Нервно психические перегрузки монотонность труда

Статистика травматизма и заболеваемости показывает, что одной из главных причин аварий и несчастных случаев является сам человек, то есть его ошибочные действия в результате накопления усталости и снижения работоспособности.

Опасные и вредные производственные факторы психофизиологического характера можно разделить на две большие группы:

Физические перегрузки:

Нервно-психологические перегрузки:

- перенапряжение анализаторов и органов чувствительности.

Статические перегрузкивызываются длительным пребыванием человека в вынужденной рабочей позе или длительным статическим напряжениям отдельных групп мышц при выполнении работ.

Например: сидя или стоя с наклоненной головой (шейный и плечевой пояс); сидя или стоя с наклоненным туловищем (пояснично-крестцовый отдел); лежа (шейно-плечевая область); на коленках (коленные суставы); на корточках (коленные и голеностопные суставы, сдавливание нервов); с упором на локоть (давление на локтевой сустав); кистевой обхват (давление на ладонную поверхность кисти); жим на рукоятку инструмента (давление в области запястья, лучезапястного и локтевого сустава); удержание изделия на весу (нагрузки на лучезапястные и локтевые суставы, сгибатели кисти и предплечья).

- Динамические перегрузки вызываются большим количеством стереотипных движений за короткий промежуток времени.

Например: - динамические напряжения пальцев рук; - динамические напряжения лучезапястных суставов; - динамические напряжения локтевого сустава и предплечья; - динамические напряжения на шейную область (частые наклоны и повороты головы); - динамические напряжения на пояснично-крестцовую область (частые наклоны туловища).

Гиподинамические перегрузки вызываются нарушением функций организма при ограничении двигательной активности и снижения сопротивления мышц.

Например: перегрузки опорно-двигательного аппарата; - перегрузки системы кровообращения; - перегрузки системы дыхания; - перегрузки системы пищеварения и т.д.

Монотонность труда подразделяется на монотонность действия и монотонность обстановки.

Монотонность действия возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

Характеризуется:количеством однообразных повторяющихся действий в единицу времени; продолжительностью отдельных рабочих операций; степенью сложности выполняемых операций; принудительностью ритма и темпа работы; величиной и интенсивностью мышечной нагрузки.

Монотонность обстановки возникает в связи с воздействием на человека однообразных факторов окружающей рабочей среды, обстановки и дефицита поступающей информации, при пассивном наблюдении и контроле за автоматизированными процессами.

Характеризуется: малый объем полезной информации в единицу времени; небольшое количество объективного наблюдения и активных действий оператора в единицу времени; небольшая степень ответственности за принимаемые решения; ограничение поля наблюдения оператора; бедность внешних раздражителей.

Умственно-эмоциональные перегрузки вызываются информационной перегрузкой при дефиците времени на ее переработку, и приводят к перенапряжению процессов психики: внимания, ощущений, памяти, мышления, работоспособности, эмоций, утомляемости.

Умственно-эмоциональные перенапряжения могут характеризоваться двумя типами запредельного психического напряжения: тормозной и возбудимый тип.

Тормозной тип включает признаки: скованность и замедление движения; снижение скорости ответных реакций; замедление мыслительных процессов; ухудшение воспоминания; появление рассеянности.

Возбудимый тип включает признаки: гиперактивность; многословность; дрожание рук и голоса; раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Перенапряжение анализаторов и органов чувствительности вызывается в результате воздействия на них раздражителей, величин которых выходят за диапазоны чувствительности анализатора.

Например, величина звука ниже порога слышимости, а величина шума выше порога болевого ощущения.

Нервно-психические нагрузки, называемые еще напряженностью труда, являются факторами трудового процесса и входят составной частью вместе с физическими перегрузками (тяжесть труда) в понятие психофизиологических вредных производственных факторов.

Они характеризуются как фактор трудового или нетрудового процесса, который отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу человека. В связи с этим напряженность функций организма возникает под влиянием интеллектуальной, сенсорной (на органы чувств), эмоциональной нагрузок, монотонности нагрузок, нерационального режима работы.

