Нервно психическая тест скрининг

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Методика представляет собой опросник для родителей, предназначенный для скринингового выявления психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
skrining-diagnostika_psihich.napryazheniya_i_nevrotich.tenden.u_detey.docx 17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы.

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств. При обследовании детей важно, что бы текст был адаптирован к возрастным особенностям

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно так же использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Методика представляет собой опросник для родителей, предназначенный для скринингового выявления психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал: вегетативные дисфункции, астения, расстройства сна, нарушения аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, фобии и страхи, патологические привычные действия, экатрапунитивная агрессия. Вопросы шкал не пересекаются.

Пожалуйста, отметьте в тексте любым знаком, если у Вашего ребёнка в последнее время присутствует любой из перечисленных симптомов.

  1. Часто жалуется на боли в животе
  2. Сильно устает к концу дня
  3. Засыпает медленно и с трудом
  4. Отмечается очень плохой аппетит
  5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины
  6. Очень тревожен
  7. Легко пугается
  8. Грызет ногти
  9. Нередко бывают вспышки злости
  10. Часто жалуется на головные боли
  11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается
  12. Спит беспокойно
  13. Излишне разборчив в еде
  14. Часто плачет
  15. Боится неудачи
  16. Боится за свое здоровье
  17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)
  18. Легко злится, выходит из себя
  19. Бывает часто рвота
  20. Сильно раздражается и устает от шума
  21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым
  22. Иногда без причины отказывается от любимой еды
  23. Испытывает чувство неполноценности
  24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет
  25. Боится темноты или засыпать без света
  26. Часто моргает или зажмуривается
  27. Часто конфликтует или дерется с детьми
  28. Часто бывает головокружение
  29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости
  30. Снятся страшные или плохие сны
  31. Похудел за последнее время
  32. Считает, что другие ребята смеются над ним
  33. Часто ему трудно решиться на что-либо
  34. Боится одиночества или чужих людей
  35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.
  36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым
  37. Часто жалуется на боли в разных частях тела
  38. Стал менее выносливым
  39. Выглядит сонливым днем
  40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете
  41. Выглядит грустным, безрадостным
  42. Старается быть всегда тихим
  43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.
  44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)
  45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы по всем пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).

Если респондент набрал 3 и более балла по шкале, то соответствующий тип расстройства считается выраженным.

Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о необходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Это важно. Предупреждение

Использование психодиагностических методик не специалистами может привести к не достоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы.

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств. При обследовании детей важно, что бы текст был адаптирован к возрастным особенностям

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно так же использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал: вегетативные дисфункции, астения, расстройства сна, нарушения аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, фобии и страхи, патологические привычные действия, экатрапунитивная агрессия. Вопросы шкал не пересекаются.

Опросник предназначен для заполнения родителями (или лицами, исполняющими их обязанности).

Пожалуйста, отметьте в тексте любым знаком, если у Вашего ребёнка в последнее время присутствует любой из перечисленных симптомов.

1. Часто жалуется на боли в животе

2. Сильно устает к концу дня

3. Засыпает медленно и с трудом

4. Отмечается очень плохой аппетит

5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины

6. Очень тревожен

7. Легко пугается

9. Нередко бывают вспышки злости

10. Часто жалуется на головные боли

11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается

12. Спит беспокойно

13. Излишне разборчив в еде

14. Часто плачет

15. Боится неудачи

16. Боится за свое здоровье

17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)

18. Легко злится, выходит из себя

19. Бывает часто рвота

20. Сильно раздражается и устает от шума

21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым

22. Иногда без причины отказывается от любимой еды

23. Испытывает чувство неполноценности

24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет

25. Боится темноты или засыпать без света

26. Часто моргает или зажмуривается

27. Часто конфликтует или дерется с детьми

28. Часто бывает головокружение

29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости

30. Снятся страшные или плохие сны

31. Похудел за последнее время

32. Считает, что другие ребята смеются над ним

33. Часто ему трудно решиться на что-либо

34. Боится одиночества или чужих людей

35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.

36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым

37. Часто жалуется на боли в разных частях тела

38. Стал менее выносливым

39. Выглядит сонливым днем

40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете

41. Выглядит грустным, безрадостным

42. Старается быть всегда тихим

43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.

44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)

45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы по всем пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).

Если респондент набрал 3 и более балла по шкале, то соответствующий тип расстройства считается выраженным.

Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о необходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Это важно. Предупреждение

Использование психодиагностических методик не специалистами может привести к не достоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы.

