Нервно психические факторы и система

Любая болезнь, какую бы часть тела, систему или орган она ни захватывала, всегда является болезнью не отдельного органа, не отдельной системы, а всего организма. Не случайно в медицине исторически закрепилось правило: лечить следует не болезнь, а больного.

Вместе с тем и до настоящего времени медицина строится преимущественно на принципах органной или системной патологии (болезни сердца, легких, желудка, почек и др.; болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и др.).

Такому делению способствует ряд обстоятельств:

1) сила традиций в делении болезней;

2) сложившаяся система специализации врачей в связи с различием используемых приемов и методов исследования и лечения болезней (атрибут невролога – неврологический молоточек, хирурга – скальпель, ЛОР-врача – рефлектор, окулиста – глазное зеркало);

3) относительная методическая простота укоренившегося деления;

4) специализированный набор технических устройств, требуемых при определенных болезнях (например, в хирургических, травматологических, глазных отделениях – применение аппарата Елизарова при переломах, щелевой лампы для удаления инородных тел глаза);

5) различие эпидемиологических форм защиты (например, для больных с острозаразными болезнями: чесотка – избегание телесного контакта; туберкулёз – уклонение от вдыхания заражённого палочкой Коха воздуха и др.).

Несмотря на сохраняющийся органо-системный принцип деления внутренних болезней, современные клиницисты изучают и лечат не болезни систем и органов, а больного.

В связи с продолжающимся дроблением болезней и специальностей общее правило лечить больного, а не болезнь становится особенно важным медико-психологическим принципом деятельности любого врача независимо от его узкой специальности (например, кардиолог, уролог, дерматолог, офтальмолог и др.).

При всем том в практической медицине сложилось и иное деление болезней, рассмотрение которого представляется существенным для понимания некоторых сторон медицинской психологии.

Весьма условно все болезни делят на три группы.

Это деление весьма условно, поскольку основанием для него становятся самые различные критерии (например, цирроз печени может быть соматической болезнью, следствием вирусного гепатита — проявлением инфекционной болезни, результатом экзогенной, в частности алкогольной, интоксикации и др.).

Особенность нервных болезней состоит, в частности, в том, что в основе их лежат нарушения афферентной (приводящей, чувствительной) или эфферентной (отводящей, двигательной) проводимости в нервных путях, вызванные повреждениями самих проводников на разном их уровне или повреждением центральных (церебральных — мозговых) центров их проекции.

Нервные болезни, следовательно, представляют собой болезни центральной и периферической нервной системы. Нервные болезни также объединяют формы патологии с различной этиологией (сосудистой, дегенеративной, инфекционной и др.).

Как любой другой орган организма, головной мозг имеет биологические (физиологические) функции. Изучение их у подростков, с раннего возраста вскормленных в логове животных (вне общества людей), обнаружило все типичные биологические качества, определяемые современными методами. В то же время признаков человеческой психики у таких детей и подростков не было выявлено.

В целом психические болезни представлены:

Вместе с тем эта модель позволяет глубже понять соматопсихические и психосоматические влияния, которые при некоторых болезнях могут выступать особенно отчетливо.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 143 ;

Любая болезнь распознается на основании объективных признаков ее (симптомов), которые в структуре каждой отдельной формы болезни объединяются в комплекс симптомов (синдромы).

В медицинской практике, литературе все болезни, можно сказать, условно делят на соматические, нервные и психические болезни.

1. Соматические - внутренние болезни. Болезни при которых патологические изменения обнаруживают органы и системы человеческого тела.

Нервные болезни являются болезнями нервной системы и мозга. Мозга спинного, продолговатого, головного, включая все его образования. Нервные болезни также объединяют формы патологии с различной этиологией. Этиология может быть инфекционной, вирусной, дегенеративной, сосудистой и др.