Распространенность работ, различных ситуаций, при которых возникают нервно-психические нагрузки, очень велика. Примерами могут быть трудовая деятельность нескольких миллионов водителей транспортных средств, преподавателей, врачей, операторов за пультами управления, людей, работающих на высоте, в коммерции (бизнесменов, продавцов), в условиях повышенной опасности травм и отравлений, участвующих в ликвидации пожаров, аварий, подвергающихся воздействию интенсивного шума, нерациональной освещенности, охлаждающего микроклимата. Экстремальные бытовые ситуации (болезнь, смерть, криминальные ситуации) также могут быть причиной нервно-психических перегрузок.

Напряженность труда как вредный производственный фактор нередко воздействует на работника совместно с другими факторами (шумом, вибрацией, микроклиматом, физическими перегрузками и пр.). Одновременное влияние усиливает те неблагоприятные отклонения физиологического и патологического характера, которые возникают при воздействии одних нервно-психических нагрузок. Напряженность трудового процесса как вредный производственный фактор подлежит гигиеническому нормированию (табл. 5.30).

В результате воздействия нервно-психических нагрузок у человека могут возникнуть неблагоприятные физиологические реакции и некоторые заболевания.

Основной удар на себя принимают такие важные системы организма как центральная нервная и сердечно-сосудистая. Субъективно это отражается в преждевременном наступлении утомления (ослабление памяти и внимания, слуха и зрения, появление слабости). При медицинском осмотре можно отметить повышение частоты пульса, кровяного давления, сухожильных рефлексов. В дальнейшем не исключаются такие процессы как постепенная потеря массы тела, бессонница, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, изменение потенции. Исследования иммунно-защитных функций людей, имевших экстремальные нервно-психические перегрузки, приводят к тому, что временно на 3 — 4 нед после ситуации в их организме наблюдается резкое снижение указанной функции. Человек становится уязвимым для инфекционного начала, которое может быть как в окружающей среде, так и внутри организма. Такое иммунодефицитное состояние может стать основой для возникновения и последующего развития различных заболеваний.

Чрезмерная (экстремальная) перегрузка у отдельных лиц приводит к возникновению особого состояния, называемого стрессом. Не исключаются смертельные случаи от чрезмерно высоких нервно-психических перегрузок, в основе которых лежит острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Нервно-психические перегрузки являются своего рода толчком, способствующим возникновению заболеваний неспецифического (а у работников — производственно обусловленного) и специфи-

Класс условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатель напряженности трудового процесса Оптимальные (напряженность труда легкой степени) Допустимые (напряженность труда средней степени) Вредные условия груда (напряженный труд)
1 -й степени 2-й степени
1. Интеллектуальные нагрузки
Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим составлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, выполнение и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
Длительность сосредоточенного наблюдения, % от времени смены До 25 26-50 51-75 Более 75
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы До 75 76-175 176-300 Более 300
Число производственных объектов одновременного наблюдения До 5 6-10 11-25 Более 25
Размер объекта различения, мм, при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м, при длительности сосредоточенного наблюдения, % времени смены Более 5 мм — 100 % 5—1,1 мм — более 50%; 1—0,3 мм — до 50 %; менее 0,3 мм — до 25% 1 —0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 25-50% Менее 0,3 мм — более 50%

при буквенно-цифровом типе отображения информации

Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) До 16 16-20 20-25 Более 25
3. Эмоциональные нагрузки
Степень ответственности за результат собственной деятельности. 3 нач имость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой остановку технологического процесса, и может возникнуть опасностьдля жизни
Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
4. Монотонность нагрузок
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях Более 10 9-6 5-3 Менее 3

Окончание табл. 5.30


ческого (профессионального) характера. К заболеваниям неспецифического характера следует отнести болезни сердечно-сосудистой системы: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, атеросклероз. Эндокринные заболевания, сахарный диабет могут быть обусловлены нервно-психическими перегрузками, а из желудочно-кишечных заболеваний в данном случае следует назвать язвенную болезнь, из заболеваний центральной нервной системы — астению, так называемые невротические реактивные состояния.

Из нервно-психических заболеваний специфического (профессионального) характера официально можно назвать лишь одно заболевание. Это невроз, который может развиться вследствие длительного и непосредственного обслуживания душевнобольных людей. Он диагностируется у медицинского персонала в психиатрических учреждениях, преподавателей и обслуживающего персонала спецшкол для психически неполноценных людей.

