Нервно психическая неустойчивость военнослужащих

Чемезов А.С., Сысоева В.Г. (Оренбург, Россия)

Чемезов Андрей Сергеевич

Сысоева Валентина Германовна

Прохождение военной службы в Вооружённых силах непосредственно связано со стрессом. Солдаты срочной службы ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации, справиться с которыми помогают копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. В обычных жизненных ситуациях реакции людей повторяемы, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.

Действия в различных экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), внешняя угроза требуют от военнослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. Оценке уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих уделяется особое внимание. В этом аспекте под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.

При этом, говоря о вариантах реагирования личности в кризисной ситуации, невозможно оставить без внимания такие свойства личности, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

Исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, 45% солдат — средний уровень. При этом у 10% солдат — низкий уровень нервно-психической устойчивости. Данные солдаты имеют высокую вероятность нервно-психических срывов, зачастую им необходимо посещение специалиста. У военнослужащих с низким уровнем НПУ достоверно чаще, чем у здоровых, отмечаются девиации поведения. При этом среди МПЗ (механизмов психологической защиты) преобладают отрицание (31,8%) и интеллектуализация (36,4%). Подобные результаты предопределяют в работе с военнослужащими с низким уровнем НПУ комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; военнослужащие срочной службы; механизмы психологической защиты; копинг-механизмы.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда, — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих [2; 14].

Военнослужащий становится более склонным к различным срывам при значительном психическом и физическом напряжении. Также возможно появление личностных деформаций, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия. Однако далеко не каждая профессиональная деятельность приводит к срывам адаптационных механизмов у конкретного индивида, а только та, которая предъявляет к нему непосильные требования или осуществляется в непривычных и даже экстремальных условиях, т.е. происходит при неблагоприятном воздействии профессиональной среды [1; 14].

Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что среди них здоровых — 61%, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости — 25%, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости — 10%, больных — 4% [6; 8].

Таким образом, около 35% военнослужащих обладают недостаточным уровнем НПУ и потенциально подвержены чрезмерному влиянию профессиональной среды, которое может предопределять вероятность неоптимального типа реагирования [4; 7].

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в данных ситуациях и способы преодоления стресса, совладания с ним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии и набирают популярность в настоящее время [5; 6; 9; 11].

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок [7; 10; 12].

Материалы и методы

Было обследовано 40 военнослужащих, проходивших срочную службу. Возраст солдат — от 18 до 26 лет. Исследование проводилось на базе воинской части Центрального военного округа, рота радиационной, химической и биологической защиты.

Для выявления взаимосвязи предпочитаемых механизмов психологической защиты и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ результатов с использованием критерия корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие типы взаимосвязи.

В результате полученных данных можно утверждать, что 45% солдат, имеющих высокий уровень НПУ, чаще используют такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация (45%), отрицание (35%), компенсация (20%). Во второй группе военнослужащих, имеющих средний уровень НПУ, они прибегают к таким МПЗ: отрицание — 35%, интеллектуализация — 35%, компенсация — 20%, проекция — 10%. Военнослужащим, имеющим низкий уровень НПУ (10%), присущи неадаптивные механизмы защиты: компенсация — 50% и проекция — 50%. В результате исследования можно свидетельствовать, что более высокому уровню НПУ соответствуют более адаптивные МПЗ, по мере уменьшения уровня НПУ военнослужащие используют менее адаптивные МПЗ.

1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. университет, 2005. – 63 с.

2. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. – Новороссийск: С легкой руки, 2005.

3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.

4. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Ленинград: ВМедА, 1984. – 26 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2005.

6. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Флинта, 2004. – 450 с.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эскимо, 2005. – 284 с.

8. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ; Науч.-практ. центр Генштаба, 1999. – 535 с.

9. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие. – М.: Министерство обороны РФ., 1992. – 32 с.

10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных условиях. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

11. Сорокин П.В. // Военная энциклопедия: в 8-х т. – T. 5. – 2001.

12. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 29–34.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 330 с.

14. Taylor Sh.E., Peplau L.A., Sears D.O. Social Psychology. – 12th ed. – Pearson, 2005. – 608 p.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Наиболее часто НПН проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях.

Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной и др.), предболезненными и болезненными состояниями.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.

Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости



Выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости

(на основе материалов Руководства по психологической работе в ВС РФ. Приложение 6.)

Встречающиеся отклонения в поведении и деятельности не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности. Работа с военнослужащими с признаками НПН предполагает не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия:

- в период прибытия молодого пополнения в часть;

- в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

- в период последующего прохождения военной службы.

В период прибытия молодого пополнения

Психолог проводит ИМЗ с должностными лицами пункта приема молодого пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями, где рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Итогом изучения молодого пополнения должно стать выделение военнослужащих с НПН:

- с резко выраженными признаками. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;

- с умеренно выраженными признаками, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев)

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

- оценка хода адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;

- изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

- выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Наблюдение за военнослужащими должно начинаться с инструктирования психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом.


Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования.

B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их нервно-психического состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане являются социометрическая методика. Кроме того могут использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдения).

динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости


* указываются текущее состояние военнослужащего на момент очередного консультирования, а также мероприятия (при их необходимости) организационного или психологического плана, направленные на оказание помощи данному лицу.

При увольнении из Вооруженных Сил по состоянию здоровья или переводе в другую часть в данной графе делается соответствующая отметка.

Успешное реформирование, дальнейшее развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с качеством призывного контингента военнослужащих.

Как и любой другой социальный институт нашего государства, Вооруженные Силы испытывают на себе последствия всех не стабильностей общественно-политического и социально-экономического характера, через которые в последние десятилетия проходит наша страна. Одним из отрицательных результатов данных процессов является сложившаяся ситуация, в которой институт, функционально призванный защищать государственные интересы, комплектуется слабым для службы в Армии контингентом.

Одним из важных психологических качеств личности военнослужащего является нервно-психическая устойчивость (НПУ). Под НПУ понимается способность военнослужащего регулировать свое взаимодействие с окружающей его средой, а так же целенаправленно действовать в этой среде.

К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  • уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Выделенные элементы НПУ не являются первоосновной причиной регуляции поведения. Они только отражают пропорцию потребностей, мотивов, эмоционального фона, настроения, самосознанья. Поэтому система регуляции – это сложное образование, а слияние всех ее уровней в единую совокупность обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. [2]

Различают 4 группы НПУ: группа с высокой НПУ, с хорошей НПУ, с удовлетворительной НПУ и неудовлетворительной НПУ.

К группе с высоким и хорошим уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы маловероятны. Этих военнослужащих можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

К группе с удовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности. Военнослужащие 3 и 4 группы не допускаются к несению службы с оружием.

К группе с неудовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов. Военнослужащие данной группы могут иметь скрытую, невыраженную, либо умеренно выраженную, форму течения. Эта форма обуславливается дефектами функционирования нервной системы. Этим военнослужащим обязательно необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

В противоположность НПУ существует понятие – нервно-психическая неустойчивость (НПН). Под НПН понимают склонность человека к проявлению различных форм нарушений психической деятельности при серьёзных психических и физических нагрузках.[4]

Караяни А.Г. и Сыромятников И.В. определяющую роль причины НПН относят к биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной. Кроме неполноценности нервной системы НПН может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами. К таким факторам и косвенными признаками низкого уровня НПУ обычно относят:

Основными методами выявления и оценки уровня (группы) НПУ у военнослужащих являются: изучение документов; наблюдение за поведением военнослужащих; индивидуальная беседа; психологическое тестирование.[1]

В.Ю. Рыбников характеризовал уровни нервно-психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по соответствующим им результатам психологического обследования в баллах 10-балльной шкале:

  1. Неудовлетворительная НПУ (1-2 балла) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, склонны к нервно-психологическим срывам и нарушениям психической деятельности.
  2. Удовлетворительная НПУ (3-5 баллов) – личности из данной группы, при попадании в экстремальные ситуации, склонны к умеренным нарушениям психической деятельности, которые сопровождаются неадекватными: поведением и восприятием окружающей действительности.
  3. Хорошая НПУ (6-8 баллов) – личности, обладающие этой группой, характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, так же у них сохраняется адекватная самооценка и оценка окружающей среды. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
  4. Высокая НПУ (9-10 баллов) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. [6]

Нами проведено исследование уровня НПУ среди военнослужащих молодого пополнения. Целью исследования является изучение уровня НПУ у военнослужащих молодого пополнения призыва и выявление лиц, склонных к нарушениям эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции при морально-психологических или физических нагрузках.

