Закаливание нервной системы ребенка

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.


Основные эффекты закаливающих процедур:

- укрепление нервной системы;

- развитие мышц и костей;

- улучшение работы внутренних органов;

- активизация обмена веществ;

- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

проводить закаливающие процедуры систематически;

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;

никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

закаливаться всей семьей;

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания


К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны;

сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров - прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.


  1. Понятие закаливания
  2. Воздушные ванны
  3. Водные процедуры
  4. Когда нельзя закаливать: противопоказания
  5. Методы, используемые для новорожденных детей
  6. Упражнения для детей старше 3 лет
  7. Важные правила закаливания для ребенка любого возраста


Ребенок и со слабым иммунитетом может проводить время в бассейне

Понятие закаливания

С рождения ребенок через грудное молоко получает от матери антитела, таким образом формируется устойчивость к заболеваниям, к которым у мамы есть резистентность.

Примерно к 3 месяцам организм грудничка теряет материнские антитела и начинает постепенно вырабатывать иммунный ответ самостоятельно. Это происходит активно, в результате вакцинации и контакта с различными инфекционными агентами, или пассивно, в результате кормления грудью и введения иммуноглобулинов.

Закаливание – это процесс укрепления иммунной системы человека активным способом. При нем формируется способность организма адаптироваться к агрессивным факторам внешней среды. Для того чтобы ребенок не болел больше, чем это происходит обычно, необходимо проводить естественное закаливание – как в домашних условиях, так и на свежем воздухе, на природе или в городе.

Важно правильно подходить к процессу закаливания, чтобы не привести к сбою в работе организма, а постепенно увеличивать выработку антител, укреплять сосуды, улучшать кровообращение и лимфодренаж, работу надпочечников и вегетативной нервной системы.

Другими словами, необходимо давать организму небольшой равномерный стресс, к которому возможно выработать правильный адекватный ответ. В качестве самых действенных распространенных методов используются воздушные или водные процедуры.

Совмещение холодной воды и теплого воздуха способствует спазму и расширению сосудов, стимуляции кровообращения, кроветворения, секреции органами иммунной системы иммуноглобулинов.

Воздушные ванны

Многие родители неправильно понимают суть закаливания: ребенку нельзя попадать в серьезные стрессовые ситуации без необходимой подготовки.

Закаливание на свежем воздухе включает следующие мероприятия:

  • зарядка по утрам на улице или прогулки;
  • игры на детских площадках;
  • катание на велосипеде;
  • пикники, походы;
  • плавание в открытых бассейнах или озерах, морях.

Важно, чтобы прогулки и пребывание на свежем воздухе стали ежедневно необходимы для ребенка. Прогулки с раннего возраста должны присутствовать в жизни малыша, в любую погоду необходимо гулять, зимой и летом.


Ежедневное купание младенца правильно проводится в четыре руки

Водные процедуры

Как закалять ребенка с помощью воды? Известно, что обливание и контрастный душ укрепляют организм, улучшают эластичность и прочность сосудов, рост и развитие органов и нервной системы.

Существует множество вариантов закаливания с использованием воды:

  • обтирание или обливание;
  • плавание;
  • чередование умывания в теплой и холодной воде.

Важное правило заключается в том, что нельзя сразу подвергать организм стрессу, с которым он сможет не справиться. Нельзя в первый же день обливать ребенка ледяной водой, окунать его в холодное озеро. Важно начинать с коротких процедур с прохладной водой:

  • ежедневное купание с обливанием;
  • умывание;
  • упражнения в бассейне.

Любое закаливание, как системное, так и локальное, должно быть длительным и постепенным. Можно закалить дыхательную систему, давая ребенку прохладные напитки и постепенно снижая их температуру. Важно проводить процедуры регулярно, не делать больших пауз. Если долго не поить ребенка холодной водой, местный иммунитет возвращается к состоянию до закаливания, и горло заболит сразу после начала употребления холодных лимонадов или мороженого.

