей 1,5—2 лет условные двигательные рефлексы на одиночные раздражители образуются быстро и сразу становятся прочными.

В результате взаимодействия условных и безусловных двигательных рефлексов с возрастом у ребенка формируются важнейшие двигательные .рефлексы перемещения тела в пространстве (держание головы, сидение, ходьба, бег и др.), образуются условные рефлексы, регулирующие работу внутренних органов и развиваются рефлексы, обеспечивающие осуществление устной и письменной речи.

Чем старше ребенок, тем большее число раздражителей составляет условный комплексный раздражитель, на который может образоваться условный рефлекс.

Динамический стереотип человека

Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одно временны и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности, .или динамического стереотипа в работе коры головного мозга.

Выработка стереотипа—это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими.

Развитие речи у детей

Для формирования речевой функции у детей решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми людьми. После рождения ребенок издает нечленораздельные звуки. С трех месяцев дети начинают лепетать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового аппарата в речевой функции.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Но ребенок в этом возрасте различает не слова с их смысловым значением, а тембр голоса, интонацию. В этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнить словесную просьбу или приказание, хотя не понимает смысла слов.

В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того, как ребенок научился говорить, ведет к глухонемоте. Для развития речи у детей также важно установление временных связей речевых центров с зонами кожно-мышечной и зрительной чувствительности в коре больших полушарий.

К концу первого и к началу второго года у ребенка постепенно развивается собственно речь. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

В конце первого года жизни ребенок произносит 5—10 слов, в 2 года —300, в 3 года— 1000, 4 года —2000, 5 лет —2500. Но этот словарный запас довольно индивидуален.

Формирование устной речи в основном заканчивается к 5— 7 годам. У дошкольников большое значение в формировании речи имеют игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеют заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

Типы высшей нервной деятельности

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлек сов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) взаимную уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV в. до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип -холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами.

3. Средний тип. К нему относятся люди с уравновешенной деятельность двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Имеются попытки использовать индивидуальные отличия электроэнцефалограмм для характеристики типологических особенностей высшей нервной деятельности. При этом учитывают соотношение быстрых и медленных колебаний потенциалов и величину их амплитуды.

Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н. И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а также соотношений между сигнальными системами выделить четыре типа:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов и хорошим развитием речевой функции.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тиg. У детей этого типа условные связи образуются медленнее. Речь спокойная, несколько замедленная.

3. С ильный , неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойxивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип.

А. Г. Иванов-Смоленский по скорости образования у детей положительных и отрицательных условных рефлексов выделил также четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Лабильный (уравновешенный). Как положительные, так и тормозные условные связи образуются легко и быстро.

2. Инертный. Рефлексы образуются и упрочиваются замедленно.

3. Возбудимый. Положительные рефлексы вырабатываются легко, а тормозные — трудно и медленно.

4. Тормозной тип. Тормозные рефлексы образуются легко, положительные — медленно.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания.

Статья на тему Особенности высшей нервной деятельности

1. Понятие работоспособности и критерии, которые ее отражают

Работоспособность-это социально-биологическое свойства человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

В качестве критериев физической работоспособности используется множество показателей - это:

· максимальное потребление кислорода, достигнутое при возрастающей интенсивности нагрузки,

· величина физической нагрузки, достигнутая при определенной величине частоты сердечных сокращений: 170, 150 или 130 уд/мин и расчет различных вторичных показателей типа "индекса гарвардского степ-теста" или "индекса Руфье-Диксона"

· показатель интенсивности физической нагрузки, при которой в механизмы энергообеспечения мышечной деятельности вовлекается анаэробный обмен и происходит массивный выброс в кровь молочной кислоты (лактата) ("анаэробный порог").

Данные показатели позволяют оценить реакцию на предлагаемую нагрузку и указывают физиологическую цену выполняемой работы. Именно эти показатели работоспособности в процессе труда начинают снижаться задолго до ухудшения прямых критериев как количественных, так и качественных. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний. В то же время, большинство используемых методик носят частный характер, не позволяя охватить весь спектр изменений, как в вегетативных системах, так и в психофизиологических параметрах, возникающих на фоне утомления.

2. Колебание работоспособности. Зависимость работоспособности от времени суток. Колебание работоспособности в течение недели и рабочей смены

Условия труда влияют на работоспособность работника. Работоспособность — величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис 1.1).

Фазы работоспособности:

II Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) — период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительным –длится последующие 2–3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5–6, 11–12,16–17, 20–21, 24–1 час чередуются с периодами ее спада в 2–3, 9–10,14–15,18–19, 22–23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) — устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обуславливается следующими факторами:

1.Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивости работоспособности.

2.Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5. 2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, среди мышц ног — разгибатели.

3.Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом — снижается. Установлено, что в 18–29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 – на 13, к 50 – на 20, а в возрасте 60 лет – на 25%. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50–60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Также можно рассмотреть такие факторы как:

· Пол. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках женщины выносливее.

· Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

· Эмоциональным состоянием. Положительное — уверенность, спокойствие, хорошее настроение — активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные — страх, неуверенность, плохое настроение — оказывает угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

· Наличием умений, навыков, тренированностью — снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

· Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

V Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление — временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

VI Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VII Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

После рабочего процесса организму необходим период восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 минут. После тяжелой однократной работы — 60. 90 минут, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I — III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

В течении суток работоспособность также меняется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течении суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис.1.2). С 6 до 15 ч — первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15. 22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22ч. Третий интервал (22. 6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 1.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающиеся утомление на пятницу и особенно субботу (см. график).

3. Физиологический механизм врабатывания

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.