Невроз (невротическое состояние) — это не психическое расстройство. При его начале возможна депрессия (угнетение) в виде снижения настроения, появления чувства безысходности, нарушения сна, ухудшения аппетита, раздражительности, переживания неудач. Во время медицинского осмотра наблюдаются истерические реакции с возбуждением, отказом от еды, навязчивыми состояниями. Больной при этом полностью осознает свое состояние. Начальная стадия заболевания требует лечения, а при ухудшении состояния необходимо оставить работу с душевнобольными людьми и начать лечение под постоянным врачебным наблюдением.

Мероприятия по снижению нервно-психических нагрузок включают создание оптимального психологического межличностного климата в любой среде обитания человека (на работе, дома, на отдыхе, на рабочем месте), создание благоприятных условий труда в виде снижения параметров вредных производственных факторов.

Для ликвидации условий, ведущих к преждевременному утомлению, предусматриваются мероприятия по рационализации режимов труда и отдыха, производственная гимнастика, музыкальное вещание, комнаты психологической разгрузки. Медико-профилактические меры предусматривают предварительные и периодические (предрейсовые) медицинские осмотры, своевременное лечение заболеваний.

1. Что такое климат?

2. Что такое производственный охлаждающий и нагревающий микроклимат.

3. Назовите профессиональные заболевания от воздействия производственного микроклимата.

4. Какие заболевания ухудшаются у человека под влиянием небла приятных метеорологических условий?

5. Каковы основные меры оздоровления производственного охла ющего микроклимата?

6. Каковы основные меры оздоровления производственного нагрева щего микроклимата?

7. Какие физические факторы влияют на здоровье человека?

8. Какие заболевания могут быть от воздействия шума?

9. В каких единицах измеряется и нормируется шум?

10. Назовите физические характеристики шума, которые необходим учитывать при борьбе с ним. '

11. Назовите основные меры по снижению шума.

12. Инфразвук. Особенности воздействия на человека.

13. Какие источники ультразвука самые распространенные, и каю воздействие он оказывает на здоровье человека?

14. Назовите причины возникновения вибрационной болезни и стадии течения. Назовите возможные лечебно-профилактические мероприятия.

15. Перечислите источники электромагнитного загрязнения среды. Н зовите основные характеристики ЭМП.

16. Оцените риск пользования мобильным телефоном, компьютере

17. Каковы источники поступления ионизирующих излучений.

18. К каким последствиям приводит воздействие ионизирующих излу чений на людей?

19. Какие излучения называются неионизирующими. Влияют ли он на здоровье человека?

20. Назовите профессиональные заболевания при воздействии ИК- УФ-изл учений.

21. Назовите пути поступления химических веществ в организм че ловека.

22. Назовите заболевания химического происхождения у населения.

23. Какие органы и системы организма работников повреждаются химического фактора?

24. Какие вредные факторы усиливают неблагоприятное воздействи химического фактора?

25. Назовите основные причины возникновения негативного влияни химического фактора и меры борьбы с ним.

26. Назовите производство, где имеет место биологический вредны производственный фактор.

27. В каких единицах измерения выражается количество биологическо го вредного фактора?

28. Назовите основные заболевания, возникающие от воздействия био логического вредного фактора.

редный производственный фактор – это фактор трудового процесса или среды, воздействие которого на при определенных условиях на работника может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности. Опасный производственный фактор – фактор способный стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или летального исхода.

Опасные и вредные производственные факторы, согласно ГОСТ 12.0.003, делятся по категориям:

  • Физические;
  • Химические;
  • Биологические;
  • Психофизиологические.


Схема 1. Классификация вредных и опасных факторов

Один и тот же опасный или вредный фактор по своей сути может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу.

Опасные производственные факторы – механические, электрические, падение с высоты, падение предметов, термические ожоги, химические ожоги, воздействие повышенных или пониженных температур, ДТП, падение, обрушение обвалы предметов и деталей, воздействие вредных веществ, и т. д.

Физические факторы:

  • Движущиеся машины и механизмы, подвижные части торгово-технологического оборудования, перемещаемые товары, тара, обрушивающиеся штабели складируемых материалов;
  • Повышенная/пониженная температура поверхностей оборудования, изделий;
  • Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
  • Повышенная/пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • Повышенный уровень шума, вибрации, влажности воздуха на рабочем месте;
  • Затруднение дыхания, сухость слизистых оболочек дыхательных путей;
  • Повышенная/пониженная подвижность воздуха;
  • Повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
  • Повышенные уровни электромагнитных излучений;
  • Отсутствие или недостаток естественного освещения и т. д.