Когда нельзя закаливать: противопоказания

Важно понимать, что здоровый образ жизни предусматривает ежедневное закаливание организма. Ребенку необходимы ежедневные прогулки, занятия спортом, но только в том случае, если нет патологических состояний, которые могли бы привести к вреду от закаливания.

Противопоказания к закаливанию:

  • врожденные аномалии развития сердца (в послеоперационном периоде после устранения порока постепенно можно вести относительно нормальный образ жизни);
  • при анемии любого происхождения (обычно у детей диагностируется железодефицитная анемия, возникающая из-за недостаточного употребления продуктов, богатых железом, или нарушения его всасывания);
  • острые респираторные заболевания (синусит, ринит, фарингит, бронхит);
  • состояние лихорадки и озноба;
  • нарушения неврологического статуса (эпилептические приступы, эпиактивность на ЭЭГ, нарушения сознания);
  • истощение, нарушение питания, кахексия.

Недоношенным новорожденным приступать к закаливанию следует в возрасте 1,5-3 мес в зависимости от состояния здоровья.

В этом списке нет детей со слабым иммунитетом, а также тех, кточасто переносит ОРВИ. Такое состояние можно и необходимо исправлять закаливанием, но правильным способом, ведь нарушение этого процесса может усугубить недостаточность иммунитета.

Методы, используемые для новорожденных детей

Все советы педиатра по ухаживанию за грудным ребенком – это методы ежедневного закаливания:

  • ежедневное купание;
  • зарядка и массажи;
  • прогулки.

Каждый из этих ритуалов нужно выполнять правильно, чтобы они благотворно отражались на развитии малыша.

Купать ребенка надо каждый день в теплой воде. Важны температура воздуха в комнате, используемые средства для ухода за кожей и обработки пупка.

Более агрессивные методы начинаются с контрастного обливания ножек в момент, когда остальное тело находится в тепле. Сначала обливают прохладной, затем холодной водой. Ребенок не должен при этом плакать, чего-то бояться, ощущать хоть какой-то дискомфорт. Все должно происходить в виде игры.

  • умывание сначала теплой, потом холодной водой;
  • контрастный душ (снижать температуру воды нужно постепенно);
  • обтирание во время купания;
  • проведение времени на солнце (это надо делать с осторожностью, защищая кожу от действия прямых солнечных лучей, перегревания и солнечных ударов).

Все упражнения обговариваются с врачом, проводятся только в случае отсутствия противопоказаний.


Дети постарше могут закаляться самостоятельно на улице и в домашних условиях

Упражнения для детей старше 3 лет

С этого возраста можно начинать применять более серьезные методы закаливания, но необходимо с осторожностью подбирать те, которые бы нравились ребенку.

Важная составляющая закаливания – это стабильное состояние ребенка, как физическое, так и эмоциональное. Если малыш начинает плакать или неадекватно реагировать на процесс, необходимо срочно прекратить процедуру.

Возможные методы, которые используются в этом возрасте:

  • обливание холодной водой на улице; процедура должна проводиться поэтапно: начинают с коротких обливаний теплой водой при высоких температурах окружающей среды, затем постепенно увеличивают объем воды и длительность обливания;
  • прогулки в летние дни без верхней одежды (не забывать защищать кожу от солнечных лучей);
  • плавание летом в искусственных или натуральных водоемах.

Активные прогулки, игры и спортивные упражнения на свежем воздухе должны быть неотъемлемой частью жизни ребенка.

