Нервно психические заболевания лекция

Нервные психические болезни

“ Ш И З О Ф Р Е Н И Я ”

Преподаватель: Стенькова Э. Т.

1. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. 2

2. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. 6

3. ШИЗОФРЕНИЯ. 8

4. ДИАГНОСТИКА. 10

Причины психических заболеваний

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ , или расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга. Но не всяякое нарушение приводит к психическим эаболеваниям. Известно, например, что при некоторых нервных заболеваниях, несмотря на то, что повреждающий процесс локализуется в головном мозге, психических расстройств может и не быть.

При психических заболеваниях, в отличие их от заболеваний внутренних органов, преимущественно нарушается адекватное отражение действительности. Так, если человек не узна ет привычной обстановки, принимает ее за нечто другое, а окружающих его людей рассматривает как злоумышлеников или врагов, если этот человек наряду с реальным восприятием находится во власти зрительных и слуховых галлюцинаций, если его охватывает без видимой причины страх или состояние безудержного веселья, то налицо искаженное отражение реального мира и соответственно этому неправильное поведение - бегство от мнимых врагов, агрессивное нападение на воображаемых противников, попытки к самоубийству и т. п.

Психические заболевания весьма распространены, число психически больных на всем земном шаре достигает 150 млн., причем в связи с увеличением продолжительности жизни отмечается тенденция к росту этого числа. Причины психических заболеваний разнообразны. Среди них существенную роль играют наследственные факторыC:\www\doc2html\work\-54519-13919440008679\input\Oligof

Однако возникновение и развитие психоза в ряде случаев обусловлены сочетанием наследственного предрасположения с неблагоприятными внешними факторами (инфекциями, травмами, интоксикациями, травмирующими психику ситуациями). Внутриутробные повреждения плода в связи с болезнью и травмами матери во время беременности могут быть причиной задержки психического развития ребенка, эпилепсии и других психических болезней.

Известно также, что отрицательно влияют на потомство пьянство родителей, зачатие в нетрезвом виде (даже одного из супругов) или употребление алкоголя во время беременности. Причиной психических заболеваний часто служат интоксикации, травмы головы, болезни внутренних органов, инфекции. С интоксикациями, например, связаны хронический алкоголизм и наркомания среди инф. заболеваний, вызывающих психозы,- энцефалиты, сифилис мозга, бруцеллез, токоплазмоз, сыпной тиф, некоторые формы гриппа.

В происхождении неврозов и реактивных психозов основную роль играют психические травмы, к-рые иногда только провоцируют наследственную предрасположенность к болезни. В происхождении психических заболеваний определенную роль играет комбинация причинных факторов с индивидуальными

особенностями человека. Например, не у всех лиц, страдающих сифилисом, развивается сифилитический психоз, и только у небольшого числа больных атеросклерозом сосудов головного мозга возникает слабоумие или галлюцинаторно-бредовой психоз.

Развитию психического заболевания в этих случаях могут способствовать предшествующие основной болезни травмы мозга, бытовые интоксикации (от алкоголя), некоторые болезни внутренних органов, наследственная отягощенность психическим заболеванием. Пол и возраст также имеют определенное значение в развитии психических болезней. Так, например, психические расстройства у мужчин встречаются чаще, чем у женщин. При этом у мужчин чаще наблюдаются травматические и алкогольные психозы, у женщин - маниакально-депрессивный психоз и инволюционные (предстарческие) психозы, депрессии. Это, вероятно, объясняется не столько биологическими свойствами пола, сколько социальными факторами. Мужчины в силу сложившихся традиций чаще злоупотребляют алкоголем, и в связи с этим, естественно, у них и чаще наблюдаются алкогольные психозы. В такой же мере не от биологии пола, а от социальных условий зависит преобладание у мужчин психозов травматического происхождения.

Что касается возраста, то совершенно очевидно, что многие психические болезни наблюдаются только у детей, или только в пожилом возрасте, или преимущественно в каком-либо одном возрасте. Частота ряда заболеваний, напр. шизофрении, достигает максимума в возрасте от 20 до 35 лет и явно падает к старости.

Как многообразно действие причинных факторов, так многообразны формы и типы психических заболеваний. Одни из них возникают остро и носят преходящий характер (острые интоксикационные, инфекционные и травматические психозы). Другие же развиваются исподволь и протекают хронически с нарастанием и углублением тяжести нарушения (нек-рые формы шизофрении, старческие и сосудистые психозы). Третьи, обнаруживаясь в раннем детстве, не прогрессируют, вызванная ими патология устойчива и в течение жизни больного существенно не изменяется (олигофрения). Ряд

психических заболеваний протекает в форме приступов или фаз, оканчивающихся полным выздоровлением (маниакально-депрессивный психоз, нек-рые формы шизофрении).