Химические факторы – кислоты, едкие щелочи, дезинфицирующие, моющие средства.

Психофизиологические факторы — физические нервно-психические перегрузки, перенапряжение анализа­торов, монотонность труда.

Биологические факторы – воздействие окружающей среды, возможность столкновения с факторами, отравляющими воздух, что приводит к временной или продолжительной утрате работоспособности.

У вас остались вопросы? Получите бесплатный анализ вредных факторов на вашем предприятии. Задать вопрос

Критерии оценки условий труда

В соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ условия труда подразделяются на 4 класса:

1-й класс – оптимальные условия труда;

2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);

3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

  • 1-ая степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, способные вызвать функциональные изменения, которые требуют длительного восстановления.
  • 2-ая степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие производственным заболеваниям, появлению начальных признаков или легких форм профзаболеваний, возникающих после 15 и более лет работы в данных условиях;
  • 3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести в период трудовой деятельности, росту хронической патологии, включая временную утрату трудоспособности;
  • 4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний — значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, при которых в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в экстремальных условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ.

К какому классу будут отнесены рабочие места в вашей компании? Задайте вопрос в форму ниже. Вам ответит опытный эксперт. Получить консультацию

Психофизиологические качества

Экстремальные условия

Нервно-психические перегрузки должны быть вызваны объективными обстоятельствами и не должны быть связаны с добровольным приведением себя в психофизиологическое состояние, в котором данные перегрузки невозможно выдержать (в состоянии усталости сел за руль автомобиля, превысил разрешенную правилами дорожного движения скорость транспортного средства, не имел прав, допуска, лицензии и т.п.) (Лунеев В.В. Субъективное вменение. М., 2000. С. 51).

Это состояние беременности, в результате которого повышается раздражительность. неадекватное представление о собственной уязвимости, повышается обидчивость и т.п.

Это, возможно, состояние менструации, характеризующееся повышенной возбудимостью, раздражительностью женщины.

Это, возможно, состояние глухонемоты, слепоты, голода (Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004. С. 465 - 467).

Нервно-психические перегрузки - усталость, физическое или психическое перенапряжение в результате тяжелой физической работы, длительного непрерывного интеллектуального труда, например, при работе пилота самолета или машиниста электровоза вторую смену подряд (Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: Практическое пособие. М., 2006. С. 105).

Нервно-психические перегрузки выражаются в особом нервно-психологическом состоянии организма человека (вызванном, например, переутомлением, угнетающей или подавляющей эмоции, интеллект, волю реакцией на известие о смерти близкого человека или о его собственной неизлечимой болезни) (Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В.П. Ревина. М., 2009. С. 79 (автор - Л.Д. Гаухман)).

Нервно-психические перегрузки - усталость, физическое и психическое перенапряжение (в результате тяжелой физической работы, длительной интеллектуальной напряженности, бессонных ночей) значительно увеличивают подверженность человека ситуационным воздействиям, снижают, а часто и исключают возможность человека действовать адекватно в экстремальных условиях (Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: Психологический комментарий. М., 2009 // СПС "КонсультантПлюс").

Нервно-психические перегрузки вызывают у лица особое нервно-психологическое состояние, не позволяющее адекватно оценить обстоятельства происходящего (крайняя подавленность и заторможенность мыслительной деятельности в результате крайнего переутомления и проч.) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 79 (автор - И.Б. Колчевский)).

Б., осужденный по ч. 1 ст. 297 УК РФ за оскорбление участника судебного разбирательства Х. нецензурной бранью, просил отменить приговор на основании ч. 2 ст. 28 УК РФ по причине наличия у него гипертонической болезни 3 стадии и вследствие того что, находясь в обстановке грубого натиска задаваемых вопросов, на доли секунды потерял контроль над собой. Суд не пришел к мнению, что в силу гипертонической болезни 3 стадии Б. не смог справиться с условиями нахождения в суде в обстановке задавания ему вопросов в рамках закона.