Важные правила закаливания для ребенка любого возраста

Существуют некоторые правила, которые должен знать каждый родитель:

  • все процедуры должны проходить при хорошем самочувствии ребенка: он должен хорошо высыпаться, ни на что не жаловаться, не лихорадить и не быть апатичным; нужно проконсультироваться по вопросам закаливания с врачом и получить его одобрение, по необходимости назначаются различные лабораторные и обследованиятесты для того, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний;
  • понижение температуры воды должно быть постепенным;
  • при закаливании половые органы мальчиков необходимо прикрывать плавками (функциональность яичек нарушается из-за резких перепадов температур);
  • ребенок не должен гулять сразу после еды, также нельзя перекармливать детей (таблицы равномерного роста и веса разработаны педиатрами, чтобы показывать, сколько должен весить ребенок в определенном возрасте при определенном росте; если масса тела больше или меньше нормы, это всегда признак нарушения питания или работы внутренних органов);
  • если ребенок находится в помещении, температура в нем не должна быть слишком низкой или высокой, оптимальная температура в доме – 19-20 градусов; также необходимо постоянно хорошо проветривать комнаты независимо от состояния ребенка (проветривание должно проводиться даже чаще, когда в доме есть больные респираторными инфекциями);
  • на улицу необходимо одевать детей так же, как и себя (миф о том, что ребенка нужно одевать теплее, чем взрослого, ничем не подкреплен);
  • закаливание каждого ребенка – это сугубо индивидуальный процесс, который различается у разных детей; невозможно подобрать универсальный метод;
  • закаливание не может быть методом лечения какого-либо заболевания – это лишь профилактическая мера против болезней.

Правила распространяются на детей любого возраста, детей с хроническими заболеваниями и врожденными аномалиями, которые не являются противопоказаниями для закаливания. Соблюдая эти простые правила, родитель создает оптимальные условия для роста здорового малыша, который адекватно воспринимает окружающий мир, умеет и любит учиться чему-то новому, редко болеет и радуется каждому дню.


Перед плаванием в озерах и реках правильно будет проверить их безопасность для купания

Закаливание – важная часть жизни каждого человека, взрослых и детей. Эти процедуры должны быть ежедневными для усиления защитных свойств организма. Держать детей взаперти, оберегать от всего на свете – такая тактика не только не сделает их здоровее, но может полностью погубить их иммунную систему и привести к развитию серьезных заболеваний в будущем. Забота о подрастающем поколении должна подкрепляться знаниями и медицинскими рекомендациями.

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мягкого металла в более твердый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку: под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма всем вредным влияниям, которым он подвергается. Такая тренировка полезна всем, но для маленьких детей она приобретает особое значение.

От того, как растет и разви­вается ребенок в первые годы своей жизни, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Сталки­ваясь с массой микробов и виру­сов, только что родившийся ма­лыш часто оказывается безза­щитным передними. Частые ин­фекционные заболевания в пер­вые годы жизни способны исто­щить и так еще неокрепший ор­ганизм крохи, отразившись на его физическом и нервно-психи­ческом развитии. Но все же при­рода наделила новорожденного множеством приспособитель­ных и защитных механизмов. Это и механизмы терморегуля­ции, предупреждающие перег­ревание и переохлаждение, и иммунная система, способная вырабатывать факторы защиты против микробов и вирусов, и барьерные механизмы кожи, ды­хательных путей, кишечника.

Создавая тепличные условия для жизни любимого крохи, мы лишаем работы врожденные ме­ханизмы адаптации. В результа­те солнце, воздух и вода, жиз­ненно необходимые малышу, становятся для него опасными. Закаливание является самым простым и доступным и в то же время очень эффективным спо­собом укрепления защитных сил организма. У незакаленного че­ловека при охлаждении сужают­ся не только сосуды кожи, но и сосуды носоглотки. При этом клетки слизистой оболочки носа начинают плохо снабжаться кровью, снижается выделение ими защитных веществ, способ­ных убивать вирусов и микро­бов. Если же ребенок закален­ный, то под влиянием холода со­суды вначале сужаются, а потом резко расширяются. Во время закаливания мы как бы трениру­ем способность сосудов изме­нять свой просвет (сужаться илирасширяться) под воздействием различных температур. Закали­вание также способствует пра­вильному обмену веществ, ока­зывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Закаливание проводят, ис­пользуя воздействие на орга­низм ребенка факторов окружа­ющей нас среды - воздуха, во­ды, солнца. Для детей первого года жизни наиболее приемлемо закаливание воздухом и водой.

