Нервно психическая особенность младенцев

Младенческий возраст - первый год жизни ребенка. Однако, первый месяц жизни оказывается настолько важным с точки зрения приспособле­ния к новым условиям существования, что его часто выделяют в отдель­ный период - новорожденность.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологичеекая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - макси­мально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зави­симости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в ви­де человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальны­ми средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младен­ческом возрасте.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные реф­лексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Важные события в психической жизни новорожденного - возникно­вение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вы­зывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это вре­мя ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голо­ву в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухажи­вающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останав­ливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления служит грани­цей критического периода новорожденности, а сроки его появления - ос­новным критерием нормальности психического развития ребенка. Ком­плекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особен­ность - улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребно­сти - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в об­щении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. Ребе­нок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приоб­ретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в табл. 1. Что касается познавательного раз­вития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений. Восприятие. Зрительное сосредо­точение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, ко­торые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3—4 месяца: если его кор­мить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бу­тылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Таблица 1 Физическое развитие младенца

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подборок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего раз­вития велико: хватание- первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с пред­метами.

Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кор­мить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот пери­од еще не происходит.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о пер­воначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем ис­пользуя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом раз­витии ребенка.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически от­личается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоян­но находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. 06щение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства - жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем-то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Подводя итоги психического развития в младенчестве, необходимо еще раз сказать о том, что базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безо­пасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет - ограничивает взаимодействие с миром замкнутой си­туацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (лю­дям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувст­во отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Привязан­ность - это особая эмоциональная связь, возникающая между ребенком и заботящимся о нем взрослым. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанно­сти возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социаль­ное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Байзельдинова Рабига Сериковна ДП 12С

Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет.

2. Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного.

3. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми.

4. Формирование предпосылок усвоения речи.

5. Развитие движений и действий.

6. Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).

7. Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года.

8. Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

Особенности психического развития младенцев.

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

· Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

· Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 516 ;

Развитие когнитивной сферы младенца

Восприятие. Зрительное сосредоточение совершенствуется и становится достаточно длительным, к 3 месяцам продолжительность достигает 7-8сек. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4мес. Ребенок активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Восприятие формы предметов, выделение контура и других элементов. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую. Ребенок в этом возрасте ориентируется во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3мес. младенцы обычно проявляют интерес к новым объектам, которые лишь ненадолго привлекают внимание ребенка (более того, могут вызвать тревогу, испуг или плач). Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины.Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь чтобы окружающая обстановка не была однообразной и неинтересной.

Память.Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с уже имеющимися у них образами. После 8 мес. появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Речь.Младенец учится познавать окружающий мир помощью речевого действия. До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией.

Особенности эмоциональной сферы.Ведущая деятельность - эмоциональное общение с матерью. Развитие этой сферы тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 мес. у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 мес. он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого человека. Но если тот разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомого резко усиливается (особенно боятся остаться наедине с незнакомым человеком).

Развитие мотивационной сферы младенца.Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а мотивация – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. Потребности – первоисточник психической активности ребенка. Потребность – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности. Младенчество имеет исключительно важное значение для формирования и дальнейшего развития мотивационной сферы человека. Ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности – в пище, питье и т. д., но и ярко выраженные потребности в аффилиации (потребность в эмоциональных контактах), в безопасности, в общении, в новых впечатлениях. Депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, в последствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации. По мнению некоторых исследователей, собственно началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человек. Развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека. В период младенчества обнаруживаются и первые предвестники мотива достижения, который является главным образом продуктом подкрепления со стороны родителей или других людей, образующих первое окружение ребенка.

Кризис 1 года. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года", который характеризуется освоением речевого действия (автономная речь, значительно отличающаяся от взрослой речи, но по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова). Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения. 1)нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); 2)нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); 3)эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Кризис не относится к числу острых.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Диагностика расстройств психики

Заболевания можно разделить на три основные категории:

· Расстройства личности.

Некоторые виды могут подпадать под несколько категорий.

Помните, что только опытный специалист по психическому здоровью может поставить реальный диагноз.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у малыша.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Когда возникают расстройства личности

Они диагностируются часто до 20 или даже 30 лет. Большинство людей с расстройствами личности ведут довольно нормальную жизнь и часто обращаются за психотерапевтическим лечением только в периоды повышенного стресса или социальных потребностей. Большинство людей могут относиться к некоторым или всем перечисленным чертам личности; разница в том, что это не влияет на повседневную работу большинства людей в той же степени, в какой это может быть у кого-то с одним из этих расстройств.

Индивидуальные отклонения черт личности, как правило, являются неотъемлемой частью человека, и поэтому их трудно лечить.

Как определить аутическое расстройство у младенцев

Уже с младенческого возраста человек стремится к общению, и это естественное желание, особенности развития личности. Адаптация в социальном плане происходит у малышей очень рано, когда они еще являются беспомощными. Поэтому, если имеется ранний детский аутизм, такое состояние быстро выявляется, не заметить его невозможно. В настоящее время медики всесторонне изучают эту проблему. Не секрет, что здоровые дети очень быстро начинают выделять маму из окружения, и с этим нет никаких трудностей. В то же время, если за младенцем по какой-либо причине ухаживает другой человек, то ребенок прекрасно осознает разницу, и реагирует на его присутствие иначе.