Существующее предубеждение о роковом исходе психических заболеваний не имеет достаточных оснований. Эти заболевания не однородны по диагнозу и прогнозу; одни из них протекают благоприятно и не приводят к инвалидности, другие - менее благоприятны, но все же при своевременно начатом лечении дают значительный процент полного или частичного выздоровления. Следует предостеречь против представления о психических заболеваниях как явлениях позорных, которых надо стесняться. Именно с этими заблуждениями связаны несчастные случаи с психически больными, а также появление запущенных форм психозов, с трудом поддающихся лечению.

Симптомы психических болезней.

Наиболее частыми симптомами психических 6олезней являются галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, расстройства памяти, слабоумие.

Галлюцинации - одна из форм нарушения восприятия окружающего мира. В этих случаях восприятия возникают без реального раздражителя, реального объекта, обладают чувственной яркостью и неотличимы от существующих в действительности предметов. Встречаются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные галлюцинации. Больные в это время действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают, не представляют.

Бред - ложное суждение (умозаключение), возникающее без соответствующего повода. Оно не поддается разубеждению, несмотря на то что противоречит действительности и всему предшествующему опыту заболевшего. Бред противостоит любому самому вескому доводу, чем отличается от простых ошибок суждения. По содержанию различают: бред величия (богатства, особого происхождения, изобретательства, реформаторства, гениальности, влюбленности), бред преследования (отравления, обвинения, ограбления, ревности); бред самоуничижения (греховности, самообвинения, болезни, разрушения внутренних органов).

Навязчивые состояния - непроизвольно и непреодолимо возникающие мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, движения, болезненный характер к-рых осознается, критически оценивается и с к-рыми субъект постоянно борется.

Аффективные расстройства - расстройства, связанные с нарушением настроения. Их разделяют на маниакальные и депрессивные состояния. Для маниакальных состояний характерны повышенное радостное настроение, стремление к деятельности, ускорение темпа мышления, для депрессивных - пониженное, тоскливое настроение, замедление мышления.

Расстроиства сознания - преходящие кратковременные (часы, дни) нарушения психической деятельности, для к-рых характерны частичная или полная отрешенность от окружающего, различные степени дезориентировки в месте, времени, окружающих лицах, нарушения мышления с частичной или полной невозможностью правильных суждений, полное или частичное запамятование событий, происходящих в период расстроенного сознания. Расстроиства памяти выражаются в снижении способности запоминать,

сохранять и воспроизводить факты и события. Полное отсутствие памяти называется амнезией.

Слабоумие - необратимое обеднение всей психической деятельности, сопровождаемое утратой или снижением полученных в прошлом знаний и навыков. Слабоумие бывает врожденным или возникает в результате перенесенных заболеваний.

Ш И З О Ф Р Е Н И Я

ШИЗОФРЕНИЯ - психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Причина заболевания неизвестна, нередко отмечается наследственная передача.

В зависимости от формы шизофрения наблюдаются различные проявления расстройства психики - бред, галлюцинации, возбуждение, обездвиженность и другие стойкие изменения, прогрессирующие по мере развития болезни. Первые симптомы не вполне специфичны: сходные расстройства могут быть и при других психических болезнях. Однако в последующем наступают стойкие изменения психики или, как их иначе называют, изменения личности. Они-то и характерны для шизофрении. Тем не менее степень их выраженности зависит от формы, этапа (раннего или позднего) течения болезни, темпа ее развития и от того, течет ли болезнь непрерывно или с улучшениями (ремиссиями).

На самых ранних этапах болезни, как правило, еще до возникновения выраженных явлений психоза, эти стойкие и все нарастающие изменения психики выражаются в том, что больные становятся малоразговорчивыми, необщительными, замыкаются в себе; они теряют интерес к своей работе, учебе, к жизни и делам своих близких, друзей. Больные нередко удивляют окружающих тем, что ими овладевает интерес к таким областям знаний и к таким занятиям, к которым они ранее не испытывали никакого влечения (философия, математика, религия, конструирование). Они становятся равнодушными ко многому из того, что раньше их волновало (семейные и служебные дела, болезнь близких), и, напротив, повышенно чувствительными к пустякам. Одни больные при этом перестают уделять внимание своему туалету, становятся неопрятными, вялыми, опускаются; другие напряжены, суетливы, куда-то уходят, что-то

делают, о чем-то сосредоточенно думают, не делясь с близкими тем, что их в это время занимает. Нередко на задаваемые им вопросы отвечают длинными путанными рассуждениями, бесплодным мудрствованием, лишенными конкретности .