3. Психические болезни. отличие психических болезней и состоит в преимущественном расстройстве специфически человеческих, субъективных, рассудочных форм деятельности человека. Они находят выражение в изменениях продуктивности целенаправленной деятельности человека, изменениях полноты, последовательности и адекватности психомоторики, содержания мимики, пантомимической выразительности, а также в неадекватных оценках окружающего и изменений, происходящих в самом себе. Кроме того, это находит выражение в субъективном переживании утраты былого самочувствия и смены его новыми состояниями. Все эти расстройства имеют в своей основе сложные биологические - физиологические изменения, которые в деталях медицинской наукой изучены еще недостаточно.

Психосоматические взаимовлияния, так же как психосоматические болезни, представляют собой объективную реальность.

Сложные жизненные ситуации и соответствующие им переживания человека могут существенно изменять функцию желудка. Страх, массивные психические потрясения, депрессивные переживания приводят к его гипофункции; наоборот,

При длительном стойком снижении настроения (например, при депрессии) чрезмерное всасывание воды приводит к снижению двигательной активности кишки, обезвоживанию ее содержимого и как следствие - к запорам. Еще в начале 20-х годов на основании клинических наблюдений на это указывал советский психиатр В.П. Протопопов.

Не менее убедительны значительные нарушения обмена веществ, особенно секреции адреналина, и связанные с этим изменения обмена тирозина и его производных, имеющие то преходящий, то резко выраженный стойкий характер.

В результате новых исследований удалось установить связь между особенностями характера, типами личностного реагирования и метаболизмом биологически активных веществ -- иными словами, между явлениями психическими и соматическими, идеальными и обеспечивающими их материальными, социальными и биологическими, как у практически здоровых лиц, так и при нервно-психических расстройствах. Ситуация психического напряжения вызывает нарушение метаболизма.

Психосоматические взаимовлияния иногда властно преображают привычную деятельность человека, вступая в противоборство даже с инстинктом самосохранения. Приведём несколько примеров:

Французский врач Лобри описал крупного военачальника, который повел в атаку часть и в это время у него неожиданно наступил приступ сердечной боли. Несмотря на прямую опасность погибнуть от пули и снарядов противника под шквальным обстрелом, он остановился и застыл, пока не прошел приступ и боль не отступила.

Сила творческого воображения настолько велика, что может приводить к сложнейшим телесным изменениям, отчетливо фиксируемым и точно идентифицируемым воображением человека. Известно, как французский писатель Флобер в пылу творческого вдохновения, охваченный описанием отравления героини своего романа мышьяком, так ярко вообразил появление признаков отравления, что многие из них возникли у него самого.

Таким образом, эти факты не только убедительно подтверждают существование психосоматических и соматопсихических влияний, но и приближают нас к познанию сложных закономерностей, лежащих в их основе.

Описание нервно-психических заболеваний

К нервно-психическим расстройствам относят состояние человека, в котором меняется сознание и появляется характер разрушительного поведения.

Нервно-психические заболевания характеризуются умеренным уровнем расстройства психики. Подобные заболевания определяются психической дискоординацией, неуравновешенностью, нарушением циклов сна и бодрствования, а также состоянием гиперактивности и наличием мнимых заболеваний.

Психологи не всегда могут определить симптомы расстройства психики, связанные с биологическими, медицинскими и социальными факторами. Обычно источником подобных нарушений являются физиологические сбои в работе организма.

Причины нервно-психических заболеваний

Основными причинами являются психологические факторы. Сюда относятся острые психические травмы или продолжительный период неудач, когда создается длительное психическое напряжение.

Эмоциональная напряженность проявляется не только в психике человека, но и в сбое работы внутренних органов, таких как сердечной аритмии, дисфункции дыхания и нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

  • Курсовая работа Нервно-психические заболевания 450 руб.
  • Реферат Нервно-психические заболевания 250 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психические заболевания 220 руб.

Чаще всего нервные расстройства ограничиваются функциональными и временными формами. Тем не менее, иногда, при эмоциональном напряжении возникают заболевания, связанные с психическим перенапряжением. При этом стрессовый фактор имеет важное значение, например при кожных заболеваниях, гипертонии или желудочных заболеваниях.