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств. При обследовании детей важно, что бы текст был адаптирован к возрастным особенностям

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно так же использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал: вегетативные дисфункции, астения, расстройства сна, нарушения аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, фобии и страхи, патологические привычные действия, экатрапунитивная агрессия. Вопросы шкал не пересекаются.

Опросник предназначен для заполнения родителями (или лицами, исполняющими их обязанности).

Пожалуйста, отметьте в тексте любым знаком, если у Вашего ребёнка в последнее время присутствует любой из перечисленных симптомов.

1. Часто жалуется на боли в животе

2. Сильно устает к концу дня

3. Засыпает медленно и с трудом

4. Отмечается очень плохой аппетит

5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины

6. Очень тревожен

7. Легко пугается

9. Нередко бывают вспышки злости

10. Часто жалуется на головные боли

11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается

12. Спит беспокойно

13. Излишне разборчив в еде

14. Часто плачет

15. Боится неудачи

16. Боится за свое здоровье

17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)

18. Легко злится, выходит из себя

19. Бывает часто рвота

20. Сильно раздражается и устает от шума

21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым

22. Иногда без причины отказывается от любимой еды

23. Испытывает чувство неполноценности

24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет

25. Боится темноты или засыпать без света

26. Часто моргает или зажмуривается

27. Часто конфликтует или дерется с детьми

28. Часто бывает головокружение

29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости

30. Снятся страшные или плохие сны

31. Похудел за последнее время

32. Считает, что другие ребята смеются над ним

33. Часто ему трудно решиться на что-либо

34. Боится одиночества или чужих людей

35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.

36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым

37. Часто жалуется на боли в разных частях тела

38. Стал менее выносливым

39. Выглядит сонливым днем

40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете

41. Выглядит грустным, безрадостным

42. Старается быть всегда тихим

43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.

44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)

45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы по всем пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).

Если респондент набрал 3 и более балла по шкале, то соответствующий тип расстройства считается выраженным.

Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о необходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Есть ряд тестов и опросников для диагностики таких например заболеваний как паническое расстройство и генерализованное тревожное расстройство. Конечно психотерапевт или психиатр поленится проводить опросы и тесты, но это можете сделать ВЫ самостоятельно.

Рекомендую пройти изложенные ниже опросы и тесты, затем распечатать результаты и уже с этим идти на прием к врачу. А вдруг ему это пригодится.

1). Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom
Check List-90- Revised – SCL-90-R). Методика SCL-90-R создана L.R. Derogatis et. al.,
(1974, 1975) на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL). Опросник позволяет оценивать
актуальный психопатологический симптоматический статус у больных с различными
нервно-психическими заболеваниями.

2). Шкала тревоги Берка (The Beck Anxiety Inventory – BAI). Это клиническая тес-
товая методика, предназначенная для скрининга тревоги и оценки степени её выраженно-
сти. Шкала тревоги Бека представляет собой простой, удобный инструмент для предвари-
тельной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц.

4). Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory – STAI). Шкала явля-
ется информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реак-
тивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характе-
ристика человека). Разработана методика Ч.Д. Спилбергером в 1966-1973 гг., адаптирова-
на Ю.Л. Ханиным в 1978 году.

5). Интегративный тест тревожности (ИТТ). Это оригинальная клиническая
тестовая методика, созданная в 2005 году в НИПНИ им. Бехтерева А.П. Бизюком, Л.И.
Вассерманом, Б.В. Иовлевым. Предназначена для общей структурной экспресс-
диагностики тревоги и тревожности, в том числе в клинике пограничных нервно-
психических расстройств.

Методики для психологической диагностики структуры личности.

1). Стандартизованный клинический личностный опросник MMPI (адаптирован-
ный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик и Т.Л. Федоровой (1982) – полный вариант ММРI).
Оригинальный опросник создан в 40-50-х годах ХХ века S.R. Hathaway и J.C. McKinley
(1940), как вспомогательное средство для постановки психиатрического диагноза. Однако
в дальнейшем оказалось, что тест не подходит для решения дифференциально-
диагностических задач, но имеет большую ценность, как для характеристики личности
испытуемого, так и для оценки его актуального состояния. В настоящее время использу-
ется полный текст ММРI, адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева, апробирован-
ный на больных разных нозологических групп с целью проверки диагностических воз-
можностей (Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н., 1971), и стандартизированный на норматив-
ной выборке.