Подобные изменения у одних больных наступают быстро, у других исподволь, незаметно. У одних эти изменения, нарастая, составляют основное в картине болезни, у других вскоре возникают иные симптомы, т. е. развиваются различные формы заболевания.

Учитывая разнообразие проявлений болезни, диагноз шизофрении может поставить только врач-психиатр. Своевременная постановка диагноза необходима для правильного и успешного лечения и создания больному щадящих условий труда и быта. Несмотря на то, что причина болезни неизвестна, она поддается лечению. Современная психиатрия располагает широким выбором лечебных методов (медикаментозных, психотерапевтических, трудотерапевтических), позволяющих воздействовать на шизофрению . Сочетание этих методов с системой мер по восстановлению трудоспособности и способности к активной жизни в коллективе дает возможность добиться длительного отсутствия проявлений болезни.

Больные шизофренией вне обострений сохраняют трудоспособность, могут жить в семье, находясь под регулярным наблюдением психиатра. О состоянии больного, о возможности амбулаторного лечения или о необходимости госпитализации, о сроках пребывания в больнице может судить только врач. Оценка состояния больного как им самим, так и его родственниками часто ошибочна.

Необходимы постоянное и регулярное наблюдение специалистов и строгое соблюдение врачебных рекомендаций. Как все психические болезни, шизофрения связана с ограничением выбора профессии. Вопросы выбора и смены специальности, работы должны решаться совместно с психиатром и в интересах больного.

Диагностика психических заболеваний

Диагностика психических заболеваний в младенчестве остается трудноосуществимой и малодоступной. Тем не менее по данным ретроспективного анамнеза, представленным в работах известных отечественных и зарубежных детских психиатров, нарушения психомоторного развития и различные неврологические отклонения, в том числе и двигательные, в раннем детстве обнаруживаются у 65-80% детей, больных шизофренией, ранним детским аутизмом, олигофренией и другими заболеваниями. В общей картине психических заболеваний у детей раннего возраста им принадлежит заметное место. В младенчестве они нередко затушевывают патологию собственно психических функций, приводя к ошибочной диагностике, в связи с чем их распознавание и правильная клиническая оценка приобретают диагностическое и лечебное значение.

Двигательный анализатор в первый год жизни ребенка является зоной интеграции и перекодирования поступающих афферентных импульсов и определяет общее поведение

ребенка. Между его созреванием и психическим развитием ребенка, как правило, имеется тесная связь.

Изменения в сроках приобретения двигательных навыков, с одной стороны, указывают на отклонения в созревании нервной системы, а , с другой стороны, могут отражать нарушение формирования связей двигательного анализатора со зрительным, слуховым, кинестетическим и психическими функциями, искажая организацию простых движений,сложных двигательных актов или двигательное поведение в целом. Можно полагать, что онтогенез моторики и его отклонения не только отражают процесс созревания нервной системы, но и служат индикаторами имеющейся или формирующейся психической патологии и могут быть выявлены. Эта гипотеза была положена в основу проведенного исследования.

Наше сообщение основано на результатах 10-летнего перспективного комплексного наблюдения за нервно-психическим развитием и динамикой неврологических симптомов у 103 детей от больных шизофренией родителей с динамическим психиатрическим и неврологическим обследованием. 46 детей поступили под наблюдение в возрасте 1-12 месяцев, остальные - в возрасте 1-3 лет. В качестве контрольных групп служили 30 детей, перенесших перинатальную гипоксическую энцефалопатию, и 38 больных детской шизофренией, независимо от генетической отягощенности.

Спустя 5-7 лет наблюдения проведена психиатрическая квалификация психического состояния детей от больных шизофренией родителей, в результате которой дети основной группы были разделены на 4 подгруппы: заболевшие шизофренией и ранним детским аутизмом (30 человек), дети с формированием шизоидной психопатии (33 человека), дети с другими психическими расстройствами нешизофренического круга

(15 человек) и 25 детей оставались психически здоровыми. В этих подгруппах проведен сравнительный анализ локомоторного развития и двигательных нарушений во взаимосвязи с возникновением эндогенного процесса.