Иногда бывает так, что мамочка берет на ручки малыша, а кроха недоволен, даже старается вывернуться. Или же он выглядит совершенно равнодушным, когда мамочка его держит на руках, ласково баюкает. Подобные ситуации требуют особого внимания, ведь это могут оказаться признаки заболевания. Не исключено, что тут имеют место отклонения в психическом развитии. Подобная ассоциальность может свидетельствовать о том, что у крохи начинается развитие раннего детского аутизма. В медицинской практике этот недуг называют синдромом Каннера.

Ранний детский аутизм всегда заметен, пропустить такую симптоматику просто невозможно. Причем, это имеет отношение не только к клиническим проявлениям, но и к различным бытовым ситуациям, которые замечает каждый родитель. В частности, малыш не начинает разговаривать, даже когда проходят самые поздние сроки, и здесь уже не остается сомнений, что имеются признаки нарушения. Родственники в таких случаях стараются выяснить у педиатра, чем подобный фактор может быть вызван, но серьезные причины, как правило, во внимание не принимаются, и об аутизме никто не думает.

Признаки детского аутизма

Несмотря на то, что уже в младенчестве заболевание заметно, у родителей возникает беспокойство позже, когда малыш подрастает. В два годика и позже симптоматику раннего детского аутизма замечает каждый, она выражена ярко. Чтобы понять, что следует бить тревогу, родителям надо знать важные признаки заболевания. К примеру, карапуз не демонстрирует оживления во время общения с родителями, няней. Как известно, малыши очень радостно реагируют на появление близких людей, они смеются, машут ручками. У аутичных малышей такая реакция отсутствует, они всегда равнодушны к приходу папы с работы или появлению бабушки.

На внешние факторы страдающие аутизмом дети тоже не реагируют. Родители очень заблуждаются, когда считают, что в данном случае имеются определенные дефекты, связанные с органами чувств. У малышей, которым не исполнилось три годика, специфичные проявления синдрома могут отсутствовать, и в данном случае симптоматика имеет отношение к соматовегетативной недостаточности. Выявить это не сложно, малыш плохо спит, аппетит нарушен, родителей беспокоят частые капризы. Кроме того, для раннего детского аутизма можно считать характерным плач безо всякой причины. Ребенок плачет, хотя абсолютно не расстроен, и ничего его не беспокоит.

Разумеется, заболевание имеет и другие признаки. В частности, специалисты отмечают скудность эмоций, особая замкнутость. Родственники обнаруживают, что карапуз всегда пребывает словно за стеной из стекла, в особом мире, и происходящее вокруг него малыша совершенно не интересует и не привлекает внимания. Аутичный ребенок не желает контактировать ни с кем, в том числе, и с близкими родственниками. На нежность мамы или других близких людей карапуз не обращает внимания, он просто не замечает такого отношения. С другими детьми малыш тоже не играет, он не понимает их забав и веселья. В основном речь больными ранним детским аутизмом не усваивается, а если он и может разговаривать, то с большим трудом.

Особенности заболевания

Проблема аутизма у детей всегда характеризуется в первую очередь, трудностями в общении, и эта особенность является доминирующей, когда происходит формирование поведения. К тому же у детей с ранним аутизмом параллельно возникают и прочие нарушения психического характера. Если основное расстройство успешно лечится, то проявления других психических нарушений становятся менее заметными. В данном случае, дети страдают проблемами со слухом, могут быть трудности с речью, и даже умственная отсталость. Медики отмечают, что ранний детский аутизм всегда протекает сложно, потому, что заболевание является составляющим шизофрении. Соответственно, необходимо применять особый подход и методики.

Ранний детский аутизм, если сравнить с другими нарушениями, отличается максимальной дисгармоничностью в поведении, высокой степенью сложности. Специалистами отмечена клиническая картина, во внимание принимаются не только нарушения, возникающие в структуре психики. Существует мнение, что происхождение аутизма довольно многолико, имеют значение конституционные особенности. Также известно немало случаев, когда течение аутизма у детей имеет легкую форму. В данном случае хорошим примером можно считать такие нарушения, как психопатии.

Лечение

Узнав от врача, что малыш болен аутизмом, родителям трудно смириться с таким диагнозом. И хотя нарушения заметны даже не медикам, у родственников все равно остается надежда, что состояние придет в норму, как только ребенок станет немного старше. Известно, что иногда и в самом деле проявления болезни немного сглаживаются, когда дети взрослеют. Тем не менее, в наше время проблему аутизма нельзя считать изученной полностью, и во многих ситуациях медики не приходят к единому мнению, так что в данной области постоянно проводятся исследования. Определенный спор и разногласия возникают при обсуждении методик коррекции, элементов воспитания.

Установлено, что аутичные дети в определенных ситуациях способны вполне адекватно вести себя, и даже проявляют сообразительность. Многие любят слушать музыку, или стихотворения. Важно, что в это время малыш серьезен, у него умное личико. Конечно, наблюдая все это, родители не теряют надежду на то, что трудности устраняться самостоятельно. Нужно подчеркнуть, что такие надежды ничем не оправданы, ситуация не исправляется. Специалисты работают над созданием новых методов, позволяющих оптимально корректировать состояние, подход к лечению всегда индивидуальный.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.