Следующим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний, является расстройство вегетативной нервной системы. Нарушения характеризуются:

  • скачками артериального давления,
  • нарушением ритма сердца,
  • головными болями,
  • расстройством сна,
  • потливостью,
  • ознобом,
  • дрожью пальцев на руках,
  • неприятными ощущениями в теле.

Подобные психические напряжения фиксируются в сознании человека и появляются в стрессовых ситуациях в виде тревоги или скованности.

Третьим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний служат индивидуальные особенности человека. Некоторые люди имеют склонность к неустойчивым проявлениям в характере, эмоциональному дисбалансу и привычке постоянно переживать в любых обстоятельствах и ситуациях. Таким образом, у них формируется риск развития психических расстройств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четвертым фактором являются сложные периоды в жизни человека. Существуют стрессовые периоды в жизни человека. Этап увеличенного риска приходит в возрасте от 3 до 5 лет при формировании личностного я, затем в период от 12 до 15 лет происходит половое созревание ребенка, во время которого перестраиваются все системы организма.

Диагностика и лечение нервно-психических заболеваний

Среди современных психиатров главной задачей является установление точного диагноза и результативное восстановление нормальной деятельности психики. В медицинских учреждениях заболеваниями психики занимаются профессиональные психотерапевты, обладающие высшей квалификацией и солидным опытом. Они подходят к пониманию причин психических расстройств с различных сторон и назначают разноплановое лечение.

Обычно лечение нервно-психических заболеваний основано на исследовании психосоматики тела, потому что подобные нарушения являются следствием заболеваний внутренних органов и систем.

Бывает так, что у человека существует болезнь, о которой он ничего не знает, при этом она является источником его психических расстройств. Например, состояние депрессии может быть связано с болезнями желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Нервно-психические расстройства диагностируются и лечатся с использованием современного оборудования, новейших лекарственных средств и лучших профессиональных методов. В современном мире существует большая вероятность успешного лечения нервно-психических заболеваний. Полагаясь на возможности медицины и на поддержку близких людей, страдающий человек может полностью восстановиться и вернуться к нормальной жизни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления.

Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека - потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной.

Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяю­щую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требова­ниям.

Психическое здоровье неразрывно связано в понимании большинства людей с теорией стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Стресс (от англ. stress - напряжение, усиление, ударение) - что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители. Термин, как и теория, был предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г.

Некоторые ученые выделяют стресс, вызванный положи­тельными эмоциями - эустресс и отрицательными - дистресс.

Механизм ответной реакции организма, или стресс, вызы­вается выбросом в кровь гормона надпочечников - адреналина.

Может быть и такое, что нетренированные (при малоподвижном образе жизни) стенки кровеносных сосудов не выдерживают дав­ления на них крови, при его повышении под действием адрена­лина, лопаются, и если это происходит в головном мозге, то на­зывается кровоизлиянием (красный инсульт), если в толще сер­дечной мышцы, то - инфарктом миокарда и т.д. Вот почему хронический стресс и неумение с ним бороться страшны для совре­менного человека.

Кроме того, у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются бо­лезни нервной системы, которые объединены в группу невроти­ческих расстройств.

Невротические расстройства - это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

  • все они относятся к функциональным видам расстройств, т.е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
  • имеют невротический уровень проявления, т.е. больной неза­висимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реаль­ной действительностью;
  • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирую­щим его фактором.

Профилактика психического стресса и коррекция его по­следствий включают следующие группы методов:
  • Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она за­ключается в так называемой превентивной концептуализа­ции, смысл которой состоит в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение на­выков управления состоянием психики.
  • Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть не­посредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвини­ков), слезы (у людей меланхолического склада).
  • Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утили­зации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воз­действий (музыка, запахи, природные факторы).
  • Фармакологическая коррекция, которая включает использо­вание лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психо­травму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, под­лежат общему оздоровлению.

Адаптогены - вещества растительного и животного про­исхождения, обладающие антистрессорным действием, повы­шающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу насту­пления утомления и укорачивающие восстановительный период.

К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных воз­можностей организма, а они не безграничны.

Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

  • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой си­туации непроизвольно впадают в летаргический сон);
  • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охо­той (во время мышечной активности сжигаются излишки ад­реналина - химической причины стресса);
  • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов - социального работника или пси­холога (групповые, аутотренинга);
  • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюде­ние за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
  • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения - смехотерапия);
  • секс и др.


Кроме невротических расстройств, существуют психические заболевания. Их количество, к сожалению, имеет тенденцию к росту, хотя в общей массе всех болезней их доля и так достаточноно велика. Например, в нашей республике психические расстройства стоят на 3-м месте по причине инвалидности (рис. 1). Вдумайтесь в тот факт, что каждая 9-я - 10-я больничная койка в России - психиатрическая.



Рис.1. Социально значимая патология в структуре первичной инвалидности по ее причинам

Психиатрия (от греч. psyhe + iatreia - душа, дух, сознание + врачевание, лечение) - отрасль клинической медицины, изу­чающая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экс­пертизы и реабилитации психически больных.

Самыми распространенными психическими заболевания­ми являются: умственная отсталость, шизофрения, психозы и эпилепсия. В психиатрии умственная отсталость называется олигофренией.

Олигофрения - психическое, главным образом умствен­ное недоразвитие. Олигофрения бывает трех степеней по выра­женности интеллектуального дефекта:

Дебильность (8,5%) - легкая степень олигофрении, ха­рактеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью воз­можностей обучения, сниженной социальной адаптацией;

Имбецильность (72,6%) - характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, косноязычием, возможно­стью усвоения лишь элементарных навыков;

Идиотия (18,9%) - наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических ре­акций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков.

Шизофрения - психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями лич­ности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами. Шизофрения считает­ся одним из самых тяжелых психических заболеваний.

Психоз - болезненное расстройство психики, проявляю­щееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства и др.). Одним из разновидностей этой патологии является маниакально-депрессивный психоз.

Эпилепсия - хроническая болезнь, обусловленная пора­жением головного мозга, проявляющаяся повторными судорож­ными или другими припадками и сопровождающаяся разнооб­разными изменениями личности.

Шизофрения, психозы и эпилепсия приводят к слабо­умию. Слабоумие - стойкое оскудение и упрощение психиче­ской деятельности, характеризующееся ослаблением познава­тельных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведе­ния. Слабоумие занимает первое ранговое место среди всех видов психической патологии.

Как следует из определений приведенных заболеваний, при них в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и др.), претерпевает из­менения сама структура личности.

Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сфе­рах жизнедеятельности - самообслуживании, общении, обуче­нии, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Причины многих психических заболеваний не до конца понятны, однако такая болезнь, как олигофрения чаще всего раз­вивается у детей алкоголиков. Алкоголь - яд, он не только нано­сит вред самому пьющему человеку, но и калечит потомство.

Стигматизация в определенной мере предопределена био­логически - животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма - устойчивое, труднопреодоли­мое убеждение.

В современном обществе большую роль в поддержании стигмы психических расстройств играют средства массовой ин­формации. Представляя общественности узкосфокусированные истории, основанные на избирательном восприятии ситуации, они усиливают негативное отношение и формируют стереотипы.

В конце 80-х гг. прошлого века в России СМИ была раз­вернута широкая антипсихиатрическая кампания, которая имела для психиатрии разнополюсные последствия. Население в связи с выведенным отрицательным образом психиатрии и психиатров более чем на 30% снизило обращения за психиатрической помо­щью.

Современный человек должен понимать, что нервно-психические перегрузки, стрессы могут любого привести на при­ем к психотерапевту или психологу. И это нормально. Не убегаем же мы от хирургов, например, с приступом аппендицита.

Однако необходимо четко представлять себе то, что лечением психиче­ских заболеваний, назначением любых психотропных (влияющих на психику) препаратов, имеют право заниматься только врачи; психиатры и психотерапевты. Помощь психолога предполагает: только вербальные методы воздействия. Вербальный (от лат. verbalis - словесный) - относящийся к речи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.