С позиции психиатрии раннего возраста впервые использованы эволюционно-неврологический метод и традиционное неврологическое обследование, а также разработаны другие неврологические приемы к изучению психической патологии в младенчестве. Для облегчения диагностики создана методика и схема оценки неврологического и психического развития детей первых лет жизни.

В ходе динамического наблюдения у детей с эндогенной психической патологией в 94% выделен особый тип формирования локомоторики. Его характеризует искажение постурально-моторной спирали развития и значительная задержка формирования двигательных навыков на фоне диффузной мышечной гипотонии и при отсутствии парезов. У подавляющего большинства детей данный тип локомоторики сочетался с диссоциацией психического развития как отдельных психических функций ,так и в их совокупности. На первом году жизни у детей с шизофренией и ранним детским аутизмом выявлялся характерный симптомокомплекс нарушений развития, нейро-психическая дезинтеграция, имеющий большую клиническую ценность: недостаточность адаптационных реакций, вегетативно-инстинктивные дисфункции, изменение общей активности , нарушение ориентировочных реакций, искажение эмоциональных реакций и отсутствие стремления к общению, отклонения в формировании предречевых этапов речи, нарушения постурально-моторного развития вплоть до задержки или искажения общего процесса нервно-психического развития. У здоровых детей данный тип формирования локомоторики не установлен ни в одном из наблюдений.

Двигательные нарушения, обнаруженные у всех заболевших шизофренией и ранним детским аутизмом детей и у большинства детей с формированием шизоидной психопатии, были условно систематизированы в следующие симптомокомплексы: своеобразные нарушения локомоторного развития, изменение общей двигательной активности,расстройства мышечного тонуса, синдромы экстрапирамидных нарушений, атактические расстройства, речедвигательные нарушения, патологические психомоторные феномены, пароксизмальные состояния, которые обнаружили большую связь с возникновением эндогенного психического заболевания. Двигательные неврологические симптомы у детей с шизофренией и ранним детским аутизмом имели ряд особенностей: они, как правило, были двусторонними; степень выраженности двигательных расстройств имела ундулирующий характер и зависела от психического состояния ребенка; с возрастом двигательная недостаточность уменьшалась.

Неспецифичность неврологических симптомов в первые два года жизни часто создает трудности в дифференциальной диагностике при разграничении обнаруживаемых двигательных нарушений от неврологических заболеваний, в частности атонически-астатической формы детского церебрального паралича, реже спастической диплегии и гемипареза, врожденной патологии обмена с поражением ЦНС и рядом других заболеваний. Это сходство связано прежде всего с задержкой редукции безусловных рефлексов мезенцефально-стволового уровня, значительным отставанием в формировании цепных туловищных рефлексов и реакции выпрямления, диффузной мышечной гипотонией, общим двигательным статусом, напоминающим неспецифический синдром "вялого ребенка". При отсутствии парезов, при формальной сформированности эфферентного звена моторики, первичного мотонейрона,

"бездеятельными" оказываются высшие системы интеграции, анализа, афферентного синтеза поступающей афферентной и эфферентной информации, что в результате приводит к двигательным нарушениям, симулирующим органическую неврологическую патологию.

На 1-м году жизни в общей картине отклонений нервно-психического развития ребенка более наглядно выступали как РАССТРОЙСТВА дезорганизация постурально-

моторного развития и симптомокомплексы преходящих двигательных и вегетативно-инстинктивных дисфункций, тогда как нарушения психических функций чаще оставались незамеченными. Они становились очевидными и выступали на первый план обычно после 2-х лет.

Описание нервно-психических заболеваний

К нервно-психическим расстройствам относят состояние человека, в котором меняется сознание и появляется характер разрушительного поведения.

Нервно-психические заболевания характеризуются умеренным уровнем расстройства психики. Подобные заболевания определяются психической дискоординацией, неуравновешенностью, нарушением циклов сна и бодрствования, а также состоянием гиперактивности и наличием мнимых заболеваний.

Психологи не всегда могут определить симптомы расстройства психики, связанные с биологическими, медицинскими и социальными факторами. Обычно источником подобных нарушений являются физиологические сбои в работе организма.

Причины нервно-психических заболеваний

Основными причинами являются психологические факторы. Сюда относятся острые психические травмы или продолжительный период неудач, когда создается длительное психическое напряжение.