Закаливание воздухом следу­ет начинать с создания опти­мального температурного ре­жима в помещении, где находит­ся малыш. Для новорожденного ребенка температура воздуха в комнате должна быть +23 °С, в возрасте 1—3 месяцев — + 21—22 °С, в возрасте от 3 месяцев до 1 года — +20—21°С, а старше 1 года-----18—20 °С. Необходимо ежедневно проветривать помещение. Сквоз­ное проветривание можно прово­дить лишь в то время, когда ма­лыша в комнате нет. Зимой про­ветривать комнату следует 4—5 раз в день по 10—15 минут, а ле­том можно постоянно держать открытой форточку. При этом воздух в комнате обогатится кис­лородом, а снижение температу­ры воздуха на 1 —2 °С имеет за­каливающий эффект. Не секрет, что младенцы более комфортно чувствуют себя именно не в душ­ном помещении, особенно это касается детей с неврологичес­кими нарушениями.

Одними из первых закалива­ющих процедур для малыша яв­ляются воздушные ванны, ко­торые он начинает получать уже с первых минут своей жизни. Они усиливают обмен веществ, повышают поступление кисло­рода в организм не только через легкие, но и через кожу, улучша­ют состояние нервной системы, активизируют механизмы тепло­обмена, оказывая тренирующий эффект на сосуды кожи.

На первом году жизни воздуш­ные ванны младенец получает во время пеленания и переодевания, проведения гимнастики и масса­жа. Их проводят при температуре в комнате +20—23 °С для ребен­ка первого года жизни, постепен­но снижая температуру до +18—19 °С на втором году жизни.

Уже с первого месяца жизни необходимо приучать ребенка к прогулкам на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе улучшает сон и аппетит, является средством профилактики рахита, повышает сопротивляемость ды­хательных путей инфекциям.

В летнее время новорожден­ного впервые выносят на про­гулку со второй недели жизни. Время первых прогулок— 15—20 минут; постепенно его дово­дят до 6—8 часов в день. В хо­лодное время года прогулки на­чинают с 2—3-недельного воз­раста при температуре воздуха не ниже -5°С, начиная с 10—15 минут и постепенно, в течение 10—14 дней, увеличивая про­должительность прогулки до 1,5—2 часов 2 раза в день. В возрасте 1 —3 месяцев выносить детей на прогулку можно при температуре воздуха до -10 °С, а старше 6-месячного возраста — до -15 °С. В более холодную по­году прогулки можно проводить на застекленном балконе либо в комнате при открытой балкон­ной двери. Во время прогулки постоянно следите за самочув­ствием ребенка. Спокойный сон, розовый цвет лица, теплые руч­ки, ножки и нос свидетельствуют о том, что малыш чувствует себя комфортно, а значит, одет по по­годе. Если во время прогулки ре­бенок беспокоен, лицо бледное, а нос и конечности холодные, -это говорит о переохлаждении. Беспокойный сон, потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко. Закали­вать закутанного в несколько слоев одежды, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка — занятие бесперспек­тивное.

В летнее время во время прогулки на свежем воздухе ма­лыши могут принимать свето-воздушные ванны. Прямые сол­нечные лучи противопоказаны детям первого года жизни, так как маленькие дети очень чувствительны к воздействию ультрафиолета. Лучше, если ре­бенок будет находиться под рас­сеянными солнечными лучами, в кружевной тени деревьев. Летом грудные дети должны принимать свето-воздушные ванны притемпературе воздуха +22— 24 °С в безветренную погоду. Во время бодрствования через 1 — 1,5 часа после еды ребенка раз­девают, оставляя голеньким на несколько минут (для грудных детей следует начинать с 3 ми­нут, для более старших — с 5 минут) и постепенно увеличивая время процедуры до 30 минут. Оптимально проводить ванны в утренние часы: в средней полосе России — с 9 до 12 часов, в жар­ком климате — с 8 до 10 часов. Во время проведения процедур малыш должен быть активным (играть игрушками, ползать или ходить), а на голове у него обяза­тельно должна быть панамка. Если годовалый малыш хорошо переносит свето-воздушные ванны, со временем его можно подставить под прямые солнеч­ные лучи, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая продол­жительность до 5—10 минут. Лучше принимать солнечные ванны в утренние (с 8 до 10 ча­сов) или вечерние часы (после 17 часов). Если во время проце­дуры малыш беспокоен, возбуж­ден, появились испарина и пок­раснение лица, необходимо прекратить процедуру, перемес­титься в тень и напоить ребенка водой.