Методики для исследования отдельных индивидуально-психологических осо-
бенностей личности.

1). Методика для определения уровня субъективного контроля личности (УСК).,
Опросник УСК является инструментом измерения локуса контроля – психологического
феномена, описанного J.B. Rotter (1954) в рамках теории социального научения. Авторы
русскоязычной версии опросника разработали его исходя из принципа иерархической
структуры системы регуляции деятельности (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.,
1984).

3). Многомерная шкала перфекционизма (Multidimensional perfectionism scale –
MPS) Это личностная диагностическая шкала, разработанная канадскими учеными П.Л.
Хьюиттом (P.L. Hewitt) и Г.Л. Флеттом (G.L. Flett) для измерения уровня перфекционизма
и определения характера соотношения его составляющих у испытуемого. Методика явля-
ется первой стандартизированной шкалой для измерения такой личностной черты, как
перфекционизм. Она может найти применение в клинической и практической психодиаг-
ностике личности, в консультировании и психотерапии.

Методики для психологической диагностики факторов риска психической де-
задаптации.
1). Методика Индекс жизненного стиля" (Life style index). Методика Life Style
Index (LSI), создана в 1979 г. на основе психоэволюционной теории R. Plutchic и струк-
турной теории личности H. Kellerman. Она диагностирует всю систему механизмов пси-
хологической защиты, выявляет как ведущие, основные механизмы, так и оценивает сте-
пень напряженности каждого.

2).Методика E.Heim (1988) для определения характера копинг-поведения. Мето-
дика E. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинг-
стратегий, распределенных на когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы
совладания. В нашей стране методика была переведена и адаптирована в отделении нев-
розов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева В.А. Абабковым и др. (1998).

4). Мельбурнский опросник принятия решений (Melbourne decision making question-
naire, – MDMQ). Это личностный опросник, направленный на диагностику индивидуаль-
ного стиля принятия решений. Опросник является результатом апробации более общего
опросника Флиндерса (Flinders’ Decision Making Questionnaire, DMQ). На русском языке
валидизирован Т.В. Корниловой, С.А. Корниловой, М.А. Чумаковой в 2010 году. Психо-
логические исследования принятия решений человека в условиях неопределенности
включают как анализ когнитивных составляющих, так и личностных аспектов регуляции
его выборов.

Методики для психологической диагностики системы значимых отношений.

1). Опросник для исследования межличностных проблем (Inventory of Interpersonal
Problems (IIP). Опросник IIP создан L.M. Horowitz et al., в 1988 году с целью диагностики
наиболее существенных межличностных проблем у пациентов с различными нервно-
психическими заболеваниями. Авторы исходили из положения о том, что понимание и
решение интерперсональных трудностей является важным моментом в лечении множест-
ва расстройств, включая депрессивные и тревожные. В этой связи опросник широко ис-
пользуется в психотерапии, а также с целью оценки эффективности проведенного лече-
ния.

2). Методика для исследования выраженности внутриличностных конфликтов,
разработанная С. Ледером и сотр. (1973) в клинике неврозов Института психиатрии и нев-
рологии в Варшаве (Польша).

Скрининг панического расстройства

Шкала тревоги Шихана (ShARS). Разработана D.V. Sheehan в 1983 году. Это скри-
нинговый тестовый инструмент для диагностики и самодиагностики расстройств тревож-
ного спектра. Методика создана в 1983 году на основании выборки симптомов тревожных
расстройств и панически атак и включает в себя наиболее распространённые проявления
этих расстройств, в том числе соматические и вегетативные проявления тревоги. Шкала
предназначена для использования на популяции взрослых лиц с установленным или пред-
полагаемым расстройством тревожного спектра.
Уровень тревоги выше 30 баллов считается клинически значимым, а выше 80 -
очень высоким.
0-30 - отсутствие клинически выраженной тревоги.
30-80 - клинически выраженная тревога.
80 и выше - тяжелое тревожное расстройство.
Средний балл при паническом расстройстве и агорафобии составляет 57±20.
Целью терапии должно быть достижение уровня тревоги ниже 20 баллов.

Скрининг генерализованного тревожного расстройства

0-4 – минимальный уровень тревожности
5-6 – умеренный уровень тревожности
10-14 – средний уровень тревожности
15-21 – высокий уровень тревожности
Средняя выраженность у больных с генерализованным тревожным расстройством
составляет 14,4 балла.
------------------------

Сборник разработан Российским обществом психиатров и рекомендован для специалистов, практикующих врачей. 2015год.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.