Эмоциональная напряженность проявляется не только в психике человека, но и в сбое работы внутренних органов, таких как сердечной аритмии, дисфункции дыхания и нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

  • Курсовая работа Нервно-психические заболевания 470 руб.
  • Реферат Нервно-психические заболевания 220 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психические заболевания 250 руб.

Чаще всего нервные расстройства ограничиваются функциональными и временными формами. Тем не менее, иногда, при эмоциональном напряжении возникают заболевания, связанные с психическим перенапряжением. При этом стрессовый фактор имеет важное значение, например при кожных заболеваниях, гипертонии или желудочных заболеваниях.

Следующим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний, является расстройство вегетативной нервной системы. Нарушения характеризуются:

  • скачками артериального давления,
  • нарушением ритма сердца,
  • головными болями,
  • расстройством сна,
  • потливостью,
  • ознобом,
  • дрожью пальцев на руках,
  • неприятными ощущениями в теле.

Подобные психические напряжения фиксируются в сознании человека и появляются в стрессовых ситуациях в виде тревоги или скованности.

Третьим фактором, влияющим на появление нервно-психических заболеваний служат индивидуальные особенности человека. Некоторые люди имеют склонность к неустойчивым проявлениям в характере, эмоциональному дисбалансу и привычке постоянно переживать в любых обстоятельствах и ситуациях. Таким образом, у них формируется риск развития психических расстройств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четвертым фактором являются сложные периоды в жизни человека. Существуют стрессовые периоды в жизни человека. Этап увеличенного риска приходит в возрасте от 3 до 5 лет при формировании личностного я, затем в период от 12 до 15 лет происходит половое созревание ребенка, во время которого перестраиваются все системы организма.

Диагностика и лечение нервно-психических заболеваний

Среди современных психиатров главной задачей является установление точного диагноза и результативное восстановление нормальной деятельности психики. В медицинских учреждениях заболеваниями психики занимаются профессиональные психотерапевты, обладающие высшей квалификацией и солидным опытом. Они подходят к пониманию причин психических расстройств с различных сторон и назначают разноплановое лечение.

Обычно лечение нервно-психических заболеваний основано на исследовании психосоматики тела, потому что подобные нарушения являются следствием заболеваний внутренних органов и систем.

Бывает так, что у человека существует болезнь, о которой он ничего не знает, при этом она является источником его психических расстройств. Например, состояние депрессии может быть связано с болезнями желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Нервно-психические расстройства диагностируются и лечатся с использованием современного оборудования, новейших лекарственных средств и лучших профессиональных методов. В современном мире существует большая вероятность успешного лечения нервно-психических заболеваний. Полагаясь на возможности медицины и на поддержку близких людей, страдающий человек может полностью восстановиться и вернуться к нормальной жизни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Причины психических расстройств

П с и х и ч е с к и е б о л е з н и – это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов.

П р и ч и н ы психических болезней. В возникновении и развитии ряда психических болезней большое значение имеет отягощенная патологическая наследственность. Четко установленные ныне наследственные болезни с прямой передачей потомкам конкретных клинически выраженных патологических признаков составляют лишь небольшую часть психических болезней и относятся преимущественно к группе олигофрений.

Значительно чаще встречается наследственное предрасположение, которое приводит к заболеванию под влиянием различных дополнительных неблагоприятных внешних факторов.

В некоторых случаях психические расстройства обусловлены воздействием различных вредностей на развивающийся мозг плода во внутриутробном периоде. Обычно результатом таких воздействий оказываются различные варианты умственной отсталости - олигофрении.

Психические заболевания могут возникать в результате острых или хронических отравлений и инфекционных болезней (токсоплазмоз, цитомегалия и т.д.).

Психические заболевания возникают также вследствие самоотравления организма продуктами нарушенного обмена веществ (аутоинтоксикация), вырабатывающимися в организме при нарушениях деятельности его органов и систем. Таковы психические расстройства при диабете, раке и некоторых других заболеваниях.

Одной из причин психических расстройств может служить перенесенная черепно- мозговая травма (ушиб, сотрясение, сдавление или ранение головного мозга).

Сосудистые заболевания (склероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь и их осложнения: кровоизлияния в головной мозг, тромбоз или длительный спазм сосудов головного мозга) также могут приводить к психическим расстройствам.