Наиболее сильным и эффек­тивным средством закаливания является вода. Привычные для малыша умывание, гигиеничес­кая ванна, душ могут быть ис­пользованы в оздоровительных целях. Водные процедуры могут быть местными (умывание, обти­рание, ножные ванны) и общими (гигиеническая ванна, облива­ние, плавание). Для получения закаливающего эффекта необхо­димо соблюдать контрастность воздействия, постепенно снижая температуру воды и увеличивая время воздействия. Правильно проводимые водные процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Закаливание умыванием у детей первого года жизни прово­дят водой +28 °С, умывая лицо и кисти рук. Постепенно температуру воды снижают на 1 °С каждые 2—3 дня, доводя ее до +22—20 °С. С возрастом рас­ширяют площадь воздействия, умывая лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей.

Как только малыш привык­нет к водным процедурам, пере­ходите к обтиранию. Ослаблен­ным и недоношенным детям в течение 1—2 недель желатель­но сначала проводить растира­ния сухой фланелевой рукавич­кой до слабого покраснения ко­жи, а затем уже начинать влаж­ные обтирания. Обтирание де­тей первого года жизни начина­ют водой температуры 34 — 35 °С, постепенно понижая тем­пературу до 28 °С в течение 2— 3 недель (на 1 °С каждые 3—4 дня). Смоченной в воде вареж­кой из фланелевой либо махро­вой ткани обтирают сначала руч­ки (от кисти до плеча), затем ножки (от ступни до колена) в течение 1 —2 минут. Через 1 —2 недели детям в возрасте 3 меся­цев и старше обтирают ручки, затем ножки, постепенно добав­ляя обтирание груди (круговыми движениями по часовой стрелке, обходя соски), спины (от середи­ны позвоночника к бокам по хо­ду ребер) и живота (по ходу ча­совой стрелки — центр в области пупка). Сразу после влажного обтирания каждую часть тела надо обязательно вытирать на­сухо до легкого покраснения.

Ученые доказали, что подош­вы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. На коже стоп распола­гается множество нервных окон­чаний, рефлекторно связанных со всеми органами и системами на­шего организма. На стопе распо­лагаются терморецепторы (нерв­ные окончания, которые реагиру­ют на холод и тепло). Стоит неза­каленному малышу промочить ноги, как тут же появляются пер­вые признаки болезни. Поэтому закаливание этих рецепторов имеет особое значение. * Наиболее распространенным для детей на пер­вом году жизни является местное обливание ног.

При этом можно использовать как обливание с постепенным снижением температуры воды, так и применение контрастного обливания ног.

Обливание стоп начинают водой температуры +36—35 °С, снижая температуру воды каждые 3—4 дня на 1 °С и доводя ее до +30 °С для детей первого полугодия жизни и до +28 °С во втором полугодии. Обливание стоп у детей старше года проводят водой +26—24 °С.

При проведении контрастного обливания ног или контрастных ножных ванн необходимо соблю­дать правило: обливать или погружать в холодную воду можно только теплые ножки. Сначала ноги об­ливают теплой водой (+36 °С), затем холодной (+24—20 °С), а в конце — снова теплой (+36 °С).