В исследовании приняли участие 691 мужчина в возрасте от 18 до 25 лет.

Для испытуемых первого этапа исследования характерны следующие социальные характеристики: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 4%, воспитывавшихся без матери – 1,3%, воспитывавшихся без отца – 26,5%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,3%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 2,1%, лиц, имевших приводы в полицию – 3,6%.

Социальные характеристики испытуемых, принимавших исследование на втором этапе: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,1%, воспитывавшихся без матери – 1,1%, воспитывавшихся без отца – 38,3%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,7%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 5,6%, лиц, имевших приводы в полицию – 9,4%.

Испытуемые третьего этапа характеризуются следующими социальными характеристиками: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,9%, воспитывавшихся без матери – 3,1%, воспитывавшихся без отца – 29%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,55%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 6,9%, лиц, имевших приводы в полицию – 6,9%.

Исследование проведено в три этапа:

  • первый этап – 1 апреля – 31 июня 2014 года;
  • второй этап проводился с 1 октября по 31 декабря 2014 года;
  • третий этап проводился с 1 апреля по 31 июня 2015 года.

Результаты полученных исследований представлены в таблице.

Таблица Показатели нервно-психической устойчивости призывного контингента (в %)

Ж

Ь о

Под нервно-психической неустойчивостью(НПН) понимают склонность к срывам нерв­ной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно ши­рокое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние вари­анты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования не­рвной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивостиопределяющая роль принад­лежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретен­ной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Та­кими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- наблюдение в психо-неврологическом диспансере;

- ночное недержание мочи;

- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препара­тов и другие.

Формы проявления НПНмногообразны и связаны с нарушениями регуляторных меха­низмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимиче­ских, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.

Схема 1 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической

Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Психомоторика Плохая координация движений
Повышенный тремор, тик
Неловкость, угловатость движений
Напряженность, вычурность движений и поз
Познавательно- Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словар-
мыслительная ный запас, примитивность суждений)
деятельность Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить
жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность)
Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатич-
ность, замкнутость)
Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость)

Приложение 12________________________________________________________________ 455



Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству
Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
Низкий самоконтроль
Импульсивность влечений
Чрезмерное стремление к доминированию
Агрессивность
Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процес- Низкая эффективность деятельности
се деятельности Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий
Нарушения Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
дисциплинарных Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений
и социальных норм Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
Случаи суицидальных действий
Склонность к нечестности, воровству
Уклонения от воинской службы
Неряшливость
Нарушения Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
межличностных Конфликтность, озлобленность, грубость
отношений Изолированность в группе
Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
Обидчивость
Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Предпатологические Общая вялость
и патологические Повышенная утомляемость
нарушения Нарушения сна, снохождение
Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
Судорожные припадки
Энурез
Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
Фиксированность на состоянии здоровья
Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
Нарушения ритма дыхания при волнении
Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
Замедленный темп действий
Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вяз-
кость мышления

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна пре­дусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, впериод адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующе­го прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в частьпсихолог проводит инструктивно-методи­ческое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицера­ми подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде воен­нослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении докумен­тов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документовмогут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родствен­ников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагопо­лучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоя­нию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовле-

ченис в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая обществен­ная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициа­тивность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, ку­рению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внима­ния и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследованиятакже дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раз­дражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демон­стративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и рез­кость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу), выражение растерянности и ис­пуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом ра­боты или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановкедолжно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нере­шительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 кос­венных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предва­рительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

По результатам проделанной работы психологом совместно с командирами подразделе­ний и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Воен­нослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости пред­ставляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего про­хождения службыпродолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля их состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.