Психические заболевания нередко возникают в результате тяжких психических травм, различных стрессовых ситуаций. Психическая травматизация может быть внезапной, острой, шоковой и длительной, хронической. Острые психогенные состояния возникают при стихийных бедствиях, внезапности психической травмы (землетрясение, пожар, внезапная гибель близкого человека и т.п.). Они протекают в виде ступора или возбуждения и, как правило, длятся лишь несколько часов. Обычно затяжная психическая травматизация касается наиболее тяжелых для данной личности сторон (чести, достоинства, социального престижа и т.д.). Психическое воздействие на беременную женщину может вызвать нарушение нормального развития головного мозга плода.

Установлено, что элементы, из которых складываются психические расстройства, в зачаточной форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, только обозначены. Возникновению и прогрессированию психических нарушений способствуют определенные условия, в которых человек пребывает в семье и обществе. В других ситуациях социальная среда может затруднять развитие психических болезней (например, во время Великой Отечественной войны снизилось количество психических больных.

Течение психических заболеваний

По течению психические заболевания бывают острые - которые развиваются быстро и часто заканчиваются выздоровлением (например, алкогольные и интоксикационные психозы, реактивные состояния) и хронические, которые отличаются постепенно развивающейся стадийностью течения.

В течении хронических психических заболеваний различают несколько стадий. Стадия предвестников характеризуется симптомами, общими для самых разнообразных болезней в этом периоде, - головными болями, раздражительностью, тревожностью. В дальнейшем появляются симптомы, характерные только для данного заболевания. Это - начальная стадия или дебют болезни. Начальная стадия может развиваться постепенно или быстро, остро и характеризуется такими симптомами, как бредовые идеи, галлюцинации, речедвигательное возбуждение и т.п. В дальнейшем наблюдается развернутая картина болезни, которой также присущи определенные закономерности течения: оно может быть быстрым, злокачественным или медленным, иногда “застывшим” (при олигофрении, травмах головного мозга).

Периоды улучшения (ремиссии) бывают различными по продолжительности - от нескольких недель до нескольких лет.

Третья стадия – исход может характеризоваться выздоровлением (при острых психозах, исключительных состояниях), периодическими приступами (обострениями), появлением специфического слабоумия (психического дефекта), смертью (обычно от присоединившихся соматических осложнений).

Классификация психических болезней

Классификация психических болезней производится с учетом их причин, характера клинических проявлений и особенностей течения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) взяла на себя функции создания единой международной классификации болезней (МКБ). В настоящее время в нашей стране происходит переход от МКБ 9-го пересмотра к МКБ 10-го. Существуют и иные подходы к классификации.

процессуальные заболевания, которые имеют определенное начало, развитие, исход и обнаруживают тенденцию к разрушению личности и появлению психического дефекта, приводящего к органическим изменениям в головном мозгу. Эти заболевания в свою очередь по причинам их возникновения подразделяют на 2 группы:

а) группу эндогенных психических болезней, в возникновении которых основное значение имеют наследственные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.);

б) группу экзогенных психических болезней, в возникновении которых основное значение имеют внешние факторы (инфекции, интоксикации, травмы ЦНС и т. д.);

непроцессуальные заболевания, к которым относят непрогрессирующие формы психических нарушений, т.е. не обнаруживающих нарастания клинических психических проявлений. Среди них выделяют состояния, обусловленные патологией пре- , пери- и постнатального развития, а также влиянием неблагоприятных факторов среды (психопатии, олигофрении).

Особо выделяют исключительные состояния, возникающие остро, как правило, у лиц, перенесших органические поражения ЦНС, или у психически здоровых, быстро проходящие и обычно заканчивающиеся выздоровлением (патологическое опьянение, временные реактивные состояния и др.).

Единая классификация диктуется не только медицинскими требованиями к диагностике, учету и т. д., но и социальными (единый подход к реабилитации, инвалидизации и пр.).

При постановке диагноза, т. е. при определении формы и вида заболевания необходимо учитывать: этиологию (происхождение) болезни, симптоматику, течение, тяжесть, фазу процесса, прогноз и исход заболевания. Только совокупность этих данных позволит установить нозологические формы психических болезней или их ведущие синдромы, сделать вывод о необходимости лечения, привлечения к уголовной и иной ответственности за совершенное деяние, определить дееспособность, трудовые возможности и инвалидизацию пациента.

При СПЭ особенно важно учитывать характер перенесенных заболеваний в прошлом, особенности развития личности и поведения больного в различных жизненных ситуациях. Все это определяет необходимость тщательного изучения материалов дела.