Контрастные ножные ванны можно прово­дить в виде игры, перемещая ножки ребенка из тазика с теплой водой в тазик с холодной. При этом температура теплой воды должна быть +36—38 °С, а холодной — в первый раз на 3— 4 °С ниже. Каждые 5 дней температуру в тазике с холодной водой понижают на 1 °С, постепенно доводя до +24—20 °С. За одну процедуру прово­дят от 3 до 6 погружений. У здоровых детей про­цедуру следует заканчивать холодной водой, а у ослабленных — теплой.

Летом, если малыш уже начнет топать, не бойтесь дать ему возможность побегать босиком по земле, песку, траве. Вы увидите, сколько ра­дости испытает он от этого!

Сильнодействующие методы водного закали­вания (моржевание, баня, сауна), как правило, применяются для детей с 2—3 лет, когда орга­низм малыша уже адаптировался к испытанным ранее более щадящим методам.

К сожалению, закаливание не сможет огра­дить малыша от всех болезней, но, безусловно, поможет ему более легко и быстро преодолеть любые болезненные состояния, так как организм закаленного ребенка лучше сопротивляется ин­фекциям и активнее с ними борется.

Перед началом закаливания необходимо обязательно посове­товаться с врачом. Если малыш за­болел, продолжать закаливание нельзя до полного выздоровле­ния!

Следует отметить, что физио­логическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наобо­рот, подавления иммунной актив­ности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном зака­ливании ребенка низкими темпе­ратурами, например при облива­нии ледяной водой. Поэтому боль­шинство врачей, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают, что ку­пание в ледяной воде противопо­казано детям.

  1. Процедуры следует прово­дить систематически во все време­на года без перерывов, так как на­иболее значимый и стойкий зака­ливающий эффект возникает лишь при повторении темпера­турных нагрузок. При прекраще­нии процедур у детей на первом году жизни эффект закаливания исчезает в более короткие сроки, чем у взрослых, — через 5—7 дней. В зависимости от времени года за­каливающие процедуры должны заменяться, а не отменяться. Зака­ливание будет иметь эффект лишь в том случае, если оно станет для ребенка составляющей его естест­венного образа жизни и будет со­четаться с обычными для него ме­роприятиями, такими, как умыва­ние, воздушные ванны, гимнасти­ка, прогулка, игра, купание, сон.
  2. Проводя закаливание, необ­ходимо усиливать воздействие постепенно. Переходя от более слабых по воздействию процедур к более сильным (например, от обтирания к обливанию, затем к принятию душа, купанию), необ­ходимо постепенно увеличивать и их продолжительность.
  3. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы получить оздоро­вительный эффект от закалива­ния, каждое температурное воз­действие должно соответствовать возможностям организма. Нес­мотря на более интенсивные об­менные процессы в организме, нужно помнить, что маленькие дети в силу незрелости механиз­мов теплообмена охлаждаются значительно быстрее взрослых. Особенно это касается недоно­шенных и ослабленных детей.
  4. Необходимо стремиться, что­бы закаливание вызывало у ре­бенка только положительные эмо­ции. Не настаивайте на выполне­нии процедуры, если кроха рас­строен, плачет, лучше отложите ее проведение на время или перене­сите на следующий день. Если ре­бенок боится, попробуйте прово­дить процедуры в форме игры.
  5. Важно следить за состоянием ребенка во время закаливания. Начинать закаливающие проце­дуры можно лишь в том случае, если тело, ручки и ножки малыша теплые. Если ребенок охлажден, а значит, его сосуды сужены, выра­ботать положительную реакцию на закаливание не получится - он лишь еще больше охладится. Се­анс закаливания надо тотчас прек­ратить, если малыш напряжен, скован, дрожит, а тело его бледное или даже посинело. Пользы от это­го не будет. В следующий раз ис­пользуйте более высокую темпе­ратуру, так как во время закалива­ния тело малыша должно быть ро­зовым, а сам он - подвижным, ак­тивным, полным энергии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.