К. была осуждена по ч. 5 ст. 33 и п. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

В своей кассационной жалобе она просила отменить приговор на основании ч. 2 ст. 28 УК РФ за невиновное причинение вреда - просила учесть, что оказывала помощь в поиске соучастников убийства, будучи принуждаема (психически и физически) к его совершению со стороны своего мужа. В частности, в отношении ее и членов ее семьи осуществлялись угрозы жизни. Этому принуждению (давлению) она не смогла противостоять.

Суд установил, что доводы осужденной К. "о невиновном причинении вреда", поскольку она якобы не могла предотвратить общественно опасные последствия своих действий в силу "несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальной ситуации", а также доводы об оказанном на нее давлении со стороны другого лица (ее мужа) не основаны на вердикте присяжных заседателей.

С. признан виновным в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ).

С., будучи врачом анестезиологом-реаниматологом, во время ночного дежурства в палате реанимации и интенсивной терапии осуществлял манипуляции по постановке желудочного назогастрального зонда пациентке К., находившейся в состоянии алкогольной комы. При введении зонда пациентке К. врач С. причинил ей перфорацию правого предсердия названным зондом, повлекшую острую кровопотерю и ее смерть.

Признавая С. виновным, суд первой инстанции не учел того, что ввиду болезни другого врача-анестезиолога С. был вынужден остаться на второе ночное дежурство и, осуществляя манипуляции по введению назогастрального зонда, находился в состоянии сильного физического переутомления, что является разновидностью нервно-психических перегрузок.

С. обладал всеми необходимыми профессиональными знаниями и навыками, позволяющими надлежащим образом выполнить свои профессиональные обязанности, но вследствие нервно-психических перегрузок не смог правильно ввести назогастральный зонд К., что было бы возможным при его нормальном психофизиологическом состоянии.

Таким образом, в действиях С. имел место казус, предусмотренный ч. 2 ст. 28 УК РФ, поскольку он направлял свою волю на предотвращение смерти К., но объективно не смог этого сделать, так как его психофизиологические качества не соответствовали состоянию нервно-психических перегрузок (Архив Октябрьского районного суда г. Пензы. 2007 г., дело N 1-217 // Недопекина Т.Б. Преступное легкомыслие: вопросы законодательного регулирования, проблемы теории и практики / Под ред. Г.В. Вериной. М., 2011. С. 93 - 94).

Это такие свойства личности, как импульсивность, агрессивность, самоуверенность, независимость и проч., особо проявляемые в аспекте связи "личного фактора" и "аварийности" (человек-машина) (Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 186).

Это уровень интеллектуального развития (знания, навыки, умения и т.д.), волевые качества, физическая подготовка, состояние здоровья и т.д. (Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2003. С. 161).

Это признаки субъекта, они раскрывают свойства личности, а именно характер и устойчивость психофизиологических реакций и психических процессов.

Это психические качества, обусловленные теми или иными физиологическими (нейрофизиологическими) механизмами. Это означает, что психические качества находятся в зависимости от лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов (сенсорных, моторных, вегетативных реакций, повреждений и стимуляции мозга).

Нельзя оправдывать умышленные деяния (убийства и т.п.), а также лиц, которые своими действиями создали экстремальные условия (например, событие ранения человека при выстреле) или нервно-психические перегрузки (состояние растерянности), потребовавшие от них таких психофизиологических качеств, которых у этих лиц нет (например, мгновенная психофизиологическая реакция на оказание помощи потерпевшему при его ранении) (Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. С. 412).

Под психофизиологическими качествами человека понимаются проявления его психических свойств в единстве с нейрофизиологическими процессами. Психические качества человека проявляются в его темпераменте, направленности, характере и способностях. Однако эти качества проявляются на фоне физиологических состояний - возбуждения, спокойствия, активности, утомленности и др.

Темперамент - природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В темпераменте проявляется чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации. Различные сочетания основных свойств нервных процессов (силы, уравновешенности и подвижности) образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе темпераментов. Слабому типу высшей нервной деятельности соответствует темперамент меланхолика. Сильному уравновешенному и подвижному типу высшей нервной деятельности соответствует темперамент сангвиника, а инертному - флегматика. Сильному неуравновешенному типу высшей нервной деятельности человека соответствует темперамент холерика. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву.

Направленность личности - это ценностно-ориентированное качество, иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, воспитываемая в человеке.