Психиатрическое обследование - это комплекс медицинских мероприятий, в состав которого входят сбор анамнеза, определение психического статуса испытуемого, результаты применения различных методов исследования и медицинское наблюдение за ним. Сведения, полученные от пациента, называются субъективным анамнезом, а данные, полученные от лечебных учреждений, специалистов-медиков, из материалов дела, - объективным анамнезом, причем эксперт-психиатр может беседовать с родственниками испытуемого только в исключительных случаях по разрешению судебно-следственных органов, назначивших СПЭ.

Определение психического статуса подэкспертного достигается путем бесед с ним, постоянного наблюдения за его поведением (в том числе и скрытого), фиксацией симптомов и синдромов, а также применением методов экспериментально - психологических исследований (различные психологические тесты и т. п.).

Обязательным является также физическое, лабораторное и инструментальное обследование подэкспертного, т.к. ряд психологических нарушений сопровождается изменениями со стороны соматоневрологической сферы.

СИМПТОМАТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (РАССТРОЙСТВ)

Введение в структурно - функциональные основы психической деятельности человека

Основным структурным и функциональным элементом нервной ткани является нейрон, т. е. нервная клетка с ее отростками. От каждой нервной клетки отходит один главный отросток, по которому нервные импульсы проводятся по направлению от тела нервной клетки к иннервируемому органу или другой нервной клетке. Это так называемый осевоцилиндрический отросток или аксон. Другие отростки нервной клетки, ветвящиеся подобно дереву и проводящие нервные импульсы с периферии к телу нервной клетки, называются дендритами. Передача нервных импульсов с одного нейрона на другой или к какому - либо органу осуществляется в результате контакта между отростками нервных клеток или нервной клеткой и тканью органа .

Нервная система человека (как у позвоночных животных) делится на центральную и периферическую . В тесном взаимодействии с центральной и периферической находится так называемая вегетативная нервная система, совокупность обеих систем обеспечивает нервную деятельность человека.

Центральная нервная система

Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг и заключена в костные покровы - черепную коробку и позвоночный столб. Мозг покрыт тремя оболочками : твердой, паутинной и сосудистой.

Большой или головной мозг, в свою очередь, состоит из мозгового ствола, включающего продолговатый и средний мозг, мозжечка и больших полушарий. Названные отделы головного мозга выполняют различные функции.

Поверхностный слой больших полушарий головного мозга образован главным образом телами нервных клеток, имеет серый цвет и называется корковым слоем или корой головного мозга.

Под серым веществом головного мозга находится белое вещество, состоящее преимущественно из нервных отростков, нервных волокон и промежуточной ткани или нейроглии.

Серое вещество имеется и в лежащих в гулине полушарий скоплениях нервных клеток - подкорковых узлах, которые вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми составляют подкорковую область, связанную с корой и контролируемую последней. Подкорковые узлы управляют простейшими эмоциями и осуществляют сложные врожденные формы поведения, которые называют инстинктами. В последнее время установлено большое значение для интегральной деятельности головного мозга структур ретикулярной формации, находящихся, в основном, в стволе мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, ножки мозга), а также в гипоталамусе. В настоящее время принято говорить о едином лимбико-гипоталамо - ретикулярном комплексе, регулирующем его деятельность. Кора больших полушарий имеет исключительно сложное, не до конца изученное, строение. В ней различают шесть основных слоев.

Путем длительного наблюдения и в результате опытов над животными установлено, что разные виды нервной деятельности связаны с отдельными участками коры головного мозга: зрительные импульсы - с затылочной областью мозга, двигательные - с передней центральной извилиной, слуховые - с височной.

Функции мозга хотя и локализованы в определенном участке коры, вместе с тем присущи всей коре как единому целому. Именно поэтому в случае повреждения в мозгу центра какой-либо функции может произойти частичное или полное ее восстановление за счет других участков, за счет клеток, разбросанных по коре мозга, имеющих отношение к данной функции.

Важнейшую роль в жизнедеятельности организма играет продолговатый мозг, в котором расположены жизненно важные центры, в том числе центр сердечно-сосудистой системы, дыхательный, центр регуляции температуры тела и другие, регулирующие функции постоянно действующих внутренних органов.

Часть волокон проводящих путей, проходящих через продолговатый мозг, перекрещивается: с правой стороны они проходят на левую и с левой на правую. Поэтому при поражении какого-либо участка левого полушария головного мозга выпадают или нарушаются некоторые функции, например, движение конечностей на правой половине тела.

Мозжечок играет важную роль в регуляции равновесия тела, мышечного тонуса и координации движений.

Спинной мозг представляет цилиндрический тяж, разделенный продольными бороздками на две симметричные половины. Спинной мозг покрыт мозговыми оболочками.

Проведение возбуждения от периферии к центрам мозга осуществляется по чувствительным (центростремительным) нервным волокнам, входящим в спинной мозг в составе его задних корешков, а проведение возбуждения от нервных центров к мышцам осуществляется двигательными (центробежными) нервными волокнами, которые выходят из спинного мозга, образуя передние корешки.

Периферическая нервная система

Представляет собой часть нервной системы, включающей нервы, нервные узлы или ганглии (скопление нервных клеток вне головного и спинного мозга) и нервные окончания (рецепторы). В ее состав также входят нервы, отходящие от головного и спинного мозга. Двенадцать пар нервов отходят непосредственно от головного мозга и носят название черепномозговых. В состав каждого периферического нерва входят нервные волоски, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образований (рецепторов) в центральную нервную систему. Это так называемые чувствительные волокна нерва.

По двигательным волокнам распространяются импульсы, направляющиеся от центральной нервной системы ко всем органам и тканям. В составе периферической нервной системы с физиологической точки зрения выделяют соматическую и вегетативную части.

Соматическая часть периферической нервной системы представлена чувствительными и двигательными нервными волокнами спинномозговых нервов. Она иннервирует кожу, скелетные мышцы, суставы, сухожилия, позволяют управлять движениями и осуществлять произвольно некоторые другие функции.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов. Нервные клетки вегетативной нервной системы заложены в определенных отделах центральной нервной системы: в головном мозге и спинном мозгу, образуя центры вегетативной системы в периферических нервных узлах, расположенных в виде цепочек по обе стороны позвоночника, а также в некоторых внутренних органах. Такие узлы и сплетения имеются в мышце сердца, железах внутренней и внешней секреции, стенках пищевода, желудка и кишечника, мочевом пузыре, матке и других органах. На основании анатомических и функциональных особенностей вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую части.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы анатомически связана со спинным мозгом, где находятся тела первых нейронов. Их отростки заканчиваются в нервных узлах, располагающихся двумя цепочками по обе стороны позвоночника, где находятся тела вторых нейронов, отростки которых иннервируют рабочие органы.

Симпатическая иннервация обеспечивает повышение обмена веществ, сужение сосудов, учащение сердечных сокращений, расширение зрачков и бронхов и другие функции.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы иннервирует те же органы, что и симпатическая, но вызывает противоположные эффекты - уменьшает силу и частоту сердечных сокращений, сужает зрачки и бронхи и так далее. Она образована скоплениями нервных клеток в среднем и продолговатом мозге, крестцовом отделе спинного мозга, отходящими от них нервами, а также нервными узлами, расположенными или около иннервируемого органа или в его стенке.

Установлена функциональная зависимость вегетативной нервной системы и внутренних органов от центральной нервной системы, в том числе и от коры больших полушарий головного мозга .

Органы чувств представляют собой специализированные образования, состоящие из чувствительных нервных клеток (рецепторов) и вспомогательных нервных волокон, которые воспринимают и первично анализируют различные раздражения из внешней и внутренней среды и передают информацию о них в центральную нервную систему . Возбуждение в виде нервных импульсов от рецептора по нервам поступает в кору головного мозга, где в соответствующей зоне происходит дифференциация раздражителей и возникают зрительные, звуковые и другие ощущения. Совокупность нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражение, наш великий соотечественник, русский физиолог И.П. Павлов (1909) назвал анализатором. В анализаторе различают периферическую, проводниковую и центральную части. Периферической частью анализатора является воспринимающий раздражение рецептор, проводниковой - чувствительные нервы, передающие возбуждение от рецепторов в центральную нервную систему, центральной частью - определенная зона коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения. Например, периферической частью слухового анализатора является ухо (наружное, среднее и слуховая часть внутреннего), проводниковой - слуховой нерв, центральной - слуховая зона коры головного мозга, расположенная на наружной поверхности височной доли больших полушарий мозга.

Все части анализатора функционируют как единое целое, поэтому повреждение любой из них приводит к утрате функции слухового анализатора.

К органам чувств относятся анализаторы зрения, слуха, равновесия, осязания, вкуса и обоняния.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.