Характер человека как его психофизиологическое качество проявляется в системе устойчивых мотивов и регуляции способов поведения. Среди черт характера особенно важными являются выдержка и самообладание, т.е. способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях и экстремальных ситуациях. К чертам характера, влияющим на поведение человека в экстремальных условиях и при нервно-психических перегрузках, относятся эмоциональные особенности индивида.

Способности определяются как мера соответствия свойств личности требованиям конкретной ситуации (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2010. С. 107 - 108 (автор - В.П. Малков)).

Б., осужденный по ч. 1 ст. 297 УК РФ за оскорбление участника судебного разбирательства Х. нецензурной бранью, в своей кассационной жалобе просил отменить приговор на основании ч. 2 ст. 28 УК РФ по причине наличия у него гипертонической болезни 3 стадии и вследствие того что, находясь в обстановке грубого натиска задаваемых вопросов, на доли секунды потерял контроль над собой. Суд не пришел к мнению, что в силу гипертонической болезни 3 стадии Б. не смог справиться с условиями нахождения в суде в обстановке задавания ему вопросов в рамках закона.

К. была осуждена за пособничество в совершении убийства группой лиц по предварительному сговору, по найму (по ч. 5 ст. 33 и п. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105).

В своей кассационной жалобе она просила отменить приговор на основании ч. 2 ст. 28 УК РФ за невиновное причинение вреда - просила учесть ее молодой возраст и другие психофизиологические качества, в силу которых она не смогла противодействовать принуждению со стороны своего мужа совершить убийство Т.

Это объективные требования среды, когда сознание человека не подготовлено к нештатной ситуации и ее разрешению . когда вообще отсутствует человеческий опыт надлежащей реакции . или он имеется, но оказался оправданно недоступен лицу, попавшему в экстремальную ситуацию (Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004. С. 463).

Экстремальные условия могут означать неожиданное возникновение или изменение ситуации, к которым лицо не готово и по своим психофизиологическим качествам не способно принять в экстремальных условиях оптимальное решение и найти способ предотвращения вредных последствий (например, в условиях аварии по причине конструктивных дефектов или заводского брака машины или механизма; в обстановке стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации; в случае возникновения нештатной ситуации при выполнении работ водолазами, спелеологами, при занятии альпинизмом и т.д.) (Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: Практическое пособие. М., 2006. С. 105).

Экстремальные условия представляют собой крайние, т.е. выходящие за рамки обычных, условия, осложняющие или обостряющие ситуацию, требующие повышенного внимания, немедленного реагирования и т.п. (Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В.П. Ревина. М., 2009. С. 79 (автор - Л.Д. Гаухман)).

Экстремальные условия не позволяют лицу объективно оценить ситуацию и сосредоточить внимание или не предоставляют достаточно времени для реагирования на внезапно изменившуюся обстановку (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 79 (автор - И.Б. Колчевский)).

Это чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения адаптации; это такие условия, которые выходят за рамки обычных, либо такое усложнение обстановки, которое требует особого внимания и немедленного реагирования.

Эти условия требуют предельной мобилизации адаптивных возможностей человека, они способны приводить к формированию "экстремального состояния", характеризующегося срывом деятельности и нарушением психической устойчивости (цит. по: Недопекина Т.Б. Преступное легкомыслие: вопросы законодательного регулирования, проблемы теории и практики / Под ред. Г.В. Вериной. М., 2011. С. 96).

Б., осужденный по ч. 1 ст. 297 УК РФ ("Неуважение к суду") за оскорбление участника судебного разбирательства Х. нецензурной бранью, в своей кассационной жалобе просил отменить приговор на основании ч. 2 ст. 28 УК РФ по причине наличия у него гипертонической болезни 3 стадии и вследствие того что, находясь в обстановке грубого натиска задаваемых вопросов, на доли секунды потерял контроль над собой.

Суд не принял во внимание, что в суде для Б. были созданы экстремальные условия. Задавание вопросов не выходило за пределы установленных рамок судебного процесса.

В отношении Б. не предпринимались агрессивные движения и не высказывались оскорбления в его адрес, о чем свидетельствует протокол судебного заседания, из которого следует, что судья не останавливал задающего вопросы Б. и не делал замечаний о ненадлежащем - противоправном или аморальном поведении в отношении его.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.